Все о неврозах и гиперактивных детях


Давайте сначала я приведу выдержки из специальной литературы (МКБ-10), на которую опираются врачи при постановке диагноза СДВГ, потом из книжки Е.Мурашовой (хорошо понятно написано), а ниже кое-что добавлю.

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):
• часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
• часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
• часто нарушена организация заданий и деятельности;
• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
• часто легко отвлекается на внешние стимулы;
• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):
• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность (требуется не менее одного признака):
• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Симптомы зависят от принадлежности СДВГ к тому или иному типу. Диагноз устанавливается на основании характерных жалоб (родителей) и регистрации признаков имеющихся нарушений (по критериям действующей МКБ-10) не ранее 5–6-летнего возраста)

Хотя у многих детей проявляются разные симптомы, ВСЕ дети с диагнозом СДВГ соответствуют следующим критериям:
1. По меньшей мере, шесть симптомов снижения внимания.
2. Не менее шести симптомов импульсивности или гиперактивности, либо и импульсивности и гиперактивности.
3. Симптомы проявляются не менее шести месяцев.
4. Некоторые симптомы должны быть выявлены до 7 лет.
5. Некоторые симптомы должны присутствовать в двух местах: дома и в школе.
6. Симптомы приводят к значительному ухудшению социального функционирования или учебы.

Теперь более человеческим языком - из книжки Е.Мурашовой (см. книжку в Докуменах). Здесь помимо симптомов гипердинамического синдрома (гиперактивность) описаны и симптомы гиподинамического.


Теперь более человеческим языком - из книжки Е.Мурашовой (см. книжку в Докуменах). Здесь помимо симптомов гипердинамического синдрома (гиперактивность) описаны и симптомы гиподинамического.

Каждый ли возбудимый ребенок болен?

В 80-х годах прошлого столетия это состояние у детей получило отдельное название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В классификации нервных и психических болезней оно было отнесено к гиперкинетическим расстройствам. Основной поведенческий признак синдрома – неспособность к концентрации, самоконтролю.

Рекомендуем посмотреть! В данном видео-обзоре советы родителям гиперактивных детей дает детский психолог:

Далеко не каждый малыш, ведущий себя как проказник, относится к категории гиперкинетиков. У некоторых непослушность, упрямство, повышенная подвижность с бьющей через край энергией следствие характера. С такими детьми нужно просто правильно учиться вести себя, а не постоянно их одергивать, это может вызвать негативную ответную реакцию.

Признаки гиперактивного ребенка

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным. Проявления СДВГ у детей развиваются постепенно. Часто родители не уделяют им должного внимания и обращаются за помощью, когда ребенок попадает в воспитательное заведение уже с явными проблемами.

Обратите внимание: чем позже отмечаются болезненные проявления, тем тяжелее бороться с нарастающими признаками болезни.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:

  • плохой ночной сон – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
  • днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
  • неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
  • игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
  • болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей;

Любой вид деятельности вызывает у ребенка проблемы.

Гиперактивные дети – психологическая характеристика

Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

Итак, возможные симптомы:

  • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
  • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
  • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
  • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

  • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
  • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
  • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
  • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
  • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

Причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания

Повышенная возбудимость часто наблюдается у детей, родители которых сами обладают холерическим складом характера и темперамента. Дети часто просто копируют поведение взрослых в своей семье, в более утрированной и сильной форме.

Если речь идет о СДВГ, то отмечается генетическая предрасположенность передачи этого заболевания.

Обратите внимание: около 30% родителей гиперактивных детей сами в детстве болели этой патологией.

Факторами, провоцирующими развитие гиперактивности могут быть:

Признаки и симптомы

Как диагностировать гиперактивность ребенка, симптомы, и что делать с этим, знает доктор. Специалисты выделяют определенные признаки гиперактивности, которые позволяют определить ее наличие у детей. Когда наблюдается гиперактивность, тогда малыши:

Малыш постоянно что-то роняет

Активный малыш в отличие от гиперактивного просто подвижен, может временами спокойно сидеть, увлеченно заниматься чем-либо, его активность целеустремлена. Он стремится все быстрее понять, усвоить, очень любопытен.

К сведению. Наблюдается адекватная реакция на замечания, свои ошибки малыши стараются не повторять.

Движения осмыслены, вещи малыш может поломать только нечаянно. Всего этого не наблюдается при гиперактивности.

В то же время гиперактивные детки считаются интеллектуально развитыми, хоть для них и характерно отсутствие сосредоточенности, конкретики в делах.

