Особенности физического развития детей и подростков с дцп

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киамова Н. И., Хасанова А. Р.

Изучены возрастно-половые особенности физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, процесса полового созревания детей и подростков 10-15 лет с последствиями церебрального паралича. Выявлено отставание их в физическом развитии, снижение темпов полового созревания, показано наличие существенных и достоверных различий по многим показателям центрального кровообращения, величина которых зависит от пола и возраста детей. Установлены особенности гемодинамических реакций в ответ на дозированную физическую нагрузку.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киамова Н. И., Хасанова А. Р.

The peculiarities of physical development and functional state of cardio vascular system of children and adolescents with (CP) cerebral paralysis

Age-sexual features of physical development, functional state of cardio-vascular system, features of the pubertal period in the age-group of children of 10-15 y.o. and adolescents with CP consequences are studied. Developmental lag puberty's rates reduction of children with CP are exposed. The presence of essential and reliable distinctions by many indixes of central blood circulation, is shown. The amount depends on age and sex. The features of hemodynamic reaction of children with cerebral paralysis in response to dosed physical activity are established.

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №2-3(9-10)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЦП

Изучены возрастно-половые особенности физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, процесса полового созревания детей и подростков 10-15 лет с последствиями церебрального паралича. Выявлено отставание их в физическом развитии, снижение темпов полового созревания, показано наличие существенных и достоверных различий по многим показателям центрального кровообращения, величина которых зависит от пола и возраста детей. Установлены особенности гемодинамических реакций в ответ на дозированную физическую нагрузку.

Изучение проблемы детского церебрального паралича (ДЦП) является актуальной и по сей день. Это определяется значительной распространенностью данного заболевания, тяжестью клинических проявлений, сложностью лечебнореабилитационных мероприятий [1; 4; 7]. При детском церебральном параличе двигательные расстройства сопровождаются нарушениями функций и других анализаторных систем (зрения, вестибулярного аппарата, слуха и др.), патологией сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и т.д. [2; 3; 5; 6].

Знание морфологических особенностей физического развития детей, больных церебральным параличом, возрастной динамики основных антропометрических показателей, особенностей функционирования и адаптации сердечнососудистой системы к мышечной нагрузке необходимы для организации научно обоснованной системы физической подготовки детей и подростков с ДЦП с целью их реабилитации и подготовки к самостоятельной жизни.

Методы и организация исследования

Целью работы явилось исследование особенностей физического и полового развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков 10-15 лет с последствиями церебрального паралича.

Исследования проводились в школе-интернате "Омет" для детей-инвалидов с детства г.Набережные Челны.

В исследовании приняли участие дети, имеющие легкую степень проявления заболевания, способные самостоятельно или при минимальной поддержке совершать целенаправленные движения, сидеть, ходить.

Для сравнительной оценки были обследованы их сверстники общеобразовательной школы,

относящиеся к основной медицинской группе. Все исследуемые были разделены на три возрастно-половые группы: 10-11, 12-13, 14-15 лет.

Морфофункциональное состояние организма изучали путем определения основных антропометрических и физиометрических показателей -длины и массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы кистей рук, жизненной емкости легких.

Половое созревание оценивали по степени развития вторичных половых признаков с определением стадии полового созревания.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), ударный и минутный объемы крови (УОК, МОК), общее и удельное периферическое сопротивление сосудов (ОПСС и УПСС), сердечный индекс (СИ).

Параметры сердечной деятельности регистрировали в условиях оперативного покоя (положении сидя) и в первые 15 секунд после выполнения физической нагрузки. В силу особенностей нейро-ортопедического статуса детей, страдающих церебральным параличом, в качестве дозированной физической нагрузки была выбрана проба Мартини (20 приседаний за 30 сек.), как наиболее адекватная физическим возможностям изучаемого контингента.

Результаты и их обсуждение

Проведенные исследования показали, что дети и подростки 10-15 лет, страдающие детским церебральным параличом, по уровню физического развития уступают здоровым сверстникам.

