Доктор для детей с дцп

В Москве начал работу детский психоневрологический центр. В клинику поставили новейшее оборудование. Благодаря уникальной методике и современной аппаратуре - врачи будут ставить на ноги детей с церебральным параличом.

В таком положении Элизе надо провести хотя бы час. Это совсем не сложно, объясняет девочка. Она будет мечтать.

Элиза знает - чтобы победить детский церебральный паралич - ей нужно для начала научиться стоять. Это - первый шаг к движению и подготовительный этап перед другим тренажером - в больнице он совсем недавно, а дети уже прозвали его компьютерной игрой.

В этой игре победа - само движение. Пока ребенок повторяет за виртуальным героем, аппарат учит его мышцы правильно ходить - задает стереотип движения. Причем заниматься на нем можно уже с 2 лет.

Аппарат сравнивают с заботливыми материнскими руками. Он направляет ноги пациента, задает темп движения, но в итоге ребенок шагает сам.

Этот тренажер - пока единственный во всей стране. Детской психоневрологической больнице номер 18 его подарил Дмитрий Медведев.

В мае этого года он посетил медицинское учреждение и познакомился с его пациентами. Президенту продемонтстрировали разработанные в клинике уникальные методы лечения. Костюмы, чем-то напоминающие скафандры, созданные на основе космических технологий - они стимулируют работу мышц, изобретенные для этой же цели сухие бассейны.

Все лечение в психоневрологической клинике - абсолютно бесплатное. На встрече с президентом актер Гоша Куценко, который возглавляет фонд помощи больнице, попросил оказать поддержку. Дмитрий Медведев предложил организовать на ее базе Научно-практический ЦЕНТР детской психоневрологии.

И сегодня центр открылся. Идет работа по нескольким направлениям - помимо основоного - разработки и распространения уникальных лечебных методик, специальный отдел будет заниматься сбором информации о нуждающихся в подобном лечении.

"В рамках этого информ центра мы сможем отслеживать беременную женщину, женщину с угрозой ДЦП и практически на всем протяж ее беременности, родов, нахождения в пенринатальном центре и потом уже в нашей больнице, у нас будет информация о ребенке", - рассказывает главный врач Научно-практического центра детской психоневрологии Татьяна Батышева.

В больницу со своим сыном Наталья попала уже после того как ему исполнился год. Сейчас Илье два, он весело рассекает по больничному коридору на лечебном велосипеде, но женщина жалеет - могли обратиться и раньше - перый год жизни очень важен при лечении такого заболевания.

"Он уже стал разговаривать, разговаривать как взрослый, но пока не ходит. Я очень желала бы мамам, у которых ребенок родился раньше срока и с какими-то осложнениями, как можно раньше проконсультироваться в подобной больнице, и чем раньше начать лечение, тем лучше", говорит Наталья Плотникова.

Но значение имеет не только грамотное и своевременное лечение. Очень важен - настрой ребенка.

"Я хочу, чтобы я была большая, чтобы я быстро-быстро ходила на больших-больших каблуках, чтобы я была красивой-красивой и постоянно ходила на работу с красивой сумочкой", - мечтает пациентка Научно-практического центра детской психоневрологии Жасмин Джафарова.

Рассмотрим на примере:

Если петуху отрубить голову в пределах абсолютно гладкой поверхности, о которою нельзя споткнуться, то животное будет бегать до тех пор, пока кровь не покинет мышцы, и они перестанут получать кислород для окислительно-восстановительных реакций внутри мышечной клетки.

Другой случай:

У червяка нет головного мозга, однако он двигается, так как он состоит из мышц.

Восстановление связей между нейронами в пораженном участке мозга происходит за 3 месяца. Если умерло несколько сот миллионов нейронов, то для мозга это незначительное количество, так как их триллионы. Не стоит забывать, что у нас два полушария. Если временно проблема наблюдается в одном полушарии, то второе мгновенно компенсирует проблемное. В головном мозге важно не столько какое количество нейронов, сколько как много связей они образуют - это память всего, в том числе и работы мышц. Нейроны посылают импульс - мышца сокращается или удлиняется. За одну секунду по одному нерву проходит 200 разных импульсов.

О специалисте: Савельев Сергей - доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Сергей Вячеславович является авторитетным ученым, работы которого получают поддержку специалистов со всего мира.

