Бортфельд с а точечный массаж при детских церебральных параличах

  • Все (4)
  • Все (6)

лежа на спине, ноги согнуты с опорой на стопы и фиксированы в этом положении. Ребенок выполняет попытку приблизить туловище к согнутым ногам и возвращается в исходное положение. То же движение производится при сохранении положения ног, но с поворотом туловища вправо и влево, или же сохраняется то же исходное положение ног, а туловище лежит косо, — ребенок также должен пытаться приблизить его к согнутым ногам и вернуться в исходное положение. При этих вариантах будут более активно вовлекаться в работу все мышцы живота.


В связи с этим могут быть рекомендованы другие упражнения: в исходном положении лежа на спине — с подниманием и наклонами головы, с удержанием рук над определенным местом брюшного пресса, — при этом методист стремится опустить сцепленные кисти рук на живот, а больной оказывает сопротивление; повороты туловища при фиксации таза и свободно; оказание сопротивления больным методисту при его попытке взять игрушку из рук ребенка; удары рук по подвешенному мячу, удерживая голову поднятой; в том же исходном положении броски мяча методисту и т. д. Другими словами, желательно подбирать для больных такие упражнения, при выполнении которых не отмечалось бы указанных выше признаков несоответствия данного движения силам ребенка. Предложенные варианты упражнений строятся на принципе фиксирующей работы мышц брюшного пресса при движениях головы и верхних конечностей, особенно когда эти движения выполняются с некоторым сопротивлением.

Первоначальным исходным положением можно рекомендовать следующее: лежа на животе с подложенной под грудь плоской и достаточно твердой подушкой, голова опущена, лоб на опоре, руки согнуты и приближены к туловищу, с опорой на предплечья, плечи опущены. В этом исходном положении без поднимания головы надо обучать больного сведению лопаток с согнутыми руками, без поднимания плеч. По мере усвоения этого движения переходят к обучению движениям рук с сохранением правильного положения плечевого пояса и головы не только в исходном положении лежа, но и сидя и стоя на коленях.

Контрольные упражнения проводятся в виде выполнения какой-либо позы с закрытыми глазами, с последующей

проверкой и исправлением допущенных ошибок. Желательно при этом включить проверку перед зеркалом.
Применяются также толчки в разных направлениях для тренировки реакций равновесия.

При вялой осанке можно рекомендовать применение стимуляции для разгибателей позвоночника в виде точечного массажа, пунктации или штрихования вдоль остистых отростков.


При проведении упражнений для развития статической выносливости мышц туловища и для правильного держания тела нужно придерживаться следующего правила: каждое достижение должно систематически тренироваться с применением различных условий.

Например, ребенок научился сидеть по-турецки с грузом на коленях или руки назад с опорой, с сохранением правильной осанки, т. е. с симметричной постановкой головы, плечевого пояса, позвоночного столба таза.

Этот первый рубеж, которого удалось достичь при обучении, должен быть закреплен. Для этой цели могут применяться такие упражнения: удержание на голове небольшого мешочка с песком на определенное число счетов; сохранение положения сидя при легких толчках в разные стороны; возврат в исходное положение сидя после изменения положения головы, туловища; например: согнуться вперед, опустив голову и руки и вернуться в исходное положение и т. д.

То же относится и к достижению следующих положений: сидя на полу без опоры рук и без фиксирующего груза (по-турецки, с вытянутыми ногами) на скамеечке верхом, на стуле и т. д. При выполнении всех этих положений нужно предъявлять единые требования к расположению отдельных частей тела, руководствуясь приведенным ранее описанием правильной осанки. Не нужно переходить к новым положениям тела, пока недостаточно закреплено разучиваемое.

Для сохранения среднего положения стопы, а также во избежание неприятных ощущений при нагрузке на колени на жестком полу рекомендуется подстилать подушку,
матрасик и др. При этом надо ставить ребенка
на колени так, чтобы стопы были опущены за край подстилки, не касаясь пальцами пола.

