Социокультурная теория неврозов к хорни

Карен Хорни (1885-1952) подчеркивала, что социокультурные условия оказывают сильное влияние на развитие и функционирование человека. Ее клинические наблюдения над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением роли культурных факторов. Эти данные позволили заключить, что нарушения функционирования личности обусловлены уникальными стилями межличностных отношений.


Карен Хорни (1885-1952)

Хорни доказывала, что решающими в развитии ребенка являются социальные отношения между ним и родителями. Для детства характерны две потребности — в удовлетворении и в безопасности. Первая охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Вторая — главная в развитии ребенка. Это стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении данной потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если они проявляют истинную любовь и тепло, его потребность в безопасности будет удовлетворена и, вероятнее всего, сформируется здоровая личность. Если же многие моменты в поведении родителей не отвечают потребности ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам), то весьма вероятно патологическое развитие личности.

Основным результатом такого дурного обращения с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае он и зависит от своих родителей, и испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Подобный конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавить враждебность к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляются базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Причиной невротического поведения оказываются нарушенные отношения между детьми и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у первых ведет к формированию невроза у взрослых.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям.

Хорни описала 10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:

  • ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, игнорированию или недружелюбию;
  • потребность в руководящем партнере; чрезмерная зависимость от других;
  • потребность в четких ограничениях и установленном порядке жизни; подчинение другим;
  • доминирование и контроль над другими как самоцель;
  • боязнь быть используемым другими;
  • представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса;
  • стремление создать приукрашенный образ себя;
  • сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, сильное честолюбие;
  • избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;
  • поддержание впечатления совершенства и добродетели.

В отличие от других здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну из перечисленных потребностей.

Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения, описав их как ориентацию:

У невротической личности обычно преобладает одна из них.

В соответствии с предложенным разделением выделяются такие типы личности:

Все эти стратегии конфликтуют и у здоровой, и у невротичной личности, однако в первом случае конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как во втором. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий независимо от того, годится она в данном случае или нет:

Когда побеждает одна установка, формируется соответствующее идеальное Я, которое выдвигает суровые требования к реальному Я, заставляет человека тратить большую часть сил на то, чтобы превратить себя в совершенство (в соответствии с принципами идеального Я.) Этот конфликт между идеальным и реальным Я К. Хорни называет базальным конфликтом, который провоцирует невроз характера.

Она разделяет ситуационный невроз и невроз характера. Первый довольно быстро проходит после незначительного и непродолжительного лечения. Второй требует длительной психотерапевтической процедуры, направленной на нейтрализацию, даже уничтожение однобокого идеального Я.

Хорни указала ряд невротических требований, которые идеальное Я может предъявлять человеку, но выполнить их практически невозможно, и поэтому у невротика невольно вырабатываются патологические приемы поведения:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Клинические наблюднения Хорни над пациентами, которых она лечила в Европе и США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком, является развитие у него базаль-ной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базаль-ная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. С точки зрения Хорпи, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справится с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:

в ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию;

• потребность в руководящем партнере — чрезмерная зависимость от других;

• потребность в четких ограничениях и установленном порядке жизни, подчинение другим;

• доминирование и контроль над другими как самоцель;

• боязнь быть используемым другими;

• формулирование представления о себе в зависимости от общественного статуса;

• стремление создать приукрашенный образ себя;

• сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, сильное честолюбие;

• стремление избежать любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;

• поддержание впечатления совершенства и добродетели.

Все эти стратегии -находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

по учебной дисциплине "Основы психологии и пкдагогики"

на тему: Социокультурная теория К. Хорни

3 курса 22028 группы

Сергеева Ольга Владимировна

Номер зачетной книжки 22028/15

I. Основные концепции и принципы

1. Развитие личности

2. Базальная тревога: этиология неврозов

3. Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

4. Ориентация на людей, от людей и против людей

5. Ориентация на людей: уступчивый тип

6. Ориентация от людей: обособленный тип

7. Ориентация против людей: враждебный тип

8. Психология женщины

Список использованных источников

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет "зависть к пенису", являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.

