Церебральный паралич и заикание

Википедия: ”Детские церебральные параличи (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу не прогрессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития”.

Из термина видно, что основное поражение при ДЦП затрагивает моторные функции организма ребёнка, в результате чего развиваются нарушения двигательной и мышечной активности, функций зрения, слуха, координации движений, а также РЕЧИ и психики.

В этой статье мы поговорим о лечении неврозоподобного заикания при дизартрии и детском церебральном параличе при помощи мультимедийного комплекса ”BreathMaker”.

Патология речи встречается не у всех детей с ДЦП, но частота её настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в логопедической работе. У всех детей с ДЦП имеется та или иная степень дизартрии и у многих заикание. Так как проблема связана чаще всего с повышенным тонусом мышц, то и мышцы, отвечающие за речь, тоже спазмируются, вызывая заикание. Наша задача снять спазмы и гипертонус с мышц речевого аппарата, что с успехом делает ”BreathMaker”.

Но следует отметить, что у детей больных ДЦП, чаще развивается так называемое неврозоподобное заикание, которое характеризуется постепенным развитием на фоне органического поражения центральной нервной системы. Для этого вида заикания характерна выраженная судорожность речи, часто с тикообразными сокращениями мышц лица и рук. Оно отличается стабильностью проявлений, у ребёнка обычно отсутствует страх речи. В данном случае ”BreathMaker” , помимо прочего, снижает тонус речевой мускулатуры. Этот вид заикания трудно поддаётся лечению, но даже в этом случае значительное улучшение речи можно гарантировать.

Для ребёнка с ДЦП очень важно формировать свою собственную речь, а не только повторять сказанные кем-то или написанные фразы. В работе с ”BreathMaker” мы практикуем такой вид разговорной практики как пересказ. Это обязательное условие для всех наших пациентов, так как заставляет развиваться слабый ассоциативный центр головного мозга, что необходимо всем заикающимся, а детям с ДЦП особенно.


Лечение дизартрии и заикания у детей с ДЦП процесс длительный, протекающий под постоянным контролем врача. Плюс такого лечения в том, что ребёнок основное время проводит дома, занимаясь по нашей программе на компьютере, и периодически приезжая к нам в Центр Коррекции речи (ЦКР), для консультаций с врачом, и отчётом о проделанной дома работы. Также практикуется врачебный контроль по Skype.

Хорошие результаты лечения наиболее заметны у детей от 12 лет и старше, при лёгкой степени ДЦП. Дети в этом возрасте адекватно реагируют на критику, правильно понимают и выполняют поставленные задачи. Но это не значит, что младшие дети остаются без помощи. При работе с мультимедийным комплексом ”BreathMaker”, как минимум улучшение гарантировано всем, кого доктора берут на лечение.

В процессе лечения у ребёнка появляется плавность, певучесть речи, расслабляются мышцы, отвечающие за речь, пополняется словарный запас, улучшается техника чтения. Быстрее процесс лечения идёт у детей умеющих читать. Дети не умеющие читать работают в паре с родителем. Процесс лечения интересен для ребёнка и сам по себе, так как это работа с компьютером (а дети это любят). И всё же процесс лечения заикания это совместный труд родителей и ребёнка.

Совсем не значит, что лечение ограничится только работой с ”BreathMaker”. Ребёнок должен много читать в слух, с ним надо разговаривать, то есть вести диалог, а не просить повторять слова. Родители должны помнить, что длительные просмотры телевизора, постоянно включённая музыка снижают активность собственной речи ребёнка. Речь нужна для общения, а перекос в сторону слушания ухудшает развитие ассоциативного центра у ребёнка.

Нами накоплен большой опыт в лечении заикания у детей с ДЦП с помощью мультимедийного комплекса ”BreathMaker”. Приходите в наш ЦКР и мы приложим все свои силы и знания, чтобы помочь Вашему ребёнку научиться правильно и красиво говорить.

Статья доктора Синибор В.Ю.


Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail


Различные речевые нарушения при ДЦП наблюдаются у 80% маленьких пациентов. Их проявление напрямую зависит от степени поражения головного мозга, уровня развития центральной нервной системы. Отсутствие четкой и связной речи лишает ребенка возможности полноценного общения в окружающем обществе.

Основные виды и причины нарушений

Основные виды речевых нарушений при ДЦП:

• Дизартрия – нарушается нормальное произношение звуков, голос ребенка тихий с придыханием. Проблема возникает из-за спазма мышц лица, нижней челюсти и патологического недоразвития речевых механизмов нервной системы.
• Дислексия и дисграфия – при внутриутробном поражении мозговых участков, отвечающих за речь, больного невозможно научить писать простые слова и предложения.
• Алалия – патология полного или частичного отсутствия речи встречается при нормальном уровне слуха. При сенсорной форме малыш просто не понимает обращенные к нему слова. При моторной страдают психомоторные функции, мешая крохе научиться говорить даже отдельные звуки осознанно.
• Заикание – возникает при легкой степени поражения речевой зоны головного мозга.
• Анартрия – полное отсутствие речевых навыков.