Дети с ДЦП всех исследованных возрастнополовых групп имеют достоверно более низкие показатели длины и массы тела, чем их здоровые сверстники. Максимальные различия в длине тела у девочек наблюдаются в 10-13 лет (на 10,9-

11,8 см), у мальчиков - в 10-11 и 14-15 лет (10,1-

10,9 см). По массе тела наибольшие отклонения отмечены в 12-13 лет (7,2 кг) - у девочек и в 1415 лет - у мальчиков (12,3 кг). При этом дефицит массы тела у детей-инвалидов более выражен у мальчиков.

В соответствии с изменениями длины и массы тела у детей с последствиями церебрального паралича наблюдаются достоверные отклонения (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У девочек с ДЦП отставание в половом развитии наблюдается раньше, чем у мальчиков - в 10-11 лет. Так, девочек-инвалидов указанного возраста, находящихся на I СПС, т.е. без видимых признаков полового развития, на 13,6% больше, чем таковых среди здоровых сверстниц. Более выраженное снижение уровня полового созревания наблюдается у 12-13-летних девочек. Среди последних процент достигших III и IV

СПС в 1,6 раза меньше, чем среди здоровых сверстниц.

Однако к 14-15 годам девушки с последствиями ДЦП догоняют своих здоровых сверстниц, и процент достигших IV стадии полового созревания такой же, как и у здоровых школьниц (77,8% и 80%, соответственно). В то же время, 11% девушек-инвалидов указанного возраста находятся на II СПС при отсутствии таковых среди здоровых сверстниц.

Анализ результатов исследования показал, что наиболее существенные изменения по большинству показателей физического развития у детей с ДЦП наблюдаются именно в периоды, связанные с наибольшим отставанием в половом созревании - у девочек в 10-11 и 12-13 лет, у мальчиков - в 14-15 лет.

Ограничение двигательной активности детей больных ДЦП, оказывает отрицательное воздействие, прежде всего, на сердечно-сосудистую систему. В настоящее время остаются недостаточно изученными особенности функционирования сердечно-сосудистой системы детей с ДЦП.

Изучение хронотропной функции сердца в состоянии относительного покоя показало, что дети с ДЦП по сравнению со здоровыми сверстниками имеют более высокие значения ЧСС. У девочек указанная тенденция более выражена, чем у мальчиков. Достоверные различия у девочек выявлены во все возрастные периоды, у мальчиков - в 12-13 лет.

По результатам нашего исследования, ударный объем крови у детей с последствиями церебрального паралича ниже в обеих половых группах. Наиболее существенное отставание УОК установлено у девочек в 10-11 лет (р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. У детей с ДЦП выявлено снижение темпов полового развития, которое у девочек наблюдается раньше, чем у мальчиков.

3. В состоянии относительного покоя у детей и подростков с ДЦП показатели частоты сердечных сокращений, диастолического артериального давления, удельного периферического сопротивления сосудов выше, а величины ударного объема крови, пульсового давления ниже, чем у детей контрольной группы.

4. Дозированная физическая нагрузка у детей и подростков с церебральным параличом вызывает меньшие сдвиги ударного и минутного объемов кровообращения, общего и удельного периферического сопротивления сосудов, а также большее увеличение диастолического и среднего артериального давлений, чем у здоровых сверстников.

1. Бадалян Л.О., Журба О.В., Тимонин О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.

2. Брин И.Л., Машилов К.В. Влияние малых доз на-кома на секрецию гормонов гипоталамо-гипофи-зарно-надпочечниковой системы у больных детским церебральным параличом // Неврология и психиатрия. 1996. Т.96. №4. С.51-54.

3. Ельникова Т.Н., Дворяковская Г.М., Иванов А.П. Особенности центральной и периферической гемодинамики у детей с церебральным параличом // Педиатрия. 1982. №4. С.19-22.

4. Епифанов В.А., Кораблева Н.Н., Журавлева Н. Коррекция изменений сердечно-сосудистой системы у больных детским церебральным параличом в хронической резидуальной стадии со спастической формой методом мезодиэнцефальной модуляции // Вопросы курортологии. 1999. №1. С.15-18.

