Физическая реабилитация детей с дцп в разных периоды реабилитации

Эффективная реабилитация детей с ДЦП включает в себя комплекс мероприятий. Уделяется внимание не только физическому, но и умственному развитию ребенка, приобретению навыков самостоятельности и социальной адаптации. Для детей с инвалидностью возможны также бесплатное наблюдение, предоставление путевок на лечение в санаториях, обеспечение медицинскими препаратами и средствами технической реабилитации.

Причины заболевания и факторы риска

Причины развития ДЦП разделяют на внутриутробные провоцирующие факторы и послеродовые. К первому типу относятся:

  • тяжелая беременность;
  • нездоровый образ жизни матери;
  • наследственная предрасположенность;
  • сложные роды, в ходе которых возникла асфиксия плода;
  • острые или некоторые хронические заболевания матери;
  • дети, рожденные раньше срока и с малым весом;
  • инфекционные процессы, протекающие в скрытой форме в организме матери;
  • токсическое отравление головного мозга ребенка вследствие несовместимости матери и плода по группе крови и резус-фактору или печеночной недостаточности ребенка.


Послеродовые провоцирующие факторы включают в себя:

  • вес ребенка до 1 кг при рождении;
  • рождение двойни или тройни;
  • травмы головы в раннем возрасте.

В каждом третьем случае, однако, выявить конкретную причину патологии не удается. И как правило, реабилитация детей с ДЦП не зависит от причин развития заболевания. Программа индивидуальной реабилитации может быть пересмотрена разве что в случае с недоношенными и маловесными детьми – таким пациентам чаще требуется более тщательный уход и медицинский контроль.

Основные фазы течения заболевания

Реабилитация детей с ДЦП зависит от фазы заболевания, тяжести течения болезни и возраста пациента. Выделяют такие три фазы течения заболевания:

  1. Ранняя (до 5 месяцев). ДЦП проявляется задержкой развития, сохранением безусловных рефлексов.
  2. Начальная (до 3 лет). Ребенок часто давится едой, не стремится говорить, заметна асимметрия, гипертонус или чрезмерное расслабление мышц.
  3. Поздняя (старше трех лет). Проявляется укороченностью одной конечности по сравнению с другой, нарушениями глотания, слуха, зрения, речи, судорогами, нарушениями мочеиспускания и дефекации, задержкой умственного развития.

Ранние признаки детского церебрального паралича

К ранним признакам ДЦП относятся следующие отклонения:


Клинические проявления заболевания могут быть как ярко выраженными, так и практически незаметными – все зависит от степени поражения ЦНС и мозга. Обращаться за медицинской помощью следует, если:

  • движения ребенка неестественные;
  • у ребенка судороги;
  • мышцы выглядят чрезмерно расслабленными или напряженными;
  • младенец не моргает в ответ на громкий звук в один месяц;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на громкий звук;
  • в 7 месяцев не сидит без поддержки;
  • в 12 месяцев не говорит отдельные слова;
  • малыш не ходит или ходит неестественно;
  • у ребенка косоглазие.

Комплексная реабилитация детей с ДЦП дает наилучшие результаты, если начинается в раннем возрасте. При тяжелых формах заболевания, несвоевременном восстановлении физической активности или позднем развитии социальных навыков ребенок может остаться совершенно не приспособленным к жизни.

Можно ли вылечить болезнь

ДЦП относится к заболеваниям, которые практически невозможно вылечить полностью. Однако комплексная и своевременно начатая реабилитация позволяет детям с таким диагнозом проходить обучение наравне со здоровыми детьми и вести полноценный образ жизни. Значительным прогрессом можно считать сохранение у ребенка единичных симптомов заболевания.

Современные методики лечения ДЦП

Основной задачей программ индивидуальной реабилитации для детей с параличом является поэтапное развитие навыков и умений, физическая и социальная адаптация. Методики, которые разрабатываются индивидуально для каждого ребенка, постепенно корректируют двигательные дефекты, улучшают двигательную деятельность, развивают больного эмоционально, личностно и социально, вырабатывают навыки независимости в повседневной жизни. В результате систематической реабилитации ребенок может внедриться в социум и приспособиться к дальнейшей жизни самостоятельно.


