В павловской концепции неврозов ключевым является положение о

Как уже было сказано, научное понимание неврозов как единой группы заболеваний, имеющей определенную характеристику и общую сущность, стало возможным лишь на основании учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Это заставляет кратко остановиться на основных его положениях.

В основу учения о высшей нервной деятельности И. П. Павловым был положен рефлекторный принцип, который дает возможность объединить воздействия внешней среды и строго ими детерминированные ответные реакции организма.

Сложность и изменчивость внешней среды диктует в условиях филогенеза неизбежность постоянного усложнения и развития нервной системы как органа, устанавливающего взаимодействие между внешней средой и организмом.

В итоге этот процесс привел к образованию сложнейшего органа приспособления, уравновешивания организма со внешней средой — головного мозга животных, а затем головного мозга человека с его многообразной и сложной деятельностью.

Сложную психику человека И. П. Павлов объяснил, не нарушая ни принципа рефлекторности, ни единства нервной системы. Он не отрывал психические, т. е. высшие формы нервной деятельности, от процессов, протекающих в низших отделах нервной системы, так же как не разделял непроходимой пропастью высшую нервную деятельность животных от психики человека, признавая и их общие основы и специальные отличия.

Экспериментальные исследования высшей нервной деятельности животных позволили установить, что приспособление их к постоянно меняющимся внешним условиям обеспечивается сложной системой врожденных безусловных рефлексов и приобретенных в индивидуальной жизни животных условных рефлексов.

У человека в период его филогенетического становления в процессе трудовой деятельности появилась, а затем развилась, усовершенствовалась и заняла господствующее положение новая система сигнализации биологически и социально важных для организма явлений — сигнализация словом, речью.

И. П. Павлов писал: «животные до появления семейства homo sapiens сносились с окружающим миром только через непосредственные впечатления от разнообразных агентов его, действовавшие на разные рецепторные приборы и проводящие возбуждение соответствующие клетки центральной нервной системы. Эти впечатления были единственными сигналами внешних объектов. У будущего человека появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов — в виде слов, произносимых, слышимых и видимых.

Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так из своего внутреннего мира…

И. П. Павлов считал, что ведущим звеном в поведении и деятельности человека во внешней среде является вторая сигнальная система. В то же время она оказывает влияние и на первую сигнальную систему и на деятельность подкорки и внутренних органов.

К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский, К. И. Платонов и другие показали, что посредством слова можно изменять течение внутренних процессов в организме человека.

Наличие у человека второй сигнальной системы с ее ведущей ролью в жизнедеятельности организма меняет функции не только первой сигнальной системы, но и подкорковой деятельности. Поэтому нет основания считать эти отделы центральной нервной системы у животных и человека равноценными.

Обе сигнальные системы между собой связаны и находятся в постоянном взаимодействии. Отрывать деятельность второй сигнальной системы от первой нельзя. Вторая сигнальная система отражает в словах воздействия внешнего и внутреннего мира на первую сигнальную систему. Отрыв одной сигнальной системы от другой равносилен отрыву формы от содержания.

Взаимодействие сигнальных систем осуществляется посредством 2 основных процессов: процесса элективной или избирательной иррадиации, вследствие которой слова связываются с непосредственными раздражителями, ими обозначаемыми, и межсистемной индукцией.

А. Г. Иванов-Смоленский с сотрудниками производили у детей после упрочения условного рефлекса замену непосредственного условного раздражителя словом, его обозначающим. Они показали, что на слова-заменители с места появляется условнорефлекторная реакция той же силы и с таким же латентным периодом как на непосредственный условный раздражитель. Эти исследования показали, что у детей преобладает процесс элективной, избирательной иррадиации из первой сигнальной системы во вторую.

У большей части взрослых испытуемых и особенно у лиц старческого возраста замена словом непосредственного раздражителя не удается.

У взрослых испытуемых в ответ на слово-заменитель условный рефлекс обычно не появляется, а возникает вполне адекватная реакция ожидания или отрицания наличия условного раздражителя. Очевидно, у них нет той прочной связи между первой и второй сигнальными системами на основе элективной иррадиации, как в детском возрасте.

В связи с приобретенным жизненным опытом, с разнообразием и множественностью вновь образуемых временных связей у взрослого человека наряду с процессом элективной иррадиации возникает процесс межсистемной индукции.