5. Журавлева Н.В. Реакции сердечно-сосудистой системы и их коррекции средствами физической реабилитации у больных детским церебральным параличом в хронической резидуальной стадии: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. М., 1998.

6. Перепонов Ю.П. Особенности кардиореспира-торной системы у больных со стойкими последствиями детского церебрального паралича: Авто-реф. дисс. . д-ра мед. наук. М., 2000.

7. Семенова К.А. Восстановительное лечение больных детским церебральным параличом // Неврологический журнал. № 1. 1997. С.4-7.

THE PECULIARITIES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONAL STATE OF CARDIO VASCULAR SYSTEM OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH (CP) CELEBRAL PARALYSIS

В работе Е.М. Мастюковой (1991), о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4 -6 недель жизни.

В школьном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Поэтому привитие навыков личной гигиены также должно решаться и на уроках физической культуры. Автор указывает на то, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе.

В начале школьного обучения у детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.

Кроме выше перечисленных нарушений дети испытывают трудности при овладении письмом. Прежде всего, это связано с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений. Также учащиеся держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку.

Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма.

Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У учащихся с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

Коррекция двигательных нарушений у школьников, страдающих церебральным параличом на уроках физкультуры. Особенности развития моторики детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Медицинский аспект изучения ДЦП, проведение лечебных упражнений.

Рубрика Спорт и туризм
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.01.2014
Размер файла 34,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом на уроках физкультуры (обзор литературы)

1.1 Медицинский аспект изучения ДЦП

1.2 Формы церебрального паралича

1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП

1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

Глава 2. Цели и задачи, методы и методики исследования

2.1 Цели и задачи

2.2 Описание методов проведения исследования

2.3 Методика обследования физического состояния детей с ДЦП

Глава 3. Содержание коррекционного подхода к устранению двигательных нарушений

3.1 Выявление двигательных нарушений у детей с различными формами ДЦП

3.2 Система мероприятий, направленная на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП

3.3 Оценка эффективности коррекционной работы

3.4 Анализ динамики развития двигательных навыков у детей с различными формами ДЦП

Выводы

Литература

Актуальность исследования: физическое воспитание является важной частью общей системы воспитания, обучения детей с церебральным параличом. По данным ВОЗ, детей с диагнозом ДЦП рождается с каждым годом все больше. Все мероприятия, направленные на улучшения качества жизни детей с ДЦП являются востребованными, и это поясняет актуальность нашей работы.

Данной работе предшествовал ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение физических особенностей детей с ДЦП. Изучением возможностей детей занималась К.А. Семенова (1979), Е.М. Мастюкова (1991), Н.М. Махмудова (1979). Было показано, что при своевременном лечении и физическом воспитании учащиеся обнаруживают тенденцию к улучшению двигательных навыков.

Цель нашей работы - изучение возможности коррекции двигательных нарушений у младших школьников при различных формах ДЦП; на основе наблюдений наметить пути коррекционной работы, оказывающей положительное влияние на общее физическое развитие.

Объект изучения: состояния двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: возможность (результат) коррекции двигательных нарушений на уроках физкультуры и ЛФК.

1. изучение форм двигательных нарушений у младших школьников при ДЦП;

2. разработать систему коррекционных мероприятий, направленную на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП;

3. Характеризовать эффективность применения системы коррекционных физических упражнений для улучшения двигательных навыков у детей с ДЦП.

Глава 1. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников, страдающих церебральным параличом на уроках физической культуры (обзор литературы)

1.1 Медицинский аспект изучения ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) - заболевание, возникающее в результате поражения мозга, перенесенного в перинатальный период.

