Диплом иппотерапия с дцп

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлова Евгения Александровна, Ключникова Александра Николаевна

Представлен экспериментальный материал по определению эффективности занятий иппотерапией для коррекции двигательных расстройств детей 5-7 лет с детским церебральным параличем . Доказано, что применение занятий иппотерапией для детей с подобными расстройствами способствует улучшению результатов их двигательных способностей.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орлова Евгения Александровна, Ключникова Александра Николаевна

STUDY OF THE EFFECT OF HIPPOTHERAPY IN REHABILITATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH CEREBRAL PALSY

The experimental material for determining the effectiveness of hippotherapy for correcting motor disorders of children aged 5-7 with cerebral palsy (cerebral palsy) is presented. It has been proved that the use of hippotherapy for children with similar disorders helps to improve the results of their motor abilities.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИППОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Е.А. Орлова, А.Н. Ключникова

Представлен экспериментальный материал по определению эффективности занятий иппотерапией для коррекции двигательных расстройств детей 5-7 лет с детским церебральным параличем. Доказано, что применение занятий иппотерапией для детей с подобными расстройствами, способствует улучшению результатов их двигательных способностей.

Ключевые слова: иппотерапия, реабилитация детей, детский церебральный

Успешность реабилитации зависит не только от тяжести поражения центральной нервной системы ребёнка, но и от своевременной диагностики, правильной организации лечебного процесса. В последнее время повышенное внимание уделяется новым методам в комплексной системе реабилитации, к которым можно отнести: акватерапию, кинезиотерапию, ортопедический пневмокомбинезон, анималотерапию (система лечения людей при помощи общения с животными). Среди видов анималотерапии значительный интерес представляют дельфинотерапия (общение с дельфинами) и иппотерапия (общение с лошадьми и верховая езда) [5].

Дельфинотерапия применяется как мощное психотерапевтическое и психокоррекционное средство, суть лечения заключается в ультразвуковом воздействии дельфином на человека при тесном телесном контакте, совместном плавании, общении, играх. С помощью воздействия ультразвуком понижается возбуждение центральной нервной системы, активизируется деятельность головного мозга и различные реакции организма. Кроме взаимодействия с клетками, ультразвук способен снимать болевые ощущения. Дельфинотерапия рассчитана на любой воз -раст пациента, но считается более эффективной в период от 3 до 12 лет [6].

Иппотерапия - метод реабилитации и оздоровления человека, имеющего ограниченные возможности, с использованием в лечебных целях верховой езды на лошадях, является уникальным по эффективности методом [1].

Верховая езда оказывает уникальное биомеханическое воздействие на организм человека. Например, передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. На шагу лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время движения всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у больного человека в работу включаются те мышцы, которые хотя и не поражены, но обычно находятся в бездействии. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений.

Иппотерапия - отличный способ для снятия стресса. У ребенка, как правило, находящегося в замкнутом пространстве, возникает ни с чем несравнимая радость от общения с большим и умным животным [6].

Однако несмотря на очевидную эффективность использования верховой езды, литературные сведения, посвященные данному вопросу, весьма немногочисленны.

Для решения данного противоречия было проведено исследование, цель которого состояла в совершенствовании процесса физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП на основе использования занятий иппотерапией.

Предполагалось, что включение в процесс физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП занятий иппотерапией, позволит повысить уровень развития их двигательных способностей, а также окажет положительный эффект на их активность в других видах деятельности, не связанных с верховой ездой.

Главная задача исследования заключалась в подборе доступных упражнений для занятий иппотерапией и экспериментальной проверки эффективности подобных занятий в процессе физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП.

В структуру занятий экспериментальной группы были включены:

• знакомство с лошадью;

• свободное катание на лошади в комфортном для ребенка положении;

• езда верхом в различных положениях (полусидя, сидя, полулёжа);

• пассивные упражнения и упражнения с помощью инструктора;

• активные упражнения (наклоны корпуса, упражнения с предметами (мяч, гимнастическая палка), качание шенкелей с различной амплитудой с дополнительным грузом или без него;

• упражнения сбивающего характера (неожиданная для всадника смена аллюров или направления);

• упражнения с закрытыми глазами, использование различных исходных положений;

• движения в различных направлениях;

• дыхательные упражнения (все упражнения выполнялись верхом на лошади, идущей шагом, рысью, со сменой аллюров).

