Фельденкрайз упражнения для детей с дцп

Фельденкрайз метод применяется во всем мире уже более 50 лет. Метод не является разновидностью лечебной физкультуры или массажной техникой. Работа по данному методу — это процесс обучения, который имеет, в том числе, терапевтический эффект. В основе Фельденкрайз метода лежат научный подход и комплексное понимание функционирования и развития нервной системы человека.



Наша сегодняшняя беседа – с Ольгой Алексеевной Петраковой, врачом ЛФК, специалистом по физической и нейрореабилитации, получившим международную аккредитацию на реабилитационную работу по Фельденкрайз методу.


Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

— Ольга Алексеевна, что, кроме таблеток, может предложить современная медицина при таких диагнозах, как ДЦП, задержка психического развития, аутизм?


Чтобы добиться значительного прогресса в реабилитации, часто требуется комплексный подход. Поэтому при решении индивидуальных задач я иногда комбинирую различные практики – Фельденкрайз метод, кранио-сакральную терапию, прикладную кинезиологию, динамическое тейпирование и др.

— С методом Фельденкрайза вы познакомились в Японии?

— Нет. Первый курс обучения работе по этому методу я прошла в Сингапуре в 2012 году. Поразила научность его подходов, причем с точки зрения современной доказательной медицины! Поэтому свое образование в данном направлении я продолжила. В 2014-м прошла курс практических занятий в Тайланде, а в 2016-м получила международную аккредитацию в Японии — у основателя и председателя Японской гильдии Фельденкрайз Ясуко Касами. После этого были еще три продвинутых курса в Японии и Австралии по методу биомеханической нейрореабилитации Фельденкрайза. Продолжаю повышать квалификацию и сегодня.

— Каких результатов можно достичь, используя этот метод?

— Уровень реабилитации и абилитации всегда индивидуален. В каждом конкретном случае результат усилий врача-нейрореабилитолога всегда будет разный. Но всегда он должен переводить состояние ребенка на качественно новый уровень. Если два месяца назад проблемой было поменять малышу подгузник, а сегодня ребенок в состоянии самостоятельно раздвинуть ножки, то это уже достижение.

Приведу пример пациента, с которым я работала пару недель назад. Родители привезли ко мне мальчика четырех с небольшим лет. Он очень плохо ходил – только держась за руку. Мы с ним прошли два курса по 10 занятий, с перерывом 3 месяца. Итог: мальчик, хоть и с минимальной психологической поддержкой – рука на плече, но ходит самостоятельно. И с удовольствием ездит на велосипеде! Да, у него не идеальный пока паттерн движения. Но по сравнению с тем, что было, и это колоссальный прогресс. Прежде всего, потому, что ребенок больше не боится… стоять. Всё остальное уже следствие этой самой важной победы. Сейчас мальчику пять. Он хорошо говорит, у него развит интеллект. И придет время — он пойдет в обычную школу. И пойдет своими ногами.

— Былое отставание в развитии окажется незаметным?

— Как метод Фельденкрайза работает в реабилитации детей с особенностями развития?


— Прежде всего, надо понимать: нервная система такого ребенка уже успела накопить колоссальный стресс. Наша задача – не просто снять с нее этот стресс, а заняться ее обучением. Поэтому усилия врача должны быть максимально интегрированы в жизнь и функционирование организма маленького человечка. Более того, сам процесс должен быть максимально подстроен под данную конкретную функцию ребенка. Ребенок должен воспринимать наши занятия, вообще поход к врачу как… игру.

— Что главное в достижении результата? Руки врача?

— Мозги врача. И его опыт. Конечно, прежде всего, мы работаем с кинестетикой и с физиологией нормального движения. Со стороны посмотреть: да, практически, игра. Вот специалист берет руку ребенка, поднимает ее, совершает какое-то движение. Казалось бы, что здесь особенного? Любой так может. Но именно на этом этапе и включается главный аспект специалиста – его глубокие знания. Специалист не просто поднимает, двигает руку пациента – он в этот момент отслеживает сигналы нервной системы.


— Каким образом?

— Любой невролог прекрасно знает, что все нервные реакции легко отслеживаемы. Это может быть что угодно – дыхание, сердечный ритм, мышечные сокращения, движения глаз.

— А как же инструментальная диагностика?

