Речевой невроз у ребенка

В основном, речевой невроз развивается у детей с 3 лет и чаще проблемой страдают мальчики. Если не начать своевременное лечение, патология останется на всю жизнь.

Такого рода нарушением речи страдает около 2 % населения всего мира. Традиционно синдром заикания рассматривается как невротическое расстройство, обусловленное травмой психики, например, из-за сильного испуга.

Опасность этого состояния заключается в том, что у человека развиваются различные фобии, дискомфорт в общении, чувство неполноценности и как следствие, социальная неадаптированность.

Существует две формы этого патологического состояния:

  1. Нарушение речи невротического характера. Есть выраженный дефект при произношении слов и звуков. Дети начинают произносить слова намного позже, чем их сверстники.
  2. Неврозоподобное заикание. Отмечается в состоянии душевного волнения.

Причины и виды заболевания

Согласно данным статистики, невротическое заикание проявляется у детей в период формирования речи, также риск его возникновения – это подростковый возраст. Основными причинами развития логоневроза у детей являются:

  • психоэмоциональные потрясения;
  • поражение нервной системы инфекционного характера;
  • нарушения эндокринной системы;
  • ДЦП.

Существует три вида логоневроза:

  • тонический представляет собой непроизвольные паузы в разговоре или затяжное произношение звука;
  • клонический характеризуется частым повторением одних и тех же слов и звуков;
  • смешанный вид содержит в себе признаки клонического и тонического логоневроза.

Симптомы нарушения

Патологическая сбивчивость речи, лишающая возможности одномоментно выражать мысль – уже сама по себе симптом, но этому патологическому состоянию свойственно сопровождаться такими явлениями, как:

  • выдерживание паузы в разговоре и часто повторяющиеся слова и звуки;
  • затрудненное произношение слов;
  • спазм языка и губ;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • появление гримасы;
  • ускоренное моргание;
  • психическое напряжение;
  • нарушение сна;
  • повышенная потливость;
  • отсутствие аппетита;
  • развитие чувства неполноценности.

Стадии развития отклонения

Есть 4 основные возрастных фазы развития речевого невроза:

  1. Дошкольный период. Логоневроз проявляется с определенной периодичностью. После данного периода, может наступить
    выздоровление. В этой фазе трудности с произношением обостряются, когда ребенок переволновался, разнервничался, чем-то расстроен или если ему предстоит вести длительный монолог.
  2. Этап начальной школы. Заболевание становится хроническим, с незначительными проявлениями нормальной речи. Ребенок осознает и болезненно реагирует на свой комплекс.
  3. С 9 до 16 лет. Нарушение проявляется при конкретной ситуации. Только определенные слова и звуки являются трудными для произношения.
  4. Этап подросткового развития, взросление. Появляется сильный страх перед заиканием. В этой фазе пациенты избегают общения, слова и звуки при произношении – непонятные и затянутые. У человека развивается комплекс неполноценности и логофобия.

Осмотр и диагностика

В большинстве случаев заболевание диагностируется при первом осмотре больного. Невропатолог и логопед проводят несколько тестов, которые помогают выявить фазу развития болезни и причины. Только грамотный подход к каждому пациенту и применение новейших методик поможет устранить дефект речи на ранних стадиях.

Для диагностирования проблемы, необходимо обратить внимание на наличие следующих факторов:

  • нарушения ритмичности речи;
  • в начале речи появляются запинки и трудности;
  • есть попытки справиться с заиканием при помощи гримас на лице.

Когда перечисленные факторы наблюдаются в течение трех месяцев, устанавливается окончательный диагноз – речевой невроз. Чтобы исключить другие серьезные расстройства нервной системы, пациенту назначают пройти МРТ, РЭГ и ЭЭГ головного мозга. Собирается анамнез жалоб.

Выясняются следующие свойства:

  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • постоянные или приходящие проблемы с речью;
  • в какой период возникли жалобы;
  • с чем связано нарушение речи;
  • проводилась ли консультация логопеда, психолога и невропатолога.

Коррекция и восстановление


Главная задача лечебного процесса заключается в устранении перевозбуждения нервной системы, улучшении психоэмоционального состояния, восстановлении сна, улучшении прохождения нервных импульсов речевого аппарата.

Лечение логоневроза происходит в индивидуальном порядке, с учетом особенностей организма каждого пациента.

