Ташлыков в а личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии









КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

А. Фрейд далее разрабатывала представления о защите [3], и сделала попытку систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Она указывала, что защитные механизмы препятствуют дезорганизации поведения и распаду личности, поддерживая её психическое постоянство. По мнению А. Фрейд [3], набор защитных механизмов характеризует уровень адаптированности и является строго уникальным для каждой личности.

Большой вклад в изучение механизмов психологической защиты внес Р. Плутчик [1]. В рамках психоэволюционной теории эмоций механизмы психологической защиты связывал с базовыми эмоциями, и отмечал, что защитные механизмы являются производными эмоций и направлены на регулирование и их контроль.

В отечественной психологии наибольший вклад в раскрытие данной проблематики внес Ф. Бассин [1]. Он счител, что главное в защите сознания от дезорганизующих его влияний психической травмы является понижение субъективной значимости травмирующего фактора. По его мнению, основным в психологической защите является перестройка системы установок, которая направленна на устранение эмоционального напряжения и предотвращение дезорганизованное поведение.

Таким образом, считается, что психологическая защита направляет копинг, который формируется на более поздних этапах онтогенетического развития и закрепляется в процессе накопления жизненного опыта. Диапазон используемых человеком в процессе жизни стратегий по разрешению ситуаций и преодолению требований среды во многом зависит от структуры ведущих типов психологической защиты, которые сложились в раннем детстве.

Совладание со стрессом тесно связано с типом переживаемого эмоционального состояния. Сегодня науке очень мало известно о том, как совладание формируется эмоциональным состоянием, но скорее всего, каждая ситуация, провоцирующая эмоциональное состояние и каждая эмоция, обусловливает определенный специфический паттерн совладания со стрессом.

Нормальное функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность и систематизированность индивидуальной картины мира. На фоне действующих защитных механизмов, поддерживающих психический гомеостаз, личность достаточно адекватно дает оценку событиям и осуществляет целенаправленное, осознанное, последовательное и приспособительное поведение, которое позволяет сохранять равновесие между внутренними потребностями и требованиями внешней среды.

Б. Карвасарский считает [1], что процессы совладания направлены на активное изменение ситуации с целью удовлетворения значимых потребностей, а процессы компенсации и особенно защиты, направлены в первую очередь на смягчение психического дискомфорта. По мнению Е. Чехлатого [4] различие механизмов совладания и механизмов психологической защиты состоит в том, что первые используются сознательно, а вторые – бессознательны.

Однако в настоящее время при постановке психотерапевтических задач принято объединять защитные механизмы и копинг-механизмы в целостную систему адаптивных реакций личности. В целом отечественная психология рассматривает копинг-механизмы (механизмы совладания) и механизмы психологической защиты как наиболее важные формы адаптационных процессов личности.

Таким образом, понимание механизма осуществления психологической адаптации личности как целостной системы, состоящей из совокупности копинг-механизмов и психологических защитных механизмов, представляется целесообразным процессом, так как механизмы приспособления личности к различным жизненным ситуациям чрезвычайно широки – от конструктивных, активных и достаточно гибких копинг-стратегий, до весьма ригидных и пассивных механизмов психологической защиты.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 656 с.

Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. – Томск, 1990. – С. 60-61.

Чехлатый Е. И. Личностная и межличностная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами и их динамика под влиянием групповой психотерапии: Автореф. дисс. канд. мед. наук. – СПб, 1994. – 25 с.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ В КЛИНИКЕ НЕВРОЗОВ.

