Что такое абилитация детей с дцп



Кто нуждается в абилитации?

О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы - внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов. В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита.

Абилитация также требуется и другим детям-инвалидам – слепым и слабовидящим, глухим и слабослышащим, с речевой патологией и в частности с задержкой речевого развития, заиканием.

Резервные возможности мозга

Резервные возможности мозга человека – главный козырь при абилитации. Наш мозг устроен таким образом, что нейроны коры головного мозга не имеют узкой специализации, а потому могут брать на себя функции пораженных клеток. Вот в этом и кроется секрет способности к обучению детей-инвалидов. К тому же не стоит забывать и о том, что мозг ребенка в отличии от мозга взрослого обладает более высокими потенциальными возможностями, и в первую очередь к обучению. К тому же такой механизм позволяет использовать принцип замещения: слепой ребенок может максимально использовать слух и, наоборот, глухой – зрение, вибрации и т.д.

Абилитация младенцев с ДЦП

Абилитацию детей, больных ДЦП, начинают с подавления лабиринтных и шейных тонических рефлексов. В норме это происходит естественным путем к трем месяцем, но у больных детей такие рефлексы подавляют искусственно, а взамен развивают задержанные, которые позволяют ребенку держать туловище вертикально и развивать моторную активность. Для этих целей используется лечебная физкультура, массаж, физио- и ортопедические процедуры, лекарственные препараты, а также ряд специальных укладок.

Для поднятия и удержания головы, а также для отработки способности опираться на руки очень полезны упражнения на мяче. Ребенка кладут на живот на мяч и перекатывают его, пока руки малыша не коснутся пола.

Отработка движений пальцев и кистей рук – еще одно важное направлении абилитации младенцев с ДЦП. Принцип здесь тот же, что при упражнениях-укладках: сначала пассивно, затем активно. В ходе активных упражнений используются кубики, другие игрушки, специальные игры. Надо отметить, что в группе такие занятия для детей гораздо эффективнее, чем в одиночку.

С помощью настольных и подвижных игр, картинок стимулируется развитие зрительно-моторных связей, а также предпосылок интеллектуальной деятельности. Специальные игры формируют навыки самообслуживания. Очень полезны музыкальные занятия, так как они развивают двигательную и речевую активность, способствуют хорошему дыханию и правильному голосообразованию. При этом важно часто менять виды деятельности, чтобы ребенок не утомлялся. Ребенку такие занятия в первую очередь должны быть интересны, ведь они эффективны, если только затрагивается его интеллект.


Абилитация слепых и слабовидящих детей

Если речь идет о слепом ребенке, то абилитация сводится к тренировке его слуха и кожного восприятия. При этом если выполнять такие упражнения ежедневно, то в конечном итоге у ребенка вырабатываются особые формы условно-рефлекторной деятельности, которые недоступны видящим людям. Важно тактильные ощущения ребенка, с помощью осязания формирующие у него понятия о форме, количестве, размерах предметов, сопровождать речью родителя и педагога. В этом случае расширяется познавательная деятельность малыша.

Для слабовидящих детей очень важно задействовать остаточное зрение. Важную роль играет здесь развитие оптического внимания. Для его тренировки рекомендуется вводить новые предметы в окружение ребенка, например в его комнате. Еще один момент – оптический контроль за выполняемым движением: выполняйте движение, сопровождая его название словом. Со временем ребенок научится точно воспроизводить движения по памяти и выполнять их в заданной последовательности.

При выполнении упражнений важно постепенно наращивать их количество во избежание риска перегрузки нервной системы.

