Статистика детей с неврозами

В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространенности неврозов как у детей, так и в общей массе населения. Поэтому точные сведения о частоте данной патологии отсутствуют. Об этом можно лишь косвенно судить по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей, воспитателей, педагогов. Эти сведения с определенной степенью достоверности указывают, что неврозы среди населения, в том числе и у детей, являются наиболее распространенной формой нервно-психической патологии. Так, по данным В. А. Колеговой (1973), частота заболевания неврозами и реактивными психозами в детском и юношеском возрасте составляла 22 человека на 1000 лиц данной возрастной группы. В Болгарии, например, было выявлено от 14,8 до 22% детей с различными невротическими нарушениями, включая нерезко выраженные и нестойкие невротические реакции (А. Божанова, В. Иончева, К. Константинова, 1973). Согласно сведениям Г. К. Ушаковой с соавт. (1972), основанным на массовом эпидемиологическом обследовании различных возрастных групп населения, невротические нарушения имели место у 80—90% людей. А. И. Захаровым (1995) при опросе родителей было установлено, что в возрасте 1—3 лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу, а в младшем школьном возрасте показатель нервности у мальчиков составил 46, а у девочек 37%. При этом наибольшие показатели нервности мальчиков отмечались в 8, 9 и 12 лет, у девочек — в 12 лет.

Естественно, что не каждая нервность ребенка является болезнью (неврозом). Это могут быть особенности темперамента, личности, акцентуация характера и другие индивидуальные особенности детей в различные периоды их жизни.

Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза (А. М. Вейн, 1995). Это обусловлено изобилием информации (дополнительный стрессовый фактор), бурными темпами жизни, экономическими трудностями в ряде стран и многими другими социальными и биологическими причинами. Повсеместно отмечается большая частота неврозов у мальчиков, чем у девочек. Этот факт В. И. Гарбузов (1977) объясняет тем, что мальчики в связи с более высокой активностью чаще попадают в угрожающие и конфликтные ситуации, в отношениях со сверстниками более агрессивны, чаще подвергаются наказаниям со стороны родителей. Они более болезненно воспринимают уход из семьи отца и приход отчима, острее девочек переживают свои анатомические дефекты и физические недостатки. Отмечено также, что единственные в семье дети болеют неврозами чаще, чем дети в многодетных семьях, что обусловлено дефектами воспитания в виде гиперопеки, потаканий всем прихотям ребенка, переоценки его личных способностей, меньшей приученности к труду и выполнению конкретных поручений. В результате такие дети плохо приспосабливаются к изменению внешней обстановки, психическому напряжению, неадекватно реагируют даже на небольшие психотрамирующие воздействия.


  • В Петербурге закрывается психиатрическая больница — оптимизация

  • Что делать, если ваш сосед психически нездоров

  • Молчание поневоле. Как помочь, если голос пропал

Служба психиатрической помощи в Петербурге и во всей России сокращается, а число нуждающихся в этой помощи меньше не становится. По данным специалистов, сегодня в стране распространенность невротических расстройств достигает 69,9%.

Важно не само событие, а отношение к нему

Как отмечают психотерапевты, количество невротических и пограничных психических расстройств растет не только в России, но и во всем мире. Медики связывают это, прежде всего, с изменившимся темпом жизни и психологическим напряжением, социально-экономическими проблемами. Особенно страдают от неврозов жители мегаполисов.

Ежегодно в Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева за консультацией обращаются 10-14 тысяч человек, из них четверть — по поводу невротических расстройств.

- Неврозы — это в первую очередь стрессогенные, психогенные нарушения. При этом, для каждого невротическая ситуация своя — она определяется не только имеющимися в жизни конкретного человека стрессами, но и его личностью, значимостью того или иного события, стрессоустойчивостью, - говорит Татьяна Караваева, руководитель отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии НИПНИ им. В.М.Бехтерева. - Иначе говоря, неврозы возникают не из-за самого события, а из-за отношения к нему. Для кого-то конфликт на работе не будет значимым, а другого, наоборот, выбьет из колеи. В отличие от инфарктов или инсультов, невроз не может стать причиной смерти человека или инвалидности, с ним люди живут долго, но качество его жизни серьезно страдает.

Когда страх становится фобией

Таблетки не помогут справиться с неврозом

Между тем, в системе организации и оказания психотерапевтической помощи, по мнению специалистов, тоже немало проблем. В первую очередь, как считают в Психоневрологическом институте им. Бехтерева, они касаются выявления и диагностики невротических, психических и наркологических заболеваний. Так, правильный диагноз сегодня получают не более трети пациентов, обращающихся за медицинской помощью. Подчас их лечат врачи, не имеющие хорошего специального образования, а зачастую и вовсе не врачи – психологи или альтернативные целители.

