Ребенок часто вздыхает невроз

Или пройдет само?

Начну с того, что сама я страда. этим неврозом очень давно. Скажем прямо помимо этого невроза у меня еще вагон и маленькая тележка всяких неврозов, да так, что для любого специалиста я просто не паханное поле для работы. Да,есть с этим проблемы, но мне всегда недосуг заниматься своими "болячками", поэтому я всегда откладываю поход в "кабинет человека в белом халате".

Но речь о ребенке. Ребенке, которому всего 4,5 года, который в последнее время крайне криклив, шумен, нетерпелив, капризен и хулиганен.

Я стала замечать это день назад. Это- невроз вдоха. Состояние не из приятных. Когда ты пытаешься сделать вдох и воздух застревает где-то в области трахеи и совсем не доходит до легких. Приходится прикладывать усилия, чтобы сделать вдох до конца. и вот, когда вроде "отпустило", начинается опять.

У меня такое состояние четко связано с моим нервно-психическим состоянием. Если я нервничаю, переживаю- "это" не заставляет себя долго ждать. Но мне с этим справиться легче, я просто переключаю свою внимание. И проходит. Ведь вся фишка в том, что это продолжается ровно до тех пор, пока мы акцентируем на это внимание. А, поверьте, об этом просто невозможно не думать, когда не получается полноценно вдохнуть.

Так вот ребенку намного тяжелее с этим справиться. Всю неделю он был у свекрови. Она после операции не может пока к нам приезжать, а в саду карантин за карантином, да и мы сами только после гриппа. Видимо переживал, что нас рядом нет, приехал и чувствую началось опять (последний раз было где-то год назад. Мы были на волне капризов и истерик). Сегодня перед сном опять. Я в таких ситуациях укладываюсь рядом, глажу спинку, мы вместе вспоминаем про наш летний отпуск.

Понимаю, что надо к врачу. Но вот к какому? К неврологу? Судя по информации из Интернета, походы к неврологам с подобными жалобами выливаются кучей лекарств. К психологу? Нам не доводилось еще побывать у психолога в наши 4,5 года. Насколько ощутимы работы с психологами именно таких маленьких деток? Не будет ли это дополнительной нагрузкой на ребенка? У меня у мужа прям триллер из детства с этими психологами. Кажется именно в 5 лет его повели к психологу (не знаю с "чем"), но знаю, что потом он ходил к другому психологу, чтобы исправить ошибки предыдущего. Короче, не знаю в чем было дело, но как мне сказали свекровь и муж, от психологов он потом шарахался вплоть до конца школы. К слову сказать, до сих пор если заходит речь о психологе (у меня как-то был порыв отвести его к семейному психологу), его аж потрясывать начинает.

Или просто самой успокоиться и попробовать обойтись без помощи врача?

Проблемы, которые есть на сегодня:

2. Непонятная "аккуратность". Обязательно надо, чтобы в комнате все было на своих местах, чтобы увлажнитель стоял в углу, чтобы подушка ровно по-середине, чтобы одеяло было заправлено по-армейски.

Пишу последние строчки и понимаю, что к психологу нам надо точно.

Но! Не хочу вести его в кабинеты, в поликлиники, в специальные центры. Хочу, чтобы уж если психолог, то обстановка была "его".

Они ходят на дом? Есть ли у Вас на примете хороший специалист, который сможет приезжать в Подольск?

Поиск по форуму
Расширенный поиск
Найти все сообщения с благодарностями
Поиск по дневникам
Расширенный поиск
К странице.
Страница 1 из 2 1 2 >

Здравствуйте!
Если рассматривать с психологической точки зрения, тик - это хроническое мышечное напряжение в результате не переработанного стресса.

Что Вы имеете ввиду под "дыхательным неврозом"?

Если Вы заинтересованы в психологическом взгляде не вздохи дочери, расскажите подробнее о

Просто началось это явление после того, как пошли после летнего перерыва в сад, очень нервничает, плачет и не хочет ходить. Когда пошли год назад, получили нервный тик в виде моргания.

