Торможение и возбуждение невроз

Невроз - состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов -

возбуждения и торможения, а для человека - также и нарушения уравновешенности первой и второй сигнальных систем. К определению надо добавить, что все это развивается на фоне отсутствия психических расстройств.

Возникновение неврозов зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности (ВНД), так как невроз быстрее образуется в тех случаях, когда раздражитель действует на наиболее слабое звено нервных процессов. У особей с сильным неуравновешенным типом ВНД такое звено - относительно слабый процесс торможения. Перенапряжение последнего, например, при решении задач на тонкую дифференцировку, ведет к неврозу. При уравновешенном инертном типе ВНД в развитии невроза имеет значение перенапряжение подвижности нервных процессов (быстрое чередование положительных и отрицательных условных рефлексов). При слабом типе ВНД достаточно воздействия сильного раздражителя, поскольку одинаково слабы оба нервных процесса. При сильном уравновешенном подвижном типе ВНД вызвать невроз очень трудно.

Возникновение так называемых "конфликтных" ситуаций, психических травм может привести к столкновению процессов возбуждения и торможения и при определенных условиях вызвать невроз. Многое зависит от характера психической травмы и от типа ВНД конкретного человека. Личность со слабым типом наиболее подвержена невротическим состояниям.

В развитии неврозов значительную роль играет переутомление как форма перенапряжения процессов возбуждения и торможения. Интенсивная интеллектуальная работа, отсутствие отдыха могут привести к перенапряжению возбудительного процесса и к развитию запредельного торможения в коре головного мозга, что проявится в быстрой утомляемости, снижении работоспособности, повышенной раздражительности. Перенапряжение тормозного процесса порой провоцирует бессонницу.

В ряде случаев нарушение функций подкорковых образований ведет к серьезным расстройствам ВНД. Пример - истерия (одна из форм невроза). У потенциальных истериков отмечается слабость корковых процессов. Раздражитель чуть сильнее обычного вызывает запредельное торможение. Оно распространяется по всей коре и по закону индукции вызывает в подкорковых образованиях состояние возбуждения. Вначале это проявляется повышенной эмотивностью и, поскольку для нервной системы характерны явления суммации возбуждений, эмотивность может носить характер взрывных эффектов. Возбуждение подкорковых образований в свою очередь оказывает влияние на кору головного мозга и резко извращает ее реакции на раздражители. Кора становится очень чувствительной к сверхслабым раздражителям. Отсюда - второй ведущий симптом истерии - высокая внушаемость.

Для всех видов неврозов характерны фазовые состояния. Подобно фазам парабиоза по Н.С. Введенскому выделено шесть фаз при неврозах:

- уравнительная (и сильный и слабый раздражители вызывают одинаковую реакцию в связи с истощением нервных клеток);

- наркотическая (подобно засыпанию выключаются реакции последовательно на слабые, затем на средние и потом на сильные раздражители);

- фаза средних раздражителей (нервная система отвечает на действие средних по силе раздражителей; реакция на слабые раздражители отсутствует в связи с повышением порога возбудимости, а на сильные - из-за крайнего истощения ЦНС, реагирующей на сильный раздражитель лишь развитием запредельного торможения);

- парадоксальная фаза (сильный раздражитель вызывает слабую, а слабый - сильную реакцию);

- ультрапарадоксальная фаза (положительный раздражитель вызывает тормозную реакцию, а тормозной - положительную; в этой фазе резко истощены оба процесса - и возбуждения, и торможения);

- тормозная фаза (полное истощение ЦНС, отсутствие реакции на любой раздражитель).

Фазы могут быть важным звеном психосоматических заболеваний: пищеварительной системы (язвенная болезнь, дискинезия желчных путей); сердечно-сосудистой (стенокардия, гипертоническая болезнь, атеросклероз).

При неврозах наблюдаются и локомоторные расстройства - нарушения координации отдельных групп скелетных и гладких мышц (гиперкинезы и гипокинезы). Особое значение имеет гипокинез гладкой мускулатуры матки, способный, возникнув в результате невроза, привести к формированию первичной родовой слабости у рожавших женщин.

Нередко неврозы сопровождаются нарушением трофики тканей и обменных процессов (дистрофические повреждения кожи, алопеция, экзема, атрофия и гипертрофия слизистой, трофические язвы).

Неврозы в клинике встречаются в виде следующих форм.

