Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания в таблицах

Типы речевых судорог

Локализация судорог

Тяжесть проявления речевых судорог:

Типы течения заикания

Причины заикания

Статистика заикания

Распространенность заикания по признаку пола

Распространенность заикания по возрастному признаку

Фактор наследственности в заикании

Время возникновения заикания

Возраст
Проценты
2-3 года
39,1%
4-5 лет
35,9%
Старше 7 лет
12,2%
Не установлен
12,8%

Причины возникновения заикания

Воздействия заикания на организм ребенка

(По материалам В.И. Селиверстова)

Сравнительная характеристика различных форм заикания

Показатели
Невротическое
Неврозоподобное
Смешанное
Речевая активность
Резко снижена
Обычно повышена
Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог
Преобладают дыхательно-вокальные
Преобладают в артикуляционном аппарате
Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи
Различный
Тахилалия
Тахилалия
Звукопроизношение
Без особенностей
Часто дислалия, реже дизартрия
Различное
Выразительность речи
Различная
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику)
Без выраженных особенностей
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Различная
Раздувание крыльев носа во время речи
Типично
Непостоянно
Непостоянно
Сопутствующие движения
Часты. Характер их изменчив
Очень часты. Стереотипны
Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках
Выражена
Слабее, чем при невротическом заикании
Более или менее выражена
Течение заикания
Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Редки
Часты
Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
Обычно высокая, порой чрезмерная
Резко снижена
Недостаточна
Психотравмирующая ситуация
Резко ухудшает речь
Обычно влияет мало
Ухудшает речь
Логофобия
Характерна
Не характерна
Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Психомоторное развитие
Различное, порой ускоренное
С задержкой
С задержкой
Развитие навыков самообслуживания
Без заметных отклонений
С задержкой
С задержкой
Леворукость
Как в популяции
Часта
Часта
Речевая патология у близких родственников
Редка
Часта
Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания
После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
В период становления речи
Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности
Характерны
Не характерны
Могут иметь место
Интеллект
Не страдает
Может быть снижен
Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Речевая активность
Резко снижена
Обычно повышена
Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
Локализация судорог
Преобладают дыхательно-вокальные
Преобладают в артикуляционном аппарате
Во всех группах мышц, связанных с речью
Темп речи
Различный
Тахилалия
Тахилалия
Звукопроизношение
Без особенностей
Часто дислалия, реже дизартрия
Различное
Выразительность речи
Различная
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Психомоторика (включая логомоторику)
Без выраженных особенностей
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Различная
Раздувание крыльев носа во время речи
Типично
Непостоянно
Непостоянно
Сопутствующие движения
Часты. Характер их изменчив
Очень часты. Стереотипны
Постоянны и чаще всего однообразны
Фиксация на трудных звуках
Выражена
Слабее, чем при невротическом заикании
Более или менее выражена
Течение заикания
Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Редки
Часты
Часты
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
Обычно высокая, порой чрезмерная
Резко снижена
Недостаточна
Психотравмирующая ситуация
Резко ухудшает речь
Обычно влияет мало
Ухудшает речь
Логофобия
Характерна
Не характерна
Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто
Психомоторное развитие
Различное, порой ускоренное
С задержкой
С задержкой
Развитие навыков самообслуживания
Без заметных отклонений
С задержкой
С задержкой
Леворукость
Как в популяции
Часта
Часта
Речевая патология у близких родственников
Редка
Часта
Часта
Сроки и обстоятельства появления заикания
После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
В период становления речи
Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
Акцентуации личности
Характерны
Не характерны
Могут иметь место
Интеллект
Не страдает
Может быть снижен
Может быть снижен
Усиленная фиксация на речи
Типична
Нет
Встречается часто

Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера

Характеристика заикающихся с невротической формой.

Появление заикания невротической формы, как правило, предшествует психогения (испуг или хроническая психическая травматизация). Заболевание возникает остро в 2-6 лет.

У пациентов с этой формой в анамнезе нет сведений указывающих на патологию внутриутробного развития и родов. Психофизическое развитие и моторные навыки, как правило, в норме. Часто наблюдается раннее развитие речи (бурно пополняется словарный запас, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций). Скорость речи, обычно, повышена, ребёнок как бы ”захлёбывается” речью, ”глотает” окончания слов и предложений, пропускает слова и предлоги. Часто наблюдается большое количество интераций (Белякова Л.И).

