Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с неврозами

Вейц А.Э. (Сумгаит, Азербайджан)


Вейц Алина Эмильевна

– детский врач-психоневролог, Сумгаитский городской психоневрологический диспансер.

Аннотация. В статье представлена дифференциальная диагностика эмоциональных нарушений у детей с неврозами неорганической этиологии и детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10), разработанная по результатам исследования дошкольников и младших школьников. Выявлены клинико-психологические особенности эмоциональных расстройств у детей обеих групп. Отмечены особенности протекания эмоциональных реакций при церебрастеническом синдроме. Проведенное исследование позволило разработать дифференциально-диагностические критерии эмоциональных нарушений органического происхождения, что дает возможность более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения у детей, нарушения волевой сферы у детей, неврозоподобный синдром у детей, церебрастенический синдром у детей, неврозы у детей, психология эмоций, резидуально-органическая патология ЦНС.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте характеризуются рудиментарностью, атипичностью, проявлением в виде эквивалентов (поведенческих и соматовегетативных) [17, 8]. В связи с этими особенностями нет единой классификации эмоциональных нарушений у детей [10, 5, 9, 12], и, соответственно, трудно провести дифференциальный диагноз между эмоциональными расстройствами у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами.

Для определения клинико-психологических особенностей эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС (F 06.8 по МКБ-10) и проведения дифдиагностики с таковыми у детей с неврозами мы руководствовались следующими эмоциональными показателями [23]:

1. Количественная характеристика

2. Качественная характеристика

6. Динамика (темп протекания, быстрота возникновения или изменения эмоций)

7. Степень осознанности, самооценка

8. Саморегуляция, самоконтроль

9. Отношение к родителям и остальным окружающим

В нашем исследовании изучалось 120 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разделенных на 2 группы по 60 человек каждая – дети с неврозоподобным синдромом (основная, первая группа) и дети с неврозами (2 группа).

Критерии включения в основную группу – возраст 5-10 лет, резидуально-органическое поражение ЦНС в анамнезе, наличие признаков неврозоподобного синдрома и (или) форм церебрастенического синдрома F 06.6 (одна или смешанный вариант), наличие эмоциональных расстройств с особенностями протекания, характерными для неврозоподобного синдрома.

Критерии исключения из основной группы – возраст младше 5 и старше 10 лет, неорганическая этиология, а также этиология, обусловленная не резидуально-органическими поражениями ЦНС в анте-, интра- или постнатальном периодах, а недавно перенесенными ЧМТ или инфекционными заболеваниями головного мозга (менингиты, энцефалиты), наличие неврозоподобного синдрома в рамках вялотекущей шизофрении, наличие умственной отсталости, инвалидизирующих соматических заболеваний и текущего органического заболевания ЦНС, наличие расстройств галлюцинаторно-бредового регистра.

Рассмотрим каждый параметр отдельно.

Для детей обеих групп характерны фобии – страхи, которые приобрели признаки навязчивости. У детей 2 группы они проявляются в форме фобической гипотимии – снижения настроения, связанного с навязчивым страхом или страхами [14, 6, 11, 20]. Они осознают всю нелепость страхов и пытаются от них избавиться, стесняясь их и очень болезненно воспринимая реплики окружающих (p < 0.01). В то же время дети 1 группы не обращают внимания на свой недуг, совершенно безразличны к мнению окружающих (p < 0.02), не стремятся от них избавиться. Критика к своим страхам у них отсутствует.

Если при неврозоподобных состояниях такие симптомы, как дефицит внимания, ухудшение памяти, энурез, энкопрез, нарушение сна, эмоциональная лабильность, нарушение коммуникативных функций, патологические действия (сосание пальцев, кусание ногтей, трихотиломания, онанизм и т.д.), – носят непрерывный характер, то у детей с неврозами их проявления связаны с отношениями с окружающими и зависят от психосоциальных факторов [15, 19]. У последних это выражается в виде депрессивных состояний, сопровождающихся соматовегетативными и двигательными нарушениями. Настроение таких детей начинает снижаться, они становятся вялыми, заторможенными, капризными, плаксивыми. Появляется нарушение сна, энурез, энкопрез. Наблюдается ухудшение памяти, снижается концентрация внимания, в результате чего снижается школьная успеваемость, возникают проблемы в отношениях со сверстниками, родителями и учителями. Дети становятся конфликтными, резко снижается их самооценка, повышается тревожность. Как компенсация, возникают патологические действия.

