Что такое дцп школьник

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Особенности диагноза ДЦП

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это
больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения
    произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще
всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее
время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

  • физическая
    и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме
того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение
– это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной
    нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают
домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в
интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых
детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Особенности надомного обучения младших школьников

с детским церебральным параличом .


В настоящее время проблема ДЦП приобретает высокую значимость, так как психомоторные нарушения, ограниченность в движениях, мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.

Актуальность проблемы заключается в том, что младший школьный возраст является важным возрастным периодом, который предопределяет успешность обучения, усвоения учебного материала, формирования положительного (или отрицательного) отношения к получению образования, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, становление самооценки, уважение к себе и окружающим.

Предметом данной статьи является обучение младших школьников с ДЦП. Проблема ДЦП рассмотрена была в работах: Корельской Н.Г., Назаровой Н.М., Лубовского В.И., Архиповой Е.Ф., Бадалян Л.О., Журбы Л.Т. и др. Прежде чем обучать детей с таким диагнозом, учителю нужно знать, что же такое ДЦП .
ДЦП (детский церебральный паралич) – заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесенного в перинатальный период. Поражается не весь мозг, а отделы, которые управляют движениями. Нарушенные функции мозга восстановлению не подлежат, но и процесс ухудшения не происходит. У детей с последствия ДЦП лица перекашиваются из - за слабости лицевых мышц, на них появляются гримасы. Поэтому ребенок, обладающий нормальным умственным развитием, может показаться умственно отсталым. Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

Главные положениями в жизни ребенка c ДЦП:
- уверенность в себе и умение нравиться себе;
- умение общаться с другими людьми;
- навыки самообслуживания.

Каждый ребенок имеет право обучаться и в будущем быть образованным. Только лишь тщательно разработанная программа школьного обучения должна помочь такому ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Занятия с таким ребенком имеют гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия учителю необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, формировать личностную ориентацию. На надомное обучение ученика начальной школы отводится 8 часов в неделю. Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями. Учитываются особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как первая половина дня занята утренними процедурами, лечебным массажем и подготовкой к занятиям.

Уроки математики – самые трудные уроки для детей с диагнозом ДЦП. Многие ребята до 4 класса усваивают таблицу умножения, а многие нет, но так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, было бы логично, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это снизит нервозность и будет способствовать развитию зрительной памяти.

Рекомендации учителю для работы с младшими школьниками

с диагнозом ДЦП:

- будьте наблюдательны, старайтесь понять ребенка, понять, что он знает и как использует навыки;
- будьте терпеливы, разговаривая с ребенком, давайте ему возможность ответить на ваши вопросы, говорите по очереди;
- будьте последовательны. Необходимо двигаться от простого к сложному;
- разнообразьте занятия, ежедневно вносите что-то новое в урок;
- будьте эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте;
- хвалите и поощряйте ребенка;
- давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения - это развивает самостоятельность;
- будьте уверенным в себе. Знайте, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Ребенок с ДЦП живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

Детский церебральный паралич - заболевание, возникающее до рождения и сопровождающее всю жизнь. Но это не значит, что дети с ДЦП не обучаемы, многие из них имеют сохранный интеллект. И такие дети имеют право обучаться как на дому, так и в школе со всеми детьми. Многое будет зависеть от учителя. Если учитель будет следовать рекомендациям, которые были предложены в статье, то такие дети будут развиваться. Впоследствии они становятся более открытыми, активными, жизнерадостными, уверенными в себе и своих способностях, самостоятельными, а также взаимодействуют с учителем на занятиях, родителями и сверстниками.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

В данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарев Роман Олегович

нового подхода состоит в том, что задача оценивания собственной деятельности ставится перед ребенком с самого начала обучения, открыто определяются критерии оценивания, которые выступают перед ребенком в явном виде. Четко дифференцируются субъективные и объективные критерии оценки. В процессе развития самооценивания важной задачей для обучающихся остается сравнение собственной и учительской отметки.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении связи целенаправленного, технологически выстроенного формирования оценочной деятельности учащихся со становлением субъектности учеников. Теоретически обоснована модель формирования оценочной деятельности учащихся как целостного процесса овладения комплексом умений учиться, определении и системном описании этапов процесса формирования мотивационных, рефлексивных и самооценочных умений учащихся, умений самопознания как базовых компонентов оценочной деятельности учащихся.