Рассматривая неврозы как болезнь личности, В.Н.Мясищев их проявления трактовал как зафиксированные особенности отдельных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком. Существенной характеристикой системы адаптации личности, отражающейся в ВКБ при неврозах и влияющей на эффективность психотерапии, будут механизмы защиты совладения. Стоит сказать, для понимания условий и действий данных механизмов следует представить схему формирования ВКБ. Условия определенной трудной жизненной ситуации активируют в системе нарушенных отношений личности невротика неудовлетворение потребностей или их конфликт (в частности, потребности в признании, безопасности, самореализации, эмоциональном контакте, сексуальном удовлетворении и др.). Возникновение вследствие ϶ᴛᴏго тревоги и эмоционального напряжения в ϲʙᴏю очередь вызывает действие механизмов совладания (в частности, переориентацию целей, интересов, отвлечение, уход а активную деятельность и работу и др.). В последующем при развитии симптоматики и формировании ВКБ прежние активные адаптивные реакции уступают место пассивным защитным механизмам. Учитывая зависимость от особенностей ВКБ и характеристик личности больных в каждой из основных форм невроза нами выделяются различные стили невротического функционирования с преобладанием тех или иных сочетаний механизмов психологической защиты и совладания.

Следующий пример может иллюстрировать действие защитного механизма отрицания у пациентки той же формы невроза и типа ВКБ. В течение трех лет пациентка, имея выраженные астеновегетативные расстройства, обращалась за помощью исключительно к терапевту, отказывалась от посещения психоневролога, не признавала себя больной неврозом с целью избежать идентификации с психически больным мужем. Пациентка отрицала (подавляла в себе) сочувственное отношение к психически больному мужу, пытаясь заглушить мучительные опасения за здоровье сына. Стремясь подавить тревогу за психическое здоровье сына (мысли о возможной неблагоприятной наследственности), она пыталась воспринимать (вопреки реальности, как бы отрицая фактическое положение дел) мужа здоровым человеком и предъявляла к нему непомерно высокие требования, фрустрируя его и себя. Обычно же защитный механизм отрицания пробудет не в отношении заболевания в целом, а в отвлечении внимания от каких-либо неприятных аспектов патогенной ситуации, в отрицании пациентом негативных сторон ϲʙᴏего поведения. В случае соматической концепции ϲʙᴏего заболевания у больного неврастенией действует механизм соматизации, формирующий психовегетативный синдром, основу кᴏᴛᴏᴩого преимущественно составляет не символический способ выражения невротического конфликта, а фиксация соматизированной трансформации (разрядки) аффективного напряжения, вызванного данным конфликтом.

При истерическом неврозе преобладающим механизмом соматизации клинической картины в случаях соматической концепции заболевания во внутренней картине болезни будет конверсия, ведущая к разрешению психического конфликта сенсомоторными актами, или иными словами, обусловливающая трансформацию психологических конфликтов в функциональные соматоневрологические проявления (Смулевич А.Б. и др., 1984). Важно знать, что больные истерическим неврозом часто в трудных, фрустрирующих ситуациях используют прежние, инфантильные стереотипы поведения в качестве защитного механизма регрессии, а также манипулятивный способ ухода в болезнь с целью переложить ответственность за решение всех ϲʙᴏих проблем на врача и лиц ϲʙᴏего ближайшего окружения.

Характерными для больных неврозами навязчивых состояний будут защитные механизмы интеллектуализации и изоляции аффекта. Эти механизмы способствуют формированию жестко самоуправляемого, напряженного, постоянно целенаправленного способа восприятия, мышления и поведения больных. Стоит заметить, что они приводят также к подавлению и ослаблению эмоционального опыта, повышению интеллектуальной концентрации и сосредоточенности внимания на ϲʙᴏих мыслях и поступках. Учитывая зависимость от типа концепции ϲʙᴏего заболевания и особенностей самооценки в ВКБ больные неврозом навязчивых состояний могут использовать и другие защитные механизмы. У пациентов с психогенной концепцией болезни, фрустрацией потребности в безопасности (угроза снижения самооценки, утраты самоконтроля), блокированием стремления к независимости определяется механизм реактивного образования (развитие подчеркнуто подчиняемого, зависимого, послушного поведения). Стоит сказать, для больных с ϶ᴛᴏй формой невроза и соматической концепцией заболевания характерны защитные механизмы соматизации, рационализации. Примером действия рационализации может быть поведение пациента с социофобическнм синдромом, оправдывающего отказ от предложения более высокой должности ссылкой на необходимость обдумать ϶ᴛᴏ предложение, а при развитии фобии — на невозможность поездок и служебных командировок. В то время как истинными, но малоосознаваемыми причинами отказа являлись чувство неуверенности и представление о собственных ограниченных возможностях и деловых способностях. Защитную роль при ϶ᴛᴏй форме невроза реализует и фобическая симптоматика, за фасадом кᴏᴛᴏᴩой скрываются истинные, но неосознаваемые страхи и опасения больного. В целом, у каждого конкретного больного неврозом можно выявить индивидуальный стиль защитного функционирования личности.