Неврастения. Невроз, вызванный перенапряжением возбудительного процесса. Решающую роль играют возросший темп жизни и шумовые факторы. Неврастения проявляется резко повышенной раздражительностью, головными болями, повышенной утомляемостью, а затем апатией, заторможенностью, полной потерей трудоспособности.

Истерия. Эта форма невроза связана с первичным ослаблением корковых процессов, возникновением в подкорковых образованиях очагов доминантного возбуждения, которые вызывают развитие в коре парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз.

Невроз ожидания. Он выражается в расстройстве той или иной функции, если на это расстройство направлено повышенное внимание больного. Невроз связан с наличием двух центров: центра, ведающего данной функцией, и "центра ожидания". Возбуждение "центра ожидания" по закону индукции вызывает развитие торможения в основном центре, и его функция выпадает (например, нарушения акта глотания).

Невроз навязчивых состояний. Его проявление: человек несколько раз повторяет одно и то же действие, что нелогично в данной ситуации. Например, выйдя из дома, он несколько раз возвращается и проверяет, запер ли дверь, выключил ли утюг, свет, газ и т.д. Невроз связан с формированием в коре головного мозга центра патологического доминантного возбуждения.

Невроз испуга. Он вызывается длительными эмоциями отрицательного характера и проявляется в виде испуга по малейшему поводу. В основе лежит стойкий патологический условный рефлекс.

Невроз страха. Эта форма невроза связана с долговременными расстройствами, которые доставляют больному неприятные субъективные ощущения (например, частые продолжительные приступы стенокардии). На подобном фоне нередко развивается невроз страха смерти.

Двигательные неврозы. Пример - заикание, т.е. судорожное сокращение голосовых связок.

Вегетоневрозы. Сюда относится большая группа вегетативных расстройств (например, вегетососудистые дистонии).

Неврозы и некоторые соматические заболевания взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, сложно определить, что первично: невроз или соматическое заболевание. Есть заболевания, которые с большой степенью вероятности вызывают расстройства ВНД. Особенно часто эти расстройства выявляются при эндокринопатиях. Тиреотоксикоз сопровождается ослаблением тормозных и усилением возбудительных процессов, это проявляется в раздражительности, неуравновешенности, неспособности к длительной напряженной работе. Происходит ослабление памяти и ориентировочных рефлексов. Могут возникать маниакальные состояния. В поздних стадиях болезни развивается запредельное торможение. При гипотиреозах происходит ослабление и возбудительного, и тормозного процессов, ухудшается память, снижается интеллект.

При выпадении функций половых желез нарушается и ВНД. У представителей слабого типа в климактерическом периоде нередки неврозы.

Неврозы порой обусловлены также тяжелыми интоксикациями, паразитарными заболеваниями, гемоглобинопатиями.

ГЛАВА 15. ПАТОЛОГИЯ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Доминанта беременности - совокупность физиологических сдвигов в организме во время беременности.

При воздействии патогенных факторов в ЦНС нередко формируется новая доминанта - патологическая, а гестационная доминанта (нормальная) частично или полностью затормаживается. Подавление гестационной доминанты нарушает: в начале беременности - имплантацию зародыша (нередка его гибель); в период органогенеза - формирование плаценты и соответственно развитие эмбриона (также вероятна его гибель).

В развитии плода ведущую роль играет биологическая система "мать-плацента-плод". Эта система формируется под влиянием организма матери (нейроэндокринная система), плаценты и процессов, происходящих в организме плода.

Критические периоды развития - периоды высокой чувствительности организма плода к различным влияниям внутренней и внешней среды, как физиологическим, так и патогенным.

Критические периоды совпадают с периодами активной дифференцировки, с переходом от одного периода развития к другому (с изменением условий существования зародыша). В первом периоде выделяют предымплантационную стадию и стадию имплантации. Второй период - период органогенеза и плацентации, начинающийся с момента васкуляризации ворсин (3-я неделя) и завершается к 12-13-й неделе. Повреждающие факторы в этих периодах способны нарушить формирование мозга, сердечно-сосудистой системы, нередко и других органов и систем.

Как своеобразный критический период, выделяют период развития на 18-22-й неделе онтогенеза. Расстройства проявляются в виде качественных изменений биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакций, гемопоэза, продукции гормонов.