Гладкая, И.В: Оценка образовательных результатов школьников Текст. / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2008. - 144 с.

Звягинцева, Е.В. Методы изучения познавательных способностей школьников Текст. / Е.В. Звягинцева // Школьные технологии. — 2009. — №2.-С. 166-172.

Зачёсова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. - №2. - С. 167-172.

Квитова, JT. Ф Как проверить качество сформированности умений Текст. / Л.Ф. Квитова // Начальная школа плюс До и После. — 2008. — №2.-С. 62-65.

Панина, А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику Текст. / А.Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - С. 28-31.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛНЫМ ПАРАЛИЧОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пушкарев Роман Олегович, 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования городКраснодарсредняяобщеобразовательнаяшкола№85, учитель начальных классов высшей

Аннотация: в данной статье рассматриваются конкретные приемы и методы работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы. Данная работа может представлять практическую значимость для учителей начальных классов, работающих с детьми с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: обучение младших школьников с детским церебральным параличом.

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема ДЦП получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП:

• Согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно.

• У некоторых детей снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различение звуковых частот, особенно высокой тональности. Нередко наблюдается недостаточность зрения, у 20-30% детей - косоглазие.

• Разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних - повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - заторможенность, вялость), склонность к колебаниям настроения.

• Для большинства детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.

• Своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость; тенденция к ограничению социальных контактов).

• У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

• Наблюдаются соматические нарушения: пороки сердца, пороки лёгких, изменение со стороны эндокринной системы и др.

• Примерно у 20-25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, психопатоподобное поведение, у 20% - эпилептические припадки, системные неврозы (например, заикание). Для многих детей характерно наличие страхов, боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.

Дети с ДЦП - это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.

В связи с вышесказанным при обучении детей с ДЦП следует учитывать следующее.

При обучении письму необходимо организовать ребенку комфортное рабочее место, поэтому целесообразно подобрать каждому ребёнку индивидуально стул или кресло , если необходимо подлокотники и крепления для ног, иногда крепятся и плечи, чтобы ребёнок не западал вперёд на парту. Всё это необходимо, потому, что большинство детей с ДЦП не умеют держать таз в правильном положении, а удобная поза имеет для ребёнка огромное значение, ведь при неудобной и неправильной позе дети с ДЦП реагируют быстро развивающимися деформациями опорно -двигательного аппарата.

Следующим этапом является подбор ручки или карандаша. Начинать следует с простого мягкого карандаша, затем переходить к ручкам. Удобно использовать ручки, которые имеют на пастах специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка не царапает бумагу (что часто раздражает детей)и пишет на любой поверхности( матовой или глянцевой).

Так же необходимо заметить, что лучше использовать круглые карандаши, а не граненые, поскольку при использовании таких карандашей пальцы ребенка находятся в меньшем напряжении.

Следующим моментом является подбор того, на чем будет писать ребенок. Кому-то подойдет обычная тетрадь, а кому-то тетрадь в крупную клетку. Некоторым детям придется самостоятельно расчерчивать листы. Это могут быть клетки и линии размером от 1 до 2 сантиметров, в зависимости от степени нарушения зрительного восприятия и нарушения моторных умений.

Трудности могут возникнуть и при научении ребенка правильному захвату ручки или карандаша и ведению линии по поверхности тетради. Дети с гиперкинезами неплохо схватывают карандаш или ручку. Не следует требовать от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Но для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать руку от поверхности ребёнку с гиперкинезом часто не просто. Но благодаря усердию и тренировкам многие дети успешно овладевают этим.

С детьми, у которых наоборот мышцы ослаблены, дело обстоит сложнее. Они не могут схватить карандаш, а затем удерживать его в руке, не могут надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им приходится держать ручку таким образом, каким им удается взять ее со стола. С такими детьми поначалу долго приходиться писать вместе (рука в руке). Затем необходимо придумать как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка. Простейшее приспособление, зачастую вполне достаточное на начальных этапах - плотный клубок шерсти такого диаметра, который

ребенок может схватить, соединив кончики большого и указательного пальцев. Такой клубок протыкается ручкой примерно на трети его диаметра. Основной объем клубка вкладывается в кисть.

Так же особенности детей с ДЦП следует учитывать и после периода обучения грамоте. Чаще всего такие дети нуждаются в обучении на дому.

