Дцп у детей до года доктор комаровский



ДЦП возникает вследствие ряда поражений центральной нервной системы, влияющими на один или несколько отделов головного мозга. Проявление симптомов ДЦП у новорожденных зависит от степени поражения ЦНС и своевременности принятых мер. Недуг не является врожденным и прогрессирующим, поэтому его можно лечить и достичь положительных результатов.

Причины и факторы риска

Признаки ДЦП у ребенка

2 месяца и старше

6 месяцев и старше

10 месяцев и старше

12 месяцев и старше

Виды и симптомы

Применение вспомогательных устройств

Занятия с логопедом и психологом

Комментарии и Отзывы

Причины и факторы риска

Порок в развитии участка головного мозга может возникать как до момента рождения, так и на ранних этапах жизни.

Статистика показывает, что чаще всего ДЦП поражает недоношенных малышей (порядка половины случаев заболевания), так как они наиболее уязвимы к влияющим факторам.

Основные причины развития недуга у детей до и во время родов:

  • гипоксия плода;
  • крупные размеры младенца;
  • неправильное положение в утробе;
  • инфекции роженицы;
  • узкий таз у матери;
  • отслойка плаценты раньше срока;
  • резус-конфликт беременной и новорожденного;
  • стремительный темп родов;
  • медикаментозное стимулирование родоразрешения или прокол пузыря.

К факторам, которые могут вызвать ДЦП после родов, относятся:

  • серьезные инфекции (менингит, энцефалит и прочие);
  • отравление свинцом;
  • травматические поражения головы;
  • ситуации, которые могут вызвать кислородное голодание (посторонние предметы в органах дыхания).

Все перечисленные факторы не являются стопроцентной гарантией развития недуга, но являются весомыми причинами, которые могут спровоцировать ДЦП.


Признаки ДЦП у ребенка

Врачи не в каждом случае могут заметить и определить первые признаки, поэтому неоценимая диагностическая роль отводится маме, которая проводит наибольшее количество времени с малышом.

Как проявляется ДЦП у грудного ребенка (первые проявления):

  • прослеживается явная асимметрия между ягодицами и туловищем в целом;
  • плохо проявлен изгиб позвоночника в поясничном отделе;
  • нет складки между ягодицами;
  • тонус мышечной ткани в конечностях (тугие или вялые);
  • мышечные судороги, параличи;
  • плохой сон, тревожность, нарушение аппетита;
  • ослабление мышц с одной стороны тела и повышенный тонус в другой половине, как следствие, укорочение конечностей, искривление позвоночного столба;
  • движения только одной ручкой или ножкой;
  • ребенок не может самостоятельно поворачивать голову.

Симптоматика церебрального паралича у грудничка от 2 месяцев:

  • дрожание конечностей при попытке поднятия;
  • жесткость в руках и ногах при движениях;
  • малышу сложно контролировать голову при попытке ее поднять;
  • проблемы в процессе кормления (слабость сосательного рефлекса, затруднены укусы, упирается язык).

Признаки недуга с полугода:

  • сложно перевернуться самостоятельно набок;
  • малыш не контролирует процесс подъема головы;
  • проблемы с кормлением продолжаются;
  • ребенок протягивает одну руку, а вторая сжимается в кулак.

Симптоматика в возрасте от 10 месяцев:

  • малыш не может сам садиться и оставаться в таком положении без посторонней помощи;
  • не пытается разговаривать;
  • не отзывается на свое имя;
  • при перемещении использует одну руку и ногу, а противоположные тащит следом.

Признаки недуга от года:

  • не ползает самостоятельно;
  • не может стоять без посторонней помощи;
  • не произносит простые слова;
  • не ищет игрушки, которые прячутся в его присутствии.

Виды и симптомы

Церебральный паралич делится на несколько видов в зависимости от зоны нарушений в головном мозгу, а также характерных проявлений заболевания. На основании типа недуга доктора разрабатывают методику его лечения.

Виды ДЦП у новорожденных (симптомы и причины формирования):

  1. Диплегическая форма. Формируется в результате повреждения ЦНС в период беременности. К основным признакам относятся резкое появление мышечного тонуса, отсутствие желания сесть или перевернуться. Наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. При попытке поставить малыша мышцы реагируют мгновенным ростом тонуса. Ребенок обычно ходит на носочках, соприкасаясь коленями и выдвигая одну ногу вперед другой.
  2. Гемиплегическая. Поражается одно из полушарий мозга вследствие инфекции в период беременности или кровоизлияния в момент родоразрешения. Наблюдается постоянное напряжение мышечной ткани, движения ребенка имеют непроизвольную форму, не подчиняются его желаниям.
  3. Гиперкинетическая форма. Развивается вследствие повреждения подкорковых нервных узлов из-за иммунной несовместимости с матерью. Движения малыша выглядят неловко, он принимает неудобные позиции. Это следствие нестабильности тонуса мышц, который переходит из одного состояния в другое.