Абилитация глухих и слабослышащих детей

Познавательная деятельность глухого ребенка происходит в основном за счет зрения, осязания и вибрационных ощущений. Довольно долго мышление глухого ребенка остается на уровне конкретных образов, поскольку отсутствие нормального становления речи замедляет развитие ребенка. В начале контакт взрослого с ребенком осуществляется с помощью мимико-жестикуляторной речи и только поздне, когда он начинает заниматься с сурдопедагогом у ребенка формируется произношение, а специальные методики позволяют ему научиться считывать слова с губ другого человека. Параллельно с этим ребенка учат дактильной (пальцевой) речи. Процесс обучения глухого ребенка длительный и сложный, поэтому надо терпеливо относиться ко всем рекомендациям педагогов.

Для слабослышащих детей основная задача – развивать у них оставшийся слух. В этом случае врачи часто рекомендуют использовать звукоусиливающую аппаратуру.

Начинать учить глухих детей нужно как можно раньше, поскольку в 3-4 года они уже утрачивают способность развивать свои способности.

Абилитация детей с задержкой речевого развития

Речевая патология в большинстве своем отмечается на фоне неврологических нарушений и особенно часто она фоне ДЦП. Известно, что формирование речи и манипулятивная деятельность рук, особенно кистей и большого пальца, - процесс параллельный. В связи с этим очень важно включать в занятия упражнения, развивающие моторику рук.

Для детей с ДЦП необходимы также тренировки, направленные на регуляцию дыхания и голосообразования, на развитие слухового внимания. В ходе логопедической работы при ДЦП с ребенком первых двух лет жизни необходимо начинать формировать сначала доречевую, а только затем речевую деятельность, для того чтобы планомерно подавлять патологическую активность речевой мускулатуры. К доречевой функции относятся кусание, жевание, отделение голосовых реакций от мышечной активности, гуление.

Во время занятий нужно внимательно следить за соотношением моторного и речевого развития малыша и вовремя корректировать их при необходимости.

Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д. Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы. В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида. Главное, не опускать руки и тогда у вас все получится!

При лечении больных с детскими церебральными параличами . огромное значение придают подавлению влияния лабиринтных и шейных тонических рефлексов. Необходимо развивать задержанные рефлексы, способствующие нормальному развитию вертикального положения туловища и двигательных функций (стато-кинетические рефлексы).

Функционирование лабиринтных и шейных тонических рефлексов (в норме они исчезают в возрасте 3 мес): 1) приводит к развитию патологических поз и вынужденному положению; 2) лишает ребенка всякой моторной активности и способствует вторичным нарушениям чувствительности; 3) нарушает необходимые для развития нервной системы афферентные синтезы и тем самым препятствует формированию более высоких уровней двигательной и речевой функциональных систем; 4) грубо нарушает все доречевое и речевое развитие ребенка.

С целью устранения патологических тонических рефлексов осуществляют воздействия, направленные на расслабление мышц и подавление патологической рефлекторной активности. Речь идет о лечебной физкультуре, массаже, физиотерапевтических и ортопедических процедурах. Вспомогательное значение имеет применение некоторых лекарств.

Педагог-дефектолог совместно с невропатологом должны подобрать специальные, наиболее адекватные для каждого ребенка позы и положения, при которых влияние патологических рефлексов было бы минимальным. Все логопедические и другие занятия следует проводить в этих положениях.

Для расслабления тонуса мышц и подавления патологических тонических рефлексов применяют специальные упражнения и укладки.

Придание правильного положения туловищу и другим частям тела имеет огромное значение в коррекции двигательных нарушений у детей. Лечение положением применяют довольно широко и выполняют в виде различных укладок. При этом больному придают соответствующие позы в положении лежа, сидя и стоя; туловище и отдельные конечности фиксируют с помощью специальных приспособлений.

Укладки и фиксации используют для подготовки больного к занятиям лечебной физкультурой как исходное положение для работы с одной конечностью, мышцами шеи или туловища, для отдыха после занятий, как лечебную процедуру с целью сохранения достигнутых результатов, а также как способ предупреждения и устранения контрактур (ограничений подвижности суставов).