При дифдиагностике необходимо учитывать, что депрессивные проявления у детей с неврозами сходны с неврозоподобной симптоматикой и имеют циклический характер, а у детей основной группы – непрерывный. Также при депрессиях обязательна личностная реакция, которая в более слабой степени, чем у старших детей и взрослых, но все же выражена у исследуемых детей с неврозами (p ≤ 0.01).Тогда как у детей с неврозоподобным синдромом личностная реакция отсутствует(p ≤ 0.01) – следовательно, у них не бывает депрессивных состояний.

2. По результатам наших наблюдений, из качественных характеристик эмоциональных нарушений для детей основной группы характерны такие паратимии (извращение эмоций, несоответствие эмоционального реагирования вызвавшей его ситуации), как эмоциональная откликаемость и амбивалентность. В силу эмоционального инфантилизма, незрелости эмоционально-волевой сферы дети с неврозоподобным синдромом не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование. Поэтому они стремятся повторить эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость). Эти дети не способны четко дифференцировать эмоции, осознавать противоположность испытываемых ими чувств к одному и тому же объекту (амбивалентность).

5. По длительности – детям второй группы свойственны эмоциональные реакции, для которых типична отчетливая связь возникших переживаний с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, а детям первой – эмоциональные состояния, характеризующиеся стойким изменением нервно-психического тонуса [14, 2, 21]. Из эмоциональных состояний у этих детей особенно часто встречается фрустрация, выражающаяся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемых непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели [23, 15].

По результатам нашего исследования по методу Розенцвейга, показатели фрустрации у детей с неврозоподобным синдромом отличаются от таковых у детей с неврозами. Так, преобладание в ответах реакций NP у детей основной группы (p ≤ 0.05) свидетельствует о том, что у них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями; низкий процент реакций OD (p ≤ 0.01) показывает, что они не могут правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, не способны самостоятельно принимать решения; низкий процент интрапунитивных реакций I (p ≤ 0.01) свидетельствует об отсутствии у них способности к самокритике, умения адекватно оценивать свои поступки и потребности в необходимости их оценивать.

6. Динамика эмоциональных нарушений у детей обеих групп также различна – для 1 группы характерны слабодушие или недержание аффекта, встречающееся в рамках церебрастенического синдрома, являющегося ведущим для резидуально-органической патологии ЦНС, а также эмоциональная ригидность. При слабодушии у детей с неврозоподобным синдромом наблюдаются быстрые переходы от благодушия к слезливости и наоборот, причем благодушие и слезливость – видимые, не соответствуют глубине эмоциональных переживаний. Очень характерна для таких детей эмоциональная ригидность – дети не могут быстро переключиться с одной эмоциональной реакции на другую, не могут быстро адаптироваться к смене ситуации. У 80 % этих детей невозможность переключения эмоций сопровождается агрессивностью (эксплозивность).

Для детей второй группы характерна эмоциональная неустойчивость, при которой, в отличие от детей основной группы, – эмоциональные реакции строго дифффернцированы, протекают очень бурно и всегда зависят от изменения ситуации.

7. Степень осознанности своего состояния у детей с неврозоподобным синдромом низкая. Они и не пытаются понять свои недуги, не пытаются с ними бороться, не стыдятся их, им безразлично мнение окружающих, в связи с чем самооценка у них не занижена (p < 0.01). Она просто не выражена, у них отсутствует критика к своему состоянию. Эти дети не осознают себя как личность, у них отсутствует реакция личности на свой дефект.

8. По результатам опросника Кеттелла, степень саморегуляции у детей первой группы низкая(p ≤ 0.05), они не могут организовать свое время, планировать свои дела, им трудно сосредоточиться на чем-то одном, они не могут направить свою энергию в конструктивное русло. Ответственность за поступки у них – минимальная (p ≤ 0.05), а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств, привыкли к сиюминутному исполнению желаний, а когда это не удается – становятся агрессивными и дисфоричными, не хотят ничего менять.

