Занятия с новорожденными с дцп

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим



ДЦП возникает вследствие ряда поражений центральной нервной системы, влияющими на один или несколько отделов головного мозга. Проявление симптомов ДЦП у новорожденных зависит от степени поражения ЦНС и своевременности принятых мер. Недуг не является врожденным и прогрессирующим, поэтому его можно лечить и достичь положительных результатов.

Причины и факторы риска

Признаки ДЦП у ребенка

2 месяца и старше

6 месяцев и старше

10 месяцев и старше

12 месяцев и старше

Виды и симптомы

Применение вспомогательных устройств

Занятия с логопедом и психологом

Комментарии и Отзывы

Причины и факторы риска

Порок в развитии участка головного мозга может возникать как до момента рождения, так и на ранних этапах жизни.

Статистика показывает, что чаще всего ДЦП поражает недоношенных малышей (порядка половины случаев заболевания), так как они наиболее уязвимы к влияющим факторам.

Основные причины развития недуга у детей до и во время родов:

  • гипоксия плода;
  • крупные размеры младенца;
  • неправильное положение в утробе;
  • инфекции роженицы;
  • узкий таз у матери;
  • отслойка плаценты раньше срока;
  • резус-конфликт беременной и новорожденного;
  • стремительный темп родов;
  • медикаментозное стимулирование родоразрешения или прокол пузыря.

К факторам, которые могут вызвать ДЦП после родов, относятся:

  • серьезные инфекции (менингит, энцефалит и прочие);
  • отравление свинцом;
  • травматические поражения головы;
  • ситуации, которые могут вызвать кислородное голодание (посторонние предметы в органах дыхания).

Все перечисленные факторы не являются стопроцентной гарантией развития недуга, но являются весомыми причинами, которые могут спровоцировать ДЦП.


Признаки ДЦП у ребенка

Врачи не в каждом случае могут заметить и определить первые признаки, поэтому неоценимая диагностическая роль отводится маме, которая проводит наибольшее количество времени с малышом.

Как проявляется ДЦП у грудного ребенка (первые проявления):

  • прослеживается явная асимметрия между ягодицами и туловищем в целом;
  • плохо проявлен изгиб позвоночника в поясничном отделе;
  • нет складки между ягодицами;
  • тонус мышечной ткани в конечностях (тугие или вялые);
  • мышечные судороги, параличи;
  • плохой сон, тревожность, нарушение аппетита;
  • ослабление мышц с одной стороны тела и повышенный тонус в другой половине, как следствие, укорочение конечностей, искривление позвоночного столба;
  • движения только одной ручкой или ножкой;
  • ребенок не может самостоятельно поворачивать голову.

Симптоматика церебрального паралича у грудничка от 2 месяцев:

  • дрожание конечностей при попытке поднятия;
  • жесткость в руках и ногах при движениях;
  • малышу сложно контролировать голову при попытке ее поднять;
  • проблемы в процессе кормления (слабость сосательного рефлекса, затруднены укусы, упирается язык).

Признаки недуга с полугода:

  • сложно перевернуться самостоятельно набок;
  • малыш не контролирует процесс подъема головы;
  • проблемы с кормлением продолжаются;
  • ребенок протягивает одну руку, а вторая сжимается в кулак.

Симптоматика в возрасте от 10 месяцев:

  • малыш не может сам садиться и оставаться в таком положении без посторонней помощи;
  • не пытается разговаривать;
  • не отзывается на свое имя;
  • при перемещении использует одну руку и ногу, а противоположные тащит следом.

Признаки недуга от года:

  • не ползает самостоятельно;
  • не может стоять без посторонней помощи;
  • не произносит простые слова;
  • не ищет игрушки, которые прячутся в его присутствии.

Виды и симптомы

Церебральный паралич делится на несколько видов в зависимости от зоны нарушений в головном мозгу, а также характерных проявлений заболевания. На основании типа недуга доктора разрабатывают методику его лечения.

Виды ДЦП у новорожденных (симптомы и причины формирования):

  1. Диплегическая форма. Формируется в результате повреждения ЦНС в период беременности. К основным признакам относятся резкое появление мышечного тонуса, отсутствие желания сесть или перевернуться. Наблюдается отставание в умственном и физическом развитии. При попытке поставить малыша мышцы реагируют мгновенным ростом тонуса. Ребенок обычно ходит на носочках, соприкасаясь коленями и выдвигая одну ногу вперед другой.
  2. Гемиплегическая. Поражается одно из полушарий мозга вследствие инфекции в период беременности или кровоизлияния в момент родоразрешения. Наблюдается постоянное напряжение мышечной ткани, движения ребенка имеют непроизвольную форму, не подчиняются его желаниям.
  3. Гиперкинетическая форма. Развивается вследствие повреждения подкорковых нервных узлов из-за иммунной несовместимости с матерью. Движения малыша выглядят неловко, он принимает неудобные позиции. Это следствие нестабильности тонуса мышц, который переходит из одного состояния в другое.