Перед возникновением заикания у таких детей отмечается повышенная впечатлительность, робость, колебания настроения (чаше в сторону сниженного), тревожность, обидчивость, нетерпеливость, плаксивость. У некоторых детей наблюдаются страхи (невротический энурез, боязнь темноты и др.). Такие дети трудно привыкают к новой обстановке, плохо переносят условия детского сада.

Заикание чаще возникает остро после перенесённой психической травмы на фоне хорошей фразовой речи. Сразу после травмы иногда наблюдается мутизм (ребёнок перестаёт говорить на какое-то время, на лице ”застывает” выражение страха). С появлением заикания дети становятся ещё более раздражительными, беспокойными, плохо спят. Иногда капризы болезненное упрямство. Кроме острой и хронической психической травматизации, невротическая форма заикания развивается часто у детей, которым в 1,5-2,5 лет вводится в общении второй язык (Белякова Л.И).

Невротическая форма заикания характеризуется рецидивирующим течением при малейшем эмоциональном напряжении, утомлении заикание усиливается. Эта форма заболевания протекает как благоприятно, так и неблагоприятно. При благоприятном течении степень заикания не бывает тяжелой, но бывает, что заболевание приобретает хроническое течение, при котором ремиссий не наблюдается, а речевое нарушение становится всё более тяжёлым. Дети с неблагоприятным течением уже с 6-7 лет страдают снижением речевой активности при общении с новыми людьми или в новой обстановке, появляется ситуационная зависимость в проявлении частоты и тяжести судорожных запинок.

У заикающихся с невротической формой резко меняется поведение к 10-12 годам жизни. Дети осознают свой дефект, боятся произвести на собеседника плохое впечатление, не суметь выразить мысль и т.д. В этом возрасте формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач). Образуется своеобразный порочный круг – судорожные запинки вызывают отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание. С возрастом логофобия становится приоритетной, носит навязчивый характер и возникает даже при мысли о необходимости речевого контакта или при воспоминании о неудачных прошлых контактах (Селивёрстов В.И.).

При неблагоприятном течении невротической формы заикания у взрослых появляется чувство социальной неполноценности, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационном страхе перед речью, который часто генерализуется, сочетаясь с отказом от речевого общения вообще. Эффективность педагогического воздействия на таких людей бывает низкой.

Характеристика заикающихся с неврозоподобной формой.

Появляется, как правило, у детей в возрасте 3-4 лет постепенно, без видимых внешних причин. В анамнезе часто отмечаются тяжёлые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и др. Впервые годы жизни такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Физическое развитие часто с задержкой или по нижней границе нормы. Их отличает моторная неловкость, плохая координация движений, поведение характеризуется возбудимостью, расторможенностью. Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте. Дети часто суетливы, непоседливы, отмечается повышенная утомляемость и истощаемость при интеллектуальной работе и физической нагрузке. Они с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. В клинике это состояние определяется как церебрастенический синдром. Самые яркие отличия от нормы в речевом развитии. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года (Белякова Л.И).

В первом периоде (1-6 месяцев) заикание протекает как бы волнообразно, однако периодов ”без запинок” обычно не наблюдается. При отсутствии помощи нарушение утяжеляется и быстро ”обрастает” обильными сопутствующими движениями и эмболофразией (”сорные” слова, уловки). Для данной формы характерна монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта, обычно мало зависящего от внешних ситуационных факторов. Обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

При этой форме заикания движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений рук и ног, тонкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторике рук, особенно страдает динамический праксис. Заикающиеся с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. При клиническом обследовании отмечается, как правило, нерезко выраженное органическое поражение мозга резидуального характера, причём помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга (Кащенко В.П.).

При логопедическом обследовании обнаруживается обычно нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко имеется нарушение тонуса мышц языка, его “беспокойство”, недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобной формой заикания регистрируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое (Селивёрстов В.И.).