И. П. Павлов особенно настаивал на значении индукционных отношений, считая, что нормальная высшая нервная деятельность обеспечивается отрицательной индукцией из второй сигнальной системы на первую сигнальную систему.

Единство и целостность нервной системы обеспечивает общность самых основных законов для первой и второй сигнальных систем действительности. Несомненно, однако, что при общности основных закономерностей в деятельности обеих сигнальных систем между ними имеются и значительные различия. Одно из них заключается в большей подвижности нервных процессов во второй сигнальной системе. Это видно из того, что у взрослого человека, как здорового, так и при некоторых патологических состояниях высшей нервной деятельности, при выработке условных рефлексов на непосредственные раздражители правильный словесный отчет предшествует образованию двигательного условного рефлекса.

В деятельности второй сигнальной системы значительно больше, чем в первой сигнальной системе, выражены системность и индукционные отношения. Системность проявляется в ответе на действие условного раздражителя постоянной сложной реакцией, включающей в себя несколько связанных между собой компонентов. Образование такой системы основано на процессе избирательной иррадиации возбуждения. Широкое развитие во второй сигнальной системе процесса иррадиации обеспечивает развитие принципа обобщения, а преобладание индукционных отношений обусловливает возникновение принципа отвлечения.

Установление у человека 2 сигнальных систем действительности привело И. П. Павлова к необходимости дополнить учение о типах высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов считал, что экспериментально установленные у животных 4 основных типа высшей нервной деятельности и их вариации, зависящие от соотношения силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, имеют место и у человека. Установленная И. П. Павловым классификация общих с животными типов высшей нервной деятельности человека совпадает с созданной Гиппократом классификацией темпераментов, хотя основана не на эмпирических, а на научно обоснованных физиологических принципах.

Промежуточные типы или вариации, сохраняя то же соотношение между раздражительным и тормозным процессом, как основные типы высшей нервной деятельности, зависят от различной силы как возбуждения, так и торможения. В зависимости от силы раздражительного процесса, кроме сильного, возбудимого или уравновешенного типов, была выделена слабая вариация сильных типов.

Особенно много вариаций, зависящих как от силы, так и подвижности нервных процессов, имеют место среди представителей слабого типа высшей нервной деятельности.

П. С. Купалов выделил у животных второй неуравновешенный тип, неуравновешенность которого зависит не от различной силы, а от различной подвижности основных нервных процессов. У человека этот тип еще во всех подробностях не изучен.

Даже у животных с относительно простой нервной деятельностью, врожденный тип высшей нервной деятельности изменяется под влиянием воспитания и воздействий внешней среды. Изменение типа зависит от пластичности нервной системы, особенно ее высших отделов.

У человека тип высшей нервной деятельности в еще большей степени, чем у животных, зависит от условий воспитания и влияний социальной среды. Сила и подвижность нервных процессов могут быть ослаблены хроническими соматическими заболеваниями раннего детского возраста. С другой стороны, при изнеживающем воспитании тип высшей нервной деятельности также ослабляется вследствие отсутствия тренировки тормозного процесса.

Однако основные свойства типа высшей нервной деятельности оказывают влияние как на возникновение, так и на течение различных заболеваний, в том числе неврозов.

Наличие у человека 2 сигнальных систем объясняет существование у него наряду с общим с животными типом высшей нервной деятельности еще специально человеческого типа.

В зависимости от степени развития и соотношения сигнальных систем у человека формируется: средний тип с равномерным развитием обеих сигнальных систем; художественный с относительным преобладанием первой сигнальной системы и мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы.

Кроме типа высшей нервной деятельности, громадное значение у человека приобретает прочный динамический стереотип, или свойства характера, складывающиеся под влиянием воспитания и примеров со стороны окружающих людей с раннего детского возраста.

К проявлениям динамического стереотипа, помимо свойств характера, относятся также высокие чувства патриотизма, классовой солидарности, товарищества, чувство долга и т. д., в развитии которых принимает участие как вторая, так и первая сигнальная система.

Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, общих с животными и специально человеческих, и жизненном стереотипе решает проблему характера с материалистических физиологических позиций, не игнорируя ни сложности вопроса, ни связи характера с влиянием социальных условий.

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет особое значение в вопросе о сущности неврозов и их классификации.