Программа реабилитации детей с ДЦП включает в себя следующие подходы:

  • лечение водными процедурами: плавание, бальнео- или гидротерапия;
  • ПЭТ-терапия, или лечение животными: иппотерапия (лечение лошадьми), психофизическая реабилитация в процессе общения с дельфинами и плавания;
  • применение ортопедических аппаратов, тренажеров, гимнастических мячей, лесенок;
  • грязевые аппликации, повышающие биоэлектрическую активность мышц;
  • лечебный массаж, позволяющий снизить степень вялости и спазмирование мышц;
  • медикаментозное лечение: применяются ботокс, ботулотоксин, ксеомин, диспорт;
  • Войта-терапия, позволяющая восстановить естественные модели поведения;
  • физиотерапевтическое лечение: миотон, ультразвук, магнитотерапия, дарсонвализация;
  • Монтессори-терапия, позволяющая сформировать умение концентрировать внимание и выработать самостоятельность;
  • занятия с психологом;
  • логопедические занятия, корректирующие нарушения речи (программа "Логоритмика");
  • специальная педагогика;
  • шиацу-терапия – массаж биологически активных точек;
  • занятия по методике Бобат – специальная гимнастика с применением определенного оборудования;
  • воздействие лазером на рефлексогенные зоны, кончик носа, суставы, рефлекторно-сегментарные зоны, область паретичных мышц;
  • арт-терапия, направленная на подготовку ребенка к обучению;
  • методика Пето – разделение движений на отдельные акты и их разучивание;
  • хирургические ортопедические вмешательства;
  • санаторно-курортное лечение;
  • альтернативные способы лечения: остеопатия, мануальная терапия, кетгут-терапия, вакуум-терапия, электрорефлексотерапия.

Конечно, выше перечислены далеко не все методы реабилитации детей с ДЦП. Существует множество готовых программ, разработанных и ныне разрабатывающихся реабилитационными центрами, альтернативных подходов и методик.

Физическая реабилитация детей с ДЦП


Реабилитация детей с ДЦП необходима, чтобы не допустить ослабления и атрофии мышц, избежать развития осложнений, а также к ней прибегают с целью содействия моторному развитию ребенка. Применяются лечебный массаж, занятия физкультурой и упражнения на специальных тренажерах. Вообще полезна любая двигательная активность, а надзор специалиста поможет сформировать двигательные стереотипы, правильно развивать физическую форму и не допустить привыкания к патологическим положениям.

Реабилитационная Бобат-терапия

Самой распространенной формой реабилитации является Бобат-терапия в сочетании с другими, не менее эффективными методиками. Суть терапии состоит в том, чтобы придать конечности положение, противоположное тому, которое она, вследствие гипертонуса, стремится принять. Занятия должны проводиться в спокойной обстановке, трижды в день или в неделю, каждое движение повторяется от 3 до 5 раз. Сами движения осуществляются медленно, ведь основной целью лечения является расслабление мышц. Комплексы упражнений разрабатываются индивидуально. Лечение по методике Бобат-терапии может проводиться и в домашних условиях – родитель или опекун обучается выполнению приемов при помощи специалиста в центре реабилитации.


Средства технической реабилитации

Социальная реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

Ближе к школьному возрасту большее внимание уделяется социальной адаптации ребенка. Усилия направляются на формирование навыков самостоятельности, умственное развитие, подготовку ребенка к коллективному обучению и общению. Кроме того, пациента учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя, осуществлять гигиену, передвигаться и так далее. Все это позволит снизить нагрузку на лиц, ухаживающих за ребенком-инвалидом, а самому маленькому пациенту – приспособиться к жизни.


С особенными детьми работают психологи, логопеды и педагоги. Исключительно важна роль родителей или опекунов, которые будут заниматься с ребенком и дома. Социальная реабилитация детей (ДЦП) преследует такие цели:

  • расширение словарного запаса и кругозора;
  • развитие памяти, внимания и мышления;
  • воспитание навыков личной гигиены;
  • воспитание навыков самообслуживания;
  • развитие речи, формирование культуры.