Результаты исследований представлены в таблице:

Таблица. Показатели эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами


И.В. Крук выделил ЦС с преимущественными нарушениями в познавательной сфере и ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, каждый из которых в свою очередь подразделяется на астеногиподинамический и астеногипердинамический варианты [14].

Мы наблюдали за детьми с ЦС с преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере (ЦС III и ЦС IV типа). Из эмоциональных нарушений при ЦС III типа (атеноадинамический вариант) наблюдается слабодушие, эмоциональная истощаемость, дисфории и характерная иррациональность между причиной эмоциональной реакции и ее проявлением. Эмоциональные реакции при этом развивались по типу замкнутого круга. При невыполнении желания дети плакали, а когда их пытались утешить или даже исполнить это желание – плач только усиливался.

Для эмоциональных нарушений при ЦС IV типа, по нашим наблюдениям, характерна повышенная возбудимость, эксплозивность, неустойчивость интересов, эмоциональная истощаемость, незрелость эмоций, агрессивность.

При дифдиагностике эмоциональных нарушений у детей с ЦС и с неврастенией мы обращали внимание на отсутствие связи проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией, на отсутствие реакции личности на свой дефект, на более грубый и стойкий характер протекания эмоций у детей с неврозоподобным синдромом. Кроме того, эмоциональная истощаемость у детей с ЦС сопровождается двигательной и когнитивной истощаемостью, обильной вегетососудистой симптоматикой и негрубыми неврологическими изменениями, выявляемыми клиническим и параклиническим путем [1].

Таким образом, при диффференциальной диагностике эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным и невротическими синдромами необходимо учитывать следующие особенности:

• В силу незрелости эмоционально-волевой сферы, дети с неврозоподобным синдромом не способны четко дифференцировать эмоции, разделять их на положительные и отрицательные.

• Им свойственен эмоциональный инфантилизм, в силу чего они не могут полностью осознать ситуацию и проявить адекватное эмоциональное реагирование.

• Для них характерно несоответствие эмоциональных проявлений возникшей ситуации – на обстоятельства, требующие острого, немедленного реагирования, они не обращают внимания, их эмоциональные реакции носят стертый, однообразный характер. В обычных же, бытовых ситуациях эти дети могут проявить беспричинную агрессивность и(или) эксплозивность (чрезмерную эмоциональную возбудимость с бурными аффективными вспышками, сопровождающуюся агрессией и дисфорией). Эксплозивность обусловлена органической природой неврозоподобного синдрома.

• Для детей с неврозоподобным синдромом специфична алекситимия, при которой дети не могут определить свое эмоциональное состояние, в связи с чем они начинают копировать эмоциональные реакции окружающих (эмоциональная откликаемость).

• Они не могут своевременно переключаться с одной эмоциональной реакции на другую. Им свойственна эмоциональная ригидность.

• Им свойственна низкая фрустрационная толерантность. У них преобладают желания над возможностями, такие дети подвержены сиюминутному удовлетворению потребностей, не задумываясь над последствиями. При неудовлетворении желаний они становятся агрессивными, неуправляемыми.

• Дети основной группы не осознают свои недуги, не стесняются их и не пытаются с ними бороться. Им безразлично мнение окружающих, самооценка их не выражена, т.к. эти дети не осознают себя как личность.

• Они неустойчивы в интересах и редко доводят начатое до конца, ответственность за поступки у них – минимальная, а зачастую вообще отсутствует, они привыкли, что все решают за них, не осознают серьезности возложенных на них обязательств.

• Отношение к родителям у них – неоднозначное, амбивалентное – они испытывают одновременно и положительные, и отрицательные эмоции к каждому родителю.

• Они склонны к интроверсии.

• Эмоциональные нарушения у них носят затяжной характер и выражаются в виде стойких эмоциональных состояний.

• В силу вышеперечисленных особенностей эмоционального реагирования дети основной группы часто остаются непонятым окружающими, конфликтуют с ними, у них отсутствуют коммуникативные навыки, им трудно адаптироваться в семье, садике, школе.

