Заикание как системный невроз

Ранее нами уже указывалось, что заикание в его наиболее распро­страненной форме определяется как дискоординационное речевое расст­ройство в виде системного речедвигательного невроза.

общего срыва высшей нервной деятельности, и, с другой стороны, в практической работе мы не встречаемся с клиническими картинами неврозов, при которых все их проявления исчерпывались бы симптомами расстройства одной лишь функциональной системы. Видимо, поэтому ИМ. Аптер несколь­ко позднее (1964) подчеркивал, что системный невроз — это понятие динамическое. Психогенное расстройство, возникнув вначале как системное, затем перерастает в общий невроз (точно так же, как в картине общего не­вроза в процессе заболевания более четко выявляется расстройство одной ка­кой-либо системы). Большинством отечественных специалистов в области не­врозов системный невроз в качестве самостоятельной формы не выделяется. Эти нарушения рассматриваются в качестве синдромов общего невроза (Т.К. Ушаков, 1972; АМ. Свядощ, 1982; БД Карвасарский, 1990 и др.).

Вместе с тем, подчеркивая сходство заикания с профессиональными дискинезиями, поскольку и здесь судороги наступают лишь при осуще­ствлении определенной группой мышц только функции громкой речи, в то время как выполнение различных неречевых движений происходит совершенно свободно, Б.Д. Карвасарский (1990) вслед за С.Н. Давиде-нковым (1963) полагает, что, будучи синдромом многих заболеваний, заикание может выступать также как системный речедвигательный не­вроз, обусловленный преимущественно психогенными факторами.

Вопрос об отнесении заикания к той или иной классификационной категории получил развитие в связи с успехами онтогенетических иссле­дований в психоневрологии (В.В. Ковалев, 1979 и др.).

В детском возрасте, особенно у детей младшего возраста, элементарные соматовегетативные и двигательные расстройства встречаются значительно чаще, чем собственно психические нарушения, прежде всего эмоционального характера. И хотя эмоциональные нарушения в том или ином виде всегда входят в структуру невротических реакций и состояний, однако в силу их малой дифференцированности и рудиментарности они часто находятся на втором плане и не определяют клинической картины психогении.

На этом основании еще Г.Е. Сухарева (1959) преобладание двигатель­ных, в том числе речедвигательных нарушений при неврозах у детей считает характерным (в отличие от следующих возрастных групп), что обусловлено преобладающей ролью у детей психомоторного уровня реагирования. Это давало основание Г.Е. Сухаревой рассматривать заикание на ранних этапах возникновения и развития в качестве почти изолированного или доминирующего моносимптомного нарушения.

Сегодня, вслед за В.Н. Мясищевым (1960), мы, конечно, хорошо понимаем, что и в случае этого моносимптомного нарушения речевой функции, так же как и при других системных невротических расстройствах в целом, речь идет не о функции, понимаемой в локальном плане, а о многоуровневой, сложно рефлекторно обусловленной системной деятель­ности в трактовке ПК. Анохина (1962, 1970) и АР. Лурия (1969, 1973).

В работах Г.Е. Сухаревой, В.В. Ковалева, в развиваемых ими пред-

ставлениях о системных нарушениях у детей содержится ряд поло­жений, существенных для понимания природы системного речедвига-тельного невроза. Это прежде всего подчеркивание ими того факта, что в этиологии системных неврозов у детей причинными факторами чаще всего являются психические травмы шокового и субшокового характе­ра, сопровождающиеся испугом. Гораздо реже системные невротические расстройства у детей возникают под влиянием длительной психот-равмирующей ситуации конфликтогенного характера, что требует более развитой системы личностных отношений.

Таким образом, существует достаточно оснований рассматривать заикание во многих случаях как системный речедвигательный невроз. Возникнув по одному из указанных механизмов, будучи многофакторно обусловленным, расстройство речи приобретает различный клинический характер в зависимости от соотношения в его этиопатогенезе многооб­разных этиологических условий и факторов.

ющего, как правило, в наиболее ответственном периоде формирования этих отношений, как показали наши данные, сами отношения личности в различные периоды жизни больного с заиканием, несомненно, высту­пают в качестве патогенетических факторов заболевания. Они могут способствовать компенсации речевого дефекта либо приводить к выра­женной декомпенсации болезни, включая нарастание речевого дефекта.

Учитывая значение нарушений отношений личности в формировании и течении заикания, в связи с задачами диагностики и патогенетического обоснования комплексной логотерапии нами предло­жена классификация больных с заиканием, в которой наряду с прояв­лениями собственно речевой патологии принимается во внимание сте­пень дезорганизации отношений личности (клинико-психологические и экспериментальные исследования приведены в главе 5).

