Тренажер гросса для детей с дцп для чего


Большинство упражнений, направленных на улучшение функционирования опорно-двигательного аппарата обладают стандартной структурой проведения в положении сидя или лежа.

При этом в вертикальном положении упражнений не подразумевается. Именно из-за такого положения дел, ребенок испытывает недостаток в движении, а это негативно сказывается на общем состоянии.

В последнее время число заболеваний связанных с опорно-двигательной системой существенно возросло. В свою очередь такая статистика стала серьезным поводом для беспокойства.

Поэтому, использовав знания о резервных возможностях человека, специалисты занялись усовершенствованием существующей формы реабилитации. Причем существенным преимуществом методики является реабилитация пациента посредством физического развития, а не лечением медикаментозными препаратами.

Особенности тренажера Гросса

Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты разработали тренажер Гросса.

Это современная технология, которая помогает совершать передвижения по всему пространству. Кроме того, с помощью такого тренажера можно совершать вращения вокруг своей оси.

При этом подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение.

Если комплексные занятия проводятся регулярно, что необходимо для улучшения жизни детей с ДЦП и повышает их шанс адаптации в обществе.

Пред внедрением нового изобретения, методика, как и сам тренажер Гросса подвергся апробации. В качестве испытуемых выступили дети младшего и дошкольного возраста с пораженным опорно-двигательным аппаратом.

Таким образом, при увеличении нагрузки, которую может выдерживать ребенок, происходит формирования правильных двигательных навыков.

Дети с ДЦП после таких занятий получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову.

Для чего используется устройство Гросса?

В настоящее время тренажер Гросса активно используется для того, чтобы обучить больного статике и движениям. Кроме того, он решает некоторые иные задачи:

  • расслабление мышц если отмечается гиперкинез и гипертонус;
  • обеспечивается нормальная подвижность конечностей в области суставов и происходит стимуляция функций мышц, находящихся в покое;
  • развиваются координационные способности;
  • происходит тренировка регулирования и соразмерения динамических, пространственных и временных движений.


Кроме того, при помощи тренажера Гросса можно восстановить подвижность пациентов после спинномозговых травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата, инсульта и детского церебрального паралича.

Прежде всего, тренажер создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность.

То есть во время работы с тренажером происходит формирование тех схем движений, которые отсутствуют у больного.

Какими возможностями обладает тренажер?

  1. Занятия с тренажером обеспечивает четкое программирование структуры выполнения любых телодвижений, а также величину нагрузок и их характер.
  2. Во время тренировок происходит применение режимов работы мышц. Использовать такие возможности без тренажера практически невозможно.
  3. При этом происходит правильное распределение и дозировка нагрузки, которая оказывается на опорно-двигательный аппарат. Эти процессы осуществляются с такой точностью, что позволяют реабилитироваться после травм и нарушений двигательных функций.

Для детей с ДЦП, помимо тренажера была разработана специальная методика, по которой проводятся занятия. В ее комплекс входит не только занятия на тренажере Гросса, но и использование другого оборудования, применение массажа и лечебная гимнастика.

Чтобы выполняемые мероприятия возымели должный эффект, обязательно выполняется фиксирование всех результатов и выполняемых действий в специальном дневнике.

Тренировку рекомендуется осуществлять только при четком наблюдении методистов. В некоторых случаях может потребоваться помощь сразу нескольких специалистов.

В основном это происходит при невозможности выполнения упражнений самостоятельно. После того как несколько раз методика была проведена с профессионалами, следует проба самостоятельного выполнения всех мероприятий.

Благодаря методике занятий на тренажере Гросса значительно снижается уровень скованности ребенка. При этом у пациентов пропадает страх перед пространством и препятствиями.

Рекомендации к использованию тренажера:

  • перед каждым уроком, необходимо проверить все элементы крепежа и соединений на исправность;
  • не стоит забывать, что базовый комплект подходит только для детей, не достигших десятилетнего возраста;
  • ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

  • 20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;
  • 30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;
  • 40 % отправились в специализированные школы;
  • 50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;
  • 70 % смогли улучшить психическое состояние;
  • 75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;
  • 85 % откорректировали и улучшили координацию движений;
  • 90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Строение тренажера

Тренажер Гросса обладает массой преимуществ. Одним из таких является возможность установки в любой точке: бассейне, квартире, садовой
дорожке, зале и прочих пространствах.