Процесс растяжения и сокращения мышцы не пассивный. Чтобы мышца растянулась или сократилась, нужна энергия. Нейроны посылают импульс к митохондриям в мышце. Митохондрии при этом выделяют энергию для сокращения или растягивания. При детском церебральном параличе отек в мышечных клетках выдавил митохондрии из середины клетки к оболочке. Поэтому двигательные белки клетки не получают энергию для работы. Нервный импульс идет от головного мозга, а движений в мышцах нет.

Работа по методу Никонова позволяет устранить отек из мышечных клеток. Митохондрии возвращаются в центр клетки. Двигательные белки начинают получать энергию для работы. Движение мышц у детей с ДЦП восстанавливается.

Показатель отечности в мышцах: невозможность принять позы эмбриона, лягушки, сделать шпагат, вытянуть руки за голову с вытянутыми ногами.

Ученые, получившие Нобелевские премии, доказали, что отек внутри мышечных клеток сделал невозможным движение миозина и актина (двигательные белки). Головной мозг посылает импульс к мышцам, а те не могут сократиться или растянуться. Пример: вы открываете и закрываете дверь легко. Но если сама дверь или дверная рама отсыреет (набухнет), вы дверь никогда не закроете или не откроете. Если вы ее высушите (избавите от отека), то она придет в рабочее положение. Отек в мышечных клетках происходит на 6-9 недели внутриутробного развития, а не при родах. Плод, у которого сильнейший отек в мышечных клетках, рождается недоношенным ребенком.


Согласно определению Союза педиатров России, ДЦП – это группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, приводящим в результате к двигательным дефектам, обусловленным не прогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка. Детский церебральный паралич является ведущей причиной детской инвалидности в мире и встречается с частотой в среднем 3,6 случаев на 1000 рожденных живыми новорожденных. При этом можно заметить четкую закономерность между недоношенностью ребенка и частотой возникновения детского церебрального паралича.

При массе тела новорожденного менее 1500 грамм частота возникновения заболевания возрастает до 15%. В случае с экстремально низкой массой тела ребенка – до 30%.

Риск возникновения ДЦП также повышается и при многоплодной беременности. Например, при двойне это порядка 1,5% (против 0,2 при одноплодной беременности). При тройне – 8%, а при четырехплодной беременности – 43%.

Сегодня термин “церебральный паралич”, применяемый врачами, не отражает всего спектра нарушений, наблюдающихся у детей при данной болезни, но он традиционно используется. Дело в том, что на данный момент альтернативного определения не предложено. Вместе с тем существует проблема диагностики ДЦП, так как схожая симптоматика сопровождается целым рядом генетический нарушений, которые требуют совсем иного лечения.

Детский церебральный паралич - техника массажа для лечения ДЦП

Методи Никонова заключается в восстановлении движений структурных белков мышечного волокна. Данный метод был разработан миологом Никоновым Н.Б. и успешно применяется исключительно им. В процессе лечения детского церебрального паралича массажем Николай Борисович не учит сидеть, ползать или ходить. Миолог с 30-летним опытом работы специальными воздействиями на мышцу при определенной фиксации восстанавливает движение актина и миозина. В результате спастика мышц исчезает!


Моя гимнастика, с помощью которой вы можете восстановить ребенка разного возраста с любой формой ДЦП, основана на личном опыте. Я прошел весь этот путь, в течение нескольких лет находясь рядом с больным ребенком. Чтобы полностью понять механизм лечения ДЦП и пройти путь от болезни к здоровью вместе с моим пациентом, я отказывал себе в нормальной жизни. Но результат того стоил. Теперь я точно знаю, что ребенка с любой стадией ДЦП можно вылечить. Конечно, я не могу провести годы жизни рядом с каждым из таких детей. Но я готов поделиться методикой. Готов объяснить вам, родители, чьим детям поставили этот страшный диагноз, как вернуть ребенка и всю вашу семью к нормальной жизни.

Моя методика открывает всем родителям возможность поставить на ноги своих детей, страдающих мышечной спастикой в любой форме. И это касается не только ДЦП!



Сейчас вы справедливо можете задать вопрос: “Почему Вы знаете способ вылечить ДЦП, а другие врачи не знают?”.

Я вам честно отвечу. Чтобы узнать о больных ДЦП столько, сколько знаю я, нужно посвятить этой работе много-много лет своей жизни. На долгие годы жизнь врача должна быть полностью положена на излечение маленьких пациентов. Видимо, до сих пор ни у кого, кроме меня, не хватило терпения.