Похожие разделы в других книгах:

Категория Общая психология

Книга Психологическая защита у больных неврозами - Ташлыков В.А.,
Раздел МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И СОВЛАДАНИЯ В КЛИНИКЕ НЕВРОЗОВ

Теоретические основы копинг-профилактики оказались полезными для разработки на основе результатов диссертационных исследований программ развития копинг-профилактики в профессиональной деятельности врачей, педагогов, психологов, студентов этих специальностей. На основании результатов диссертационного исследования по формированию копинг-поведения учителей средних школ была разработана программа медико-психологической подготовки педагогов и школьных психологов по проведению копинг-профилактики психогенных расстройств у школьников (Данилова, 1997). В 1988 г. под нашим научным руководством разработана программа развития копинг-поведения врача. Она предполагает проведение комплекса медико-психологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на активизацию и развитие у специалиста целого комплекса активных копинг-стратегий, поведенческих копинг-ресурсов, психологических умений и навыков, крайне необходимых для профессиональной учебной деятельности. Для достижения стабильных результатов обучение целесообразно проводить в четыре этапа (Чазова, 1998). Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о неограниченных возможностях использования совладающего поведения в сфере образования, психологии и медицины (профилактики, лечения, реабилитации, выздоровления), профессиональной деятельности и т. п. С точки зрения субъектно-деятельностного подхода, активность совладающего поведения задается именно субъектом, в результате чего оценка пациентом своего заболевания и его последствий кардинально меняется: больной становится активным участником терапевтического процесса и борется с болезнью. Здоровый же человек может и должен становиться активным строителем собственного здоровья, используя для этого навыки стратегий и ресурсы поведения, совладающего с проблемами, стрессами. Поэтому вполне целесообразно рассматривать в настоящее время психологию совладающего поведения как самостоятельное научное направление – психология совладающего субъекта (Крюкова, 2005; Сергиенко, 2007; Знаков, 2003).

Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики терапии. СПб.: Речь, 2004.

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.

Бевз И. А. Внутренняя позиция пациента по отношению к болезни и выбор стратегии медицинского поведения (на модели ишемической болезни сердца): Дис. … канд. психол. наук. М., 1998.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006.

Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления психологических ситуаций). М.: Изд-во Московского университета, 1984.

Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филфак, СПбГУ. М.: Издательский центр: "Академия", 2003. С. 254–265.

Видерман Н. С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2000.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения. Занятие 38 // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.

Волкова Т. В. Яшин Д. П. Точка опоры. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики курения, злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами у подростков / Науч. руков-ли Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. МГМСУ, ННЦ наркологии Росздрава. М.: Система профилактических программ, 2004.

Волкова Т. В., Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Яшин Д. П. Программа формирования здорового жизненного стиля, профилактики ВИЧ/СПИДа и злоупотребления психоактивными веществами у подростков. Московское Бюро ЮНЕСКО. МГМСУ. М.: МАКС-ПРЕСС. 2004.

Данилова Т. А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников: Дис. … канд. психол. наук. Бишкек, 1997.

Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3. С. 137–148.

Гусева К. Л. Копинг поведение старшеклассников: Дипломная работа. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1998.

Джидарьян И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Изд-во ИП РАН, 1995. С. 76–94.

Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 2. С. 95–105.

Карвасарский Б. Д. и др. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб.: МЗ РФ, НИПНИ им В. М. Бехтерева, 1999.

Сирота Н. А. Ялтонский ВМ и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. М., 1997.

Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности. Автореф. дис. … докт. психол. наук. Иркутск, 2007.

Крюкова Т. Л. Исследование совладающего (копинг) поведения: разработка программ социально-психологической адаптации и развития креативности детей и взрослых // Психотехнологии в образовательном процессе: Мат-лы междунар. конф. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. 1999. Ч. 1. С. 55–58.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Авантитул. 2004.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2005.

Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007.

Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190–204.

Лигер С. А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Дис. … канд. психол. наук. Бишкек, 1997.

Лукьянов В. В. Защитно-совладающее поведение и синдром "эмоционального выгорания" у врачей наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. 2007.

Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 2. С. 3–14.

Нартова-Бочавер С. К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. С. 20–30.

Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. С. 242–243.

Постылякова Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 35–43.

Программа профилактики отклоняющегося поведения и употребления психоактивных веществ для детей младшего школьного возраста "Корабль" / Науч. руков. Н. А. Сирота. М.: ННЦ наркологии МЗ России, МГМСУ, Фонд "Система профилактических программ", 2007.

Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч. – практ. конф. / Отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. 2007.

Русина Н. А. Психологические защиты и механизмы совладания: отличия, проявления в психотерапевтической практике, эффективность // Ярославский психологический вестник. М., Яро славль: РПО; ЯрГУ, 1999. Вып. 1. С. 157–173.

Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дис. канд. психол. наук. Кострома: КГУ им Н. А. Некрасова, 2002.

Сергиенко Е. А. Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения: материалы Международной науч. – практ. конф. / Отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 64–66.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозр. психиат. и мед. психол. 1993. № 1. С. 32–35.

Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. … докт. мед. наук. СПб., 1994.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозр. психиат. и мед. психол. 1994. № 1. С. 63–75.

Cирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля // Серия "Работающие программы". МО РФ, НМЦ "ДАР". М., 2000. Вып. 5.

Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика рецидивов // Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ / Под ред. Ю. В. Валентика и Н. А. Сирота. М.: Литера-2000, 2002. С. 171–191.

Сирота Н. А. Ялтонский В. М. Профилактика алкоголизма и наркомании: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр "Академия". Гл. 5. 2003. С. 73–81.

Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии // Медико-психологические механизмы охраны психического здоровья. Томск, 1990. С. 60–61.

Булатова Т. А., Черных Е. И.

Информация об авторе:

В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза. Пилотное исследование проводилось в парадигме психологические защиты адаптация или препятствие к самореализации.

Ключевые слова: социальная тревожность, социофобии, коморбидные состояния, психологические защиты, самореализация

Библиография:

1. Перре М. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2003. 1312 с.

2. Шейдер Р., Гринблат Д. Психиатрия. М.: Практика, 1998. 485 с.

3. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л, 988. C. 1321.

4. Kepinski A. Lek. Warzawa, 1977. P. 2022.

5. Poldinger W. Aspects of anxiety // Anxieti and tension new therapeutic aspects. Basel, 1970. P. 721.

6. Spielberger, Ch. Stress and anxiety / Ch. Spielberger, J.Sarason. Washington, D. C. -Vol. 1

7. Калуев А. В. Стресс, тревожность и поведение. Актуальные проблемы моделирования тревожного поведения у животных. К.: CSF, 1999. 69 с.

8. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 447 с.

10. Карандашев М. С., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. М.: Речь, 2004. 80 с.

12. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1996. 336 с.

13. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии. Учебник. М., 2003. 480 с.

