Что такое дцп программа

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Подобная система уже много лет существует в Швеции и прекрасно себя зарекомендовала.

Программа профилактического обследования детей с церебральным или подобными симптомами (CPUP) разработана шведским доктором Гуннаром Хэгглундом. С 2005 года Программа имеет статус Общегосударственного реестра, и в ней участвуют ортопедические клиники и реабилитационные отделения для детей и подростков по всей стране. Цель программы CPUP – выявить детей с риском ортопедических осложнений: укорочения мышц, вывихов тазобедренных суставов – и своевременно начать их лечение, чтобы двигательные функции каждого ребенка развивались в максимально возможной степени.
В ходе наблюдения специалисты по физической терапии и эрготерапии оценивают двигательные возможности детей, им регулярно делают рентгеновское исследование тазобедренных суставов и позвоночника. Результаты обследований поступают в единый банк данных. Специалисты, занимающиеся реабилитацией, и лечащие врачи получают доступ к обзорному заключению CPUP, который показывает развитие ребенка и возможные отклонения.

Информация, собранная в банке данных CPUP, дает представление о динамике состояния и эффективности разных методов лечения. Таким образом, в рамках программы CPUP оцениваются:

  • функциональные возможности пациента с ДЦП (уровень функциональной активности по шкале GMFCS и другим стандартным шкалам);
  • мышечная спастичность (с использованием стандартных шкал) и показатели гониометрии18;
  • данные рентгенологического обследования;
  • эффективность проводимого лечения.

Детей до 6 лет специалисты обследуют дважды в год, с 6 лет до совершеннолетия – раз в год. Частота рентгенографического исследования устанавливается индивидуально, но чаще всего начиная с 2 лет рекомендуют ежегодно рентгенографию тазобедренного сустава, и ежегодно – рентгенографию позвоночника детей старшего возраста и подростков, у которых развивается сколиоз.


  1. В регулярности осмотров;
  2. Стандартном перечне показателей, который оценивается по стандартизированным шкалам из раза в раз, так что легко отследить динамику;
  3. Наличии заданных коридоров нормальных показателей и отклонений от нормы, требующих смены тактики консервативного лечения или применения хирургических методов (см. шкалу с показателями гониометрии);
  4. Последний фактор позволяет исключить различия во мнениях разных специалистов и сделать систему оценки более объективной.

Эффективность описанной системы наблюдения доказана практикой ее применения в странах Северной Европы. В частности, в Швеции за 10 лет работы программы количество вывихов тазобедренного сустава снизилось до 0,5%, частота развития контрактур суставов упала с 28 до 8%, уменьшилось
число операций по поводу контрактур. Благодаря Программе CPUP специалисты разного профиля, работающие с детьми с церебральным параличом, стали теснее сотрудничать между собой.

ДЦП: что это такое

Многие врачи ставят диагноз ДЦП уже впервые годы жизни малыша, когда начинают проявляться симптомы паралича. Более углубленный подход к вопросу свидетельствует о том, что этот диагноз вполне условный и неточный. Заболевание поддается лечению, более того – в 75% случаях его можно устранить, оказать медицинскую помощь ребенку, подготовить к жизни в социуме.

На первом этапе следует выяснить причину ДЦП:

  1. Факторы генетического характера. Сюда можно отнести любые наследственные нарушения, которые проявляются у ребенка сразу после рождения.
  2. Симптомы ишемии или гипоксии. Под ишемией принято понимать патологии процесса кровоснабжения организма, под гипоксией – отсутствие необходимого количества кислорода в мозгу плода во время беременности. Также проблема может возникнуть при родах (неконтролируемый процесс).
  3. Инфицирование. Развитие таких заболеваний, как менингит, арахноидит, энцефалит. Они протекают с осложнениями, сопровождаются высокой температурой.
  4. Негативное влияние токсичных факторов (к примеру, ядовитых веществ). Под ними принято понимать лекарства, которые будущая мать принимает во время родов, ее работа в плохих экологических условиях, на производстве.
  5. Физические отклонения, включая действие радиационного, электромагнитного и другого излучения на организм человека.
  6. Механические причины. Признаки ДЦП проявляются при родовой травме.

По статистике за первую неделю исследований можно понять, что послужило причиной парализации части функций мозга. Важность таких мероприятий сложно переоценить – именно от них зависит лечение ребенка в будущем.

Какие формы ДЦП существуют

ДЦП 1 группа. Истинное, не приобретенное заболевание. Имеет наследственный характер, когда во время рождения мозг ребенка находится в пораженном состоянии и не способен развиваться. Он имеет меньший размер (объем, форма). Также недоразвитой является кора головного мозга, есть ряд других анатомических нарушений.

ДЦП 2 группа. Истинная, но приобретенная со временем болезнь. Дети с ДЦП 2 группы составляют 10% от всех пациентов. По причинам, указанным выше, заболевание развивается со временем, но дети могут самостоятельно адаптироваться к жизни, самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

ДЦП 3 группа. Не истинное, приобретенное нарушение. Этот диагноз является ложным, вторичным. В момент рождения мозг ребенка был полноценно развит, но затем появились травмы, которые привели к парализации их отдельных функций. Болезнь диагностируется в 75% случаях, но во всех случаях сохранен интеллект.

