Рекомендации для родителей по предупреждению неврозов у детей


Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.). К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
preduprezhdenie_nevroza_u_detey.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для того чтобы понять, какую нужно проводить профилактику для предотвращения развития неврозов у детей, необходимо знать их характеристику. Что же такое неврозы?

Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то следует изменить характер общения с ребёнком и отношение к нему в семье.

  1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

  1. Помните о том, что у вашего ребёнка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребёнком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребёнка, не считать их чем-то несерьёзным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

  1. Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чём-то приятном. Избегайте при этом бурных эмоций, не нужно, чтобы ребёнок перевозбуждался перед сном. Пусть ваш ребёнок засыпает с приятными мыслями и переживаниями.

  1. Никогда не высказывайте в присутствии ребёнка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой.

  1. Не срывайтесь и не кричите на ребёнка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один разгрузочный день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребёнка и ругать его, даже если он перевернёт всё вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержанны в этот день. Вы заметите, что он начинает вас слышать, легче понимает и выполняет ваши требования.

  1. Пересмотрите свои требования к ребёнку, всегда ли они обоснованны, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и пропустить требования к ребёнку через собственные детские переживания.

  1. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребёнка. Необходимо запомнить и выполнять три важных правила.
  • У ребёнка должен быть полноценный сон. В 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой психикой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
  • Ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.
  • Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Если вы купили кассету с новым фильмом, сначала просмотрите её сами и решите, стоит ли показывать это ребёнку.

  1. Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приёмы и упражнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неврозы - это наличие в осознании личности психического конфликта.

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, ко.

Презентация о причинах возникновения неврозов и способах их преодоления.

Здоровье наших детей является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важ.

Разновидности неврозов у детейДетская нервность. Наиболее легкой формой детских неврозов является так называемая детская нервность, по поводу которой родители редко обращаются к врачебной п.

Консультация для родителей и педагогов о природе возникновения неврозов у детей.

Причины возникновения неврозов. Советы психолога.


К сожалению, детский невроз — явление частое среди детей самого разного возраста. Негативная атмосфера в детском саду, школе или дома, переутомление, огромное количество информации, много шума, психологическая травма, развод или постоянные ссоры родителей, слишком высокие требования к ребёнку — всё это может привести к тому, что развивается невроз навязчивых состояний у детей (или движений).

К симптомам детского невроза относят:

-обгрызание ногтей;
- щелканье пальцами;
-движения головой;
- дерганье губой;
-причмокивание;
- покашливание;
-постоянное шмыганье носом;
- моргание;
-скрежет зубами;
-поворот шеи;
-взмахи кистями рук;
-накручивание волос на палец и пр.

Кроме того, ребенок с неврозом может обходить все предметы только с определенной стороны; дуть на ладони, прежде чем сесть за стол; выдергивать локоны и выполнять другие непроизвольные движения. Перечислить все симптомы болезни невозможно, поскольку они проявляются у каждого ребенка по-разному. Их главный признак — раздражающее повторение, практически поминутное. Если не обращать внимания на такие действия, то ребенок может нанести себе травму — сгрызть ноги до крови, прокусить губу, оторвать все пуговицы на одежде и т.п. Причем все это может сопровождаться вспышками истерии, которых раньше не было.

ПРИЧИНЫ НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЙ

КАКИЕ ДЕТИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДДВЕРЖЕНЫ НЕВРОТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ?

ВОЗРАСТ. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

С НЕРВНО-СОМАТИЧЕСКОЙ ОСЛАБЛЕННОСТЬЮ. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.
ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ, особенно длительное время.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ. В некоторых случаях врач может назначить успокаивающие лекарства, антидепрессанты. Не стоит этого пугаться. Опытный врач подберет такие препараты, которые не будут вредить здоровью ребенка, вызывать сонливость и апатию. Не стоит самостоятельно давать ребенку медикаментозные препараты, даже если Вы уверены в их положительном эффекте, а тем более по рекомендации знакомых, родственников, друзей. Для каждой формы, стадии невроза свои лекарства, кроме того необходимо учитывать возраст, вес ребенка и многие другие факторы. Бывают случаи, что при назначении препаратов, родители все же бояться давать их детям. Конечно, это дело каждого родителя, но важно понимать, что к медикаментозной коррекции чаще всего прибегают тогда, когда другие меры неэффективны, либо их недостаточно, чтобы организм ребенка справился с травмирующей ситуацией.

НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА. Посоветовавшись с психологом (психотерапевтом), наблюдающим ваше чадо, можно использовать народные средства в лечении невроза навязчивых движений. Они бывают весьма эффективными. Это могут быть отвары трав, медовая вода, ванны с успокоительными травами (если у ребенка не аллергии) или морской солью. Летом чаще давать возможность бегать босиком по земле, траве, песку.

В домашних условиях выплеску негативных эмоций способствуют танцы под музыку, чтение сказок на ночь, рисование, приготовление любимого блюда и т.д.

ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Невроз у детей – это проблема не только самого ребенка, это симптом нарушенных отношений со значимыми близкими (родителями, братьями-сестрами, одноклассниками, друзьями, учителем). Очень важным моментом в лечении данного вида детского невроза является правильное поведение родителей: родители тоже должны работать над собственным поведением, не ругаться и не выяснять отношений в присутствии ребенка. И ни в коем случае не ругать малыша за навязчивые движения. Как только он начинает это делать, поговорите с ним о том, что его тревожит, постараться понять, в чём причина переживаний ребенка, и ликвидировать её; больше уделять ему времени; ограничить увлечение компьютером и телевизором, но грамотно, без давления и криков.

ПОМНИТЕ! никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ

Когда болезнь уже позади, необходимо дальнейшее восстановление и ряд профилактических действий. Потому как, часто, причиной невроза у ребенка становится психологическая травма, затерянная в его подсознании, то стоит крайне осмотрительно относиться ко всем факторам, способным повлиять на состояние его психики.

Профилактику невроза стоит проводить и абсолютно здоровым детям, с целью недопущения появления болезни. С самого момента рождения ребенка, необходимо уделять особое внимание его развитию, воспитанию, пытаться выработать в нем такие качества, как выдержка, умение преодолевать трудности в жизни, настойчивость, самостоятельность в решении какой–либо проблемы, аккуратность, соблюдение правил личной гигиены и другие качества.

Но, без поддержки любящих родителей, эти качества ребенку будет очень трудно развивать самостоятельно. Поэтому, нужно прежде всего, самим родителям обладать этими качествами, прежде чем учить своего ребенка, и создать определенные и необходимые условия для полноценного развития и воспитания своего малыша. Огромное значение в жизни ребенка имеет спорт. Когда он занят каким–либо видом спорта (плавание, бег, футбол и другие виды), активизируются мышечные и мозговые тонусы, а это значит, что в дальнейшем ребенок может избегать множества разных стрессовых ситуаций. Нужно стараться не напоминать постоянно о недостатках своего ребенка, и не подавлять в нем инициативу в каких – либо начинаниях.


Статья написана с использованием материалов,
находящихся в свободном доступе в сети Интернет.

Дата изменения информации: 12.01.2017 22:36

    Школьному психологуСтатьи 02-03-2020 223

Неврозы у дошкольников. Рекомендации для родителей

Вишневская Ирина Станиславовна

Неврозы у детей возникают в различном возрасте, особенно при наличии неблагоприятного фона. Детский невроз может быть диагностирован у ребенка 3 лет и старше. В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.

Причины появления неврозов

Причины возникновения неврозов у детей, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют: различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру); начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую); изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного). Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка.

Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности. Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как: неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки); гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе); авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения); вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе). В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.

Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга. Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания. При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению. Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.

В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.

1. Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды. Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего. Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться. Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать. В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими). В более старшем возрасте (например, у ребенка 7 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами.

2. Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям. Она выражается слабостью ребенка и прогрессирующими депрессивными изменениями. Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования воспитателей и большой объем домашнего задания. Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.

3. Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин. Например, у ребенка может наблюдаться излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он не может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде. Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье, выдергивание волос и бровей. Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может: мигательный тик, подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей. Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез (дневное и ночное недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Как лечить детский невроз?

Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма. Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.

Главным средством является психотерапия. Родители должны понимать, что это не просто чтение сказок и игра с яркими игрушками – это сложная система воздействия на психику ребенка и его характер. Самостоятельные попытки психотерапии могут только усугубить болезнь. В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арт-терапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; аутогенная тренировка (внушение). Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Назначать их должен только врач. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток. Положительный эффект приносит использование различных физиотерапевтических методик: подводный массаж и различные виды ванн; медикаментозный сон.