14. Кузнецова О. В. Взаимосвязь уровней тревожности и механизмов адаптации личности в период юности: автореф. дис. . канд. псих. наук, М., 2009.

16. Gergen K. I. The Concept of Self. Т.Y. 1971. P. 4246.

17. Мид Дж. Г. От жеста к символу. Интернализованные другие и самость. Аз и Я // Американская социологическая мысль / Под ред В. И. Добренькова. М: Изд. Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 5762.

19. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Социальные страхи и социофобии. Барнаул, 2007. 201 с.

21. Якубик А. Истерия. М.: Медицина, 1982. 344 с.

22. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 192202.

23. Hamburg D., Adams I. A perspective on coping behaviorg. Arch. Gen. Psychiatry, 1967, № 17. Р. 277284.

24. Erdelyi H. Psychoanalysis: Freud s cognitive psychology. New York: Freeman. 1985. P. 2530.

25. Krone Р. W., Rogner J. Repression-sensitization as a central construct in coping research. In H. W. Krohne, L. Laux (Eds). Ashievement, stress and anxiety. Washington: Hemisphere, 1982. P. 3438.

26. Krone H. W. Angst und Angst bewaltigung. Sttutgart: Kohlhammer, 1996. P. 5258.

27. Карвасарский Б. Д. Неврозы. 2-е изд. М.: Медицина, 1990. 576 с.

28. Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. Медико-психологические аспекты охраны здоровья. Томск, 1990. С. 9091.

29. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Пер. с англ А. Г. Маслоу. Спб.: Евразия, 1999. 250 с.

30. Каменская В. Г., Зверева С. Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 7788.

31. Курчакова М. С. Психофизиологические механизмы эмоционального реагирования в норме и при психической травме: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2008.

32. Стоянова И. Я. Пралогические образования в норме и патологии: автореф. дис. . докт. психол. наук. Томск, 2007.

33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.

  • in English
  • Отправить статью

Алиса Игоревна Чижова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Россия

Аспирант кафедры клинической психологии



Содержимое доступно под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

В статье автор выявляет эмоционально-личностные и когнитивные характеристики больных с соматоформными расстройствами, а также тип отношения к болезни как показатель, интегрирующий аффективный, поведенческий и когнитивный аспекты отношения к болезни. Выделены три группы характеристик пациентов с соматоформными расстройствами: 1) особенности личности пациента, 2) соматичекая и тревожно-депрессивная симптоматика, 3) дезадаптивные отношения в социальной сфере.

Алехин, А.Н. Нарушение адаптации в социально-стрессовых условиях / А.Н. Алехин, Н.Н. Вертячих // Безопасность жизнедеятельности. – 2010. – № 6. – С. 18–20.

Беребин, М.А. Некоторые методологические основания системных исследований феномена психической адаптации / М.А. Беребин // Ежегодник Российского психологического общества: материалы 3-го Всерос. съезда психологов 25–28 июня 2003 г.: в 8 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – Т. 1. – С. 449–453.

Бройтигам, В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. фон Рад. – М.: Гэотар Медицина, 1999. – 376 с.

Ковпак, Д.В. Депрессия. Диагностика и методы лечения / Д.В. Ковпак, Л.Л. Третьяк. – СПб.: Наука и техника, 2009. – 320 с.

Кулаков, С.А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2005. – 288 с.

Лебединский, М.С. Введение в медицинскую психологию / М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев. – Л.: Медицина, 1966. – 162 с.

Лурия, Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания / Р.А. Лурия. – 4-е изд. – М.: Медицина, 1977. – 111 с.

Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина: монография / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕД-пресс-информ, 2002. – 608 с.

Мясищев, В.Н. Современные представления о неврозах / В.Н. Мясищев. – М: Знание, 1956. – 32 с.

Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л., 1960. – 426 с.

