В чем причина неврозов по юнгу

Глава 16. Невроз

Изучая историю человеческого духа, постоянно находишься под впечатлением того факта, что развитие духа шествует рука об руку с расширением объема сознания и что каждый шаг вперед – это в высшей степени болезненное и мучительное завоевание.

Одним из самых обычных путей, по которым к нам доходят содержания бессознательного, является невроз. Под неврозом раньше обычно понимали незначительное нарушение здоровья. Но это совершенно неверно! Неврозы очень незаслуженно считаются легкими заболеваниями, главным образом потому, что они имеют неосязаемую, нетелесную природу, при этом почему-то забывают, что неврозы (в отличие от телесных заболеваний) иногда крайне разрушительны в своих психических и социальных последствиях, ибо за неврозами скрываются те мощные психические воздействия, которые лежат в основе нашей духовной установки и её самых влиятельных, направляющих идей. Существуют доминанты бессознательного, которые выдвигают почти непреодолимые требования к исполнению.

Самые легкие формы неврозов – это ошибочные действия сознания, например, оговорки, неожиданное выпадение имен и дат, неожиданные неловкости, повлекшие за собой повреждения или травмы и т.д. Часто люди заверяют, что не имеют никаких конфликтов; однако они не видят, что зато на их пути встают другие вещи неизвестного происхождения, такие, как истерические капризы, беспочвенная повышенная раздражительность, придирки, которыми они донимают и самих себя и своих ближних. Неврозы проявляются в повышенной утомляемости, в нарушениях сна, в немотивированных страхах, в катарах желудка невротического происхождения, а также в нарушениях деятельности разных систем организма из-за расстройства нервной регуляции, которые вызывают боли тут и там, и т.д.

Наряду с неврозами медицина выделяет заболевания, которые называются психосоматическими. Причинами таких заболеваний являются психологические факторы. Ученые считают, что 80-90% болезней имеют психосоматическую природу, иначе говоря, возникают в сознании. Такие болезни являются только последней стадией очень глубоко лежащего внутреннего противоречия. И надо сказать, что признание медициной психосоматических заболеваний – шаг вперед в её развитии. Ведь это признание связи здоровья человека с его психическим состоянием, с его мыслями, эмоциями, которые в свою очередь, связаны с душевным настроем человека, с его нравственной установкой – отношением к себе и людям .

З.Фрейд видел причину возникновения невроза в подавлении сексуального инстинкта. Его ближайший ученик А.Адлер – в инстинктивном желании человека быть выше других, в стремлении к власти. Еще Святой Августин говорил о двух главных грехах человечества: первый – похоть или вожделение, второй – гордыня или надменность .

Невроз, очевидно, имеет два противоположных аспекта, из которых один охвачен теорией Фрейда, а другой – теорией Адлера. Речь идет о двух группах людей с различными ценностными ориентациями.

Кроме этих двух групп, существуют и другие. Юнг наблюдал, что часто его пациенты страдали неврозами, в которых главную роль играли другие факторы: плохая приспособленность к жизни в обществе, вопросы престижа, угнетенное состояние из-за жизненных трудностей, неспособность выполнить предъявляемые жизнью требования и т.д. Упущения всевозможного рода, неисполнение долга, затягивание выполнения задач и упрямое нежелание подчиниться авторитету способны настолько затормозить жизнедеятельность человека, что бессознательные содержания оказываются в состоянии действовать на сознание принудительным образом. Отсюда столь частое совпадение крайнего небрежения долга и неврозов навязчивых состояний.

Если иметь в виду главное, то невроз – это болезнь Души, не нашедшей для себя смысла .

Невротические проявления, сопровождающие нарушение естественного и правильного Пути развития человека, оказываются весьма ценными в смысле психического и физического здоровья. Они являются сигналами, указывающими, что человек развивается неправильно. В этом смысле невротические симптомы могут считаться компенсационными и оказываются частью механизма саморегуляции, нацеленного на достижение целостности .