Я искренне надеюсь, что мои наблюдения и выработанная мной методика помогут многим детям вновь обрести здоровье и радость жизни! По моему убеждению, только родители могут уделить своим детям должное количество внимания и обладают достаточной любовью и терпением, чтобы довести лечение до конца!


Это единственный метод в мировой практике реабилитации детей с ДЦП, который эффективен на всю оставшуюся жизнь ребенка!

Предоставляю видео, на котором видно, как я работаю со своими пациентами:

Представленное видео не является обучающим. Видео – это результат работы. Повторение техники процедур без обучения у доктора Никонова может привести к серьезным травмам.

Восстановление ДЦП: Вероника, педагог Богдана, рассказывает впечатление о процедуре:

При наличии вопросов, пожалуйста, пользуйтесь формой обратной связи.

Подводим итоги

ДЦП – это, в подавляющем большинстве случаев, тяжелое заболевание, связанное с нарушениями движения мышц во внутриутробном развитии. Причина развития детского церебрального паралича одна - белковый отек внутри мышечных волокон и между ними. Отек отодвигает митохондрии (электростанции, дающие энергию двигательным структурам клетки) к периферии, лишая двигательные белки клетки энергии. В результате мышечная клетка не повреждается, но двигаться не может.


Если говорить о прогнозе, касающегося самостоятельного правильного, как у здоровых людей, передвижения ребенка с ДЦП, то он благоприятный и не зависит от тяжести заболевания и развития интеллекта на момент начала занятий по методике Николая Борисовича.

Расскажу вам, как я излечил Егора с ДЦП

Родители Егора обратились ко мне с диагнозом: ДЦП, спастический тетрапарез. На тот момент Егору было 2 года и 2 месяца. Родители попросили меня вылечить ДЦП у Егора. Когда я пришел к мальчику, то он лежал совершенно неподвижно. Ручками двигал еле-еле, не мог даже удержать игрушку. Я объяснил родителям, что ребенок не двигается из-за того, что мышцы на спине, руках, ногах, в грудной клетке и на животе не растягиваются до нормы. Часть мышц, особенно на ягодицах и спине, формально есть, но они не участвуют в движении, так как вообще не могут растянуться. Эти мышцы постоянно находятся в напряженном (спастическом) состоянии.


Я занимался с Егором два раза в день по 60 минут. Занятия проходили ежедневно без праздников, без выходных и отпусков. Вынужденные пропуски были кратковременными. Я не проводил занятий только тогда, когда температура тела мальчика при вирусном заболевании была выше 37,5 С. Через год занятий гимнастикой Егор пошел самостоятельно. Но мы не остановились на достигнутом. Ведь родители хотели полностью восстановить здоровье малыша. Мы продолжали делать гимнастику.

Через пять лет занятий гимнастикой Егор стал ходить, как все здоровые дети. Состояние его мышц такое, что он легко бегает, лучше всех в школе плавает, делает шпагаты. На скакалке Егор легко может прыгать более пятисот раз без остановки (я больше пятисот устаю считать). Результат лечения ДЦП можно увидеть на видео.

В этой статье я хочу поделиться с вами важной информацией о природе и методике лечения ДЦП. И я думаю, после ее прочтения, вы уже не будете сомневаться в том, что ДЦП можно вылечить. Итак, детский церебральный паралич, на какой бы стадии в данный момент не было заболевание, происходит внутриутробно. Пока ребенок находится в жидкой среде, определить, парализован он или нет, очень трудно.

Поражение головного мозга ни внутриутробно, ни во время родов не происходит. Те изменения, которые имеются у некоторых детей с любой формой ДЦП: кисты, увеличение желудочков и т.д. не влияют на недвижимость мышц. И если провести такие же исследования у взрослых здоровых людей, то у каждого на результатах УЗИ будут изменения в головном мозге, и даже более серьезные. Однако ни один из них не страдает недвижимостью мышц.

Сбоя в работе головного мозга не происходит ни внутриутробно, ни во время рождения.

Мышечные клетки зародыша развиваются из мезодермы, а нервная система из эктодермы и развиваются не зависимо друг от друга. Развитие мышц начинается с синтеза миозина и актина на 5 неделе внутриутробного развития эмбриона. Именно в это время и образуется отек в мышцах, генетически переданный от родителей или родителей родителей. Случайная комбинация передачи отека вызывает разные формы ДЦП. Получается данный диагноз не относится к проблемам головного мозга. Отказаться от слова ДЦП врачи сразу не могут. Иначе им придется сознаться, что они вводили родителей детей с таким диагнозом в заблуждение и лечили нормально работающий головной мозг ядовитыми лекарствами вместо того, чтобы устранять отек из мышечных клеток. Врачи Всемирной организации здравоохранения решили постепенно отойти от названия детский церебральный паралич, поэтому предложили назвать проблемы с мышцами разными формами.


