Дцп как нарушение ода

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) фактически не отличаются от таковых при других нарушениях развития. Любые инфекционные заболевания матери (особенно такие, как грипп, герпес, хламидиозы и др.), а также ее сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения; несовместимость плода и матери по резус-фактору или группам крови создают риск нарушений ОДА. Опасна анемия беременной. Еще опасней травмы, ушибы плода, которые могут произойти на больших сроках беременности при падении матери или какой-то катастрофе. Очень опасны интоксикации, а также, хронически действующие на будущего ребенка экологические вредности, рентгеновское излучение. В последние два десятилетия стали отводить большую роль токсоплазмозу Токсоплазмоз - широко распространенное заболевание человека, зараженного простейшими-токсоплазмами. , т.к. антитела к токсоплазмам находили у каждой пятой матери ребенка с детским церебральным параличом. ЦНС ребенка может быть повреждена в родах (стремительные, затяжные, вторичная слабость родовой деятельности, акушерские пособия). Все эти факторы провоцируют и асфиксию, и кровоизлияния в мозг.

Вместе с тем далеко не каждое повреждение ЦНС в ходе родового акта заканчивается патологией опорно-двигательного аппарата. Cовременные исследователи полагают, что в родах преимущественно травмируется уже неполноценная нервная система. Поврежденный внутриутробно мозг провоцирует и асфиксию при рождении, и гипотрофию плода (задержку внутриутробного развития), и, возможно, способствует поздним выкидышам, которые сейчас после срока в 24 недели беременности, квалифицируются как роды. Поэтому достаточно закономерно, что при преждевременных родах и появлении на свет ребенка с очень малым весом (менее 1000 г) фактически каждый второй выхоженный малыш окажется с повреждением ОДА.

После рождения, помимо общеизвестной пагубной асфиксии, а также травм с ушибами головы и нейроинфекций у ребенка до полугода, следует упомянуть осложнения после профилактических детских прививок. В возникновение детского церебрального паралича вносит свой вклад и генетическая предрасположенность. Есть данные, что родственники таких детей значимо чаще страдали нервно-психическими расстройствами, например, эпилепсией [4].

Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. К ним относятся: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). Ранее нарушения опорно-двигательного аппарата чаще всего встречались у детей, перенесших полиомиелит Полиомиелит - инфекционное заболнвание ЦНС при котором поражается спинной мозг и возникают периферические параличи., который сейчас предупреждается прививками.

Перечисленные виды патологии имеют разный прогноз. В большинстве случаев они не приводят к дизонтогенезу психики, хотя психологические последствия, связанные с переживанием физического недостатка закономерны. Исключением является детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП преимущественно представляет собой резидуальные (остаточные) проявления перинатального поражения мозга и имеет медленно регрессирующее течение. Он занимает ведущее место среди нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией.

ДЦП - обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. На первый план выходят ограничения произвольных движений. Двигательные нарушения при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга приводит к формированию и закреплению патологических двигательных рефлексов, а отсутствие движений и вынужденное положение поврежденных конечностей способствует формированию контрактур Контрактура - стойкое необратимое сокращение мышечного волокна около локтевого, бедренного или коленного сустава резко ограничевающее возможность движения конечностью.. [26, 27].

К.А. Семенова выделяла три стадии течения ДЦП: начальную, раннюю резидуальную и позднюю резидуальную с двумя степенями тяжести течения. Первая стадия заболевания начинается непосредственно после рождения или в период новорожденности; вторая - ранняя резидуальная стадия обычно выявляется в 4-5-месячном возрасте и длится до 2-3 лет, в тяжелых случаях она может перейти в третью - позднюю резидуальную стадию значительно раньше - в 6-8 мес. Окончательное формирование патологического двигательного стереотипа и появление контрактур и деформаций на основе неврологических синдромов, развернувшихся в течение первых двух стадий, происходит на третьей стадии заболевания.

Классификаций ДЦП за полтора века предложено более двух десятков. В России принята классификация К.А. Семеновой (предложена в 1974-1978 годах). В соответствии с ней выделяется пять основных форм ДЦП.

Двойная гемиплегия также возникает в результате повреждения моторных зон обоих полушарий мозга и сопровождается параличом всех четырех конечностей с преимущественным поражением рук. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Речь отсутствует из-за анартрии. Функция рук практически не развивается. К счастью, подобная форма редка, по литературным данным таких детей лишь 2 %, т.е. в 20 раз меньше, чем с болезнью Литтля.