— Безусловно, она нужна: в самом начале лечения – когда врач собирает анамнез и оценивает состояние больного. И, конечно, после определенных этапов лечения – чтобы оценить его эффективность. Фасции, связки, мышцы — всегда надо иметь четкое представление о структурном состоянии тканей пациента. Но инструментальная диагностика может лишь подтвердить то, о чем ты, врач, сам уже догадался. Она лишь дает ответы на поставленные тобой вопросы.

В процессе исследования своих движений, в их переосмыслении и нахождении альтернативных путей сделать ранее невозможное человек часто расширяет представление о собственных функциональных возможностях и своего организма, в целом.

— Какие задачи ставит перед собой специалист, работающий по Фельденкрайз методу?


— Среди основных задач — возможность замещения негативных паттернов (образов), к которым привыкли органы чувств, адекватными. Метод основан на понимании врачом взаимосвязи мыслительной и двигательной функций человека. Нейропластичность мозга – его способность изменяться под действием опыта, приобретать новые связи и восстанавливать утраченные, делает нейрореабилитацию, по сути, программированием.

Одно из неотъемлемых качеств нашего мозга — способность к анализу. В медицине это называется сенсорной интеграцией. Поэтому даже самый маленький пациент понимает, что гладко, а что – шероховато. Нервная система через тактильные ощущения способна проводить дифференцировку информации. Точно так же врач, передавая определенную информацию через сенсорный аппарат человека, знает: пациент способен ее принять и проанализировать.

В функциональной интеграции затрагиваются самые глубокие кинестетические ощущения, сформированные в раннем детстве. Человек гораздо более внимательно относится к происходящим с его организмом позитивным изменениям.

— А метод Фельденкрайза вообще исповедует принцип малых движений.



К нам приезжают лечиться со всей России и стран ближнего зарубежья. 82% пациентов обращаются по рекомендации.

Метод Фельденкрайза – это нейродвигательный подход, в основе которого лежит естественное обучение человека движению. Это уникальная двигательная терапия, которая стала результатом многолетней работы гениального человека Моше Фельденкрайзом. Сегодня она входит в прогрессивные реабилитационные программы детей с ДЦП.

Метод Фельденкрайза является системой вопросов, а не ответов. Задавая самые простые вопросы, вербально или путем прикосновений, мы создаем условия, в которых пациент изучает самого себя. Любое поведение и действие рассматриваются здесь как паттерны – устойчивую модель повторения собственного поведения для достижения результата.

Каждый день мы выполняем действия на автомате и всегда одинаково. Данные паттерны подразумевают скоординированные движения многих частей тела, которые во многом обусловлены адаптацией к физическим ограничениям. Возможность переоценить и исследовать новые способы совершения привычных действий практически никогда не предоставляется.

Из-за генетической программы некоторые паттерны укореняются глубоко. Например, движение при повороте назад включает перемещение головы, шеи, плеч, корпуса и рук в одном направлении. При этом все составляющие части сливаются воедино и не могут функционировать отдельно от генетического паттерна. Как следствие – ограничивается диапазон движений, появляется скованность моторики.

Метод Фельденкрайза позволяет разделить действия во взаимосвязанных паттернах, чтобы перемещать разные части тела в противоположных направлениях. Например, при повороте головы в сторону, глаза движутся в том же направлении. А мы зафиксируем их и научимся двигать в обратном. Это сложно, потому что непривычно. Но постепенно раздельное движение будет становится легче, а его амплитуда станет повышаться.

Проще будет рассмотреть на примере с цепью, где при скручивании на каждое звено оказывает влияние предыдущее. В любой биологической системе с естественным механизмом сбережения энергии, каждая отдельная часть постепенно начинает зависеть от звеньев с обеих сторон и делает минимальный вклад в общее действие. В итоге любое действие обладает намного меньшим потенциалом, чем изначальный.

Метод Фельденкрайза помогает восстановить независимость и полноценный функционал каждого звена. Кроме повышения амплитуды и легкости движения, дифференцирующие упражнения расширяют когнитивные и психические функции, улучшают способности к обучению и повышают стрессоустойчивость.

Разнообразие и вариативность

Чтобы стимулировать мозг и тело к развитию, необходимо внести разнообразие в любую деятельность. Тесты и исследования доказывают, что вариативность играет ключевую роль в поддержке молодости ума и тела.

Последовательности движения в методике Фельденкрайза практически не повторяются, скорее наоборот – прогрессируют разнообразие и вариативность на занятиях, постоянно увеличивается сложность. Такой подход расширяет арсенал действий и мыслей пациента.

Качество движения

Качество движения измеряется видимыми параметрами – расстояние, высота, скорость, сила. Метод Фельденкрайза берет за основу совсем другой показатель – точность.