Чтобы понять, как происходит образование мышечного отека, посмотрите видео, которое сделали ученые Гарвардской медицинской школы с моими комментариями. Вы поймете, как образуется боль. Дети с разными формами ДЦП вынуждены не двигаться из-за болевых ощущений в мышцах. Не было бы боли в мышцах при движении, не было бы ни одной формы детского церебрального паралича. Все дети и взрослые ходили бы правильной походкой.


Передача в очередной раз подняла очень серьезные вопросы о проблемах семей, в которых воспитываются дети, с рождения проявлявшие признаки отклонения от норм развития. Не так важно, что стало причиной тяжелой болезни: врожденная патология или редкая генетическая аномалия, тяжелая травма в родах или инфекционное заболевание. Родители должны сделать выбор и всю жизнь нести ответственность за свое решение. Оставить ли ребенка, который заведомо будет отставать от своих сверстников в развитии, и, быть может, даже никогда не улыбнется в ответ? Это решение должна принять семья – врач здесь не поможет.

Не дело врача – решать человеческие судьбы, его дело дать как можно более полную информацию о состоянии ребенка. Самое главное, определить прогноз – насколько возможно точно – каковы, хотя бы, примерные перспективы у малыша – позволят ли его особенности ему в будущем научиться узнавать родителей, а значит любить. Сможет ли он ходить и говорить. Именно от прогноза зависит решение родителей – оставить ребенка в семье или передать на попечение государству. Это очень трудный выбор. Врач должен дать родителям как можно более точный прогноз и с сочувствием принять любое решение. Ибо при любом раскладе жизнь семьи может превратиться в ад.

Эти двое мужчин двое мужчин держались обособленно и не общались с веселой тусовкой экспертов, пивших чай в ожидании эфира. Их лица показались мне очень знакомыми – это были известный российский певец и актер Данко и телеведущий Сергей Белоголовцев.

Серге́й Генна́дьевич Белоголо́вцев — российский телеведущий, актёр, юморист, телережиссёр, шоумен, радиоведущий откровенно поделился трудностями воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Его сын Евгений – один из двойни – вскоре после рождения перенес тяжелую операцию на сердце, и после полугода у него был установлен диагноз ДЦП. Жизнь семьи, в которой воспитывается такой малыш, Сергей сравнил с ежедневной каторгой. И действительно, огромна цена, которую приходится заплатить, чтобы адаптировать к полноценной жизни ребенка, который до 6-ти лет не мог даже ходить, и помочь ему достичь успеха. Сейчас Евгений живет полноценной жизнью и работает ведущим программ на центральном телевидении.


Другой мужчина… Александр Фадеев — Данко. Говорящий псевдоним – Данко готов вырвать из своей груди сердце, чтобы осветить путь другим. Он рассказал о том, как после рождения дочери с тяжелыми повреждениями мозга, семья приняла решение не отдавать малышку в дом малютки, а воспитывать самим. Прогноз врачей с самого начала звучал неутешительно – девочка не только не сможет узнавать родителей, но даже самостоятельно глотать. Несмотря на страшный прогноз, ребенок остался в семье. Данко рассказывал о титанических усилиях, приложенных к реабилитации ребенка — несколько месяцев почти без сна, жизнь в постоянном напряжении, новейшие реабилитационные разработки, в том числе и космические. Родители приложили огромные усилия и вложили значительные материальные средства, что дало свои результаты. Спустя два года Агата смогла даже самостоятельно держать бутылочку в руках.

Этот путь длиною в жизнь… Дай бог сил и средств!

Что же это за болезнь, которая определяет и ограничивает не только жизнь маленького человека, но и всего его окружения – мать, отца, сестер, братьев, близких и друзей семьи. Что же такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это не отдельное заболевание, а комплекс проявлений (синдром), который возникает при гибели клеток головного мозга вследствие кислородного голодания и других причин. Среди них родовые травмы, врожденные аномалии развития головного мозга, хронические инфекционные заболевания матери или инфекция в перинатальном периоде, токсическое влияние на плод, ядерная желтуха, возникающая при высоком уровне билирубина у новорожденного, имеет значение эндокринная патология. Особое место среди причин развития ДЦП занимает недоношенность.