Большое распространение получила “эмбриональная поза”, в которой максимально подавляется тонус разгибателей, ряд укладок-упражнений. Сначала такие укладки создаются пассивно. Затем взрослый учит ребенка выполнять их произвольно. Эти позы способствуют снятию неправильных установок тела и дают возможность овладеть активными движениями. В таких позах отрабатывают активное удержание головы (при ее поворотах в стороны, вверх, вниз); в этих же позах отрабатывают и удержание всего туловища. В последующем отрабатывают разгибание рук, ног. Следует отметить, что овладение умением удерживать голову и совершать головой активные движения — главное и обязательное условие развития произвольных движений тела.

Развитие умения удерживать голову осуществляют постепенно — сначала в максимально облегченных условиях, затем в условиях возрастающей сложности. Для коррекции неправильных положений головы применяют также валики, которые подкладывают на сторону большего наклона головы и шеи. Кроме того, производят чередования положения ребенка в кровати по отношению к источнику света. Следует также носить ребенка на руках на боку, противоположном повороту головы. В тяжелых случаях для придания правильного положения голове и туловищу применяют специальные гипсовые кроватки. В таких кроватках голову ребенка укладывают с обратным поворотом.

Для стимуляции разгибания мышц шеи проводят адаптацию ребенка к положению на животе. В этом положении легче вырабатывается активное поднимание и удержание головы. Для выработки рефлексов, устанавливающих нормальное положение головы и туловища, большое значение имеет использование ориентировочного рефлекса на звуковые и световые раздражения. В ответ на звуковые или световые раздражения ребенок пытается совершить поворот глаз и головы в сторону раздражителя. Сначала он повертывает в сторону раздражителя глаза, вслед за этим совершает поворот головы. Но для этого необходимо, конечно, устранить асимметричный шейный тонический рефлекс и кривошею. Включение ориентировочного рефлекса в стимуляцию движений головы может оказать очень большую помощь в развитии целенаправленных движений.

Выработка разгибательных рефлексов туловища, начальным компонентом которых является выпрямление и удержание головы, облегчается с помощью упражнений на специальных колясках, мяче и других приспособлениях.

Ребенок может катить коляску, на которой имеется подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибание плечевого пояса, отталкиваясь с помощью кистей и пальцев рук. Такая деятельность способствует развитию выпрямительных движений в суставах рук и разгибанию кистей.

Развитие опорной функции рук способствует осуществлению разгибательных движений в мышцах спины, так как активная опора на руки в положении лежа на животе облегчает разгибание туловища.

Для выработки способности опираться на руки и полнимать голову применяют упражнения на мяче. Ребенка'укладывают животом на мяч со свисающими вниз руками. При перекатывании мяча тело ребенка опускается вниз и руки его касаются пола.

Таким образом, постепенно возникает рефлекторная установка на разгибание кистей и пальцев, вырабатывается опорная функция кистей.

С помощью упражнений на мяче развивают выпрямительные рефлексы туловища, добиваются разгибания рук в плечевых суставах и отведения их назад в плечелопаточных суставах.

Огромное значение имеет отработка движений кистей и пальцев рук с первых же дней жизни ребенка, так как при детских церебральных параличах имеется тенденция к развитию контрактур в лучезапястном суставе. Такая отработка достигается в процессе выполнения особых упражнений, начинающихся с расслабления кисти путем ее потряхивания. Разгибание кисти вначале производят пассивно, затем путем активных упражнений. У более старших детей ручную умелость вырабатывают с помощью особых приспособлений и игрушек (типа конструкторов, кубиков). Кроме того, в этих целях используют специальные игры. Ручная умелость развивается лучше, если ребенок играет не один, а в обществе других детей.

Большое значение имеет коррекция задержек психического и речевого развития у детей с церебральными параличами.

При проведении восстановительного лечения необходимо стимулировать развитие зрительно-моторных связей, применяя различные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают их эффективность.

