Что можно дать ребенку дцп который не спит ночью

– Положение кровати
– Выбор положение тела для сна
– Поза во сне
– Влияние дневной активности на сон
– Обучение самостоятельности

Ночное время – одно из самых тяжелых испытаний для родителей ребенка с церебральным параличом. Многие из этих детей плохо спят, и это понятно, потому что днем они тратят очень мало энергии, и по многим причинам такие дети требуют ночью внимания родителей.
В данной главе мы обсудим, как важно удачно расположить кровать, выбрать матрас и постельные белье. Все это влияет на положение ребенка во сне. То, как он проводит время днем, тоже важно – тренируя определенные навыки, можно помочь ему принимать удобное положение во время сна.

Кровать

Большинство детей с церебральным параличом в положении лежа на спине постоянно поворачивают голову в одну сторону, выгибая спину – как бы отталкиваясь от подушки. Из-за этого у ребенка со временем может появиться тенденция к деформации позвоночника и к асимметричному положению рук и ног. Поэтому, решая куда лучше поставить кроватку, необходимо учитывать конкретные проблемы вашего малыша. Мы разберем важность этого на примере ситуации, когда ребенок поворачивает голову всегда вправо.
Сначала посмотрите на рис. 14.1, где показано неправильное, для указанного случая, положение кровати. Вы видите, что все, что может заинтересовать ребенка – окно, свет лампы, игрушки, – находится справа. Слева же нет ничего, кроме стены, поэтому у него нет стимула поворачивать голову влево.
Теперь посмотрите на рис. 14.2, где показано правильное положение кровати. Все стимулы исходит слева, и это побуждает ребенка смотреть влево.

Лучше всего, чтобы ребенку с церебральным параличом заменили детскую кроватку с перилами на обычную кровать приблизительно в том же возрасте, что и другим детям. Может быть, вам хочется немного помедлить с переходом на взрослую кровать, поскольку вы боитесь, что ребенок не почувствует опасности и придвинется слишком близко к краю. Или вы замечали, что, если положить ребенка на взрослую кровать, он сам боится скатиться с нее, и тогда вы решили, что ему еще рано спать в кровати без перил. В таких случаях можно использовать низкую кровать с бортиками, приделать к обычной кровати съемные перила или просто приставлять на ночь к кровати тяжелый стул.

Все люди двигаются во сне, выбирая более удобное положение. Если вы пробовали спать на мягком матрасе, вы, наверное, помните, как вам было тяжело поворачиваться, и как к утру все ваше тело было одеревеневшим. Тогда вы можете представить, как неудобно ребенку с церебральным параличом спать на недостаточно жестком матрасе – ведь он и без этого ограничен в своих движениях. Если у вас нет достаточно жесткого матраса, попробуйте положить под матрас доску или подложить под верхнюю часть матраса очень жесткую подушку – тогда получится небольшой скат, и ребенку будет легче двигаться и менять положение.


Рис. 14.1. Неправильное расположение кровати.


Рис. 14.2. а, б – Правильное расположение кровати.

Лучше всего использовать легкие, но теплые одеяла, потому что тяжелые еще больше затрудняют движения ребенка.
Внимание. Не стоит накрывать ребенка младше одного года очень теплым пуховым одеялом, ему может быть слишком жарко.
Если движения младенца ограниченны и при этом он не любит, чтобы его одеяло подворачивали по краям, то в спальном мешке ему будет легче двигаться, и он почувствует себя уютнее.
Большинство детей с периодическими мышечными спазмами и непроизвольными движениями расслабляются во сне, но все же есть дети, которые так много двигаются в кровати, что одеяло все время падает. Многие родители решают эту проблему, пришивая к четырем углам одеяла ленточки, которые привязывают к кровати под матрасом.

Будет лучше, чтобы ваш ребенок спал совсем без подушки, но, если она все же необходима ему, следите, чтобы подушка была твердая.
Детям, которые чрезмерно выгибают спину и поворачивают голову в сторону, иногда подкладывают под шею валик. Для детей постарше мы рекомендуем использовать подушку, которая была разработана в Бобат-центре (рис. 14.3), также можно взять подушку, повторяющую контуры шеи.
Те проблемы, которые возникают, если ребенок все время бьется обо что-нибудь головой, обсуждались в главе 3. Детям, которые делают это постоянно, могут помочь специальные противоударные подушки для младенцев.