Николаев, Е.Л. Cопряженность социокультурных параметров личности с пограничными состояниями / Е.Л. Николаев // Вестник Чувашского университета. – 2005. – № 3. – С. 285–291.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. – 2-е изд. – М.; Л., 1951. – Т. 4. – С. 445.

Петрюк, П.Т. Психосоматические расстройства: вопросы дефиниции и классификации / П.Т. Петрюк, И.А. Якущенко // Вестник Ассоциации психиатров Украины. – 2003. – № 3,4. – С. 133–140.

Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 128–134.

Соматоформные расстройства (современные методологические подходы к построению модели) / А.Б. Смулевич, Э.Б. Дубницкая, А.О. Фильц, И.В. Морковкина // Ипохондрия и соматоформные расстройства / под ред. А.Б. Смулевича. – М., 1992. – С. 8–17.

Ташлыков, В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии / В.А. Ташлыков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1990. – 36 с.

Ташлыков, В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами: пособие для врачей / под ред. В.А. Ташлыкова. – СПб.: МАПО, 1997. – 24 с.

Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

Холмогорова, А.Б. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Консультативная психология и психотерапия. – 2000. – № 2. – C. 5–50.

Barsky, A.J. Amplification, somatization, and the somatoform disorders / A.J. Barsky // Psychosomatics. – 1992. – V. 33. – P. 28–34.

Bhui, K. Somatization disorder, British journal of hospital medicin / K. Bhui, M. Hotipf. – 1997. – Р. 145–149.

Kielcholz, P. Masked Depression / P. Kielcholz. – Bern: Hans Huber, 1973.


4) Значение болезни состоит в том, что она является для пациента средством облегчения, избегания самостоятельности, требований выполнения определенной социальной роли, а также способом разрешения определенного конфликта. Болезнь облегчает получение поддержки, заботы, привилегии и компенсаций (например, материальных). Получение от факта болезни первичной и вторичной выгод приводит к немалым трудностям отказа от роли больного и может препятствовать оптимальному сотрудничеству с лечащим персоналом.

Врачу необходимо стремиться к более адекватному пониманию мировоззрения пациента, понять, как на протяжении его жизни складывались схемы восприятия и интерпретации. Особый интерес представляет связанная с возникновением и существованием трудности плоскость мировоззрения пациента, которая заставляет его обращаться к психотерапевту.

Свойства личности – важный, но не единственный фактор, определяющий отношение к болезни. Все, что с ней связано и на что она оказывает влияние, определяется тремя важнейшими факторами (Личко А. Е., 1980):

1) природой самого заболевания;

2) типом личности, в котором важную роль играет тип акцентуации характера;

3) отношением к заболеванию в значимом для больного окружении и микросоциальной среде, к которой он принадлежит.

Под влиянием этих трех факторов вырабатывается отношение к болезни, лечению, врачу, своему будущему, к работе, родным и близким, к окружающим. Диагностика типов отношения к болезни, необходимая для использования дифференцированных психотерапевтических и реабилитационных программ, может осуществляться на основе клинического расспроса, наблюдения, получения сведений от родственников. Однако этот путь требует значительных временны́х затрат при необходимости обследовать большое число соматических больных. Помощь здесь может оказать специально разработанный опросник.

1. Гармоничный тип характеризуется трезвой оценкой своего состояния, активным содействием успеху лечения, нежеланием обременять других своей болезнью, переключением интересов на доступные для больного сферы жизни при неблагоприятном течении болезни.

3. Анозогнозический тип характеризуется активным исключением мысли о болезни и ее последствиях, пренебрежительным отношением к ней, нежеланием лечиться.

4. Тревожный тип отличается беспокойством, мнительностью в отношении неблагоприятного развития заболевания, поисками информации о болезни и ее лечении, угнетенным настроением.

5. Ипохондрический тип характеризуется сосредоточенностью на субъективных неприятных ощущениях и стремлением рассказывать о них окружающим.