Страховка во время занятия осуществлялась справа и слева. При необходимости, волонтер страховал ребенка, находясь вместе с ним на лошади. Упражнения выполнялись в игровой форме.

Результаты тестирования двигательных способностей детей до эксперимента представлены в табл. 1.

Результаты тестирования исходного уровня развития двигательных способностей детей обеих групп показали, что все показатели находятся на достаточно низком уровне.

Результаты предварительного тестирования двигательных

№ Имя Возраст Тесты (С.А. Луценко, 2014)

п/п испытуемых (лет) № 1 (из 4-х баллов) № 2 (кол-во раз за 1 мин)

1 Марина С. 6 1 8

2 Аделина Б. 5 1 9

4 Катя С. 5 1 10

5 Арсений Д. 7 1 11

6 Артем Ч. 7 1 10

8 Федор И. 5 1 9

1 Алиса В. 5 1 9

2 Жанна З. 6 1 8

4 Таня М. 5 1 10

5 Леша А. 7 1 10

Результаты тестирования после окончания эксперимента свидетельствуют о положительных сдвигах в уровне тестируемых способностей у детей обеих групп, но в экспериментальной группе эти сдвиги были немного лучше. Данные результаты представлены в табл. 2.

Результаты итогового тестирования двигательных способностей детей

№ п/п Имя испытуемых Возраст (лет) Тесты (С.А. Луценко, 2014)

№ 1 (из 4-х баллов) № 2 (кол-во раз за 1 мин)

До После До После Разница

1 Марина С. 6 1 2 8 15 7

2 Аделина Б. 5 1 2 9 15 6

3 Юля Я. 6 1 1 9 16 7

4 Катя С. 5 1 2 10 17 7

5 Арсений Д. 7 1 2 11 18 7

6 Артем Ч. 7 1 2 10 18 8

7 Иван П. 6 1 2 8 15 7

8 Федор И. 5 1 2 9 16 7

1 Алиса В. 5 1 2 9 15 6

2 Жанна З. 6 1 1 8 14 6

3 Вера Т. 7 1 1 9 15 6

4 Таня М. 5 1 2 10 16 6

5 Леша А. 7 1 2 10 17 7

6 Юра А. 5 1 2 10 17 7

7 Витя Ш. 6 1 2 9 16 7

8 Егор К. 5 1 1 9 15 6

В тесте № 2 дети обеих групп продемонстрировали повышение результатов, но в экспериментальной группе разница между исходными и конечными результатами составила от 7 до 8 раз за мин, а в контрольной группе - от 6 до 7 раз, в среднем улучшение произошло в контрольной группе - на 39,1 %, а в экспериментальной - на 42,9 %. Это может быть обусловлено, как небольшим периодом проведения педагогического эксперимента, так и тяжестью самого заболевания.

Кроме того, родители отметили, что у детей возросла активность и в других видах деятельности, не связанных с верховой ездой, а именно в проявлении интереса в общении с другими детьми, заинтересованность при посещении соревнований и театрализованных конных представлений и праздников. Поэтому, занятия иппотерапией могут быть рекомендованы для реализации в комплексной реабилитации детей с подобными формами двигательных расстройств.

2. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе: метод. пособие / А.И. Денисенков [и др.]. М., 2004. 56с.

3. Луценко С.А. Коррекция двигательных способностей детей младшего школьного возраста со спастической диплегией с использованием метода иппотерапии // Адаптивная физическая культура. 2014. № 4. С. 25-28.

4. Мякишева Н.А. Физическая реабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях спортивно-игрового центра: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. 23 с.

5. Топоркова Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП // Адаптивная физическая культура. 2012. № 3. С. 36-38.

6. Филипенков В.В. Роль дельфинотерапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями // Достижения вузовской науки. 2013. № 3. С. 21-24.

