Вопросы по дцп для детей

1. Примерно у такого количества людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта
а) 30 – 50 % +
б) 10 – 20 %
в) 20 – 40 %

2. Является ли наследственным ДЦП:
а) да
б) нет +
в) неизвестно

3. Распространённость детского церебрального паралича среди новорождённых:
а) 5 к 1000
б) 10 к 1000
в) 2 к 1000 +

4. У кого чаще встречается ДЦП:
а) у мальчиков +
б) у девочек
в) одинаково

5. Причина любых церебральных параличей:
а) патология в коре +
б) сложные роды
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

6. Причина любых церебральных параличей:
а) патология в стволе головного мозга
б) патология в подкорковых областях
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

7. Впервые подробно подобными нарушениями занялись в:
а) 1730 – х годах
б) 1930 – х годах
в) 1830 – х годах +

8. В каком году Джон Литтл опубликовал труд под названием “О природе и лечении деформаций скелета человека”:
а) 1853 +
б) 1863
в) 1883

9. В каком году, канадский врач сэр Ослер опубликовал книгу “The cerebral palsies of children”, введя термин церебральный паралич:
а) 1899
б) 1900
в) 1889 +

10. В течение более чем века, основной причиной ДЦП считалась:
а) трудные роды
б) асфиксия в родах +
в) нет верного ответа

11. Кто в конце XIX века не согласился с основной причиной ДЦП:
а) Фрейд +
б) Павлов
в) Фёрстер

12. Атаксическую форму подробно описал:
а) Павлов
б) Фёрстер +
в) Фрейд

13. В каком году он это сделал:
а) 1913 +
б) 1918
в) 1903

14. На территории России часто применяется классификация детского церебрального паралича по:
а) Преображенскому
б) Павлову
в) Семёновой +

15. В каком году была принята в СССР эта классификация:
а) 1973 +
б) 1983
в) 1963

16. Стадии детского церебрального паралича (количество):
а) 4
б) 3 +
в) 5

17. Стадия детского церебрального паралича:
а) начальная
б) средняя
в) ранняя +

18. Стадия детского церебрального паралича:
а) средняя
б) начальная резидуальная стадия +
в) начальная

19. Стадия детского церебрального паралича:
а) начальная
б) средняя
в) поздняя резидуальная +

20. Церебральный паралич обусловлен аномальным развитием или:
а) повреждением головы при родах
б) повреждением развивающегося мозга +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

21. Факторы риска:
а) преждевременные роды
б) наличие близнеца
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

22. Факторы риска:
а) травмы головы в течение первых нескольких лет жизни
б) воздействие метилртути во время беременности
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

23. После рождения причиной могут быть:
а) сердечная недостаточность
б) пневмония
в) тяжёлая желтуха

24. Обязательно проведение МРТ головного мозга для исключения других заболеваний:
а) нет
б) да +
в) достаточно УЗИ

25. Медикаментозная терапия:
а) баклофен +
б) амицитрон
в) толперизон +

26. Оперативные ортопедические вмешательства:
а) коррегирующая остеотомия
б) сухожильная пластика
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа

27. Существуют ли универсальных препаратов для лечения ДЦП:
а) нет +
б) да
в) только недавно изобрели

28. Относится ли параплегическая ригидность сейчас к ДЦП:
а) в редких случаях
б) относится
в) не относится +

29. Год написания монографии Фрейда “Детский церебральный паралич”:
а) 1897 +
б) 1900
в) 1907

30. В каком году был введён Фрейдом термин ДЦП:
а) 1896
б) 1893 +
в) 1895

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим


ДЦП в вопросах и ответах


Знание – лучший способ борьбы с заблуждением. Мы хотели бы немного рассказать о детском церебральном параличе и о том, как живется в нашей стране детям с этим заболеванием.

Что такое ДЦП?

Всем известно, что детский церебральный паралич – это не тот паралич, при котором неподвижно лежат в постели. Но ДЦП может проявляться совершенно по-разному. Что же это такое?

Словом ДЦП называют группу заболеваний с одной причиной – поражением центральной нервной системы. Болезнь проявляется в двигательных и интеллектуальных нарушениях.