Дети с таким диагнозом могут обучаться в экспериментальных классах, которые чаще формируют в частных школах, но при значительных ограничениях лучше задуматься об интернате или обучении на дому. В интернате ребенок может общаться со сверстниками, получать специальные навыки и участвовать в мероприятиях по профориентации. При обучении на дому требуется более активное участие родителей и ежедневный медицинский контроль.


Инвалидность при ДЦП

  • оформить итоговое заключение у заведующего лечебным заведением;
  • пройти процедуру сверки документов уже во взрослой поликлинике;
  • отдать пакет документов в пункт приема бумаг для медико-социальной экспертизы.

В зависимости от срока установления инвалидности проводить медико-социальную экспертизу (а следовательно, и заново проходить всех врачей) необходимо повторно через определенный промежуток времени. Также заново нужно получать заключения в том случае, если оформленная индивидуальная программа реабилитации претерпевает изменения – например, если ребенку по назначению специалиста требуется новое средство реабилитации.

Льготы детям-инвалидам с ДЦП

Оформление инвалидности для некоторых семей является жизненно важным вопросом, ведь это дает возможность получать денежные выплаты на реабилитацию и льготы.


Так, семьям с детьми-инвалидами с ДЦП положены следующие льготы:

  • бесплатная реабилитация в федеральных и региональных центрах и санаториях;
  • скидка в размере минимум 50 % на оплату муниципального или государственного жилья, а также услуг ЖКХ;
  • право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и ведения домашнего хозяйства;
  • обеспечение лекарственными препаратами (по назначению врача), продуктами лечебного питания;
  • бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также в городском транспорте (льгота положена ребенку-инвалиду и одному сопровождающему лицу);
  • компенсация услуг психолога, педагога и логопеда, определенных индивидуальной программой реабилитации (в размере не более 11,2 тыс. рублей в год);
  • освобождение от оплаты в детских садах;
  • компенсационные выплаты нетрудоустроенным лицам, ухаживающим за ребенком-инвалидом (родитель, усыновитель или опекун может получать 5,5 тыс. рублей, другое лицо – 1,2 тыс. рублей);
  • пенсия ребенку-инвалиду и дополнительные выплаты (в общем 14,6 тыс. рублей по состоянию на 2017 год);
  • период ухода за ребенком с инвалидностью засчитывается матери в трудовой стаж;
  • мать ребенка-инвалида с ДЦП имеет ряд льгот по трудовому законодательству: не может привлекаться к сверхурочным работам, командировкам, имеет право работать неполный день, раньше выйти на пенсию и так далее;
  • мать-одиночка, воспитывающая ребенка-инвалида, не может быть уволена, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Реабилитационные центры в России

В специальных центрах реабилитация детей с ДЦП проводится комплексно и под присмотром соответствующих специалистов. Как правило, систематические занятия, индивидуальная программа и профессиональная медицинская поддержка как детей, так и родителей позволяют достичь значительных результатов за относительно небольшой промежуток времени. Конечно, для закрепления результата нужно продолжать заниматься по предложенной программе и дома.

Российский научно-практический центр физической реабилитации и спорта (Центр Гросско)

В России функционируют несколько реабилитационных центров. Центр Гросско в Москве работает по комплексной программе: при поступлении проводится диагностика, затем с особенным ребенком занимаются специалисты-инструкторы по физическому восстановлению. Физическая реабилитация детей с ДЦП в Центре Гросско предусматривает занятия лечебной физкультурой, плаванием, упражнения со специальными тренажерами, позволяющими развить координацию движений и закрепить двигательные стереотипы, занятия на беговой дорожке, катание на роликах. По результатам педагогических тестирований проводится коррекция программ, чтобы восстановление соответствовало потребностям и состоянию конкретного маленького пациента.

Стоимость реабилитации ребенка (ДЦП) в Центре Гросско, конечно, не маленькая. Например, за первичный прием придется заплатить 1700 рублей, а стоимость 10 занятий лечебной физкультурой (по 45-50 минут) составляет 30 тыс. руб. Одно занятие с логопедом (продолжительностью 30 минут), как и сеанс массажа (30-40 минут по показаниям врача) обойдется в 1000 рублей. Однако результаты занятий действительно есть, да и сам Центр Гросско является видным учреждением.

Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена

Центр реабилитации детей с ДЦП имени Р. Р. Вредена (РНИИТО – Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии) в Санкт-Петербурге предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг: от диагностики до хирургического вмешательства, включая, конечно же, лечение и восстановление. В распоряжении высокопрофессиональных специалистов центра с многолетним практическим опытом более двадцати полностью оборудованных отделений.


Московский научно-практический центр реабилитации инвалидов вследствие ДЦП

Московский НПЦ реабилитации инвалидов вследствие ДЦП считается одним из самых доступных и известных. Врачи центра работают на основе нескольких десятков программ реабилитации, используют все современные отечественные разработки и находят индивидуальный подход к каждому пациенту. В центр принимают детей от трех лет. Помимо непосредственно физического восстановления, с маленькими пациентами занимаются психологи-дефектологи, логопеды, профессиональные массажисты и кондуктологи – педагоги, которые работают с детьми и взрослыми, имеющими нарушения работы ЦНС.

Институт кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии в Будапеште, Венгрия

Реабилитация ребенка-инвалида (ДЦП) в Институте им. А. Петё в Будапеште – столице Венгрии – это центр, куда стремятся попасть сотни семей. Учреждение знаменито великолепными специалистами, применением самых современных разработок в лечении маленьких пациентов, а также видимыми результатами, которых достигают дети с ДЦП, прошедшие реабилитационный курс.


Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Добрынина Елизавета Александровна

ДЦП ( детский церебральный паралич ) это название целой группы неврологических нарушений. При этом заболевании всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях, поэтому ведущей проблемой для детей с диагнозом ДЦП является физическое развитие, в связи с проявлением ряда симптомов, например таких, как нарушения движений и мышечного тонуса.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Добрынина Елизавета Александровна

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП Добрынина Е.А. Email: Dobrynina640@scientifictext.ru

Добрынина Елизавета Александровна — студент, кафедра физической культуры, лечебный факультет, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

Аннотация: ДЦП (детский церебральный паралич) — это название целой группы неврологических нарушений. При этом заболевании всегда имеется структурно-морфологическое поражение головного мозга. Детский церебральный паралич является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях, поэтому ведущей проблемой для детей с диагнозом ДЦП является физическое развитие, в связи с проявлением ряда симптомов, например таких, как нарушения движений и мышечного тонуса. Ключевые слова: детский церебральный паралич, акинезия, статокинетические рефлексы, лечебная физкультура.

PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL

PALSY Dobrynina E.A.

Dobrynina Elizaveta Aleksandrovna — Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE, MEDICAL FACULTY, ORENBUG STATE MEDICAL UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: the cerebral palsy is a name of the whole group of neurologic violations. At this disease there is always a structural-morphological damage of a brain. Cerebral palsy is a disease, quite widespread and difficult for correction. For normal development the child needs the big need for the movements therefore the leading problem for children with the diagnosis of a cerebral palsy is physical development, in connection with manifestation of a number of symptoms, for example such as violations of movements and muscular tone.

Keywords: cerebral palsy, akineziya, statokinetichesky reflexes, physiotherapy exercises.

Проблема такого заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП) на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в современной медицине, что обусловлено значительной распространенностью данного заболевания среди населения и зачастую несвоевременной его диагностикой, недостаточной эффективностью применяемых сегодня методов лечения и реабилитации таких больных, а также нехваткой детских специалистов, в связи с чем наблюдается высокая степень инвалидности и довольно низкий уровень социальной адаптации детей, страдающих этим заболеванием.

При характеристике заболевания ДЦП специалисты подчеркивают, что данная патология представляет собой результат органических поражений головного мозга, которые развились в раннем периоде онтогенеза.

По последним данным число детей с диагнозом ДЦП неуклонно растет, что связано с эндокринными, сердечными патологиями, неврологическими нарушениями у матери, вынашивающей ребенка.