Рекомендации для родителей:

· правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту,

· обязательно полноценный ночной сон;

· создание благоприятного психологического климата в семье;

· воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.

Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться родителям.

1. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Л: Медицина, 1988, —248 с.

4. Захаров АИ. Происхождение детских неврозов и психотерапия - ЭКСМО-ПРЕСС Москва 2000- 448 с.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 336 с.

Рекомендации родителям по предупреждению неврозов у детей

1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила:

Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Не смотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 – 10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1 – 1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеодиск с новым фильмом, сначала просмотрите его сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям следует помнить, что здоровая нервная система — залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут. Они есть у всех первоклассников, но это другие трудности. Они вполне преодолимы. Если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья


Предварительный просмотр:

Замечали ли вы, что ваш ребенок подергивает глазом, повторяет одно и то же движение несколько раз, пожимает плечами время от времени?

Если да, то вероятнее всего, вы столкнулись с детскими неврозами.

От чего возникают такие состояния? Как могут проявляться?

И, главное, как с ними бороться?

Предлагаем вашему вниманию консультацию

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

Как возникают неврозы?

1. Основные причины кроются в психологических травмах, которые дети получают из-за хронических стрессов, в числе которых постоянные ссоры в семье или агрессивная обстановка в детском коллективе. Также острые стрессы и испуги довольно часто вызывают такие явления, как резкий звук в темноте, авария, падение.
2. Не последнюю роль играет наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.
3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов. Именно поэтому очень важно наращивать нагрузки, как в детском саду, так и в секциях и школе постепенно. В противном случае нервная система ребенка может попросту не выдержать и дать сбой!
4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье и тотальный контроль или, напротив, полная свобода действий и, как результат, неуправляемое поведение ребенка, могут стать причиной детских неврозов и тиков у дошкольника.

Какие бывают неврозы?

1. Невроз страха

Самым распространенным неврозом является детский страх , который чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.

2. Истерический невроз

Детские истерики , переходящие в невроз, возникают на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.

3. Невротическое заикание

Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенка лежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.

4. Невротические расстройства сна

Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.

5. Невротический энурез

Как помочь ребенку при неврозе?

Для начала родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку и собственные взгляды на воспитательный процесс . Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут быть здоровые дети.
Непосредственным лечением неврозов занимается детский психотерапевт. Он разбирается в каждой конкретной ситуации, ставит диагноз, выявляет причины неврозов и устанавливает степень их тяжести. И уже основываясь на всех этих данных, назначает соответствующее лечение ( терапия при помощи сказок или игры, гипноз, лечение травами и лекарственными средствами).

Помните, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!

Советы родителям: неврозы — как помочь ребенку?


Вряд ли кто-то не согласится, что в современном мире человеку все сложнее сохранить свое здоровье. Ритм большого города ежедневно заставляет нас забывать обо всем в нашей вечной гонке. Неудивительно, что двое из трех жителей мегаполиса страдают той или иной формой невроза.
Но еще более печальная картина вырисовывается, когда речь идет о детях, ведь они гораздо более восприимчивы к любым психологическим нагрузкам: детский сад, школа, а нередко и семья становятся постоянным источником стресса для ребенка.
Часто случается так, что неврозы долгое время остаются незамеченными и годами портят человеку жизнь, нарастая, как снежный ком: на фоне небольшого нервного расстройства ребенок начинает хуже учиться, это провоцирует конфликты с учителями и родителями, невроз усиливается, появляются проблемы со сверстниками, что дополнительно усугубляет картину расстройства.
И так далее, по замкнутому кругу. Чтобы избежать такой ситуации, сохранить отношения с ребенком и его здоровье, необходимо уметь вовремя заметить признаки начинающегося невроза и сделать все для устранения его причины.

