Дцп массаж в воде

Гидрореабилитация представляет собой направление физической реабилитации, направленное на восстановление организма в условиях водной среды или ее средствами. На мой взгляд, по эффективности не уступающее классическим — массажу и ЛФК. Водные тренировки – это идеальный способ укрепления защитных сил организма.

При заболеваниях неврологического характера и церебральных параличах, черепно-мозговых травмах и последствиях инсультов рекомендованы регулярные лечебные водные процедуры и занятия в бассейне, которые способствуют улучшению вентиляции легких и стимуляции кровообращения, регуляции мышечного тонуса и нервно-рефлекторной возбудимости.

Значение водной среды или ода воде

Вода – это не только основа всего сущего, но и отличный психотерапевт. Оказывая мягкое массирующее воздействие на кожные рецепторы, эта особая среда мотивирует выработку гормонов удовольствия и дарит человеку новые ощущения сразу на нескольких уровнях – слуховом, зрительном и тактильном, что, в свою очередь, способствует стимулированию нервно-психической деятельности.

А упражнения, выполненные в водной среде, по эффективности в несколько раз превосходят обычные: они укрепляют костно-мышечную систему, улучшают подвижность и гибкость суставов и, как следствие, предотвращают образование контрактур.

Кроме того, подобные занятия – отличный способ усовершенствовать навыки передвижения при ограниченной мышечной силе и подвижности суставов за счет сопротивления воды. В данном случае она выступает своеобразной опорой для рук и ног, в результате чего тело приобретает поступательное движение.

Гидрореабилитация как вид восстановительного лечения ребенка с ДЦП

Вышеизложенные аргументы дают основания утверждать, что гидрореабилитация ребенка с ДЦП за счет отсутствия значительных статических усилий позволяет развивать плавность движений и расслаблять мышцы, а сила сопротивления при движении, обусловленная выталкиванием воды, способствует возникновению новых координаций. Подобные занятия, сочетаемые с подводным массажем, помогают:

  • двигать конечностями с разной амплитудой;
  • совершенствовать двигательные навыки при свободном движении;
  • учиться плаванию и ходьбе без посторонней помощи;
  • стимулировать клетки головного мозга за счет погружения под воду и задержке дыхания.

За счет существенного снижения двигательной активности и нарушений дыхательных функций детки ДЦП очень часто подвергаются простудам. Гидрореабилитация помогает забыть об этом из-за отменного закаливания организма. Об эмоциональной составляющей тренировок в бассейне и говорить нечего – все позитивные впечатления невозможно передать словами.

Виды гидрореабилитации

Из собственного опыта занятий в бассейне:

Таким образом, гидрореабилитация ребенка с ДЦП – это не только способ оздоровления, но и мотивация для достижения новых результатов и освоения новых способностей. Но помните, что только регулярность и настойчивость, непоколебимая вера близких ребенка, помогут добиться таких желанных сдвигов в его физическом развитии.

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.


ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов). От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия - одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые синдромы. Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности сердечнососудистой системы. Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.
Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания, спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.


КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов врач ЛФК индивидуально подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист - 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога - 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

Иногда после скипидарной ванны отмечается состояние расслабленности и сонливости, которое быстро проходит. Может появиться также легкое возбуждение, связанное с тонизирующим влиянием скипидара на центральную нервную систему. Поэтому такие ванны назначают не позднее, чем за 2 ч до отхода ко сну.

При назначении скипидарных ванн больным ДЦП учитывают особенности действия каждого их вида.

Ванны из белой эмульсии скипидара показаны больным всеми формами ДЦП:
• с болевым синдромом,
• с артериальной гипотонией,
• с атрофией мышц,
• с тенденцией к спазмам капилляров в дистальных отделах конечностей (болезнь Рейно, облитерирующий эндартериит).

Они обладают большим тонизирующим действием и оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. Их назначают:
• при атонически-астатической форме ДЦП,
• при общей астенизации пациента, тенденции к гипотонии,
• при снижении иммунологической реактивности,
• при частых простудных заболеваниях.