Диагностика

В первую очередь следует обратить внимание на детей из группы риска:

  • недоношенных;
  • с дефицитом веса;
  • инфицированных в период беременности;
  • имеющих ниже пяти баллов по шкале Апгар;
  • с серьезной степенью желтухи;
  • а также если при родах применялись акушерские инструменты.

Своевременное обследование таких малышей может существенно улучшить результаты дальнейшего лечения в случае определения признаков и диагноза ДЦП.

Этапы медицинского диагностического исследования:

  1. Сбор анамнеза – как протекала беременность, наличие сопутствующих заболеваний, как проходил процесс родов.
  2. Опрос о развитии малыша с целью выявить наличие отставаний.
  3. Физический осмотр – тонус мышц, состояние позвоночника, уровень слуха и зрения.
  4. УЗИ (ультразвуковая диагностика) головного мозга — проводится в случае явных признаков недуга.
  5. Электроэнцефалография – при наличии судорог.
  6. Компьютерная и магнитно-резонансная томография – определяет уровень повреждения головного мозга, наличие кист, образований и кровоизлияний.

Методы лечения

Основная задача методик восстановления при ДЦП – разработка мышечной ткани, нормализация тонуса. При постоянных занятиях с малышом можно добиться возможности вести во взрослом возрасте приемлемый образ жизни. Но стоит помнить, что лечение церебрального паралича не является одномоментным и быстрым, оно длится в течение всей жизни.

Данный метод терапии способствует снижению тонуса мышц. Важен комплексный подход и разработка врачом курсов из разных процедур, схем их чередования и продолжительности.

Варианты физиотерапевтических методов лечения:

  • электрофорез;
  • парафинотерапия;
  • светолечение;
  • магнитотерапия;
  • квант-камера (воздействие лазерным душем);
  • шиацу;
  • иглорефлексотерапия.

Лечебная физкультура должна быть у ребенка с ДЦП на постоянной основе. Это ежедневный комплекс упражнений, который корректируется в зависимости от состояния здоровья и особенностей развития малыша. Физическая нагрузка должна быть дозированной с плавным ее увеличением.

ЛФК состоит из таких блоков упражнений:

  • растяжка;
  • постановка правильной ходьбы;
  • действия на расслабления мышечной ткани, уменьшение тонуса;
  • увеличение амплитуды движений;
  • рост силы мышц;
  • ходьба по наклонной поверхности для тренировки равновесия.


Упражнения при ДЦП

Основа подхода – это использование таких положений тела, при которых врач производит стимуляцию движений за счет задействования суставов, а также растяжения коротких мышц и укрепления вялых. С помощью упражнений снижается уровень дисбаланса туловища, закрепляются освоенные движения и разучиваются новые.

В процессе курса лечения физиотерапевт задействует максимальное количество частей тела, используя изученные навыки, а также расширяя диапазон физических умений. При выходе из равновесия определенного участка доктор направляет движения, обеспечивая баланс и слаженную работу между разными участками туловища и конечностей. Тренировочный процесс начинается с упражнений на мячах, далее переходит к роллам и потом уже к матам. Комплекс упражнений разработан таким образом, что охватываются все блоки для развития тела (растяжка, разработка суставов, активные движения).

Данный тип терапии подразумевает давление врачом на определенные зоны тела в разных положениях (на спине, животе, боку).

Метод Войта автоматически приводит тело к двум типам движений:

  • рефлекторное ползание – положение на животе, активируется способность ползти у ребенка;
  • рефлекторное переворачивание – положение на спине или боку, малыш из исходной позиции переходит в позу на четвереньках.

При воздействии на нужные зоны организм рефлекторно координирует и активирует все мышцы, задействуется центральная нервная система. Таким образом формируется навык движений.

В процессе лечения ДЦП используются различные вспомогательные методики:

  1. Кинезиотейпинг. Используются специальные ленты из хлопковой ткани, которые активизируются за счет тепла тела. Их накладывают вдоль мускулатуры для фиксирования больных суставов, сухожилий, мышечной ткани, снижения болевых ощущений, расслабления. Применение методики не препятствует движениям, позволяет вести привычный образ жизни, принимать душ, плавать в бассейне. Кинезиотейпинг дает возможность людям с нарушениями двигательной способности самостоятельно себя обсуживать в бытовых ситуациях.
  2. Занятия на беговой дорожке перед зеркалом. Позволяет выработать навыки правильной ходьбы.
  3. Специальные велосипеды для деток с ДЦП. Во время занятий происходит формирование корректных движений нижних конечностей.
  4. Упражнения на батуте. Тренировка вестибулярного аппарата.

Такие сеансы входят в базовую схему лечения детей с ДЦП, так как способствуют умственному развитию малыша и его социализации. Логопед учит ребенка правильно разговаривать, может использоваться техника специализированного логопедического массажа с медикаментозным лечением. Комплексное применение всех описанных технологий, четкое выполнение рекомендаций доктора и любовь родителей приведут к возможности малыша с ДЦП жить полноценной жизнью.

Фотогалерея

На видео вы узнаете мнение врача о необходимости массажа при повышенном напряжении в конечностях. Автор — Доктор Комаровский.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.