При всех формах заболевания детским церебральным параличом, в первую очередь для детей малоподвижных, с недостаточно развитой опорностью и реакциями равновесия, а также с наличием гиперкинезов, не могущих самостоятельно ходить, —

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (Методические рекомендации по применению рабочей класси­фикации детского церебрального паралича. МЗ СССР, М., 1973)

Спастическая диплегия по распространению двига­тельных расстройств является тетрапарезом, при кото­ром руки поражаются в значительной степени меньше, чем ноги, иногда минимально. Это та форма, которая известна под названием болезни Литтля. У этих больных чаще всего отмечается вторичная задержка психического развития, у 70% наблюдаются речевые расстройства. Становление двигательных навыков за­труднено. Тонические рефлексы могут исчезнуть к 2-4 годам, иногда не все. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5-2 лет, с теми или ины­ми ограничениями. Наблюдаются патологические си­нергии, способствующие, как и тонические рефлексы, формированию порочных положений конечностей, ту­ловища, возникновению контрактур, деформаций. Двойная гемиплегия — тетрапарез, при котором ру­ки поражены так же тяжело, как и ноги, или еще боль­ше. Преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на много лет тониче­ских рефлексов (шейных и лабиринтного). Установочные, выпрямительные рефлексы у таких больных почти не развиты, как и произвольная мото­рика. Дети в тяжелых случаях не сидят, не стоят, не ходят. Как правило, наблюдаются тяжелые нарушения психического развития, доходящие до идиотии. Гиперкинезы различного характера (хореоатетоз, атетоидный гиперкинез, баллизм, торсионная дисто-ния) наблюдаются наряду с параличами и парезами. У этих больных отмечается задержка угасания тониче­ских рефлексов до 2 — 3 лет и более, задержка развития установочных рефлексов на те же сроки. Речевые нару­шения имеются у 90% больных. Интеллект в большин­стве случаев развивается вполне удовлетворительно. Атонически-астатическая форма в от­личие от предыдущих характеризуется низким тону­сом мышц при наличии патологических тонических рефлексов, с отсутствием или недоразвитием устано­вочных рефлексов и высокими сухожильными перио-стальными рефлексами. Однако к 3 — 5 годам при си­стематическом направленном лечении дети, как прави­ло, овладевают произвольными движениями, хотя характерные для этой формы заболевания (атаксия, гиперметрия, интенционный тремор) остаются. Ре­чевые расстройства наблюдаются у 60 — 70% детей. В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нару­шений, имеет место снижение интеллектуального раз­вития. Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев постнатально. В зависимости от интенсивности двигательных расстройств квалифицируется гемиплегия или гемипарез. Чаще при одностороннем поражении больше все­го поражается рука. У 25 — 30% больных отмечаются нарушения интеллекта. Речевые расстройства наблю­даются у 25 — 30% больных. Суммируя приведенные данные, характеризующие основные двигательные нарушения при детском цере­бральном параличе, необходимо отметить их рефлек­торный характер. Движение возможно, но неуправляе­мо больным в связи с нарушением основ координации движений. Восстановление их в первую очередь связа­но с управляемым чередованием состояния мышц: расслабление, сокращение, растяжение, напряжение. Это является необходимым условием для нормально­го соотношения в работе отдельных мышечных групп при выполнении активных движений, а также функций опоры, равновесия, формирования нормальной схемы тела и движений. Применение методик рефлексотерапии при детском церебральном параличе имеет патогенетическую осно­ву. При их помощи возможно эффективное воздей­ствие для нормализации управления движениями за счет необходимой регуляции тонуса мышц (добивать­ся их расслабления), стимуляции функции мышц, вос­становления физиологических синергии и улучшения работоспособности двигательного аппарата.

