Зигмунд фрейд влечение и неврозы

Плохое отношение к ребенку — лучшее условие для формирования невроза

Зигмунд Фрейд утверждал, что в раннем детском возрасте — обычно в первые три года жизни и не позже пятого года — у ребенка появляется ряд влечений, которые не кажутся ему недозволенными или запретными.


Эти влечения носят сексуальный характер. Например:

— половое влечение девочки к отцу, мальчика к матери (эдипов комплекс);

— аутоэротические влечения (мастурбация, нарциссизм и др.);

— гомосексуальные влечения и т. п.

В процессе воспитания ребенок, по мнению Фрейда, узнает о запретности всех этих влечений, и они подавляются. Даже сама мысль об их существовании становится недопустимой, неприемлемой из-за несовместимости ее с высшими понятиями о приличии. Она не допускается до сознания, вытесняется в "бессознательное" и подвергается амнезии. Силы, ведущие к подавлению этих влечений, недопущению их отражения в сознании, Фрейд обозначил термином "цензура", а сам процесс подавления — "вытеснением". Переживания, которые оказались вытесненными в "бессознательное", получили название "комплексов". Если последующие переживания усилят эти комплексы, тогда, по мнению Фрейда, могут возникнуть такие заболевания, как неврозы.

В норме энергия вытесняемого сексуального влечения по Фрейдy переводится (сублимируется) в допускаемые "цензурой" виды деятельности, например, занятие благотворительностью, искусством, наукой, религией. Если же этот процесс оказывается нарушенным, то аффективно заряженные комплексы могут оторваться от первоначально породивших их переживаний и присоединиться к каким-либо, до того нейтральным представлениям или психическим актам, находя в них свое символическое выражение.

Комплексные представления, связанные с мужским половым органом могут обнаружиться в сознании в виде:

— страха перед змеей, ставшей символом представления об этом органе;

— вытесненного "аутоэротического комплекса" и связанной с ним повышенной любви к себе. Это может привести, при попадании в военную обстановку, к возникновению "военного невроза" с чувством страха за свою жизнь;

— скрытых "гомосексуальных комплексов", приводящих к тяжелому хроническому алкоголизму.

В результате могут возникнуть явления навязчивости, какой-либо истерический симптом или патологическое влечение. Случаи, когда "вытесненный комплекс присоединяется к симптому соматическому", обозначаются Фрейдом термином "конверсия" ("конверсионная истерия"). Таким образом, причина болезни, по Фрейдy, таится в комплексных переживаниях, возникших в раннем детском возрасте. Она долго может оставаться скрытой. Например, чувство отвращения, возникшее в связи с половым влечением к отцу, может не обнаруживаться долгие годы.

Во время неудачного замужества подавляемое чувство отвращения к мужу может усилить влечение к отцу и привести к появлению истерической рвоты, символически отражающей отвращение. Исходя из данной теории, Фрейд предложил свой метод лечения неврозов — психоанализ, основанный на восстановлении в памяти ("вскрытии") сексуальных переживаний детского возраста (инфантильно-сексуальных комплексов), якобы являющихся причиной неврозов. Для выявления этих комплексов высказывания больного (свободные ассоциации, воспоминания, сновидения) подвергаются специальному истолкованию при помощи кода сексуальной символики, разработанного Фрейдом. В своих работах Фрейд показал влияние "бессознательного" на психическую деятельность в норме и патологии, раскрыл механизм этого влияния:

— сублимация;
— вытеснение;
— конверсия;
— формирование "комплексов";
— психологическая защита;
— бегство в болезнь.

Он выдвинул принцип аналитической, каузальной терапии. Один из ближайших учеников Фрейдa — венский психиатр Адлер, отрицая роль полового влечения в этиологии неврозов, полагал, что в основе их лежит конфликт между стремлением

к могуществу и чувством собственной неполноценности (конфликт влечений "Я" по Фрейдy). Ребенку, по Адлеру, свойственно, с одной стороны, стремление к власти, с другой — чувство своей неполноценности, которое он пытается изжить разными способами: то прямым протестом, грубостью, упрямством, то послушанием, прилежанием — и таким образом завоевать признание окружающих. Характерно при этом и стремление к "сверхкомпенсации": заикающийся Демосфен становится великим оратором, нуждающийся в самоутверждении мужского достоинства — Дон Жуаном, стремящимся ко все новым и новым победам над женщинами. Невроз, по мнению Адлера, не болезнь, а лишь определенный способ изжития чувства собственной неполноценности и завоевания положения в обществе.