Спасибо за комментарии

В общем, до педиатра пока не дошли, а к неврологу вчера сходили. Осмотрела, выслушала, диагноз - тики неврозоподобного характера. Сказала, основное лечение - психотерапия, также назначила магне В 6 и ноофен. Вот, кстати, по ноофену очень волнуюсь - как он вообще в применении, насколько эффективен и в чём его влияние на нервную систему, психику, не опасен ли?

Почему я склонна всё-таки к неврологической составляющей? Да вот хотя бы вчера, сидит, периодически вздыхает. Как только сказала, ложись спать, завтра утром рано в сад, задышала часто, как собачка, слёзы, истерика. В сад так и не пошли, вызвали бабушку, такая вот грустная история.

Да вот хотя бы вчера, сидит, периодически вздыхает. Как только сказала, ложись спать, завтра утром рано в сад, задышала часто, как собачка, слёзы, истерика. В сад так и не пошли, вызвали бабушку, такая вот грустная история.

вот и у меня есть такое же интуитивное ощущение, да и всунуть эти препараты в ребёнка. мама дорогая, целая проблема

а чем же нам лечиться? или ничем? успокоится и само пройдёт? очень уж меня смущает этот ноофен

кардиограмма хорошая, педиатра вызывали на дом по причине ларингита, заодно спросили и про вздохи. Послушала, её вердикт тоже - нервное. Говорит, вот вы же в случае проблем вздыхаете, вот и ребёнок так. Три недели просидели дома, вздохи стали единичными. Назначенные неврологом лекарства подавала только неделю, изначально не очень хотелось их давать. А потом лечили ларингит с бронхитом, в сад не ходили, и вовсе в этих лекарствах я перестала видеть смысл.

Сейчас пошли в сад, снова со слезами, всё понимает, пытается себя сдержать, но всё-равно очень не хочет ходить и нервничает. Вздохи. пока, мне кажется, единичные, а может и чаще стали, а может я просто слишком пристально присматриваюсь. Не знаю, может, какие успокоительные подавать?

Здравствуйте!
По врачебной части нет патологии.
Значит происхождение вздохов эмоциональное.

Вы заинтересованы в консультации психолога?

Да, в консультации психолога очень заинтересована. Мне в соответствующую темку?

Сейчас пошли в сад, снова со слезами, всё понимает, пытается себя сдержать, но всё-равно очень не хочет ходить и нервничает. Вздохи. пока, мне кажется, единичные, а может и чаще стали, а может я просто слишком пристально присматриваюсь.

Ребенок не может контролировать силой воли навязчивые вздохи. От усиленного контроля они наоборот будут только сильнее. Внимание ребенка фиксировано на них. Она уже понимает, с Ваших слов, что этого делать не нужно, это плохо. И это понимание и фиксация создают еще большее напряжение, отсюда и вздохи усилятся.

Поэтому Ваша задача сейчас не присматриваться к возможному учащению вздохов дочери. Есть - значит, есть; чаще - ну значит чаще; реже - тоже неплохо. Ослабление Вашего внимания к вздохам, Вашего напряженного ожидания, покажут дочери, что это не нужно контролировать, это не плохо. И ее внутреннее напряжение ослабнет. Вздохи от этого не уйдут, но не будут усиливаться.
Это первый шаг.
Пробуйте. Будут трудности - пишите.

Пока пробуете, опишите, кто входит в состав семьи, какие отношения между членами семьи. Как они реагируют на вздохи дочери.

О чем плачет ребенок, когда в сад собирается?



Жалобы на одышку при неврозе и ВСД, которая представляет собой ничто иное как телесное проявление все того же невроза, являются одними из самых частых среди всех физических симптомов тревожных расстройств.

Что и не удивительно, так как дыхание – это первое, что изменяется на нервной почве. А страх задохнуться – самый глубинный и неотъемлемый у человека.

Проявления нервной одышки

Симптомы психогенной одышки включают в себя:

  • ощущение того, что вы дышите (обычно мы не замечаем этого);
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство, что дышать тяжело, не удается сделать полный вдох и захватить с ним достаточное количество воздуха;
  • потребность пыхтеть и задыхаться;
  • мысли о том, что вы должны заставлять себя дышать, и если вы забудете это делать, то дыхание тут же прекратиться;
  • частую зевоту;
  • одышку, как после бега, но совершенно на ровном месте без видимой причины.