Функция невроза ничем не отличается от функции снов, только куда сильнее и действеннее. Кстати, сновидения оказываются действенным средством в выведении Эго на главную магистраль индивидуации. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного Пути .

Лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен, потому что не осознает своей проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным. Осознавание проблемы препятствует вытеснению мучительных содержаний и обладает целебным действием. Хотя осознавание и вызывает у человека терзания, зато он, по крайней мере, страдает осмысленно и по поводу чего-то реального, в то время как невроз – это косвенное страдание от иллюзорного .

Мораль не была ниспослана свыше в форме синайских скрижалей и навязана народу, а напротив, мораль есть функция человеческой Души и стара, как само человечество. Мораль не навязывается извне – человек имеет её, в конечном счете, a priori в себе самом: не моральный закон, а, пожалуй, моральную сущность, без которой была бы невозможной совместная жизнь в человеческом обществе. Поэтому мораль имеет место на всех ступенях развития общества .

Исцелением, или спасением Души, испокон веков занималась церковь. Ею разработан целый спектр методов, начиная с очищения Души от грехов, причастия, крещения, молитвы и кончая защитой Души от нападения сил зла. Юнг считал человека религиозным по своей природе, а религиозную функцию инстинктом, – столь же могущественным, как и половой инстинкт или инстинкт агрессии. Религиозные чувства его пациентов играли решающую роль в излечении неврозов. Это наблюдение совпало с открытием, что человеческое сознание спонтанно создает образы религиозного содержания, что многочисленные неврозы (особенно во второй половине жизни) происходят от невнимания к этому характерному свойству нашей психики .

Как-то Юнга попросили объяснить, почему сегодня многие люди, почувствовав, что с их Душой происходит нечто неладное, скорее предпочитают обращаться к врачу, а не к священнику. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Юнг с помощью третьих лиц опросил большое количество людей, страдающих неврозом, так что в результате оказались охвачены швейцарские, немецкие и французские протестанты и католики. Результаты получились очень интересными. Обращаться к врачу предпочли 57% протестантов и лишь 25% католиков. Только 8% протестантов предпочли священников. Остальные протестанты (35%) не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. Среди католиков, не определившихся по данному вопросу, было только 17%. В опросе участвовали только образованные люди. Но опыт показывает, что мировоззренческие проблемы, занимающие образованную публику, через 20 лет необразованные слои общества начинают воспринимать как свои собственные.

Почему же людей, предпочитающих обращаться к врачу, оказалось много среди протестантов и мало среди католиков? Юнг полагал, что всё дело в различиях церковных обрядов. Религиозные обряды во всех формах играют роль сосуда, способного вместить все содержания бессознательного. Католическая и православная церкви (в отличие от протестантской) не только обладают готовой техникой спасения Души, представленной исторически сложившимися формами исповеди, покаяния и отпущения грехов, но и помимо того, имеют в своем распоряжении богатую и представительную символику отправления ритуалов. Напротив, протестантские заботы о спасении Души гораздо более нуждаются в психотехнике, ибо в них не предусматривается сколько-нибудь серьезных форм ритуала. Несомненно, католическая и православная исповедь оказывает мощное воздействие, особенно в тех случаях, когда она предполагает не просто выслушивание, но и активное влияние на верующего со стороны священника .

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

Содержание

Кризис. Невроз. от Юнга.

"Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы". Юнг

"Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения - психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново." Дэрил Шарп

"Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз - это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов - это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, - это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным?

Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:"Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза". Невроз - это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна".
1935. Лондон.

Comments

(без темы)

(без темы)

ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим "медицинским" подходом своего времени. Где невроз - любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения - в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса - это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте - уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ - может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
"Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. "

В гештальте тоже "энергитический подход". Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз - конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

А ведь похоже на конфликт между "комплексами" Юнга :).

> У нас ведь это - конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти "комплексы" описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер - набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Просто так - невозможно равновесие установить :). Юнг как раз и указывает ценность невроза как на индикатор, сигнал - что нарушены процессы приводящие к равновесию со средой. В гештальте - равновесие достигается как раз после удовлетворительного прохождения по всей кривой контакта, на завершении фазы ассимиляции. Т.е. для гештальтиста - есть срыв движения по кривой контакта, потребность не удовлетворяется.