Явный пример непоседы

Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья — магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Причины

Ученые выделяют ряд основных предпосылок к развитию гиперактивности у ребенка:

  • наследственная предрасположенность к заболеванию;
  • родовая травма;
  • прием матерью во время беременности некоторых лекарственных средств;
  • курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков во время беременности;
  • осложнения во время родов: кислородное голодание плода, асфиксия;
  • травмы головы, полученные в первые месяцы и годы жизни;
  • неблагоприятная экологическая обстановка.

На развитие гиперактивности может повлиять один из факторов, а может несколько в комплексе. Конфликты в семье, ссоры между родителями, а также неадекватное отношение родителей к состоянию ребенка может привести к значительному усугублению симптомов гиперактивности.

Как протекает синдром гиперактивности

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным. Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения. Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

К сведению. По статистике мальчики чаще становятся гиперактивными, чем девочки, это объясняется особенностями внутриутробного развития.

Сейчас СДВГ обнаруживается примерно у 10% дошколят. Выделяются следующие виды СДВГ (условно):

  • Только двигательный – ребенок расторможен, не сидит на одном месте, всегда движется (обычно проходит при достижении подросткового возраста).
  • Дефицит внимания – внешне не различим, отсутствует концентрация внимания.
  • Импульсивность – движения резкие, не координированы, малыш не контролирует и не регулирует поведение, некоторые задания выполняет успешно, некоторые нет.

Проблемы социального характера, ведущие к гиперактивности

Все эти виды вместе встречаются очень редко.

Занятия рисованием при помощи смятой бумаги в детском саду

Правила поведения и советы родителям гиперактивных детей

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя.

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место. Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Советы психолога, как успокоить ребенка

Каждый маленький пациент, которого приводят на консультацию к специалисту, индивидуален, поэтому не может быть никаких строгих правил коррекции его поведения. Необходимо учитывать все имеющиеся тонкости характера и условий, окружающих больного. Тем не менее, существуют общие положения, от которых необходимо отталкиваться при воспитательном и лечебном процессе.

Рекомендации родителям, дети которых страдают синдромом ДВГ.

Симптоматика

Гиперактивность — это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

Дефицит внимания — основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

Отвлекаемость — расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т.п.

Импульсивность — это недостаток контроля за своим поведением при определенных требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

  • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
  • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат — часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
  • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда — повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

О детских играх

Игры гиперактивных детей дошкольного возраста должны отталкиваться от двух важных идей.

Первая – игровое время должно служить нормальной эмоциональной и физической разрядкой. Для этого ребенку необходимо достаточное игровое пространство. Игра должна ненавязчиво направляться в конструктивное русло.

Детям более старшего возраста очень полезно занятие спортом. Необходимо правильно определить, каким именно. Одним больше подойдут игровые виды, другим индивидуальные. В обоих случаях должна решаться проблема использования переизбыточного возбуждения, направление его в конструктивное русло и обучение навыкам спортивной дисциплины.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

Важно на этом этапе попасть к грамотному специалисту, который помимо назначенного лечения поможет семье разобраться с осознанием проблемы и необходимостью совместных усилий в лечении. Как это делать написано выше.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение состоит из применения успокаивающих (седативных) средств, препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

О гиперактивности детей рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Лотин Александр, медицинский обозреватель, врач-рентгенолог, нарколог

20, всего, сегодня

(167 голос., средний: 4,68 из 5)

Информация для родителей

Возьмите за правило посещение специалистов, которые оценивали бы, правильность лечения и динамику происходящих изменений в поведении ребёнка. Это поможет своевременно скорректировать ваши действия.

Для детей с гиперактивностью следует подобрать особый рацион питания. Для всех полезно сбалансированное питание, а для сверхактивных деток нужно обогатить пищу продуктами, содержащими Омега-3 жиры, он должен получать комплекс витаминов и минералов, поэтому рацион должен быть разнообразным. И самое главное, учёные доказали прямую связь между потреблением сахара и возбудимостью детей. Сведите к минимуму потребление сладостей.

Делайте конфеты самостоятельно с использованием сухофруктов, орехов с добавлением меда. Можете привлекать к этому процессу ребёнка. Он с удовольствием съест конфету, приготовленную собственноручно. Пусть сахар ребёнок получает из фруктов, исключением являются заводские фруктовые соки. Сок можно приготовить самому, но ребёнку нужно разбавить его напополам с водой. Печенье заменяют крекерами, а если вы решили побаловать ребёнка мороженым, предпочтение отдайте ванильному.

В рационе не должно быть продуктов, способных вызвать аллергию, табу — газированные напитки.