6. Неврастенический тип характеризуется раздражительностью, особенно при болезненных ощущениях, нетерпеливостью.

7. Меланхолический тип отличается пессимистическим отношением к болезни, неверием в выздоровление.

8. Апатический тип отличается безразличием к себе и течению болезни, утратой интереса к жизни.

9. Сенситивный тип характеризуется опасением неблагоприятного отношения окружающих вследствие болезни, боязнью стать обузой.

10. Эгоцентрический тип характеризуется требованием исключительной заботы, выставлением напоказ страданий с целью безраздельного завладения вниманием окружающих.

11. Паранойяльный тип отличается крайней подозрительностью к лекарствам и процедурам, обвинениями окружающих в возможных осложнениях или побочных действиях лекарств.

12. Для дисфорического типа характерны мрачно-озлобленное настроение, ненависть к здоровым, обвинения в своей болезни других, деспотическое отношение к близким.

При интерпретации данных опросника могут быть диагностированы также три обобщенных типа реагирования:

1) с выраженностью социальной дезадаптации больного в связи с заболеванием;

2) с внутриличностной направленностью;

3) с межличностной направленностью.

Значительные возможности для целостного понимания больного не только как носителя симптомов болезни, но и как человека со специфически измененным жизненным стилем, представляет учет ВКБ в виде системы психологической адаптации личности, имеющей в основе особенности самооценки, механизмы психологической защиты и совладания (копинг-поведение). Методологическим подходом к такому пониманию ВКБ являются положения психологии отношений В. Н. Мясищева, представления о трехкомпонентной структуре отношения личности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), признание значимости взаимосвязи сознательного и неосознаваемого в механизмах психологической адаптации больного (Карвасарский Б. Д., 1982). Восприятие, переживание и переработка болезненных расстройств определяются особенностями личностных свойств больного, концепцией Я, психологическим конфликтом, психотравмирующей ситуацией, способами психологической защиты и совладания с болезнью и ее последствиями (Ташлыков В. А., 1984).

Эмоциональный аспект ВКБ включает такие типы доминирующего переживания болезни, как депрессивный (подавленность и пессимизм вследствие реальных или воображаемых утрат объектов привязанности, целей, сил или своих возможностей) и фобический (переживание угрозы утраты безопасности, самоконтроля и независимости). Эти типы переживания болезни могут нередко совпадать с ведущими аффективными расстройствами, среди которых у больных неврозами и психосоматическими заболеваниями наиболее частыми являются тревога (страх) и депрессия.

Мотивационно-поведенческий аспект ВКБ (активность или пассивность в переработке личностных конфликтов и психотравмирующих ситуаций, преодолении болезни и стремлении к выздоровлению) находит выражение в особенностях самооценки, конфликта и патогенной ситуации, системы адаптации – механизмах психологической защиты и совладания, поведения комплайенса (следование лечебным предписаниям и соответствующему образу жизни).

Формирование ВКЗ предполагает:

1) осознание и идентификацию собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого;

2) осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, т. е. идентификацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья.

ВКЗ – это совокупность представлений о здоровье, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также поведенческих реакций. Здесь представлены все три составляющие структуры личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, присутствует элемент целостности в восприятии себя. Отношение к здоровью может определяться типом личности человека, отношением к здоровью в микросреде, семье. На основе бытовых представлений, информации из литературы каждый вырабатывает свою особую концепцию здоровья.

С психологических позиций можно выделить три основные стороны ВКЗ:

1. Когнитивная часть – представляет собой совокупность субъективных или мифологических умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения, укрепления и развития здоровья (система убеждений).

2. Эмоциональная часть – чувственная сторона ВКЗ, которая включает в себя переживание здорового самочувствия, связанного с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон (спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость и т. д.).

3. Поведенческая часть – мотивационно-поведенческая сторона, представляющая совокупность усилий, стремлений, конкретных действий человека, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.