Рис. 14.3. Подушка под шею, разработанная в Бобат-центре.

Распространенные проблемы и практические советы

Если младенец с повышенным тонусом спит в положении на спине, то он выгибается назад, его голова, туловище и конечности принимают асимметричное положение.
Многие родители нашли способ решить или облегчить эту проблему, подкладывая что-то твердое под матрас сверху, снизу и по бокам. При этом постель по форме становится похожей на гамак. Другой способ – приподнять верхнюю часть матраса, затем, свернув небольшое одеяло в форме валика, обернуть его вокруг таза младенца, а края подогнуть под матрас. Так бедра будут согнуты, а таз не будет наклоняться ни вперед, ни назад, а займет нейтральное положение. Подушка под шею тоже может помочь, если ребенок поворачивает голову преимущественно в одну сторону. На рис. 14.4,а, в показан другой способ удобно уложить ребенка – используя Т-образный валик (он был разработан в Mary Marlborought Disability Centre в Оксфорде; при его использовании ноги ребенка сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и положение его тела несколько напоминает позу при положении сидя). Для поддержания в правильном положении головы применяют валик Тейлора (рис. 14.4,б, в). По сторонам этого валика можно прикреплять съемные полужесткие накладки, регулируя форму валика индивидуально.

В данном случае картина совершенно иная: ребенок не откидывается на спину, а падает, шлепается" на матрас. При этом он обычно лежит асимметрично, голова повернута в одну сторону, руки согнуты (или одна согнута, а другая разогнута и в плечевом суставе повернута наружу), бедра повернуты наружу, ноги отведены, колени касаются поверхности кровати (рис. 14.5,а).


Рис. 14.4. а – Т-образный валик; б, в – валик Тейлора, поддерживающий голову. Чтобы уложить ребенка в симметричное положение и сохранять его позу, мы должны помочь ему удерживать правильное положение плечевых суставов и таза – так он сможет вывести плечи и руки вперед, а бедра и таз в нейтральное положение. Для очень маленького ребенка вполне подойдет свернутое полотенце или одеяло, которое оборачивают вокруг таза, кладут вдоль туловища до подмышек, как показано на рис. 14.5, б. Другой способ придать ребенку стабильность в плечевом поясе – обернуть восьмеркой шаль или мягкий шарф вокруг его плеч. При этом вы сводите плечи ребенка, перекрещивая шарф на животе (рис 14.5,в). Если младенец обычно лежит так, что его подбородок выдвигается вперед, а шея кажется короткой, попробуйте подложить ему под голову валик Тейлора.


Некоторые дети старшего возраста с церебральным параличом лежа на спине или на боку стремятся согнуться и, конечно, очень мало двигаются во сне; их тело становится очень напряженным. Часть из них чувствуют себя комфортно, когда их кладут на живот, и мы иногда советуем им спать в таком положении. Но мы не рекомендуем делать это, пока ребенок не научится достаточно хорошо контролировать положение головы, чтобы поднимать и поворачивать ее в сторону в положении лежа на животе. И даже если ребенок хорошо контролирует положение головы, его можно переворачивать на живот, только когда он уже лежит в кровати. Взрослый должен внимательно присматривать за ребенком, чтобы не произошло никаких неприятностей.
Внимание. Прежде чем пробовать укладывать ребенка спать на живот, обязательно поговорите с вашим педиатром.


Рис. 14.6. а, б – привычная асимметричная поза на спине некоторых старших детей с выраженной спастикой; в – использование Т-образного валика, твердой подушки и, если нужно, валика под спину.

Занятия и игры, которые помогут маленькому ребенку привыкнуть к новой позе для сна

Поскольку наша задача – научить ребенка спать в разных положениях и менять положение тела во сне, мы должны сначала научить его делать это днем, когда он бодрствует. Лучше всего это получается, когда вы удерживаете ребенка на руках или во время игры.
Возьмем в качестве примера младенца, который предпочитает спать на спине, но обычно разгибается, и его голова, туловище, руки и ноги принимают асимметричное положение. Для него было бы полезнее научиться спать на боку. Как же добиться этого?