В процессе восстановительного лечения особенное внимание следует уделять развитию предпосылок интеллектуальной деятельности. С этой целью необходимо развивать фиксацию взора на предметах в процессе манипулятивной деятельности, особенно если имеются патологические тонические рефлексы, которые ограничивают возможность зрительного восприятия и в связи с этим затрудняют познавательную деятельность. Тренировка внимания и наблюдательности — важные условия развития интеллекта. Целесообразно организовывать подвижные и настольные игры, основной целью которых должно быть развитие моторики и манипулятивной деятельности с коррекцией нарушенных функций (слабость кистевого схвата, отведения большого пальца, супинации и пронации и т.п.). Игровые упражнения способствуют также и развитию навыков самообслуживания.

Однообразная деятельность быстро утомляет детей, поэтому необходимо возможно чаще вовлекать ребенка в другие виды игровой деятельности. Следует шире использовать музыкально-ритмические занятия, чередуя их с подвижными и настольными играми, Вызванные на музыкально-ритмических занятиях эмоциональные реакции способствуют воспитанию двигательной и речевой активности, расширяют активный и пассивный словарь, способствуют нормализации голосообразования и дыхания. Занятия следует проводить в форме игры, так как именно эта деятельность составляет главное содержание жизни ребенка. Кроме того, игра является тем видом деятельности, в который дети включаются быстрее всего.

Музыкально-ритмические игры должны быть направлены на формирование и развитие движений. В процессе выполнения упражнений формируются координированные и точные движения, вырабатываются ритмическое дыхание и устойчивое равновесие.

Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию речи, при этом развиваются слуховое внимание и дифференцированный слух. То и другое служит подготовительным этапом к развитию речевого слуха. В процессе занятий дети учатся определять характер музыки (медленный — быстрый, громкий — тихий и т. д.) и различать звуки музыкальных инструментов (пианино, барабан, баян и др.).

В определенном музыкальном ритме и темпе проводят артикуляционную гимнастику, цель которой — формирование умения совершать точные координированные движения мимической и артикуляционной мускулатуры, более точно переключаться с одних артикуляционных движений на другие и длительно фиксировать каждое из артикуляционных положений.

Детям с грубой асинхронностью голоса, дыхания и артикуляции, слабым диафрагменным дыханием, слабым голосом и с маловыразительной модуляцией важно петь гласные звуки, гласные в сочетании с согласными, песенки на выдохе, выполнять под музыку двигательные упражнения. При этом необходимо учить детей регулировать силу и высоту голоса: петь высокие и низкие звуки, постепенно увеличивать силу звука.

Обучение детей игре, особенно в сочетании с музыкально-ритмическими занятиями, способствует развитию моторики, ручной умелости, познавательной деятельности и отвлеченного мышления, увеличивает запас сведений и представлений, улучшает речевую активность, помогает усвоению сложных логико-грамматических конструкций, корригирует нарушенные высшие корковые функции.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагындыкова Г.Ш.

Having investigated children’s habitation and rehabilitation with infantile cerebral paralysis in the Aktyubinsk region the authors of the article came to a conclusion that in complex specialists’ work the parents’ literacy of ill children, their interest in making of favourable treatment is increased.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сагындыкова Г.Ш.

CHILDREN’S HABILITATION AND REHABILITATION WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS IN AKTYUBINSK REGION

Having investigated children’s habitation and rehabilitation with infantile cerebral paralysis in the Aktyubinsk region the authors of the article came to a conclusion that in complex specialists’ work the parents’ literacy of ill children, their interest in making of favourable treatment is increased.

информационно-разъяснительной работы среди населения об опасности этой инфекции, в результате чего более 12 % пострадавших обращаются за медицинской помощью в поздние сроки, а каждый 20-й отказывается от прививок или самовольно прерывает курс лечения.