Первая группа неврозов – это тревожно-фобические расстройства, к которым относятся не только сами фобии, но и панические атаки, общие тревожные состояния.
Навязчивый страх, или фобия – одна из самых распространенных форм невроза. Особенность ее в том, что однажды появившись, она остается с человеком очень надолго, если не навсегда.
Причиной возникновения этого состояния чаще всего является какая-то конкретная ситуация, и страх возникает всегда, когда появляется шанс ее повторения. У детей стресс – не обязательная составляющая для формирования фобии. Зачастую впечатлительному ребенку достаточно услышать от сверстника леденящую душу историю о том, как маньяк убил в темном подъезде маленькую девочку — и боязнь темноты уже сформирована.
Всем очевидно, что ребенку не стоит смотреть “криминальную хронику”, но из вышесказанного можно сделать еще один, не менее ценный вывод: лучше обсудить с ребенком все, что он увидел или услышал, пока он еще не успел “обдумать” все сам, дорисовав в воображении ужасные подробности, и сделав свои выводы из ситуации.

С паническими атаками дети чаще всего впервые сталкиваются в подростковом возрасте. Это состояние возникает спонтанно, приступ длится около 20 – 30 минут. Появляется учащенное сердцебиение, потливость, слабость, иногда чувство удушья или тошноты.
Все это сопровождается паническим беспричинным страхом, чаще всего, боязнью смерти или сумасшествия. Такие приступы являются результатом длительного воздействия стрессового фактора и переутомления в сочетании с перестройкой организма, происходящей в пубертатном периоде. К ребенку необходимо отнестись со вниманием, постараться разгрузить его режим дня, проконсультироваться с невропатологом.
Общие тревожные состояния вызываются теми же причинами, что и панические атаки, но проявляются не так ярко. В этом случае ребенка преследует постоянное ощущение дискомфорта, неясной тревоги, он плохо засыпает, раздражителен и часто плачет. Кроме того, часто возникают болезненные ощущения: слабость, головная боль, невозможность глубоко вдохнуть. Как и в случае паник, нужно максимально снизить учебную нагрузку на ребенка, добиться постоянства режима дня.

Не менее распространенная группа неврозов – навязчивые состояния. В нее входит множество различных расстройств – навязчивые сомнения, идеи, действия, контрастные навязчивости.
Навязчивые сомнения – невротическое нарушение, с которым сталкивался практически каждый из нас: сложно найти человека, который никогда не обдумывал возможные повороты уже давно завершенного диалога, не возвращался бы домой, чтобы посмотреть, выключен ли утюг, не проверял бы по три раза билеты по дороге на вокзал. Но в некоторых случаях этот безобидный невроз доводит свою жертву до изнеможения, приобретая форму настоящей мании.
У детей это чаще всего проявляется расстройствами сна: ребенок не может заснуть, десятки раз повторяя в голове неудавшийся разговор с одноклассником, или вскакивает по несколько раз за ночь, чтобы проверить, положил ли он в портфель тетрадь по математике (“учительница кричать будет” – говорит он, пытаясь объяснить такое поведение).
Конечно, иногда такие эпизод бывают у всех – невозможно не переживать по некоторым поводам, но когда это приобретает некоторую регулярность, родителям стоит задуматься о причинах такого невроза.
Стоит обсуждать с ребенком все, что его волнует, находить решения его проблем, не делая особенного акцента на том, что он должен был их избежать (об этом тоже нужно говорить, но потом, когда неприятная ситуация уже себя исчерпала).

Более распространенным видом навязчивостей у детей являются навязчивые действия: движения и ритуалы.
К навязчивым движениям можно отнести всевозможные тики и обессивную медлительность. Тик – одна из самых распространенных форм невроза, причем разнообразие таких навязчивостей велико: это и различные подергивания мускулатуры, и заикание, и постоянное вставление в речь слов-паразитов.
Чаще всего, тики возникают на фоне постоянного стрессового воздействия, причем усиливаются пропорционально увеличению стресса и не зависят от конкретных ситуаций. В большинстве случаев, тики со временем проходят сами, но это отнюдь не значит, что их нужно игнорировать.
Если ребенок совершает навязчивые движения, либо вставляет в речь лишние слова, следует обращать его внимание на это, со временем он сможет лучше контролировать себя и тик пройдет. С заиканием дело обстоит иначе: не стоит акцентировать внимание ребенка на его проблеме – это и без вас сделают “добрые” одноклассники.
Такого ребенка нужно слушать очень внимательно, не перебивать – он должен избавиться от волнения в разговоре. Хорошо, если вы будете просить ребенка читать вслух или учить стихи наизусть – все это тренирует и ставит речь.