Детский церебральный паралич (ДЦП) является довольно распространённым и сложным для коррекции заболеванием. Сочетание речевых, двигательных, психических нарушений указывается на необходимость комплексного подхода к лечению этого заболевания. Но, как показывает практика, дети, которые находятся на наблюдении одного специалиста, получают однопрофильный вид терапии. На данный момент нет единой классификации ДЦП, но на основании того, что в течение многих лет двигательные нарушения рассматривались как центральное, ведущее звено ДЦП, классификация его отдельных форм строилась по топографическому принципу: тетрапарез, гемипарез, парапарсз, монопорез, трипарез.

| 109 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 4(40) 2018. Том 1

Полиморфизм патоморфологических изменений в организме таких больных говорит о том, что в основе патологии ДЦП имеет место не только структурные изменения ЦНС (центральной нервной системы), но и нарушение нейронных связей между центральными и периферическими структурами нервной системы. В большинстве случаев (30%) на самых ранних этапах болезни образуются порочные позы, контрактуры и патологические двигательные стереотипы [1]. Клиническая картина характеризуется прогрессирующим отставанием двигательных, а порой и интеллектуальных способностей больного.

Физическое развитие детей с диагнозом ДЦП является ведущей проблемой, так как связана с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП, ведь для нормального развития ребёнку требуется большая потребность в движениях. То есть актуальной потребностью для детей с данным диагнозом является двигательная активность.

Физическая реабилитация является одним из основных методов лечения ДЦП, которая начинается сразу же после постановки диагноза. Разработка средств двигательной активности для детей с диагнозом ДЦП на данный момент сложная и востребованная задача в нашем обществе. Ведущие ученые считают, что, причиной возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата является длительная акинезия - невозможность произвольных движений или их изменения по силе, объёму, скорости, связанная с иммобилизацией конечностей, постельным режимом и вызывающая вторичные изменения в тканях.

Отсутствие возможности поддерживать вертикальную позу ведёт к формированию естественных статокинетических рефлексов.

На снование вышеуказанных особенностей заболевания специалисты выделяют следующие средства коррекции двигательной дисфункции: лечебная физкультура, игровые занятия, тренажеры, физиотерапия, рефлексотерапия, лечебный массаж, гидрокинезотерапия и водолечение.

Лечебная физкультура способствует формированию необходимых предпосылок движений, решает задачу возникновения статических и локомоторных функций, способствует блокированию развития неправильных установок туловища, атрофий, укорочений конечностей. Игра является мотивирующим, стимулирующим фактором общего физического развития ребенка [2]. Сюда относят: подвижные игры, спортивные мероприятия, катание на велосипеде, лыжах, плавание. Такое средства восстановления, как тренажер может быть как индивидуального так и коллективного пользования, а их воздействие на организм - может быть как локальным так и общим. При правильном комбинировании данных средств можно корректировать все возникающие двигательные проблемы. Третбаны, велотренажеры, гребные тренажеры, эспандеры, роллеры и пр.). Физиотерапия решает проблемы безусловных и условных рефлексов, улучшает течение нервных основных процессов в центральной нервной системе. Рефлексотерапия направлена на решение такой задачи, как восстановление двигательных функций и психофизиологическое состояние больного. Лечебный массаж помогает нормализовать мышечный тонус, восстанавливает двигательные функции [3]. Гидрокинезотерапия и водолечение улучшает кровообращение, успокаивает и стимулирует нервную систему, что способствует нормализации обмена веществ, а также может снижать тонус мышц.

Лечение больных ДЦП, несмотря на наличие универсальной системы их нейрофизиологической реабилитации, должно проводиться строго в индивидуальном порядке. При этом должны учитываться такие параметры как пол ребенка, возраст, его анамнестические данные. На основании всего этого разрабатывается индивидуальная программа реабилитации для каждого ребенка.

Список литературы / References

2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области: состояние, перспективы, пути развития: монография / Череповец. гос. ун-т. [О.А. Апуневич и др.; под ред. О.А. Денисовой]. Череповец: ЧГУ, 2016. 224 с.

3. Кафидов И.Н., Алексеева С.И. Адаптивная физическая культура в реабилитации детей с церебральным параличом // Учебное пособие. Москва, 2017.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 4(40) 2018. Том 1 | 110 |

Реабилитация детей с ДЦП представляет собой высокоэффективный комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление и улучшение текущего состояния больного малыша.

Процедуры помогают ребенку адаптироваться, улучшить физические и умственные способности. ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Он характеризуется нарушением мозговой и двигательной активности, из-за неправильного развития коры, ствола и капсулы головного мозга.