Положительный результат приносит комплексное лечение, которое предполагает использование методов рефлексотерапии, физиотерапии и применение лекарственных трав.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика направлены на укрепление и коррекцию мышц, задействованных в процессе произношения речи. Выполнение упражнений должно происходить под контролем инструктора.

Медикаментозное лечение является вспомогательным средством и направлено на купирование тревожных состояний, проявлений депрессии и других психоэмоциональных расстройств. Для этого, пациенту назначают прием таких препаратов:

  • седативные средства: Афобазол, Новопассит.
  • общеукрепляющие: витамины группы B, препараты железа – Феррумлек.
  • средства, улучшающие мозговое кровообращение: Глицин, Пирацетам, Ацефен.

Используется и суггестивный метод лечения. Пациент проходит 1-2 сеанса гипноза. Погружая человека в это состояние, специалист
воздействует на его эмоциональную сферу, артикуляцию и голосовой аппарат.

Широко применяется иглоукалывание, расслабляющий массаж, который окажет седативное воздействие на организм пациента. Каждая из этих методик должна назначаться врачом – самолечение недопустимо.

В результате заикания, у ребенка или подростка развивается комплекс неполноценности: он избегает общения со сверстниками; развивается мнительность, он чувствует разницу между собой и другими детьми.

Нарастает раздражительность, чувство агрессии, страх, ухудшаются отношения с родителями и преподавателями. Заболевание может вызвать снижение успеваемости, причиной которого становится стеснительность и замкнутость, а в дальнейшем нередко становятся помехой на пути к самореализации.

Избежать проблемы легче, чем ее лечить

Существует две основные группы действий по профилактике логоневроза. Одна группа включает поддержание и укрепление здоровья ребенка, другая отвечает за организацию речевого развития. Важные факторы профилактики заболевания:

  • сбалансированное и здоровое питание;
  • режим труда и отдыха;
  • достаточный и полноценный сон;
  • исключение развития стрессовых ситуаций;
  • дозированный просмотр телевизора и компьютера;
  • частые прогулки на свежем воздухе;
  • занятия спортом;
  • общение со сверстниками;
  • обучение плавности и неторопливости речи;
  • уметь правильно мыслить и излагать свои размышления;
  • правильно произносить звуки;
  • следить за мимикой;
  • создать для ребенка благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Интересные факты из истории логоневроза


Симптомы заикания известны еще с давних времен. Согласно фактам истории, египетские фараоны страдали этим нарушением.

Речевой невроз упоминался в трудах Гиппократа. Он считал, причиной заболевания является накопление влажности в головном мозге. А вот Аристотель предполагал, что проблемы речи возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.

Не зная, в чем причина развития этого недуга, лечение проводили при помощи разных мазей и заговоров. Страшной процедурой было подрезание уздечки языка или его мышц. Некоторым пациентам такие методики помогали.

Американские и французские ученые в XIX веке разработали специальную гимнастику, которая помогала бороться с расстройством речи. Она не приносила быстрых результатов и утратила свою популярность.

Многие факторы болезни и до нашего времени еще не известны. К примеру, ученые не могут найти ответ, почему при разговоре между собой и пении хором, пациенты, в обычной жизни, имеющие данную проблему, не заикаются.

Нарушения речи являются не только проблемой здоровья, но и социальной проблемой, поскольку в большинстве случаев они приводят к снижению самооценки и трудностям в установлении межличностных контактов.

Важно отметить, что причины их возникновения могут быть различными. Они могут возникнуть в результате неправильной анатомии речевого аппарата (например, из-за короткой уздечки), а также из-за психических и неврологических проблем (речевые расстройства часто являются первым предвестником спектра аутизма).

Одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей является заикание. Есть также частые дефекты речи (дислалия), афазия, дизартрия и невроз речи.

1. Нарушения речи: заикание

Заикание считается одним из наиболее распространенных нарушений речи, которое встречается как у детей, так и у взрослых.

Характеризуется нарушениями некоторых элементов речи, в том числе: скорости речи, длительности отдельных звуков, ритма речи и интонации.

Заикание считается расстройством речи, когда оно существенно нарушает беглость речи, мешает пониманию и установлению межличностных контактов.

Заикание, как и другие нарушения речи, является психологической проблемой, поскольку часто сопровождается смущением и чувством дискомфорта.

