Что должно быть в садике для детей с дцп


Сегодня мы поговорим о детских садах для детей с ограничениями. Какие они должны быть и можно ли ребенка с дцп водить в такой дет-сад?

Особенные дети, которые имеют ограничения в способностях, передвижении, коммуникациях и прочее, требуют очень серьезной заботы и круглосуточного внимания.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Дети – это счастье и цветы нашей жизни. С появлением малыша в семье все меняется, ведь теперь появилась еще одна личность, желания и потребности которой важно учитывать.

Преодолеть болезнь

Многие родители считают малыша с диагнозом дцп беспомощным, полагают, что его нельзя сдать даже в специализированный детсад или школу, что уж говорить о карьере и личной жизни.

Появление в семье ребенка с диагнозом детский церебральный паралич для многих родителей является настоящим испытанием. Однако эти дети появились на свет, а значит, они имеют свою миссию в жизни и право на место под солнцем.

Семья, у которой появится больной дцп, должна быть готова к тому, что основные трудности, с которыми она столкнется, будут следующие:

  • ограничения двигательных способностей;
  • недостаточное формирование речи либо полное ее отсутствие;
  • недостаток информации об окружающем мире.

Естественно одной паре, а то и одному родителю будет очень сложно со всем этим справляться. Результат реабилитации будет напрямую зависеть от сотрудничества многих людей профессионалов.

Эти специалисты оказывают огромную помощь близким людям больного, занимаясь с ним.


Помогать в развитии такому малышу непросто. Нужно иметь огромное терпение, быть внимательным, аккуратным и уделить этому почти все свое свободное время.

Часто родители очень устают и чувствуют себя истощенными. Однако если найти разумный подход в вопросе воспитания, то стоит объяснить самим родителям, что их малыш является полноценным членом общества и имеет все права на социальную адаптацию.

Просто особенные детки требуют к себе более внимательного отношения. Сегодня заболевание дцп не является чем-то новым, полностью не изученным. Медицина проделала огромные шаги вперед и достигла больших успехов.

Не стоит отчаиваться, а нужно бороться и проводить реабилитацию больного, чтобы улучшить его состояние. Ведь, в противном случае болезнь будет только прогрессировать.

Каким должен быть детский сад для детей с дцп

Конечно, чудес не бывает, хоть многие с этим не согласятся. Чтобы достичь успеха, нужно потратить годы упорного труда. Однако если вы постоянно будете заниматься с ребенком комплексно, результат вас порадует.


Сегодня существует очень много разных учреждений для деток с диагнозом дцп. Детский садик дцп является местом, где для развития личности представлены огромные шансы.

Не стоит находиться малышу в изоляции, он должен расти вместе с подобными ему детками и радоваться жизни. В наше время открываются границы и детей с ограничениями все чаще принимают в школы и дет-сады вместе со здоровыми детьми.

Не надо бояться этих учреждений, я на своем опыте знаю, что маленькие детки не понимают разницы между собой и вашего ребенка на этой почве не обидят.

Не во всех городах, к сожалению, есть специализированные учреждения. Однако медицинские представители организовали отдельные группы при обычных садах со специальной методической разработкой.

Детки общаются со здоровыми детьми, таким образом, развиваются как личности.

Это очень достойная тактика, подразумевающая воспитание уважения и хорошего отношения к особенным детям. Они учатся проявлять заботу, помогать лицам с ограниченными возможностями.


Не стоит бояться отводить малыша с дцп в садик. Напротив, необходимо как можно быстрее отыскать такое учреждение в своем городе и записать туда своего малыша.

Кстати моя дочь ходила в группу с нормальными, здоровыми ребятишками и все было хорошо. Единственное мы забирали ее перед сон часом, из-за этого я какое то время работала по 4 часа.

Дайте свободу своему чаду, пусть и ограниченному, ведь он должен общаться с людьми, развиваться.

Здоровья, и успехов вам в развитие ваших детей!

А мы с вами на этом прощаемся, до новых интересных статей, которые вы сможете прочитать подписавшись на наш блог.