Ванны из желтого раствора скипидара рекомендуются больным ДЦП:
• с выраженными контрактурами суставов,
• с остеохондрозом позвоночника,
• с феноменом тройного укорочения,
• с краниальной гипертензией,
• с гипертензионным синдромом,
• с юношеской артериальной гипертонией и гипертонической болезнью,
• при хронической пневмонии,
• при плевральных спайках.

Смешанные скипидарные ванны показаны в тех же случаях, что и ванны из желтого раствора скипидара, но у больных с тенденцией к артериальной гипотонии и спазмам капилляров в дистальных отделах конечностей.

В связи с тем, что ванны из желтого раствора скипидара имеют более высокую температуру, чем ванны из белой скипидарной эмульсии, они несколько тяжелее переносятся пациентами. Поэтому детям младшего возраста предпочтительнее назначать ванны из белой эмульсии скипидара.

1. Безбелковая диета Бирхер — Беннера.

2. Очистка содовыми клизмами температуры 40 С из расчета:
• детям от 2 до 6 лет — 1 чайная ложка питьевой соды на 0,5 литра воды;
• от 7 до 10 лет — 2 чайные ложки на 1 литр воды;
• старше 10 лет — 3 чайные ложки на 1,5 литра воды. Первые три клизмы делают ежедневно перед сном, последующие три — через день и далее — 2 раза в неделю. Введенный раствор пациент должен удерживать в течение 10-15 мин.

Количество назначаемых ингредиентов также зависит от возраста пациента:
- детям от 2 до 6 лет — V% стакана минеральной воды и 2 г глауберовой соли;
- от 7 до 10 лет —1/2 стакана минеральной воды и 3 г глауберовой соли;
- старше 10 лет — 2/3стакана минеральной воды и 4 г глауберовой соли.

Минеральная вода с растворенной в ней солью подогревается в водяной бане до температуры 40-45 С для дегазации и лучшего всасывания в кишечнике. Принимать приготовленный раствор следует утром натощак через день, и чередовать с приемом настоя петрушки или другого мочегонного чая (2 раза в день).

При лечении ваннами с повышенной температурой нередко происходит застой венозной крови в цистернах головного мозга и возникает сгущение крови за счет потери воды (через кожу, кишечник, почки), поэтому возникает необходимость герудотерапии (пиявки) под контролем содержания в крови протромбина: если его больше 79 ЕД, ставят по одной пиявке за каждое ухо (на середину сосцевидного отростка).

Примечание: пиявку нельзя снимать, пока она сама не отпадет. Кровь не останавливать, прикладывать рыхлые тампоны из ваты.

Кровоостанавливающие и дезинфицирующие препараты не применять. Кровь может выделяться в течение 6 часов и более. Если кровотечение из ранки уменьшается, следует поставить на область печени грелку.

Подводный душ-массаж

Больным ДЦП с выраженной спастической симптоматикой и контрактурами суставов показаны процедуры подводного душа-массажа. На пациента, находящегося в теплой ванне (34-37°С) большой емкости (до 400-600 л), воздействуют струи воды под давлением 0,5-3,5 атм. Интенсивность воздействия зависит от диаметра наконечника (7-11 см), расстояния между наконечником и телом (5— 15 см) и величины угла подачи струи на поверхность тела.

Теплая ванна:
• снижает повышенный мышечный тонус,
• положительно влияет на сердечно-сосудистую и другие системы организма.

Помимо этого под влиянием подводного массажа происходит значительная стимуляция обменных процессов периферической и центральной гемодинамики, включая церебральное кровообращение, рассасывание воспалительных очагов.

Процедура проводится в специально подготовленном бассейне определенной формы. Массаж начинают после пятиминутной адаптации пациента к воде. Температура массирующей струи обычно такая же, как и температура воды в ванне. Чаще массируют нижние конечности и сегментарные зоны позвоночника. Не следует направлять массирующую струю на область сердца и мошонку.

Подводный душ-массаж детям школьного возраста проводят при температуре воды 35-37 С, давление струи— 1,2-1,6 атм; продолжительность процедуры — 5-10-15 мин. Курс состоит из 8—10— 15 процедур, проводимых ежедневно или через день.

Цель массажа:понижение рефлекторной возбудимости мышц с повышенным тонусом.