У ребенка часто встречается задержка речевого развития при ДЦП. Он начинает говорить осознанные слова только после 3–4 лет, с трудом строит фразы. Дефект выражен более серьезно при недоразвитии коры головного мозга, нарушении мелкой моторики.


К серьезным речевым нарушениям при ДЦП приводят не только врожденные заболевания и внутриутробные инфекции. При уходе за больным ребенком многие родители предупреждают его малейшее желание. Поэтому у него отсутствует необходимость о чем-то просить, произносить желания вслух.

Дизартрия при ДЦП

• Легкая – на некоторых участках артикуляционного аппарата наблюдается парез. Поэтому невнятными являются только отдельные звуки (гласные, шипящие или звонкие).
• Средняя – повышенный тонус мышц лица не дает произносить треть звуков. Малыш произносит слова невнятно, ему тяжело объяснить свои просьбы и желания.
• Тяжелая – связная речь отсутствует из-за полной атрофии лицевой мускулатуры. Она наблюдается у 80% детей со спастическим тетрапарезом, о котором упоминалось ранее.

Кроме нарушения речи, у больного наблюдается гипертонус мышц, снижена моторика. Движения пальцев рук ограничены. Он разговаривает, словно рот заполнен не пережеванной едой.


Особенности развития и коррекции речи у детей с ДЦП


При диагностике выделяются следующие особенности речевых нарушений при ДЦП:

• позднее появление младенческого лепета;
• слова произносятся по слогам, с разным темпом;
• наблюдаются проблемы с глотанием пищи;
• повышенное выделение слюны;
• ограниченное количество используемых слов.

Перед составлением речевой карты пациента с ДЦП проводится комплексное обследование с применением МРТ головного мозга, энцефалограммой. Сурдолог должен исключить патологии слуха, мешающие восприятию звуков. Основная работа по реабилитации ложится на логопеда-дефектолога и невропатолога.


Как упоминалось ранее, психические и речевые нарушения при ДЦП корректируются одновременно с помощью разных методов:

• курсовой прием нейростимуляторов, витаминов группы В;
• массаж мышц, отвечающих за работу артикуляционного аппарата;
• иглоукалывание активных точек;
• логопедическая гимнастика в игровой форме;
• использование различных приспособлений для стимуляции мелкой моторики.

Задача дефектолога – спровоцировать желание говорить, расширять словарный запас. При уменьшении пареза лицевых мышц улучшается четкость отдельных звуков. В домашних условиях родители должны продолжать активные занятия в форме игры, читать ритмичные стихи и сказки.

Заикание – это расстройство речи, при котором нарушается ее ритм, происходит многократное повторение отдельных согласных звуков или слогов.

Заикание, или логоневроз, – это речевое расстройство, заключающееся в нарушении ритмики и динамики речи, характеризующееся судорожным повторением звука или трудностью его произношения. Затрудняется произношение слогов, слов, вследствие чего речь приобретает прерывистый характер. Заикание делят на:

  • невротическое (функциональное);
  • неврозоподобное (имеющее органическую основу).

Группы и факторы риска при заикании
Заикание обычно начинается в детском возрасте. У мужчин заикание встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Причины заикания
Причиной заикания является спазм мышц артикуляционного аппарата (глотки, рта, языка и др.). Сам спазм может быть вызван неврологическими или психологическими факторами.
К заиканию приводят неврологические нарушения, обусловленные следующими причинами:

  • наследственная предрасположенность;
  • инфекция или интоксикация матери в период беременности;
  • родовая травма;
  • частые заболевания в младенческом и раннем возрасте.

Психологические причины заикания:

  • сильный испуг;
  • стресс, нервное напряжение;
  • конфликты в семье.

Симптомы заикания

  • Неритмичная, сбивчивая речь;
  • многократное повторение одних и тех же звуков (согласных) и слогов;
  • усиление симптомов при волнении, страхе;
  • сохранность плавной речи во время пения.

Диагностика заикания

  • Консультация логопеда;
  • неврологическое обследование;
  • консультация психолога.

Лечение заикания
Логопедические методы призваны отработать технику правильной, связной речи, научить заикающегося контролировать мышцы речевого аппарата.
Психотерапевтические методы направлены на работу с психотравмой, вызвавшей заикание, и на оптимизацию психоэмоционального состояния больного. К психотерапевтическим методам относят следующие:

  • игровая терапия с заикающимся ребенком;
  • психотерапия с семьей заикающегося ребенка;
  • поведенческая психотерапия;
  • и т.д.