Строение тренажера имеет довольно простое строение:

  • подвижный блок с натянутым тросом;
  • кольца для рук;
  • эластичные тяги;
  • страховочный пояс;
  • рычажно-карабиновый механизм.

Учитывая особенности и статистику использования тренажера Гросса, становится ясно, что комплексные занятия с использованием такого оборудования обладают немалой эффективностью.

Как сделать тренажер Гросса своими руками:

Кроме того, как показала практика, лучших результатов удается достигнуть при посещении специализированного учреждения, где все мероприятия осуществляются под присмотром профессионалов.

Таким образом, по истечении определенного времени у детей с ДЦП открываются резервные возможности, а это в свою очередь способствует ускорению процесса реабилитации и повышает эффективность используемой методики.

В целом технология довольно проста и ее применение не вызывает никаких затруднений. При этом непосредственно перед самой тренировкой происходит персональное определение нужной высоты и тяги тренажера и дальнейшие выполняемые упражнения.

У больного ребенка, как и у здорового, в первые годы жизни закладывается фундамент его психофизического развития и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Так как нормальное развитие ребенка и отдельных его систем определяется не только наследственны­ми факторами, но идвигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном пери­оде.

Если ребенок, с детства малоподвижен, не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, ему приходится трудно с первого года жизни приспособиться к социальной среде, поскольку окружающая среда требует значительного нервно-психологического и двигательного напряжения. Все это обусловливает функциональную неполноценность нервно-мышечного аппарата и ведет к деформации конечностей и нарушению важнейших двига­тельных и статических реакций, что лимитирует полноценное развитие ребенка. Недостаток двигательной активности или его отсутствие приводит к негативным изменениям в организме, что снижает уровень адаптации организма в окружающей среде и приводит к значительному отставанию в социальном развитии.

Но основным лимитирующим звеном физического развития является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, что и мешает максимальной реализации оздоровления ребенка.Так как развитие костно-мышечной системы у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП тоже должно формироваться в вертикальном положении. Если малыш родился с какими-то двигательными нарушениями и практически непрерывно лежит неподвижно, не переворачиваясь на бочок, с трудом поднимает голову и при каждом движении испытывает трудности, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативно-сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или эти движения сопровождаются множеством ошибочных реакций, то развитие двигательных навыков у него не происходит вообще, либо происходит неправильно.Кроме того, при принятии вертикального положения двигательные локомоции усложняются в связи с переносом массы тела на стопы.

Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи: расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах. С помощью тренажера можно тренировать способность соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений и развивать координационные способности, содействовать развитию установочных рефлексов,на основе которых формируется передвижение обеспечивающих присаживание, сидение, стояние, переступание, ходьбу, вращаться, кататься на велосипеде, на роликовых коньках, выполнять элементы спортивных игр.

Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, инсультов, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП (детский церебральный паралич).

При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм.

С помощью тренажера можно перемещаться в пространстве, будь то бытовое помещение, больничная палата, тренировочный зал, открытая спортивная площадка или ледовая арена, без посторонней помощи при сохранении вертикального положения тела. Тренажер обеспечивает страховку при разнообразных движениях, поворотах туловищем, наклонах и т. д , что имеет важное значение в процессе реабилитации. Если ребенок не держит голову, то предусматривается специальная шапочка (индивидуально регулируемая), которая крепится к трапеции тренажера, придерживающая голову в правильном положении, не сковывая движения головы.

В комплект тренажера входят эластичные тяги для ног (как вспомогательный элемент для выполнения упражнений на растягивание и шаговых движений) и колечки для рук.

Тренажер позволяет выполнять упражнения как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.












Тренажер характеризуется следующими возможностями:
- четкое программирование структуры выполнения движения, характера и величины нагрузок;
- широкое использование эффективных режимов мышечной работы в процессе занятий (использование которых без тренажера в большинстве случаев исключается);
- дозирование нагрузки на опорно-двигательный аппарат с большой точностью, что создает отличные возможности для процесса реабилитации после травм и нарушений двигательных функций, а также развитие физических качеств и образование новых двигательных стереотипов.

Совместно с тренажером разработана методика индивидуальных занятий с тяжело больными пациентами, которая составляет комплекс в сочетании c лечебной гимнастикой, массажем и использованием других тренажеров.


Работа над спортивным вариантом тренажера началась в 1972 году.