• Неврозоподобный синдром у детей с органической патологией ЦНС обязательно сопровождается церебрастеническим, в силу чего всем этим детям свойственна раздражительная слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная, поведенческая и когнитивная истощаемость.

• Эмоциональные нарушения у детей основной группы сопровождаются т.н. органической симптоматикой и особенностями личностного реагирования, характерного для органиков, а именно:

а) Вегетативно-сосудистыми расстройствами (метеозависимость, неперносимость жары и холода, поездок в транспорте, колебания массы тела, нарушения аппетита, стула и т.д.),

б) Неврологической рассеянной микросимптоматикой (повышение ВЧД, небольшие нарушения ликвородинамики, изменения ЭЭГ по резидуально-органическому типу).

в) Отсутствием связи интенсивности проявления эмоциональных нарушений с психотравмирующей ситуацией.

г) Отсутствием реакции личности на свой дефект.

Все вышеперечисленное служит дифдиагностическим критерием эмоциональных нарушений органического происхождения.

Учитывая выявленные в результате исследования клинико-психологические особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозоподобным синдромом, обусловленным органической патологией ЦНС, можно будет более дифференцированно подойти к диагностике, лечению, психологической коррекции и реабилитации.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Характеристика расстройства эмоционально-волевой сферы у детей с различными диагнозами

Скачать:

ВложениеРазмер
messages_1768461062.doc 73 КБ

Предварительный просмотр:

Расстройства эмоционально-волевой сферы у детей.

Группы детей с органической основой

Описание расстройств эмоционально-волевой сферы

Умственно отсталые дети

Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения. Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному:

1. Повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

2. Пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов – незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других – гиподинамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопровождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями – побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. При возникновении страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте – страх болезни и смерти.

Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относятся недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через одинаковые промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следует отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые также могут наблюдаться при детских церебральных параличах.

3. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

4. Повышенная впечатлительность. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

5. Повышенная утомляемость – еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение – ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

6. Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами – это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем дети без данного заболевания. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Дети с нарушениями речи(алалия)

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

  1. выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  2. агрессивность, драчливость, конфликтность ;
  3. повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
  4. чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
  5. энурез (недержание мочи) ;
  6. онанизм;
  7. повышенную обидчивость, ранимость;
  8. склонность к болезненному фантазированию.

Особенности эмоционально-волевой сферы: у детей с алалией часто наблюдается психический инфантилизм, одной из характерных черт которого являются особенности эмоционально-волевой сферы. Эти особенности проявляются в лабильности настроения (причем смена настроения часто неадекватна), характерна некоторая дурашливость, отсутствие самокритики, излишняя доверчивость. Игровая деятельность также отличается своеобразием: интерес к игре как правило летучий, чаще у детей с алалией в игре роль ведомых. Наблюдение за игровой сферой может быть крайне информативным в плане характеристики эмоционально-волевой сферы. У детей с более выраженной органической недостаточностью могут наблюдаться проявления немотивированной агрессии, раздражительности, характерно нежелание вступать в контакт, замкнутость, волевые качества не развиты, при затруднениях следует отказ от начатой деятельности.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • природу и сущность изучаемых нарушений;
  • • теоретические понятия по проблемам расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • • особенности индивидуального подхода к лицам данной категории;
  • • специфику диагностической и коррекционной работы с данной категорией детей и подростков;

уметь

  • • проводить психолого-педагогическое обследование при нарушениях эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • • оказывать психологическую помощь семьям при данных нарушениях развития ребенка;
  • • осуществлять психологическое сопровождение обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями эмоциональноволевой сферы и поведения;

владеть

  • • навыками первичной и дифференциальной диагностики;
  • • навыками и приемами составления и реализации коррекционно-развивающих программ.

Я отличаюсь от других людей тем, что мне не все равно то, что им все равно.

Человек с аутизмом

Особенности развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения. Общая характеристика

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере, проявляющиеся в их поведении. Поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека, имеющей преимущественно форму внешних действий и поступков.