Диагностика

В первую очередь следует обратить внимание на детей из группы риска:

  • недоношенных;
  • с дефицитом веса;
  • инфицированных в период беременности;
  • имеющих ниже пяти баллов по шкале Апгар;
  • с серьезной степенью желтухи;
  • а также если при родах применялись акушерские инструменты.

Своевременное обследование таких малышей может существенно улучшить результаты дальнейшего лечения в случае определения признаков и диагноза ДЦП.

Этапы медицинского диагностического исследования:

  1. Сбор анамнеза – как протекала беременность, наличие сопутствующих заболеваний, как проходил процесс родов.
  2. Опрос о развитии малыша с целью выявить наличие отставаний.
  3. Физический осмотр – тонус мышц, состояние позвоночника, уровень слуха и зрения.
  4. УЗИ (ультразвуковая диагностика) головного мозга — проводится в случае явных признаков недуга.
  5. Электроэнцефалография – при наличии судорог.
  6. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – определяет уровень повреждения головного мозга, наличие кист, образований и кровоизлияний.

Методы лечения

Основная задача методик восстановления при ДЦП – разработка мышечной ткани, нормализация тонуса. При постоянных занятиях с малышом можно добиться возможности вести во взрослом возрасте приемлемый образ жизни. Но стоит помнить, что лечение церебрального паралича не является одномоментным и быстрым, оно длится в течение всей жизни.

Данный метод терапии способствует снижению тонуса мышц. Важен комплексный подход и разработка врачом курсов из разных процедур, схем их чередования и продолжительности.

Варианты физиотерапевтических методов лечения:

  • электрофорез;
  • парафинотерапия;
  • светолечение;
  • магнитотерапия;
  • квант-камера (воздействие лазерным душем);
  • шиацу;
  • иглорефлексотерапия.

Лечебная физкультура должна быть у ребенка с ДЦП на постоянной основе. Это ежедневный комплекс упражнений, который корректируется в зависимости от состояния здоровья и особенностей развития малыша. Физическая нагрузка должна быть дозированной с плавным ее увеличением.

ЛФК состоит из таких блоков упражнений:

  • растяжка;
  • постановка правильной ходьбы;
  • действия на расслабления мышечной ткани, уменьшение тонуса;
  • увеличение амплитуды движений;
  • рост силы мышц;
  • ходьба по наклонной поверхности для тренировки равновесия.


Упражнения при ДЦП

Основа подхода – это использование таких положений тела, при которых врач производит стимуляцию движений за счет задействования суставов, а также растяжения коротких мышц и укрепления вялых. С помощью упражнений снижается уровень дисбаланса туловища, закрепляются освоенные движения и разучиваются новые.

В процессе курса лечения физиотерапевт задействует максимальное количество частей тела, используя изученные навыки, а также расширяя диапазон физических умений. При выходе из равновесия определенного участка доктор направляет движения, обеспечивая баланс и слаженную работу между разными участками туловища и конечностей. Тренировочный процесс начинается с упражнений на мячах, далее переходит к роллам и потом уже к матам. Комплекс упражнений разработан таким образом, что охватываются все блоки для развития тела (растяжка, разработка суставов, активные движения).

Данный тип терапии подразумевает давление врачом на определенные зоны тела в разных положениях (на спине, животе, боку).

Метод Войта автоматически приводит тело к двум типам движений:

  • рефлекторное ползание – положение на животе, активируется способность ползти у ребенка;
  • рефлекторное переворачивание – положение на спине или боку, малыш из исходной позиции переходит в позу на четвереньках.

При воздействии на нужные зоны организм рефлекторно координирует и активирует все мышцы, задействуется центральная нервная система. Таким образом формируется навык движений.