Гемипаретическая форма. При ней отмечается атрофия (похудание) мышц и задержка роста парализованных конечностей. Мышцы резко напряжены на больной стороне. Больше парализована рука, чем нога. Причиной также является повреждение моторных зон коры, однако, только с одной стороны. Эта форма встречается лишь немного реже, чем болезнь Литтля (32 % от общего количества случаев). Симптоматика различается в зависимости от локализации. Левополушарное повреждение провоцирует дислексию, дисграфию, нарушение фонематического восприятия. Правополушарные повреждения вызывают патологию эмоционально-волевой сферы: агрессивные проявления, эмоциональную ригидность или уплощенность. Интеллект может не страдать

Гиперкинетическая форма. Сюда относятся все случаи ДЦП, когда основным симптомом являются насильственные движения в конечностях. Они бывают хореоподобными (быстрыми), атетоидными (вычурно-замедленными), а могут носить смешанный характер. Наблюдается также тремор (дрожание). Судороги проявляются через несколько месяцев после рождения, нарастают и достигают максимума в раннем возрасте. При описываемой форме поражены базальные ганглии, т.е. повреждение носит подкорковый характер. При этой форме обязательно будут речевые нарушения. Ходить дети начинают очень поздно. Интеллект страдает приблизительно у каждого четвертого ребенка, сопутствующая патология анализаторов существенно утяжеляет прогноз. По частоте встречаемости описываемая форма предпоследняя (10 %).

Атонически-астатическая форма. Возникает при повреждении мозжечка, которое часто сочетается с патологией лобных долей (в этом случае у ребенка будет тяжелая умственная отсталость). У детей отсутствует физиологическое напряжение мышц-сгибателей, т.е. отмечается выраженный гипотонус. Такие больные очень поздно начинают сидеть (в 1-2 года) стоять и ходить (иногда к 6-8 годам и позже). Все это затрудняет развитие двигательных функций, особенно изолированных движений пальцев рук. Часто не могут писать, рисовать, овладевать навыками самообслуживания. Встречается у 15 % детей с ДЦП, прогноз обычно неблагоприятный [26].

Итак, для клинициста, наблюдающего ребенка с ДЦП, значимы: состояние рефлекторной сферы; тонус мышц; возможности произвольных движений рук; судорожный синдром; способность самостоятельного передвижения; гиперкинезы; контрактуры суставов; нарушения координации движений, в первую очередь, рук; показатели мышечной силы и способность к дифференцированию мышечных усилий.

Таким образом, ДЦП представляет собой медицинскую, психолого-педагогическую и социальную проблему, актуальную во всем мире, поскольку количество детей с церебральными параличами обнаруживает тенденцию к увеличению. По разным данным их от 1,5 до 9 на 1000 новорожденных.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7 % детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью (разнгородностью) и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний.

Заболеваний нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам).

Врожденной патологии опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

Приобретенных заболеваний и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит(одновременное или последовательное воспаление многих суставов),заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета: хондродистрофия (врожденное заболевание костно-хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит(заболевание, чаще всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ).

Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Двигательные нарушения при ДЦП имеют сложную структуру и включают следующие компоненты.

Нарушения мышечного тонуса.

гипотония (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.

Часто при ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичностъ). Мышцы в этом случае напряжены.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тЕтануса (максимальное повышение мышечного тонуса). При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы- частичные нарушение и параличи- полная невозможность движений). .

Наличие насильственных движений. Гиперкинезы — непроизвольные, насильственные движения (подергивания. Особого рисунка движения головы), Тремор — дрожание конечностей.

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). проявляются в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

Нарушение ощущений движений (кинестезии). У детей с ДЦП нередко ослаблено чувство позы;

Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных, стато-кинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений.

Наличие патологических тонических рефлексов. они нарушают последовательное развитие двигательных функций, являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций конечностей.

Нарушения психического развития при ДЦП.

Проблема нарушений психического развития и их коррекции при ДЦП рассматривается в трудах Ксении Александровны Семеновой, , Галины Васильевны Кузнецовой, И.Ю.Левченко, Елены Михайловны.Мастюковой, Оксаны Григорьевны.Приходько,

Авторы отмечают, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности; эмоционально-волевой сферы; личности.

Отклонения в познавательной деятельности характеризуются:

неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности ;выраженностью психоорганических проявлений.

недостаточностью сведений и представлений об окружающем; Среди речевых нарушений чаще всего встречается дизартрия. Интеллект может быть сохранным, а может быть и глубокая умственная отсталость.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП.

Ею страдают более 50 % больных церебральным параличом. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.Рогноз относительно обучения благоприятный.

Двойная гемиплегия

Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги.. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функции рук практически не развивается.Почти у всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии.В большинстве случаев дети необучаемы.