Мы обращаем внимание на составляющие компоненты каждого движения – постоянная скорость, плавность, усилие, направление и точность. И только после того, как движение оптимально организовано, можно расширять свои границы. Движение можно останавливать, продолжать или делать в обратном направлении с неизменным качеством и легкостью.

В любой момент, когда нужно внести изменения в движение (поменять скорость, направление, усилие), система начинает сбиваться. В это время стоит остановиться и оценить свои действия. Что мешает мне выполнить задуманное? На что я обращаю внимание в момент движения? Осознание того факта, что качество движения изменилось – сигнал к обучению. Начиная работать с точностью по методу Фельденкрайза, мы улучшаем выполнение действий, а их качество можем измерить по стандартным маркерам – скорость, высота, сила, расстояние.

Идти в другом направлении

Идея легкого пути для достижения цели противоречит общепринятой норме, когда максимальный результат достигается путем борьбы и страданий. Чтобы достичь цели, нужно двигаться в выбранном направлении и не сворачивать с него. В методе Фельденкрайза добраться до проблемных мест можно с противоположной части тела, используя те области, которые на первый взгляд вообще не относятся к делу.

Например, вы хотите согнуть ветку. Если надавливать на нее в одном направлении, она сломается. Но если потихоньку сгибать в разных направлениях – она может принять любую форму. Человек тоже может согнуться только благодаря одному усилию, но если он будет практиковать разнообразные комбинации движений, тогда появятся варианты для более легкого выполнения действий.

Чем больше комбинаций мы испробуем, тем больше возможностей перед нами откроется. Метод Фельденкрайза доказывает это на практике. Работая по данной методике пациенты с моторными ограничениями получают возможность открыть новые варианты и мышления и действий.

Непривычные движения

Ежедневно мы повторяем одни и те же движения, которые стали привычными. Для каждой задачи мы используем свой паттерн, иначе нам пришлось бы каждый раз придумывать новые действия. Но многие из паттернов выработались в результате травм, культурного давления, поэтому они не всегда идеальны и эффективны. Привычки глубоко фиксируются в теле и любое отклонение кажется невозможным.

Работая по методу Фельденкрайза, мы пересматриваем все паттерны, обновляем их и полностью перестраиваем. Вместе с этим мы находим дополнительные и альтернативные способы выполнения поставленных задач. Выполнение любого движения непривычным способом меняет взаимосвязи различных частей тела. Для перезагрузки паттернов мы исследуем его компоненты, двигаем ими по отдельности во всех направлениях. Это дает опыт разнообразных вариантов выбора, которые будут максимально отвечать потребностям пациента.

Применение метода для пациентов с ДЦП

Основа метода – дать возможность ребенку с неврологическими нарушениями и патологиями моторного развития обучаться новому. Использование простых и плавных движений помогают восстанавливать осанку, силу, координацию и эластичность тела.

Если малыш спастически парализован, он не выказывает заметного интереса к миру, который его окружает. А ведь по своим умственным способностям он не особенно отличается от здоровых сверстников. Из-за физических патологий детки с ДЦП не могут выразить свои эмоции и проявить желания. Они помещены в строгие рамки своего тела, а общество воспринимает их как неспособных получать новые знания и практические навыки.

Методика Фельденкрайза – кардинально новый системный подход к реабилитации маленьких пациентов с ДЦП. С его помощью активизируются ресурсы организма и био-импульсы освобождают двигательную функцию от существующих неврологических ограничений. Главная цель – предотвращение и сдерживание негативных последствий церебрального паралича для последующего развития ребенка.

Разновидности метода

В практике используют два основных направления:

  • ABM. Анат Баниель была ассистенткой Фельденкрайза и разработала свою программу работы с взрослыми пациентами. Затем она адаптировала теорию и практику для занятий с детьми, страдающими ДЦП и аутизмом. Практики АВМ часто работают в интенсивных курсах, которые предполагают серию из 1-2-3 уроков в неделю. Все уроки разработаны для удовлетворения индивидуальных потребностей каждого отдельного пациента. За 30 лет этот метод доказал свою эффективность в реабилитации детей и улучшении качества их жизни.
  • JKA. Джереми Краус учился у Фельденкрайза и разработал собственный альтернативный подход, ключевой целью которого стала помощь детям с психо-моторными нарушениями. Методика эффективна при работе с ДЦП, врожденной или приобретенной спастичностью, генетическими патологиями, сколиозами, тяжелыми травмами, задержками развития.