В процессе лечения ДЦП используются различные вспомогательные методики:

  1. Кинезиотейпинг. Используются специальные ленты из хлопковой ткани, которые активизируются за счет тепла тела. Их накладывают вдоль мускулатуры для фиксирования больных суставов, сухожилий, мышечной ткани, снижения болевых ощущений, расслабления. Применение методики не препятствует движениям, позволяет вести привычный образ жизни, принимать душ, плавать в бассейне. Кинезиотейпинг дает возможность людям с нарушениями двигательной способности самостоятельно себя обсуживать в бытовых ситуациях.
  2. Занятия на беговой дорожке перед зеркалом. Позволяет выработать навыки правильной ходьбы.
  3. Специальные велосипеды для деток с ДЦП. Во время занятий происходит формирование корректных движений нижних конечностей.
  4. Упражнения на батуте. Тренировка вестибулярного аппарата.

Такие сеансы входят в базовую схему лечения детей с ДЦП, так как способствуют умственному развитию малыша и его социализации. Логопед учит ребенка правильно разговаривать, может использоваться техника специализированного логопедического массажа с медикаментозным лечением. Комплексное применение всех описанных технологий, четкое выполнение рекомендаций доктора и любовь родителей приведут к возможности малыша с ДЦП жить полноценной жизнью.

Фотогалерея

На видео вы узнаете мнение врача о необходимости массажа при повышенном напряжении в конечностях. Автор — Доктор Комаровский.

  • Особенности детской нервной системы
  • Неврологические проблемы
  • Когда проблема действительно существует?
  • Советы доктора Комаровского

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Церебральный паралич — это группа стабильных расстройств развития движения и поддержания позы, которые приводят к ограничению функциональной активности и двигательным нарушениям. Нарушения обусловлены непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребёнка.

Двигательная патология часто сочетается с нарушением сенсорных систем (наиболее часто — зрения и слуха), когнитивными дисфункциями, нарушениями речи, симптоматической эпилепсией, вторичными ортопедическими проблемами и др.

По данным американских медиков, распространенность ДЦП в США — в среднем 3–4 ребенка на 1000 детей. Именно эта патология является самой распространенной причиной двигательной недееспособности. По данным Miller F. (2005 г), в мире распространённость ДЦП находится в диапазоне от 2 до 5 случаев на 1000 детей. В группе недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%, а у недоношенных с массой тела менее 1500 граммов распространенность ДЦП увеличивается до 5–15%, при массе тела менее 1000 граммов — 25–50%.

По МКБ 10 Детский церебральный паралич классифицируется:

G 80. 0 — Спастический церебральный паралич

G 80. 1 — Спастическая диплегия

G 80. 2 — Детская гемиплегия

G 80. 3 — Дискинетический церебральный паралич

G 80. 4 — Атаксический церебральный паралич

G 80. 8 — Другой вид детского церебрального паралича

G 80. 9 — Детский церебральный паралич неуточненный

Очень серьезно подходят американские коллеги к классификации заболевания и структуре диагноза.

Компоненты классификации церебрального паралича (структура диагноза):

  1. A. Тип нарушения движения (спастичность, атаксия, дистония, атетоз).

Б. Функциональные возможности движения:

  • нарушение глобальных моторных функций по системе классификации GMFCS;
  • нарушение функции рук по системе классификации мануальных навыков MACS;
  • нарушение коммуникативных функций по системе классификации CFCS;
  • определение мобильности пациента по системе классификации FMS.
  1. Сопутствующие нарушения (когнитивные нарушения, нарушения речи, нарушения зрения, нарушение слуха, эпилептические приступы, нарушение поведения, ортопедические проблемы и т. д.).
  2. Результаты анатомических и нейровизуализаций.
    А. Характер и степень двигательных расстройств различных анатомических областей (вовлеченность конечностей, ротоглотки, туловища).
    Б. Результаты МРТ, КТ, нейросонография. (рекомендовано проведение МРТ всем детям с ЦП).
  1. Причина нарушения (гипоксия/ишемия, травма, инфекции, метаболические нарушения, мальформации мозга и т. д. ) и время возникновения поражения.

Реабилитационный прогноз

В нашей стране получить честный ответ на эти вопросы очень трудно.

Очень часто усилия прикладываются совершенно не в том направлении: проводятся сложные и неэффективные мероприятия, а на простые, но жизненно необходимые вещи не хватает ни сил, ни времени, ни понимания, что эти действия — единственное, что действительно нужно ребенку.

А как иначе?

Во-первых, родители получают развернутый диагноз с определением уровня моторных и коммуникативных функций ребенка.