Невроз — это способ решения внутренних проблем человека

Критикуя ряд положений Фрейдa и его последователей, С. Homey (1966) основную роль в патогенезе неврозов видит не в сексуальных конфликтах, а в дефиците родительской любви.

Любовь ко мне — это основное условие для здоровья моих нервов!

Последний, по ее мнению, вызывает у ребенка внутреннюю тревогу и влияет на последующее формирование личности. Большое значение ею придается противоречиям между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения, а также отношениям личности с окружающими лицами.

H.Sul.Ivan (1953), как и С.Нотеу (1950), усматривает истоки конфликтов, лежащих в основе неврозов, в межличностных отношениях матери и ребенка, но при этом подчеркивает, что отношения эти могут породить такие невротические проявления, как, например:

— повышенную боязливость;
— страхи;
— агрессивность;

В основе неврозов, по В.Н.Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

Отсюда, при построении патогенетической психотерапии Мясищев рекомендует стремиться не только помочь больному осознать связь психотравмирующих событий с системой особо значимых для него отношений, но и изменить эту систему в целом — перестроить отношение больного к окружающему, корректировать его жизненные позиции и установки.

Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье

Благодаря изменению отношения с "горячего" на "холодное" к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

Итак, хотя в результате проведенных исследований удалось вскрыть многие стороны патогенеза неврозов, внутриклеточные, биохимические, молекулярные изменения, лежащие в основе болезни, остались до сих пор нераскрытыми. Это — задача будущего.

Серия: "Психологические технологии"

Как и следует из названия книги, в ней собраны работы З. Фрейда, посвященные исследованию одного из основных предметов психоанализа - неврозов, которые ученый рассматривает как результат конфликта между различными частями психики. Поскольку конфликт этот, в трактовке Фрейда, связан с невозможностью реализации бессознательныхвлечений и вытеснением их из сознания в бессознательное либо замещением объекта или потребности (из-за чего и возникает невроз), логичным показалось включить в сборник наиболее яркие работы ученого о природе и эволюции влечений. Научные, технические, социальные и сексуальные революции обострили чувствительность нервной системы современного человека и увеличили вероятность его невротической реакции на многие события. Вероятно, поэтому интерес к теории неврозов Фрейда не иссякает и сегодня.

Издательство: "Академический Проект" (2007)

Формат: 84x108/32, 240 стр.

Зигмунд Фрейд

Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор (Příbor), Чехия), улица Замечницкая (Zámečnická ulice), дом 117

Лондон, Maresfield Gardens 20

Зи́гмунд Фрейд (нем. Sigmund FreudЗигмунд Фройд, полное имя: Сигизмунд Шломо Фрейд; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор,Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Зигмунд Фрейд родился в семье галицийских евреев. Его отцу, Якову, был 41 год, он имел двух детей от предыдущего брака. Матери Зигмунда, Амалии Натансон, третьей жене Якова, был 21 год.

Большую часть своей жизни Фрейд прожил в Вене. В 17 лет закончил гимназию с отличием, осенью 1873 года поступил в Венский университет. В марте 1876 года Фрейд под руководством профессора Карла Клауса исследовал половую жизнь угря. В частности изучал наличие семенников у самца угря. Это была его первая научная работа.

Содержание

Рождение психоанализа

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.


Метод свободных ассоциаций


В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тем не менее при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно не представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания. Позже, он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном, во время лечения, действуют две силы — одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой — сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание. Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым, в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

Теория сновидений


Толкование сновидений есть Via Regia [царская дорога] к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений.

Основные положения теории сновидений Фрейда:

  • Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.
  • Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
  • Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему эти раздражители (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы, не связанные по содержанию с внешними или соматическими раздражителями.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявлявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний:

22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзину вишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получит несколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Герман съел все вишни.

