Арт-терапия в работе с детьми дцп


В сатье приводятся различные артерапевтические методы, которые могут использоваться в психокоррекционной работе с детьми имющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
art_metody_dlya_detey_s_dtsp.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт-терапевтических методов в психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП

Арт-терапия – терапия искусством, исцеление посредством любого художественного творчества.

Основная ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Арт-терапевтические методы позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья найти силы, необходимые для выживания, помогает им обогатить свой мир. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него мировоззрения и позитивного мировосприятия.

Видов арт-терапии множество: рисуночная терапия (изотерапия), сказкотерапия, игровая терапия, драматерапия, фототерапия, песочная терапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Самый распространенный вид арт-терапии – изотерапия - лечебное воздействие, коррекция происходят посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию.

При проведении коррекционных и развивающих занятий с детьми, имеющими нарушения опорно–двигательного аппарата могут использоваться следующие приемы:

  • Синхронное рисование двумя пальчиками левой и правой рукой по шаблонам;
  • Плавательные движения ладошками с краской по бумаге;
  • Хлопанье красками по бумаги ладошками с использование разных цветов краски, но не больше 8;
  • Раскрашивание своих рук: сначала правой потом левой руки;
  • Разрисовывание тряпичных кукол;
  • Закрашивание мячей в другой цвет от самых маленьких, до самых больших сначала руками потом штампами и кистью;
  • Растирание сухой пастели пальчиками, с целью покрытия больших пространств на листе;
  • Раскрашивание деревянных кубиков узорам с помощью палочки;
  • Рисование пластилином или глиной;
  • Рисование на бумаге кусочком ткани или ваты.

Использование изотерапии в коррекционно-развивающей деятельности помогает не только раскрыться ребенку, но и решать следующие задачи:

  • развивавать чувственно-двигательную координацию, т.к. сам процесс рисования требует согласованного участия многих психических функций;
  • развивать активные способы взаимодействия с культурной и социальной средой;
  • развивать художественный вкус;
  • способствовать установлению взаимосвязи между полушариями головного мозга;
  • развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

В зависимости от активности детей с ДЦП, степени их участия в музыкотворческом процессе и поставленных задач, музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке (импровизируют голосом, используют музыкальные инструменты), и пассивной, когда ребенку предлагают только прослушать музыку.

Музыкальные произведения могут использоваться изолировано в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и в качестве дополнения других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Метод коррекции посредством игры. Не секрет, что ребенку имеющему диагноз ДЦП часто трудно подобрать слова, чтобы выразить, что он чувствует, сказать о своих тайных желаниях или страхах, а бывает и вовсе невозможно говорить. В таком случае можно предложить поиграть вместе. Игра и творческие занятия расскажут взрослым много нового о ребенке, и тогда то, о чем он молчит или даже не осознает, можно увидеть в свободной и раскованной детской игре.

С помощью игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Играя, ребенок испытывает удовольствие и чувствует себя свободным. Он не боится ошибиться или сделать что-то неправильно. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Применяется при работе с детьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии – развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения.

Для детей с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей. У некоторых детей само движение может вызывать боль, поэтому они очень пассивны в своих мотивациях двигаться. Чтобы разработать подходящую программу для детей с детским церебральным параличом, для начала необходимо выяснить, какие упражнения им нравятся. Так как, если первые занятия будут слишком трудными, то дети еще больше будут ощущать свою неполноценность. Поэтому важно начинать с легких упражнений и затем постепенно переходить к более сложным.

Из-за трудностей в передвижении, такие дети сильнее зависят от других и нуждаются в помощи окружающих. Поэтому родителям, имеющим детей с нарушениями органов движения, необходимо научиться не бояться оставлять их одних и позволять им самим ходить в танцевальную группу.

При работе с детьми с церебральным параличом, можно сначала отзеркаливать детские движения, а затем развить движенческий диалог. Помочь наладить контакт взрослого и ребенка могут какие-нибудь игрушки или предметы.