В последние годы все больше внимания уделяется комплексному лечению больных, начиная с периода новорожденности. Эта совершенно справедливая уста­новка имеет своей целью предупредить продление дей­ствия ранних тонических рефлексов. Одновременно стимулируется своевременное образование и развитие установочных выпрямительных и сложных цепных ре­флексов как необходимой основы для нормального физического развития ребенка и его двигательной сферы. Чем старше больной, чем меньше он лечился в раннем возрасте, тем сложнее становится картина двигательных нарушений, тем прочнее становятся по­рочные позы и различные замещения. Это выдвигает необходимость поиска и применения соответствующих средств, способных наиболее эффективно воздейство­вать на рефлекторный характер двигательных наруше­ний. Необходимость тонкого избирательного воздей­ствия заставила обратиться к одному из старейших методов лечения, использующего разнообразные при­емы раздражения определенных участков кожи, так называемые микрозоны, или точки воздействия, в виде растирания, давления, укалывания, прогревания и т. п., т. е. к методикам рефлексотерапии. В китайской медицине выявлено до 700 таких то­чек. Они представляют собой наиболее активные участки кожи, воздействием на которые можно изби­рательно влиять на функцию различных систем. Для облегчения нахождения точек пользуются ус­ловными линиями тела и пропорциональными отрез­ками. На руке эти линии расположены на ладонной и тыльной ее поверхностях. Соответственно разли­чаются: ладонно- и тыльно-лучевые линии, ладонно и тыльно-локтевые линии и срединные линии на обеих поверхностях (рис. 1). На ноге по передней поверхности расположены три линии: наружная, срединная и внутренняя, на зад­ней — только срединная и на внутренней поверхно­сти — внутренняя (рис. 2, 3, 4).
1. Расположение точек по линиям и пропорциональным от­резкам па руке

На туловище по передней поверхности проходит средняя линия от яремной вырезки до симфиза. Па­раллельно ей с обеих сторон идут первая, вторая и третья линии груди и живота. На спине средняя ли­ния проходит по остистым отросткам позвонков от VII шейного до конца копчика, параллельно ей справа и слева идут первая и вторая линии спины (рис. 5). Все части тела условно разделены на определенное число отрезков, которые служат для нахождения то­чек. Например, точка расположена на ладонно-лучевой линии, на 4 пропорциональных отрезка выше складки лучезапястного сустава и т. д.


Рис. 2. Рис. 3. 2. Расположение точек на передней поверхности ноги 3. Расположение точек на задней поверхности ноги Измерив длину соответствующей области тела и разделив полученное число на количество пропор­циональных отрезков, получим величину индивидуаль­ного отрезка. Этим можно пользоваться при нахожде­нии точек, руководствуясь указаниями, приведенными в приложении. Как правило, точка находится на гра­нице отрезка и совпадает с определенным углубле­нием, ощущаемым пальцем. Деление областей тела на пропорциональные отрезки [Усова М. К., Морохов С. А., 1974] представлено ниже:

Область тела Число отрезков Передняя и задняя границы волосис­той части головы. 12 Переносье — точка Да-чжуй (59) 18 Переносье — верхний край затылоч­ного бугра. 12 Конец мечевидного отростка — линия пупка. 7 Линия пупка — верхний край лобко­вой кости. 5 Рука: складка лучезапястного суста­ва — локтевая складка . 12 локтевая складка — подмышечная впадина . 9


4. Расположение точек на внутренней поверхности ноги В специальной литературе по китайской медицине никаких указаний о применении иглотерапии, точечно­го массажа, прогревания при детском церебральном параличе не было обнаружено. В связи с этим воз­никла необходимость начать применение методов ре­флексотерапии, руководствуясь общими положениями.