или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Но сновидения далеко не всегда воплощают исполнение желаний в такой явной форме, как детские и простейшие взрослые сновидения. Обычно желания воплощаются в сновидении в настолько искажённом виде, что требуется применение специальных психоаналитических приёмов для того, чтобы выявить эти желания в сновидении.

Дело в том, что скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

  1. превращение мыслей в зрительные образы;
  2. сгущение;
  3. смещение;
  4. вторичная обработка.

Следующие два превращения скрытого сновидения осуществляются цензурой сновидения. Та же самая инстанция, которая днём не пропускает этически, эстетически или социально неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости.

Первый механизм цензуры — сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе.

Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различных лиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершает какое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо — Г.

Кроме того, некоторые из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении. Это также относится к действию сгущения в широком смысле этого термина.

Второй механизм цензуры — смещение. Работа этого механизма выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком.

Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определенную, знакомую ему) даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первой пришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой даме предпочтение (Vorzug).

Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяет слово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: брат ограничивает себя (schränkt sich ein).

Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.

Четвёртое превращение, претерпеваемое скрытым сновидением — результат вторичной обработки. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка не имеет отношения к скрытому сновидению, она просто приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности. Последующее толкование сновидения этим только затрудняется, так как результат имеет лишь видимость осмысленности, — истинный смысл сновидения нужно искать в скрытом сновидении.

Кроме всего вышеперечисленного, существует ещё один способ представить в явном сновидении элементы скрытого. Это замещение скрытого элемента символом.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидених символами, ограниченно.

Метод, которым Фрейд пользовался для толкования сновидений, таков. После того, как ему сообщали содержание сновидения, Фрейд начинал задавать об отдельных элементах (образы, слова) этого сновидения один и тот же вопрос — что рассказчику приходит в голову относительно этого элемента, когда он думает о нём? От человека требовалось сообщать все мысли, которые приходят ему в голову, невзирая на то, что некоторые из них могут казаться нелепыми, не относящимися к делу или непристойными.

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы — элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Последние годы жизни

Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября 1939 года.

Соционика - наука или искусство?