В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

1. Развитие личности

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945). Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности . В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

2. Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

3. Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей , или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стилями поведения.

Таблица
Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. "Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви" (Horney, 1942, р. 39). Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

4. Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге "Наши внутренние конфликты" (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

5. Ориентация на людей: уступчивый тип.

Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу , руководит иррациональное убеждение: "Если я уступлю, меня не тронут" (Horney, 1937, р. 97).

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

6. Ориентация от людей: обособленный тип.

Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу , руководствуются ошибочным убеждением: "Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке" (Horney, 1937, р. 99).

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

7. Ориентация против людей: враждебный тип.

Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: "У меня есть власть, никто меня не тронет" (Horney, 1973, р. 98).

Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: "Что я буду от этого иметь?", независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

8. Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке , в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан "мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами" (Horney, 1926/1967, р. 54). Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

"В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера" (Horney, 1939, р. 108).

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей (Horney, 1926/1967). Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986). Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.

Методические рекомендации к изучению темы:

К Хорни развивала собственную версию психоанализа. Ее отличительными чертами были роль культуры в развитии ребенка, концепция невроза как ряда защитных реакций на базальную тревогу, структура личности в текущий момент времени.

Изучая теорию К.Хорни, следует обратить на то, что она:

Ø считала, что социокультурные условия оказывают серьезное влияние на развитие и функционирование индивидуума;

Ø утверждала, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Ø сместила акцент с прошлого на настоящее, как в теории, так и в клинической практике. Заменила генетический подход структурным, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций и внутренних конфликтов.

В теории К. Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. Решающим фактором развития личности считались социальные отношения между ребенком и родителями, касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Биография

Развитие личности

К.Хорни не разделяла взглядов З.Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует направленность развития личности. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Ведущими потребностями ребенка являются:

Ø потребность в удовлетворении (всех биологических нужд)

Ø потребность в безопасности.

Базальная тревога

К.Хорни утверждала, что тревога не является необходимым компонентом в психике человека, она возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Выраженная базальная тревога у ребенка приводит к формированию невроза у взрослого.

Структура невроза

Патогенные условия развития в детстве, а не фрустрация либидозных желаний, приводит к тому, что заставляют детей чувствовать себя неуверенно или считать себя нелюбимыми и ненужными. При этом у них развивается базальная тревога - чувство беспомощности в потенциально враждебном мире. От этого чувства человек стремится избавиться, прибегая к различным стратегиям защиты.

Защитные стратегии создают порочные круги:средство, направленное на снижение тревоги, только усиливают ее. Например, при неудовлетворении потребности в любви, она становится не насыщаемой, а требовательность и ревность ребенка препятствуют развитию настоящей привязанности. Дефицит любви формирует зависимость от других людей, а страх зависимости делает отношения уязвимыми.

Парадигма невроза. Расстройства во взаимоотношениях порождают базальную тревогу, провоцирующую развитие защитных стратегий. Эти стратегии саморазрушительны , так как они противоречат друг другу.

Невротические потребности

Чтобы справиться с чувствами дефицита безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок вынужден прибегать к различным защитным стратегиям. К. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Ø В любви и одобрении.Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отвержению или недружелюбию

Ø В руководящем партнереЧрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все.

Ø В четких ограниченияхПредпочтение жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

Ø Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

Ø В эксплуатировании другихБоязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, и желание перехитрить всех.

Ø В общественном признанииЖелание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

Ø В восхищении собойСтремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

Ø В честолюбииСильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

Ø В самодостаточности и независимостиИзбегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; увеличение межличностной дистанции.

Ø В безупречности и неопровержимостиПопытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели.