Обессивная медлительность – довольно частое явление, которое, в большинстве случаев долго остается незамеченным. Проявляется это в том, что ребенок как бы “зависает” при выполнении некоторых действий: часами ест или одевается, весь день сидит над домашним заданием, с пустым взглядом уставившись в учебник.
Как и в случае с тиками, большая роль в устранении медлительности отводится тренировке самоконтроля – этому поможет написание распорядка дня “по минутам”, где всему отводится четкое время.

Навязчивые ритуалы – своеобразная форма невроза, которая в какой-то степени выражена у всех. К ним относятся те действия, которые мы совершаем, руководствуясь своими собственными приметами и суевериями: ходить, не наступая на тени или на трещины на асфальте, ходить на ответственные мероприятия только в определенной “счастливой” одежде. Когда таких ритуалов не слишком много и они не мешают ребенку нормально жить, не стоит о них беспокоиться – часто такие действия нужны для создания ощущения комфорта.
Более редкой формой неврозов являются контрастные навязчивости. Это состояние включает в себя как бы две составляющие: сначала у человека появляется идея, противоречащая общечеловеческим нормам и правилам, во второй фазе возникает страх перед возможностью реализации этой идеи из-за потери самоконтроля (“А что если я сам это сделаю?”).
Самая большая проблема этого невроза в том, что люди, им страдающие, склонны скрывать эту свою проблему. Да и кому признаешься в тех мыслях, которые пугают даже тебя? Стоит помнить о возможности подобных расстройств, побольше говорить с ребенком о его переживаниях, успокаивать его. Ведь только одно осознание того, что у него возникают “плохие” мысли может стать настоящей травмой и всерьез отразиться на самооценке.
Необходимо объяснить, что мы все в силах контролировать себя, какие бы идеи не приходили порой нам в голову.

Кроме того, родители часто игнорируют особый род навязчивостей – сверхценные идеи. Хорошо, когда ребенок особенно увлечен чем-либо, но стоит насторожиться, если хобби поглощает его целиком, мешает учебе и распорядку дня.
Чтобы избежать подобных состояний, стоит предлагать ребенку различные варианты времяпрепровождения, расширять круг его общения и интересов. Это поможет ему не только вырасти во всесторонне развитую личность, но и избежать ряда психологических проблем.

У младших школьников часто встречаются неврозы, проявляющиеся расстройствами пищеварения и головной болью. Связаны они обычно бывают с непомерной нагрузкой, которую взваливают на плечи детей дома и в школе.
К сожалению, зачастую родителям не понять, что музыкальная школа для первоклассника – явное излишество, даже если она и не занимает очень много времени. В начальных классах лучше обратить внимание на танцевальные и спортивные секции, посещать которые лучше тоже не более двух раз в неделю.

Особенным вариантом неврозов являются истерические расстройства, чаще всего их появление связано с особенностями воспитания: обычно такие дети единственные либо младшие в семье.
Сначала ребенок специально изображает истерику, чтобы добиться своего. Потом, если это оказывается действенным методом, истерика становится неконтролируемой реакцией организма.
Выглядеть такие приступы могут совершенно душераздирающе: ребенок катается по полу с криком или хрипами (ему может казаться, что он задыхается), бьет ногам и руками. Такая картина чем-то похожа на приступ эпилепсии и может напугать родителей. Но есть главное различие: при истерическом припадке сознание сохраняется, поэтому такие дети моментально отреагируют на щипок, окрик, или любой другой резкий поворот событий.
Кроме того, истерика возникает только в присутствии зрителя, так что лучшее, что вы можете сделать – просто спокойно выйти из комнаты и закрыть за собой дверь, как бы трудно ни было это сделать. Не пройдет и пары минут, как ребенок начнет успокаиваться. Если такое происходит с маленьким малышом, его нужно отвлечь, переключить внимание на что-то другое.

Существует огромное множество вариантов невротических расстройств, мы рассмотрели лишь некоторые из них. И важен не диагноз и не то, какими словами называют это врачи. Главное – ваши отношения с ребенком, ваши доверие и понимание, которые так необходимы детям.
Важно понимать, что те проблемы, которые выглядят смешными, если смотреть на них с высоты вашего жизненного опыта, могут казаться неразрешимыми для маленького человечка, и именно поэтому начинать и решать нужно вместе.

Рекомендации родителям детей с неврозами

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ

ОБЩЕПРИНЯТО ВЫДЕЛЯТЬ ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НЕВРОЗА.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ


Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.