Являясь проявлением активного отношения человека к миру, поведение часто рассматривается в контексте ведущих деятельностей человека: таких как познание, общение, игра, учебная и профессиональная деятельность [1] .

Исходя из определения поведения, в нем выделяются две равнозначные составляющие, а именно потребностная сфера, вызывающая активность, и собственно характер этой активности. "Доступ" к первой составляющей обеспечивается, прежде всего, через анализ эмоциональных состояний человека, их интенсивности, позитивности и негативности испытываемых эмоций. Именно переживаемые человеком эмоции отражают значимость и привлекательность происходящих событий и в целом окружающего мира для человека. Переживаемые эмоциональные состояния являются первыми сигналами, говорящими об удовлетворении или неудовлетворении актуальных потребностей человека и "призывом" к соответствующему поведению.

Именно переживание было предложено Л. С. Выготским в качестве "единицы измерения" характера взаимодействия ребенка и окружающей среды. Ученый писал: "Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она представляет собой – средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды" [2] . "В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне в том, как я переживаю эту среду; с другой – сказываются особенности развития моей личности" [3] .

Несмотря на достаточное разнообразие классификаций нарушений поведения в целом, основой для квалификации поведения как отклоняющегося является понятие о норме развития применительно к различным проявлениям активности человека.

Среди детей, которых Л. С. Выготский называл "трудными" в широком смысле слова, ученым выделялась группа детей "трудных в собственном смысле слова – правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты" [4] . Главной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием, а именно конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач, игра в одиночестве или на компьютере и т.д., может протекать на высоком уровне.

Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей и подростков Р. Дженкинса (R. Jenkins) можно выделить следующие типы нарушения поведения: гиперкенетическая реакция, тревога, уход по аутистическому типу, несоциализированная агрессивность, реакция бегства, групповые правонарушения.

В Международной классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков последнего пересмотра (МКБ-10) данные нарушения представлены в рубрике "Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" (F90-F98):

F90 – гинеркинетические расстройства.

F91 – расстройства поведения.

F91.0 – расстройство поведения, ограниченное семейным окружением.

F91.1 – несоциализированное расстройство поведения.

F91.2 – социализированное расстройство поведения.

F91.3 – оппозиционно-вызывающее расстройство.

F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций.

F93 – эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста.

F94 – расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов.

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Несмотря на неоднородность данной группы, можно выделить следующие общие признаки, свидетельствующие о наличии у детей разнообразных расстройств эмоционально-волевой сферы:

  • – выраженные аффективные проявления по отношению к окружающим;
  • – несоответствие конкретной ситуации, вызвавшей аффект интенсивности аффективных проявлений;
  • – неспособность устанавливать и поддерживать положительные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • – широкий диапазон настроений, с преимущественным доминированием негативного эмоционального фона;
  • – тревожно-фобические состояния, связанные с личностными или школьными проблемами.

Вышеприведенные особенности детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (children with emotional and behavioral disorders – EBD) легли в основу закона о лицах с отклонениями в развитии в США в части определения особой группы детей и подростков, нуждающихся в специальной помощи [5] . Серьезным нарушением в эмоциональной сфере и поведении, согласно данному закону, является проявление одной или более приведенных ниже характеристик, наблюдающихся в течение длительного времени и столь выраженной интенсивности, что это негативным образом отражается на эффективности образовательного процесса.

A. Трудности в обучении, не связанные с интеллектуальными, сенсорными факторами и физическим здоровьем.

B. Неспособность строить и поддерживать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

C. Несоответствующие (неадекватные) способы поведения или проявлений эмоций при нормальных обстоятельствах.

D. Преобладающее депрессивное состояние, ощущение себя несчастным.

E. Тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с личностными или школьными проблемами.

Таким образом, ребенок с выраженными нарушениями поведения или серьезными эмоциональными расстройствами проявляет несоответствующее возрасту поведение, ведущее к социальному конфликту.

Нарушение поведения всегда предполагают причинение беспокойства другим людям. В любом обществе неприемлемы: физическая агрессия, постоянное проявление несчастливости, двигательная расторможенность или, наоборот, выраженная отгороженность от людей, боязливость.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.