Во второй половине беременности чувствительность плода к действию повреждающих факторов значительно снижается.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Одно из проявлений нарушения деятельности нервной системы — трофические расстройства. Под трофикой (греч. trophe — питание) понимают совокупность процессов доставки и утилизация клетками веществ, обеспечивающих сохранение структуры и функции органа. Трофические расстройства часто возникают при нарушениях нервной регуляции деятельности органов и систем. Эти расстройства могут выражаться в появлении пролежней, дерматитов, язв на коже и слизистых и т. д.

Подобные явления нередко возникают и достигают значительной выраженности при неврозах.

Патофизиология функциональных неврозов

Согласно учению И.П. Павлова, невроз — это состояние, в основе которого лежит нарушение силы, подвижности и уравновешенности возбуждения и торможения, а для человека также нарушение уравновешенности между первой и второй сигнальными системами. В отличие от психических болезней невротические состояния возникают в отсутствие психических расстройств.

Неврозы подразделяются на первичные (невротическую болезнь), возникающие под влиянием экзогенных факторов, действующих на ЦНС, и вторичные (симптоматические), возникающие как следствие соматической патологии. Проявления неврозов зависят от типов высшей нервной деятельности. По И.П. Павлову, существует четыре типа высшей нервной деятельности:

У сильного неуравновешенного (безудержного) типа ослаблено торможение, вследствие чего представители этого типа склонны к взрывным реакциям (по Гиппократу это холерик).

Сильный уравновешенный подвижный тип отличается большой силой и уравновешенностью возбуждения и торможения, а также способностью к быстрой сменяемости этих процессов (сангвиник).

Сильный уравновешенный инертный тип неспособен к быстрой смене возбуждения и торможения (флегматик).

Слабый тип отличается слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов (меланхолик).

Неврозы формируются в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Невроз возникает в тех ситуациях, когда мишенью раздражителя оказывается наиболее слабое звено основных нервных процессов (возбуждение, торможение или подвижность). У холерика такой мишенью служит слабость торможения, у флегматика — недостаточная подвижность нервных процессов, у меланхолика — слабость и возбуждения, и торможения. Если достаточно сильный внешний раздражитель действует на эти слабые звенья, то с большой степенью вероятности будет развиваться невротическое состояние.

У сангвиника нет слабых звеньев в деятельности ЦНС, поэтому у животных с подобным типом высшей нервной деятельности вызвать невроз весьма трудно. И напротив, у меланхолика легче всего вызвать невроз, при таком типе высшей нервной деятельности страдают и возбуждение, и торможение, и любой сильный раздражитель способен вызывать у них невроз.

Возникновению неврозов у людей свойственны сходные закономерности.

Этиология и причины неврозов

Невроз — заболевание, возникающее по многим причинам. В качестве одной из них следует назвать генетическую предрасположенность. Особенности конституции также могут служить одним из факторов, предрасполагающих к развитию неврозов. Наиболее часто неврозами страдают гиперстеники или астеники, а не люди с нормальным строением тела. Наиболее подвержены неврозам женщины и дети.

Типовые изменения нервных процессов при неврозах

Действие и сильного, и слабого раздражителя сопровождается одинаковой ответной реакцией. Причина заключается в том, что нервные клетки находятся в состоянии истощения, в связи с чем сильный раздражитель вызывает слабую ответную реакцию с последующим развитием торможения. А раздражители слабой силы могут вызывать только слабую ответную реакцию.

В норме она встречается при засыпании и пробуждении, а также в начальной стадии наркоза и при окончании наркоза. В динамике этой фазы сначала организм не реагирует на слабые, затем на средние, а потом и на сильные раздражители.

Ответная реакция ЦНС регистрируется только на раздражители средней силы. На слабые раздражители реакция отсутствует, т. к. повышен порог возбудимости, а на сильные — по той причине, что клетки ЦНС настолько истощены, что сильный раздражитель вызывает в них развитие запредельного торможения.

Во время этой фазы отмечается полное истощение клеток ЦНС и отсутствие реакции на раздражитель любой силы и направленности (положительной или отрицательной).

Фазовые состояния весьма изменчивы и могут переходить друг в друга. Как правило, при неврозе проявляются не все фазовые состояния, а только некоторые из них.

Соматические проявления неврозов

Неврозы могут приводить к развитию разнообразных соматических расстройств. Со стороны пищеварительной системы это может проявляться в нарушениях аппетита, расстройствах секреторной и моторной функций желудка. Часто такие функциональные расстройства перерастают в тяжелые заболевания — язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как стенокардия, гипертоническая болезнь, также часто бывают следствием различных неврозов. Неврозы служат одним из патогенетических факторов в развитии базедовой болезни.