Тему данной заметки я выбрала неспроста. Именно этот вопрос мне хотелось бы изучить более подробно, понять и разобраться в нём. В чём всё-таки были сходства и различия во взглядах двух великих психологов и людей. И взять для своей практики самое лучшее из обеих школ.

В этом же году началась карьера Юнга в клинике Бургхёльцли в должности ассистента психиатра Эйгена Блейлера. Юнг писал диссертацию и проводил большую работу, применяя тест словесных ассоциаций. Основной работой Юнга была практика с пациентами-психотиками и основным предметом диссертации и экспериментальных исследований – случаи шизофрении. В отличие от Юнга, Фрейд в сущности не имел опыта работы с психотиками [3].

В 1907 году Юнг опубликовал работу по шизофрении и послал её Фрейду. Именно, это привело к встрече двух учёных. И сотрудничество продлилось до 1913 года [3].

По мнению Юнга – средний возраст – это отправная точка в психологическом развитии человека.

Юнг верил в единство всего сущего, он придавал большое значение

духовным составляющим личности. Фрейд делал упор больше на физической сущности человека. И в этом тоже заключается противоречие их взглядов.

Юнг рассматривал пациента – не как отдельно изолированную личность, а как связанного с обществом, социумом. И писал, о том, что разум и тело помимо индивидуальных характеристик обладают ещё и коллективными общими для какой-либо нации, народа, всего общества и человечества.

Юнг писал о том, что великие достижения человечества – это всегда личные достижения отдельной личности, цель его самореализации, чем возвышал личность над государством, и делал вызов общественным политическим системам.

Юнг открыл надперсональный слой в нашей психике, наблюдая за пациентами разных расс, и в клиниках разных стран.

Говоря о расхождении во взглядах Юнга и Фрейда, мы будем опираться на семь следующих отправных пунктов:

  1. Бессознательное.

2. Природа либидо.

6. Причина неврозов.

  1. Бессознательное. У Фрейда бессознательнео имеет каузальный характер.У Юнга бессознательное имеет акаузальный подход. Юнг четко формулирует различие между каузальным и синхронистическим мышлением. Каузальное мышление является, так сказать, линейным, когда существует последовательность событий.

У Фрейда бессознательное – личное, у Юнга – коллективное. У Юнга бессознательное – это ресурс, а не только часть айсберга подавленных желаний.

Синхронистичное мышление противоположно каузальному или линейному типу мышления.

Синхронистическое мышление – это способность наблюдать за своими внутренними субъективными переживаниями и состояниями, видениями, фантазмами, снами, чувствами, предчувствиями и интуитивно связывать их с событиями. Поэтому синхронистичность носит индивидуальный, нуминозный для каждой отдельной личности характер. То есть, это способность интуитивно воспринимать лежащие в глубине паттерны и действовать в соответствии с ними [4], [9].

2. Природа либидо. Теперь рассмотрим более пристально расхождение взглядов двух великих аналитиков в отношении природы либидо. У Фрейда сублимация – это разрядка либидо. Либидо – сексуальная энергия.

У Юнга – вся психическая энергия. У Юнга – энергия физическая, энергия конфликта, все, что вызывает напряжение (голод, жажда, противоречия).

По Юнгу символы являются великими организаторами либидо, основным источником символов являются архетипы, которые притягивают энергию и ведут её к возникновению цивилизации и культуры. Символ притягивает к себе большое количество энергии, и формирует пути по которым канализируется и расходуется энергия. Архетип – это врожденный потенциальный паттерн поведения, воображения или мышления. Можно сказать, что архетипический слой психики отвечает за (синхронистический) или интуитивный образ мышления – это определенный паттерн поведения человека.