  • Главная
  • Отношения
    • Активация
    • Деловые
    • Дуальные
      • Дуальность
      • Дон Кихот - Дюма
      • Гюго - Робеспьер
      • Жуков - Есенин
      • Гамлет - Максим Горький
      • Наполеон - Бальзак
      • Джек Лондон - Драйзер
      • Гексли - Габен
      • Штирлиц - Достоевский
    • Заказ
    • Зеркальные
    • Квазитождество
    • Контроль
    • Конфликт
    • Мираж
    • Погашение
    • Полудуальность
    • Родственные
    • Супер-эго
    • Тождество
    • Разное
  • Психология
    • Книги по психологии
      • Возрастная психология
      • Достижение успеха
      • Искусство быть счастливым
      • Классики психологии
      • Конфликтология
      • НЛП
      • Общая психология
      • Основы психологии
      • Отраслевая психология
      • Практическая психология
      • Прикладная психология
      • Психические процессы
      • Психоанализ
      • Психодиагностика
      • Психологическая практика
      • Психология деятельности
      • Психология личности
      • Психология масс
      • Психология общения
      • Психология отношений
      • Психология семьи
      • Психология управления
      • Психотерапия
      • Разное
      • Социальная психология
      • Соционика
      • Справочная литература
      • Тестирование
    • Направления психологии
      • Педагогика
      • Психоанализ
      • Психология личности
      • Семейная психология
      • Социальная психология
      • Типология Майерс-Бриггс
      • Трансперсональная психология
      • Юнгианский анализ
        • О Юнге
        • Статьи Юнга
        • Типы Юнга
        • Юнгианцы
    • Практическая психология
      • Беременность
      • Воспитание
      • Дом и семья
      • Зависимость
      • Истории из жизни
      • Общение в сети
      • Саморазвитие
      • Семейная жизнь
    • Притчи
    • Психологи
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
  • Словари
    • Мифы
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Сонник
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Ю
      • Я
    • Психологический словарь
      • A-Z
      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я
    • Соционический словарь
  • Соционика
    • Знаменитости
    • Критика соционики
    • Малые группы
    • Методики типирования
    • Направления соционики
      • Детская соционика
      • Кадровый менеджмент
      • Соционика в семье
      • Другие направления
    • Основные дихотомии
    • Признаки Рейнина
    • Сказки разных ТИМов
      • Сказки Бальзаков
      • Сказки Габенов
      • Сказки Гамлетов
      • Сказки Гексли
      • Сказки Гюго
      • Сказки Джеков
      • Сказки Дон Кихотов
      • Сказки Достоевских
      • Сказки Дюма
      • Сказки Есениных
      • Сказки Максов
      • Сказки Наполеонов
      • Сказки Робеспьеров
      • Сказки двух авторов
      • Сказки авторов с неопределенным типом
    • Социон
    • Соционические модели
    • Соционическое видео
    • Эксперименты
      • СРТ-99
      • Сходимость социоников
      • Эксперименты
      • Эксперимент Бальзаков
      • Эксперимент Дон Кихотов
      • Эксперимент Дельты
      • Эксперимент Джеков
      • Эксперимент Дюма
    • Функции
    • Разное
  • Соционики
    • Интервью с социониками
    • Конференции
    • Организации
    • Соционики
    • Соционический атлас
    • Сходимость социоников
  • Тесты
  • Типы
    • Особенности типов
      • Акценты типа
      • Внешность
      • Подтипы
      • Соционические типы
      • Темпераменты
    • Дон Кихот
    • Дюма
    • Гюго
    • Робеспьер
    • Жуков
    • Есенин
    • Гамлет
    • Максим Горький
    • Наполеон
    • Бальзак
    • Джек Лондон
    • Драйзер
    • Гексли
    • Габен
    • Штирлиц
    • Достоевский
  • Типологии
    • Акцентуации Леонгарда
    • Акцентуации Личко
    • Гороскопы
      • Гороскоп друидов
      • Зодиакальный гороскоп
      • Зороастрийский гороскоп
      • Китайский гороскоп
      • Цветочный горскоп
      • Японский гороскоп
    • Вектора Бурлана
    • Психе-йога Афанасьева
    • Развлекательные типологии
      • Журнал "Maxim"
      • Лукоморье
      • Социальные сети
      • Типы стерв
    • Телесные типологии
      • Аюрведа
      • Времена года
      • Женские фигуры
      • Расы
      • Типы Кречмера
    • Типология Майерс-Бриггс
      • ENFJ
      • ENFP
      • ENTJ
      • ENTP
      • ESFJ
      • ESFP
      • ESTJ
      • ESTP
      • INFJ
      • INFP
      • INTJ
      • INTP
      • ISFJ
      • ISFP
      • ISTJ
      • ISTP
    • Типология Мак-Вильямс
    • Типология Хорни
    • Типология Юнга
    • Характеры Лоуэна
    • Шкала эмоций
  • Юмор
    • Видеоюмор
    • Загробная соционика
    • Интертипные отношения
    • Квадры в картинках
    • Смехохоника
    • Соционика в стихах
    • Соционический зоопарк
    • Соционические маньяки
    • Соционический юмор
    • Типирование
    • Четыре квадры
    • Шестнадцать типов
  • Контакты
  • Skip to content

Влечения и неврозы - Зигмунд Фрейд


Цена: 251 рублей

Название: Влечения и неврозы

Серия: Психологические технологии

Год выпуска: 2007

ISBN: 978-5-8291-0865-6

Страниц: 240

Описание:
Как и следует из названия книги, в ней собраны работы З.Фрейда, посвященные исследованию одного из основных предметов психоанализа - неврозов, которые ученый рассматривает как результат конфликта между различными частями психики. Поскольку конфликт этот, в трактовке Фрейда, связан с невозможностью реализации бессознательных влечений и вытеснением их из сознания в бессознательное либо замещением объекта или потребности (из-за чего и возникает невроз), логичным показалось включить в сборник наиболее яркие работы ученого о природе и эволюции влечений. Научные, технические, социальные и сексуальные революции обострили чувствительность нервной системы современного человека и увеличили вероятность его невротической реакции на многие события. Вероятно, поэтому интерес к теории неврозов Фрейда не иссякает и сегодня.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.