К. Хорни утверждала, что подобные потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротическая личность, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Она принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В своей книге "Наши внутренние конфликты" К. Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Экспансивные решения

Стратегия экспансивных решений ориентирована на господство, успех, престиж и признание, отрицание беспомощности и страдания. Выделяются три вида таких решений - нарциссистские, перфекционистские и надменно-мстительные.

Нарциссистское решение-стремление получить власть путем очарования и восхищения, считать себя баловнем судьбы, одаренным выше среднего уровня. Такая стратегия состоит в том, чтобы постоянно подчеркивать свои достижения, подтверждать свою высокую самооценку и вызывать у окружающих восхищение и преданность. Если этого не удается, то такие люди переживают психологический кризис, так как плохо приспособлены к реальности.

Перфекционистское решение-гордость своей правотой и безупречностью, высокими моральными и интеллектуальными стандартами.Жить в соответствии с такими стандартами достаточно трудно, и пока это удается они считают себя вправе требовать того же от других людей. При любой ошибке возникает крайнее презрительное отношение к себе. Своими высокими стандартами они бросают вызов судьбе.

Надменно-мстительное решение-потребностьв мести и победе. В мире выживает более приспособленный, а сильный побеждает слабого. Они проявляют жесткость и упорство, считая любое проявление чувства признаком слабости. Они не рассчитывают, что кто-то что-то может им дать, и рассчитывают только на себя. Если их экспансия не удается, то у них проявляются тенденции к скромности, к самоуничижению.

Уход

Стратегия ухода состоит в отдалении от других, утверждаются ценности свободы, покоя и самодостаточности. Такие люди отдаляются и не пускают других в свою жизнь. Их сделка с судьбой состоит в том, что если они ничего не просят у других, то другие их не побеспокоят. Если они ничего не будут делать, то не потерпят неудачу. Если они мало ждут от жизни, они не разочаруются.

Все межличностные стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими.

Динамика

Базовый конфликт.Это выбор одной из трех видов защит: скромность, экспансивность, обособленность. Выбор защиты определяется взаимодействием факторов социального окружения и особенностей темперамента. Обычно используются все защиты, но доминирующей становится одна из них. Остальные уходят вглубь и действуют бессознательно, проявляясь скрытым или косвенным образом.

Базовый конфликт не разрешается, он уходит вглубь. Когда скрытые тенденции по какой-либо причине проявляются, человек переживает сильнейшую тревогу и теряет мобильность. Однако, в ряде случаев, он может перейти к одной из подавленных защитных стратегий, что по сути представляет замену одного невротического решения другим.

Главный внутренний конфликт

1.Какие две потребности, согласно К. Хорни, характерны для детства:

а) Пищевая и сексуальная

б) Пищевая и коммуникативная

в) В удовлетворении и безопасности

г) В коммуникации и автономности

Ответ: в) в удовлетворении и безопасности

а) Перфекционистсткие идеалы создают систему доминирующих в сознании императивов, затеняющих и вытесняющих реальные нужды и обязанности

б) Потенции Я настолько слабы, что индивид действует по законам внешнего долга

в) Эгоцентрическое стремление к удовольствию делает невротика зависимым от него

г) Собственная жизнь невротика оттеснена на периферию социальным долженствованием

Ответ а) Перфекционистсткие идеалы создают систему доминирующих в сознании императивов, затеняющих и вытесняющих реальные нужды и обязанности

Дополнительная литература

2.К.Хорни. Новые пути в психоанализе. – М.: Академический проект, 2014. – 400 с.

Глоссарий

Базальная тревога –реакция на среду, которая угрожаетфизическому выживанию, фрустрирует желания и побуждения.

Базовый конфликт.Это выбор одной из трех видов защит : скромность, экспансивность, обособленность. Выбор защиты определяется взаимодействием факторов социального окружения и особенностей темперамента. Обычно используются все защиты, но доминирующей становится одна из них. Остальные уходят вглубь и действуют бессознательно, проявляясь скрытым или косвенным образом.