Медикаментозные методы имеют вспомогательное значение в лечении заикания. Для коррекции состояния людей, страдающих заиканием, используются успокоительные и спазмолитические препараты, а также лекарства, обладающие общеукрепляющим действием.

Прогноз
У большинства детей, имеющих симптомы заикания в дошкольном возрасте, речь в дальнейшем нормализуется. При длительном сохранении симптомов пик расстройства речи приходится на школьный возраст. После 30 лет симптомы могут значительно сглаживаться.
У детей и подростков заикание может вызывать сильное смущение, ограничение речевой деятельности и, как следствие, снижение школьной успеваемости.
Люди с заиканием часто испытывают трудности при вступлении в социальные контакты. Большинство видов заикания поддается лечению. Ключевую роль при этом играет возможно более ранее начало целенаправленной терапии.

Профилактика заикания
Влияние неврологических факторов предотвратить довольно сложно, но минимизировать воздействие психологических стрессоров, провоцирующих речевые расстройства, вполне возможно.

  • Нельзя быть излишне требовательными к речи ребенка, который только учится говорить. Чрезмерные ожидания родителей повышают тревожность ребенка.
  • Если ребенок очень впечатлителен, не стоит подвергать его сильным потенциально пугающим переживаниям (например, смотреть с ним фильм ужасов).
  • Конфликтные отношения между супругами могут стать причиной разнообразных невротических нарушений у ребенка, в том числе заикания. Адекватное разрешение противоречий (при необходимости – с помощью психотерапевта) – залог психического здоровья ребенка.

Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных Пол
Муж. Жен.
I от 0 до 3 лет 30 18 12
II от 3 до 7 лет 71 39 32
III от 7 до 12 лет 68 34 34
IV от 12 до 17 лет 45 29 26
V свыше 17 лет 35 20 15
Всего 249 140 109

Характер речевых нарушений у обследованных больных ДЦП отличался большим разнообразием их клинических форм и обнаруживал тесную связь как с возрастом детей, так и со степенью тяжести имеющихся у них двигательных расстройств. Общая характеристика выявленных до начала лечения вариантов речевой патологии представлена в сводной табл.23.Из 300 обследованных больных с ДЦП фразовая речь полностью отсутствовала у 32% детей. При этом уровень доречевого развития в виде крика и недифференцированной голосовой активности наблюдался у 6% больных. В виде отраженного гуления он имел место у 7% детей. В виде спонтанного гуления — у 9%. В виде лепета, отдельных лепетных и аморфных слов — у 10% больных. Владели простой фразовой речью, состоящей из 2 — 3 слов, которые произносились без соблюдения правил согласования грамматических единиц в предложении, 5% больных ДЦП. Распространенная фразовая речь, отличавшаяся полностью или частично сформированным грамматическим ее строем, наблюдалась у 54% обследованных.

Таблица 23
Варианты речевых нарушений у больных ДЦП

Формы речевых нарушении Особенности клинических проявлений Частота встречаемости
Общее число % случаев
Задержк иречевого развития а) на уровне крика и недифференцированных звуков; 18 6
б) на уровне дифференцированных звуков и отраженного гуления; 21 7
в) на уровне спонтанного гуления; 27 9
г) на уровне лепета и аморфных слов-корней 30 10
Алалии а) моторные; 4 2
б) сенсорные 9 3
Дислекции 3 1
Дисграфия 6 2
Ринолалия 9 3
Дизартрии а) псевдобульбарные 63 21
б) бульбарные 12 4
в) корковые 3 1
г) мозжечковые 6 2
д) подкорковые 9 3
е) сочетанные 27 9
ж) стертые 54 18
Заикание и запинки а) неврозоподобные 27 9
б) невротические 6 2
в) смешанные 21 7
Без нарушений речи 51 17
Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных % случаев без речевых нарушений
I от 0 до 3 лет 30
II от 3 до 7 лет 77 2
III от 7 до 12 лет 80 4
IV от 12 до 17 лет 60 5
V свыше 17 лет 53 6
Всего от 0 до 32 лет 300 17

Динамика показателей состояния речевых функций у первой группы больных ДЦП в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Эффективность реабилитационных мероприятий После I курса После II курса После III курса
Ухудшение
Без улучшения
Улучшение 42% 36% 39%
Значительное улучшение 58% 6% 68%
Стойкое улучшение или выздоровление 1% 3%