Отличается от нормы и организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тонико-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильственные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера. При тяжелой форме заикания речевое общение утомляет взрослых заикающихся. Вскоре после начала беседы они начинают отвечать односложно, жаловаться на чувство физической “усталости до изнеможения”. Для психического состояния взрослых характерны трудность адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость. Большинству из них занятия с логопедом приносят облегчение в речи, в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный и длительный характер.

В данной статье мы попытались осветить две формы заикания, их особенности и отличия. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker” мы тоже различаем эти две формы заикания.

При невротической форме пациенту трудно удерживать нужную высоту голоса, а с формантой, как правило, проблем не бывает.

При неврозоподобной форме заикания высота голоса контролируется, как правило хорошо, а форманта достигается с определенным напряжением.

Обе формы без сомнения поддаются лечению с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”, только подход к каждой форме заикания, и естественно к каждому пациенту, индивидуальный.

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. — 304 с.: ил.
  2. Селивёрстов В.И. “Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.” Издание 3-е - Москва 1994 г.
  3. Кащенко В.П. “Педагогическая коррекция.” Издание 2-е - Москва 1994 г.
  4. “Заикание.” (под редакцией М.А.Власовой, К.П.Беккера - Москва 1983 г.)
  5. “Основы теории и практики логопедии.” (под ред. Р.Е.Левиной - Москва 1968 г.)
  6. “Расстройства речи у детей и подростков.” (под редакцией С.С.Ляпидевского - Москва 1969 г.)


Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

Возникновению заикания невротической формы у детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 2-6 лет.

Анамнестические сведения показывают, что у детей с этой формой заикания обычно отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов. Раннее психофизическое развитие, как правило, проходит в соответствии с возрастной нормой. Моторные навыки (сидение, стояние, ходьба) формируются своевременно.

Речевой онтогенез имеет у них определенные особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18-ти месяцам жизни. В короткий промежуток времени (за 2-3 месяца) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Темп речи часто ускорен, дети как бы “захлебываются” речью, недоговаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные слова и предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается “смазанность” произнесения звуков в речевом потоке. Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает.

У таких детей часто наблюдается большое количество итераций, что нередко привлекает внимание окружающих. Таким образом, артикуляторные механизмы устной речи остаются у них функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время как лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением, временами речь становится совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании или утомлении заикание появляется вновь.

В дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми лицами остаются практически обычными.

Резко меняется поведение заикающихся к 10-12-ти годам жизни. В этот период появляется осознавание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, обратить внимание посторонних на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок и т.д.

Именно в этом возрасте у заикающихся с невротической формой патологии речи начинает ярко проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия — боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях образуется своеобразный порочный круг, когда судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.

Отличительной особенностью данной группы заикающихся является то, что в спокойном состоянии, при отвлечении внимания от процесса артикуляции (например, при большой заинтересованности темой разговора), а также наедине с собой речь у них осуществляется свободнее, часто совершенно лишена судорожных запинок.

Звукопроизношение у детей с невротической формой заикания либо не имеет нарушений, либо в соответствии с возрастными особенностями носит черты функциональной дислалии. Темп речи обычно быстрый, голос достаточно модулирован.

Таким образом, для невротической формы заикания характерны следующие особенности:

1. Заикание может появиться в возрасте от 2-х до 6-ти лет.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При неврозоподобной форме заикания в анамнезе зачастую отмечаются тяжелые токсикозы беременности с явлениями угрожающего выкидыша, асфиксия в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах низкой возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются от здоровых детей плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте.

У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети чрезмерно суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей расценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко отличие от нормы выступает в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3-м годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. Наряду с задержкой развития речи имеются нарушения произношения многих, звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т.е. с возрастом 3-4 года.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

У лиц с неврозоподобной формой заикания в возрасте 14-17 дет порой появляются личностные переживания в связи с дефектом речи. Они носят редуцированный характер и не имеют черт глубокого, эмоционально ярко окрашенного переживания своей речевой малоценности, как это бывает у подростков и взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания.