Сколь многообразны причины, ведущие к поражению головного мозга, столь многообразны и клинические проявления. Детский церебральный паралич проявляется в нарушении мышечного тонуса ребенка, двигательных функций и функций удержания равновесия, расстройствами со стороны органов зрения, слуха, а также нарушениями речи и снижением эмоционального интеллекта. У многих детей развиваются судороги.

Клинические проявления детского церебрального паралича зависят от локализации и степени повреждения головного мозга. Они могут быть от самых незначительных, до крайне тяжелых.

  1. Спастическая диплегия– эта форма встречается достаточно часто, примерно в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный спастический паралич рук и ног.
  2. Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются оба большие полушария мозга. Это приводит к ригидности (сильному спазму) мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  3. Гемипаретическаяформа, при которой поражается одно из полушарий мозга, приводит к развитию парезов и параличей конечностей на противоположной стороне тела.
  4. Гиперкинетическаяформа проявляется непроизвольными движениями – гиперкинезами. При ней страдают подкорковые структуры головного мозга. Гиперкинезы часто сопровождают другие формы ДЦП.
  5. Атонически-астатическая формаявляется следствием поражения мозжечка. При этом наблюдается атония мышц и нарушение баланса и координации движений.

Классификация описывает клинические проявления поражений головного мозга, но не учитывают причины повреждения. И, как правило, все силы врачей направлены именно на лечение последствий. В то же время, знание причины намного улучшает прогноз. Так, к примеру, родовая травма мобилизует на борьбу с последствиями с первых минут и часов жизни ребенка.

Вместе с тем, у большинства детей ДЦП развивается не сразу. Симптомы поражения мозга нарастают постепенно и проявляются более отчетливо к 5-7 месяцу жизни. Поэтому, очень многое зависит от квалифицированного наблюдения в первом полугодии жизни, когда микросимптомы на уровне интуиции позволяют опытному педиатру заподозрить неладное, проследить развитие в динамике, провести дополнительное обследование, выявить причину и направить все силы на то, чтобы остановить развитие заболевания и предотвратить настоящую трагедию. Во многих случаях, когда появляются первые признаки нарушения психомоторного развития, причина еще продолжает действовать – часто это внутриутробная или приобретенная инфекция. Справиться с этим можно только совместными усилиями педиатров и неврологов. И если усилия невролога работают в основном на устранение последствий, то усилия педиатра направлены на устранение причины, и тем самым останавливают прогрессирование болезни. Вот почему так важно квалифицированное наблюдение за ребенком в первом полугодии жизни, когда еще можно остановить повреждение мозга и не допустить развития детского церебрального паралича.

На что ориентируется педиатр? В первую очередь, врач собирает анамнез и составляет общее впечатление. Как протекала беременность, есть ли желтуха, какова поза младенца, видимые деформации головы, стигмы дисэмбриогенеза и множество других маленьких знаков.

Огромное значение имеет взаимодействие с малышом. Здоровый ребенок способен со второй недели жизни пусть на недлительный, но отчетливый глазной контакт. Он должен проявлять адекватные эмоции при осмотре: крик от прикосновения холодной трубочки, улыбка в ответ на улыбку, адекватная реакция на громкий звук. А затем идет сопоставление объективных показателей психо-моторного развития.


Одним из ранних признаков формирующегося ДЦП является нарушение мышечного тонуса. Мышцы у детей с повреждением головного мозга могут быть чрезмерно напряженными, или наоборот слишком расслабленными. В результате конечности принимают неестественное положение.

У здоровых новорожденных преобладает тонус мышц сгибателей конечностей, который обеспечивает характерную позу ребенка первых месяцев жизни. Это физиологический гипертонус, и он сохраняется примерно до 4-х месяцев, затем малыш постепенно расслабляется, конечности его постепенно распрямляются. Если гипертонус мышц сохраняется дольше четырех месяцев, или поза ассиметрична, то это может быть ранним признаком поражения ЦНС.

РЕФЛЕКСЫ

Несмотря на очевидную беспомощность, новорожденный ребенок обладает целым арсеналом средств, помогающих ему выжить. Кроме основных рефлексов, таких как дыхательный, сосательный и глотательный, у новорожденного ребенка имеются некоторые автоматизмы, которые позволяют ему искать и получать пищу. К примеру, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина, – при надавливании на ладошки ребенок новорожденный открывает рот, или поисковый – при касании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения — ищет сосок. Рефлекс Моро – при резком звуке широко раскидывает руки – опасность! – и сводит их, как бы стараясь за что-нибудь схватится.