А.Д. К9ПЖАСАРОВ, А.Ш. МУАФИХОВ А.А. М¥САБЕКОВ, Г.Н. АЛДАНОВА, Л.М. БАЙТЛЕУОВА

АКТ6БЕ ОБЛЫСЫНДАГЫ АДАМДАР ЖЭНЕ ЖАНУАРЛАР АРАСЫНДАГЫ К¥ТЫРУДЫН АУРУШАНДЫГЫ ЖЭНЕ Т¥РГЫНДАРГА АНТИРАБИЯЛЫК КвМЕК КвРСЕТУ ЖАГДАЙЫ

Актвбе облысы бойынша санитариялык-эпидемиологиялык кадагалу баскармасы,

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина университету Актвбе далась

Актвбе облысында сонгы 10 жыл арасында тiркелген кутыру ауруына байланысты эпидемиологиялык жагдайынын талдауы жYргiзiлдi. Талдау барысында эпидемиологиялык жагдайынын жаксармагандыгы белгiлi болды. Сонгы жылдары адамдардын кутыру ауруымен аурушандыгы жабайы жануарлардын кабуымен байланысты екендiгi аныкталды.

A.D. KOBZHASSAROV, A. SH. MUAFIKHOV, A.A. MUSSABEKOV, G.N. ALDANOVA, L.M. BAITLEUOVA

MORBIDITY FROM HYDROPHOBIA AMONG PEOPLE AND ANIMALS IN THE AKTUBINSK REGION AND STATE OF ANTIRABIES HELP FOR POPULATION

Department of state sanitarly-and-epidemiogical inspection of the Aktyubinsk region, West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city

Epidemiologic situation of hydrophobia in the Aktyubinsk region during the last 10 years has been analysed. There is no tendency to the improvement of the epidemiologic situation. During the last years hydrophobia morbidity among people is connected with the wild animals bites.

АБИЛИТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Областная психолого-медико-педагогическая консультация, г. Актобе

Отношение родителей к абилитации и реабилитации детей с ДЦП. Сотрудничество с родителями - это очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность всей абилитации. Практика показывает, что большинство родителей первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками врачей и педагогов.

Рождение больного ребенка всегда неожиданно для родителей. Неприятное известие настолько ошеломляет, что первоначально и родители, и ближайшие родственники отказываются верить в случившееся. С одной стороны, это связано с тем, что большинство людей имеют небольшой и обычно

104 Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. , _ _ " „ .. _________

_;_ _!___Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010

индивидуальный опыт общения с грудными детьми. Младенцы с церебральным параличом кажутся им вполне здоровыми, т.к. у них отсутствуют внешние пороки развития, а отклонения в поведении новорожденного могут увидеть только специалисты. С другой стороны, в обществе неправомерно распространено мнение о том, что дети с отклонениями в развитии рождаются у людей с аналогичными врожденными заболеваниями. В действительности, уже в середине ХХ века было известно, что более половины детей с церебральным параличом - это первенцы молодых здоровых родителей [4].

Однако они не представляют последствий развития ребенка с таким заболеванием без ранней терапии. На самом деле отказ от лечения ребенка - это проявление позиции неприятия больного ребенка. Фактически родители отторгают реального ребенка.

Родители, а это, как правило, люди молодого возраста, на этом этапе нуждаются в существенной психологической поддержке. Прежде всего необходимо помочь родителям найти поддержку у своих близких родственников, убедив их в необходимости семейного воспитания ребенка, в том, что ребенок -живое существо, несущее радость любящим его родителям [1]. Нужно разъяснить необходимость раннего лечения ребенка и доверия специалистам. Важно познакомить родителей с тем, что бывают разные степени заболевания и различный прогноз, зачастую благоприятный.

Во время совместных консультаций мы посвящаем родителей в следующие вопросы.

1. Стремление родителей узнать причину рождения ребенка с детским церебральным параличем (ДЦП). И родители, и окружающие их люди часто не осознают абсурдности этой идеи - выяснение причины не может изменить самого факта. Но оно может изменить, и не в лучшую сторону, отношения в семье ребенка. Ребенок с ДЦП значительно больше нуждается в полной гармоничной семье, нежели в достоверном знании причины своего заболевания. Сведения о причинах необходимы врачам и, конечно, для науки. Эти сведения ничего не дают родителям, да и специальным педагогам, т.к. стратегия педагогической абилитации ребенка с ДЦП не зависит от этиологии.