Неврозы человека И. П. Павлов изучал на основе единства клинических наблюдений и экспериментов на животных. Клинические наблюдения давали ему основание понять полученные в эксперименте факты и поставить новые варианты исследований, а из экспериментальных данных рождалось понимание симптоматики и сущности неврозов человека.

Под неврозом И. П. Павлов понимал хроническое длительное нарушение нормальной высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей. Патологические состояния высшей нервной деятельности, в основе которых лежат не перенапряжения высшей нервной деятельности, а нарушения корковых процессов иной природы, также и нарушения не коры больших полушарий, а других отделов центральной нервной системы — к неврозам отнесены быть не могут.

К неврозам И. П. Павлов относил 3 основные формы: неврастению, истерию и психастению.

Перенапряжение нервных процессов у человека создается его тяжелыми переживаниями, иногда неблагоприятными условиями быта и работы, конфликтными ситуациями и т. д.

И. П. Павловым было установлено, что перемена стереотипа для организма является трудной задачей. В связи с этим причина невроза нередко заключается в столкновении неправильного, несоответствующего социальным условиям стереотипа, сложившегося в период детства, с требованиями социальной среды, предъявляемыми к взрослому человеку.

В основе такого отношения лежит сложная система временных связей, выработанная в течение всей предшествующей жизни человека.

При этом причина, обусловившая развитие невроза, далеко не всегда может быть объективно оценена как тяжелое, могущее вызвать перенапряжение нервных процессов переживание. Она принимает болезнетворный характер в связи с предшествующими условиями жизни, событиями, впечатлениями и т. д. В зависимости от прошлого жизненного опыта незначительные сами по себе переживания могут стать сверхмаксимальными и вследствие этого патогенными.

Значение биологического типа высшей нервной деятельности сохраняется до известной степени и у человека. Для людей со слабыми нервными процессами большое количество жизненных требований и воздействий внешней среды может стать непосильными и вызвать перенапряжение нервных клеток, а следовательно, и патологическое состояние — невроз.

При инертности, малоподвижности нервных процессов патогенными являются положения, требующие постоянной смены нервных процессов.

Специально человеческие типы высшей нервной деятельности также могут способствовать возникновению невроза, если имеется несоответствие между условиями существования, характером профессиональной деятельности и т. д. и специально человеческими особенностями типа, неуравновешенностью сигнальных систем.

Разница в клинической картине трех форм неврозов (неврастении, истерии и психастении) зависит не от разной природы заболеваний, а от разной почвы, на которой невроз развивается, от того, какая сигнальная система более слаба, а следовательно, более подвержена изменениям. И. П. Павловым, таким образом, было установлено, что все формы неврозов являются заболеваниями, возникающими экзогенно, и что различие между ними зависит от типологических особенностей больного, отрицая тем самым конституциональную или психопатическую природу неврозов.

Учение И. П. Павлова было дополнено и развито его учениками, что дало возможность вскрыть некоторые особенности происхождения и течения неврозов, понять их симптоматику и разработать на данных И. П. Павловым принципах новые методы лечения.