Орлова Евгения Александровна, аспирантка, an_kluchnikova@,mail. ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры,

Ключникова Александра Николаевна, канд. пед. наук, проф., an_kluchnikova@, mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

STUDY OF THE EFFECT OF HIPPOTHERAPY IN REHABILITATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH CEREBRAL PALSY

E.A. Orlova, A.N. Klyuchnikova

The experimental material for determining the effectiveness of hippotherapy for correcting motor disorders of children aged 5-7 with cerebral palsy (cerebral palsy) is presented. It has been proved that the use of hippotherapy for children with similar disorders helps to improve the results of their motor abilities.

Key words: hippotherapy, rehabilitation of children, children's cerebral palsy.

Orlova Evgeniya Aleksandrovna, postgraduate, Russia, an_kluchnikova@mail.ru, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Klyuchnikova Alexandra Nikolaevna, Associate professor an_kluchnikova@,mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрена модульно-рейтинговая технология обучения бакалавров института физической культуры и спорта. Раскрыта специфика деятельности бакалавров института физической культуры и спорта. Проанализированы и выделены основные составляющие компоненты критериев оценки качества деятельности преподавателя.

Ключевые слова: деятельность, контроль, балльно-рейтинговая система, оценочная технология, квалиметрия педагогического труда.

В связи с модернизацией отечественного образования, обусловленной требованиями Болонского соглашения, обеспечивающими вступление России в современное образовательное пространство, происходят изменения требований к качеству образования и системе ее оценки. Учреждениям высшего образования необходим поиск, разработка и применение современных систем и технологий оценок качества подготовки выпускников.

Повышение качества образования, и первую очередь высшего, является ключевой задачей, а для России - еще и актуальной. Поиск путей ее решения требует четкого определения связанных с этим проблем.

Вопрос повышения качества образования получает в последнее время довольно широкое освещение, во многом благодаря тому, что концепция модернизации российского образования декларирован главной задачей российской образовательной политики, а также тому, что руководители высших учебных заведений справедливо усматривают в качестве образования гарантию устойчивого положения на рынке образовательных услуг.

Система менеджмента качества - продукт корпоративной работы вуза, созданный с учетом специфики и индивидуальных особенностей, традиционно сложившихся в конкретном учебном заведении, составляющим его уникальность и имидж на рынке образовательных услуг.

Иппотерапия как психотерапевтический метод в России начала свое становление лишь в 1991 году. Сегодня центры иппотерапии работают по всей стране [4].

Лечебная верховая езда – это форма иппотерапии, основным отличием которой является использование всадником средств управления лошадью.

Занятия по ЛВЕ могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Индивидуальные занятия включают: овладение азами управления лошадью; работа с различными упражнениями сидя на лошади; постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование различных элементов фигурной езды. Групповые занятия включают – упражнения и игры верхом на лошадях; прогулочная верховая езда.

ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. При занятиях иппотерапией включаются в действия практически все группы мышц.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности и напряжения, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

ЛВЕ оказывает биомеханическое воздействие на организм человека. При пешей прогулке лошадь передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе.

На тело всадника оказывается термическое и массирующее ощущение во время верховой езды, формируется новые тактильные и мышечно – суставные ощущения, оказывая влияние на формирование и развитие равновесия; слуховое восприятие; зрительные и обонятельные ощущения [2].

Возможности коррекционных мероприятий существенно расширяет применение специального конного снаряжения и дополнительного оборудования. Вместе с применением обычного конного снаряжения, огромное значение придается вспомогательным средствам, разработанных специально для иппотерапии. Это вольтижировочная подпруга с ручками, монтуар (лесенка с тремя – четырьмя ступеньками для посадки на лошадь), специальные стремена.

В иппотерапии помимо последовательности применения упражнений на лошади и специального снаряжения, необходимо использовать средовые факторы воздействия, которые привлекаются при помощи лошади.

ЛВЕ решает следующие задачи в ходе иппотерапевтических занятий:

  1. Коррекция эмоционально – волевой сферы.
  2. Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы.
  3. Расширение представлений об окружающем мире.
  4. Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь).