При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых лиц речь характеризуется нередко тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата. Как правило, отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность и т.д. Речь обычно сопровождается разнообразными движениями пальцев рук, притоптыванием, кивательными движениями головы, покачиванием туловища и другими содружественными движениями, напоминающими гиперкинезы, т.е. насильвенные сокращения мышц, не носящие маскирующего или эмоционально-выразительного характера.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Активное внимание заикающихся к процессу говорения облегчает речь, запинок становится меньше. В то же время наблюдения показывают, что физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, перенесение соматических заболеваний ухудшают качество речи.

Таким образом, для неврозоподобной формы заикания характерно:

1) судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 года;

2) появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи;

3) начало заикания постепенное вне связи с психотравмирующей ситуацией;

4) отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации;

5) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь;

6) физическое или психическое утомление, соматическаяослабленность ухудшают качество речи.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанной.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 3781 ;

ü Неврозоподобная форма заикания

Психолого-педагогическая характеристика:

ü Критический возраст возникновения заикания: чаще всего начинается в возрасте 3-4-х лет, начало постепенное.

ü Причины: без видимых внешних причин.

ü Анамнез: при неврозоподобной форме заикания в анамнезе – тяжелые токсикозы, с угрозами выкидыша, асфиксия. В грудном возрасте дети беспокойны, крикливы, плохо спят.

ü Моторные навыки:

- Физиологическое развитие проходит ниже возрастной нормы, либо с небольшой задержкой.

- Дети отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью.

- При обследовании моторных функций патология выражается в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статических и динамических координаций рук, ног. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной, тонкой моторике пальцев рук.

Особенно страдает динамический праксис:

- с трудом запоминают последовательность движений;

- с трудом переключаются с одной серии движений на др.;

- с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм движения.

У детей плохо развит музыкальный слух, двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении таким детям необходим зрительный образ.

ü Характерологические особенности:

- Поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Отмечается снижение познавательной активности, нередко такие дети суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям. Могут быть раздражительными, вспыльчивыми.

- Дети плохо переносят духоту, жару, езду в транспорте.

- Отмечается повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Внимание неустойчивое, быстро отвлекаются.

ü Раннее речевое развитие: проходит с задержкой. 1-ые слова появляются к 1,5 г., элементарная фразовая речь формируется к 3 годам, развернутая фраза к 3,5 г.ж.

- Имеются нарушения произношения многих звуков.

- Медленное накопление словарного запаса.

- Позднее и неполное освоение грамматического строя речи.

Клиническое обследование свидетельствует о нерезковыраженном органическом поражении мозга резедуального характера, причем помимо общемозговых синдромов (церебрастенических, гипертанист. и др.) у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

При логопедическом обследовании обнаруживается:

- нормальное строение речевого аппарата. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, наблюдается недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация движений, затрудненный поиск поз, имеется нарушение тонуса мышц языка, недифференцирование передней части языка (кончика). Отмечается повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое.

- организация просодической стороны речи: темп речи либо ускорен, либо резко замедлен. Голос мало модулированный. Резкое нарушение дыхания (речевого) – слова произносятся во время вдоха или окончания выдоха.

- психическое состояние характеризуется повышенной возбудимостью или взрывчатостью, либо вялостью, пассивностью.

Для подростков и взрослых наиболее характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Обращаются за логопедической помощью по настоянию своих родных.

В процессе коррекционного воздействия заикающиеся недостаточно активны и инициативны.

При хроническом течении у взрослых заикающихся речь характеризуется тяжелыми тоно-клоническими судорогами во всех отделах речевого аппарата.

При тяжелой форме речевое общение утомляет взрослых заикающихся, они начинают отвечать односложно, жаловаться на усталость. Трудности адаптации к новым условиям, снижение памяти, внимания, истощаемость.

Занятия с логопедом приносят облегчения речи в тех случаях, если коррекционная педагогическая работа носит регулярный, длительный характер.

Речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Активное внимание заикающихся на процесс говорения облегчает речь и запинок становится меньше.

Физическое утомление, продолжительные психическое напряжение, перенесенное соматическое заболевание ухудшают качество речи.

Т.о. для неврозоподобной формы заикания характерно:

1. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3-4 лет.

2. Появление судорожных запинок совпадает с развитием фразовой речи.