Буду вам признательна, если оставите свой комментарий и поделитесь с друзьями, тем более это так просто, жмяк по иконке соц-сетей и все.

Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Виды коррекционных детских садов

Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.

В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.

Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.

Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.

Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.

Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.

В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.

В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.

Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.

Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.

Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.

Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.

Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.

В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.

Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.

Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.

Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.

Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.

Инклюзивное образование в России

Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:

  • нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
  • занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.

Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:

Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.

Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.

Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.

Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.

Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!



quote: Originally posted by 643h73st:

К нам в группу будут водить ребенка с диагнозом ДЦП, возраст детей 3 года. У нас обычный детский сад. Разве такие дети не должны посещать спец.сады? В мед карте у ребенка стоит диагноз ДЦП. Заведующая сказала, что раз ему дали путевку в дошкольном, я ничего не могу сделать. Ребенок хромает и у него косоглазие, за ним должен быть постоянный присмотр. А как же другие дети в группе? Мама ребенка говорит, что будет сидеть с ним в группе.

тяжело не только вам , но и ребенку с этим диагнозом(об его матери и говорить не стоит, сами все понимаете)
мест в спец сада не хватает. а те сады, что есть.. по осени как раз был материал по ТВ про сад на Воровского(ДЦП)

quote: Ребенок хромает и у него косоглазие, за ним должен быть постоянный присмотр.

quote: раз ему дали путевку в дошкольном, я ничего не могу сделать.

и можете сколько угодно говорить что не хватает воспитателей, мест в садах и тому подобное. просто государство в лице ТС расписывается в том, что цивилизованного общества, толерантного к инвалидам, нам еще дооолго не видать.

смотрели фильм "Тэмпл Грэндин"? очень советую. про женщину-аутиста, которая стала доктором наук (реально). там еще эпизод есть, когда в колледже - обычном!- с ней учится слепая девушка.

вы же педагог - вот и узнайте побольше, как вписать ребенка в коллектив, как детей подготовить. это они сейчас маленькие, но зато может потом есть шанс, что, если к ним в класс придет ребенок с ДЦП, они не будут тыкать пальцем и смеятся.

quote: это они сейчас маленькие, но зато может потом есть шанс, что, если к ним в класс придет ребенок с ДЦП, они не будут тыкать пальцем и смеятся.

если вы не будете заострять внимание для других детей, что это ребенок "с диагнозом", то вполне можно нормально организовать взаимодействие детей в группе. маму можно привлечь в общие игры с детьми как помощника (вряд ли она будет просто сидеть в углу целый день сторонним наблюдателем).

quote: Originally posted by Ясноглазка:

очень верная мысль! в свое время я год жила во франции и работала что называется "бэйби-ситтером" в семье, где было 4 ребенка (разного возраста). От 3 до 12 лет, замечу, что все они были здоровы и ходили в очень престижную школу и д/с от этой школы. И там очень широко распространена такая практика: дети с ДЦП учатся и посещают д/с наравне со здоровыми детишками! В одной группе или классе бывает 1-3 таких особенных ребенка. Когда однажды я пришла к ним в школу на праздник, я была поражена, тем как обычные детки относятся к особенным. Нет они не сочувствуют, не дразнят, не издеваются - просто нормально общаются, как с другими сверстниками! Вместе делают номера, снимают фильмы о школьных походах и тп. И такая толерантность прививается детям уже с раннего возраста. И видели бы вы, как гордятся такими особенными детками их учителя!

а я в США жила))) в детском лагере работала. видимо нам просто есть с чем сравнить

quote: оже очень восхищаюсь уровнем развития цивилизованного общества, но.

quote: если бы мне сейчас в группу посадили особенного студента, я бы очень не обрадовалась. Чем больше отличий между членами группы, тем труднее педагогу с ними работать.

quote: у педагогов, работающих в спец. учреждениях и зарплата совсем другая (по 20 тыс.)

quote: Originally posted by Irrina:

Дело в не том, что противно. Просто представьте, у вас на работе каждого третьего сократят, а вас оставят работать за ту же зарплату, но с большим объемом работы. Вы обрадуетесь?