Верховая езда оказывает сильный оздоравливающий эффект на детей в возрасте от 5 до 12 лет. ЛВЕ всесторонне развивает ребенка, делает ловким, выносливым и находчивым.

Как и любые другие психотерапевтические методы иппотерапия имеет свои показания и противопоказания.

К основным показаниям к иппотерапии можно отнести следующие заболевания:

- нарушения опорно – двигательного аппарата (ДЦП);

- поражения органов чувств – слепота, глухота;

- различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний (синдром Дауна);

- нарушения психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы, шизофрения;

- восстановление после стресса, бессонница, депрессия.

Противопоказаний к иппотерапии немного. К основным противопоказаниям относятся:

1. Сердечно – сосудистые заболевания.

2. Сколиоз, остеохондроз и другие деформации позвоночника в острых стадиях.

3. Вывихи, подвывихи, нестабильность тазобедренных суставов, позвонков.

4. Острые и хронические воспалительные заболевания нервной системы.

5. Эпилептиформные синдромы.

6. Сахарный диабет [3].

Влияние иппотерапии на организм человека можно разделить на медицинский и социальный критерий. К медицинским критериям относятся: укрепление и тренировка мышц тела; укрепление равновесия; улучшение координации движений и пространственной ориентации; улучшение психоэмоционального состояния. К социальным критериям можно отнести: улучшение коммуникативных функций; проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня оценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала; улучшение эффективности и качества процесса социализации личности; развитие трудовых навыков по уходу за животными.

Детский церебральный паралич – это серьезное неврологическое заболевание, причиной которого является необратимое поражение головного мозга.

Следующая стадия – резидуальная стадия, течение болезни начинается с 5 месяца от момента поражения и продолжается до 4 лет. В этот период, на фоне внутриутробного поражения ЦНС или родовой травмы, формируется стойкий мышечный гипертонус, особенно, если это спастическая форма болезни.

В поздней резидуальной стадии, которая начинается после 4 года болезни, происходит закрепление двигательных нарушений, образуются контрактуры (вынужденное положение конечностей, пальцев, головы из-за мышечной атрофии). Если у малыша двухстороннее поражение головного мозга и у него есть двойная гемиплегия, то данная стадия может начаться раньше описанных сроков [5].

При лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости и раннего детского аутизма основным рычагом воздействия ЛВЕ является психоэмоциональный фактор. Лошади помогают больному, страдающему неврозом, избавится от заторможенности, смягчают тревожное состояние [6].

Лечебная физкультура при ДЦП ставит следующие цели:

  • улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы;
  • выработать навык равновесия и ориентации в пространстве;
  • нормализовать мышечный тонус;
  • улучшить работу сердечно – сосудистой, дыхательной систем организма;
  • восстановить координацию движений, уменьшить спонтанность мышечных сокращений.

Достичь всех этих результатов можно только многократным повторением элементарных упражнений. Для детей с церебральным параличом занятия превращаются в тяжелый и изнурительный труд. С другой стороны, ЛВЕ несет пациентам радость и эмоциональный подъем, кроме того заменяет стандартную физкультуру [7].

Лечение больных ДЦП проводиться комплексно. В комплекс мероприятий входит: лечебная гимнастика, иппотерапия и массаж.

Использование различных исходных положений на лошади во время занятий иппотерапией дает возможность результативного сочетания нескольких реабилитационных направлений, что, в свою очередь, является уникальным для реабилитационной практики моментом, присущим только ЛВЕ.

Во время занятий иппотерапией используются несколько основных исходных положений (рис. 1 – 5) [1].






Упражнения при отдельных формах ДЦП:

При спастической гемиплегии занятия направлены на: снижение повышенного тонуса; уменьшение степени пареза и повышения мышечной силы; воссоздание и формирование важнейших двигательных навыков.

При атонически – астатической форме упражнения направлены на: увеличение силы мышц; противоатактические упражнения.

При гиперкинетической форме упражнения подбираются строго индивидуально. Иногда при проведении упражнений с данной формой ДЦП используются различные грузы [5].

