Заикание при неврозе у подростков


Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?


Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.


Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.


Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.


Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:


  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Сложные отклонения речи у детей называют логоневрозом или заиканием. Патология связана с психогенными факторами и физиологическим развитием. Характеризуется нарушениями целостности произносимой речи и ее плавности. Проявляется патология многократным повторением согласных звуков, паузами, нерешительностью в речи.

    Причины патологии речи

    Наиболее распространенные причины заикания у детей:

    • гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
    • синдром постстресса;
    • факторы генетики;
    • травма ЦНС при рождении;
    • реакции судорожные;
    • травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
    • нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
    • наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
    • психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).


    Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте

    Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.

    Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.

    Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов. В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин. днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.

    Важно понимать, что заикание не появляется без причины. Сложности могут наблюдаться только в определенных ситуациях, когда малыш чувствует себя некомфортно.

    На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.

    Терапия для детей

    Для избавления от проблемы существует масса методов. Их подберут невролог и логопед. Обычно для малыша 4 лет исцеление базируется на комплексе мероприятий:

    • коррекция речи логопедом;
    • контроль дыхания;
    • массаж;
    • использование компьютеризованных программ коррекции речи;
    • медикаментозное лечение;
    • работа родителей.

    Логопедическая работа с заикающимися детьми направлена на освобождение речи от напряжения. Этому способствует ежедневная артикуляционная гимнастика. Проводят ее перед небольшим зеркальцем. У малышей артикуляционный аппарат работает недостаточно слаженно. Им изначально сложно поднимать язык к небу, сворачивать его трубочкой, т. е. необходимо разработать мышечную систему. Цель заключается в постановке правильной уверенной артикуляции, плавной, ритмичной речи. После гимнастических упражнений можно переходить к более сложным заданиям — постановке звуков.

    До 5 лет звуки детям не ставят. Логопедические методы лечения заикания больше направлены на работу с артикуляцией, разработку мелкой моторики, развитие дыхательной системы и познание окружающего мира. Особенно важно правильное дыхание, когда лечится заикание у трехлетних детей, в анамнезе которых просматривается раннее развитие связной речи. Для пятилетних малышей разрабатываются специальные упражнения, направленные на развитие устной речи, общение с окружающими. По мере возрастания речевой самостоятельности ребенка упражнения усложняют.

    Логопедическая коррекция — эффективный способ лечения заикания

    Система упражнений подбирается по возрастным особенностям малыша. Цель — разработать диафрагму и ввести ее в процесс речеобразования, что позволит сделать подвижнее связки. В процессе речи, они будут полностью смыкаться. Дыхательные упражнения для ребенка часто дополняют различными методиками релаксации.

    Малышам обычно предлагают надувать воздушные шары, мыльные пузыри. Хорошим вариантом будет посещение бассейна. Там учат правильному дыханию и различным упражнениям, развивающим диафрагму.

    Физиолечение при заикании у детей базируется на массаже. Точечные виды позволяют воздействовать на плохо функционирующие нервные рецепторы посредством механического раздражения чувствительных точек на теле. Результат может быть заметен уже после первого сеанса массажа.

    Помочь ребенку быстрее справиться с заиканием способны специально разработанные программы, синхронизирующие центры речи и слуха. Произнося слова и фразы в микрофон, ребенок слышит свою речь через наушники уже измененной. Программа задерживает слова на доли секунды.

    Со временем малыш подстраивает свою речь под машинную. При помощи этой программы можно прорабатывать реальные жизненные ситуации, в которых возникает яркая симптоматика логоневроза: гнев, сожаление, недовольство. Программа дает собственную оценку тому, как пациент справился, и подсказывает, что нужно откорректировать. Метод является прекрасным дополнением, когда логопедические занятия у школьников не дают желаемого эффекта.

    Лекарство от заикания у детей применяется в качестве дополнительного метода. Обычно используются препараты, улучшающие работу мозга, снижающие возбуждение ЦНС и повышающие иммунитет. Гомеопатические средства прописывают для улучшения сна и повышения общей сопротивляемости организма. Их подбирают в индивидуальном порядке, если у малыша нет аллергии на травы.


    Гомеопатические средства назначаются детям для повышения иммунитета и улучшения сна

    • нарушения сна;
    • астения;
    • тики нервные;
    • энурез;
    • фобии.