Во-вторых, зная степень нарушения двигательных функций по шкале GMFCS, врачи определяют реабилитационный прогноз и потенциал ребенка и честно сообщают его родителям, не кормя несбыточные мечты и надежды родителей на полное восстановление ребенка.

В-третьих, выбирают адекватные цели реабилитации.

Ребенку из приведенного выше примера в развитой стране, вероятнее всего, установят баклофеновую помпу для уменьшения тонуса, возможно, пропишут оперативное лечение для уменьшения боли, родители будут использовать специальные приемы позиционирования для профилактики контрактур, ребенку подберут адекватное питание, он будет проходить профосмотры, включающие рентгенографию тазобедренных суставов. Семье будет оказана психологическая поддержка, родителей обучат альтернативным способам коммуникации с ребенком.

Да, у ребенка точно так же не будет возможности самостоятельно передвигаться и совершать целеноправленные действия (и родителям об этом сообщат очень рано, оказав психологическую помощь на высоком уровне), но он будет адекватного веса, без контрактур, вывихов и болевого синдрома, скорее всего, у него будут силы для невербальной коммуникации, а родителям будет значительно легче ухаживать за ним в подростковом возрасте.

Вот очередная иллюстрация того, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ниже представлена шкала определения уровня моторики GMFCS. Для чего она нужна? Определив уровень моторики ребенка на сегодняшний день, можно предположить, какой прогноз на восстановление ждет ребенка к определенному возрасту при адекватной реабилитации, поскольку, как правило, уровень моторики по GMFCS не меняется в течение жизни.

ШКАЛА ГЛОБАЛЬНЫХ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ (Gross Motor Function Classification System GMFCS, 2007)

I уровень — ребенок ходит без ограничений, но может иметь затруднения с более сложными двигательными навыками.

До 2 лет — начало самостоятельной ходьбы.

С 2 до 4 лет — самостоятельная ходьба без прыжков и бега.

С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния и по неровной поверхности, подъем по лестнице, бег и прыжки.

С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, не держась за поручни.

С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба через препятствия, бег и прыжки (скорость и координация могут быть нарушены), участие в спортивных мероприятиях.

II уровень — ходит с ограничениями.

До 2 лет — дети ползают на животе и четвереньках, ходят вдоль опоры.

С 2 до 4 лет — ползают на четвереньках, ходят у опоры, со вспомогательными приспособлениями.

С 4 до 6 лет — самостоятельная ходьба на короткие расстояния, подъем по лестнице, держась за перила, не умеют бегать и прыгать.

С 6 до 12 лет — ходьба без использования вспомогательных приспособлений, подъем и спуск по лестнице, держась за поручни.

С 12 до 18 лет — самостоятельная ходьба на большие расстояния в привычной обстановке, на улице используют приспособления, бегают и прыгают плохо.

Различия между I и II уровнем: дети второго уровня имеют ограничения в ходьбе на длинные расстояния и балансировке, им требуются вспомогательные приспособления для освоения ходьбы. Поднимаясь или спускаясь по лестнице, они должны пользоваться перилами. Страдает качество движения: ребенок не умеет бегать и прыгать.

III уровень — ходит с применением вспомогательных приспособлений по ровной поверхности.

До 2 лет — переворачиваются и ползают на животе.

С 2 до 4 лет — ползают по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), сидят без поддержки, но самостоятельно не садятся, ходят с ручными приспособлениями на короткие расстояния.

С 4 до 6 лет — могут встать со стула без опоры, но ходят только со вспомогательными приспособлениями.

С 6 до 12 лет — стоят самостоятельно; ходят, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли, трость и т. д.).

С 12 до 18 лет — ходят только с приспособлениями, могут спускаться и опускаться по лестнице с перилами, на улице передвигаются только в коляске.

Разница между II и III уровнями. Дети II уровня не требуют вспомогательных средств для ходьбы после 4 лет. Детям III уровня требуются ручные устройства для перемещения в помещении и колесные средства для перемещения на улице.

IV уровень — дети могут самостоятельно сидеть, но передвигаются с использованием электроприводных вспомогательных устройств либо пассивно транспортируются.

До 2 лет — переворачиваются, но не удерживают позу сидя.

С 2 до 4 лет — сидят, если посадить, самостоятельно или в приспособлениях, ползают по-пластунски.

С 4 до 6 лет — могут сидеть самостоятельно, передвигаются с поддержкой и контролем взрослого.

С 6 до 12 лет — могут сидеть самостоятельно, но не стоят и не ходят без основательной поддержки.