В заключении, хотелось бы отметить, что иппотерапия имеет большую практическую значимость в сфере оздоровительных средств против тяжелых, практически неизлечимых заболеваний, в борьбе с которыми традиционная медицина оказывается бессильной. К таким заболеваниям можно отнести: детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную социально очень тяжёлую жизнь.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Государственное учреждение образования

Выполнил слушатель Жук А.А.

Зав. кафедрой спортивной медицины

и лечебной физкультуры

канд. мед. наук К.А.Самушия

Иппотерапия, понятие, формы_____________________________4

Абсолютные и относительные противопоказания к иппотерапии_6

Задачи, принципы иппотерапии____________________________7

Механизмы воздействия иппотерапии на двигательное и

психическое развитие ребенка с ДЦП________________________8

Методология реабилитации детей, страдающих ДЦП,

с помощью иппотерапии__________________________________9

Приложение 1. Комплекс иппотерапевтических упражнений,

разработанных для всадников с ДЦП________________________12

Введение
По данным зарубежных авторов, распространенность ДЦП в мире варьирует в диапазоне от 2 до 5 случаев на 1000 (в среднем, 2,5 на 1000 родов).

В группе недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%, при этом у новорожденных с массой тела менее 1500 грамм распространенность ДЦП увеличивается до 5-15%, а при массе тела менее 1000 грамм – достигает 25-50%.

В последние годы в качестве средства восстановительного лечения все активнее используют иппотерапию. Уникальность иппотерапии объясняется тем, что благодаря воздействию ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузке на реабилитанта при его тесном контакте с лошадью достигается стабильно выраженный эффект.

Многообразие трехмерных биомеханических воздействий в сочетании с эмоциональным эффектом, получаемых при занятиях иппотерапией, позволяют широко использовать данную форму кинезотерапии у детей с ДЦП, однако, в отечественной и зарубежной литературе эти вопросы изучены недостаточно.

Иппотерапия, понятие, формы

Формы иппотерапии

Эта задача решается поэтапно, постепенно, и эти этапы очень различаются как по содержанию, так и по времени, в зависимости от уровня физических, психических и других возможностей и особенностей пациентов.

1. Индивидуальные занятия: - овладение азами управления лошадью; совершенствование умений в верховой езде;

- постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование смены аллюров, элементов фигурной езды и другие упражнения;

- ознакомление с начальными элементами конноспортивных упражнений, их изучение, совершенствование.

2. Групповые занятия:

- проводятся при одновременном участии от 3-х до 6-ти всадников, (по возможности с одинаковым уровнем умений в верховой езде и физическом развитии);

- занятием руководит один тренер, а помощники прикрепляются к каждому всаднику и, в зависимости от уровня умений всадников, или страхуют его дополнительным поводом, или идут рядом со своим подопечным, подключаясь к его действиям только в случае необходимости);

- можно использовать опыт создания групп из ребят с ограниченными возможностями с обычными детьми, обладающими примерно равным уровнем умений в верховой езде и в физическом развитии;

- включение в программу занятий по ЛВЕ элементов из конноспортивных программ для инвалидов («Специальной Олимпийской Программы или Параолимпийской Программы).

Непосредственно к ЛВЕ можно отнести рекреационную или прогулочную верховую езду, которой обычно занимаются более сохранные пациенты, как правило, имеющие собственных лошадей и грумов или личных тренеров. Эти пациенты, в зависимости от их возможностей и умений ездят самостоятельно или под наблюдением тренера, и с помощью или без помощи (тренера, грума), в парке, в лесу, в поле.


  • Конный спорт для инвалидов – ИКС.

Конный спорт для инвалидов - мощный фактор социальной и личностной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, это высшая ступень лечебной верховой езды.

В мире существуют две олимпийские конноспортивные Программы для инвалидов: Программа Специальной Олимпиады и Параолимпийская Программа составлены так, что позволяют принимать участие в тренировках и соревнованиях лицам, практически с любым видом физической или интеллектуальной инвалидности, давая при этом возможность соревноваться друг с другом спортсменам-инвалидам с примерно равным уровнем возможностей, что даёт участникам прекрасный стимул и уверенность в своих силах на пути к достижению победы.