3. Начало заикания постепенное, не в связи с психотравмирующей ситуации.

4. Отсутствие периодов плавной речи и малая зависимость качества речи от речевой ситуации.

5. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь.

6. Физическое и психическое утомление, а так же соматическая ослабленность ухудшает качество речи.

ü Невротическая форма заикания

ü Критический возраст возникновения заикания: заикание возникает остро, в возрасте 2-6 лет.

ü Причины: возникновению заикания предшествует психогения в виде испуга, либо хронической, психической травматизации.

ü Анамнестические сведения: отсутствуют указания на патологию внутриутробного развития и родов.

ü Раннее психофизическое развитие так же проходит в соответствии с возрастной нормой.

ü Моторные навыки: формируются своевременно.

ü Раннее речевое развитие (речевой онтогенез): наблюдается раннее развитие речи. 1-е слова – к 10 месяцам, фразовая речь – 16-18 мес. В короткий промежуток времени (2-3 мес.) дети начинают говорить развернутыми фразами, словарный запас бурно пополняется, рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций.

Отмечается смазанность произнесения звуков в речевом потоке.

Состояние звукопроизносительной стороны речи норму не опережает (в соответствии с возрастом).

Наблюдается большое количество итераций.

Артикуляционные механизмы устной речи остаются функционально незрелыми на более длительный срок, чем в норме, в то время, как лексико-грамматический строй речи существенно опережает норму.

ü Характерологические особенности: повышенная впечатлительность, тревожность, робость, обидчивость, колебания настроения, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость.

В возрасте 2-5 лет наблюдаются различные страхи: боязнь темноты и т.д.

С трудом привыкают к новой обстановке, плохая переносимость условий детского сада (рекомендация 2-3 мес. Не посещать детский сад, активные мероприятия).

Иногда до появления заикания вслед за перенесенной травмой некоторое время наблюдается муттизм (состояние полного отсутствия речи в течение определенного времени). Ребенок внезапно перестает говорить и на лице выражение страха.

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят. В ряде случаев появляется болезненное упрямство, капризы, негрубо выраженные нарушения дисциплинарных требований.

При появлении заикания отмечается, что в процессе речи заикающиеся прикрывают рот рукой, как бы опасаясь появления запинок. Динамика речевого нарушения характеризуется рецедивирующим течением, временами судорожные запинки полностью отсутствуют, но при малейшем эмоциональном напряжении, соматическом заболевании и утомлении заикание появляется вновь.

При обследовании обнаруживается нормальное развитие общей моторики. Общие движения достаточно грациозны, пластичны, хорошо координорованы и переключаемы. Чувство ритма развито достаточно хорошо. Двигательные ошибки могут исправлять самостоятельно. Тонкая моторика рук так же развита в соответствии возрастной нормы. Жесты, мимика, пантомимика эмоционально окрашены. В тоже время для данной группы детей характерно не доведение элементов движений до конца, некоторая их вялость, повышенная двигательная утомляемость. У некоторых наблюдается незначительный тремор пальцев рук. Звукопроизношение – либо нет нарушений, либо носит черты функциональной дислалии. Темп речи – быстрый, голос – модулированный.

В 7 лет – рецедив.

К 10-12 годам – резко меняется поведение у заикающихся, появляется осознание своего дефекта речи, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, т.е. появляется ярко выраженная, патологическая личностная реакция на речевое нарушение. Формируется стойкая логофобия (боязнь речевого общения, с навязчивым ожиданием речевых неудач).

У взрослых дисгармоничное развитие личности, социальная неудовлетворенность. Значительное улучшение экспрессивной речи наблюдается у таких лиц в процессе логоритмических занятий, аутогенной тренировки, под влиянием психотерапии и гипноза.

1. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения (заикания).

3. Преимущественно психогенное начало патологии.

4. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

5. Возможность плавной речи при определенных условиях (в речи наедине с собой, эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения).

Литература:

Волкова Г.А., Селиверстов В.И. Заикание [Текст]/Логопедия: учеб. для вузов рек. МО РФ/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб., доп. – М.: Владос, 2006. – с. 278 – 346.

Заикание/ Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Власова Н.А. и др.; Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1983. - 256 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.