Задачи массажа:

— Нормализация произвольных движений,

— Нормализация мышечного тонуса

— Улучшение крово- и лимфотока,

— Предупреждение возникновения контрактур

— Стимуляция ослабленной функции мышц,

Методика массажа

Расслабляющим эффектом обладает прием поглаживания. Скольжение руки массажиста должно быть мягкими и медленным. Приемы растирания и разминания могут также способствовать расслаблению, если выполнятьих нежно и мягко в более медленном темпе, чем обычно.

Из специальных приемов эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей особенно при выполнении пассивных движений.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж.

1. Массаж начинают со спины-движения рук идут от поясничной области к шее(особенно тщательно с пременением сегментарного и точечного массажа массируют паравертебральные области)

-подготовительный массаж (поглаживание,растирания инеглубокое разминание мышц)

Массаж ягодичных мышц и нижних конечностей

Нижние конечности массируются с проксимальных отделов

3.Массаж верхних конечностей, груди и живота

В массаже грудной клетки включаются приемы для активизации дыхания

Приемы рубления, поколачивания, выжимания при ДЦП не применяются.

При массаже следует применять упражнения на растяжение мышц.

Продолжительность сеанса 15-20 минут. Курс 20-30 процедур. В год 4-6 курсов



3. Гидрореабилитация

Занятия в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками

Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией.

1. Нормализация тонуса:

— Применяются ванны или теплые бассейны с температурой 36-37°С, продолжительностью 7-10-12 мин.

— Пассивные движения непосредственно в воде и мас­саж под водой.

— 0бучение ребенка удержанию туловища на воде;

— Можно использовать хромотерапию, жемчужные ванны и ванны с отварами трав.

— Применять массаж можно сразу же после ванны (15-20 минут) и использовать корригирующие укладки на шинах (от 10 мин до 1 ч).

— В этот же день после отдыха (2-4 ч) проводят лечебную гимнастику.

— Применяют про­цедуры мануального сегментарно-рефлекторного и местного массажа конечностей.

— Больным детям старше 7 лет может быть проведен курс подводного вихревого массажа и подводного душа-массажа.

2.Подготовка к созданию мышечного корсета:

— Занятия в теплом бассейне температура воды 32-33 градуса;

— Продолжительность занятий 30-45 минут

— Симметричные пассивно-активные упражнения;

— Симметричные активные упражнения.

— Использование элементов массажа в воде.

— Упражнения на расслабление

— Упражнения на дыхание

— Упражнения на скольжение выполняются на груди и на спине

— Упражнения на легкие погружения на глубину

— Занятие заканчивается восстановлением дыхания и игровыми приема.

— После занятий на расслабленные мышца массаж 15-20 минут

3. Тренировочный этап:

— Бассейн с температурой 28-30 градусов

— Погружения на глубину

— обучение правильным движениям рук и ног;

— обучение дыханию в воде с погружением головы в воду;

— обучение отдельным элементам разных способов плавания;

— упражнения на мышечную выносливость.

Задачи тренировочного этапа:

— Обучение навыку дыхания

— Обучение хорошо обтекаемому горизонтальному положению тела

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине

— Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине в ластах

— Обучение нырянию в глубину, в длину

ЛФК при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Необходима строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием.

Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений, регулярность, систематичность, непрерывность.

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, имеющими ДЦП :

— Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений

— Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц

— Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов

— Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышц, устранения судорог

— Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе

— Упражнение на подъём по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы

— Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Занятия, развивающие навыки движения:

· ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;

· ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;

· взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;

· ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;

· придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;

· подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

· ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;

· ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;

· ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;

Занятия для мускулатуры живота:

· ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;

· научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;

· ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;

· ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

· проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;

· крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

· ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;

· взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия на мяче (фитболе ) может использоваться как самостоятельная методика, так и вместе с лечебным массажем

— Нормализует мышечный тонус

— Уменьшает влияние тонических рефлексов

— Стимулирует развитие лабиринтного установочного и шейных цепных установочных рефлексов

Начинать следует с простых упражнений, таких как покачивание на животе вперед-назад. Размах и количество повторений увеличивается постепенно.

Занятия можно проводить по 5-10 минут и не ранее чем через час после кормление.