Таблица 26
II-V возрастных групп в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Доминирующая клиническая форма речевой патологии Эффективность реабилитационных мероприятий
Ухудшение Без улучшения Улучшение Значительное улучшение Стойкое улучшение или выздоровление
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
Дизартрии:
а) псевдобульбарные - - 14 15 13 7 6 7 - - 1
б) бульбарные - - 3 2 1 1 2 3 - - -
в) корковые - - 1 - - - 1 1 - - -
г) мозжечковые - - 2 1 1 - - 1 - - 1
д) подкорковые - - 3 2 2 - 1 1 - - -
е) сочетанные - - 7 6 6 2 2 2 - 1 1
ж) стертые - - 10 9 8 6 6 7 2 3 3
Алалии:
а) моторные - - 2 1 1 - 1 2 - - 1
б) сенсорные - - 2 2 1 1 - -
Дислексии - - 1 1 - - - 1 - - -
Дисграфии - - 1 1 - 1 1 1 - - 1
Заикание и запинки:
а) неврозоподобные - - 6 4 4 2 3 3 1 2 2
6) невротические - - 1 1 - 1 1 2 - - -
в) смешанные - - 5 3 2 2 3 4 - 1 1

Заикание: почему возникает и как лечится


Нередко дети в процессе социализации сталкиваются с различными проблемами. Это могут быть особенности внешности (большой нос, оттопыренные уши, рыжие волосы) или нарушения, связанные, например, с органами зрения (ношение очков), которые порождают непонимание и насмешки со стороны сверстников

Одной из подобных патологий также является заикание.

Под заиканием в медицинской литературе понимается функциональное изменение речи, при котором наблюдается частое повторение отдельных звуков или целых слов или их проглатывание. Такое говорение часто сопровождается нелогичными остановками, которые во многом обусловлены судорожным состоянием. Подобные нарушения значительно затрудняют понимание мысли говорящего окружающими, что приводит к неловким ситуациям.

Традиционно выделяют несколько форм течения болезни:

1.тоническая – характеризуется растягиванием определенных звуков, за счет чего поток речи разделяется на определенные паузы;
2.клоническая, при которой ребенок повторяет слова и сочетания звуков;
3.смешанная – имеет черты двух выше указанных форм.
Такое разграничение представляется очень важным, так как во многом определяет способы лечения заикания.

Несмотря на то, что природа развития заикания до конца не изучена, следует отметить некоторые факторы, которые оказывают непосредственное влияние на возникновение заболевания:

сильный испуг, который привел к судорожной готовности всех речевых центров (у взрослых это также может быть контузия);
отклонения в речевом развитии, вызванные генетической патологией или развившиеся на фоне приобретенных нарушений неврологического и иного характера (например, алалия);
общее отставание в развитии (скудное представление о мире, небольшой словарный запас и пр.).
Наряду с этим, усугубить ситуацию может неблагоприятная обстановка в семье (недостаток воспитания, наплевательское отношение родителей к проблемам ребенка и т.п.). Также стоит отметить, что заикание может служить одной из форм проявления других заболеваний, например, дизартрии (когда поражается сразу несколько отделов головного мозга) или при детском церебральном параличе (сокр. ДЦП).

Лечение состоит не только в принятии медикаментов (например, пантогам, который обычно пьется курсами от 1 до 4 месяцев при клонической форме заболевания). Все методики лечения заикания в основе своей имеют компенсаторную реакцию организма, которая возникает в ответ на определенный тип воздействия. Учитывая сложный механизм развития болезни, коррекция речи должна охватывать сразу несколько сфер, в том числе и педагогическую. Результат во многом зависит от индивидуального восприятия сложившейся ситуации больным.

В связи с этим, можно выделить несколько основных направлений:

1.Логопедическое – подразумевает проведение специальных (индивидуальных или, в большинстве случаев, групповых) занятий с логопедом, в рамках которых тренируются навыки речевого общения ребенка и проверяются его способности к адекватному поведению в обществе.
2.Физиотерапевтическое – предполагает лечение силой тока в рамках микрополяризации. Курс такой терапии проводится в течение месяца. Интервал между процедурами, каждая из которых длится около получаса, составляет не более двух дней.
3.Медикаментозное – носит скорее вспомогательный характер. Основной целью такого воздействия является угнетение ярко выраженных симптомов волнения, страха и прочих состояний, которые мешают нормальной коммуникации. В рамках данного подхода назначаются спазмолитики (например, мидокалм или амизил) и седативные препараты, способствующие нормализации эмоционального фона. При этом, принимая во внимание возрастные особенности пациентов, предпочтение обычно отдается натуральным средствам (отвар пустырника, валерианы, экстракт алоэ и т.д.). Наряду с этим, показаны поливитаминные комплексы, в особенности витамины группы В.
При лечении заикания также могут применяться нетрадиционные методы.

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.




Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
  • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.