1. Кто из ученых утверждал, что тревога в большей степени определяется ограничениями
в развитии и недостаточностью знаков привязанности к ребенку со стороны родителей:
а)3. Фрейду
б) Э. Эриксону
в) М. Малер
г) Дж. Боулби
д) К. Юнг
2. Какое из утверждений наиболее характеризует состояние умеренно выраженной
тревожности:
а) Является источником клинического беспокойства
б) Является стартовым пунктом развития психозов
в) Предупреждает развитие серьезных тревожных расстройств
г) Может стимулировать и помогать действовать более эффективно
3. Какая группа расстройств характеризуется сильным сковывающим страхом и дурными
предчувствиями:
а) Диссоциативные
б) Тревожные
в) Личностные
г) Ананкастные
4.Для какого расстройства характерна жалоба больных на периоды сильного страха и
физического дискомфорта, мешающих работать и заниматься повседневными делами:
а) Соматоформное
б) Диссоциативное
в) Тревожное
г) Неврастения
д) Депрессия
5. С какой частотой (в обычной жизни) встречаются тревожные расстройства:
а) 5-6%
6)10-15% в)20-30% г) 50%
6. Для какого из перечисленных состояний НЕ характерно присутствие тревоги:
а) Внезапные приливы и приступы холодного пота
б) Приступы тахикардии
в) Острая боль в области живота
г) Замедление дыхания
7. Если речь идет о тревожном расстройстве у ребенка 4-х лет, то это скорее всего:
а) Возрастное проявление панических атак
б) Дебют генерализованного тревожного расстройства
в) Сепарационная тревога
г) Агорафобия
8. Какая длительность существования симптомов тревоги является критерием для
диагностики генерализованного тревожного расстройства:
а) Не менее 3-х недель
б) Не менее 6-ти недель
в) Не менее 2-х месяцев
г) Не менее 6-ти месяцев
9. В каком из приведенных случаев обоснован диагноз панического расстройства:
а) При первой панической атаке
б) При двух-трех атаках в течение последних двух лет
в) При повторяющихся атаках в течение месяца
г) При повторяющихся атаках в течение двух недель
10. У людей с паническим расстройством нередко развивается:
а) Агорафобия
б) Арахнофобия
в) Клаустрофобия
г") Генерализованное тревожное расстройство
11. В каком из перечисленных мест может развиться приступ агорафобии:
а) Театр
б) Лифт
в) Закрытый транспорт
г) Безлюдная площадь
д) все перечисленное



28. Какое утверждение о травматическом стрессе верно:
а) Проявление под действием стресса латентных психических расстройств
б) Нормальная реакция на ненормальные обстоятельства
в) Болезненная по своему существу и механизмам реакция
г) Стресс физической травмы
29. В этиопатогенезе расстройств, связанных со стрессом, взаимодействуют:
а) Интенсивность стрессовой травмы
б) Социальная ситуация стресса
в) Особенности личности жертвы
г) Биологическая ранимость жертвы
д) все перечисленное
30. Сторонники биологических теорий психических нарушений считают, что развитие
посттравматического стрессового расстройства связано с устойчиво повышенной
активностью:
а) Гипофиза
б) Гипоталамуса
в) Вегетативной нервной системы
г) Ствола мозга
31. Какие факторы входят в предлагаемую бихевиоризмом модель обусловливания реакций на травму:
а) Оперантное обусловливание и моделирование
б) Классическое обусловливание и научение избеганию
в) Позитивное подкрепление и аверзивное обусловливание
г) Научение избеганию и моделирование

32. Ж. Шарко считал истерию:
а) Следствием аутогипноза
б) Проявлением наследственной дегенерации центральной нервной системы
в) Следствием полового воздержания
г) Следствием стресса
33. Какая из групп нарушений НЕ входит в число вариантов конверсионных расстройств:
а) Симпатические
б) Сенсорные
в) Моторные
г) Физические
34. Примером какого из расстройств является описанный Брейером и Фрейдом случай
Анны О.:
а) Тревожное
б) Личностное
в) Конверсионное
г) Ипохондрическое

35. Какое из угверждений лучше других описывает распространенность диссоциативных
расстройств и их лечение:
а) Распространены очень широко и легко поддаются психотерапии
б) Широко распространены и лечатся медикаментозно
в) Встречаются очень редко и легко лечатся медикаментозно
г) Встречаются очень редко и лечатся с большим трудом
36. Амнестические расстройства в структуре диссоциативной амнезии могут быть:
а) Генерализованными
б) Систематизированными
в) Ретроградными
г) Антероградными
д) Все верно
37. Что из указанного присуще истерическим судорожным припадкам в отличие от
эпилептических:
а) Нет потери сознания
б) Сохраняется память на происходившее во время припадка
в) Больные не ушибаются при падении, не прикусывают язык, не обмачиваются
г) Сохраняется реакция зрачков на свет
д) Припадок длится значительно дольше
е) Припадки ситуационно обусловлены
ж) Припадки носят демонстративный, театральный характер
38. С точки зрения гуманистической психологии, невроз — это:
а) Результат конфликта духовного и физиологического начал
б) Обусловленная реакция на жизненные стрессы
в) Следствие неудовлетворения потребности в самоактуализации
г) Клинические формы проявления цивилизационной фрустрации
39. С позиций экзистенциальной психологии, невроз — это:
а) Имманентно присущая человеку форма переживания
б) Особая форма отчужденного существования
в) Следствие чрезмерной эмоциональной близости в межчеловеческих отношениях
г) Причина отчуждения и одиночества
40. Какие формы неврозов выделялись большинством отечественных психиатров в XX веке:
а) Депрессивный, тревожный, гипостенический
б) Астенический, истерический, навязчивых состояний
в) Обсеесивный, фобический. истерический
г) Истерический, обсеесивный. Психастения
41. Женщина 35 - лет обратилась с жалобами на боли в правом подреберье. Она считает,
что у нее развивается рак печени. Было проведено углубленное обследование в
специализированных клиниках, но данных подтверждающих наличие
онкологического заболевания получено не было. Однако пациентка продолжает
настаивать на повторных обследованиях, требует консультаций лучших специалистов,
обращается к нетрадиционным методам лечения. Ее состояние можно обозначить,
как:
а) Соматизированное расстройство
б) Конверсионное расстройство
в) Ипохондрическое расстройство
г) Соматоформное болевое расстройство
д) Канцероф