Двигательные расстройства проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

Факторами, предрасполагающими к появлению церебрального паралича являются ранние, обычно внутриутробные повреждения или недоразвитие головного мозга. Причиной могут послужить различные хронические заболевания матери, перенесенные ею инфекционные и вирусные инфекции во время беременности, интоксикация, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору, ушибы во время беременности, большое влияние оказывает недоношенность или переношенность плода. В отдельных случаях причиной ДЦП может быть травматизм в процессе родов, например затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шеи плода, что ведет к гипоксии плода. На роль асфиксии в развитии патологии указывал еще Little (1843).

Асфиксии могут возникнуть у доношенных. Иногда церебральный паралич возникает после рождения в возрасте до года в результате различных инфекций, осложняющихся энцефалитами, после тяжелых травм головного мозга. Уже первые авторы, давшие классическое описание клиники церебрального паралича указывали на роль неблагоприятной наследственности в их развитии. Сюда относятся: психическая отягощенность родителей, их алкоголизм, различные тяжелые заболевания нервной системы, голодание (Фрейд, 1983, Маргулис и другие).

Немаловажную роль в развитии заболевания играет возраст матери, а также фактор первобеременности - статистика показывает, что церебральными параличами чаще заболевают первенцы и дети, родившиеся от матери моложе 20-23 л. и старше 30 лет (С.А. Аскушина, В.И. Константинов).

ДЦП - не наследственное заболевание (К.А. Семенова, 1968г., Р.Н. Гершман, 1978 г.) однако, следует помнить, что при ряде наследственных заболеваний может иметь место синдром ДЦП (Л.Т. Журба, М.Н. Тимошина, 1978 г.).

1.2 Формы церебрального паралича

Предложено более двадцати классификаций ДЦП, в том числе основывающихся на этиологических признаках, характере клинических проявлений. Классификация Д.С. Футера (1958 г. из Семеновой), базируется не только на клинических, но и морфологических признаках. Выделяется пять форм ДЦП:

1. Спастическая диплегия.

Тетрапарез, при котором парез ног более глубок, чем парез рук. Парез верхних конечностей или же одной из них может быть настолько легок, что выявляется лишь при тщательном обследовании. Часто наблюдается различные формы дизартрий, ЗПР, олигофрения (болезнь Литля).

2. Двойная гемиплегия.

Имеет место тетрапарез, причем степень нарушения функций верхних и нижних конечностей одинакова тяжела или же преобладает паралич верхних конечностей при этой форме наблюдается: патологическая активность, псевдобульбарная дизартрия, задержка речевого развития, олигофрения.

3. Гиперкинетическая форма.

Гиперкинезы различаются по характеру. Наиболее часто наблюдается двойной атетоз, хореический гиперкинез. При гиперкинетической форме наиболее тяжело поражаются подкорковые узлы. В анализе билирубиновая энцефалопатия. Обычно обучаются в массовых или вспомогательных школах, хотя имеют нарушения ряда гностических функций и речевые расстройства, чаще в форме гиперкинетической дизартрии.

4. Мозжечковая или атонически-астатическая.

Так как сложно на основании только клинического обследования достаточно обоснованно разграничить поражения мозжечка или лобных долей мозга (Бехтерев, 1923, Ирнер 1962) из Семеновой Н.А. (1979). При этой форме наблюдается задержка развития интеллекта или отклонения в его развитии - "Лобная психика".

5. Гемипаретическая форма

Парезы одной стороны тела. Как правило тяжелы парезы верхних конечностей. У детей с гемипарезами наблюдаются речевые нарушения, ЗПР, олигофрения.

1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой (1991), о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4 -6 недель жизни.

В школьном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Поэтому привитие навыков личной гигиены также должно решаться и на уроках физической культуры. Автор указывает на то, что эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в физкультурной паузе.

В начале школьного обучения у детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.

Кроме выше перечисленных нарушений дети испытывают трудности при овладении письмом. Прежде всего, это связано с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кисти, насильственных движений. Также учащиеся держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда и всей руки. Пальцы резко напряжены, неподвижны, плотно сжимают ручку.

Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма.

Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом проявляется на уроках физической культуры. Выполнение упражнений на уроках физической культуры затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У учащихся с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки. Об этом подробно изложено у Шматко Н.Д. (1997).