Первые модели лечебно-спортивного тренажера эксплуатируются с 1991 года.

Тренажёр Гросса успешно используется для реабилитации детей инвалидов с 1990 года.

Тренажёр Гросса – это оригинальный тренажер, который может быть установлен в любом месте или помещении: зале, бассейне, ледовой площадке, садовой дорожке, квартире. Тренажер состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук.

Тренажёр страхует от случайного падения.

Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения или между устойчивыми вертикальными опорами открытой площадки. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе и позволяет осуществлять вдоль него свободное передвижение.

Эластичные тяги, выполненные из эспандерной резины и собранные в петли, верхней частью соединены с подвижным блоком, нижней частью - с рычажно-карабинным механизмом, который, в свою очередь, прикреплен к страховочному поясу. Длина эластичных тяг подбирается в зависимости от высоты помещения и весо-ростовых показателей занимающихся. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на опорно-двигательный аппарат уменьшается за счет снижения величины давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка увеличивается вплоть до величины собственной массы тела. Такое дозирование нагрузки (т.е. снятие от 10 до 90% массы тела занимающегося) создает благоприятные условия для постепенной реабилитации опорно-двигательного аппарата, что особенно важно при деформации суставов и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы.

Страховочный пояс состоит из карабина, вертушки, трапеции и страховочных лент.

Карабин крепится к вертушке с кольцом и к эластичным тягам. Вертушка закреплена на страховочном поясе и позволяет осуществлять вращательные движения вокруг оси на 360 градусов. Таким образом, карабин, который может быть в любое время отстегнут, соединяет страховочный пояс и эластичные тяги.

Страховочный пояс состоит из трапеции и страховочных лент, обхватывающих ноги и тело ребенка. Ленты с внутренней стороны покрыты мягким материалом, чтобы обеспечить комфортные условия при соприкосновении с телом, с наружной стороны покрыты стопорным материалом для регулирования высоты петли правого и левого бедер, а также передней и задней горизонтальных лент. Для удобства надевания и снятия страховочного пояса передняя горизонтальная лента снабжена пряжкой.

Металлическая трапеция разводит вертикальные страховочные ленты в стороны на расстояние, равное ширине плеч ребенка, и придает жесткость верхней части страховочного пояса.

Если ребенок не держит голову, то предусмотрен шлем, который посредством эластичного жгута крепится к трапеции.

Человек, находящийся в страховочном поясе, может перемещаться вдоль троса. При прямолинейном или вращательном движениях, а также прыжках с поворотом вокруг своей оси, эластичные тяги распределяют направленное вверх усилие и создают определенную ритмику движения, на которую рефлекторно отвечают мышцы опорно-двигательного аппарата. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неограниченное время. С его помощью можно выполнять упражения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты. Он позволяет детям, имеющим разные степени двигательных ограничений, свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, при этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сохраняется вертикальное положение, движения рук и ног не скованы, ребенок застрахован от падения. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, находящиеся в тренажере "Гросса", могут одновременно заниматься на других тренажерах или гимнастических снарядах.
Кольца , закрепленные на эспандерной резине, служат дополнительной опорой для рук. С их помощью выполняются разнообразные упражнения.
Страховочный пояс изготавливается 3-х размеров: первый размер предназначен для детей от 1 года до 10 лет, второй размер-подростковый, от 10 до 16 лет, третий размер предназначен для взрослых. В исключительных случаях, когда весо-ростовые показатели человека существенно превышают нормы, пояс изготавливается по специальному заказу.

Чем отличается Тренажер Гросса от других тренажеров для инвалидов:

В основном тренажеры для инвалидов стационарные и позволяют развивать только небольшую группу мышц.

Тренажер Гросса может быть установлен в любом месте или помещении: зале, бассейне, ледовой площадке, садовой дорожке, квартире. Тренажер состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, страховочного пояса и колец для рук.
В тренажёре Вы можете не бояться, что человек может упасть и поранится. Тренажёр страхует от любого падения.

Очень часто упражнения для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата делаются в положении сидя или лежа. Такие позиции тела не позволяют полностью раскрыть функциональность детского организма. К сожалению, очень часто нагрузка не дается в вертикальном положении, что снижает эффективность таких тренировок в несколько раз. Ведь ребенок получает низкий уровень активности, а это плохо сказывается на состоянии всего организма. Именно поэтому и был разработан тренажер Гросса, позволяющий решить проблемы с нарушенной функциональностью опорно-двигательной системы у детей.