Часто занятия на мяче проводятся как завершающий этап массажа.

Эффективность восстановительного лечения детей с ДЦП значительно возрастает при включении в лечебный комплекс нескольких физических факторов, усиливающих и дополняющих друг друга. При выборе средств воздействия необходимо учитывать форму патологического процесса, возраст ребенка, общую реактивность организма. Эффективность массажа значительно повышается, если его применяют в сочетании с гидрореабилитацией. Массаж можно проводить непосредственно в воде или после водных процедур.

1. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортив-ная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.

2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физ-культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Совет-ский спорт, 1991.– 56 с.

4. Штеренгерц А.Е., Белая Н.А. Массаж для взрослых и детей. – К.: Здоровья, 1996. – 384 с.

5. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – 187 с.

6.Шамарин Т.Г.,Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста, 1999г -168с.

7. Последствия перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста и возможности их коррекции –методическое пособие И.В.Солодкова,Е.В.Соколова,М.В.Меркулова 2014г

Комбинированная лечебная гидро-механотерапия - это сочетание ручного лечебного и подводного массажа на основе постулатов древнекитайской терапии лечения пациентов с параличами.


Массаж – представляет собой метод механического(чаще ручного) воздействия на поверхностные ткани тела человека, при проведениикоторого улучшается кровообращение, лимфообращение, обменные процессы в мышцах,суставах и окружающих их тканях. Импульсы от такого воздействия поступают вспинной и головной мозг, корригируя их функциональную активность иопосредованно влияя на состояние внутренних органов.

Нужно отметить особенную пользу итерапевтическую ценность массажа при ДЦП за счет рефлекторного влияния на нервную систему, внутренние органы,увеличения мышечной массы и адаптационных возможностей детского организма.

Классический массаж позволяет расслабитьмышцы и понизить их тонус, а такженормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемыиз-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища.Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистыеобразования и ускоряют костный рост.

Действие подводного массажа впринципе аналогично таковому классического лечебного массажа. Однако оно болеевыражено за счет того, что тело больного находится в воде в максимальнорасслабленном состоянии, а значит, массаж при этом более глубокий и совершеннобезболезненный.


Здесь используются те же технологии,что и при стандартной контактной обработке тела, - поглаживание, разминание,вибрация. Но эта процедура, в отличие от обычного ручного массажа, оказываеттройное действие. Механическое раздражение кожи дополнено воздействием тепла игидростатическим влиянием ванны. Так как ребенок находится в теплой воде,плотность его тканей снижается. Это позволяет оказывать влияние не только наповерхностные слои кожи, но и на глубокорасположенные. Однако такое воздействиеболее деликатно, чем при ручном массаже. В воде мышцы непроизвольнорасслабляются, что снижает болевые ощущения и дает возможность проводить массажэнергично и интенсивно. Эффект от такого лечения намного выше, чем от привычныхсеансов. Особенно подводный массаж эффективенпри контрактурах суставов.

Подводный массаж при любой методикеего применения оказывает общее действие на организм. Повышая силу основныхкорковых процессов в ЦНС, он обладает тонизирующим действием напсихосоматическое состояние человека. После процедуры у пациентов отмечается улучшение самочувствия, ощущениелегкости, бодрости и свежести, нормализуется сон.

За основусочетания этих методик мы использовали постулаты древнекитайскойтерапии лечения пациентов с параличами.


Специфическое воздействие массажа приДЦП направлено не только на расслабление спастичных мышц, но и дляпополнения энергии ци и активизации кровообращения, правильного скольжениясуставов и восстановления в целом функций конечностей. Для этого используютсяследующие методы в массаже: пассивные ротирующие движения в суставах, надавливания(акупрессуры), смахивания, различные виды растираний (поглаживание,катание, потряхивание, вибрация, пунктация), а для стимуляции ослабленных мышц (поглаживание,растирание, пощипывание, поколачивание, штрихование, пунктация). Желательносочетать проведение массажа на определенных мышечных группах с дыхательнымидвижениями. Еще одна особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движенийдолжен быть направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движенияобеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры. Перед началомлечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями,разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей. Эффективностьвоздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем,снижающим мышечный тонус.