В реабилитационном Центре Галилео применяется два основных вектора в занятиях по методу Фельденкрайза:

  • Самостоятельная работа. Специалист показывает определенное движение, а ребенок повторяет его под чутким руководством. Такие занятия проводятся с пациентами, которые понимают обращенные к ним просьбы и с готовностью их выполняют.
  • Функциональная интеграция. Здесь движения ребенка носят принудительный характер – их выполняет практик, который самостоятельно двигает ноги, голову, руки пациента. В результате ребенок начинает понимать, как совершаются действия и учится чувствовать и понимать свое тело. Ему становится легче выстраивать алгоритмы совершения того или иного движения.

В зависимости от физиологических особенностей ребенка может применяться первый или второй метод, или же их гармоничная комбинация. Тандем двух направлений обеспечивает максимальную эффективность: во-первых, это облегчает упражнения для малыша, а во-вторых, вносит разнообразие в программу.

Метод CHILD'Spaice

Основой методики являются понятия пространства для гармоничного развития ребенка и темпа, с которым он осваивает новые навыки. Занятия по методике строятся вокруг того, что малыш уже знает и умеет. Ключевая задача – улучшить то движение, которое уже получается и довести его до автоматизма. Занятия Child'Space очень индивидуальны и никогда не повторяются. Здесь нет никаких стандартов и строгих протоколов упражнений.

Автором данного метода стала Хава Шелхав, которая была ученицей Моше Фельденкрайза и взяла за основу его авторскую методику. В практике Child'Space акцент делается на расширении функциональных возможностей тела. Метод применим для любого ребенка с неврологическими заболеваниями и особыми потребностями.

Терапия по методу Child'Space входит в программы реабилитации ДЦП в Центре Галилео. Занятия проходят индивидуально, 1-2 раза в неделю или в формате интенсивов.

Результаты занятий

Одного качественного результата для всех пациентов нет и не будет. Существует широчайший спектр патологий, категорий возраста и уровней тяжести неврологических нарушений. Однако есть эффекты, которые отмечаются в 99% случаев:

  • Отмечается рост амплитуды движений;
  • Улучшаются двигательные функции организма;
  • Расширяется собственный арсенал движений;
  • Мышцы становятся более чуткими к осознанным движениям;
  • При аутизме малыш начинает узнавать себя и воспринимать свое тело;
  • Улучшается способность распределять вес на конечности и управлять ими во время совершения движений.

Программы по методике Фельденкрайза в Центре Галилео проводят реабилитологи-практики, которые проходили обучение и практиковались в Европе, у ведущих специалистов.

Двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями.

Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education). МФ является уникальным и революционным подходом к пониманию нашего обучения, движения и действий. Опираясь на глубокое знание биомеханики, неврологии, развития кинезиологии, психологии, педагогики д-р М. Фельденкрайз, основатель метода, создал свой гениальный и эффективный метод сенсомоторного (соматического) преподавания и обучения педагогики.

Метод Фельденкрайза основан на приобретении осмысленных ощущений в процессах, которые происходят при изучении новых движений. Это систематический подход к улучшению двигательной функции и лучшему контролю над движениями. Методика предполагает использование простых и спокойных движений, которые помогут восстановить осанку, гибкость, силу и координацию.

Данный метод стал инновационным подходом к преодолению боли и улучшению подвижности. При этом для развития более четких движений используется способность нервной системы к самоорганизации и саморегуляции.

Три вопроса характеризуют подход Фельденкрайза:

1) Какие предпосылки гарантируют здоровое развитие нервной системы новорожденного?
2) Какие из них оказываются разрушены в результате церебрального паралича?
3) Каковы способы создания условий для здорового развития, если нервная система была повреждена церебральным параличом?

Предпосылки

Восприятие себя (ощущение собственного тела) и восприятие силы тяжести, действующей на тело, являются обязательными факторами нормального развития ребенка. Сила тяжести — это самый первый стимул для нашей нервной системы; без него мы не можем получить опыт нормального развития. Нормальный ребенок учится регулировать мышечный тонус (напряжение мышц), необходимый для конкретного целенаправленного движения, за счет того, что чувствует влияние силы тяжести на различные части своего тела. Здоровому ребенку необходимо несколько недель до тех пор, пока он не станет достаточно знаком с этой силой, чтобы затем быть способным исследовать взаимоотношения между восприятием себя, опытом силы тяжести и движением в ее поле. Обязательное взаимодействие между этими тремя элементами может гарантировать здоровое развитие младенца.