Рис. 5. Рис. б. 5. Расположение точек на передней (а) и задней (б) поверхности туловища 6. Расположение точек относительно мышц рук


7. Расположение точек относительно мышц пе­редней и наружной по­верхности ноги
8. Расположение точек относительно мышц зад­ней и внутренней поверх­ностей ноги

9. Расположение точек относительно мышц туловища спереди и сзади

Основной задачей явилась нормализация произволь­ной двигательной деятельности больных. Для содей­ствия улучшению управления движениями использова­лись способы снижения гипертонуса мышц, гиперкинезов, стимуляция ослабленной функции мышц. В этом плане применялись точечный массаж, прогревание по точкам, иглотерапия, новокаиновые блокады.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА У БОЛЬНЫХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Как указывалось ранее, восстановительная терапия наиболее эффективна при лечении детей с первых ме­сяцев жизни для предупреждения или снижения двига­тельных нарушений. Это объясняется тем, что уже в период новорожденности и в раннем возрасте у больных закладываются основы патологии двига­тельного анализатора. Все усилия восстановительного лечения в раннем возрасте должны быть направлены на выработку вер­тикального положения тела ребенка, его передвижений и ручных действий.


10. Прием для стимуляции ла­биринтного установочного реф­лекса с головы на шею



12. Поза эмбриона
13. Тренировка разгибательной функции кисти, установочного рефлекса на голову, поясничного лордоза, шейного цепного симметричного рефлекса на специальной каталке
14. Прием точечного массажа под большим вер­телом бедра

Пальцевое воздействие на точки известно давно. Еще в древности при лечении детей взамен иглоукалывания начали применять надавливание на точку пальцем (метод прессации, пальцевой чжень). В Японии и Корее широкое распространение получил пальцевой вращательный массаж, включавший надавливание и вибрацию на точках. Наиболее часто он применялся в области так называемых жизненных точек шеи, лица и головы, в результате чего удавалось получать корригирующие реакции внутренних органов. В настоящее время ряд авторов из разных стран рекомендуют применение раздражения по определенным точкам для улучшения функций двигательного аппарата.

Обязательное условие, содействующее эффективности лечения, -- это контакт с больным, умение создать ему хорошее настроение, учет возраста и умственного развития. У старших детей важно мобилизовать их внимание на фиксацию ощущений при достижении результата -- расслабления мышц или проявления их функции. Это необходимо для того, чтобы постепенно добиться самостоятельного воспроизведения этого ощущения больным, а следовательно, добиться желаемого результата -- произвольного расслабления или движения.

Выполняющий различные виды массажа (общие приемы, точечный, сегментарный) должен помнить о возможном влиянии задержавшихся ранних тонических рефлексов и наличия порочных поз. Поэтому каждый раз по указанию врача при массаже надо придавать ребенку такую позу, чтобы избежать действия тонических рефлексов. При наличии нестойких порочных положений конечностей рекомендуется фиксировать стопы, кисти и пальцы в среднем положении при помощи туторов и лонгет. Для укладки больного необходимо иметь набор мешочков, валиков и подушек разной величины и плотности.

Основным правилом для проведения любого вида массажа является наличие теплых, чистых рук с обрезанными ногтями, без украшений на пальцах, могущих мешать исполнению массажных приемов.

Перед проведением точечного массажа надо стремиться создать наиболее благоприятный фон для его воздействия. Это достигается предварительным проведением приемов общего массажа, сегментарного, тепловых процедур, введением медикаментозных средств.

При выполнении точечного массажа применяются различные способы давления одним -- двумя пальцами и такие приемы общего массажа, как растирание, пунктация, вибрация (поверхностная и глубокая), штрихование. Эффективными оказались приемы, заимствованные из иглотерапии в виде вариантов тормозного и возбуждающего методов. Эти способы различаются между собой по интенсивности, характеру и длительности раздражения.

Для возбуждающего метода характерны короткие, сильные надавливания в сочетании с прерывистым глубоким растиранием, пунктацией, штрихованием, с резким быстрым отниманием пальца после каждого приема. Можно включать прерывистую вибрацию. Этот метод рекомендуется применять одновременно или последовательно на 2 -- 3 точках аналогичного действия в течение 2 -- 4 мин. Успешное применение его вызывает рефлекторное сокращение мышц или движение, что очень важно для стимуляции функционально ослабленных мышц.