Затемспециалисты нашей клиники в зависимости от диагноза подберут для вашего ребёнкаиндивидуальную программу лечебного массажа. Процедуры проводят через день,чередуя с подводным массажем.

Подводный массаж проводятв специализированной ванне емкостью500-1000 л заполненной водой температуры 35-37°C с использованием специальногоаппарата. Основной частью аппарата является центробежный насос, обеспечивающийбыстрое всасывание воды из ванны и подачу ее под заданным давлением к телубольного по эластичному шлангу со сменными насадками. Для получения различныхвидов массирующих струй используются сменные насадки (цилиндрическая, щелевая,дождевая).

Степеньпогружения в ванну ребенка должна быть такой, чтобы область сердца не былапокрыта водой. Ребенка по возможности укладывают в удобной позе, максимальнорасслабляя мышцы, и он отдыхает в течение 3-5 мин для адаптации к водной среде.

Подводныймассаж проводят с соблюдением общих правил классического лечебного массажа.Дозирование процедур: по давлению водяной струи, достигаемой рациональнымвыбором наконечника, величиной угла падения струи на тело больного ирасстоянием (зазором) между наконечником и поверхностью тела. Давление массирующейструи от 100 до 300-400 кПа (от 1 до 3-4 атм). Наиболее интенсивное воздействиедостигают при цилиндрическом наконечнике малого диаметра, расположенномперпендикулярно к поверхности тела, на близком (5-7 см) расстоянии от него.Наиболее нежное воздействие производят при использовании дождевой насадки нарасстоянии 10-15 см от поверхности тела, при угле наклона 25-30°.

Припроведении подводного душа-массажа используют 4 основных приема, имитирующиеприемы классического ручного массажа: поглаживание, растирание, разминания и вибрацию. Поглаживание оказывает мягкоенежное действие за счет скольжения множества водяных струек или однойкомпактной струи по поверхности кожи. Производится, как правило, с помощьюдождевого наконечника. Давление струи 100-150 кПа (1-3 атм. угол наклона25-30°, зазор 10-15 см. Растирание - более интенсивный по сравнению споглаживанием прием, который выполняют кругообразными или спиралевиднымидвижениями цилиндрического наконечника или щелевидной лопатки. При этомприменяют также штрихование. Давление струи 150-300 кПа (1,5-3 атм), уголнаклона 60-90°, зазор 5-Ю см (в некоторых случаях до 15 см). Разминаниеоказывает выраженное механическое воздействие на глубоко расположенные ткани,главным образом на мышечную ткань. Этот прием выполняют чаще всего с помощьюцилиндрического наконечника при подводном массаже мышц конечностей. Давлениеструи разнообразное, чаще всего в пределах 200 - 400 кПа (2-4 атм), угол наклона60-90°, зазор 5-10 см. Вибрация вызывает колебания тканей, характер и ритмкоторых соответствует колебательным движениям руки массажиста. При выполненииприема находящийся в руке шланг с наконечником приближают к поверхности тела, азатем удаляют. При этом изменяются величина зазора и угол наклона массирующейструи воды; вибрацию проводят при давлении струи 100-150 кПа |1- 1,5 атм).Продолжительность процедуры общего воздействия подводного массажа составляет15-30 мин. Процедуры проводят через день. Рекомендуемый курс лечения – от 8-10- до15 процедур взависимости от возраста. Процедуру назначают детям при различныхзаболеваниях и нарушениях организма это: детский церебральный паралич, гиперкинезы,болезни и травмы опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, вывихсуставов, выраженные контрактуры и др.), гипертонус и дистония мышц, нарушения ЖКТ (запор,кишечные колики и др.),неврологические заболевания (последствия онмк,менингитов, полинейропатии) и др.

Имеютсяпротивопоказания, перед процедурой нужно обязательно проконсультироваться слечащим врачом. Противопоказания подводного массажа: обострениявоспалительного процесса; нарушения работы сердечно-сосудистой системы; острыйгепатит; опухоли; травмы кожи.

Таким образом при сочетании ручного и подводногомассажей уже после нескольких сеансов лечения у пациентов наблюдаетсяположительная динамика, которая в дальнейшем сохраняет лечебный эффект втечение от 3 до 6 месяцев.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.