В чем особенность

Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси, что тоже немаловажно. Тренажер построен таким образом, чтобы не сковывать движения верхних и нижних конечностей, а специальная страховка обладает максимальным уровнем безопасности и защищает от падений.


Тренажер Гросса дает возможность выполнять различные упражнения, которые при регулярном выполнении позволят максимально улучшить качество жизни детей с ДЦП. Методика использования тренажера проверена и эффективно применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарат не только у детей, но и у взрослых.

Что касается детей с ДЦП, то проведение занятий при постепенном увеличении нагрузки может сформировать у них хорошие двигательные навыки. Появляется возможность не только удерживать положение тела в вертикальном состоянии, но также ходить и выполнять различные движения.

Зачем использовать тренажер Гросса

Данное устройство предназначено не только для детей с видимыми признаками ДЦП, но также и для малышей с проблемами в опорно-двигательной системе. С его помощью появилась отличная возможность решить несколько очень важных задач:

  • Хорошо развивается координация. С помощью обычных упражнений на коврике такое сделать очень сложно.
  • Расслабление мышц, если в этом есть необходимость, а другие методы являются труднодоступными.
  • Осуществляется отличная тренировка всего тела. В работу включаются мышцы и суставы. При этом проводится динамическая, статическая и пространственная нагрузка.


Тренажер Гросса помогает эффективно восстановить двигательные навыки после получения спинномозговых травм, инсульта, детского церебрального паралича и при различных проблемах опорно-двигательной системы.

Возможности тренажера

Тренажер Гросса для детей обеспечивает возможность малышам выполнять любые телодвижения и при этом регулировать их нагрузку. Стоит отметить, что в работу включатся все мышцы тела. С помощью упражнений лежа на полу это сделать практически нереально.

Обратите внимание на тот факт, что для детей с ДЦП разработан не только тренажер, но и специальная методика, которая сделает занятия максимально эффективными. Специалисты рекомендуют записывать в ежедневнике все результаты, чтобы была возможность делать сравнительный анализ и корректировать уровень нагрузок при регулярных тренировках.


Начинать работу стоит только под присмотром специально обученных людей. И только после того как первые результаты будут достигнуты, можно начинать это делать самостоятельно. Система упражнений построена таким образом, чтобы у малыша с ДЦП пропадал страх перед существующими препятствиями и окружающим пространством.

Важные рекомендации

Тренажер Гросса, фото которого вы сможете увидеть в данной статье, будет очень эффективен при условии, что вы соблюдаете несколько важных правил:

  • Перед каждым занятием проверяйте устройство на исправность. Не должно быть видимых дефектов и неисправностей, иначе существует риск получения травм.
  • На начальных этапах не оставляйте ребенка без присмотра, старайтесь научить его выполнять все движения максимально правильно и постепенно сведите эту помощь к минимуму.
  • Тренажер Гросса собирается индивидуально под каждого клиента, учитывая все поставленные задачи.

Результаты после применения

В это трудно поверить, но при регулярных тренировках значительно улучшится функциональность всего организма. В большинстве случаев дети с диагнозом ДЦП научились самостоятельно передвигаться. Многие из них улучшили свои речевые навыки, что поспособствовало возможности пойти в общеобразовательные или специализированные школы. У большинства детей улучшилось психоэмоциональное состояние.


Каково строение тренажера

Очень долго перечислять все возможности и преимущества устройства при ДЦП. Тренажер Гросса также отличается и тем, что его можно установить в любом удобном месте, например во дворе, доме, бассейне, спортивном зале. При этом строение аппарата не отличается особой сложностью и замысловатостью. В его состав входят: пояс для страховки, кольца, шапочка, эластические тяги, подвижная система с тросом, лента для поддержки.

Преимущества механизма перед другими

  • Возможность подкорректировать состояние опорно-двигательного аппарата после получения травм или ДЦП.
  • Возможность точно подобрать упражнения, нагрузку, а также саму структуру их выполнения.
  • В процессе тренировки примут участие практически все мышцы, чего не скажешь об использовании других устройств и упражнений.
  • Тренажер можно использовать при различных поражениях мышц, что даст возможность сформировать правильно функционирующую мышечную систему.