4. Символ. У фрейда символы – это знаки (по мнению Юнга), которые указывают на половые органы, либо сексуальный акт (например, бревно, карандаш, сигара, жезл у полицейского– это фаллос; сумочка, цветок, пещера – влагалище; желание сосать грудь – влезть на гору, желание полового акта – наблюдение за движением поршня). То есть замена, разрядка действительности во сне. У Фрейда вытесненные комплексы – знаки бессознательного в сновидениях.

У Юнга символ – многогранен, это то посредством чего разрешается конфликт в бессознательном. Даже геометрические фигуры могут быть символами (симметричные – гармония, ассиметричные – дисгармония). В снах клиент может видеть мандалы (круги, красивые очертания – это целостность, стремление к целостности).

По Фрейду символы происходят из опыта личности и взаимодействия её со средой и окружающим где он находится. Фрейд наделял символ материальным значением, так как он вроде бы относится к реальным людям и объектам. Фрейд исключал какие либо нематериальные или абстрактные идеи относительно символа. В этом их взгляды с Юнгом относительно символа сильно расходились.

По Юнгу символ – это выражение интуитивного восприятия.

5. Сновидения. Мы подошли к очень интересному аспекту, в котором мнения представителей разных школ также расходились.

Сон - процесс, который создаёт диалог между сознанием и бессознательным, и это способствует психическому здоровью и восстановлению утраченной гармонии.

Сны по Юнгу - это регуляция психики. Сны для Юнга – живая реальность. Они играют дополнительную (компенсаторную) роль в психике, восстанавливая общее психическое равновесие личности, а также открывают новые пути выхода из тупиковой ситуации.

По Юнгу, в снах указывается человеку на проблему, что он отходит от процесса индивидуации и своего развития и правильного пути. Они символически выражают бессознательное, которое трудно для понимания, и необязательно выражает что-то недозволенное.

Юнг подчеркнул, что – бревно символизирует бессознательный страх перед бесконечными беременностями жены, и я стараюсь ограничить себя сексуально. В этом толковании тоже видна разница, у Юнга толкование направлено на будущее (на разрешение проблемы), а у Фрейда на факт подавления (прошлое).

На место свободных ассоциаций Фрейда, Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон. То есть для каждого пациента символы сновидения несут ему своё уникальное нуминозное значение, имеют свой язык, с которым бессознательное говорит с пациентом.

У Фрейда и у Юнга совпадают взгляды в проявлении комплексных механизмов в сновидениях.

6. Причина неврозов. В те времена в работах медиков и психиатров было мало изучен феномен умственных отклонений, врачи мало знали об этом, но Фрейд был исключением, в его работах было хорошо изложено понимание психологических особенностей неврозов, хотя конечно причиной, которых он считал и связывал её с детской сексуальностью, и её подавлением, не обращая внимания на другие причины.

Эдипов треугольник у Фрейда – причина неврозов в раннем возрасте. Эдипов комплекс*** у мальчиков, комплекс Электры у девочек. У Фрейда причина невроза лежит в детских сексуальных травмах.

У Юнга конфликт сознательной и бессознательной установок является причиной неврозов в зрелом возрасте. Утрата смысла и ценности жизни – невроз.

У Юнга невроз – несбалансированность. Опасность невроза во второй половине жизни. Но, по Юнгу, невроз также необходим для дальнейшей трансформации и развития личности, а также для индивидуации.

И у Юнга и у Фрейда совпадают взгляды на то, что причиной неврозов, личностных расстройств, нервных расстройств могут быть комплексы.

Но, само понятие комплекса имеет некоторое различие в толковании и значении разных школ.

У Фрейда – пациент на кушетке. Психоаналитик – экран для пациента. Он лишь отзеркаливает проблемы пациента. Отстранённость.

Юнг говорил, что пациент для меня в первую очередь личность, и я хочу понять историю возникновения его болезни.