У ребенка с церебральным параличом такое взаимодействие значительно нарушено. Это вызвано повреждением сенсорной способности нервной системы из-за разрушения нервных клеток мозга. Задетые при этом клетки мозга отвечают за регуляцию определенных нервных центров и мышц, контролируемых этими центрами. Это повреждение проявляется как увеличение мышечного тонуса в частях тела, которые не могут контролироваться мозгом. Другими словами, взаимодействие между мышцами-агонистами и антагонистами (сгибателями и разгибателями) не происходит; вместо этого они обычно работают одновременно. Действие, которое пытаются произвести при помощи напряжения агонистов, блокируется их мышцами-антагонистами, и наоборот. Такое поведение вообще типично для любой неадекватно или недостаточно развитой функции. Во всех таких случаях намерение и доступная энергия не трансформируются в движение; вместо этого силы уходят на поддержание противостояния между мышцами. Отсюда и сложность или невозможность произвести желаемое движение. При этом имеет место неверное направление энергии, а не, как это часто предполагается, недостаток или сверхизобилие энергии.

Вы можете понять, что такое неспособность адаптироваться к силе тяжести и, как следствие, неправильное направление энергии на примере человека, который не умеет плавать, и поэтому беспорядочно молотит руками, если его бросили в воду: движения в абсолютно незнакомой окружающей обстановке будут столь же нескоординированными и контр-продуктивными как и движения спастичного ребенка, пытающегося ходить.

Для того, чтобы понять как физическое развитие ребенка может быть затруднено из-за недостатка контроля вследствие спастичности, достаточно представить последствия небольшой спастичности в мышцах шеи. Если неправильный тонус мышц шеи не позволяет ребенку двигать голову в ответ на стимул из окружающей обстановки, младенец никогда не сможет найти способ переворачиваться на живот. Это пагубно скажется на развитии мышц спины, сила которых в дальнейшем необходима для ползания на более поздних стадиях развития. Если ребенок не научился ползать, он не сможет сидеть, стоять и ходить. Это лишь только физические последствия спастичности мышц шеи младенца.

Обучение, а не лечение

Очевидно, что младенец возрастом 1-2 месяца еще не способен намеренно хватать что-либо, ползать, ходить, говорить и т.д., другими словами выполнять все те функции, которые бы ясно показали возможные симптомы спастичности. Поэтому церебральный паралич часто распознается только в связи с запоздалым функциональным развитием, когда ребенок не может выполнять движения, которые здоровый ребенок уже может делать. Однако, как уже было отмечено, гораздо легче способствовать относительно нормальному развитию у маленьких детей, чем у детей, спастичные паттерны движений которых уже сформировались.

Более старшие дети требуют гораздо более сложного и детального восстановления запоздалых или ошибочно развитых функций. Если ребенку дать шанс восстановить его нормальную способность ощущать силу тяжести, развитие обычно пойдет по нормальному пути без посторонней помощи. Другими словами, оно будет способно пойти через все стадии само по себе, как у любого нормального ребенка, который учится переворачиваться, ползать, сидеть, ходить и разговаривать. Мой опыт в работе со спастичными детьми показывает, что техники восстановления способности нервной системы к восприятию являются одним из самых важных элементов метода Фельденкрайза. Способность к восприятию является необходимой для обучения любой функции.

Многие упражнения предназначены для выработки повседневных навыков – движения руки, умение сохранять положение стоя, сидя, подниматься, поворачиваться назад. Другие упражнения представляют собой более абстрактные движения для развития суставов, мышц, формирования осанки.

Курс, проводящийся в нашем Центре адаптирован специально для работы с детьми. Используется потенциал (пластичность) мозга обучаться, изменяться и преодолевать ограничения в развитии. С помощью данной техники можно работать с детьми со следующими заболеваниями: ДЦП, спастичность в результате несчастных случаев, детский инсульт, болезни аутистического спектра, генетические сбои, сколиоза и различных недиагностированных задержек в развитии, и многие другие отклонения в развитии детей.

Применять можно с младенческого возраста и выше для всех детей с нарушениями двигательного развития.

Противопоказания только медицинские (если лечащий врач запрещает любые двигательные занятия). Воздействие мягкое неинвазивное, и, зная особенности ребёнка, практик может соответственно подстраивать своё взаимодействие с ребёнком.

В один день совмещать с любыми двигательными занятиями не стоит. С не-двигательными можно, но должен быть перерыв не меньше часа до и после.