Гемипаретическая форма ДЦП

Эта форма характеризуется односторонним повреждением одноименных (левых или правых) конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер.

Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.

Гиперкинетическая форма ДЦП

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Речевые нарушения наблюдаются у 90—100 % больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается ЗПР.

Атонически-астатическая форма ДЦП

Связана с поражением мозжечка и лобных отделов мозга. Наблюдается следующая патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

У 60—80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, дизартрии; может иметь место моторная алалия.

Интеллект варьирует от ЗПР до УО различной степени тяжести. При поражении лобных отделов мозга дети малоэмоциональны, безразличны к окружающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными.

Каждый 10 ребенок инвалид имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. В 1990г. Среди детей от 0 до 14 лет приходилось 97,7 тысяч случаев, в 1999г. 720 тысяч случаев.

Во многих случаях имеются сочетанные нарушения, на тысячу детей в России приходится 34-42 ребенка с такими нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не позволяют им посещать общеобразовательные учреждения. Сегодня работают около 70 специальных школ для детей с ДЦП, кроме того, часть их находиться в учреждениях социальной защиты, для детей с тяжелыми физическими недостатками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата включают:

1.) органические поражения нервной системы;

а) г/м – ДЦП, опухоли травмы;

б) проводящих путей – кривошея, параличи рук;

в) спинного мозга – пошамилит, травмы;

2.) сочетанные нарушения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм;

3.) нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте: сколиозе, артрогрипозе.

Исследуя, сохранности интеллекта у таких детей выявили 60% сохранный интеллект, 30% частичные отклонения, 10% грубые нарушения.

По степени самостоятельности 6% практически полностью готовы к самообслуживанию, 50% к неполному самообслуживанию, 30% к частичному и 14% полностью неспособны.

Термин ДЦП принадлежит З. Фрейду, термин объединяет ряд симптомов вызванных повреждениями г/м или спинного мозга во внутриутробии, пренатальном и во время рождения. Главным симптомом нарушения является двигательные функции связанной с задержкой развития, патологией статокинестетического рефлекса, патология тонуса, порезами. В более позднем возрасте вторично возникают изменения в тканях мышц, нервов, суставах, связках, хрящах.

К главным симптомам присоединяются нарушение осанки и двигательных функций, приобретенные в первые годы жизни, не прогрессирующие частично подающиеся функциональной коррекции, и объясняющиеся недостаточным развитием либо повреждениями головного мозга. В связи с тем, что они возникают в ранние периоды, появляется сложная сочетанная структура неврологических и психических расстройств имеется не только замедление развития, но и не равномерный диспропорциональный характер формирования В.П.Ф.

Классификация К,А. Семеновой:

1)двойная гемиплегия (болезнь Литтля);

Кроме того выделяют смешанные формы. Структурные изменения мозга при ДЦП разделяются на 2 группы:

(1) изменение самих клеток мозга;

(2) изменения, связанные с нарушением развития мозга, то есть с дизонтогенезом.

Классификация по двигательному дефекту 3 степени тяжелости ДЦП:

(1) легкая – физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания;

(2) средняя – дети нуждаются в частичной помощи при движении и самообслуживании;

(3) тяжелая – дети зависят от окружающих.

Пренатальные факторы : от 37 до 60%

(1) состояние здоровья матери:

-- конституция (тип сложения)

-- соматические, эндокринные, инфекционные заболевания;

-- осложнение предыдущей беременности;

При заболеваниях сердца матери в 45% случаях развивается метаболический ацитоз, отсюда кислородная недостаточность плода следует 12% - 40% асфексии в родах следует ДЦП.

(2) отклонения в ходе беременности:

-- неблагоприятные предыдущие роды;

-- лечение тиреондными гормонами;

-- кровотечение в поздние сроки;

-- внутриматочные повреждения и так далее.

(3) факторы нарушающие развитие плода:

-- малый вес плаценты;

-- беременность сроком менее 37 недель;

-- выраженный дефект родов, микроцефалия;

-- генетические факторы 2%.

Натальные факторы от 27до 40%

1) асфиксия в родах: недостаток кислорода, следует расширение сосудов и их тромбоз, следует ишемия мозга, следуют тяжелые церебральные нарушения. По разным данным ДЦП у детей, родившихся в асфексии от 3 до 20%, четкая связь выражена между преждевременным рождением, асфиксией и ДЦП. Еще Фрейд говорил, что не двигательные нарушения, результат асфексии, асфиксия является показателем уже имеющегося поражения мозга и ранним признаком ДЦП.