Целью танцевальных занятий для детей с ДЦП помимо общих для всех методов арт-терапии становится сделать телесную практику позитивной и реалистичной.

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Основная цель - помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему. Этот метод очень благотворно действует на детей с мышечным тонусом, ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы.

Есть несколько техник работы с песком. Например, рисование пальцем одной или двух рук на стекле или игра в специально оборудованной песочнице, где есть различные лопаточки, ведерки, фигурки людей животных и прочее. На занятиях по песочной терапии ребенок может в абсолютно естественной для него среде (причем трехмерной) моделировать, проигрывать значимые жизненные ситуации. И, кроме того, происходит развитие чувственного восприятия мира, узнаются свойства предметов (песка, воды, совочков, бутылочек и пр.), а также ребенок приобретает необходимый ему опыт общения.

Использование приемов песочной терапии в реабилитации детей с ДЦП помогает решать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать кистевой захват;
  • согласованность движений обеих рук;
  • тактильную чувствительность и силу рук;
  • игровые действия;
  • зрительно - моторную координацию;
  • двигательную память;
  • скорость и темп движений;
  • развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность детей.

Применять самостоятельно методы арт-терапии несложно. Но прежде чем предпочесть какой-либо метод нужно ознакомиться с ним подробнее. Существует немало рекомендаций по их применению. Например, начинать лучше с рисунка. Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Предпочтение в работе следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. Не менее важную роль в арт-терапии играют карандаши, мелки, фломастеры. Простые карандаши для арт-терапии не подойдут, они блокируют эмоции. А вот цветные материалы – это то, что нужно. А при сильных негативных эмоциях ребенка успокоит лепка. Наклеивание коллажей из готовых вырезок требует минимум творческих усилий, поэтому больше подойдет в качестве заключительной стадии арт-терапевтической работы.

Рисуя, играя, сочиняя сказки, ребенок дает выход своим желаниям, мечтам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с ограниченными возможностями здоровья.

Арт-терапия имеет огромное количество положительных сторон, воздействуя на ребенка мягко и незаметно. К тому же, творчество умеет развивать и исцелять внутренний мир человека.

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Для максимального эффекта реабилитации детей с ДЦП необходима планомерная каждодневная работа. Ниже предлагаются несложные арт-терапевтические коррекционно-педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях.

Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.

7 Подготовительный этап

На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д.). Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно-двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета.

Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой.

Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно.

Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно.

Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку.

Упражнения на освоение и закрепление позы покоя

и расслабление мышц рук

Принять удобную позу; если ребенок может, сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Чтобы плавно танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Нужно прежде научиться

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая,

И становится понятно:

Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Тебе неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай, как я. Спокойно. Вдох — выдох.

Руки на коленях,

Крепко, с напряжением.

(Сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем —

Легко приподнять и уронить

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики.

Представь себе, что мы — олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твердыми. Трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быст 9 ро опусти руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно, вдох — выдох.

Посмотрите: мы — олени.

Рвется ветер нам навстречу!

Ветер стих. Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнения на расслабление мышц шеи

Любопытная Варвара

1) Поверни голову влево, постарайся сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогай шею справа: мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Теперь также — в другую сторону. Вдох — выдох.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по два раза в каждую сторону.

2) Теперь подними голову вверх. Посмотри на потолок. Сильнее откинь голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох — выдох.

А Варвара смотрит вверх.

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена,

3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох —выдох.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись.

Шея не напряжена,

Контрастные ванночки

В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Воздействие холодом способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Возможно воздействие льдом, холодной водой, контрастное попеременное воздействие холодом и теплом. Самый простой способ — контрастные ванночки. В одну миску наливают горячую воду с морской солью (столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую — холодную. Ребенок на несколько секунд опускает попеременно руки в миски, начиная с горячей и заканчивая холодной водой.

Полезно также делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.