Хорошо построенная и тщательно разработанная программа надомного обучения должна помочь отстающему в развитии ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи. Все занятия с больным ребенком имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Расписание посещений учителем ребенка согласовывается с родителями, при этом учитываются все факторы и особенности режима дня. Чаще всего это вторая половина дня, так как утренние процедуры, лечебный массаж, подготовка к занятиям занимают всю первую половину дня.

Учебные занятия целесообразно начать с урока чтения. В процессе работы над текстом устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы. Диалог учителя с учеником является как бы интеллектуальной разминкой, трамплином перед новым, более трудным испытанием.

После урока чтения целесообразно перейти к уроку русского языка. У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки русского языка не вызывают особых затруднений. Обладая хорошей памятью, они успешно усваивают правила, грамотно пишут. И основная трудность здесь заключается в том, что скорость письма у таких детей очень незначительна. "Непослушная" ручка в любой момент готова выпрыгнуть из слабых пальчиков. И здесь важно терпение учителя. Не стоит торопить, необходимо давать возможность отдохнуть руке, помогать, придерживая линейку при подчеркивании, перевернуть исписанный листок, поменять ручку, делать короткие передышки для массажа пальчиков.

К трудным заданиям по русскому языку относится творческая работа, так как зачастую больной ребенок проводит все время в четырех стенах своей квартиры и ему трудно описать весенний день, зимние забавы, походы в лес. Поэтому темы для творческих работ необходимо подбирать, учитывая специфику реальной ситуации:

• моя любимая игрушка;

• описание дерева под окном;

Подробно составленный план, наводящие вопросы помогут ребенку при такой работе, но, как правило, на вопросы дети отвечают простыми предложениями, в них отсутствуют средства литературной выразительности, творческие работы получаются краткими и очень сжатыми. Хотя внутренний мир ребенка, больного ДЦП, как правило, богат. Такие дети с удовольствием рисуют, используя всю палитру красок, и этот положительный момент в работе следует использовать как минутки отдыха между основными уроками. Но особенно он эффективен на уроках естествознания. Выполнение заданий в виде рисунка на темы "Растения тундры", "Животные леса", а также работа с географическими картами дают положительные результаты, хорошие оценки и моральное удовлетворение от сделанной работы.

К трудным урокам можно отнести уроки математики. Хорошо, если в 1-2-м классах ребенок хорошо усвоил таблицу сложения в пределах 20 и таблицу умножения: с таким учеником легко отрабатывать вычислительные навыки в следующих классах, но есть категория детей, которым трудно запомнить такой объем информации. Для этого необходим больший отрезок времени, и так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, целесообразно, чтобы эти таблицы были перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая сработает в необходимый момент.

Методика работы над задачей тоже должна быть подкорректирована с учетом особенностей ребенка. В 1-2-м классах обязательны схема или рисунок, условия задачи. И только тогда - поиск решения.

В 3-4-м классах можно практиковать самостоятельное чтение и разбор задачи. Конечно, времени на это уйдет немного больше, но это будет способствовать развитию умений и навыков работать самостоятельно, что, несомненно, пригодится ребенку в будущем при работе над другим материалом. Решение задачи записывается сначала по действиям с пояснением каждого. Труднее дается запись выражением или уравнением.

Задачи геометрического характера, как правило, разбираются учеником легко, но построение фигур, графиков вызывает затруднение в силу опять-таки заболевания.

Все эти наблюдения, конечно, касаются работы с больными, но практически обучаемыми детьми.

И, как заповедь для врача, хочется напомнить заповеди для учителя, который работает с детьми вообще и с больными в частности.

Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важности повторения.

Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов - это способствует развитию самостоятельности.

Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Воспитание должно быть щадящим к детству - поре неумения, незнания, ошибок, оплошностей, проступков и непонимания.

И последнее. Больной ребенок живет в замкнутом пространстве любви, понимания и тишины, и любой стук, крик и даже просто кашель заставляют ребенка вздрагивать, внутренне сжиматься. И поэтому диалог между учеником и учителем должен осуществляться больше при помощи глаз, а если голоса, то очень тихого, доходящего до шепота.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации: Отв. ред. С В. Алехина. - М: МГППУ, 2012.

4.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ видов №48 от 04.09.1997г.

5.Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. матер.// Международная научно-практическая конференция// Отв. ред. Алехина С.В.: МГППУ, 2013.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.