При неврозах могут наблюдаться локомоторные расстройства, проявляющиеся в нарушении координации движений отдельных групп скелетных и гладких мышц (гипер- и гипокинезии). Возможно развитие, например, гипокинезии гладкой мускулатуры матки, которая, возникнув в результате невроза, приводит к формированию первичной родовой слабости.

Многие неврозы сопровождаются трофическими расстройствами. Эти нарушения могут проявляться в виде дистрофических изменений кожи, облысения, экземы и т. д.

Важное место в клинике неврозов занимают вегетативные расстройства. Они могут сопровождаться кардиалгиями, нарушениями сердечного ритма, дискинезиями желчных путей, временными повышениями температуры и т. п.

Клинические формы неврозов

Неврастения (раздражительная слабость) — невроз, вызванный перенапряжением возбудительного процесса. Неврастения возникает при сочетании психической травмы с чрезмерно напряженной работой, хроническом недосыпании, отсутствии отдыха, возрастании темпа жизни. Неврастении способствуют инфекции, интоксикацим (алкоголь, курение), эндокринные расстройства.

При неврастении наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость, головные боли, апатия, утрата способности к длительной умственной и физической работе, заторможенность.

В основе истерии лежит первичное ослабление корковых процессов, возникновение в нижележащих образованиях мозга очагов доминантного возбуждения, которые индуцируют развитие в коре головного мозга парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз.

Истерия чаще всего проявляется в виде демонстративных эмоциональных реакций (внезапного крика, смеха, плача), а также судорожных шперкине-зов, потери чувствительности, обмороков и т. п. Для истерии характерна повышенная внушаемость и самовнушаемость человека, стремление привлечь к себе внимание окружающих.

При этом неврозе появляются навязчивые, повторяющиеся, пугающие мысли, вызывающие тревогу. Больной безуспешно старается отвлечься, избавиться от этой тревоги при помощи таких же навязчивых действий, которые, по мысли больного, должны предотвратить наступление неприятных событий в его жизни. Со временем эти действия приобретают характер ритуала.

Навязчивые мысли или поступки могут отнимать так много времени и быть столь тягостными, что больному становится трудно вести нормальный образ жизни. От всего этого страдает семейная и социальная жизнь. Невроз проявляется в том, что больной несколько раз может повторять одно и то же действие. Например, возвращаться в дом, чтобы проверить, выключил ли он газ, воду, закрыл ли дверь, отключил ли утюг и т. д.

В патогенезе невроза важную роль играет формирование в коре головного мозга очага патологического доминантного возбуждения, вызванного тем, что в прошлом было совершено действие, которое привело больного к несчастному случаю. Вследствие этого возник стойкий патологический условный рефлекс.

Данный невроз проявляется тем, что у больного возникает навязчивое желание совершить какое-либо недопустимое (прыгнуть с большой высоты, утопить в ванне своего ребенка) или антиобщественное действие (выругаться в общественном месте, оскорбить уважаемое лицо) и т. д.

Отличительная особенность этого невроза состоит в том, что больной эти желания никогда не выполняет. Но эти навязчивые стремления входят в глубокое противоречие с воспитанием человека и его моральными устоями, и процесс их преодоления настолько для него мучителен, что сам вызывает дальнейшее усугубление невроза. В патогенезе невроза лежит формирование очага патологического доминантного возбуждения в ЦНС.

Этот вариант невроза возникает в связи с воздействием на человека угрожающей ему информации, что приводит к развитию устойчивой тревоги и появлению страхов относительно своей безопасности. Невроз возникает остро, вслед за действием сильной психической травмы, которая служит сигналом о большой опасности для жизни. Проявляется невроз в виде испуга по малейшему поводу. Особенно легко возникает невроз испуга у детей. В основе невроза лежит стойкий патологический условный рефлекс.

Невроз страха развивается на фоне истощения нервной системы чаще всего под влиянием стрессорных факторов. Невроз связан с вегетативными нарушениями, которые доставляют больному неприятные субъективные ощущения (например, частые, продолжительные приступы стенокардии). Вследствие этого у больного развивается невроз страха смерти.

При этом неврозе больного мучают моторные расстройства, нередко у него возникают судороги и спазмы. Невроз развивается на фоне иных неврастенических нарушений, сопровождающихся раздражительностью, плохим сном.