По словам неврологов, в 90% случаев заикание происходит во время развития речи, как правило, в дошкольном возрасте у детей с задержкой речевого развития.

Причины заикания могут быть разными. Медики отводят большую роль психофизическим и социальным факторам. На нарушения речи у детей также могут влиять наследственность, низкая лингвистическая эффективность и низкая двигательная подготовленность.

У многих людей заикание является следствием сильного влияния психофизических факторов, в том числе: психической травмы, длительного стресса, беспокойства, тревоги и чрезмерного напряжения.

2. Расстройство речи: дислалия

Дислалия является одним из наиболее часто диагностируемых нарушений речи. Она могут иметь разнообразный субстрат – чаще всего возникает в результате:

  1. Неправильная конструкция речевого аппарата (в том числе неправильный прикус).
  2. Задержки в развитии речи.
  3. В ходе афазии (нарушения речи из-за искажения структур головного мозга).
  4. Детский паралич мозга.
  5. Нарушение слуха.

Нарушения речи у ребенка следует лечить под руководством логопеда, невролога и ЛОР-специалиста.

3. Расстройство речи: афазия

Афазия определяется как нарушения речи, возникающие в результате искажения структур мозга. Эти искажения могут принимать различные формы.

  1. Афазия экспрессивного восприятия (полная), которая характеризуется недостаточным развитием речи или полной потерей речи, а иногда и отсутствием понимания речи.
  2. Моторная (частичная) афазия, для которой характерно недостаточное развитие языковой экспрессии.
  3. Сенсорная афазия (акустическая), для которой характерны проблемы с пониманием речи при сохранении способности говорить.

Афазия – это группа нарушений речи, которая часто сопровождает умственную отсталость, нарушения слуха и речи.

Афазия у детей может иметь различные причины, среди которых наиболее распространенными являются:

  1. Задержки созревания корковых центров.
  2. Органические микроповреждения головного мозга.
  3. Замедление процесса создания нервных волокон, нервных оболочек.
  4. Аномальное развитие нервов, отвечающих за речевой аппарат.
  5. Нарушения в развитии, которые возникали в течение жизни плода (обычно в первом триместре беременности).

Детская афазия обычно возникает в раннем детстве. Чаще всего, когда языковые навыки начинают развиваться или, когда ребенок уже приобрел их частично.

Важно отметить, что афазия может принимать различные формы, что затрудняет ее диагностику. Иногда дети могут иметь полную утрату уже освоенных языковых навыков. Очень важно различать развивающуюся и приобретенную афазию.

4. Нарушения речи: дизартрия

Дизартрия – это нарушение речи, которое поражает как детей, так и взрослых. Дизартрия является следствием повреждения нервных путей, связанных с преобразованием импульсов мозга в звуки.

Существует несколько различных типов дизартрии:

Бульбарная дизартрия – сопровождается искажениями при реализации звуков, требующих мышечного напряжения. Это губные согласные, небные согласные и допингвистические согласные.

Важно отметить, что эти типы речевых расстройств часто сопровождаются расстройствами пищевого поведения, которые могут привести к проблемам с желудком.

Дизартрия мозжечка – является следствием повреждения мозжечка, что обычно приводит к проблемам с координацией и скоростью речи.

Человек, затронутый этим расстройством речи, обычно делает перерывы во время разговора.

Кортикальная дизартрия – является следствием повреждения моторной области коры головного мозга вместе с речевой областью.

В то же время это может быть двустороннее повреждение, которое приводит к парализации речевого аппарата, или одностороннее, что приводит к ограничению его подвижности.

5. Нарушения речи: речевые неврозы

Речевые неврозы в основном возникают в стрессовых ситуациях и часто встречаются у детей из неблагополучных семей. Они также могут проявляться в трудных, эмоциональных условиях для ребенка, например, в случае развода родителей или смерти одного из них.

Невротические нарушения речи включают в себя:

  1. Мутизм, который характеризуется полным исчезновением или отсутствием речи при понимании устной речи.
  2. Заикание, которое является расстройством темпа речи, состоящим в потере слогов и нарушении речевой беглости.
  3. Эхолалия, которая заключается в неконтролируемом повторении предложений и слов.

Основная цель – призвать родителей не откладывать консультации с логопедом в случае нарушения речи у детей. Более ранняя работа ребенка с логопедом может практически устранить проблему.