Изучение нашего материала показало, что среди пациентов нередко встречаются лица, у которых даже несильное заикание, почти незамет­ное для окружающих, может вызывать тяжелые переживания, уход в болезнь, отказ от работы и учебы. В связи с этим заключение о тя­жести заболевания лишь по одному его внешнему (моторному) призна­ку, как правило, оказывается недостаточным, так как при наличии не­значительно выраженных судорог у этих больных выявляется тяжелая декомпенсация за счет невротического компонента, обусловленного осо­бенностями личности и ее отношением к речевому дефекту.

Проведенный клинико-психологический анализ 229 больных позволил выделить три группы взрослых пациентов, страдающих заиканием. При их группировке учитывались как особенности моторных нарушений, так и степень выраженности эмоциональных расстройств.

Первую группу составили 49 больных в возрасте от 16 до 50 лет. Среди них было 36 мужчин и 13 женщин. По тяжести заболевания они распре­делились следующим образом: с тяжелой степенью заикания — 28, средней — 20, легкой — 1. Таким образом, почти у всех больных этой группы отмечалась тяжелая и средняя степень заикания, которое нередко проявля­лось в выраженных судорогах артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата с сопутствующими движениями рук, ног, туловища * головы. Речь часто была нарушена при произнесении фраз шепотом, при чтении и т. д. По характеру судорог в описываемой группе наблюдались больные с клоио-тоническими и тоно-клоническими судорогами. Несмотря на различную сте­пень заикания, его форму и тип судорог, невротический компонент, в целом характерный для взрослых больных, в рассматриваемой группе был не­значительно выражен или даже отсутствовал. Это не означает, что речь больных не сопровождалась известным волнением, а в отдельных наблю­дениях и страхом, однако они могли его преодолеть Для характеристики больных важными оказались результаты клинического исследования.

В структуре личности больных 1-й группы не было отмечено стойких невротических нарушений. По характеру они были активными, с достаточно широкими социальными связями. Отношения этих боль­ных к себе и окружающей действительности не были нарушены. Изу­чение историй жизни больных показало, что все они смогли получить образование, приобрести профессию, были активны на производстве и в общественной жизни, не испытывали значительных трудностей и в уст­ройстве личной жизни, следовательно, у больных этой группы речевой дефект существенным образом не влиял на становление их личностного и социального статуса.

собственно моторных нарушений (судорожного синдрома). Необходимо также учитывать степень невротических расстройств.

Разработанная с позиций психологии отношений, изложенная классификация оказывается полезной для определения истинной тяжести заикания, выбора адекватной терапии и прогнозирования ее эффективности.


Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?


Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.


Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.


Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.


Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:


  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Сразу хочу сказать, чего делать не нужно, если ребенок начал заикаться. Многие родители при возникновении заикания ждут, что пройдет само. Этого делать нельзя, т.к. заикание закрепляется. Также нельзя ограничиваться только посещением невролога (невролог при заикании обычно назначает магний B6, фенибут и пантогам; в 99% случаев они, к сожалению, не помогут, и только в 1% заикание снимется за счет плацебо). Это не значит, что к неврологу идти не надо. Надо! К грамотному неврологу, который назначит обследования и подберет терапию.

    Еще многие идут к остеопату. Это не прямое показание, но хуже не будет (может улучшиться кровообращение и уйти тревога за счет грамотной коммуникации доктора).

    Что же такое заикание и что важно понимать о нем?

    • Заикание — это нейромоторная дискоординация в работе различных отделов речевого аппарата (нарушение идет на уровне ЦНС);
    • Также это системный судорожный речедвигательный невроз (задействована вся речевая система + имеется мощный психологический компонент на уровне патологии);
    • Заикание возникает только в ситуации общения (во внутренней речи или наедине с собой, как правило, отсутствует).

    Чаще всего заикание возникает в возрасте активного формирования речи, с 2 до 6 лет после агрессивного воздействия стресса на психику (например, испуг).

    Запинки (иногда их называют судороги) могут быть локализованы по-разному: артикуляторный аппарат (губы, язык), голосовой аппарат, гортань, дыхательный отдел. Могут быть смешанными. По характеру они могут быть клоническими (выражаются в многократном повторении первого слога) и тоническими (выражаются в длительном напряжении мышц, гримасе на лице, иногда в добавлении гласных в начале слова).

    В настоящее время нет единой и исчерпывающей теории возникновения заикания, но мне очень нравится теория доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, подтвержденная 3-годичным экспериментом.

    Известно, что наиболее часто заикание возникает у леворуких мальчиков. Также среди заикающихся есть амбидекстры и люди-правши с активным правым полушарием (скрытое левшество).