Ярким примером двигательных неврозов служит заикание, т. е. судорожные сокращения голосовых связок, нарушающие нормальную речь. Этот невроз усугубляется присоединяющимся неврозом ожидания.

Эти неврозы проявляются расстройствами вегетативных функций организма, лишенных морфологической основы. Характерным примером такого невроза служит вегето-сосудистая дистония, в основе которой в большинстве случаев лежит нарушение функционального равновесия между симпатической и парасимпатической нервной системой.

Данные неврозы развиваются в связи с соматическими заболеваниями. Обычно бывает непросто определить, что первично и что вторично: невроз или соматическая болезнь. Однако существуют такие болезни, которые, как правило, вызывают расстройства высшей нервной деятельности и при которых невроз сосуществует с болезнью, являясь одним из ее симптомов.

К таким болезням можно отнести различные эндокринные заболевания. Так, например, при гипертиреозах наблюдается ослабление тормозных и усиление возбудительных процессов, что приводит к раздражительности, неуравновешенности, неспособности к длительной и напряженной работе. При гипотиреозах отмечается ослабление и возбудительного, и тормозного процессов, происходит ухудшение памяти, снижается интеллект.

Тяжелые интоксикации организма также могут вызывать неврозы. При этом в результате преобладания процесса возбуждения над торможением могут развиваться судороги, рвота, одышка, тахикардия и некоторые другие вегетативные расстройства.

Патологические рефлексы

Целый ряд болезней развивается на основе формирования патологических рефлексов, которые могут быть либо безусловными, либо условными.

Эти рефлексы делятся на внутриорганные, внутрисистемные и межсистемные.

Внутриорганные рефлексы замыкаются внутри одного органа. В качестве примера можно привести рефлекторный спазм коронарных артерий при возникновении болевого синдрома в динамике развития инфаркта миокарда.

Внутрисистемные рефлексы содержат афферентные и эфферентные части рефлекторной дуги внутри одной системы, как, например, при возникновении рвоты, связанной с нарушением функций разных отделов ЖКТ.

Межсистемные рефлексы характеризуются потоком афферентной импульсации, идущей от органа одной системы, и эфферентной реализацией рефлекса в органе другой. Примером такого рефлекса служит возникновение нарушений сердечного ритма при болевом приступе вследствие желчнокаменной болезни.

В отличие от физиологических патологические условные рефлексы характеризуются двумя особенностями. Для формирования физиологического условного рефлекса необходимо несколько сочетаний условного и безусловного раздражителя, а патологические условные рефлексы возникают с первого сочетания этих раздражителей. Физиологический условный рефлекс исчезает, если его не подкреплять, а патологический такого подкрепления не требует.

Неврозы — это функциональные заболевания нервной системы, вызванные сшибкой основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются психические травмы. Неврозы являются болезненными формами реакции нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому иначе их называют психогенными патологическими реакциями.

Болезненное действие психической травмы во многом зависит от возраста ребенка и индивидуальных особенностей нервной системы. В различном возрасте ребенок поразному реагирует на психические травмы. Чем младше ребенок, тем меньшая психическая травма может вызвать у него срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста сверхсильными раздражителями могут оказаться хотя и безобидные, но незнакомые объекты: новый человек, гром, сильный гудок автомобиля или поезда и т. д. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть помещение ребенка в ясли, детский сад, госпитализация. У детей постарше большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности: распад семьи, смерть близких, школьные неудачи и т.д.

Особенно болезненно реагируют на неблагоприятные факторы дети, которые перенесли ослабляющие нервную систему заболевания, дети со слабым типом нервной системы и т.д.

Основными невротическими проявлениями у детей являются психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, ночное недержание мочи, нервная анорексия (отсутствие аппетита), речевые неврозы.

Психогенные шоковые реакции возникают при острых психических травмах (пожар, авария на транспорте, землетрясение и т.п.). У детей раннего возраста они могут наблюдаться и при безобидных факторах — при неожиданном резком звуке, крике и т.п. Психогенные шоковые реакции проявляются резким паническим страхом, расстройствами сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным метанием, попыткой куда-то бежать или, наоборот, психомоторной заторможенностью (двигательный ступор, мутизм). Часто выражены расстройства функций органов желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Проявлением шоковой реакции бывает мутизм с последующим заиканием.