Когда вы носите малыша на руках – это хороший способ приучить его к положению, в котором он чувствует себя не очень удобно. На руках у взрослого на тело ребенка не оказывает давление поверхность опоры (например, кровати). Важно помнить, что, когда вы приучаете младенца лежать на боку, он должен также научиться сам принимать это положение и переходить из этого положения в другие (подробнее см. в главе 19).

Удобнее всего учить младенца играть лежа на боку, когда он лежит у вас на коленях спиной к вам. При этом голова ребенка может опираться на ваше предплечье или бедро, если вы положите ногу на ногу или поставите под ногу низкую скамеечку так, чтобы младенец лежал под наклоном – голова и верхняя часть тела должны быть выше, чем таз и ноги. В таком положении легче всего контролировать движения верхней части тела ребенка и добиться того, чтобы он вывел плечи и руки вперед, и в то же время следить за положением таза и ног. Постепенно во время игры можно вводить повороты и другие движения так, как это показано на рис. 14.7, а,б.
Чтобы вы поняли, как важна для ребенка надежная опора, когда он лежит на боку и играет или смотрит на игрушки, попробуйте читать книжку лежа, не подложив под голову подушку. Через несколько секунд вы почувствуете, что вам неудобно и трудно читать, и обопретесь на локоть, потому что вашей голове необходима опора.


Рис. 14.7. а – когда ребенок уже может лежать на боку, мама отодвигает игрушку так, чтобы он тянулся за ней, поворачивая туловище. При этом мама следит за правильным положением таза и ног ребенка; б – в конце концов мама полностью переворачивает ребенка в положение на живот.

Если у малыша не слишком тяжелая форма церебрального паралича, но ему все же трудно, играя на полу, удержаться в положении на боку, стоит попробовать подложить ему под спину валик, который обычно кладут под дверь для защиты от сквозняков. Эти валики достаточно гибкие и одновременно твердые. Сейчас их обычно выпускают в форме разных животных, и детям это нравится. Их можно купить в любом большом магазине.

Самостоятельная игра

Пока младенец не научился удобно лежать на боку, мы должны придумать для него способ играть в положении на спине так, чтобы разгибание тела и асимметрия были минимальны.
По форме для этого подойдет гамак (см. главу 8, рис. 8.14), большой кусок пенопласта, с вырезанной серединой (рис. 14.8), или мягкая цилиндрическая подушка (рис. 14.9). Все эти приспособления хорошо сохраняют позу ребенка в положении на спине, дают ему возможность сохранять симметричную позу, стабилизируют плечи и таз и помогают вывести руки вперед и играть, удерживая игрушку по средней линии тела. Когда у ребенка сформируются все необходимые движения таза и он сможет согнуть вперед поясничный отдел позвоночника, он будет дотягиваться до своих ножек и играть с ними.
Если малыш уже может с удовольствием играть с мамой в положении лежа на боку, попробуйте предложить ему играть одному в этой позе. Для этого удобно использовать простое приспособление, состоящее из двух досок, скрепленных под углом 90°,—угловую доску (рис. 14.10, см. также главу 8).
Когда наша цель – научить ребенка лежать на боку, мы не должны забывать, что ему нужно играть и в других положениях, в соответствии с уровнем развития его движений.


Рис. 14.8. Кусок пенопласта с вырезанной серединой поддерживает ребенка в нужном положении.


Рис. 14.9. Использование мягкой цилиндрической подушки.


Рис. 14.10. Если положить на диван угловую доску, некоторые маленькие дети чувствуют себя гораздо увереннее. К тому же так ребенку легче смотреть в глаза взрослому.

Когда ребенок играет лежа на боку, предлагайте ему яркие игрушки, стимулирующие зрительное восприятие. Игрушки должно быть удобно держать в руке и они должны давать ребенку интересные тактильные ощущения. Подробнее это обсуждалось в главе 7.

Старшему ребенку с тяжелыми двигательными нарушениями специалист, который с ним занимается, может иногда посоветовать в течение коротких периодов времени использовать угловую доску (в главе 8 описаны угловые доски и то, что важно знать о положении ребенка при занятиях с ними).
Лежа на доске, ребенок может играть с простыми игрушками, которыми он способен самостоятельно управлять. Например, с игрушками типа коробочек с сюрпризом, в которых от простого нажатия на кнопку происходит что-то интересное – загорается лампочка, раздается мычание коровы или играет музыка и т. п. Таких игрушек существует очень много, в том числе детский кассетный магнитофон или игры, в которые можно играть, используя магнитную доску.