Откуда берется ДЦП? Связана ли болезнь ребенка с образом жизни матери?

ДЦП – проявление патологии головного мозга, возникающей во время беременности, родов или вскоре после них. Причиной обычно становится кислородное голодание (гипоксия, асфиксия) или травма (ушиб, кровоизлияние), некоторые инфекции.

Алкоголизм, наркомания, асоциальный образ жизни изредка могут служить косвенной причиной возникновения ДЦП у ребенка, например, если будущая мама недоедала во время беременности или подхватила опасную инфекцию. Однако гораздо чаще к болезни приводит родовая травма. От рождения малыша с церебральным параличом, к сожалению, не застрахован никто.

Люди с ДЦП всегда имеют интеллектуальные нарушения?

Нет! Такая форма ДЦП, как двойная диплегия, обычно сопровождается умственной отсталостью, олигофренией. А при спастической диплегии, например, интеллект может быть полностью сохранен. Дети с ДЦП могут отставать в развитии не только из-за поражения мозга, но и из-за дефицита общения со сверстниками и взрослыми, по причине того, что боль, регулярные судороги и другие физические ограничения сокращают познавательные возможности. В целом, умственная деятельность остается в норме приблизительно в 50% случаев. Кстати, проблемы с речью вовсе не обязательно свидетельствуют о нарушениях интеллекта.

ДЦП – неизлечимое заболевание?

Зачем лечить ДЦП, если от него нельзя избавиться полностью?

Да, избавиться полностью от ДЦП нельзя. Но можно не только облегчить состояние ребенка (например, полностью снять судороги качественными препаратами), но и в некоторых случаях вырастить трудоспособного человека.

К сожалению, в нашей стране, где вообще не привыкли видеть инвалидов на улице, прохожие часто шарахаются от людей с навязчивыми движениями, как от прокаженных. Но и для самого больного, и для его родителей, и для общества имеет громадное значение, умеет ли человек с диагнозом ДЦП самостоятельно есть, сидеть, ходить, говорить.

Не каждый ребенок с ДЦП может стать самостоятельным дееспособным взрослым. То, что у здоровых малышей получается само собой: впервые сесть, встать, пойти, заговорить – деткам с ДЦП дается с тяжелейшей борьбой и намного позже, на целые годы. Однако пробуя разные методы реабилитации, можно нащупать путь, который позволит пораженному мозгу проявить максимум возможностей.

Реабилитация действительно помогает сесть, пойти, заговорить тем больным, которые без нее оставались бы прикованными к постели?

Да, помогает. Хотя, к сожалению, спрогнозировать перспективы конкретного пациента можно только приблизительно. Иногда результат не оправдывает ожиданий, иногда, наоборот, их превосходит.

На какие средства живут в нашей стране дети с ДЦП и их родители?

Начать тут нужно с того, что семьи, где живут дети с ДЦП, более чем в 50% случаев распадаются. Отцы часто оказываются слабым звеном и оставляют все тяготы на хрупких плечах матери.

Если вы в одиночку воспитываете ребенка с ДЦП, работать возможно только в том случае, когда заработная плата позволяет нанять сиделку. Приблизительная стоимость услуг сиделки в Украине (на пятидневку для тяжелого ребенка) 4-7 тыс. грн. А как известно, средняя месячная зарплата в нашей стране не превышает 4-5 тыс. грн, многие получают гораздо меньше. В результате мамы детей-инвалидов остаются без работы, сиделками при своих детях.

Пенсия по инвалидности ребенка вместе с пособием по уходу для мамы равна 1.5-2.5 тыс. грн. Еще до 1.5 тыс. грн могут составлять пособия одинокой матери и малообеспеченной семье. Вот и все. На 4 тысячи в месяц, наверное, можно худо-бедно жить вдоем, если есть собственное жилье и оформлена субсидия, но только со здоровым ребенком.