Все перечисленные симптомы могут являть себя одновременно или сменять друг друга. А могут преобладать только один или два из них.

Иногда проблемы с дыханием возникают на явно нервной почве, то есть ясно связаны с каким-либо стрессовом событием в жизни. А иногда приходят как будто не от куда.

Они могут донимать весь день. А могут возникать лишь в отдельные часы. Могут посещать каждый день. А могут появляться только изредка.

Когда-то затруднённое дыхание при ВСД проявляет себя отдельно от других симптомов заболевания, а когда-то дополняет их.

У некоторых людей усиления ощущения того, что им сложно дышать, провоцирует стильный ветер, дующий в лицо.

Однако крайне мало вероятно, что у вас что-то найдут. Если бы у вас была патология, которая вызывала настоящие проблемы с дыханием, вы бы о ней давно знали. Как раз одышка при неврозе, ВСД – это тот симптом, который никогда не находит медицинских подтверждений, кроме постановки все того же диагноза – вегето-сосудистая дистония.

Причины возникновения

Первая причина одышки при ВСД. Поскольку вегето-сосудистая дистония – это просто телесное отражение постоянного стресса и тревоги, люди, страдающие от этой напасти, часто форсируют свое дыхание. Даже не замечая этого. Ведь они постоянно готовятся либо бежать, либо нападать. Хотя им и может казаться, что это совершенно не так.

Тем не менее это так. А потому их организм вводит в себя больше кислорода, чем надо. И выделяет больше углекислого газа, чем следует. Ведь он готовится к активной мышечной работе. Которой в итоге и нет. А потому развивается состояние гипервентиляции, которое часто ощущается человеком как нехватка воздуха, одышка.

Трудно дышать при ВСД может быть и оттого, что дыхательные мышцы слишком напряжены. Как и все остальные скелетные мышцы.

Некоторые даже специально напрягают мышцы живота. Так им кажется, что сердце бьется не так быстро, а дышится не столь глубоко. И это якобы безопасно.

Безусловно, такое перенапряжение мышц в области груди, живота и спины не несет никакой угрозы жизни или здоровью. Но субъективно может восприниматься, как сложности с совершением дыхательных движений.

Тяжело дышать от нервов может быть и по той причине, что пересыхает слизистая носа. Пересыхание это связано со спазмом капилляров слизистой оболочки, развивающимся на фоне стресса.

Опять-таки такой спазм никак не угрожает жизни, но может заставить невротика открыть рот и начать пыхтеть так, как будто он бежал или страдает тяжелым насморком.

Пересыхать может не только слизистая носа, но и горла. И это часто становится причиной возникновения кашля на нервной почве.

Одышка при неврозе часто возникает на фоне усиленного сердцебиения, которое, в свою очередь, напрямую связано с тем тревожным состоянием, в котором находится человек.

Чем сильнее пульс, тем чаще и дыхание. Это – норма.

Очень часто приступ страха задохнуться, перерастающий в паническую атаку, развивается следующим образом:

Так возникает острый приступ психогенный одышки, часто перерастающий в паническую атаку.

Итак, люди, у которых есть одышка при неврозе, постоянно думают, о том, что они задыхаются. Эти мысли навязчивы. Мнительность высока.

Однако помимо этих мыслей, у них существует еще иррациональное мышление долженствования, которое в данном случае убеждает их в том, что они:

  • всегда должны дышать абсолютно ровно;
  • им не может вдруг захотеться сделать глубокий вдох;
  • у них не должно ускоряться дыхание;
  • не должен пересыхать нос и т.д.

Но человек не робот. Функционирование его внутренних органов постоянно немного меняется. И это норма.

Посмотрите на первоклассника. Он сидит и выводит первые в своей жизни буквы. Рот открыт. Пыхтит от напряжения.

В голове невротика такие мысли есть. А потому нормальное изменение дыхание, вызванное нервным напряжением, он расценивает как симптом тяжелой болезни. Пугается. И пошло, поехало…

Как избавиться?