С 12 до 18 лет — по комнате передвигаются перекатами или ползанием на животе, могут передвигаться в ходунках, поддерживающих тазовый пояс и туловище, способны управлять моторизированным инвалидным креслом.

Разница между III и IV уровнями. Дети III уровня сидят самостоятельно, передвигаются по полу самостоятельно, ходят с использованием вспомогательных средств. Дети IV уровня могут сидеть, но самостоятельное передвижение очень ограничено.

V уровень — дети не могут передвигаться без посторонней помощи, самостоятельно контролировать движения и поддерживать позу против силы тяжести (не удерживают голову и положение туловища). Самостоятельное передвижение возможно только с использованием усовершенствованных кресел с электроприводом.

До 2 лет — нуждаются в помощи взрослого, чтобы перевернуться.

С 2 до 4 лет — невозможно передвигаться самостоятельно, некоторые дети могут передвигаться, используя электроприводное инвалидное кресло- коляску.

С 4 до 6 лет — не могут передвигаться самостоятельно, некоторые дети, правда, используют электроприводное инвалидное кресло-коляску.

С 6 до 12 лет — ребенок в большинстве позиций испытывает трудности при контроле за положением туловища и головы, поскольку гравитация препятствует удержанию позиции головы и туловища.

С 12 до 18 лет — ограничено удержание головы и туловища против градиента силы тяжести, а также контроль рук и ног. Вспомогательные технологии используются для улучшения удержания головы, сидения, стояния и передвижения, но ограничения полностью не компенсируются приспособлениями. Некоторые дети достигают самостоятельной мобильности с использованием высокотехнологичного электрического инвалидного кресла

Разница между IV и V уровнями. У детей с V уровнем значительно ограничен контроль положения головы и туловища. Таким детям и подросткам нужна обширная физическая помощь других людей и технологическая поддержка. Самостоятельное передвижение возможно, только если ребенок научится управлять моторизированным инвалидным креслом.

Каков прогноз?

Сейчас доступны очень наглядные и удобные в использование кривые роста моторного развития детей с ДЦП. Разработаны на основе данных, полученных из большой популяционной выборки детей с ДЦП в исследовании.

Отметки на вертикальной оси:

А — возможность поднимать и поддерживать свою голову в вертикальном положении.

В — возможность поддерживать положение сидя на полу без поддержки и помощи рук в течение 3 сек.

C — способность пройти вперед на 10 шагов без поддержки.

D — способность спускаться на 4 шага без поддержки.

(Продолжение публикаций о ДЦП читайте здесь.)

Если ваша беременность протекала плохо, если вы имеете сведения, что ваш ребенок перенес осложнения в период родов или в первые дни жизни, весьма важно систематически показывать его педиатру и невропатологу. Нередко случается так, что как раз родители, на глазах которых проходит развитие малыша, ориентируют участкового педиатра на более тщательное наблюдение и раннее начало реабилитации.

Естественно, родители самостоятельно не сумеют установить диагноз. Однако они могут обратить внимание на некоторые симптомы, указывающие на неполадки в работе центральной нервной системы ребенка. Например, опоздание в появлении двигательных навыков у ребенка и отставание речевого развития являются серьезным предлогом для тревоги. Так, в частности, к месяцу-полутора в позе лежа на животе доношенный ребенок обязан устойчиво держать поднятой голову, к шести месяцам присаживаться. Если ребёнок не удерживает голову лежа на животе и в вертикальном положении после 2 месяцев, не сидит самостоятельно после 7 месяцев, не ходит сам после 15 месяцев – необходимо выяснить причину задержки развития малыша и начать необходимые реабилитационные мероприятия.

Помимо двигательных навыков, крайне важно контролировать психическое и речевое развитие ребенка, например, зрительное и слуховое сосредоточение, гуление и лепет, интерес к игрушкам. Для контроля становления двигательных и психических функций ребенка всем родителям можно посоветовать вести дневник развития малыша, в котором будут обозначаться его основные достижения.

В первые месяцы жизни у детей с поражением нервной системы сосательный рефлекс часто ослаблен. Случается, что ребенок не может произвольно закрыть рот или, наоборот, делает это с чрезмерным усилием и прикусывает сосок.

С точки зрения неврологии, есть группа абсолютных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а потом понемногу угасают, например, ладонно-ротовой рефлекс (при нажатии на ладошки новорожденного он раскрывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, чуть наклоняют вперед, и он производит шаговые движения). Как правило, эти рефлексы пропадают в 2 - 3 месяца. Если они остаются до 4- 6 месяцев, то можно заподозрить нарушение функционирования центральной нервной системы.