Мы спросили у одной мамы, которая воспитывает сына с ДЦП в одиночку, о ее доходах и расходах. Все возможные пособия от государства в сумме составляют 3800 грн. Только на лекарства в месяц уходит 1550 грн, на подгузники еще 1000. Оставшиеся средства пойдут на оплату коммунальных услуг, а деньги на питание, одежду, реабилитацию мама должна изыскивать самостоятельно.

Нагрузка на карман налогоплательщиков слишком высока. Возможно, дешевле для общества и удобнее для родителей было бы воспитывать таких детей в специальных интернатах, где им быстро могут предоставить квалифицированную помощь?

По статистике 2013 года, содержание одного здорового ребенка в детском доме обходится государству в 6000 грн. Расходы на больных детей значительно больше, инфляция и кризис тоже внесли немалые коррективы в эту сумму. Как видим, это не дешевле, а в разы дороже.

Опыт западных стран показывает, что государству выгоднее всего вложиться в раннюю реабилитацию ДЦП, помощь в образовании и приобретении профессии, тогда хотя бы часть тяжелобольных детей станут трудоспособными взрослыми.

Что касается квалифицированной помощи, к сожалению, в наших интернатах в разы меньше занимаются реабилитацией детей с диагнозом ДЦП, чем в семьях. Мало того, зачастую дети-сироты с ДЦП направляются в учреждения для воспитанников с ментальными нарушениями, и ребята с нормальным интеллектом остаются без какого-либо образования. То есть дети в специнтернатах не просто недополучают необходимое лечение и реабилитацию, но к тому же там часто нарушаются их права.

Любящая семья и материнская забота иногда могут сделать для ребенка не меньше, чем лучшие медики. Помочь детям с ДЦП оставаться в семьях и всесторонне развиваться – не только гуманный, но и рациональный подход. Давайте следовать велению разума и сердца!

Клиническая картина болезни .

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболе­вание, которое возникает у ребенка в результате поражения голо­вного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (вну­триутробном, в период родов или в период новорожденности).

Детский церебральный паралич — это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, в период родов или на первом году жизни ребенка.

1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть:

инфекционные заболевания матери во время беременности;

ушибы и травмы (в том числе и психические травмы);

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.

2. Причинами ДЦП в период родов (интранатальный период) являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

3. Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнатальный период) могут быть: нейроинфекции; травмы и др.

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 — в момент родов и только 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, 1980). При этом асфиксия новорожденного и родовая травма считаются основными причинами ДЦП. Среди предрасполагающих факторов наиболее часто называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери. ДЦП не считается наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о наличии неблагоприятной наследственности как о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП, по разным данным, составляет 2 — 6 случаев на 1000 человек.

К. А. Семенова выделяется пять основных форм ДЦП:

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся фор­ма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, одна­ко ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто на­блюдается задержка психического развития. 30-35% детей со спа­стической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70% наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Гемипаретическая форма ДЦП в 80% случаев развивается у ре­бенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, ин­фекций и пр. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая — при право­стороннем поражении мозга и правая — при поражении преиму­щественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражаются верхние конечности. У 25-30% детей с гемипаретиче­ской формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50% — вторич­ная задержка умственного развития.

Гиперкинетическая форма ДЦП развивается у ребенка вслед­ствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом ста­тусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригид­ность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный де­фект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10% случаев наблюдается тугоухость.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тя­желых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Атонически-астатическая форма встречается значительно ре­же других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основ­ные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни; ранняя резидуальная — первые годы жизни и поздняя резидуаль-ная с 2-4 до 16 лет.

Ранняя стадия характеризуется острыми нарушениями гемо-и ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызыва­ет у ребенка значительные нарушения регуляции мышечного тону­са по типу экстензорной ригидности. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушения мышечного тону­са, но и наличие стойких позотонических (детских) рефлексов, за­держка в развитии движений, наличие атипичных движений. В боль­шинстве случаев наблюдается задержка психического и речевого развития. У некоторых больных проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживаются, однако у подав­ляющего большинства детей с ДЦП задержка психического разви­тия носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП продолжаемся в зависимо­сти от формы и тяжести заболевания от нескольких месяцев до трех-четырех лет. Эта стадия является непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжелой спастической диплегии. Эта ста­дия характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребенка остается и даже может нарастать. Установочные рефлек­сы не формируются или формируются их элементы. Произволь­ная моторика у ребенка резко задерживается в своем развитии. Кроме того, нарастают патологические синергии, формируются па­тологические двигательные стереотипы.