Лечение одышки при ВСД можно разделить на две части. Это – скорая помощь. И – полное избавление от проблемы.


Первым делом попробуйте сделать дыхание более ровным и равномерным. Если у вас гипервентиляция, то дышать надо менее глубоко. Если задержка – до делать более глубокие вдохи. Поскольку субъективно эти два состояния различить не всегда просто, попробуйте такую схему:

  • сделайте достаточно глубокий вдох, но не чрезмерный;
  • досчитайте до 4-х и только после этого выдыхайте (полностью, не надо себя «щадить);
  • вновь посчитайте до 4-х и вновь сделайте глубокий вдох и т.д.

Такая схема дыхания может помочь и при гипервентиляции, и при недостаточности дыхательной активности.

  1. Если вы ощущаете, что тяжело дышать вам из-за мышечного блока, напрягите (очень сильно) мышцы живота и спины и удерживайте напряжение в течение 10 секунд. Затем расслабьтесь. Повторите еще 2 раза.
  2. Если вы чувствуете, что у вас пересохли все слизистые оболочки, просто смочите их водой.

Хорошо помогает восстановить нормальный ритм дыхания неспешная прогулка. Но только если в ее момент вы не испытываете агорафобических страхов. А также легкие физические упражнения. Но опять-таки только в том случае, если вы их не боитесь, не считаете, что физическая активность может нанести непоправимый вред вашему больному организму.

Купирование симптома затрудненного дыхания при ВСД полезно для сиюминутного облегчения состояния. Но оно никак не помогает избавиться от невроза в принципе. Поэтому как бы вы ни пытались дышать ровно и на счет, как бы не релаксировали мышцы, психогенная одышка все равно будет возвращаться. Или заменяться другой симптоматикой.

Поэтому если вы хотите перестать задыхаться раз и навсегда, вам надо работать со своим неврозом, а не с его телесными проявлениями, называемыми ВСД.

Подлинное же излечение от невроза во всех его аспектах требует помощи психотерапевта, практикующего когнитивно-поведенческую терапию. Поскольку такое лечение доступно далеко не всем людям, можно начать работать со своими иррациональными мыслями самостоятельно.

Работайте над своими симптомами приблизительно следующим образом.

  • Возьмите лист бумаги и ручку. Обязательно так – никаких электронных приспособлений.
  • Запишите подробно все свои иррациональные мысли, которые есть у вас относительно вашего дыхания. Пишите подробно и разборчиво все то, что вы на самом деле думаете.

Так прям и пишите:

Я считаю, что мое дыхание всегда должно быть идеально ровным. Если оно не идеально ровное, значит, я умираю.

Я полагаю, что, если у меня пересох нос, и я открыл рот, значит, я тяжело болен и сейчас умру от удушья.

Вот так подробно все и записывайте. Ничего не упускайте. Мыслей у вас будет много. Не 1 или 2. Если больше 1 написать не получается, значит, вы плохо их ищите. Скрываете от самого себя.

  • Затем на другом листе бумаги также подробно и детально напишите опровержение каждой своей иррациональной мысли.

Мысль: с считаю, что мое дыхание всегда должно быть идеально ровным. Если оно не идеально ровное, значит, я умираю.

Исправление: с чего я решил, что я должен дышать, как робот, всегда одинаково ровно? Разве кто-то из людей на земном шаре так дышит? Но разве тот, кто находится в реанимации на искусственной вентиляции легких. И то не факт. Разве, когда я бегал в школе кросс или писал контрольную по математике, я не пыхтел? И что я умер от этого пыхтения? Тогда почему я решил, что умру от него сейчас?

И так далее, так далее.

Пишите подробно. Не ленитесь. Это в ваших интересах. Старайтесь написать на каждую иррациональную мысль как можно больше опровержений. А не одно.

Можете не сомневаться, что после того, как вы тщательно проработаете все свои иррациональные мысли о дыхании, вам станет лучше. Однако одной такой проработки вряд ли окажется достаточно. Скорее всего ее потребуется повторять несколько раз.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .


Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.


Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.


У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.


На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.