Для этого же служит хватательный рефлекс – ребенок захватывает пальцы, вложенные ему в ладошки так сильно, что некоторых можно приподнять – рефлекс Робинсона. В доисторические времена этот рефлекс позволял человекообразному детенышу крепко схватиться за шерсть матери и ускакать вместе со стадом – спастись от опасности.

Эти рефлексы постепенно угасают в течение второго-третьего-четвертого месяца жизни. Параллельно формируются так называемые, установочные или выпрямляющие рефлексы, которые обеспечивают равновесие. Благодаря слаженной работе мышц ребенок сначала учится удерживать головку, затем сидеть, затем ползать, затем стоять и ходить. Угасание одних рефлексов и формирование других имеет строгую последовательность, которую отслеживает наблюдающий врач. Нарушение этой последовательности – тревожный сигнал, который может говорить о повреждении головного мозга

И на этом этапе уже что-то кардинально изменить нельзя. Только уменьшить степень выраженности проявлений.

У недоношенных особенно часто страдает зрение. Это может быть патология сетчатки и/или зрительного нерва. Больше половины случаев косоглазия отмечается у детей, родившихся преждевременно. У многих развиваются речевые расстройства. Эти дети с первых дней жизни особенно нуждаются в квалифицированном наблюдении, так как причины, приведшие к преждевременным родам, могут впоследствии привести к развитию ДЦП.


ДЦП не поддается полному излечению, и методы специальной реабилитации позволяют лишь улучшить качество жизни детей с повреждением головного мозга. Лечение ДЦП направлено на восстановление функций, пострадавших в результате повреждения. Одними из самых доступных и эффективных методов являются массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия. Большое значение имеет также медикаментозная терапия, улучшающая деятельность головного мозга. Эти методы не являются панацеей и применяются на протяжении всей жизни.

К повреждению клеток головного мозга вследствие кислородного голодания могут привести самые разные причины, и некоторые из них поддаются коррекции. Поэтому важно обратить внимание педиатра на минимальные проявления, если Вас что-то обеспокоило или насторожило в поведении ребенка. В течение первого года жизни можно добиться максимального эффекта. Иногда можно остановить развитие процесса. Мозг ребёнка пластичен и поддается реабилитации – важно не упустить время.

Формы ДЦП :

Двойная гемиплегия
Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Атонически-астатическая форма
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая форма
(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Смешанные формы
Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Причины детского церебрального паралича
Существует множество возможных причин детского церебрального паралича, они могут оказывать влияние как во время беременности, так и во время родов.

Преждевременные роды — это серьезный фактор риска развития детского церебрального паралича, так как во время таких родов существует высокий риск кровоизлияния в мозг, которое может привести к развитию церебрального паралича. Недостаточное поступление кислорода в мозг также может стать причиной развития церебрального паралича.

Несмотря на разнообразие причин церебрального паралича, во многих случаях невозможно определить точную причину нарушения.

Лечение
Лечение в острый период должно быть патогенетическим; в последующие периоды — патогенетическим и сиптоматическим:

  • ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям
  • препараты, снижающие тонус мышц
  • препараты, направленные на улучшение деятельности мозга и всей центральной нервной системы: глутаминовая кислота, Церебролизин и подобные, гаммалон
  • ортопедические мероприятия: гипсование, оперативное вмешательство, протезирование, ношение ортопедической обуви
  • функциональная нейрохирургия: селективная ризотомия, селективная невротомия, хроническая нейростимуляция спинного мозга, имплантация баклофеновой помпы, операции на подкорковых структурах головного мозга

Задачи лечебно-педагогической работы

  • В возрасте 1-3 лет — основная задача: развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими, начальных форм социального поведения и самостоятельности.
  • Развитие ощущений артикуляционных поз и движений.

Особенности работы

  • Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
  • Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
  • Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.
  • На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
  • Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
  • Ранняя логопедическая работа.

Методика ЛФК при ДЦП

  1. Регулярность, систематичность, непрерывность
  2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.
  3. Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими ДЦП

  1. Для растягивания мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапазона движений
  2. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц
  3. Упражнения на выносливость для поддержания эффективности функционального состояния органов
  4. Тренировка на расслабление для устранения спазмов мышщ, устранения судорог
  5. Тренировка для обучения больного нормальной ходьбе
  6. Упражнение на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы
  7. Упражнение на сопротивление, постепенное увеличение, тренировка на сопротивление для развития мышечной силы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.