При этом, по данным НИПНИ, в России сократилось общее число психиатров и психотерапевтов, судебно-психиатрических экспертов, сексологов. За последние 10 лет число ставок врача-психотерапевта в учреждениях здравоохранения уменьшилось более чем на 50%, а количество амбулаторных психотерапевтических кабинетов, где пациенты с психическими расстройствами могут получить первичную медпомощь, – на 40%.

Содержание статьи:

Почему у детей дошкольного и школьного возраста возникает невроз — причины

  • Неврастения.
  • Невроз страха.
  • ОКР или навязчивые состояния.
  • Невротическая депрессия.
  • Истерия.

К системным неврозам относятся:

  • Невротическое заикание.
  • Невротические тики.
  • Ипохондрия (чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья).
  • Патологические привычки (сосание пальцев, скручивание волос, раскачивание на стуле и т.п.).
  • Бессонница и нарушение сна.

Провоцирующие факторы развития неврозов у детей

  1. Генетическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, истеричность).
  2. Мозговые нарушения, связанные с патологией беременности и неудачными родами.
  3. Психосоциальная составляющая — ссоры родителей, напряженная атмосфера в доме, стрессы, алкоголизм в семье, неправильное воспитание, излишняя опека и т.д.
  4. Непомерная информационная нагрузка. Родительские амбиции, завышенные требования и претензии к ребенку со стороны взрослых.
  5. Постоянная необъективная критика, сравнивание ребенка с другими (с точки зрения взрослых) более успешными детьми.

Особенно подвержены неврозам:

  1. Соматически ослабленные дети.
  2. Дети, находящиеся длительное время в непростой жизненной ситуации.
  3. Подростки и дети от двух до пяти лет, а также первоклассники.

Как у детей проявляется невроз — симптомы разных видов невротических состояний

  • Плаксивость.
  • Гнев и агрессивность.
  • Припадки, во время которых ребенок то смеется, то плачет. Одновременно машет руками и ногами, катается по полу.
  • Озноб.
  • Ребенок может жаловаться на несуществующие боли.
  • Беспричинная клевета.
  • Нередко можно наблюдать заикание.
  • Возможны – судороги, потеря сознания, паралич конечностей во время припадков.

Навязчивый невроз — психогенное заболевание, которому свойственны следующие симптомы:

Как выявить и лечить невроз у ребенка — современные методы

Диагностика неврозов у детей включает в себя:

  1. Психологический анализ социума ребенка: анализ семейных отношений, поведения ребенка при общении с окружающими его людьми.
  2. Тестирование ребенка и беседа с родителями.
  3. Психологическое обследование всех взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

Только после консультаций и тестирования врач-психотерапевт сможет определить индивидуальный курс комплексного лечения. Курс может включать в себя психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Семейная психотерапия – устранение ошибок в воспитании ребенка. Беседы с членами семьи. Установление эмоционального контакта. Совместное обсуждение, выявленных проблем. Доверительные беседы. Обсуждение дальнейших действий и разработка перспективного плана поведения.

Индивидуальная психотерапия включает в себя современные методы лечения – арттерапию, игровую терапию, музыкотерапию, библиотерапию, цвето и светотерапию аутогенную тренировку, гипнотерапию и т.д.

Групповая терапия: коррекция семейных отношений и неблагоприятных личностных изменений, наработка коммуникативных навыков, развитие творческих способностей и т.д.

Основная цель медикаментозной терапии заключается в снятии повышенной возбудимости у ребенка, в уменьшении астенического синдрома, в коррекции гиперактивности и расторможенности. Курс лечения может включать в себя физиотерапию, фитотерапию, общеукрепляющую терапию. В особо тяжелых случаях детям назначают малые дозы транквилизаторов, антидепрессантов. При астении назначаются препараты кальция, витамины, ноотропил, липоцеребрин. При невротических тиках – фенибут. Нередко врачи рекомендуют прием настойки валерианы, лимонника, пустырника, женьшеня, хлорида кальция.

Лечение подбирается строго индивидуально. Профилактикой и лечением неврозов занимаются педиатры, неврологи и психотерапевты.

Специфика этой болезни такова, что пациентов с неврозом в своей практике может встретить любой врач. Поэтому каждый вступающий в медицинскую братию должен иметь хотя бы минимальные знания по этой теме.

Точных данных о распространенности неврозов среди населения нет. Сведения об учтенных случаях имеются по отдельным регионам: от 15,8 до 21,8 чел. на 1000 населения. На долю неврозов среди психических заболеваний приходится 20–25 % (Б. Д. Петраков). Среди студентов больные неврозами составляют 54,6 %. Статистика невроза с каждым годом растет и охватывает все больше людей. Официальные данные Всемирной организации здравоохранения: подведены итоги за период с 1930 по 1995 года и сообщается о том, что численность людей, болеющих этим заболеванием, выросла в 24 раза. Также существует распределение, по которому 2/3 неврозов приходится на женщин и 1/3 на мужчин. Данные эти не являются точными, так как захватывают лишь людей с выявленным заболеванием. К сожалению, специфика их такова, что за помощью обращаются немногие. Еще меньше людей находят квалифицированную помощь.