    Напомню, что речь локализована в левом полушарии (восприятие и моторная сторона), а ритмы, интонации, мелодика, музыкальность – в правом. Поэтому в осуществлении речевого акта оба полушария взаимодействуют между собой. В стихотворной речи есть отчетливый ритмический рисунок (кстати, при пении и проговаривании стихов практически нет заикания). В данном случае активно правое полушарие.

    В прозаической речи нет очевидного внешнего ритма, преобладает деление речи на смысловые отрезки (синтагмы). Паузами выделяются именно смысловые кусочки. Внутренний ритм синтагмы состоит в чередовании ударных и безударных слогов, и он постоянно меняется. Поэтому при прозаической речи нужно не только осуществлять речевое программирование, но и подавлять инерцию ритмической артикуляции (левое полушарие доминирует над правым).

    Таким образом, если правое полушарие является гиперактивным, то возникает полушарный конфликт, который усиливается в моменты тревоги и волнения.

    Технически каждая половина нашего тела иннервируется противоположным полушарием. И для гармоничной речи артикуляторный аппарат, гортань и дыхательные мышцы должны получать одинаковые управляющие импульсы. Но импульс от коры приходит разный по интенсивности, и ядра черепно-мозговых нервов не способны его полностью выровнять, поэтому мы получаем на выходе клоническую или тоническую судорогу.

    С учетом этих знаний в коррекции необходимо использовать такие методики, как ритмизацию речи (по сути, это выведение внутреннего ритма во внешний план и постепенное его сворачивание; такой подход используют в Центре патологии речи), а также обучение ребенка правильному делению речи на смысловые отрезки и телесно-ориентированную маркировку синтагм при говорении (движения пальцами). В качестве дополнения логопеды используют отработку речевого дыхания, голосоподачи.

    С детьми при заикании также практически всегда необходима работа психолога. В нашем центре используется песочная терапия и консультирование родителей. Очень часто встречается проблема перфекционизма, повышенной планки по отношению к ребенку у родителей, подавленная агрессия у ребенка и еще много чего, что создает тот самый стресс, который служит спусковым крючком.

    В заключение скажу, что самая сложная для коррекции форма – это органическое заикание, когда дискоординация обусловлена уже иным механизмом, а именно дисфункцией на уровне базальных ганглиев, которые уже отвечают за слаженность работы моторики на непроизвольном уровне, но таких случаев встречается очень мало.

    Невротическое заикание, называемое также логоневрозом, представляет собой обусловленную психологическим фактором форму нарушения речевых функций. Выражается данное нарушение изменением речевого ритма, возникновением повторов и запинок. Невротическое заикание характеризуется судорожным синдромом тонического и тоникоклонического типа в области артикуляционной и дыхательно-вокальной мускулатуры. Оно входит в разряд неврозов, так как оно тесно связано с травмами психики. Логоневроз встречается, в основном, в детском возрасте, чаще всего ему подвержены дети 4-5 лет. При этом основную массу пациентов с заиканием составляют представители мужского пола.


    Этиология заболевания

    Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

    В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

    Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

    Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.


    Причины развития у детей

    Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

    Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

    Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

    1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
    2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
    3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
    4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
    5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
    6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.


    Симптомы и поведение

    Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.


    Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

    Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

    Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

    Закрепление заикания

    Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

    • невроз депрессивного типа;
    • нарушение сна;
    • астения;
    • неврастения;
    • истерия;
    • фобии;
    • энурез;
    • ипохондрия.

    Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.


    Характер течения болезни

    Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта. В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения. Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

    Диагностика

    Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют. Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

    Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

    Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.


    1. Электроэнцефалография.
    2. Эхоэнцефалография.
    3. Реоэнцефалография.
    4. Магнитно-резонансная томография.
    5. Компьютерная томография.

    Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

    Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

    Лечение невротического заикания

    Как правило, лечение логоневроза предполагает комплексный подход и работу нескольких специалистов, включая невролога, логопеда, психотерапевта и психолога. Для коррекции заикания проводятся логопедические занятия на регулярной основе. Однако без исключения из жизни пациента ситуации, травмирующей психику, занятия с логопедом не дадут результата.

    Методы психотерапии

    Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

    • психоанализ;
    • психокоррекция;
    • арт-терапия;
    • психологические тренинги;
    • психотерапия.

    Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.


    Помощь невролога

    Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

    • антидепрессанты;
    • седативные средства;
    • транквилизаторы;
    • нейролептики.

    Рефлексотерапия и применение электросна

    Кроме того, специалист может назначить рефлексотерапию и применение электросна. К лечению логоневроза могут быть подключены нестандартные терапевтические методы, такие как социореабилитация, БОС-терапия, гипнотерапия. Лечение заикания может занять довольно много времени и потребовать усилий не только от самого пациента, но и от его близких.

    Мы рассмотрели характеристику невротической формы заикания.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.