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Пожалуй, в наше время нет человека, который прямо или косвенно не сталкивался бы с неврозом, причиной которого считается стресс. За последние десятилетия частота неврозов возросла в 24 раза, тогда как частота психических заболеваний - лишь в 1,6 раза. Точность этих цифр может быть и спорной, однако вывод о резком взлете кривой неврозов неоспорим. В ситуации, при которой развиваются неврозы, можно выделить три важных компонента: 1) категорическая необходимость (сильное желание) выполнить задачу; 2) большой объем информации; 3) не хватка времени на ее переработку - цейтнот. Эта триада достаточна типична для современной человеческой жизни.

Невроз характеризуется, во-первых, обратимость патологических нарушений, независимо от его длительности, что соответствует пониманию невроза И.П. Павловым как срыва высшей нервной деятельности, который может продолжаться дни, недели, месяцы и даже годы. Во-вторых, психогенной природы заболевания, которая, согласно В.Н. Мясищеву, определяется существованием связи между клинической картиной невроза и патогенной конфликтной ситуации больного; в-третьих, специфичностью клинических проявлений, состоящей в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

Многообразие классификационных делений неврозов, предлагаемых различными авторами, отражает прежде всего отсутствие единого взгляда на их этиологию и патогенез. Наиболее распространенной в отечественной литературе является группировка неврозов преимущественно по клиническим проявлениям: неврастения, истерия (истерический невроз), невроз навязчивых состояний и др. Неврозы делятся на общие и системные в зависимости от характера клинического их течения - на невротические реакции, невротические состояния (неврозы) и невротические развития.

Полифакторная этиология неврозов.

1. Этиологические факторы биологической природы.

1.1. Наследственность и конституция.

1.2. Невротические проявления в детстве и неврозы у взрослых.

1.3. Перенесенные заболевания.

2. Этиологические факторы психологической природы.

2.1. Преморбидные особенности личности.

2.2. Психические травмы детского возраста.

2.4. Психотравмирующие ситуации и условия их патогенности.

3. Этиологические факторы социальной природы.

3.1. Родительская семья.

3.2. Некоторые особенности сексуального воспитания и семейное положение.

3.3. Образование, профессия и трудовая деятельность.

Нейродинамическая концепция неврозов И.П.Павлова.

Эта концепции явилась первой в истории изучения неврозов попыткой создания целостных, патофизиологически обоснованных представлений о механизмах развития неврозов. В основу ее легли разработанное И.П.Павловым учение о типах высшей нервной деятельности (в том числе специально человеческих типах, характеризующихся определенными особенностями соотношения первой и второй сигнальных систем и коры и подкорки), об экспериментальных неврозах у животных и анализ невротических состояний у человека, развитые в клинике и эксперименте рядом его учеников и последователей.

Под неврозом И.П. Павлов понимал хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей. При этом он указывал, что срыв высшей нервной деятельности может быть обусловлен перенапряжением раздражительного, тормозного процесса или их подвижности.

В учении И.П. Павлова о неврозах нашло освещение не только определение невроза, но и ряд принципиальных вопросов, относящихся к этой проблеме. Подчеркнуто, что к неврозам могут быть отнесены лишь психогенные заболевания, т.е. те случаи, в которых срыв ВНД происходит в результате неблагоприятных влияний на психику трудных жизненных обстоятельств и потрясений. Таким образом, были установлены четкие границы между неврозами как психогенными заболеваниями нервной системы и функциональными расстройствами нервной системы непсихогенной природы, имеющими другую этиологию (инфекции, интоксикации, травмы и др.).