Можно ли вылечить ДЦП? Строго говоря, в поздней резидуальной стадии ДЦП уже не заболевание, а состояние, и вопрос заключается не в лечении, а в развитии ребенка с этим состоянием. Однако периодически появляется информация о методах, приводящих к полному излечению. Как показывает наша клиническая практика, дети с ДЦП - крайне полиморфная группа с разнообразной этиологией. Некоторые, преимущественно легкие, формы удается излечить, что и делается в специализированных клиниках нашей страны, где применяются практически все известные в мире передовые технологии, подтвердившие свою эффективность [2,3].

Родители нередко выражают педагогам и психологам свое недовольство врачами, пытаясь получать у них советы по вопросам лечения детей. К сожалению, не все работники специального образования удерживаются в пределах своей компетенции.

Помощь родителям на этом этапе заключается в поддержке их стремления к лечению ребенка и объяснению того, что для человека с любым хроническим заболеванием или состоянием важно регулярно наблюдаться у врача. В связи с этим наиболее эффективно лечение у одного врача с дополнительными консультациями ведущих специалистов. Как правило, сам лечащий врач по мере необходимости и рекомендует такие консультации. В любом случае лечение ДЦП - процесс длительный, и если кто-либо обещает быстрые результаты, то это должно насторожить родителей.

В психолого-медико-педагогической консультации происходит выявление особенностей детско-родительских отношений, родительского отношения к больному ребенку, диагностика типа родительского воспитания и его нарушений. Обычно эту работу проводят совместно психолог с психиатром. Однако все специалисты участвуют в выявлении и обсуждении особенностей семейного воспитания, поскольку эта информация необходима для выбора тактики и приемов консультирования родителей.

Консультативная работа специалистов ПМПК - важная составляющая и, по сути, конечная цель диагностико-консультативного приема.

., , _ Г ,„.. „ „,„, „„.,„ Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. 105 Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. N_!_ _;___

Консультирование достигает решения двух задач. Первая направлена на создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации, связанной с проблемами ребенка, формирования у них психологической готовности к длительной работе по преодолению этих проблем. Вторая задача связана с освобождением родителей от чувства вины, преодоления стрессового состояния, создания и поддержания по возможности нормального климата в семье [4].

Для более полного охвата детей с ограниченными возможностями с диагнозом ДЦП в 12 районах Актюбинской области проводятся выездные, плановые осмотры детей с оказанием консультативной помощи родителям, воспитывающим больных детей с ДЦП, а также предлагается специальная медицинская литература. Мы проводим комплексную работу с работниками социальной защиты, даем рекомендации по уходу за больными школьниками и дошкольниками, обучающимися и воспитывающимися на дому. Ведем также статистический учет количества детей с данным диагнозом в разрезе районов (таблица 1), который обрабатываем и анализируем.

Консультации невролога областной ПМПК

№ Районы 2008 год 2009 год

1 Айтекебийский 25 38

2 Алгинский 89 96

3 Байганинский 40 48

4 Иргизск ий 33 40

5 Каргалинский 23 28

6 Кобдинский 18 34

7 Мартукский 56 58

8 Муголжарский 104 118

9 Темирский 54 60

10 Уилский 31 45

11 Хромтауский 43 57

12 Шалкарский 72 88

Завершая консультации мы обязательно благодарим родителей за активное участие в составлении программы реабилитации, подчеркиваем уникальность и важность их информации о ребенке для специалистов, помогая им осознавать лежащую на них ответственность за успешную реабилитацию ребенка.