Классификация

Классификации как таковой не существует, но в целом выделяют три вида неврозов:

К первой группе относят все виды навязчивых состояний, характеризующихся повторяющимся чувством фобии чего- и/или кого-либо: определенных предметов, деятельности, ситуаций. Начало невроза навязчивых состояний формируется по механизму условного рефлекса. Фобией является тот страх, который мешает социальной или трудовой сфере человека. Вторая группа содержит в себе расстройства, характеризующиеся имитацией, но не симуляцией пациентами болезней и богатыми соматоформными нарушениями. В третьей группе содержится единственное расстройство, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Этиология

Еще одним фактором, обуславливающим развитие невроза, является психологическая травма. Особенно опасны они в момент формирования высшей нервной деятельности (3–5 лет), подростковом и климактерическом периодах.

Диагностика невроза начинается со сбора анамнеза с выявлением наследственных отягощений (алкоголизм, депрессивные состояния) у близких родственников. Затем выясняется наличие психологических травм. Важным этапом постановки диагноза является исключение органических патологий, некоторые из которых могут имитировать симптомы данного заболевания (опухоли лобной доли без судорожной эпилепсии).

Несмотря на огромное количество проявлений, все неврозы имеют сходства:

психогенный источник заболевания;

затяжной характер течения;

отсутствие прогрессирующих изменений личности;

сохранение критического отношения пациента к своему состоянию.

Лечение неврозов

В основе лечения должен лежать комплексный подход. Идеальный вариант — психотерапия и консультации психиатра по поводу медикаментозной терапии.

Основные классы лекарственных средств, применяемые при лечении неврозов. это транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. Стоит помнить и постоянно напоминать пациенту, что в данном случае эти препараты выполняют роль симптоматической терапии, облегчая состояние, но не исцеляя его.


Невроз — это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.


О заболевании

Клиника неврозов разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.

Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть при лабораторном или инструментальном обследовании никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.


Неврозы у детей

Что же представляют собой детские неврозы? Какими они бывают? Можно ли их избежать, и поддаются ли они лечению? На все эти и ряд других вопросов мы постараемся дать ответ в настоящей статье.

Чаще всего неврозы встречаются среди взрослых людей, однако у детей они проявляются особенно ярко. Нередко можно встретить ребенка, лицо которого искажено страхом, тревогой. Многие дети переживают депрессивные состояния, у них колеблется настроение, нарушен сон, они плаксивы, их двигательная активность ограничена. Бывает и наоборот: под влиянием невроза ребенок становится чрезмерно активным, неуправляемым, начинает грубить и проявлять признаки агрессии.


Причины неврозов у детей

На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:

  • социально-психологические причины,
  • социально-культурные причины,
  • социально-экономические причины.

К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.

Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.

Социально-экономические причины — это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т. д.

Неоценимое значение имеет ранняя профилактика неврозов у детей. Практика показывает, что неврологи достаточно легко диагностируют симптомы появления невротических расстройств у малыша уже в ходе первичного обследования. Ведь первые проявления невротических симптомов заметны специалисту в моменты любой поведенческой активности малышей: когда они начинают произносить слова, ходить, бегать, общаться с родителями, играть со сверстниками.


О профилактике детских неврозов

Творческий арсенал современных врачей изобилует множеством эффективных и проверенных практикой психотерапевтических методов лечения неврозов, позволяющих оказать малышу действенную помощь без агрессивного навязывания лекарственной терапии.

Как не бывает дыма без огня, так не существует детского невроза без проблем психофизиологического характера, которые в той или иной степени провоцирует подготовка к школьной жизни и ее начало. Родители должны быть готовы правильно воспринять подобные формы поведения ребенка и отнестись к ним с пониманием, разговаривая с малышом не раздраженно, а доброжелательно, пытаясь ненавязчиво объяснить ему, что надо делать, чтобы от этих проблем избавиться. Каждый из родителей для ребенка – лучший целитель и педагог.

Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы, вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать малыша от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием.

  1. Детские страхи и их коррекция – почему возникаютСтрах – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную.
  2. Паническое расстройство с агорафобиейНачало панической атаки часто бывает связано со страхом попасть в.
  3. Постоянный страх и тревога у женщинПрактически все люди испытывали чувство тревоги и страха хоть раз.
  4. Температура от стресса может меняться?Организм человека реагирует на стресс различными способами. Многих интересует, может.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши


Оборотная сторона промышленного и экономического развития — ускорение ритма жизни, социальное отчуждение и нестабильная занятость. Возросший уровень стресса оказывает негативное влияние на психическое здоровье, отмечает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Невроз — одно из самых распространенных заболеваний в развитых странах, по статистике ВОЗ, расстройства невротического спектра диагностируются у 10–20% населения. Распространенность неврозов растет гораздо активнее, чем уровень психических заболеваний, к которым неврозы не относятся. Невротические расстройства находятся на границе психологии и психиатрии.