Какого ребенка называют гиперактивным;

Причины и классификация синдрома гиперактивности;

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симтомов;

Практические советы родителям гиперактивного ребенка.

Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.

Какого ребенка называют гиперактивным?

Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.

Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.


Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.

В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:

  • В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
  • В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
  • В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
  • Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.

Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.

Причины и классификация синдрома гиперактивности

Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:

  • Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
  • Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
  • Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.


Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:

Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов

К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.

Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог.


Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности. Например, это может быть:

  • занятия спортом;
  • танцы;
  • боевые искусства;
  • туризм и тому подобное.

Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.

Практические советы родителям гиперактивного ребенка

Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.

Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию.

Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал.

В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.

При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.

А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!


Невроз у детей – это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или длительно существующей психотравмирующей ситуации. К симптомам относятся общие, вегето-сосудистые и невротические нарушения. Последние имеют различную клинику: тики, фобии, капризность, замкнутость или расторможенность. Диагностика основана на сборе жалоб, истории развития заболевания, определении причинного фактора. Дополнительные обследования проводятся для исключения схожих органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические техники.

МКБ-10


  • Причины
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы неврозов у детей
    • Астенический невроз (неврастения)
    • Истерический невроз
    • Невроз навязчивых состояний
    • Депрессивный невроз
    • Системные (малосимптомные) неврозы
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение неврозов у детей
    • Консервативное лечение
    • Психотерапия
    • Физиотерапия
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неврозы — общая проблема для педиатрии и детской психиатрии, так как больной ребенок одновременно страдает физически и эмоционально. Иногда соматическая составляющая настолько сильна, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к возникновению патологий общего характера при нормальном органическом фоне. По данным статистики, доля детских неврозов среди всех нервно-психических заболеваний составляет 45%. Мальчики болеют в 1,5 раза чаще девочек. Пик заболеваемости приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.


Причины

Этиология заболевания многогранна. Считается, что решающее значение в развитии невроза имеет межличностный конфликт ребенка и значимых для него членов семьи. На втором месте находятся школьные разногласия. Провоцирующие факторы неврозов:

  • Социально-психологические: эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в многодетной семье), непоследовательность воспитательного стиля, вредные привычки у родителей, семейные конфликты, перестановка семейных ролей.
  • Социально-культурные: проживание в большом городе, темп жизни, не соответствующий возможностям и потребностям ребенка, сложные отношения в коллективе.
  • Социально-экономические: неполная семья, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, ранний выход матери на работу, раннее помещение ребенка в дошкольное учреждение.
  • Биологические: осложненное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
  • Общеистощающие: хроническая усталость, дефицит сна, умственная и физическая перегрузка (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, невольное участие в аварии, драке).

Патогенез

Патофизиология неврозов имеет несколько этапов. В ответ на действие триггерного фактора происходит сбой процессов торможения или возбуждения в ЦНС. У детей в норме возбуждение превалирует над торможением, потому, обычно наиболее ранний ответ − именно церебральная возбудимость. При запредельном действии раздражителя, который нервная система не в состоянии переносить, следует защитная реакция торможения.

Организм, приспосабливаясь к новым условиям, изменяет психическую реактивность. Включается каскад нарушений неврологического и соматического характера. У ребенка возникает внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и его жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети входят в несвойственные им роли, что приводит к дезорганизации нейропсихической деятельности.

Классификация

Неврозы у детей классифицируют в зависимости от полисимптомности проявлений. Согласно международной номенклатуре, определяют следующие виды:

  1. Общие. В клинике присутствуют различные, в том числе неспецифические проявления. Представители группы — неврастения, истерический, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
  2. Системные. Неврозы, которые имеют ведущий симптом. Включают в себя энурез, энкопрез, заикание, расстройства аппетита и сна.

Симптомы неврозов у детей

Формируется у детей, отличающихся робостью, мнительностью. Часто возникает после длительно текущих инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется расстройствами сна, тревожностью, необоснованными страхами. У больного появляется неадекватная чувствительность к привычным раздражителям: шуму, яркому свету.

Из соматических симптомов отмечаются головные боли, дискомфорт в области сердца, желудочно-кишечные нарушения. Нередко присоединяются вегетативные компоненты: ощущение мурашек, озноб, потливость.

К истерическому неврозу склонны дети с чертами демонстративности, публичности, инфантилизма. В раннем возрасте характерны нарушения физиологических функций (аффективно-респираторные приступы, непроизвольные дефекации и мочеиспускания), падение на пол с криком.