3) в восходящей ретикулярной системе, регулирующей тонус высших отделов головного мозга.

Если ряд истерических симптомов может быть понят, исходя из характерного для больных с истерией преобладанием подкорки над корой, с растормаживанием подкорковых вегетативных функций, то другие истерические проявления имеют иное происхождение. Так, в случаях иррадиации торможения с коры на нижележащие подкорковые отделы наблюдаются фригидность и импотенции. Особенности сексуальных нарушений у больных с истерией заключаются в том, что представления эротического содержания оказывают на больного большее возбуждающее действие, чем реальная сексуальная ситуация, могут быть объяснены в нейродинамическом плане парадоксальной фазой в системе условных и безусловных сексуальных связей.

Для фобий характерны пассивно-оборонительная реакция. В основе одних фобий лежит механизм патологического инертного возбуждения (как при эрейтофобии), в основе других - при болезненной задержке какой-либо функции - механизм патологического застойного инертного торможения (у больных с агорафобией и клаустрофобией).

В отличие от истерии и невроза навязчивости при неврастении отмечаются общие расстройства корковой динамики, нарушения взаимодействия коры с нижележащими отделами. И.П.Павлов выделял две формы неврастении: гиперстеническую (с патологически повышенной возбудимостью вследствие ослабления условного торможения) и гипостеническую (с повышенной истощаемостью нервного возбуждения и с патологическим преобладанием охранительно-запредельного торможения). Нейродинамическая сущность первой формы неврастении делает понятной наличие в ее картине общей раздражительности, несдержанности, нетерпеливости, в то время как при второй форме преобладают симптомы астении с пониженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, ослаблением внимания и др.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Невроз- функциональное расстройство нервной системы – нарушение ВНД. Чрезмерное возбуждение центров эмоций, вызванное эмоциональным стрессом , может привести к развитию стойкого нарушения ЦНС, которое клинически проявляется в виде невроза. Неврозы являются частыми спутниками психогенных состояний и болезней, часто это следствие затяжного стресса. В современных представлениях об этиологии и патогенезе неврозов смыкаются три направления:
Биологическое (доминирующее значение отводится наследственности)
Личностно-психологичсекое (превалирует психогенная оценка ситуаций, стрессы)
Бихевиористическое (акцент на особенностях поведения человека в различных ситуациях)

Невроз
Экспериментальное воспроизведение неврозов
На животных
У человека
Возникновение неврозов у человека
Эпидемиологическая справка
Классификация неврозов
Этиология и патогенез неврозов
Формы невроза:
Неврастения
Истерический невроз
Невроз навязчивых состояний
Заключение (трудовая экспертиза)
Список литературы

невроз.docx

Возникновение неврозов у человека.

Эпидемиологическая справка.

При эпидемиологическом обследовании выборочной группы населения (4481 человек) одного из городов Индии неврозы были выявлены у 27,5 на 1000. По выборочным материалам обращаемости, диспансеризации и госпитализации [Морозова Т. Г., Лукачер Г. Я., 1970] неврозы в общей структуре неврологической заболеваемости составляют 18,2%.

Классификация неврозов.

Выделяют 3 классические формы неврозов:

  1. неврастения;
  2. истерия (истерический невроз);
  3. невроз навязчивых состояний.

Психастения рассматривается в разделе психопатий. Возможны смешанные картины невротических состояний. В подобных случаях невроз диагностируют по преобладающим клиническим проявлениям. Трудности отграничения отдельных форм неврозов в последние годы значительно возросли в связи с изменением их клинической картины (патоморфоз), уменьшением частоты так называемых классических форм и увеличением числа неврозов со сложными вегетативно-висцеральными нарушениями (нарушения сердечной деятельности, дыхания, двигательные, желудочно-кишечные расстройства, синдром нервной анорексии, профессиональные дискинезии, сексуальные нарушения, головные боли и др.).

Этиология и патогенез неврозов.