Мамы о методике

"Это ненасильственная методика, в процессе занятий ребенок играет, а специалист "следует за ним". Т.е. на первый взгляд может показаться, что вообще ничего не происходит - ну потрогал на ножку/ручку - чего такого? я сама так могу. Но на самом деле идет очень мощная нагрузка на ЦСН, фельденкрайз учит чувствовать свое тело, горизонтальную и вертикальную ось. Мой ребенок, к примеру, после курса начал дотрагиваться до людей (и еще куча новых умелок). У Светланы в центре приезжают очень хорошие специалисты по фельденкрайзу, попробуйте записаться."


РЕКОМЕНДУЕТСЯ К ПРОЧТЕНИЮ



ВИДЕО по методу


КАК НАЙТИ ПРАКТИКА

Пример, я задала поиск - England (Англия), ABM for children (специализация по детям)



История пятилетней русской девочки, страдающей ДЦП.

Мы получаем много свидетельств и историй о трансформации детей, страдающиx церебральным параличом, от родителей со всего мира. То, что описано ниже, действительно трогает и рассказано одним из АБМ практиков

Папа пятилетней девочки с тяжелой формой ДЦП послал мне это письмо. Он рассказал ,что у его дочери была настолько сильная спастика, что это заставляло ее кричать и плакать от боли много раз. Что за свои пять лет она засыпала лишь на несколько часов в день, так как боль и дискомфорт ее постоянно будили. И тогда родителям приxодилось успокаивать ее на рукаx и снова укладывать спать.

Затем он рассказывает, что они стали применять принципы ABM, пытаясь помочь ей расслабится различными способами: мягкими, легкими касаниями, используя воду и ткань, поддерживая ее. Вместо того, чтобы продолжать делать растяжки и упражнения. Через три недели она смогла расслабить свои ноги и стала спать не просыпаясь и не плача в течении всей ночи.

Я восxищена и очень тронута. Все это основано лишь на книге и видео материалаx. Эта семья ни разу не была у ABM практика.

Папа говорит, что это не только чудо для иx дочери, но и для всей семьи, потому что теперь они могут спать всю ночь.

Папа пишет ,что это меняет иx мир. Они так привыкли к строгому режиму с постоянными упражнениями через боль, что сейчас они просто испытывают большое наслаждение от того, что они делают. и у ниx результаты намного лучше, чем за годы работы по другим методам. Он был очень впечатлен!



О методе Анат Баниель (АВМ)
Интервью с АВМ практиком Карлой Рид.

Чем отличается метод АВМ от ЛФК?

АВМ - это уникальный метод, и наверное мне легче сравнить именно эти 2 метода, чем любые другие, т.к. я обладаю знаниями обоих. По своему первому образованию я инструктор ЛФК. Я прошла обучение в далеком 1969г.

Мой опыт работы, и в частности работы с детьми, в качестве инструктора ЛФК таков: обычно мы смотрим что ребенок умеет делать, а потом делаем с ребенком те движения, которые он еще не умеет. Например, если он не умеет сидеть, мы учим его сидеть, если он не может взять игрушку, просим его брать. И часто мы просим его "давай, старайся, делай!" И мой опыт подобных занятий, т.к. я проводила их будучи "прошлой Я" (инструктором ЛФК) - дети, у которых были проблемы, чем больше они старались, в результате таких занятий имели еще больше проблем.

Теперь с позиции АВМ я могу объяснить подобный эффект. Дети учатся на основе своего собственного опыта - это основа АВМ. И это то как мы можем передать детям наш опыт для того, чтобы процесс обучение продолжался бесконечно. Начинаем там, где ребенок сейчас и делаем так, чтобы процесс обучения продолжался и продолжался. Т.к. они учатся на основании собственного опыта, мы все время смотрим на то, что ощущает ребенок, какой опыт он получает, а не на то, что мы заставляем его делать.

Если я вижу, что ребенок не может сесть, то меня интересует, что же упущено в опыте этого ребенка, что не дает ему соединить все вместе спонтанно как это происходит у здоровых детей. Я ищу способы как бы он начал двигаться самостоятельно( спонтанно), почувствовал перемещение веса тела, и то огромное количество вариантов движений, которые происходят во время игры у здоровых детей. Я ищу способы как дать ребенку подобный опыт. Потому что здоровые дети имеют огромное количество вариантов движения и огромный простор для экспериментов, они не знают что правильно, а что нет, они просто пробуют миллионы и миллионы различных комбинаций. И выигрывают просто за счет такого огромного опыта.