У детей с нормальным речевым развитием появляются симптомы мутизма – отсутствие ответной реакции в диалоге, нежелание вступать в речевой контакт. Для старшего и подросткового возраста типична яркая картина истерики: театральность, выгибание в нефизиологических позах, громкое эмоциональное рыдание. Реже могут возникать судороги, истерическая слепота.

Среди заболевших чаще встречаются дети с повышенной моральной ответственностью. Больные обычно отличаются педантичностью, принципиальностью, дотошностью. Ребенка преследуют навязчивые переживания, фобии, от которых он сам хочет избавиться: боязнь смерти, войны, разлуки с родителями.

Нередко развивается вследствие действия постоянного психотравмирующего фактора в семье. К деперессивному неврозу более склонны подростки, дети в пубертатном возрасте. Ребенок замкнут, желает уединиться, постоянно пребывает в подавленном настроении. Речь становится скудной, лицо – гипомимичным. Характерно снижение физической активности, плохой аппетит, бессонница.

Группа включает ряд заболеваний, которые представлены отдельными проявлениями. Один из видов – тики или тикозные движения. Невроз выглядит как периодические подергивания век, мышц лица, конечностей или туловища в целом. К данной категории также принадлежит потеря контроля над мочеиспусканием (энурез) или испражнениями (энкопрез). Представитель системного невроза — логоневроз, или невротическое заикание, при котором нарушение ритма и плавности речи у детей связано с судорогами речевой мускулатуры.

Осложнения

На фоне нераспознанных неврозов развиваются тяжелые депрессии, нейрогенная анорексия, аффективные расстройства. При подобных осложнениях у детей возможны суицидальные попытки или оконченный суицид. По статистическим подсчетам, 70-75% подростков с попыткой самоубийства имеют психотравмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременного оказания помощи при неврозах последние определяют устойчивые изменения личности и характера. Во взрослой жизни это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у будущих детей.

Диагностика

Постановка диагноза в основном базируется на клинической картине заболевания. Важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителя/родственника. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенок с подозрением на невроз обследуется у детского психиатра. Алгоритм диагностики:

  • Первичная консультация. Родители предъявляют жалобы на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасничанье. Из общих симптомов возможны нарушение сердцебиения, дискомфорт в груди, животе.
  • Инструментальные обследования. ЭКГ не выявляет патологии. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
  • Осмотр смежных специалистов. Исходя из характера жалоб, могут понадобиться консультации детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не обнаруживают у детей данных за органическую патологию.

Лечение неврозов у детей

Большинство детей проходят терапию амбулаторно. Госпитализации подлежат пациенты с тяжелыми формами истерического невроза. Цель лечения — регресс симптомов или достижение длительной ремиссии. Схема лечения комплексная, направлена на физическое и психологическое восстановление. Для получения результата обязательно исключить фактор или среду, которые провоцируют заболевание.

Из режимных мероприятий рекомендуется наладить оптимальное соотношение активности и отдыха, полноценное регулярное питание. На старте лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает:

  • транквилизаторы небензодиазепинового ряда: мебикар, гидроксизин;
  • седативные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, мелиссу, мяту;
  • нейролептики, преимущественно галоперидол;
  • психостимуляторы из группы метилфенидата;
  • ноотропы на основе аминофенилмасляной кислоты;
  • поливитаминные комплексы.

Психотерапевтические методики занимают ведущее место в лечении неврозов у детей. На протяжении курса требуется поднять самооценку ребенка, сформировать чувство полноценности, снизить уровень тревожности. Психотерапия проводится в двух формах — индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей — семейная терапия, представляет собой работу со всеми участниками конфликта, направлена на коррекцию психотравмирующей составляющей внутри семьи.

Применение физиолечения позволяет сократить курс медикаментозной нагрузки, снизить дозу препаратов до минимально эффективной. Различные техники ЛФК применяются с расслабляющей или тонизирующей целью. Проводится электрофорез воротниковой зоны с седативными или сосудистыми средствами. Из водных процедур при неврозе используются душ Шарко, хвойные ванны, ножные ванны. Также назначается массаж спины, шеи, конечностей.

Прогноз и профилактика

Невроз у детей — состояние обратимое, при своевременно начатом лечении прогноз для выздоровления благоприятен. К профилактическим мероприятиям относятся соблюдение режима сна и бодрствования, адекватные физические и эмоциональные нагрузки, соответствующие возрасту, темпераменту и возможностям ребенка. В предупреждении детской психотравмы большая роль принадлежит семье — важен комфортный климат и правильные расстановки ролей в отношениях.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.