Наибольшее признание получила полифакторная этиология неврозов, основанная на комплексной оценке роли биологических (наследственность, конституция, беременность и роды), психологических (преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, психотравмирующие ситуации, их актуальность и длительность) и социальных (родительская семья, образование, профессия, условия воспитания и др.) факторов. С точки зрения современных исследователей, существует генетическая предрасположенность, с одной стороны, к развитию определенных черт личности, с другой — к избирательной непереносимости некоторых воздействий, а также генетический контроль за формированием нейрофизиологических функций. В возникновении неврозов имеют значение и осложнения беременности у матери больного, патологические роды, пол и возраст страдающего неврозом. Изучение болезненности и заболеваемости неврозами показало, что невротические расстройства преобладают у молодых мужчин и женщин старше 30 лет. Невротические расстройства у женщин тяжелее и заканчиваются инвалидизацией значительно чаще, чем у мужчин.

Психопатия или акцентуация характера может служить благоприятной почвой для возникновения неврозов в неблагоприятной психологической ситуации. Неврозы возникают легче тогда, когда нервная система ослаблена инфекционным заболеванием, интоксикацией (особенно алкоголизацией), черепно-мозговой травмой, переутомлением. Роль предшествующих и сопутствующих соматических вредностей особенно характерна для современных неврозов, возникающих в условиях постоянно растущего психо-эмоционального напряжения. В кризовые периоды жизни (пубертатный и климактерический) личность более уязвима в отношении неврозов.

В основу патогенеза неврозов легло разработанное И. П. Павловым учение о типах высшей нервной деятельности с определенными соотношениями первой и второй сигнальных систем, коры и подкорки. Под неврозом И. П. Павлов понимал длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре полушарий большого мозга действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей. В павловской концепции неврозов существенны, во-первых, психогенное возникновение срыва высшей нервной деятельности, что намечает границы между неврозами и обратимыми расстройствами непсихогенной природы, во-вторых, связь клинических форм неврозов с типами высшей нервной деятельности, что позволяет рассматривать классификацию неврозов не только с клинической, но и с патофизиологической точки зрения.

НЕВРАСТЕНИЯ — наиболее распространенная форма неврозов; выраженное ослабление нервной системы в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса либо их подвижности.

Клиническая картина — состояние раздражительной слабости: сочетание повышенной раздражительности и возбудимости с повышенной утомляемостью и истощаемостью. Раздражительная слабость проявляется в чрезмерной силе и быстром истощении эмоциональных реакций. Больной начинает замечать у себя несдержанность, ранее ему не свойственную. По случайному и малозначительному поводу у него возникает бурная реакция раздражения или возбуждения. Вспышки возбуждения обычно непродолжительны, но могут часто повторяться. Повышенная возбудимость нередко выражается в слезливости или нетерпеливости, суетливости. Больной не может ждать, старается все сделать скорее, невзирая на утомление. От раздражения больной легко переходит к слезам, он не может преодолеть неприятное чувство недовольства всем окружающим, утрачивает способность контролировать внешнее проявление своих эмоций. Резко расстраивается активное внимание, затруднено длительное сосредоточение, что приводит к рассеянности, жалобам на плохое запоминание. Нередки жалобы на неприятное чувство пустоты в голове и неспособность думать вообще. Настроение очень неустойчивое, с оттенком тоскливости. В случаях выраженной неврастении больные вялы, безвольны, жалуются на лень, ипохондричны, сосредоточены на своих болезненных ощущениях, теряют интерес не только к работе, но и к развлечениям.

На основании клинических и патофизиологических исследований (И. П. Павлов, А. Г. Иванов-Смоленский) выделены 3 стадии (формы) неврастении:

  • Начальная стадия характеризуется нарушением активного торможения, проявляется преимущественно раздражительностью и возбудимостью — так называемая гиперстеническая (ирритативная) неврастения.
  • Во второй, промежуточной, стадии при появлении лабильности возбудительного процесса преобладает раздражительная слабость.
  • В третьей стадии (гипостеническая неврастения) при развитии охранительного торможения преобладают слабость и истощаемость, вялость, апатия, повышенная сонливость, пониженное настроение.

Течение неврастении зависит от типа нервной системы, клинической картины срыва, наличия или отсутствия конфликтной ситуации, общего состояния организма и лечения. При неблагоприятно сложившихся обстоятельствах, особенно у лиц со слабым типом нервной системы, неврастения может продолжаться многие годы. В ее развитии прослеживается сдвиг от возбудимости к слабости нервной деятельности. В практике чаще встречаются больные с первой (гиперстенической) формой. Легче всего неврастения возникает у астенических личностей.