Надменно-мстительное решение.Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Люди, использующие эту стратегию, стремятся к мщению и победам. Они считают, что жизнь — это жестокая борьба, можно добиться поставленных целей, если не поддаваться на нежные чувства и не следовать традиционной морали.

Нарциссистское решение. Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Этот человек стремится достичь своих целей в жизни с помощью обаяния и восхищения собой. Сделка с судьбой состоит в том, что жизнь должна дать им то, что они хотят, если они будут следовать за своей мечтой и предъявлять к себе повышенные требования.

Невротическая гордость.Гордость чертами идеализированного образа. Она замещает реалистическую уверенность и самоуважение.

Невротические требования - требования, основанные на гордости. Они состоят в ожидании признания их величия со стороны других, они усиливают ранимость личности.

Перфекционистское решение .Один из способов, помогающих справиться с базальной тревогой. Будучи справедливыми, честными и обязательными, они ожидают такого же справедливого отношения к себе и от жизни в целом и от других людей.

Сделка с судьбой. Это вера, сформированная нашими долженствованиями, вне зависимости от типа решения, если мы живем в соответствии с ними. Подчиняясь нашему внутреннему диктату, мы волшебным образом пытаемся воздействовать на внешнюю реальность.

Тирания долженствований -побуждение жить согласно грандиозной концепции самих себя. Саморазрушительная по природе, эта тирания стремится полностью уничтожить нашу индивидуальность. Долженствования определяются в основном ценностями и чертами характера, ассоциирующимися с доминантным решением.

Уступчивость -межличностная стратегия, позволяющая справиться с базальной тревогой и контролировать окружающих своей зависимостью от них. Это способ завоевать любовь и одобрение. Сделка этого решения состоит в том, что человек, живущий в соответствии с ней, получит многое от судьбы и от других людей, если не станет стремиться к собственной выгоде и славе и будет добрым, скромным и любящим.

Уход -межличностная стратегия - способ справиться с базальной тревогой, двигаясь прочь от людей. Люди этого типа заключают трехстороннюю сделку с судьбой: другие не будут их трогать, если они ничего не попросят; они не потерпят неудачу, если ничего не будут пытаться сделать, и не разочаруются, если не будут ожидать от жизни многого.

Чувство справедливости –это ожидание, подкрепленное сделкой с судьбой, связанной с нашим доминирующим решением.

Экспансивные решения -межличностные стратегии- способ справиться с тревогой, двигаясь против людей или заняв агрессивную позицию по отношению к ним. Людей, использующих эти стратегии, привлекает не любовь, а господство. Так как они стыдятся страдания, беспомощность для них — настоящее проклятие. Три типа людей разделяют это решение: нарциссистский тип, перфекционистский и надменно-агрессивный.

Презентация

Порочный круг


Сравнение взглядов З.Фрейда и К.Хорни

Лекция 7. Социокультурная теория личности К.Хорни.

Методические рекомендации к изучению темы:

К Хорни развивала собственную версию психоанализа. Ее отличительными чертами были роль культуры в развитии ребенка, концепция невроза как ряда защитных реакций на базальную тревогу, структура личности в текущий момент времени.

Изучая теорию К.Хорни, следует обратить на то, что она:

Ø считала, что социокультурные условия оказывают серьезное влияние на развитие и функционирование индивидуума;

Ø утверждала, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Ø сместила акцент с прошлого на настоящее, как в теории, так и в клинической практике. Заменила генетический подход структурным, отстаивая мнение о том, что цель психоанализа не только в поисках источников невроза в детских переживаниях, но и в анализе ряда защитных реакций и внутренних конфликтов.

В теории К. Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной. Решающим фактором развития личности считались социальные отношения между ребенком и родителями, касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

Биография

Развитие личности

К.Хорни не разделяла взглядов З.Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует направленность развития личности. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Ведущими потребностями ребенка являются:

Ø потребность в удовлетворении (всех биологических нужд)

Ø потребность в безопасности.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.