Современным людям свойственно самостоятельно ставить себе и окружающим диагнозы (которые, как правило, ошибочны). Даже очень нервный и раздражительный человек, у которого бывают головные боли, еще не неврастеник.

Любой из неврозов ощущается как нетипичное состояние, а сигналом к тому, что надо проконсультироваться с врачом, является чувство страха или тревоги, которые не вызваны какими-либо внешними причинами, говорит доктор медицинских наук, главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Александра Бархатова. Симптомы, на которые, по ее словам, следует обратить внимание, — длительные и устойчивые периоды утомляемости, апатии, резкие перепады настроения и расстройства пищевого поведения.

Настроение испортилось

Один из частых симптомов невроза — головокружение. Однако вертиго — это симптом еще 80 видов заболеваний, многие из которых являются тяжелыми. Недооценивать головокружения не стоит, поскольку они могут стать причиной серьезных травм. Это как раз тот случай, когда надо начинать бороться с симптомом еще до постановки диагноза.

Предполагается, что в невротических расстройствах виноват современный ритм жизни. Однако специалисты полагают, что есть и предрасположенность к данного вида недугам.

Впрочем, современному человеку гораздо проще прийти со своей проблемой к врачу. Это может быть одной из причин роста выявляемости невротических расстройств, полагает Бархатова. Качество жизни невроз ухудшает, но в отличие от депрессии он, как правило, не несет угрозы жизни или здоровью.

Лицо депрессии

По данным ВОЗ, каждый десятый житель планеты страдает серьезной депрессией, а почти каждый пятый переживает депрессивное расстройство хотя бы раз в жизни. Депрессия является в мире причиной 40–60% самоубийств.

Главное отличие депрессии от угнетенного состояния или грусти в том, что она длится не меньше двух недель и отличается постоянным ощущением душевной боли и нежеланием делать что-либо — работать, общаться с родными и друзьями. Люди, находящиеся в депрессии, перестают интересоваться тем, что им было всегда интересно, и не получают удовольствия от того, что еще вчера дарило радость.

У депрессивного состояния есть и собственное соматическое проявление, говорит Григорий Усов: в последнее время накопилась информация магнитно-резонансной томографии (МРТ) о реакции коры головного мозга на депрессию.

А вот возраста у депрессии нет — она бывает даже у маленьких детей, хотя больше склонны к депрессии люди старше 30 лет. Среди лиц зрелого возраста болезнь распространена сильнее, чем среди молодых: пенсионеры зачастую испытывают проблемы со здоровьем и дефицит общения, что провоцирует депрессивные состояния.

Независимо от возраста к депрессии больше склонны тревожные личности, склонные замечать неприятное и фиксироваться на негативных эпизодах жизни, отмечает Виктория Читалова. К депрессии также склонны робкие люди и перфекционисты.

Пациенту с депрессией имеет смысл обращаться только к психиатру или психотерапевту, который назначит психологическое и медикаментозное лечение, добавляет Григорий Усов. Многие опасаются идти с душевными проблемами к врачу, а если и идут, то тщательно скрывают это. И все же сегодня обращение к такому специалисту уже не так стигматизировано, как это было еще несколько лет назад, что дает надежду на дальнейший прогресс в отношении общества к проблеме.

Какие бывают неврозы
Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) выделяют шесть типов неврозов, но в российской медицинской практике принято классифицировать три: неврастения, обсессивно-фобический и истерический неврозы.

Неврастения характеризуется раздражительностью, быстрой утомляемостью и сверхчувствительностью. Например, человек может не переносить яркого света или громких звуков.

Обсессивно-фобический невроз связан с навязчивыми страхами, какими-либо действиями или мыслями, а также паническими атаками. Это один из самых распространенных видов неврозов, отмечает главный научный сотрудник Научного центра психического здоровья РАМН Александра Бархатова.

Истерический невроз проявляется в повышенной демонстративности поведения, желании привлечь к себе внимание, крайней неуравновешенности. К невротическим проявлениям относятся и такие расстройства пищевого поведения, как булимия и анорексия.


Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы неврозов у детей
    • Астенический невроз (неврастения)
    • Истерический невроз
    • Невроз навязчивых состояний
    • Депрессивный невроз
    • Системные (малосимптомные) неврозы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение неврозов у детей
    • Консервативное лечение
    • Психотерапия
    • Физиотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.


Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.