Работа с детьми с ДЦП

Ребенок инвалид должен проходить следующую коррекционную программу:

  • медицинская помощь (прием поддерживающих средств) – направлена на уменьшение уровня тонуса мышц, укрепление суставов, повышение уровня координации движений, помощь детям в их двигательной активности;
  • коррекция познавательных процессов внешнего мира – в этом случае осуществляется обучение больных детским церебральным параличом сенсорным движениям, целостности и скорости восприятия;
  • терапия по устранению эмоциональных нарушений – включает различные игровые методы индивидуального массового или группового характера, целью которых является ослабление эмоционального дискомфорта, достижение релаксации, развитие навыков контроля и регуляции;
  • коррекция нарушений речи – возможность общения с взрослыми людьми, нормализация голосовых реакций, формирование этапов восприятия и понимания речи;
  • другая психолого-педагогическая коррекция.

Отметим, что каждый случай является индивидуальным. Лечение должен назначить врач, исходя из симптоматики заболевания. Кроме традиционных терапевтических схем, сегодня медицина в России располагает новыми методами диагностики причин ДЦП, а также инструментами, которые помогают их отличить.

Немного статистики

Напоминаем, что чем раньше начато лечение ребенка-инвалида, тем большая вероятность его успешного исхода. Данные Росстата приводят следующую статистику: лучший результат излечимости наблюдается у детей в возрасте до 5 лет (более 90%). Процент излечимости детей в возрасте от 5 до 10 лет составляет 60%.

Случаи после 10 лет считаются запущенными – за это время при церебральном параличе в детском организме появляется масса необратимых физиологических нарушений. Речь идет не только о мозге, но и о костях, мышцах, суставах – они почти не подлежат восстановлению. Но даже в этом случае ребенок аутист имеет шанс на то, чтобы научиться самостоятельно себя обслуживать и передвигаться. Это крайне важно.

Церебральный паралич – заболевание, борьба с которым отнимает много времени, сил и денег. Давайте не будем оставаться равнодушными и поможем справиться с заболеванием тем деткам, которые попали в беду. Наш благотворительный фонд не остается в стороне от проблем – не оставайтесь и вы!


Современная статистика свидетельствует: здоровье детей не улучшается, а ухудшается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата, причем многие из них имеют сложную структуру дефекта, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами, нервно-психическими заболеваниями.

Практический опыт показывает, что объём и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в реформировании.

Какая физическая культура нужна детям, имеющим проблемы в развитии? Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Возможна ли физическая реабилитация таких детей? Эти тревожные вопросы звучат сегодня не случайно.

Направлением решения этой проблемы является разработка программы по обучению естественным двигательным действиям. Обучение естественным видам движений – это приобретение умений и навыков, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении дошкольников между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Рабочая программа для детей с ДЦП 263 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1015 ДО №2

(для детей с ДЦП)

инструктор по физической культуре

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей не улучшается, а ухудшается. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно-двигательного аппарата, причем многие из них имеют сложную структуру дефекта, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами, нервно-психическими заболеваниями.

Практический опыт показывает, что объём и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в реформировании.

Какая физическая культура нужна детям, имеющим проблемы в развитии? Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Возможна ли физическая реабилитация таких детей? Эти тревожные вопросы звучат сегодня не случайно.

Направлением решения этой проблемы является разработка программы по обучению естественным двигательным действиям. Обучение естественным видам движений – это приобретение умений и навыков, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении дошкольников между собой.

Цель программы заключается в реализации двигательных возможностей дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (диагноз-ДЦП), в достижении результатов, соизмеримых с результатами нормативного развития детей. Согласно основной цели выделяются следующие задачи : формирование у детей уверенности в своих силах, готовности к любым двигательным действиям, преодолению физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Разработанная программа является результатом обобщения опыта работы, педагогических и профессиональных знаний. Это попытка построить коррекционный процесс так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, стремящиеся к включению в общество нормативного развития сверстников, были взаимно сближены, поверили в свои силы и реализовали свои возможности и умения.

Работа с детьми с различными формами детского церебрального паралича имеет ряд особенностей. При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причём этот процесс им не осознается?

Реализация двигательных возможностей детей с ДЦП, соизмеримых с результатами нормативного развития сверстников.

1.Формирование у детей уверенности в своих силах, готовности к любым двигательным действиям

2.Формирование стремления к преодолению физических нагрузок

3.Формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

В основу модели положено V ступеней

I ступень – разработка и реализация индивидуальной программы физического развития

Содержание программы определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который признан решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения обучения
  • Рекомендательный характер оказания помощи.

Начальным этапом разработки программы является сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента воспитанников для учета особенностей физического развития; определения специфики и их индивидуальных возможностей;

диагностика (диагностическая деятельность) включает качественные критерии оценки выполнения физических упражнений.