Третью стадию условно называют конечной стадией заболева­ния. Она характеризуется окончательным развитием патологичес­кого двигательного стереотипа, организацией контрактур и дефор­маций на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течение первых стадий заболевания. Внутри этой стадии К. А. Се­менова выделяет две подстадии:

Конечная стадия первой степени характеризуется патоло­гическими двигательными стереотипами, позволяющими ребенку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, теми или иными элементами самооб­служивания, трудовыми процессами. Речь ребенка может развиваться нормально или могут иметь место негрубые ре­чевые нарушения.

Конечная стадия второй степени может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребенка. У ребенка быстро нарастают массивные, множественные артрогенные кон­трактуры, тяжелые деформации. Как правило, у детей на­блюдается выраженное недоразвитие интеллектуального и речевого развития.

Особые трудности представляет ранняя диагностика ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается, как правило, во второй половине первого года жизни. Однако при тщательном психологическом обследовании ребенка с угрозой ДЦП можно получить высокоинформативные данные о возможном развитии задержки психического развития в первые три месяца жизни.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

Для детей с ДЦП характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.


Фото с сайта medicinabih.info

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.

Согласно применяемой в нашей стране классификации К.А.Семеновой, выделяют пять форм церебрального паралича на основании клинической картины, которая в значительной мере обусловлена тем, какая именно зона головного мозга повреждена у пациента.

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) является самой распространенной формой церебрального паралича. У больных поражены отделы мозга, ответственные за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная диплегия характеризуется тяжелым поражением всех отделов головного мозга, либо только больших полушарий. Наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гиперкинетическая форма. При ней поражены подкорковые структуры, что приводит к гиперкинезам, то есть непроизвольным движениям, которые особенно усиливаются при утомлении, волнении, стрессе. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.

4. Атонически-астеническая форма возникает при поражении мозжечка, характеризуется парезами (снижением силы мышцы), низким тонусом мышц. У пациента страдает координация движений и чувство равновесия.

5. Гемипаретическая форма – результат поражения одного из полушарий мозга с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию. При этом поражение тяжелей в верхних конечностях.

За рубежом придерживаются иной классификации форм церебрального паралича. Там принято выделять 4 типа этого заболевания:

1. Спастическая (spastic) является самой крупной группой. Основные симптомы: ригидность (резкое повышение тонуса мышц и их сопротивляемости деформированию), неспособность расслабить мышцы. Примерно у 75% больных с церебральными параличами обнаруживается спастическое состояние мышц в качестве основного неврологического симптома.

2. Атетотическая (athetoid). Основной симптом: непроизвольные движения, которые препятствуют произвольным нормальным движениям тела. Атетозом страдает около 10% больных.

3. Атаксическая (ataxic). В этой группе доминирующий симптом – неправильная координация произвольных движений, ведущая к неустойчивой походке и плохому равновесию тела. Часто пораженной является координация действий глаза и руки. Эти симптомы наблюдаются у 5% больных церебральным параличом.

4. Смешанная группа. У больных этой группы наблюдается сочетание симптомов трех основных групп. Она составляет около 10% больных церебральным параличом.


Фото с сайта neinvalid.ru

Почему больные с этим заболеванием могут иметь как нормальный интеллект, так и олигофрению?
Это зависит от глубины поражения центральной нервной системы. Например, у многих пациентов со спастической диплегией интеллектуальное развитие в норме, так как затронуты часто лишь двигательные центры. При двойной диплегии страдает весь мозг или, по крайней мере, полушария, а потому эта форма ДЦП сопровождается олигофренией. При гиперкинетическом типе церебрального паралича чаще всего интеллект развивается удовлетворительно, так как поражены лишь подкорковые структуры. При атонически-астенической форме – олигофренией сопровождается примерно половина случаев, при гемипарезах —25-35%, что тоже зависит от глубины поражения.