  1. Логоневроз у детей: общая информация
  2. Патогенез заболевания
  3. Причины патологии
  4. Лечение речевого невроза
  5. Работа с патологией в домашних условиях


Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

Логоневроз у детей: общая информация

Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды. Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря. В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженности.

Патогенез заболевания

Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

  • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
  • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

  • тремор челюсти;
  • частое моргание;
  • тонус лицевых мышц;
  • нарушение дыхательного ритма.

Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

Причины патологии

К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
  • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
  • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
  • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
  • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
  • влияние внешних негативных факторов;
  • задержка речевого развития, дефекты произношения.

Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.


Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

Лечение речевого невроза

Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не имеют доказанной терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

  • Дыхательная гимнастика. В ходе занятий осуществляется положительное воздействие на диафрагму и голосовые связки. В результате голос малыша и его речь становятся более свободными, связки – эластичными. Все дыхательные упражнения начинаются и заканчиваются релаксационными заданиями.
  • Акупунктурный массаж. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и речевую регуляцию.
  • Компьютерные программы. Разработаны для обеспечения слаженной работы центров речи и слуха. В ходе занятий ребенку предлагают произносить отдельные слова или фразы в микрофон, а затем прослушивать их. Таким образом пациент слышит свою речь со стороны и подстраивается под нее. Результатом такой работы будет улучшение темпа, плавности речи и ее непрерывность.

При своевременном и комплексном подходе к коррекции логоневроза более чем 60% детей выздоравливают полностью в течение двух лет с начала патологических проявлений. У остальных пациентов речевой дефект устраняется к подростковому возрасту.

Если же начать активную терапию не ранее чем через пять лет после появления проблемы, то шансы на полное выздоровление уменьшаются до 18%.

Работа с патологией в домашних условиях

Чтобы создать максимально благоприятную среду для выздоровления, родителям следует выполнить следующие рекомендации:

  1. Ввести режим сна и бодрствования. Ребенку нужно достаточное количество времени на отдых. Перед сном исключить, а в течение дня минимизировать просмотр телевизора, игры с гаджетами.
  2. Придерживаться единого стиля воспитания. Следует отказаться от жестких наказаний, установить границы допустимого поведения и четко придерживаться их.
  3. Относиться к речевому дефекту снисходительно, не ругать за ошибки, не исправлять, не одергивать, не афишировать проблему при посторонних людях.
  4. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Повысить его значимость в семье и самооценку.
  5. По возможности исключить воздействие любых психотравмирующих факторов как внутри семьи, так и за ее пределами.

Спокойствие, любовь и забота способны помочь ребенку справиться с речевым неврозом. Слаженная работа родителей и специалистов многократно увеличивает шанс на полное выздоровление.


Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению. Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте. Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.

Невротические расстройства, типичные для детского возраста

Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.

Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области. Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия. Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.

Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.

Основные критерии диагностики нервной анорексии:

  • Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
  • Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
  • Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.

Основные критерии диагностики нервной булимии:

  • Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
  • Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
  • Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).

Нарушения сна

Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве. Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения. Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.


Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.

Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.

У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.

Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).

С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).

О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.

Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.

Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.


Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.

Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.

Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.

В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.

Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.

Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.

Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом. Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр., школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).


Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.

Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.

Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.

Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.

Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.

Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.

Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.

Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.


Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:

  • боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
  • опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).

Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.

Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.

Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.

Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.

На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.

Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.

Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.

Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.


Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше). Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты. У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.

Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.

Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.

Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.

Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.

Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.

Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы. Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.

Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.


Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.

Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.

Основные проявления (во всех возрастных категориях):

  • Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
  • Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
  • Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
  • Апатия, потеря интереса к окружению.
  • Двигательные нарушения.
  • Усталость, потеря энергии.
  • Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
  • Ухудшение концентрации.

В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).

Лечение детских неврозов

Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.

Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).


Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.

Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.

Возможна ли профилактика детских неврозов?

Эксперты сходятся во мнении, что суть профилактики проблемы заключается в обеспечении ребенку чувства безопасности и понимания в семье. Именно семья (даже не полная) должна быть тем местом, куда он может всегда вернуться и безопасно поделиться не только радостями, но также переживаниями, страхами. Родители должны знать возможности и способности своих детей, адаптировать к ним требования. Часто амбициозные родители переоценивают значение школьных оценок, аккуратного письма, первенства на соревнованиях, тем самым способствуя развитию невротических проблем у ребенка.

Совет родителям

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.