Предлагаем комплекс для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой:

Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;

Круговые повороты кисти, прокручивание при фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);

Сгибание кисти вправо-влево;

Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;

Вращение пальцев кисти (отдельно каждого);

Сгибание пальцев в кулачок (большой палец сверху); затем каждый палец разгибается отдельно;

Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;

Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка;

Поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;

Разминание каждого пальца вверх-вниз; отведение и приведение всех пальцев;

Сгибание пальцев по фалангам;

Расслабление кисти потряхиванием (при этом нужно фиксировать руку ребенка у локтя);

Похлопывание кистью ребенка по руке проводящего массаж;

Смыкание пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;

Интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между зажатыми двумя пальцами родителя по ногтевой фаланге.

Ребенку с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить самому сделать массаж кистей и пальцев рук. Вот комплекс упражнений:

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении.

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует и развитию речи, так как проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.

При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно. Выполнение комплекса упражнений в форме игры позволяет вызвать интерес ребенка к пальчиковой гимнастике.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Кузьмина Виктория ОлеговнаНаписать 1949 20.11.2016

Номер материала: ДБ-371274

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.11.2016 646
    20.11.2016 195
    20.11.2016 832
    20.11.2016 1182
    20.11.2016 1490
    20.11.2016 365
    20.11.2016 1846

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Арт-терапия в реабилитации детей с церебральным параличом (ДЦП). Статья Кузьминой В.О., учителя- дефектолога Костанайской специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями, г. Костанай, Казахстан.

Проблема реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности является в настоящее время особо актуальной, так как количество детей с нарушениями психического и физического развития растет с каждым годом. В качестве ограничения жизнедеятельности ребенка — инвалида выступает полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [1].

Особый контингент детей с ограниченными возможностями составляют дети с церебральным параличом.Они являются самой многочисленной группой среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В Казахстане, по данным статистики, на учете состоит свыше 10 тысяч детей с диагнозом детский церебральный паралич [2].

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа синдромов, которые являются следствием повреждений головного мозга, возникших в перинатальном периоде. Характерная особенность ДЦП — разнообразные двигательные нарушения, которые проявляются параличами, дискоординацией движений, часто сочетаются с различными расстройствами речи, психики, иногда эпилептическими припадками [3].

В течение нескольких десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике различные направления психолого – педагогической и логопедической помощи детям с нарушением опорно – двигательного аппарата. Учеными М. В. Иппалитовой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф.Архиповой и другими обоснована важность и необходимость применения специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом с первых месяцев жизни [4].

Последнее время характеризуется появлением множества новых методик реабилитации детей-инвалидов таких, как иппотерапия — лечебно-верховая езда, хаготерапия – лечение легкими поглаживаниями, библиотерапия – лечение с помощью книг, игротерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия, арт-терапия и многие другие [5].

Как самостоятельная практическая деятельность, арт-терапия стала оформляться в 40-50-х годах. Постепенно происходило ее становление и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности.

Появление арт-терапии на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. К разновидностям арт-терапии относят музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, куклотерапию, игротерапию и т. д.

В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:

1) предоставляет новые обучающие возможности, как на познавательном, так и практическом уровне;

2) вселяет надежду на избавление от страданий;

3) предоставляет опыт успешной деятельности;

4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;

5) пробуждает яркие эмоции [7].

Учитывая в структуре личности большинства больных с ДЦП наличие стойких нарушений эмоционально-волевой сферы: высокую степень невротизма, повышенную тревожность, оказывается целесообразным использование таких методов психокоррекции.

Эффективны все виды творчества, но чаще всего в наибольшей степени лечебными свойствами обладает рисование. Этот вид деятельности более доступен, так как не требует обязательно специального оборудования и подходит для большинства детей с разными умственными и физическими патологиями.

С давних времен известно о благотворном влиянии музыки на организм человека. О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, было известно в Древней Греции, в Риме и на Востоке. Благоприятно влияют на детский организм звуки природы: шум дождя, пение птиц, шелест листвы, морских волн. Часто музыкотерапию применяют совместно с другими видами арт-терапии [8].