«Юнг понимает перенос (трансфер) совершенно иначе, нежели Фрейд. Он рассматривает те бросающиеся в глаза (позитивные или негативные) результаты переноса, которые имеют место в психоанализе, в качестве всего лишь артефактов, продлевающих без особой нужды процесс лечения или даже способных пагубно повлиять на его ход. То, что Фрейд называет неврозом переноса, является, по мнению Юнга, отчаянной попыткой пациента компенсировать свои ошибочные установки в отношении реальности и следствием недостаточной профессиональной опытности врача. Такого рода перенос есть унизительная зависимость для пациента и представляет опасность как для него самого, так и для врача, который рискует заразиться неврозом пациента. Перенос состоит не только из эротических переживаний, но и из смеси собственнических и властных побуждений, а также страха. По мнению Юнга, единственный приемлемый перенос должен быть мягким и почти неприметным. Ему следует быть процессом сотрудничества пациента и психиатра, в частности, сопоставлением их обоюдных открытий в ходе лечения. Только таким образом способен психотерапевтический процесс получить развитие - благодаря действию того, что Юнг называет трансцендентной функцией.

Оценка К.Г. Юнгом творчества Зигмунда Фрейда. Ниже я хочу проиллюстрировать оценку Юнгом творчества Фрейда примером из интервью с Карлом Густавом Юнгом, 1959 года [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что одним ещё расхождением во взглядах двух великих людей послужила теория сексуальности Фрейда, позже с которой Фрейд стал идентифицировать свой научный метод, с чем Юнг не соглашался.

Юнг говорил о том, что после первой встречи, которая продлилась 13 часов, Фрейд произвёл на него большое впечатление, однако поняв точку зрения Фрейда, Юнг сразу примерно понял, с какими идеями не сможет согласиться, и какие взгляды принять безоговорочно, догматично. Юнг отзывался о Фрейде как о человеке умном, проницательном, видном, неординарном, важном для него, с которым никто не мог сравниться из окружения Юнга на тот момент. При этом он для него остался не понятым до конца, то есть его впечатления были неоднозначны (амбиваленты).

Но, Юнга всегда настораживала, как Фрейд относился к проявлению духовного в человеке или в произведениях искусства, он всегда это трактовал как психосексуальность, если не мог напрямую отнести и трактовать как сексуальность.

Выводы. К счастью, на сегодняшний день существует школа, которая объединяет и примирила обе школы (психоанализа и юнгианской психологии) – школа развития Майкла Фордхама. Как и юнгианцы не могут обойтись без теории драйвов и психоанализа, так и современные психоаналитики сегодня расширили свою сферу деятельности и прикладных методов юнгианскими методами и их модификациями.

То есть мы видим, что сегодня произошла интеграция некоторых методов, и психоанализ стал менее строгим в отношении более ранних правил.

Разница во взглядах существует и относительно: кушетка или кресло? Количества сессий: 5 – 6 в неделю как в классическом психоанализе или 2 – 4 встречи с психоаналитиком как в юнгианской школе, и до раза в неделю или даже раза в две недели (поддерживающая терапия)? Метод амплификации в толковании сновидений в юнгинаской школе, или метод свободных ассоциаций в классическом психоанализе?

Фрейд проводил психоанализ 6 раз в неделю. После перехода в Европе на пятидневную рабочую неделю – стандартом для психоанализа стало 5 сессий в неделю. На такое готово весьма ограниченное количество пациентов, поэтому в США пошли на компромисс, допустив считать настоящим психоанализом, если пациент посещает психоаналитика 4 раза в неделю. Французы например разрешили своим пациентам посещать психоаналитика всего три раза в неделю, называя это тоже психоанализом.

Сегодня мы применяем интегрированный психодинамический подход в своей практике, который ориентирован на клиента. И применяем все методы, концепции, которые подходят пациенту. Берём что-то и из психоанализа классического и современного, также и разных школ юнгианских аналитиков, а их на сегодня три: классическая (Эрих Нойманн), архетипическая школа (Джеймс Хиллман) и школа развития (Майкл Фордхамм).

  1. Генри Ф. Элленберг. Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии. Часть II.