я вас поняла, я про другое. ну конечно, поворчать что работы прибавится это можно. но надеюсь, это не проявится у ТС негативным отношением к маме и ребенку, вот в чем дело.
за деревьями лес бы увидеть..

quote: Originally posted by Irrina:
А у нас приняли студента-колясочника, и мама его на руках таскала на 3 этаж. Конечно, мама очень быстро устала, и преподавателям было велено заниматься с ним индивидуально дистанционно, а часов за это никто не добавили в нагрузку, премию не выписал.

да кто спорит, дикость это. и со стороны государста, и в головах у людей.

quote: Для психологического комфорта самого ребенка нежелательно водить в обычные д/с.

вот. я про это. это ОЫБЧНЫЕ дети, в том то дело. инвалиды в нашей стране и так изолированны дальше некуда. только в резервации отселить осталось, "для их комфорта".

quote: Воспитатели акцентрировали всеобщее внимание на ее поступках.

quote: Я просто представляю, сколько времени должна потратить ТС ПОСЛЕ работы, чтобы вписать этого ребенка в группу - на изучение спец. литературы, подготовку к занятиям и т.д

quote: Originally posted by Irrina:

Не нужно сейчас ТС обвинять в нетолерантности, неккомпетенстности и т.д.

quote: Только в других областях самоподготовкой можно иногда и в рабочее время позаниматься, а в образовании - только в свободное.

Открою военную тайну - самоподготовкой ВСЕ, абсолютно все занимаются в ЛИЧНОЕ время. На работе для этого просто времени нет, если только на курсы/семинары не отправят. Да и то не факт, что придя обратно не застанешь кучу того, что накопилось во время твоей учебы.

Применять полученные навыки и отрабатывать их можно и нужно на работе. А вот получать и узнавать что-то новое - в личное время. По другому - никак.

quote: Originally posted by Irrina:

Точно знаю, что у педагогов, работающих в спец. учреждениях и зарплата совсем другая (по 20 тыс.), и, возможно, другая учебная нагрузка.

quote: Originally posted by 643h73st:

Ребенок хромает и у него косоглазие, за ним должен быть постоянный присмотр.

Это вам так кажется, а дети приспосабливаются, и хромота не мешает им развиваться. Ну разве что бегать наперегонки не сможет с другими детишками, хтя и это вопрос/
А ещё - мне почему-то кажется, что в подобных опасениях есть доля собственного страха и неуверенности - вы сами не знаете как реагировать на такого ребенка, как к нему относиться, как с его мамой разговаривать. Такая защитная реакция. А может быть наоборот - это и нужно и вам и вашему ребенку, чтобы получить какой-то опыт, урок/ попробуйте перенастроиться в этой ситуации на позитив и проблем не будет/ поверьте, для родителей ребенка с ДЦП - отдать его в обычный детский сад - почти подвиг. Этого нужно добиться, нужно подготовить ребенка, чтобы сам мог справляться, нужно настроиться моральн на косые взгляды со стороны. И Их положение в этой ситуации куда менее завидное, чем ваше/

Я вот в интернете сейчас посмотрела, есть практика, мнения родителей (и особых детей и здоровых), увидете какие ошибки не надо допускать.

привлекайте маму как дополнительного помощника.

Все у вас получиться. Глаза бояться. Удачи вам.


Есть дети, от которых отказываются родители, есть дети, из-за которых разваливаются семьи. Есть взрослые, по-настоящему ответственные люди, которые готовы помочь и таким детям, и их мамам и папам, которые однажды узнали, что у их ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

В 1909 году в Москве открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия. Традиции, которые заложила ее основательница великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна, живы до сих пор. Их поддерживают люди, которые бросают свои дела, отказываются от привычного и полностью меняют свою жизнь.

Небольшая постройка с белыми стенами в два этажа. От внешнего мира ее защищает каменная стена, тоже белая. За ней не слышно рева машин и беспорядочного гула мегаполиса. Здесь Марфо-Мариинская обитель – место, где знают, что такое молитва, помощь и труд.




– Я не отношусь к этим детям с жалостью. Я считаю, что это обычные дети. Да, они другие, – рассказывает Анна Прищенко. – Заходят к нам иногда и начинают плакать и причитать. Таких в добровольцы не берем. С таким настроением.