В первый год жизни яркость впечатлений создается разнообразием тембрового звучания музыки, исполняемой взрослым на разных детских инструментах: металлофоне, детских гуслях, дудочке, триоле. Ребенку важно совместно с взрослым прикоснуться к инструменту, извлечь звук на бубне, барабанчике, с помощью погремушки, почувствовать вибрации, возникающие при игре на инструменте.

Музыкально-ритмическое воспитание оказывает положительное влияние на деятельность организма в целом. Система музыкально-ритмического воспитания осуществляется в процессе развития слуха и умения согласовывать движения с музыкой. Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей.

Занятия ритмикой со школьниками с ДЦП имеют характер хореографической лечебной гимнастики (методика О. А. Стерник, 1970). Они включают в себя упражнения по стабилизации нормального положения головы, развитию установочных выпрямительных рефлексов, подавлению тонических примитивных рефлексов, выработке способности расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии, устранять порочные установки и деформации, а также задания на развитие произвольной моторики. Занятия проводятся с использованием балетной стойки, сидя, лежа в зависимости от возможностей детей. Школьники, удерживаясь руками за стойку, учатся выполнять различные упражнения по схеме хореографических этюдов индийского, русского, узбекского танцев под музыку.

Хореографические занятия с детьми данной категории создают положительный эмоциональный настрой, вызывают желание научиться танцевать так или почти так, как здоровые дети.

Вовлечение ребенка в совместную практическую художественную, музыкальную деятельность со сверстниками обеспечивает формирование речи, а в дальнейшем — и ее художественной окрашенности.

Художественное слово, рассказывание оказывает большое воздействие на развитие речевой активности ребенка с проблемами, особенно если оно сопровождается инсценированием и драматизацией взрослого, а затем привлечением к этому и детей. Это может быть и разыгрывание сюжета в настольном театре и инсценирование сказки или стихотворения с куклами на руке взрослого.

Создание таких связей между действием, словом и предметом особенно важно детям с церебральным параличом, поскольку позволяет использовать речь в качестве коррекционного средства в формировании моторики, сосредоточивать внимание на предметах и речевых действиях. Театрализованно-игровая деятельность с игрушками создает условия для формирования подражания, дает на примере взаимодействия знакомых ребенку персонажей образец диалогического общения.

Художественное развитие дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата основывается на восприятии и деятельности и осуществляется посредством искусства, которое является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных формах. Оно позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии красок, звуков, форм, проявлений через активную художественную деятельность. Своеобразие художественно-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческих продуктов.

Для осуществления арт-терапии, специально подбирают художественные произведения — картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду, которая поможет воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом.

Таким образом, использование арт-терапии в реабилитации детей с церебральным параличом имеет много положительных сторон. Эта методика реабилитации в первую очередь помогает установить контакт с ребенком, что является очень важным для дальнейшего осуществления специального обучения и воспитания. Занятие искусством дает ребенку возможность самовыражения, повышает самооценку, способствует развитию творческих способностей. Происходит развитие коммуникативных навыков ребенка, появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний, стабилизируется общее психическое состояние, развивается мелкая моторика и улучшается работоспособность.

Дети с ДЦП социально дезадаптированы и испытывают нехватку общения. Арттерапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Эта методика в основном использует средства невербального общения, что очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Кроме того в более раннем возрасте ребенка с церебральным параличом устранение дезадаптации, отрицательного эмоционального фона, реактивных состояний с помощью арт-терапии создает благоприятные предпосылки для развития речи.

На сегодняшний день существует большое количество технологий применяемых специалистами и родителями в процессе реабилитации. Успех их применения во многом зависит от раннего начала и квалифицированного проведения всей работы. Высокий уровень реабилитации детей с церебральным параличом возможен лишь при организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи. При этом все усилия специалистов необходимо сконцентрировать на социальной реабилитации ребенка, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели.

Мы должны помнить:

— ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;

— ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

В связи с этим перед нами стоит задача помочь детям с ограниченными возможностями выйти из изоляции, участвовать в нормальной повседневной жизни общества.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.