Прогноз при неврастении обычно благоприятен. В 75% случаев наблюдается полное выздоровление или стойкое улучшение, в 6,8% — ухудшение, в 14,5% случаев наступают рецидивы. При затяжной неврастении (более 5—7 лет) появляются изменения, свойственные так называемому невротическому развитию. На него указывают недостаточная эффективность терапевтических мероприятий даже при разрешении психотравмирующей ситуации, генерализация невротических расстройств на фоне стойкого депрессивного настроения, появление ранее не свойственных больному черт характера, потеря связи болезненных переживаний с психогенией.

Неврастению как невроз следует дифференцировать с астеническими состояниями при шизофрении, маскированных эндогенных депрессиях, в начальных стадиях многих органических заболеваний нервной системы (прогрессивный паралич, сифилис мозга, церебральный атеросклероз, энцефалиты и менингоэнцефалиты и др.), а также с астеническими синдромами, возникающими в результате тяжелых соматических и инфекционных заболеваний, авитаминозов, черепно-мозговой травмы и др.

Астения при шизофрении сильно выражена, по мере развития болезни она все меньше зависит от внешних условий и деятельности больного, раздражительность становится все более неадекватной, вегетативные расстройства сменяются сенестопатиями. Астения довольно часто сочетается с обсессивными, ипохондрическими, аффективными и деперсонализационными расстройствами. Решающее значение для дифференциальной диагностики в этих случаях имеют признаки прогредиентности, свойственные шизофрении, появление негативных изменений, постепенное присоединение расстройств, относящихся к более глубоким уровням поражения.

Особые трудности возникают при отграничении невротической астении от амбулаторных, скрытых депрессий, так как в их клинической картине отсутствуют классические симптомы эндогенной депрессии, а на первый план выступают многочисленные нарушения, имитирующие соматическое заболевание с явлениями астении. При дифференциальной диагностике нужно помнить, что стойкость клинических проявлений, не поддающихся психотерапевтическому воздействию, даже нерезко выраженные суточные колебания настроения, сенесто-ипохондрические жалобы без соответствующего органического фона и, наконец, эффективность лечения антидепрессантами свидетельствуют в пользу маскированной депрессии.

В случаях органических заболеваний астенические состояния выступают в рамках той или иной нозологической формы и сочетаются со свойственными этим заболеваниям симптомами и типом течения. Так, в начальной стадии прогрессивного паралича наряду с астеническими жалобами обнаруживаются ряд неврологических знаков и первые признаки слабоумия: снижение критики, утрата прежних морально-этических установок и др. При церебральном атеросклерозе обращают на себя внимание слабодушие, расстройства памяти, головокружения, колебания артериального давления и т. д. При других органических заболеваниях тщательное обследование выявляет свойственные им неврологические нарушения, а также органически обусловленные изменения интеллекта, памяти и личности в целом. При отграничении неврастении от соматогенных астенических состояний учитывают указания на недавно перенесенные тяжелые соматические и инфекционные заболевания (грипп, пневмония, дизентерия и др.). Психотравмирующая ситуация в анамнезе, отсутствие неврологических органических симптомов и указаний на перенесенные соматические заболевания свидетельствуют в пользу неврастении. Однако такой диагноз сомнителен тогда, когда нет положительного эффекта от разрешения конфликтной ситуации, а правильное лечение не дало результата.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ — группа психогенно обусловленных невротических состояний с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями, является второй по частоте формой невроза, значительно чаще встречается в молодом возрасте, причем значительно чаще у женщин, чем у мужчин, и особенно легко возникает у лиц, страдающих психопатией истерического круга. Однако истерический невроз как реакция на травмирующую ситуацию возможен и у человека без каких-либо истерических черт характера. Больные истерическим неврозом отличаются повышенной чувствительностью и впечатлительностью, внушаемостью и самовнушаемостью, неустойчивостью настроения и склонностью привлекать к себе внимание окружающих (жажда признания). Но в отличие от психопатии истерического круга отмеченные личностные особенности больных истерическим неврозом менее выражены и не приводят к значительной социальной дезадаптации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.