  • Иные формы иппотерапии .

Существуют и очень распространены ещё две формы иппотерапии, которые будучи непосредственно связаны с участием в них лошади, не связаны с верховой ездой, как таковой:

  1. Вольтижировка (гимнастика на лошади).

Соревнования по вольтижировке, проводятся, как правило, внутри страны. Официальных или международных соревнований по вольтижировке, пока не проводят. Заниматься вольтижировкой могут только физически сохранные пациенты. Занятия проводятся на специально подготовленной лошади (она должна обладать мягким ровным шагом или мягкой невысокой рысью, спокойным нравом. Лошадь управляется тренером с помощью корды (длинной, прикреплённой к оголовью прочной тесьмой или верёвкой) и длинного бича. Тренер водит лошадь по кругу, второй тренер или инструктор непосредственно руководит занятием, во время которого пациенты по одному выполняют заданные инструктором упражнения. Инструктор объясняет и показывает новые упражнения, страхует своих подопечных во время выполнения упражнений.

2. Управление повозками (драйвин) По этому, очень популярному за рубежом виду проводятся официальные международные соревнования, участие в них могут принимать пациенты, практически с любыми видами инвалидности, кроме инвалидности по зрению, возможно и при отсутствии слуха. В этом случае пациент управляет лошадью или лошадьми, но не сидит на лошади, поэтому отсутствует факт верховой езды, хотя и присутствует факт управления лошадью.

3. Игры и упражнения верхом па лошадях Этот вид JIBЕ чрезвычайно многообразен и обладает несравненно большим количеством различий, чем сходных признаков. Основной отличительный признак это большое количество участников: пациент на лошади, коновод, инструктор и, как правило, не менее 2-х помощников. Содержание игр, необходимый инвентарь, количество участников, помощников варьируется в зависимости от замысла и содержания игры.

Противопоказания

Абсолютные медицинские противопоказания для использования метода иппотерапии, весьма ограниченны:

• несовершенный остеогенез (болезнь Лобштайна-Вролика, остеопороз, повышенная ломкость костей);

• все острые инфекционные заболевания;

• некоторые травматические и воспалительные поражения тазобедренных суставов, подвывих и вывих бёдер;

• серьёзные травматические повреждения в шейном и поясничном (нижняя треть) отделах позвоночника.

Относительными противопоказаниями являются:

• сахарный диабет - можно заниматься ЛВЕ при условии содержания сахара в крови на нормальном уровне;

• эпилепсия и пароксизмальные состояния неэпилептического генеза - занятия возможны только на фоне постоянной эффективной терапии при достижении ремиссии (отсутствии пароксизмов) продолжительностью более 3 месяцев;

• хронические гломеруло- и пиелонефриты - занятия допустимы только при нормальных анализах мочи и занятия только на шагу;

• посттравматические повреждения позвоночника, особенно в шейном и поясничном отделах - в отдельных случаях можно ездить, но только шагом, (при большом опыте верховой езды немного рыси, только облегчённой) и со всеми предосторожностями;

• непреодолимый страх перед лошадью, перед необходимостью подойти к ней, сесть на неё;

• беспричинные, необъяснимые, постоянно возникающие при посадке на лошадь болевые ощущения у пациента;

• высыпания или различного рода воспалительные процессы в местах соприкосновения всадника с седлом или со спиной лошади.

Задачи иппотерапии


  • нормализация психоэмоционального состояния

  • нормализация мышечного тонуса,

  • укрепление мышц,

  • развитие координационных способностей,

  • достижение двигательной симметрии,

  • повышение работоспособности.

Принципы иппотерапии

• Принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск травмирования.

• Принцип максимально оздоровительного эффекта.

• Принцип индивидуализации в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания, возраста.

• Принцип непрерывности, так как только регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.

• Достаточная длительность применения иппотерапии, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.

• Принцип динамизации, то есть постепенного наращивания нагрузки. Умеренная, но продолжительная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.