Какие причины вызывают ДЦП?
Основная причина заболевания – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания (гипоксия, асфиксия) или травмы (ушибы, кровоизлияния) в дородовый или послеродовый период. Такие повреждения могут происходить в результате травм матери во время беременности и родов, нарушения кровообращения головного мозга у плода, различных инфекционных, генетических, эндокринных, сердечно-сосудистых заболеваний матери, угрозы прерывания беременности, осложнений в течении беременности, групповой или резусфакторной несовместимости крови матери и плода, тугого обвития плода пуповиной, преждевременной отслойки плаценты. После рождения малыша поражение центральной нервной системы может наступить в результате следующих причин: тяжелая инфекция (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция), отравление (свинец), травмы головы, инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияние на здоровье ребенка.

Возможна ли профилактика ДЦП?
Чтобы избежать ДЦП, важнее всего обеспечить нормальное течение беременности и нетравматичные роды. Здесь требуется сознательное отношение как со стороны самой будущей мамы и членов ее семьи, так и со стороны медицинского персонала, наблюдающего и просвещающего женщину во время беременности и принимающего роды.

Педиатры не всегда спешат с постановкой диагноза ДЦП: детский мозг очень пластичен и имеет огромные компенсаторные возможности, которые могут полностью нивелировать последствия повреждения мозга, поэтому больных ДЦП гораздо меньше, чем детей, рождение которых сопровождалось факторами риска.

Если ребенок в возрасте более года не сидит, не ходит, не говорит, а также имеет различные психические отклонения, и специалисты подтверждают устойчивость неврологической симптоматики, выставляется диагноз ДЦП.

За рубежом некоторые специалисты считают, что окончательный диагноз нужно выставлять в возрасте примерно трех лет, так как ранее то, что выглядит, как симптомы ДЦП, может впоследствии оказаться результатом спастики, не связанной с повреждением центральной нервной системы, либо клиническим проявлением новообразований в мозге или метаболических заболеваний. Как правило, все эти заболевания приводят со временем к ухудшению состояния больного, а пациент с ДЦП стабилен, хотя симптомы могут несколько меняться.

Это непростая ситуация, так как, с другой стороны, чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем больше надежды на то, что он сможет достичь относительной физической независимости в случае, если поражение мозга не очень глубокое.

Основными симптомами ДЦП являются нарушения двигательной активности: спастичность (скованность мышц), атетоз (гиперкинез, медленная тоническая судорога мышц конечностей, лица, туловища), ригидность, атаксия (нарушение координации движений), тремор конечностей. Диагнозу могут сопутствовать нарушения со стороны органов зрения, слуха, изменение восприятия, ориентировки в пространстве, нарушение развития речи, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

Признаками тяжелой формы ДЦП у младенца могут быть нарушение глотания и сосания, ослабленный крик, судороги. Внимание родителей и специалистов должны привлечь необычные позы ребенка, например, сильно расслабленное тело, разогнутые суставы с большим разбросом рук и ног.

Не всегда, однако, проблемы очевидны сразу, они могут проявляться по мере роста малыша. Повреждения отделов мозга вызывают нарушение движения тех или иных мышц, что ведет к их малоподвижности и, вслед за этим, гипертрофии. По мере роста и взросления проявляются проблемы сенсорного характера: больной может не различать предметы на ощупь (форму, текстуру), обычные действия (например, чистка зубов) могут причинять болезненные ощущения. Часто при церебральном параличе наблюдается слюнотечение, при тяжелых формах – проблемы с глотанием.

Итак, диагноз ДЦП ставится прежде всего на основании наблюдения за ребенком в течение некоторого времени, фиксации вышеперечисленных симптомов. Иногда между первым тревожным звоночком и окончательным диагнозом проходит значительный срок.

В возрасте 1–3 года врач может, как правило, сделать прогноз физического развития ребенка и некоторых аспектов его интеллектуального развития.

От точности индивидуальной диагностики зависит успешность реабилитации, а значит и будущее качество жизни пациента.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.