Чтобы быть полностью самостоятельным

Чтобы ребенок с церебральным параличом, который может двигаться, не требовал вашего постоянного внимания по ночам, его нужно постепенно, шаг за шагом, этому учить и тренировать его. Важно, чтобы он сам делал все, что в его силах, как бы ни были малы его возможности. Выбирайте такое время для обучения, когда вы никуда не торопитесь, например по выходным. Обычно легче вовлечь ребенка в такие занятия утром, после того как он проснулся, а не вечером перед сном.
Специалист, который занимается с вашим малышом, поможет вам понять, что ребенок способен делать самостоятельно и как вы можете помочь ему использовать в новой ситуации основные навыки, приобретенные им во время других занятий, игр или упражнений. Сюда войдут навыки одевания и раздевания, а также умение самому надевать пижаму. Ребенку нужно будет, например, делать следующее:
– самому накрываться простыней и одеялом, потом раскрываться;
– двигаться под одеялом, принимая удобное положение;
– садиться из положения лежа в кровати, пододвигаясь к краю и спуская ноги;
– самостоятельно ложиться в кровать и вставать.
Из всех этих основных навыков, как из кирпичиков, будут строиться новые. После того как ребенок много раз повторит это, вы сможете перейти к решению следующей задачи, следующему упражнению или попробовать делать то же упражнение в другом положении.
Дети с церебральным параличом, как и многие другие дети, проходят через тяжелый этап, когда они плачут по ночам, требуют воды, пытаются перебраться в кровать родителей. Остерегайтесь поддаваться на такие провокации, это самый распространенный у детей способ привлечь внимание родителей, и не стоит его поощрять. Если вы уже попались на эту удочку и не можете изменить привычки своего ребенка или не понимаете его поведения, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Если ваш ребенок очень беспокойный и постоянно не спит, советую вам обратиться к доктору.

Ни для кого не секрет, что любой ребёнок до определённого возраста боится темноты, относится к тёмному времени суток по-особенному. Кто-то не может спать в своей кроватке и постоянно перебегает к родителям, кто-то кричит и плачет, кто-то панически боится наступления сумерек. Это мы говорим об обычных детях, у которых нет проблем со здоровьем и есть родители.

В статье:

  1. Особенности детей с умственной отсталостью
  2. Причины беспокойства во время ночного сна
  3. Особенности психического развития
  4. Анатомо-физиологические особенности
  5. Наличие хронических заболеваний
  6. Неблагоприятная окружающая среда
  7. Неудобная кровать
  8. Несовместимость ухаживающего человека и ребёнка
  9. Заключительное слово

Отношение к таким детям часто отличается от отношения к обычным детям. Многие родители не понимают и не осознают, что ребёнок, который не может самостоятельно контактировать с внешним миром, испытывает весь спектр эмоций.

Дети с особенностями психофизического развития в большинстве своём не разговаривают, есть те, кто не двигает ни руками, ни ногами. Они не могут выражать полноценные эмоции вследствие своего плачевного положения. Однако мы не должны забывать, что они просто дети и даже молодые инвалиды, переступившие черту восемнадцатилетия, тоже являются детьми по своему умственному развитию и, таким образом, у них могут присутствовать детские реакции на окружающий мир.

Чтобы в нашей голове не было неразберихи и хаоса нужно понять, что причины различают внутренние и внешние.

Внутренние причины характеризуются:

  • особенностями психического развития;
  • наличием хронических заболеваний;
  • анатомо-физиологическими особенностями.

При тяжёлом поражении центральной нервной системы ребёнок практически никогда не высказывает своих страхов, переживаний и не говорит о проблемах со здоровьем, потому что просто не может этого сделать. Но данный факт не свидетельствует о том, что ребёнок не чувствует всего выше названного. Именно поэтому ребёнок плохо спит ночью, может кричать во время сна, плакать. Успокоить ребёнка в таком состоянии достаточно сложно, потому что достучаться до него нередко бывает невозможно, но не исключается вариант, что лишь ласка и спокойный тон голоса творят чудеса. Только часто это не помогает и приходится прибегать к назначению лекарственных препаратов.