3. Е.-А. Беннет Что на самом деле сказал Юнг / Е.-А. Беннет; пер. с англ. А. Галактионова. М.: ACT: Астрель, 2009. – 160 с.(Философия);

6. Полный справочник психоаналитика. – М.: Эксмо, 2008. – 608с.;

8. Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / Пер. с англ. – М.: Когито – Центр, 2006. – 225с. (Юнгианская психология).

**Комплекс (психоанализ). Комплекс (лат. Complex - связь, сочетание) Понятие комплекса было введено в психологию (прежде всего в психоанализ) Карлом Гюставом Юнгом, который обозначил этим термином "формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека". В свою очередь Зигмунд Фрейд характеризовал комплекс как "группу представлений, связанных одним аффектом"[2], однако он, по всей видимости, не давал таким образом определения психологического комплекса и не пытался ввести новое понятие, а лишь пользовался в определённом контексте уже существовавшим понятием комплекса вообще.

В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания "больного места" в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя. Источник (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/976942 23.10.18г. 14-40).

***Эди́пов ко́мплекс (нем. Ödipuskomplex) – понятие, введённое в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

Эдипов комплекс у мальчиков. Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция – Сверх-Я, под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.

Андрей ХАВАНОВ, психиатр, психотерапевт Междисциплинарного центра реабилитации:

— Вообще, неврозами в психиатрии называют целую группу различных заболеваний. Их объединяет то, что, во-первых, они обусловлены (чаще всего) психологическими причинами, а во-вторых, они обратимы. Еще очень важно добавить про эти заболевания следующее: они проявляются очень разной, говоря научным языком, полиморфной симптоматикой.

Болезни в психиатрии условно можно разделить на две большие категории: неврозы и психозы. Граница между ними условна. Объяснить ее можно таким образом: при тяжелых психических расстройствах (психозах) у человека грубо дезорганизуется психика. Он теряет критичность к своему состоянию — не осознает, что с ним что-то не так. Это обычно хорошо заметно окружающим. А он может этого не осознавать. Третий момент: человек теряет способность к произвольной регуляции своего поведения, не может подчинять свое поведение своей воле. Это все характеризует психозы.

А вот про неврозы можно сказать как раз другое: психика человека при подобных расстройствах не грубо нарушена. Он относится к этому критически, страдает от этого, понимая, что с ним что-то не так. И еще один момент: при неврозах человек сохраняет способность к произвольной регуляции своей деятельности. он может подчинять самого себя своей воле. Конечно же, в меньшей степени, чем здоровый человек, но все-таки он может это делать.

Пациент может обратить внимание на то, что он стал плохо спать или просыпаться по ночам. Довольно часто такие люди жалуются на повышенную тревожность. Несмотря на такое разнообразие этих признаков, все-таки невротические расстройства можно разделить на несколько крупных категорий.

Раньше долгое время думалось о том, что неврозы — это исключительно психогенные заболевания. такие заболевания, которые возникают из-за каких-то психологических причин. Чаще всего из-за конфликтов, которые могут быть внешними (например, трудности в рабочем коллективе или постоянные конфликты в семье), либо же они могут быть внутриличностными, с которыми человек живет с детства. В общем, довольно долго считалось, что это единственная причина неврозов. Но на сегодняшний день стало понятно, что любое заболевание, без исключения (и неврозы, в том числе), имеет мультифакториальную природу. Они случаются из-за стечения определенных обстоятельств.

Если опять немножко заглянуть в историю, то неврозы лечились длительное время исключительно психологическими методами. Самый распространенный и, наверное, известный во всем мире способ лечения неврозов — это знаменитый психоанализ Зигмунда Фрейда. Но на сегодняшний день он имеет скорее историческую ценность. Он, безусловно, важен. Он дал пониманию и человеческой души, и расстройств очень многое. Однако сегодня становится ясно, что одними только психологическими средствами невротические нарушения победить довольно сложно. Используется различный широкий спектр психофармакологических препаратов. Используются различные методы психотерапии. На сегодняшний день наиболее доказанными методами являются методы когнитивно-поведенческой психотерапии и всех ее ответвлений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.