• Разнообразие и новизна в проведении занятий: 10% упражнений обновляются, а 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов.

• Принцип системного чередования нагрузки и отдыха, необходимости постоянного врачебного контроля за адекватностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости.

Механизмы воздействия иппотерапии на двигательное и психическое развитие ребенка с ДЦП

Иппотерапия обладает комплексным воздействием на организм, положительно влияя на физическое и психическое развитие ребенка с ДЦП.

Правильное положение тела пациента, сидящего верхом на лошади, способствует настраиванию на индивидуальную частоту живого существа, таким образом, лошадь становится естественным генератором двигательных резонансных импульсов.

Эти компоненты тесно связаны с автоматическими двигательными реакциями тела человека в трех плоскостях: сагиттальной (статика — динамика), фронтальной (смещение центра тяжести), горизонтальной (ротация).

У всадника это вызывает ответные мышечные вибрации, которые могут многократно усиливаться. Результатом такого отклика является глобальный поток афферентных импульсов, поступающих в мозг ребенка от его собственных мышц.

Усиливая двигательную активность в процессе реабилитации, мы также добиваемся согласованности действия дыхательных мышц.

Положительное действие иппотерапии усиливается еще тем, что нормальная температура тела лошади выше человеческой на 1,5–2 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные 12 мышцы ног всадника, усиливается кровоток в конечностях.

Регулярные занятия способствуют адаптации организма к физическим нагрузкам. Помимо центральной нервной системы в процессе адаптации большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарная системы (гуморальная регуляция).

Методология реабилитации детей, страдающих ДЦП, с помощью иппотерапии

Существуют особенности проведения занятий при различных формах этой патологии.

При спастической гемиплегии необходимо уделить больше внимания предупреждению контрактур. Относительная легкость этой формы дает возможность для занятий иппотерапией в самом широком диапазоне. Для детей со спастической диплегией езда на лошади приобретает особую актуальность. При этой форме на первый план выходят такие нарушения, как приводяще-сгибательные контрактуры нижних конечностей. Именно эти вторичные изменения становятся главным препятствием для тренировки ходьбы, а в результате неадекватная нагрузка на суставы усугубляет двигательную недостаточность, формируя грубые деформации. Позиция верхом в значительной степени способствует выравниванию тонуса мышц бедра и устранению мышечных спазмов, профилактике подвывихов бёдер и контрактур. Сочетая верховую езду с тренировкой групп мышц разгибателей нижних конечностей, можно добиться высокой эффективности результатов в подготовке ребенка к ходьбе.

Двойная гемиплегия характеризуется поражением верхних и нижних конечностей, при которой двигательный дефект рук выражен в большей степени. В случае двойной гемиплегии необходимо добиться контроля ребёнка за движениями головы, появления выпрямительных реакций и уменьшить проявления спастичности рук. Без этих мероприятий верховая езда представляется малоэффективной.

Атонически-астатическая форма характеризуется низким тонусом мышц при сохранении действия тонических рефлексов, нарушением равновесия и координации движений. При этой форме верховая езда оказывает на организм ребенка исключительно благоприятное влияние. Для появления положительных результатов, как правило, требуется длительное время. В этом случае акцент делается на упражнения, укрепляющие мышцы спины тренирующие равновесие и координацию движений.

Несомненным положительным аспектом иппотерапии является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий: рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма, психотерапевтическое воздействие.

Положительными результатами метода иппотерапии при ДЦП на двигательную сферу являются: формирование новых двигательных навыков, увеличение амплитуды движений в суставах, уменьшение спастичности мышц, профилактика подвывиха бедра, предупреждение контрактур в суставах, формирование тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома. Лошадь заставляет "работать" практически все группы мышц сидящего на ней ребёнка, в том числе и парализованные мышцы, в результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия. Иппотерапия оказывает влияние и на высшую нервную деятельность. Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность, снижается излишняя эмоциональная лабильность, повышается психическая активность, мобилизуется волевая деятельность, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости, стимулируется развитие речи, формируются новые коммуникативные навыки.