Не стоит бояться назначения седативных лекарственных средств в необходимых и минимально эффективных дозировках, поскольку польза от них в несколько раз превосходит вред. Конечно, воздействия на пищеварительную систему при приёме внутрь есть, но ребёнок становится более спокойный, а спокойная душа значит многое.

При отсутствии психической составляющей не спят или плохо спят дети ночью из-за проблем с физическим здоровьем.

Помимо всего этого ребёнок может просто хотеть есть.

Внутренние причины являются не менее важной составляющей, чем внешние, и из них можно выделить:

  • неблагоприятная окружающая среда;
  • неудобные кровать и постельные принадлежности;
  • несовместимость ухаживающего человека с ребёнком.

Несколько слов об одеяле. Существуют одеяла шерстяные и колючие в одном лице. Нередко эти колючие ворсины проступают через пододеяльник и раздражают кожу ребёнка, отчего он раздражается и сам.

Ещё один момент. Некоторые дети панически боятся упасть с кровати, хоть они и не двигаются самостоятельно. Это большая проблема, потому что она практически не решается на психологическом уровне. Решить её можно только с помощью монтирования боковых стенок.

Если вы заметили, что ваш особенный ребёнок беспокоится при виде няни или иного ухаживающего человека, значит. Стоит пересмотреть возможность её или его нахождения рядом с ребёнком.

Если ребёнок негативно реагирует на вас, значит, стоит пересмотреть своё отношение к нему. Возможно в вас что-то не так, что-то не так в вашем поведении.

Если вы эмоционально выгорели, устали, стали более раздражительным, обязательно стоит обратить на ваше состояние внимание, поскольку ребёнок тоже станет раздражительным, плаксивым и неуправляемым. На себя внимание мы не обращаем в большинстве случаев, но вот состояние особенного ребёнка мы стараемся скорректировать лекарственными препаратами, ведь ребёнок психически болен. Не забывайте, что особенный ребёнок такой же человек, как и мы с вами.

В нашей статье собраны не все примеры и варианты причин ночного беспокойство, однако, о самых основных было сказано. Мы призываем вас относиться к своим особенным детям, как к личностям, как к людям, как к мыслящим созданиям, у которых есть свои желания, эмоции, мысли.

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит


Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Как сделать так, чтобы ребенок хорошо спал и давал выспаться родителям – это актуальный вопрос, волнующий почти всех родителей. Действительно нарушения сна у ребенка могут не только быть признаками проблем со здоровьем, но и сами служить причиной расстройств здоровья у родителей.

Родители должны с одной стороны – физически обеспечить ребенку возможность нормально спать, с другой стороны – психологически привить ребенку умение засыпать и поддерживать здоровый сон, которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.

В этой статье мы рассмотрим нарушения сна у детей, которые не являются следствием других заболеваний или расстройств, а вызваны лишь возрастными и поведенческими причинами.

Сколько и как должен спать ребенок?

Потребность ребенка во сне сильно отличается от потребности взрослых. Но знаете ли вы, что к шести месяцам ребенок уже может спать не менее девяти часов ночью? Это может звучать как чудо для некоторых родителей, потому что режимы сна у большинства детей отличаются. Но у большинства детей есть возможность спать всю ночь. Если, конечно, родители смогут научить их это делать. Проблемы со сном у детей очень распространены. Но большинство из них можно быстро исправить, как только родители их выявят, и узнают, что делать из литературы, от специалиста по детскому сну или после консультации с педиатром.

Действительно ли ребенок стал плохо спать?

Чтобы определить, есть ли у ребенка проблемы со сном, можно использовать следующие признаки:

  • Родители проводят слишком много времени, помогая своему ребенку заснуть.
  • Малыш просыпается за ночь больше раз, чем он ест.
  • На дневное поведение и настроение ребенка существенно влияет плохой сон.
  • Родители недосыпают из-за того, что ребенок плохо спит ночью.
  • Плохой сон ребенка сказывается на его отношениях с родителями.
  • Ребенок постоянно ворочается во время сна.

Что делать, если у ребенка нарушен сон?

Не существует общих правил для детского сна, потому что условия жизни могут сильно отличаться от семьи к семье, как и сами дети значительно отличаются друг от друга. Один ребенок может хорошо спать только в одиночестве, другой – только в одной постели с родителями, а третий будет хорошо спать даже в комнате, где играют старшие братья или сестры.