У особых детей подобное экспериментирование происходит не всегда, например, у ребенка с хромосомными аномалиями или повреждением мозга, что-то не дает проявится этому огромному простору для экспериментов, которое происходит у здоровых детей.
В нашей работе мы смотрим, что ребенок умеет делать и ищем пути как дотронуться до ребенка,какое движение сделать, чтобы найти оптимальный путь для того, чтобы он сложил все вместе. При этом им не нужно столько экспериментировать, сколько это делают здоровые дети, да и они просто не смогут проделать все это самостоятельно, поэтому они никогда не выигрывают.
Но мы даем им более точный опыт того, что они делают и того, что они могут сделать.

В противоположность обычной ЛФК мы не говорим им, то что они делают неправильно, так как это То,что они делают. Они делают то, что генерирует их мозг, если их мозг все время посылает сигналы скрещивать ноги, они постоянно скрещивают ноги. Мы часто, наоборот, даже преувеличиваем то, что делает ребенок, эти так называемые патологичные движения, например,ребенок перекрещивает ноги и я могу даже перекрестить их еще больше до тех пор, пока я не почувствую, что его нервная система прекратила это делать.


И это то, что чувствуем мы, и когда мы усиливаем то, что делают дети, их мозгу не надо продолжать делать это и он спонтанно прекращает посылать сигналы. Иначе они просто не знают как прекратить это. Большая часть работы мозга это ингибирование того, что Вы не хотите делать. Т.е. для того чтобы сделать то, что Вы хотите сделать, Вам надо ингибировать то, что Вы не хотите делать. Например, если я хочу взять чашку, я должна протянуть руку сюда, а не сюда, или вот сюда, и не ударить саму чашку. Я должна ингибировать все это, чтобы просто взять чашку.
На способность к ингибированию, конечно же влияет повреждение головного мозга, т.к. значительная доля активности мозга ингибирование, что позволяет нам совершать точные движения.

Мы преувеличиваем то, что делают дети для того, чтобы они почувствовали, что я называю "выключение". Они делают, делают и делают какое-то движение и не знают как его прекратить. И преувеличив это движение, я даю им почувствовать его ингибирование и это огромный опыт для них - опыт ингибирования тех действий, которые затрудняют выполнение желаемых движений.Что происходит в головном мозге ребенка в процессе преувеличения?
мы точно не знаем что именно происходит в мозге, поэтому он называется "черный ящик", но мы можем судить по проявлениям. На основе своего опыта, если я преувеличиваю какое- то движение - оно прекращается. Поэтому мое предположение, если я преувеличиваю перекрещивание ног и перекрещивание ног прекращается, значит мозг перестал посылать сигналы для выполнения этого действия. "Почувствовав" это таким образом, мозг отключает не нужную активность и это открывает возможности для совершения других движений, которых до этого не было у ребенка. Например,такие дети никогда не берут ногу в рот.

Основа метода Анат Баниель в ее книге "Дети без границ" это 9 принципов. 9 принципов - это не ТО, что Вы делаете, это то, КАК Вы делаете, независимо от того, что Вы делаете.

Первый принцип - это движение с вниманием. Когда я дотрагиваюсь до ребенка я хочу привлечь его внимание в первую очередь к тому что он делает сам, а затем к тому, что происходит с ним. Например, для того чтобы обратить их внимание на то, что делает он, я могу просто преувеличить то, что он делает. Далее если движение происходит легче, я могу взять ногу и поднести ее так, чтобы ребенок мог посмотреть на ногу, я могу например снять носок, но я делаю так медленно, чтобы ребенок увидел где носок, и если ребенок не глядит, то я делаю еще медленнее, чтобы привлечь его внимание "о, что это там происходит? почему носок еще не сняли?!" Я могу делать еще медленнее, могу дотронуться до ноги рукой ребенка, т.е. я максимально привлекаю его внимание, и при такой огромной концентрации внимания мозг меняется. Например, ноги ребенка постоянно напряжены и где-то там (показывает внизу) я обращаю его внимание на них, показываю их, помогаю дотянуться до носка и я чувствую, опять же основываясь на опыте, который у меня есть, мозг ингибирует все это (показывает выгибание спины, напряжение в ногах) и переключается на другие активности, "смотри, смотри о, это нога!" выключает выгибание спины, позволяет телу расслабиться, скруглить спину (показывает), согнуть ноги. И все эти вещи происходят спонтанно. Это очень многоуровневый процесс. По моему опыту это все то, что мы видим у здоровых детей. Только у здорового ребенка все происходит так легко и спонтанно, что мы просто принимаем это за должное и не обращаем внимание какой это сложный процесс. Потому что это происходит само собой. Потому что это выглядит легко и просто. Но когда у ребенка проблемы, и это не происходит спонтанно, и мы должны помочь им собрать все воедино, становится понятно как это все сложно, сколько различных уровней вовлечено в процесс - это и ориентация и зрение и это все происходит одновременно и тесно связано друг с другом.