Назначение врачом точечного массажа должно быть индивидуальным, на основании результатов функциональной диагностики патологии движений. Эффект от его применения отсутствует при нарушениях глубокой чувствительности и незначителен при повышении пластического тонуса мышц, при стойких контрактурах и деформациях. Если при проведении точечного массажа будет отмечаться боль, то после процедуры следует растереть месторасположение точки. Прогревание до и во время массажа значительно повышает эффект воздействия. Прогревание можно проводить и с помощью водяных ванн при температуре 38°С. Одновременно в ванне может быть проведен и точечный массаж.

Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к сложнейшему заболеванию центральной нервной системы, возникающему во внутриутробном периоде, во время родов или в первое время после рождения. В комплексное лечение входит массаж при детском церебральном параличе.


Массаж при ДЦП

Цель массажа заключена в понижении рефлекторной возбудимости мышц, предупреждении развития контрактур, уменьшении синкинезии, стимулировании функции паретичных мышц, улучшении лимфо- и кровообращения, уменьшении трофических расстройств.

До проведения массажа максимально расслабляют мышцы, подбирая исходное положение и расслабляющие упражнения. Массаж при ДЦП проводят дифференцированно. Поглаживающие, растирающие и разминающие движения, пощипывания, катание, вибрация, пунктуация и потряхивание на сокращенных мышцах с повышенным тонусом проводят медленно, нежно и плавно для того, чтобы расслабить эти мышцы.

На растянутых и ослабленных мышцах проводят лечебный массаж более глубоко, применяя приемы вибрации: поколачивание и стегание, а также штрихование, пунктуацию, пощипывания и поглаживание. В обязательном порядке массируют паравертебральные спинно-мозговые сегменты. Выполняют ЛФК, точечный массаж и логопедический, рефлексотерапию, ортопедическую коррекцию, иппотерапию. При массаже определенных мышечных групп выполняется одновременно дыхательная техника движений.

  1. В чем терапевтическая польза массажа при ДЦП?
  2. О технике и методиках массажа при ДЦП
  3. Какими приемами массажа расслабляют мышцы?
  4. Элементы классического массажа
  5. Массаж для улучшения дыхания при ДЦП
  6. Массаж для стимуляции роста костей при ДЦП
  7. Проведение сегментарного массажа
  8. Массаж по системе Манакова
  9. Применение точечного массажа
  10. Применение логопедического массажа
  11. Сочетание массажа с другими процедурами
  12. Массаж при ДЦП — видео

Выполняя лечебный массаж, у больного ребенка происходят следующие изменения:

  • улучшается кровоток и лимфоотток;
  • активизируются обменные процессы в тканях;
  • происходит рефлекторное влияние на внутренние органы и нервную систему;
  • увеличивается мышечная масса ребенка;
  • повышаются адаптационные возможности организма ребенка.

О технике и методиках массажа при ДЦП

Сейчас наработано несколько методик массажа, каждую из которых целесообразно применять в каком-либо конкретном случае. Методика помогает умело подобрать приемы. Техника массажа по определенной методике поможет расслабить мышцы, провести подготовительный массаж, используя специальные укладки и упражнения ЛФК на расслабление.

Чтобы расслабить крупные мышечные группы используют прием валяния (разминания), а для расслабления мышц плечевого и тазобедренного суставов — прием катания мышечной массы (как скалку на тесте).

Расслабляют мышцы перед массажем приемом потряхивания по Фелпсу. Расслабляют мышцы кисти или стопы захватыванием предплечья или голени одной рукой и рядом коротких и длинных потряхивающих движений второй рукой. Вначале потряхивания проводят коротко и плавно, а по мере расслабления мышц – быстрее и с большей амплитудой. Для расслабления мышц всей руки массажист берет ее за кисть и фиксирует лучезапястный сустав. Ногу берет за сустав голеностопа. При этом выполняют встряхивания вверх и вниз, в стороны.