Основные типы упражнений

Тренажер Гросса своими руками делать не рекомендуется. Лучше пользоваться устройством, сделанным под заказ. Освоить его не сложно. Важно учитывать правильность креплений, назначение и безопасность конструкции. Упражнения можно делать стоя, лежа, сидя на стуле или даже в воздухе. Начинать нужно с самых элементарных упражнений. Выполнять их нужно с помощью специально обученных специалистов. На начальных этапах их помощь крайне необходима. Со временем ребенок сможет выполнять такие движения самостоятельно.


Цель самых простых упражнений – дать ребенку понять, что во время тренировки он в безопасности, и его никто не бросит. Он научится сохранять правильное положение тела, улучшится его координация и речевые возможности.

Когда первый этап пройден, и у малыша отсутствуют отрицательные эмоции касательно данного тренажера, можно усложнить задачу и приступить к передвижению. Начинать стоит с разминки, активно-пассивных упражнений, продолжить можно прыжками и отталкиванием от поверхности двумя ногами. Чтобы научить ребенка отталкиваться, нужно проводить принудительное сгибание обеих ног с маленькой амплитудой движений. Проделывая такое упражнение в тренажере много раз, малыш выработает способность отталкиваться. Постепенно можно увеличивать нагрузку в зависимости от результатов. Со временем можно учиться делать шаги. Ребенок должен быть обязательно подстрахован от падений.

Такое устройство не является редкостью. Однако тренажер Гросса рекомендуется заказывать у производителя, а не брать с рук. Только качественно выполненное изделие, созданное специально для клиента, поможет правильно сформировать осанку и держать голову.


Главное, что должны иметь родители - это терпение и желание помочь своему ребенку. Не стоит рассчитывать на очень быстрые результаты. Специалисты рекомендуют фиксировать даже самые минимальные улучшения. Только таким образом можно правильно подобрать программу лечения и ускорить его. Не забудьте и об эмоциональной составляющей. У малыша будет получаться намного лучше, если он будет делать упражнения в хорошем настроении.

Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси. При этом подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение. Дети с ДЦП после таких занятий получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову.

Строение тренажера Гросса

1. подвижный блок с натянутым тросом;

2. кольца для рук;

3. эластичные тяги;

4. страховочный пояс;

5. рычажно-карабиновый механизм.

Тренажер Гросса обладает массой преимуществ.Одним из таких является возможность установки в любой точке: бассейне, квартире, садовой дорожке, зале и прочих пространствах.

Для чего используется устройство Гросса?

В настоящее время тренажер Гросса активно используется для того, чтобы обучить больного статике и движениям. Кроме того,он решает некоторые иные задачи:

расслабление мышц если отмечается гиперкинез и гипертонус;

обеспечивается нормальная подвижность конечностей в области суставов и происходит стимуляция функций мышц, находящихся в покое;

развиваются координационные способности;

происходит тренировка регулирования и соразмерения динамических, пространственных и временных движений.

Тренажер создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность. То есть во время работы с тренажером происходит формирование тех схем движений, которые отсутствуют у больного.

Занятия с тренажером обеспечивает :

Четкое программирование структуры выполнения любых телодвижений, а также величину нагрузок и их характер.

Во время тренировок происходит применение режимов работы мышц. Использовать такие возможности без тренажера практически невозможно.

При этом происходит правильное распределение и дозировка нагрузки, которая оказывается на опорно-двигательный аппарат. Эти процессы осуществляются с такой точностью, что позволяют реабилитироваться после травм и нарушений двигательных функций.

Занятия с тренажером обеспечивает :

Четкое программирование структуры выполнения любых телодвижений, а также величину нагрузок и их характер.

Во время тренировок происходит применение режимов работы мышц. Использовать такие возможности без тренажера практически невозможно.

При этом происходит правильное распределение и дозировка нагрузки, которая оказывается на опорно-двигательный аппарат. Эти процессы осуществляются с такой точностью, что позволяют реабилитироваться после травм и нарушений двигательных функций.

Рекомендации к использованию тренажера:

перед каждым уроком, необходимо проверить все элементы крепежа и соединений на исправность;

не стоит забывать, что базовый комплект подходит только для детей, не достигших десятилетнего возраста;

ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;

30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;

40 % отправились в специализированные школы;

50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;

70 % смогли улучшить психическое состояние;

75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;

85 % откорректировали и улучшили координацию движений;

90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.