И мы стараемся максимально точно, насколько можем, воссоздать хотя бы часть этого опыта для ребенка в плане ощущения им своего тела. Большая часть того, что дети делают в первый год жизни - это изучение собственного тела. Они узнают что у них есть рука, где их рука, что происходит, когда они перемещают ее в пространстве, затем они изучают тоже самое про свои ноги. Я считаю, что игра ребенка с собственными ногами является самой недооценненной активностью ребенка в мире.

Только лишь благодаря игре со своими ногами, они познают огромное количество других вещей, и не только касательно ног, но и как работает центр тела для того, чтобы все части тела работали согласованно, они узнают о том, как работает зрение. Я считаю, что зрение в первую очередь, развивается относительно собственного тела. Они смотрят на свою руку и фокусируют взгляд на ней, затем они отводят руку и продолжают следить за ней, т.е. они используют конвергенцию и дивергенцию для того чтобы смотреть на свои части тела. Позднее они проделывают тоже самое и с ногами.

А потом Вы видите детей с проблемами со зрением, косоглазием и многие из этих проблем проходят спонтанно в результате нашей работы, хотя мы напрямую ничего не делаем с глазами. Я не трогаю их глаза, но следя за своей ногой мозг меняется в плане того как использовать глаза.

Возвращаясь к тому, что Вы сказали, Я хотела бы сказать одну важную вещь, с моей точки зрения, при стандартной реабилитации,прося ребенка сделать то, что он не может и заставляя его стараться еще больше делать то, что он не может, единственная вещь, которую он делает это то, что он уже знает. Если ребенок делает так (показывает - приводит и напрягает руку), а мы заставляем ребенка взять игрушку, а единственное , что он может вот это (показывает - приводит руку еще ближе к телу и напрягает ее), он просто не знает ничего другого. Мы же стараемся помочь ребенку ощутить то, что ему не хватает для выполнения того или иного движения и помочь ему применить это.

Огромную разницу ( в методах) я вижу при дальнейшем развитии событий,особенно когда ребенка заставляют стараться и прикладывать как можно больше усилий, и особенно это касается детей, которые пытаются вставать и ходить, когда колени идут вовнутрь, пятки отрываются от пола и все говорят : "Давай. Вставай! Вставай!" А ребенок все больше и больше делает тоже самое. Некоторые из них при достаточной мотивации с Вашей стороны ( уговоры, поощрения) будут это делать какое-то время и будет казаться, что есть прогресс. Они могут переставлять ноги и даже пересечь комнату, вися на ходунках и т.п. И вдруг кто-то говорит "вот, ты идешь. " хотя на самом деле ЭТО с трудом можно назвать ходьбой. И то что я часто вижу - это не продолжается долго, при такой тактике есть потолок. Они стараются, стараются, но на самом деле такая ходьба не приносит радости. Но кто-то им говорит "Здорово, О ты идешь!"- ты делаешь то, что я хочу чтобы ты делал, и они будут продолжать это делать еще какое-то время, потому что Вы подбадриваете их. Но здоровый ребенок учится на основе собственных ощущений, и если он чувствует, что это здорово он делает, а не потому что кто-то хвалит и подбадривает его делать, то что хочется Вам. Они пробует это одним способом, другим до тех пор, пока не найдут/почувствуют лучший вариант. Заставляя ребенка делать то, что ему тяжело работает лишь какое-то время. А потом дети отказываются двигаться таким образом, это очень тяжело, дайте мне инвалидное кресло. Это очень энергозатратно двигаться таких образом. Некоторые из них после достаточных мучений начинают отказываться в 10, 11, 12, 13 лет "Я больше не могу, мне очень тяжело, мне не нравится так ходить ". И даже если Вы уговорите их продолжить, чтобы быть таким же как и все, то чуть позже в 20-25-30 лет они перестанут делать многие вещи потому что по-настоящему не смогут, и это выглядит как регресс из-за болей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.