    Коррекция заикания у детей младшего дошкольного возраста начинается с улучшения психогенной обстановки. Во многом это зависит от родителей. С них ребенок берет пример. Перед малышом нельзя ругаться. Категорически запрещается закрывать его в комнате, выключать свет на ночь, если он этого боится, и стыдить за речь, страх и др. недостатки.

    Методика исправления заикания у детей будет неэффективной, если родители этому не будут способствовать.

    Перед малышом говорить нужно правильно, четко и внятно. Никакого сюсюканья и уменьшительно-ласкательных названий предметов. Важно не только самим соблюдать эти правила, но и приучить к этому остальных взрослых, общающихся с ребенком. Работа с детьми на всех уровнях позволяет не дать болезни перейти в хроническую форму и избежать появления рецидивов в подростковом и взрослом возрасте.

    Лечение заикания у подростков

    Даже если вам удалось вылечить логоневроз (заикание) у ребенка, от рецидивов застраховаться тяжело. Первый обычно наблюдается в возрасте 6–7 лет, когда ребенок идет в школу. Незнакомая обстановка, новый коллектив, некомфортные ощущения и неуверенность в себе являются пусковыми моментами в проявлении повторной симптоматики заикания. Коррекция заикания у младших (6–8 лет) школьников проводится у психолога, логопеда. Обязательно нужно поставить в известность учителя и проконсультировать его, как вести себя с учеником.

    Следующий рецидив может произойти в возрасте 10–17 лет. В этот момент начинается активная перестройка организма, появляются социальные проблемы, формируется определенное восприятие мира и своего места в нем.

    Как борются с заиканием у подростков:

    • проводится работа с психологическим состоянием;
    • избавиться от заикания подростку поможет медикаментозное лечение не в качестве вспомогательного метода;
    • работают с иммунной системой (соблюдают режим сна, составляют полноценный рацион, применяют умеренные физнагрузки).

    Лечение заикания у подростков нацелено на повышение самооценки.

    В 16 лет подросток уже самостоятельно может корректировать себя и свое поведение, главное — активно работать с ним в этом направлении. Если ребенок заикается в подростковом возрасте, изучите с ним практикум, который поможет справиться с волнением в стрессовой ситуации:

    • речь должна быть плавной;
    • концентрация на дыхании необходима;
    • слово, вызывающее сложности, заменяется на синоним, можно сделать паузу и произнести его после вздоха; представление зоны комфорта в неспокойной ситуации необходимо для расслабления.

    Лечить заикание у подростков принято разными способами. Найдите для ребенка занятие, которое ему нравится. Перед важными выступлениями он должен репетировать свою речь дома с родными, когда психологический фон для него комфортен. Чем больше он будет практиковаться, тем увереннее себя почувствует. Главное, чтобы подросток не чувствовал себя ущербным и не замыкался в себе. Для этого обязательно пообщайтесь с психологом и подберите правильную тактику действий.

    Заключение

    Методики лечения заикания у подростков и детей заключаются в улучшении психологической ситуации, коррекции речи, повышении иммунитета. Чтобы избавиться от проблемы, нужно больше читать ему, проводить артикуляционную гимнастику, делать массажи и принимать препараты, способствующие улучшению кровообращения в мозговых центрах.


    1. Логоневроз у детей: общая информация
    2. Патогенез заболевания
    3. Причины патологии
    4. Лечение речевого невроза
    5. Работа с патологией в домашних условиях


    Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

    Логоневроз у детей: общая информация

    Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды. Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря. В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

    Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженности.

    Патогенез заболевания

    Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

    Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

    • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
    • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

    Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

    Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

    • тремор челюсти;
    • частое моргание;
    • тонус лицевых мышц;
    • нарушение дыхательного ритма.

    Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

    Причины патологии

    К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

    • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
    • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
    • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
    • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
    • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
    • влияние внешних негативных факторов;
    • задержка речевого развития, дефекты произношения.

    Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

    Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.


    Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

    Лечение речевого невроза

    Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не имеют доказанной терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

    Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

    Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

    Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

    Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

    • Дыхательная гимнастика. В ходе занятий осуществляется положительное воздействие на диафрагму и голосовые связки. В результате голос малыша и его речь становятся более свободными, связки – эластичными. Все дыхательные упражнения начинаются и заканчиваются релаксационными заданиями.
    • Акупунктурный массаж. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и речевую регуляцию.
    • Компьютерные программы. Разработаны для обеспечения слаженной работы центров речи и слуха. В ходе занятий ребенку предлагают произносить отдельные слова или фразы в микрофон, а затем прослушивать их. Таким образом пациент слышит свою речь со стороны и подстраивается под нее. Результатом такой работы будет улучшение темпа, плавности речи и ее непрерывность.

    При своевременном и комплексном подходе к коррекции логоневроза более чем 60% детей выздоравливают полностью в течение двух лет с начала патологических проявлений. У остальных пациентов речевой дефект устраняется к подростковому возрасту.

    Если же начать активную терапию не ранее чем через пять лет после появления проблемы, то шансы на полное выздоровление уменьшаются до 18%.

    Работа с патологией в домашних условиях

    Чтобы создать максимально благоприятную среду для выздоровления, родителям следует выполнить следующие рекомендации:

    1. Ввести режим сна и бодрствования. Ребенку нужно достаточное количество времени на отдых. Перед сном исключить, а в течение дня минимизировать просмотр телевизора, игры с гаджетами.
    2. Придерживаться единого стиля воспитания. Следует отказаться от жестких наказаний, установить границы допустимого поведения и четко придерживаться их.
    3. Относиться к речевому дефекту снисходительно, не ругать за ошибки, не исправлять, не одергивать, не афишировать проблему при посторонних людях.
    4. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Повысить его значимость в семье и самооценку.
    5. По возможности исключить воздействие любых психотравмирующих факторов как внутри семьи, так и за ее пределами.

    Спокойствие, любовь и забота способны помочь ребенку справиться с речевым неврозом. Слаженная работа родителей и специалистов многократно увеличивает шанс на полное выздоровление.

    Невротическое заикание, называемое также логоневрозом, представляет собой обусловленную психологическим фактором форму нарушения речевых функций. Выражается данное нарушение изменением речевого ритма, возникновением повторов и запинок. Невротическое заикание характеризуется судорожным синдромом тонического и тоникоклонического типа в области артикуляционной и дыхательно-вокальной мускулатуры. Оно входит в разряд неврозов, так как оно тесно связано с травмами психики. Логоневроз встречается, в основном, в детском возрасте, чаще всего ему подвержены дети 4-5 лет. При этом основную массу пациентов с заиканием составляют представители мужского пола.


    Этиология заболевания

    Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

    В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

    Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

    Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.


    Причины развития у детей

    Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

    Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

    Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

    1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
    2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
    3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
    4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
    5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
    6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.


    Симптомы и поведение

    Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.


    Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

    Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

    Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

    Закрепление заикания

    Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

    • невроз депрессивного типа;
    • нарушение сна;
    • астения;
    • неврастения;
    • истерия;
    • фобии;
    • энурез;
    • ипохондрия.

    Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.


    Характер течения болезни

    Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта. В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения. Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

    Диагностика

    Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют. Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

    Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

    Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.


    1. Электроэнцефалография.
    2. Эхоэнцефалография.
    3. Реоэнцефалография.
    4. Магнитно-резонансная томография.
    5. Компьютерная томография.

    Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

    Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

    Лечение невротического заикания

    Как правило, лечение логоневроза предполагает комплексный подход и работу нескольких специалистов, включая невролога, логопеда, психотерапевта и психолога. Для коррекции заикания проводятся логопедические занятия на регулярной основе. Однако без исключения из жизни пациента ситуации, травмирующей психику, занятия с логопедом не дадут результата.

    Методы психотерапии

    Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

    • психоанализ;
    • психокоррекция;
    • арт-терапия;
    • психологические тренинги;
    • психотерапия.

    Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.


    Помощь невролога

    Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

    • антидепрессанты;
    • седативные средства;
    • транквилизаторы;
    • нейролептики.

    Рефлексотерапия и применение электросна

    Кроме того, специалист может назначить рефлексотерапию и применение электросна. К лечению логоневроза могут быть подключены нестандартные терапевтические методы, такие как социореабилитация, БОС-терапия, гипнотерапия. Лечение заикания может занять довольно много времени и потребовать усилий не только от самого пациента, но и от его близких.

    Мы рассмотрели характеристику невротической формы заикания.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.