Неврастения возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерной умственной или физической нагузкой. К неврастении приводят непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок наряду с обычными школьными нагрузками имеет добавочные: изучает иностранный язык, за нимается в музыкальной школе, различных кружках и т.д. Часто неврастения развивается у детей, которые длительно находятся в психотравмирующей их ситуации (разлады в семье, неудачи в школе). В наибольшей степени это относится к детям, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное истощающее заболевание.

Неврастения выражается в форме неустойчивости настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, плаксивости, утомляемости. Работоспособность ребенка резко падает, он быстро утомляется; появляются головная боль, вялость, сонливость пассивность. В одних случаях превалирует повышенная раздражительность, капризность, нередко психомоторная расторможенность, в других — вялость, истощаемость, пугливость, робость. Нередко могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении-головные боли, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности и т.д.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, так как повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда же в результате неправильного воспитания (запугивание детей) или психической травматизации страхи приобретают упорный характер. При этом может меняться поведение ребенка. Ребенок начинает бояться темноты, новых людей, не может находиться один в помещении. У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Страхи могут иметь затяжное течение.

Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка о своем будущем, боязнь умереть или потерять близких людей. Обычно эти страхи развиваются у детей с тревожно-мнительным складом характера.

Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может принимать затяжное течение. В этом случае обнаруживаются навязчивые страхи (фобии). Невроз навязчивых состояний чаще развивается у детей с тревожно-мнительными чертами характера. Большое значение имеет также изнеживающее воспитание. Невроз навязчивых состояний проявляется в форме навязчивых страхов или навязчивых движений.

Навязчивые страхи могут быть разнообразными: боязнь смерти, боязнь отвечать у доски и т. п. Невроз навязчивых движений характеризуется появлением каких-либо излишних движений (или тиков): шмыгание носом, частое моргание, гримасничание, различные движения рукой, плечом и т.п. Эти навязчивые движения отличаются от гиперкинезов тем, что ребенок может на какое-то время подавить их усилием воли; они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением. Однако они возникают вновь и усиливаются при появлении людей, попытках отвечать на уроке и т. п.

В некоторых случаях навязчивые движения принимают характер зашитных ритуалов. Ребенок говорит себе: “Если я это не сделаю, то случится что-то плохое”. Эта форма невроза навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и с трудом поддаются лечению.

Довольно часто неврозы у детей выражаются ночным недержанимм мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей очень часто. Однако о невротическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичные невротические наслоения в результате переживания ребенком своего “дефекта”, особенно если его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, робким, замыкается в себе, сторонится товарищей. В дальнейшем все это может привести к патологическому развитию личности. Однако с возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

Очень частыми бывают речевые неврозы, или логоневрозы, — заикание, мутизм, сурдомутизм. Причинами невротического заикания чаще всего становятся острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа — помещение в больницу и т.п.). Предрасполагающими условиями для возникновения заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная отягощенность по заиканию, ослабление организма в результате заболеваний, ошибки воспитания, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к его собственной речи и др. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В этих случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При невротическом заикании обнаруживается (сразу или через некоторое время) характерная реакция ребенка на свой дефект.

Она зависит от возраста, в котором наступило заикание, а также от особенностей высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у него усиливаются вегетативно-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.

Характерным признаком невротического заикания является лофобия — страх речи. Логофобия выражена в основном в школьном возрасте. Появление логофобии резко усиливает заикание, способствует школьной и социальной дезадаптации и невротическомy развитию личности. Невротическое заикание обычно сопровождается и другими проявлениями в виде повышенной возбудимости, нарушений сна, иногда ночного недержания мочи,
тиков и др.

К невротическим формам речевых расстройств относятся также мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) может возникнуть после острой тяжелой психической травмы. В этих случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое же происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм проявляется как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия внешней среды, всегда имеет определеенную избирательность и направленность. Избирательный, частичный мутизм иногда называют элективным. В этих случаях ребенок не разговаривает с определенным человеком из-за чувства обиды на него, желания ему отомстить и т.д. Иногда ребенок перестает разговаривать только со взрослыми. Считается, что в основе такого мутизма лежит стремление ребенка освободиться от трудной для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Факторами, предрасполагающими к возникновению мутизма, являются остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка.

Мутизм может быть кратковременным (1 — 2 дня) и затяжным (иногда до нескольких лет). В последнем случае необходимо обследование ребенка у детского психиатра. Мутизм может быть одним из первых признаков психических заболеваний (в частности, детской шизофрении), а также проявлением истерических реакций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.