На основе диагностических данных начинается этап планирования и организации. Определяется цель, задачи, содержание и формы работы, подбирается методическое обеспечение. Результатом работы на этом этапе является разработка индивидуальных занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника.

Оценочный этап включает в себя конкретные достижения воспитанника, его успехи.

II ступень – социализация в детское общество через двигательную деятельность.

Игровые задания, которые выполняют дети, увлекают ребенка. Незаметно для себя он становится участником образовательного процесса и включается в двигательную деятельность других детей, выполняя упражнения в силу своих возможностей. Незаменимую помощь на этом этапе оказывает воспитатель, он внимательно следит за действиями ребенка, а воспитатель по физкультуре направляет и сближает его с действиями других детей.

III ступень – установление контакта между детьми в процессе двигательных действий, посредником которого является педагог. Он создает игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через игры в паре, кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры соревновательного характера.

IV ступень – взаимодействие со всей группой

Включение во все двигательные задания, подвижные игры с заменой на те, которые реально выполнит ребенок с нарушением. Взаимодействие ребёнку составляют или дети с высокой двигательной активностью, или дети с эмоционально положительным настроем, или просто друзья.

V ступень – обучение ходьбе на лыжах

Разработка индивидуальной программы физического развития для каждого воспитанника с выраженными функциональными нарушениями

Такая программа сопровождает ребенка в течение всего времени пребывания его в детском саду и постоянно меняется в зависимости от изменений индивидуальных возможностей воспитанника.

Принципы реализации программы:

Помимо традиционных принципов создания и реализации программ обучения и воспитания дошкольника, для реализации индивидуальной программы физического развития важны:

- сочетание коррекционно-педагогического воздействия на воспитанника с медицинским лечением (стационары, санатории, реабилитационные центры)

- единство требований, предъявляемых к воспитаннику, со стороны врачей (ортопеда, невролога), педагогов и родителей.

- соблюдение единых воспитательных и здоровьесберегающих воздействий на воспитанника в ДОУ и семье

- создание единых благоприятных условий организации коррекционно-педагогического процесса.

Основной метод, используемый при реализации индивидуального коррекционно-оздоровительного маршрута:

Задача: обеспечить плавность и постепенность врабатывания детского организма в ситуацию повышенной двигательной нагрузки.

Задача: отработка и закрепление формируемого двигательного навыка.

Виды основных движений:

- ходьба с выполнением заданий

- беговые задания в умеренной нагрузке (Догони меня, догоню тебя, раз, два, три –вместе беги).

- ползание, лазание, перелезание

- метание (катание, бросание, ловля)

- ОРУ (с предметами, без предметов)

- упражнения на координацию

- игры и игровые упражнения

Задача: Закрепление усвоенного движения для переноса его в новые двигательные комплексы.

Алгоритм построения индивидуального занятия

Общеразвивающая разминка (6 – 8 упражнений с повтором 3 – 4 раза)

Индивидуальная программа физического развития ребенка с ДЦП базируется на:

Таким образом, правильно выполненный индивидуально – оздоровительный маршрут позволяет воспитаннику с ДЦП плавно перейти к следующей ступени.

II ступень – адаптационная

Задача: адаптация к специалисту и игровому пространству зала.

На данном этапе педагог выявляет у детей предпосылки к коммуникативной и двигательной деятельности. Игровое пространство спортивного зала стимулирует ребёнка. Незаметно для себя он становится участником образовательного процесса и включается в двигательную деятельность других детей, выполняя упражнения в силу своих возможностей.

III ступень модели – взаимодействие со сверстниками в кругу, полосе препятствий, играх соревновательного характера.

Задача: формирование навыков опосредованного взаимодействия у всех детей группы.

То есть установление контакта между детьми в процессе двигательных действий, посредником которого является педагог. Он создает игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через игры в кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры соревновательного характера.

IV ступень модели – взаимодействие в паре, со всей группой.

Задача: формирование непосредственного коммуникативного поведения между 2-3 детьми, а затем и во всей группе на занятиях физической культурой.

Пару ребёнку составляют или дети с высокой двигательной активностью, или дети с эмоционально положительным настроем, или просто друзья.

Обучение детей с ДЦП хождению на лыжах

Задача: формирование предпосылок к занятиям спортом.

Для каждого ребёнка педагог разрабатывает индивидуальную программу физического развития, результаты которой систематически оцениваются по мере освоения комплексов упражнений.

Дети с ДЦП умеют справляться с трудностями, не хотят отставать от своих сверстников, могут продолжать двигаться в большой мир спорта, если им предоставить такую возможность. Мы надеемся на то, что в будущем наши воспитанники смогут принимать участие в параолимпийских играх и занимать почётные места.

В предлагаемой программе раскрыты оздоровительные и коррекционно-развивающие основы формирования и развития двигательных навыков и умений с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП), с использованием успешной адаптации, оптимального двигательного режима, обеспечения их физического и эмоционального благополучия.

Программа предполагает последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, учитывает возрастные критерии подготовки детей к обучению основным движениям.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3-6 лет, и рассчитана на 3 года обучения. Реализация программы осуществляется посредством индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий (как преобладающей формой обучения).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.