Расслабляют мышцы при ДЦП, применяя тормозной (точечный) массаж или возбуждающий (стимулирующий) точечный массаж, особенно при атонически-астатической форме ДЦП. А именно: коротко и резко применяют пунктацию, быстрые надавливания одним или несколькими пальцами точек на коже над мышцами, что участвуют в движении. Палец быстро отнимают и не задерживают на точке. Иногда необходимо одни и те же мышцы расслабить, а затем возбудить, поэтому на точку оказывают тормозное и возбуждающее действие.

Снижение тонуса происходит при сочетании пассивного растяжения напряженной мышцы с массажем на стимуляцию мышц-антагонистов. Очень важно для нормализации тонуса мышц в течение дня и при массаже расположение частей тела и их взаиморасположение по отношению друг к другу. А также положение головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Чтобы вывести конечности и голову в правильное физиологическое положение, расслабляют сближение мест прикрепления мышц. Перед началом растягивания спастически напряженной мышцы, производят движение в сторону действия напряженной мышцы до конца. А именно: в полном объеме сгибают конечность, если она находится в согнутом положении или максимально поворачивают голову в сторону проявления спастической кривошеи. Если подержать голову в таком положении 1-2 секунды и провести легкое потряхивание мышц, находящихся в напряжении, можно легко выполнить максимальное движение в обратную сторону и зафиксировать его.

Лечебный массаж на расслабление мышц выполняют:

  • поверхностным непрерывным поглаживанием. Движения выполняются легко, плавно и медленно без смещения кожи относительно нижележащих тканей;
  • валянием больших мышечных групп, переваливанием мышцы из одной руки в другую;
  • катанием мышц конечностей (плечевого и тазобедренного суставов);
  • глубоким непрерывным и прерывистым поглаживанием;
  • растиранием с помощью одного или нескольких пальцев;
  • гребнеобразным растиранием тыльной поверхностью вторых фаланг пальцев (кисть сложена в кулачок), опираясь на большой палец;
  • углубленным растиранием, с наложением кистей друг на друга, крупных мышц спины, бедра и ягодиц.

Наиболее эффективными считаются методики массажа: классического лечебного, кругового трофического, для улучшения дыхания, сегментарного, по системе Манакова, точечного и системного точечного.


Расслабление мышц при ДЦП

Классическим лечебным массажем улучшают питание и дыхание ткани мышц, улучшают условия деятельности нервных элементов и рецепторов обмена, нормализуют тонус мышц. Применяют плавные приемы поглаживания, растирания, разминания и вибрации (в ряде случаев) без применения усилий.

Сначала массируют воротниковую зону и шею, затем переходят на массаж спины, ягодиц, боковых поверхностей туловища. Особенно прорабатывают подлопаточные мышцы и те, что прикрепляются к лопатке: ромбовидные, задние зубчатые, подлопаточные. Они ослаблены в связи с ослаблением функции большой грудной мышцы и ее нахождении в спастическом состоянии при повышенных тонических рефлексах (лабиринтных и шейных симметричных). Правильное положение лопатки необходимо для сокращения мышц при разгибании головы.

Пальцами проходят глубоко между лопаткой и ребрами, затем выполняют массажные движения под лопаткой, направляя их к внутреннему краю: растирающие и разминающие. Затем приступают к массажу груди и живота, ног и рук, кистей и стоп.

В острой и ранней стадии ДЦП применяют щадящие приемы плоскостного, поверхностного поглаживания, глажения, граблеобразного поглаживания и растирания. В начальной стадии массаж проводят плоскостным глубоким, обхватывающим поглаживанием и вспомогательными приемами, растиранием, исключая щипки, валянием, покатыванием.

При наличии спастической диплегии назначается общий массаж с акцентом на разгибатели. Можно первый день массировать ноги и мышцы спины, на второй день – руки и мышцы спины, грудной клетки и живота (при необходимости). Разрешено поперечное разминание. Каждую конечность массируют 12-15 дней. Гемипаретическая форма требует применения всех приемов массажа, кроме вибрации. Разрешено выполнять реэдукацию (тренировку) мышц ЛФК.