Кто-то совсем не может самостоятельно передвигаться, кто-то делает робкие шаги, но с помощью воспитателя или опираясь на кресло-коляску. В группе их пять штук. В обитель они попали после того, как Группа дневного пребывания выиграла Президентский грант.

– Они удобны. Можно регулировать высоту. Ребенок находится в безопасности и ему всегда комфортно.



– Сколько стоит такая коляска?

– 210 тысяч рублей.

Некоторые из ребят впервые учатся выражать свои мысли. С помощью специальной методики.

– Сейчас мальчик в первый раз сказал, что хочет пить. По карточке. Мы это поняли. Большой прогресс.

За каждым таким прогрессом стоит многочасовая кропотливая работа. Заниматься с одним ребенком здесь могут только два раза в неделю. Так удается охватить как можно больше детей. В группе – 6 человек.



– У нас есть и дети с тяжелой формой болезни: гиперкинезы, диплегия.

В кабинете у психолога выполняют координационно-развивающие упражнения. На полу небольшая песочница и игрушки. Впрочем, игрушки есть в каждой комнате. В обычной жизни у таких детей просто нет возможности изучить мир, познакомиться с ним. Они не могут потрогать камни, погладить животное, слепить снеговика. Но это не значит, что они не нуждаются в исследовании той среды, которая их окружает. Поэтому здесь они в спокойной обстановке могут пощупать, поизучать, рассмотреть вблизи другие материалы и предметы.



Еще дети с ДЦП очень пугаются громких звуков и резких движений.

– Кто-то рукой махнул, а они уже впадают в панику. Их сенсорная среда очень обеднена. В силу физических особенностей они не могут познавать мир через руки, как остальные дети, – рассказывает психолог Елена Козлова.

В одной Москве таких детей больше 5 тысяч. Можно сказать, что 30 воспитанникам этого детского сада повезло. С ними занимаются дефектологи, логопеды. Как живут остальные 5000 детей, мы можем только догадываться.

– Сколько вам нужно средств, чтобы сад мог существовать?

– Около 10 миллионов в год. Это чтобы поддерживать сад.

Полтора года назад Департамент социальной защиты г. Москвы выделил новое здание. Оно больше, в комнатах на окнах нет решеток – всё, как предписывают нормы. И рассчитано оно будет на три группы.



Пока воспитатели и воспитанники ждут переезда, детский сад работает по своему обычному расписанию.

По четвергам обязательное терапевтическое занятие с родителями. В центре большой комнаты круглый стол, шкафы с книгами. Что-то вроде домашней библиотеки.

– Эта комната планировалась для мам, – улыбается Анна Ивановна. – По факту им это не надо. Они оставляют детей и убегают по своим делам: собирают справки, оформляют документы.

Так комната отдыха для родителей превратилась в кабинет для логопеда.

– А как вы пришли в эту профессию?

– Я пришла, чтобы чуть-чуть облегчить им существование. Отчасти это мое служение. Я пришла как доброволец. Потом познакомилась с матушкой Елисаветой. Я до этого с детьми, больными ДЦП, не сталкивалась. Преподавала в вузе культурологию. Однажды пришла на работу и обнаружила пустоту. В этот момент я поняла, что ее надо заполнять.

– Дети к вам привыкают?

– Да, они с вечера ждут. Ребенок даже может плохо спать: ждет.

На кухне идет подготовка к обеду.


В просторном помещении на мягких подушках несколько детей слушают песни, которые воспитатели поют под аккомпанемент пианино. В спальне за стенкой спит ребенок.

– Раньше были лекотеки. Но теперь в Москве их практически не осталось, – рассказывает Анна Прищенко. – Раньше мамы могли оставить своих детей там на два-три часа, чтобы успеть справиться с неотложными делами. Но теперь и этой возможности нет.

– Вас государство поддерживает?

– Нет, мы существует только за счет благотворителей. Мы в этом году попытались субсидию получить от соцзащиты, но пока… Пока только пытаемся.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.