Также родители могут обратить внимание на то, что мышцы рук и ног малыша вялые и слабые или слишком напряжены (мышечная гипотония, гипертонус, спастичность), на дрожание головы, туловища, рук и ног, на трудности при глотании или сосании, избыточное слюноотделение, стереотипные и вычурные движения (ребенок на какой-то период застывает в какой-то позе или делает непроизвольные движения, кивки головой), на доминирование одной из сторон тела при движении (пользуется только одной рукой, подволакивает ногу при ходьбе), на нарушение согласованности и точности движений.

Если вы обнаружили такие симптомы, то надо незамедлительно обратиться к врачу!

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы


Наверняка каждый из нас сталкивался с таким ребенком, который странно двигается, плохо говорит или ведет себя не совсем так, как остальные дети. Многие люди просто отводят взгляд от такого малыша, не подозревая, что такая болезнь как ДЦП намного ближе, чем нам кажется, и никто от нее не застрахован. Именно поэтому каждому родителю стоит знать ранние признаки, симптомы и особенности пси хического состояния ребенка при ДЦП и возможно ли его излечить?

ДЦП (детский церебральный паралич) – это не одно конкретное заболевание, а целый ряд заболеваний не только головного мозга, но так же и опорно-двигательной, нервной, речевой, мышечной и интеллектуальной систем, причиной которых могло быть или внутриутробное недоразвитие, или его повреждение во время дородового или родового периода.


Процесс исследований, занимающихся вопросом причин возникновения ДЦП, по сей день еще продолжается, а, следовательно, он не изучен до конца. Многие ученые придерживаются мнения, что ДЦП не является генетической болезнью, а значит, не может передаться по наследству. Однако это недоказанный факт и сегодня некоторые ученые полагают, что фактор наследственности в появлении ДЦП все же присутствует. Кроме этого существует еще целый ряд основных причин возникновения ДЦП:

Зачастую ДЦП страдают в большинстве случаев мальчики – они подвергаются данному нарушению почти в 2 раза чаще, чем девочки и имеют более тяжелые последствия, особенно это касается опорно-двигательной системы. Почему это происходит чаще с мальчиками, учеными пока не выявлено.

Данное заболевание в раннем возрасте диагностируется достаточно тяжело и не всегда это происходит своевременно. Поэтому каждый родитель должен быть крайне внимателен, следя за своим крохой, так как чем раньше будут выявлены симптомы ДЦП, тем больший шанс на его более успешную реабилитацию и социализацию в обществе.

Признаки ДЦП на ранних стадиях


  • Отсутствует угасание рефлексов, присущих новорожденным, которые спустя 2-3 месяца должны полностью исчезать
  • Нарушенный мышечный тонус
  • Ребенок в 1 месяц не реагирует на резкий звук морганием глаз
  • В возрасте 4 месяцев кроха не поворачивает голову на звук
  • В этом же возрасте не тянется за понравившейся игрушкой
  • В 7-8 месяцев ребенок не сидит без поддержки взрослых
  • К 12 месяцам ребенок не произносит никаких слов
  • В годовалом возрасте ребенок совершает все действия одной рукой
  • Ребенок склонен к судорогам
  • У ребенка наблюдается косоглазие
  • У ребенка или слишком медленные движения, или наоборот слишком резкие движения руками и ногами
  • В возрасте 12-16 месяцев ребенок не ходит

Для детей, страдающих ДЦП, очень важна психическая поддержка со стороны взрослых на протяжении всего детства, так как, чувствуя свои физические или психические отличия от своих сверстников, ребенок может испытывать дополнительный психологический стресс, агрессивность, возникновение внутренних конфликтов, проявления тревожности и еще много других дополнительных психологических проблем. Кроме этого, болезненное протекание лечения так же может негативно влиять на эмоциональную сферу крохи. В данном случае все коррекции должны проходить параллельно с участием психолога, который поможет максимально стабилизировать психологическую сторону ребенка.

Излечить ДЦП полностью практически невозможно, однако данное заболевание – не приговор для человека. Очень много больных ДЦП ведут нормальную жизнь во взрослом возрасте. Именно поэтому так важно распознать ДЦП на ранних стадиях и принять все возможные меры, которые в дальнейшем минимизируют тяжелые последствия данного заболевания.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.