Положительное влияние иппотерапии на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы проявляется уменьшением количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний, повышением устойчивость к физическим нагрузкам.

Таким образом, многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает бесспорное улучшение состояния пациентов с различной степенью выраженности двигательных расстройств. Это улучшение проявляется в повышении общей работоспособности и большей восприимчивости к традиционным терапевтическим методам, связанным часто с сокращением необходимого медикаментозного лечения.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев: Здоров'я, 1988. – 328 с.

3. Бикнелл, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов: практическое руководство / Джоан Бикнелл, Хелен Хенн, Джун Вебб // Пер. с англ. – Москва: Аквариум, 1995. – 276 с.

4. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Л., 1971, с. 231.

5. Джосвик Ф. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде/Ф.Джосвик. – М.: Изд-во МККИ, 2000. – 268 с.

7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1991. С. 24-26.

Комплекс иппотерапевтических упражнений, разработанных для всадников с ДЦП

1. Пусть всадник двумя руками возьмет небольшой кусок веревки: не сгибая локтей и подняв голову, всадник поднимает веревку над головой; далее одна рука всадника поднята, другая опущена, веревка проходит по спине. Это упражнение нужно проделать в обоих направлениях.

2. Пусть всадник сомкнет руки и нагнется к левой ноге, дотянувшись руками до ступни. Затем нужно распрямиться, развернувшись таким образом, чтобы руки были подняты вверх над правым плечом. В исходное положение он вернется после такого же наклона к правой ноге. Он должен смотреть в сторону движения рук и слышать: "смотри туда, куда двигаются твои руки"

3. Попросите всадника поднять голову как можно выше, затем сжаться как можно больше, но при этом не сгибаясь. Если у всадника есть трудности с равновесием, то инструктору необходимо зафиксировать правильную посадку всадника, помогая ему с земли.

4. Всадник должен взяться обеими руками за седло и наклониться вперед, пока не ляжет на шею лошади. Затем он должен подниматься обратно, пока его руки не распрямятся. Опираясь на одну руку, всадник должен подтянуться, вытянув другую руку; опираясь на одну или обе руки, всадник должен поворачивать голову во всех направлениях, не сгибая рук.

5. Пусть всадник закроет глаза в то время, когда ассистент будет вести лошадь. Всадник должен пределять и говорить ведущему, когда тот начинает движение, останавливается или меняет направление.

6. Держите мяч или другой предмет на расстоянии, доступном для всадника, чтобы он мог дотянуться и взять его обеими руками. Перейдите в другое место, перед тем как всадник вернет вам предмет. Повторите упражнение несколько раз, меняя положение, чтобы всаднику приходилось поворачиваться, тянуться. Если всадник не может взять предмет, он может коснуться его.

7. Закрыв глаза, всадник на ощупь должен определить и сказать, какой предмет вы ему даете.

8. Держа предмет около левой ступни всадника, попросите его взять этот предмет правой рукой, переложите его в левую руку и отдать ассистенту. Повторите то же самое с другой стороны.

9. Поместите на манеже несколько точек отсчета: жерди, пирамидки и т.д. Нарисуйте простую карту, на которой будут показаны данные объекты. Ярким цветом нарисуйте несложный маршрут по направлению к ним, между ними или вокруг объектов. Всадник должен проехать верхом по маршруту, нарисованному инструктором. Всадник, который не может самостоятельно управлять лошадью, должен указывать рукой или поворотом головы ведущему, в каком направлении двигаться. В начале маршруты должны быть очень простыми.

10. Дайте всаднику кольцо, он должен надеть его и снять, проведя по всей длине каждой руки, а затем ноги. Это упражнение во многом поможет формированию навыков по одеванию.

11. Положите всадника на седло животом. Разверните всадника или пусть он развернется сам (сохраняя положение на животе) таким образом, чтобы находиться параллельно лошади. Помогите всаднику положить обе руки на переднюю луку (или холку, если он работает без седла). Всадник должен, опираясь на руки, занять положение "сидя". Если это необходимо, помогите ему удерживать голову в нормальном положении относительно туловища.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.