Атонически-астатическая форма ДЦП требует применения всех приемов, выполняемых глубоко и энергично, включая щипцеобразное разминание, рубление, похлопывание, поколачивание в чередовании с поглаживанием.

Гиперкинетическая форма требует применения легких приемов: поверхностного поглаживания, глажения штрихования, пиления для воздействия на сокращенные мышцы. Для растянутых мышц необходим больший диапазон приемов.

При ДЦП необходима нормализация и углубление функции дыхания, поскольку у больных нарушается функция мышц, осуществляемых дыхание. Регуляция тонуса диафрагмальной, большой грудной, межреберной, малой грудной и мышцы живота необходима для всех остальных мышц, которые контактируют с дыхательными. Так, при вдохе повышается тонус мышц – разгибателей туловища и конечностей, а при выдохе – повышается тонус мышц-сгибателей.

При повышенном тонусе мышц-разгибателей, ребенка укладывают на спину с акцентом на выдох. Голова находится по средней линии, под голову кладут подушечку, руки лежат вдоль туловища, ноги слегка согнуты, под коленями находится валик. Стенки живота расслабляются, что увеличивает экскурсию грудной клетки.

  • поглаживанием и легким разминанием переднебоковой поверхности грудной клетки, косых и прямой мышцы живота;
  • точечным массажем по ходу реберных дуг и местам прикрепления диафрагмы (продавливанием мышц передней стенки живота с заводом пальцев под края ребер);
  • интенсивным массажем трапециевидной мышцы (верхней части), применяя разминающие и выжимающие приемы, захваты щипками для стимулирования рецепторов кожи и мышц, нервные центры которых лежат в продолговатом мозге вблизи от дыхательного центра;
  • сегментарным паравертебральным массажем в области нижних шейных и верхних грудных позвонков, в области грудины – по средней линии и парастериально, прорабатывая межреберные промежутки;
  • специальным точечным массажем симптоматических точек, действующих на дыхательную функцию.

Чтобы трубчатые кости конечностей нормально росли, выполняют массаж круговой трофический в зонах роста трубчатых костей и области хряща глубоким растиранием, вибрацией, сотрясением, пунктуацией с медленным перемещением вокруг всей кости. Так достигают рефлекторного раздражения нервно-трофических, сосудистых образований зон, улучшающих трофику и ускоряющих темпы роста костей. Особое внимание уделяют массажу пяточной кости. Она является рефлекторной зоной, что специфически действует на костную систему организма. Выполняют поколачивания пятки при выпрямленной ноге для воздействия на всю ногу. Ладонь поколачивают для воздействия на мышцы руки. Кисть при этом разогнута и рука выпрямлена. Для воздействия на плоские кости постукивают по костным выступам и мыщелкам. Для выполнения постукиваний проводят обучение ребенка разгибать и сгибать конечности.


Техника массажа при ДЦП

При ДЦП необходимо воздействие на сегментарный аппарат спинного мозга посредством определенных участков кожи, рецепторов сухожилий, связок и мышц сегментарным массажем. При этом воздействие распространяется и на нервные структуры мозга головы, улучшается кровообращение и трофика сегментов спинного мозга и мышц спины, попадающих под массаж.

Массируют сегменты вдоль позвоночника от крестца до шеи включительно. Затем по линии, что проходит по краям лопатки и вокруг лопатки, в зоне ягодиц и в промежутках между ребрами: поглаживаниями и растираниями, разминаниями, перемещением, сверлением, пилением, вытяжением и вибрацией. Используют большой палец, либо 2 и 3 пальцы. Между каждым приемом делают поглаживание и легкое потряхивание-вибрацию. Повторяют до 5 раз, не допуская болевых ощущений, до появления гиперемии.