2) Родовая травма, вследствие механических повреждений

3) Другие факторы риска ДЦП, патология плаценты или пуповины, обвитые пуповины.

1). Травмы черепа, костей головы, гематомы мозга;

2). Инфекции – менингиты, энцефалиты, атсцесы мозга;

4). Кислородная недостаточность при удушении, утомлении и так далее.

5). Новообразования и другие приобретенные отклонения в мозге – опухоли, кисты, гидроцефалии.

По данным разных авторов до 30% ДЦП относятся к невыясненной этиологии.

Клинические формы ДЦП:

Двойная гимиплегия: это самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга во внутриутробном периоде. В мозге имеются выраженные атрофические изменения, расширение желудочной структуры мозга и так далее. Отсюда тяжело поражаются все важнейшие человеческие функции. Нарушения опорно-двигательного аппарата выявляется уже у новорожденных, как правило отсутствует защитный рефлекс, резко выражен панический рефлекс, ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять, ходить. Функции рук и ног практически отсутствуют, в положение на животе или на спине – резко выраженная сгибательнная и разгибательная поза. Психологическое развитие обычно на уровне выраженной или тяжелой умственной отсталости, речь не развивается, прогноз крайне неблагоприятен, это полная инвалидность ребенка.

Спастическая диплегия: самая распространенная форма, тетрапорез, то есть поражение и руки и ноги, но ноги значительно больше, типично вторичное ЗПР, при рано начатом и адекватно лечении к 6-8 годам она м.б. устранена. 30 – 35% детей имеют умственную отсталость в легкой степени 70% речевые расстройства – обычно дизартрию, реже моторную аломею. Тяжесть речевых, интеллектуальных, двигательных расстройств широко варьирует, что зависит от степени повреждения мозга, при тяжелых формах уже у новорожденных либо не возникает, либо слабо выражены двигательные рефлексы и наоборот. Хватательные и тонигтальные рефлексы усилены и возрастают к 2-4 месяцам жизни. Резко повышен тонус мышц языка, так что он оказывается приведенным к корню. Глаза заведены вверх. Т.О. страдают функции речи и зрения. К 2-3 годам формируются стойкие, порочные позы и с этого времени разлагаю степени спастической диплегии:

тяжелая степень – дети самостоятельно не передвигаются с помощью костылей, манипулятивная деятельность рук значительно снижена. Дети себя не обслуживают или обслуживают частично; у них относительно быстро развивается деформация во всех суставах ног, 70-80% имеют речевое нарушение, 50-60% ЗПР, 25-35% умственную отсталость.

На протяжении 3х-7 лет тогнитальные рефлексы не редуцируются и с трудом формируются установочные выпрямительные рефлексы.

Средняя степень - дети передвигаются самостоятельно хотя с дефективной осанкой, руки действуют не плохо, деформация развивается в меньшей степени, речевые нарушения имеются у 75%, ЗПР – 45-65%, умственная отсталость -15-25%

Легкая степень – неловкость, замедленность движений рук, относительно легкие ограничение объема активных движений в ногах, незначительное повышение тонуса мышц, передвигаются самостоятельно, осанка немного дефективна.

Прогноз этой формы ДЦП благоприятен, в отношении психологических и речевых расстройств и менее благоприятен в отношении становления движений, большинство детей могут научиться обслуживать себя, овладеть трудовыми навыками письмом и так далее.

В настоящее время все более актуальной становится проблема про­филактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания является соци­альная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их. в общественно-полезную деятельность.

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опор­но-двигательного аппарата наблюдаются у 5 —7 % детей. Наруше­ния функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в разви­тии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отлича­ются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

I. Заболевания нервной системы:

детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра,

косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­
тельного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остео­миелит),

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных за­болеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у боль­шинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигатель­ных функций). Большую часть детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата составляют дети с церебральными паралича­ми (89 % ). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклоне­ниями в развитии сенсорных функций, познавательной деятель­ности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют орга­ническую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной дея­тельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужда­ются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опор­но-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на раз­витие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Хотя родители замечают некоторые особенности психического, речевого развития, личности ребен­ка, они в большинстве случаев не торопятся обращаться к специ­альным педагогам, логопедам, психологам. Часть родителей счита­ет, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как ребенок будет вылечен или добьется больших успехов в двига­тельном развитии. Другие полагают, что болезнь всегда накладыва­ет свой отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невоз­можно изменить. Большинство же родителей не знают о существо­вании системы специального (коррекционного) обучения и вос­питания детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Меж­ду тем, основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата уже несколько последних десятилетий разраба­тываются и успешно применяются на практике в различных уч­реждениях. Отечественные ученые Л.А.Данилова, М. В. Ипполи-това, Е. М. Мастюкова, Е. Ф.Архипова и др. обосновали необхо-

димость специального обучения и воспитания детей с церебраль­ным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младен­ческом, раннем и дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности кор­рекционного воздействия.