Таким образом, в результате комплексной работы невролога в содружестве с другими специалистами ПМПК увеличивается грамотность родителей больных детей, их заинтересованность в создании благоприятного лечения своих детей, позволяющая решать многие проблемы их развития, реабилитации и социальной адаптации. Литература:

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. Учебное пособие. - Москва. - 1998. - С. 24-89.

2. Шаммансуров Ш.Ш., Трошин В.М., Кравцов Ю.И. Детская неврология. Руководство для врачей. -Томск. - 2005. - С. 67-78.

3. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации / Под редакцией Шипицыной Л.М. - Санкт-Петербург. - 1999. - С. 15-34.

106 Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. , _ _ " „ .. _________

_;_ _!___Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г.

ДКТ0БЕ ОБЛЫСЫНДАГЫ ЦЕРЕБРАЛЬД! БАЛАЛАР ПАРАЛИЧТ1 БАЛАЛАРДЫ АБИЛИТАЦИЯЛАУ Ж9НЕ РЕАБИЛИТАЦИЯЛАУ

Облыстьщ психолого-медико-педагогикалы^ кенес беру, А^тебе ^аласы

Макала авторлары А^тебе облысындагы церебральдi балалар параличтi балаларды абилитациялауды жэне сауыщтыруды зерттеп, мамандардын кешецд жумысында кептеген мэселелердi шешетiн сыр^атты балалардын ата-аналарынын сауаттылыгынын, ^олайлы ем жасауга ^ызыгушылыгынын улгайганы туралы фрытындыга келдi.

CHILDREN'S HABILITATION AND REHABILITATION WITH INFANTILE CEREBRAL PARALYSIS IN THE

Regional psychomedical and educational consultation, Aktobe city

Having investigated the children's habitation and rehabilitation with infantile cerebral paralysis in the Aktyubinsk region the authors of the article came to the conclusion that in complex specialists' work the parents' literacy of ill children, their interest in making of favourable treatment are increased.

Ж.К. ФАТКУЛИНА, А.Н. ШЕГРЕЕВА, У.И. ШОЛЖАНОВА, Т.Ж. ЖУЛУМОВА, А.Ж. ШАПИЕВА

ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ У ДЕТЕЙ

Областной центр по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, г. Актобе

ВИЧ-инфекция у детей и подростков приобретает актуальность во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Источником ВИЧ-инфекции для детей, как правило, являются женщины из группы риска (внутривенные потребители наркотиков и женщины, имеющие беспорядочные половые связи, находящиеся в половой связи с мужчинами, не обремененными моногамными отношениями) [1,2]. В Актюбинской области ВИЧ-инфекция у детей первоначально зарегистрирована как гемоконтактное внутрибольничное заболевание. Нарастающим итогом на 1 января 2010 г. в республике зарегистрировано 15 784 ВИЧ-инфицированных. Женщины составляют 27,6 % всех ВИЧ-инфицированных, соотношения мужчин и женщин 2,6:1. В связи с гетеросексуальной трансмиссией в последние годы отмечается увеличение числа ВИЧ-инфицированных беременных женщин как в стране, так и в нашей области.

Во всех странах увеличилось количество больных ВИЧ-инфекцией детей и эта тенденция, видимо, сохранится и в дальнейшем, так как даже поставленные в известность о грозящей опасности для ребенка ВИЧ-инфицированные женщины не всегда соглашаются на прерывание беременности. По области нарастающим итогом зарегистрировано 18 ВИЧ-инфицированных беременных женщин и 23 беременности, у 5 женщин - повторные беременности. Частота передачи ВИЧ от больной матери при первой беременности до внедрения профилактики ретровирусными препаратами колеблется до 45 °%, риск инфицирования возрастает до 50-60 °% при последующих беременностях.

В последнее время, благодаря разработанной методике лекарственной профилактики внутриутробного инфицирования, количество детей, рождающихся ВИЧ-инфицированными, сократилось

., , _ Г " „.. „ „,„, „„.,„ Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. 107 Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. N_!_ _;___

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.