Как указывает К.А. Семенова (1979), в своей работе, задачей ЛФК при лечении больного ДЦП является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбы в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходилку, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах. Решению этой задачи способствует различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позотонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным (1999) и Т.И. Беловой (1999). В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть следует проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

- Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

- Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

- Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Авторами приводится еще ряд упражнений.

Для обучения письму большое значение имеет сгибание кисти и пальцев. Укладка в положении сидя, плечо свободно свисает вдоль туловища, предплечье согнуто под углом 90 0 , кисть фиксирована в сгибательной позиции, пальцы сжаты в кулак. После 2-3 минут укладки производят одновременное сгибание кисти и пальцев до первых признаков повышения мышечного тонуса в общем разгибатель пальцев.

Изучив литературу по данной проблеме, приходим к выводу, что систематические занятия ЛФК позволяют добиться хороших результатов. Дети с гемипорезами, парапарезами в неосложненной форме путем систематических упражнений дают заметные улучшения двигательных навыков.

Глава 2. Цели и задачи, методы и методики исследования

2.1 Цели и задачи исследования

Цель проведенного исследования - изучить возможности коррекции двигательных нарушений у младших школьников при различных формах ДЦП; наметить на основе наблюдений пути коррекционной работы, оказывающей положительное влияние на общее физическое развитие.

Объект изучения: состояния двигательной сферы у детей младшего школьного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: возможность (результат) коррекции двигательных нарушений на уроках физкультуры и ЛФК.

Задача: 1. изучение форм двигательных нарушений у младших школьников при ДЦП;

2. разработать систему коррекционных мероприятий, направленную на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП;

3. Характеризовать эффективность применения системы коррекционных физических упражнений для улучшения двигательных навыков у детей с ДЦП.

2.2 Описание методов проведения исследования

Для проведения исследования нами были отобраны следующие виды работы:

Нам необходимо было сравнить данные, полученные в период констатирующего этапа эксперимента с данными контрольного этапа, полученные после формирующего эксперимента в группе младших школьников с ДЦП, которые подвергались:

1. Формированию и апробации системы коррекционных методик с группой школьников, которые не проходили экспериментальное обучение.

2. Обследованию в двух группах до и после проведения коррекционных занятий.

Таким образом, необходимо было проследить динамику коррекционного воздействия на формирование двигательных навыков.

I. Основные методы:

1. Изучение документации

б) медицинские карты

2. Наблюдение для определения характеристики интеллектуальных и физических возможностей детей.

3. Эксперимент, целью которого являлось прослеживание динамики развития двигательных навыков, необходимо было составить систему методов коррекции и методик позволяющие использовать их в обучающем эксперименте.

II. Вспомогательные методы:

1. Беседа с учителем, воспитателем, для выявления особенностей характера, поведения и психоэмоционального настроения учащихся.

2. Посещение уроков физкультуры и занятий ЛФК, для ознакомления с проведением урока, его структурой и особенностями. Оценка двигательных навыков школьников до и после проведения коррекционных занятий.

2.3 Методика обследования физического состояния детей с ДЦП

В состав экспериментальной группы вошло двенадцать человек из них две девочки и один мальчик из 1 класса, два мальчика и одна девочка из 3 класса, две девочки и четыре мальчика из 2 класса специальной (коррекционной) школы - интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата школа. Возрастная группа пять мальчиков 2004 г.р. (7 лет), три девочки и один мальчик 2003 г.р. (8 лет), две девочки 2004 г.р., (7 лет) и один мальчик 2002 г.р. (9 лет) (таблица 1).

На основе полученных данных при изучении медицинской документации нами составлена таблица.

В состав контрольной группы вошли. Возрастная группа 3 мальчика и 2 девочки 2004 г.р. (7 лет), две девочки и два мальчика 2003 г.р. (8 лет), две девочки 2003 г.р., (8 лет) и один мальчик 2002 г.р. (9 лет) (таблица 2).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.