Для достижения мышечного тонуса в ногах массируют область поясницы и крестца. От спастичности в руках массируют шейно-грудной отдел позвоночника. При атонически-астатической форме с наличием гипотонии мышц спины, кифоза, сколиоза и др. проводят массаж всеми приемами сегментарного массажа: вначале поглаживание, затем сверление, пиление, вытяжение и вибрацию. Приемы выполняют сначала с одной, затем с другой стороны. При массаже нужно пальцами ощутить щель между позвонками и произвести качательные толчкообразные движения в пределах ее области.

При ДЦП приемами массажа предупреждают развитие фиброзных и спаечных изменений в мышцах, пучках нервов и сосудов, сухожилиях, то есть, устраняют и предупреждают контрактуры и улучшают трофику тканей и проведение нервного импульса по нервным волокнам. Направление массажа – от центра к периферии, от проксимальных мест прикрепления мышц к дистальным. Исключение – массаж кистей и стоп, где движения направлены от периферии к центру.

Выполняя точечный массаж, воздействуют на точку 2-3 мин. Для применения возбуждающего метода коротко и сильно надавливают и сочетают с глубоким прерывистым растиранием (штрихованием) и резким объемом пальца после проведения каждого приема.

Точечный массаж тормозного типа применяют для расслабления мышц и уменьшения патологический активности рефлексов или симптомов. Медленно вращают палец по часовой стрелке, сужая площадь массажа, до 50-100 раз. Должно появиться тепло, расслабление и общее успокоение.

Для глубокого воздействия массажист сначала легко поглаживает по часовой стрелке (30-50 раз), затем углубляет постепенно палец с растираниями (20-30 раз) и разминает и давит до появления ощущения тяжести, онемения, распирания и ломоты. Массаж продолжают еще 20-30 с, и все приемы повторяют в обратном порядке, двигаясь против часовой стрелки и расширяя зоны воздействия.


Сочетание массажа с другими процедурами при ДЦП

Логопедический массаж проводят с индивидуальным подбором положения тел для исключения патологических тонических рефлексов. Особенно тщательно выбирают позы: эмбриона или лежа на спине с валиком под шеей и согнутыми ногами в коленях, позы — лежа на спине с фиксацией головы валиками или лежа на животе с валиком под грудью. После этого выполняют логопедический массаж. Прорабатывают мимическую и жевательную мускулатуру при ДЦП.

При массаже лица и шеи: поглаживают подушечками пальцев:

  • лоб от центра к вискам;
  • брови и лоб от надбровья вверх до границы волос головы;
  • нос сверху вниз с каждой стороны;
  • подбородок от центра и веду пальцы до мочек ушей;
  • от центра губ в сторону мочек уха.

Для релаксации мышц языка воздействуют на точки:

  • подчелюстной ямки;
  • носогубной складки (симметричные);
  • скуловых мышц (симметричные);
  • подчелюстных мышц (симметричные)

Массируют губы от центра к уголкам легкими пощипываниями, поглаживаниями и растираниями. Вокруг рта по часовой стрелке выполняют постукивания пальцами, растягивать и собирать верхнюю губу, затем нижнюю.

Выполняют логопедический массаж языка активными и интенсивными движениями от корня языка к кончику: разминаниями и перетираниями.

В восстановительный период при ДЦП массаж сочетают с ЛФК, бальногрязелечением, физиотерапевтическими процедурами, ортопедическими мероприятиями. Обучение упражнениями ЛФК и массаж нормализует функции вестибулярного аппарата. Ребенок поднимает голову во всех положениях, выпрямляет голову и ноги в положении лежа на весу на животе (с поддержкой живота), поворачивается со спины на бок, наклоняет туловище вбок и др. Ребенка обучают ходить и опираться на ноги: во время массажа стопы упирают в подставку, в суставах движениями имитируют ходьбу. Хороший эффект дает иппотерапия — катание на специально обученных лошадях, аквареабилитация в бассейне, дельфинотерапия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.