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся специальные ясли-сады, санатории, школы-интерна­ты, реабилитационные центры и др.

Детский церебральный паралич — это тяжелое заболевание не­рвной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребен­ка. За последние годы оно стало одним из наиболее распростра­ненных заболеваний нервной системы у детей. Частота его прояв­лений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Современная статистика только по Мос­кве насчитывает около 4 тысяч детей, страдающих церебральным параличом.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в боль­шом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двига­тельные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях пси­хические расстройства могут отсутствовать или быть минимальны­ми, и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут на­блюдаться грубые психические и речевые расстройства.

Патогенез. Причиной ДЦП является органическое поражение центральной нервной системы, вызванное влиянием различных не­благоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пре-натальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на пер­вом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее час­тые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во

внутриутробном периоде и в момент родов. Так, из каждых 100 слу­чаев церебрального паралича 30 возникают внутриутробно, 60 — в момент родов, 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 170 ;

Содержание:

Нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей характеризуется наличием того или иного двигательного дефекта.

В частности нарушения ОДА – это задержка формирования, недоразвитие, потеря или частичная утрата двигательной активности.

Существенная часть детей не обладает патологиями познавательной деятельности, поэтому им не требуется специфическая система образования и особое воспитание. При этом, все дети с подобными нарушениями требуют особых условий для жизни, обучения, последующей трудовой практики.

Подавляющее большинство заболеваний опорно-двигательного аппарата приходится на ДЦП. Данная патология относится к заболеваниям центральной нервной системы и в большинстве случаев ведет к инвалидности. Причиной ДЦП является недоразвитие или повреждение мозга на этапе раннего развития. Нарушения двигательных функций у таких детей нередко сочетаются с отклонениями психического, речевого, зрительного и слухового развития. На фоне этих отклонений с детьми с ДЦП проводится лечебная, психо-педагогическая и социальная работа.

Типы нарушений ОДА у детей

В современной литературе выделяют несколько основных видов заболеваний. Нарушение ОДА у детей может быть связано со следующими категориями:

  • Заболевания ЦНС (ДЦП, полиомиелит).
  • Врожденные патологии (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, нарушение развития позвоночника, недоразвития, нарушения, деформации конечностей).

Причины нарушений ОДА

Выделяют две основные группы причин оказывающих влияние на развитие патологий опорно-двигательного аппарата:

  • Наличие внутриутробных аномалий развития. К ним относятся инфекционные, соматические заболевания матери в период беременности, токсикоз, травма, ушиб плода, несовместимость по резус-фактору, интоксикация.
  • Действия патологических факторов. Это может быть нейроифекция, травма, ушиб головы, осложнения после прививок.
Замечание 1

Совокупность патологий внутриутробного развития и родовой травмы признается в современной литературе частой причиной ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП

Необходимость коррекционно-развивающей работы обусловлена спецификой отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП направлена на формирование двигательных функций. Реализация данного направления осуществляется за счет комплексного воздействия всеми доступными средствами. К ним относится:

  • Медикаментозное, ортопедическое, физиотерапевтическое лечение.
  • Массаж.
  • Лечебная физкультура.

Последний компонент позволяет создать связь между физической культурой, трудом, развитием определенных двигательных функций в режимных моментах. Комплексность подхода дает высокий результат реабилитации, процент восстановления и развития подвижности.

У детей с таким заболеванием не редко наблюдаются гиперкинезы речевой мускулатуры, что ведет к грубому искажению речи, которая становится малопонятной или вовсе неразборчивой. Гиперкинезы мышц диафрагмы, межреберных мышц ведут к патологиям дыхательных функций, плавности речи, иногда наблюдаются непроизвольные выкрики и стоны. Для устранения дефектов проводится логопедическая работа, которая способствует развитию всех сторон речи.

Основными направлениями работы с детьми с ДЦП является моторное, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения. При этом обращается внимание на виды нарушений ОДА, их тяжесть и возрастную группу ребенка. На основе этих факторов строится специфика коррекционно-развивающей работы.

Начало коррекционно-развивающей работы относится к раннему детству, когда организуется тактильное восприятие предметов и массаж конечностей. Чуть позже вводится предметно-практическая деятельность, которая, под руководством взрослого, способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое внимание стоит уделять обучению детей игровым действиям и формированию навыков самообслуживания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.