Ключ к решению проблем со сном состоит в создании последовательной модели поведения ребенка перед отходом ко сну, которая поможет ребенку быстро уснуть и хорошо выспаться ночью. Эту схему также необходимо перенести и на дневной сон. Поначалу уложить малыша в постель может быть сложно, но повторение одного и того же ритуала вскоре принесет свои плоды.

Основные правила хорошего сна

  1. Установите последовательный режим сна и придерживайтесь его.
  2. Установите постоянное время для утреннего пробуждения.
  3. Создавайте спокойную и расслабляющую обстановку в спальне ребенка.
  4. Общайтесь с ребенком перед сном. Не позволяйте телевизору, гаджетам или компьютеру занять ваше место.
  5. Не позволяйте детям смотреть то, что не подходит для их возраста, как днем, так и ночью. Контролируйте информацию, которая может их напугать.
  6. Не позволяйте ребенку засыпать, когда его держат, качают, кормят из бутылочки или кормят грудью.
  7. Не разрешайте ребенку есть продукты или напитки с кофеином перед сном, включая шоколад или газированные напитки. Старайтесь не давать ему лекарства с возбуждающими эффектом перед сном.

Проблемы с сном у грудных малышей

Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.

Ночные пробуждения – нормально ли это? Да!

Это совершенно нормально как для взрослых, так и для детей – просыпаться несколько раз в течение ночи. Это происходит чаще всего во время глубокой стадии сна. Взрослые, как правило, не подозревают о таком пробуждении и быстро возвращаются ко сну. Но маленькие дети реагируют на пробуждение по-другому. Они могут чувствовать себя неуверенно, даже пугаться, когда просыпаются в темноте посреди ночи. В результате они плачут, кричат ​​и делают все возможное, чтобы привлечь чье-то внимание. Естественный ответ родителей в этом случае – утешить ребенка, чтобы помочь ему вновь уснуть, а себе подарить еще несколько часов сна. Чаще всего родители помогают малышу уснуть, кормя его, укачивая, держа на руках или ложась с ним рядом.

Как и в случае с засыпанием, в этих случаях для ночных пробуждениях также формируется условно-рефлекторная связь между родителями, их определенными действиями и засыпанием. В результате, дети не могут засыпать самостоятельно, если проснулись ночью. А они будут просыпаться ночью всю свою жизнь.

Решением ситуации является возможность для родителей переступить через свое естественное желание утешить ребенка и научить его заспать самостоятельно.

Как научить малыша засыпать без помощи родителей?

Родители должны знать, что ребенок действительно может уснуть сам, как только ему дадут возможность сделать это. Это не означает, что мама или папа должны игнорировать плач и крики ребенка. Родители всегда должны убедиться, что ребенок находится в безопасности. Родители должны знать, плачет ли он, потому что он голоден, болен или подгузник у него стал грязным.

Маленькие дети часто испытывают боль при прорезывании зубов, при простуде или воспалении ушек. От боли они могут часто просыпаться. В этих случаях родителям, конечно, придется вставать и успокаивать малышей. Новорожденным потребуется много внимания в течение ночи: частые кормления (иногда каждые 1,5-2 часа) и смена подгузников. Но когда малышу исполнится шесть месяцев, он уже сможет спать всю ночь напролет без пробуждений.

Чтобы решить проблему со сном ребенка, родителям нужно научить его засыпать с новым набором ассоциаций: условно-рефлекторных связей между предметами, событиями и индукцией сна. Ребенок должен научиться использовать эти новые связи в течение всего времени сна ночью и днем. Обучение ребенка лучше всего начинать в ночное время.

Как научить ребенка засыпать после пробуждения?

Этот план поможет малышу в возрасте от шести месяцев до трех лет.

Можно утешить ребенка словами и нежно погладить его по спине. Через одну или две минуты снова выйдите из комнаты. Не оставайтесь на более длительное время. Держитесь подальше от комнаты в течение пяти минут. Если ребенок все еще плачет после этого времени, вернитесь в комнату, чтобы успокоить его снова. Через одну или две минуты выйдите из комнаты. Используйте следующую таблицу, чтобы увидеть, как долго ждать, прежде чем вернуться в комнату для каждого нового захода: с каждым заходом время выдержки должно увеличиваться. Помните, что при каждом заходе в комнате нельзя оставаться более двух минут.


Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.

Как они проявляются:

  • Малыш громко храпит, когда спит, у него периодически частично останавливается дыхание (обструктивное апноэ);
  • Вы наблюдаете у него синдром беспокойных ног — он может жаловаться, что ночью у него зудят, чешутся ноги;
  • Ребенок старше 2 лет страдает парасомнией: снохождение, ночные страхи, кошмары, энурез.

Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.

  1. Постоянная сонливость;
  2. Проблемы с засыпанием;
  3. Слишком частые не по возрасту ночные пробуждения;
  4. Дневные сны не более 30 минут;
  5. Тревожный сон у ребенка с очень ранними подъемами с утра;
  6. Ребенок старше 4 месяцев не умеет засыпать без груди, соски, бутылочки, укачивания, мамы рядом;
  7. Кроха спит больше днем, чем ночью;
  8. Вам трудно выстроить предсказуемый режим дня.

Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.

  • Неподходящим режимом, что приводит к нарушению циркадных ритмов детского организма;
  • Некорректными условиями для отдыха и привычками, мешающими научиться малышу засыпать самостоятельно;
  • Трудностями при кормлении;
  • Накопленной усталостью, перевозбуждением нервной системы;
  • Коликами.

Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:

  1. Возникает повышенная тревожность;
  2. Происходит задержка роста;
  3. Ребенок становится гипервозбудимым;
  4. Ухудшается внимание и память;
  5. Карапуз становится более капризным в течение дня, испытывает перепады настроения, чаще плачет.

Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.

  1. Изучите информацию по нормам и физиологии детского сна. Так вы сможете выстроить подходящий по возрасту режим.
  2. Проверьте условия в комнате, где спит малыш. Занавесьте окна плотными черными шторами, чтобы свет не будил кроху под утро. Проветривайте комнату и следите, чтобы сохранялась оптимальная температура. При пробуждениях на кормления, смену подгузника используйте ночник с теплым желтым светом.
  3. Введите ритуал. Он будет сигнализировать малышу, что скоро надо спать. Ритуал дает ему возможность замедлиться и расслабиться. Он может быть простым, но при этом регулярным. Исключите из него просмотр телевизора, игры, которые действую возбуждающе на нервную систему.
  4. Не используйте кроватку для игры или других занятий, кроме как отдыха. Иначе кроха не будет понимать, что ему нужно там спать, а не бодрствовать.
  5. Сохраняйте обычный режим на выходных. Малышу будет легче засыпать и просыпаться. Пробуждение в приблизительно одно время настраивает работу циркадных ритмов, помогает придерживаться постоянного режима.
  6. От качества отдыха днем, зависит то, как малыш будет спать ночью. Поэтому следите за тем, сколько спит кроха и когда вы начинаете укладывание днем. Убедитесь, что ваш карапуз просыпается достаточно рано, чтобы устать к вечернему укладыванию.
  7. Не используйте комнату, где спит ваш подросший малыш, для тайм-аута. Иначе он будет ассоциировать это место не с отдыхом, а с наказанием
  8. Синхронизируйте режим сна и кормлений. Малыш не должен ложиться спать голодным или переевшим. Если ребенок ест взрослую пищу, тяжелая еда, продукты с сахаром на перекус или ужин, плохо скажутся на засыпании. Избегайте кофеиносодержащих напитков во второй половине дня: газировку, чай, какао.
  9. Утром выходите с малышом на улицу. Яркий солнечный свет способствует лучшей выработке гормона мелатонина, который регулирует процесс засыпания. Также открывание штор помогает проснуться, сигнализирует о начале дня.
  10. Включайте в распорядок дня активные игры. Адекватная физическая нагрузка во время бодрствования способствует более спокойному отдыху ночью. Однако избегайте активных игр незадолго до укладывания — посвятите это время спокойному бодрствованию. Здесь подойдут лепка, рисование, пазлы, собирание конструктора.
  11. Проводите время с малышом качественно. Некоторые дети отказываются спать, потому что им не хватает вашего внимания. А ночь для них — это расставание с вами. Вместе играйте в игры без отвлечения на телефон и домашние дела, читайте сказку перед сном, обсуждайте прошедший день.

Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.

Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.

Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.

Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.

Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.

Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.

Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.

Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание. Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей. В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.

Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.