Особенности заболевания

Существует множество причин, из-за которых происходят нарушения в развитии такого важного для нормальной жизни человека органа как головной мозг. По течению ДЦП можно разделить на несколько форм и фаз. Всего их три:

  • Ранняя фаза. Длится до 5 месяцев. Выражается в замедленном развитии мышечных рефлексов. Движения похожи на действия новорожденного. Ребенок не в состоянии играть из-за ослабления мышц.
  • Начальная резидуальная стадия. Может проявляться у детей до 3 лет. Малыш к двум годам не делает попыток заговорить, может быть заметна неправильная симметрия тела. Ребенок не может жевать пищу, часто давится своей собственной слюной.
  • Поздняя резидуальная стадия. Начинается после 3 лет. Ребенку трудно передвигаться, ноги становятся ассиметричны по длине, нарушается речь, слух и зрение. Ситуация может усугубляться недержанием, судорогами и болезнями зубов.

В такие моменты для родителей самое главное не упустить время и обратиться за помощью к специалистам как можно раньше.


Причины появления ДЦП подразделяются на две категории – внутриутробные и послеродовые. К внутриутробным рискам можно причислить:

  • Беременность проходила с осложнениями;
  • Во время беременности мать злоупотребляла вредными привычками;
  • Генетический фактор;
  • Тяжелые роды с возникновением асфиксии у плода;
  • Во время беременности мать страдала от тяжелых хронических болезней;
  • Рождение намного раньше положенного срока;
  • Небольшой вес новорожденного;
  • Влияния скрытых инфекционных заболеваний на развитие плода;
  • Несовместимость резус факторов матери и плода, вследствие чего может произойти токсическое отравление головного мозга новорожденного.

Послеродовых причин гораздо меньше. К ним относятся:

  • Небольшой вес новорожденного (менее 1 килограмма);
  • Рождение двойняшек или тройняшек;
  • Поражения головы, случившиеся в период раннего развития.

Часто случается, что истинные причины возникновения ДЦП остаются неизвестны. В любом случае, социальная реабилитация детей ДЦП должна начинаться как можно раньше. Таким образом, у больных детей возрастают шансы на достойную жизнь и нормальную интеграцию в общество.

Задачи ЛФК при реабилитации детей с ДЦП

Лечение и реабилитация детей с ДЦП в первую очередь помогают им адаптироваться в обществе и вести относительно нормальный образ жизни. Программа восстановления состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на развитие и усиление сильных сторон. К лечению малышей подходят комплексно. В программу реабилитации включают медицинское лечение, физические упражнения, психологический подход и занятия для улучшения памяти и мышления.


К каждому человеку необходимо найти собственный подход. Для лечения и адаптации применяют те процедуры, которые необходимы конкретному малышу. В центрах помощи больных ДЦП работают психологи, ортопеды, неврологи, реабилитологи и тренеры физкультуры. Курс реабилитации лучше начинать как можно раньше.

Наиболее благоприятный возраст для начала лечения и адаптации наступает после года. Длительность курса зависит от степени заболевания и индивидуальных особенностей ребенка. Некоторым хватает 6 месяцев, а другие находятся на лечение несколько лет. Методы реабилитации детей с ДЦП построены на поэтапном достижении цели. Это называется дробное лечение.

Методики реабилитации

Дети с ДЦП должны заниматься ЛФК на постоянной основе. Процедуры оказывают помощь в растягивании мышц, снятия напряжения, увеличении двигательного диапазона. В разработанных методиках комплекс упражнений направлен на улучшение выносливости мышц при ходьбе, избавления от судорог и развитие мелкой моторики. Для лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом существует несколько программ:

  • Бобат-терапия. Она подходит для всех детей с ДЦП, начиная с 3 месяцев и заканчивая совершеннолетием. В нее входит комплекс мер, стимулирующих движения человека и психологическое настраивание на положительный результат;
  • Физиотерапия. Назначается при любой тяжести заболевания. Процедуру проходят, учитывая возраст и особенности заболевания. Данную методику рекомендуют проходить с осторожностью, принимая во внимание сопутствующие проблемы и патологии. Наиболее часто врачи назначают: электростимуляцию, СМТ, магнитотерапию, ультразвук, лазер и другие;
  • Медикаментозное лечение. Используется для избавления от спазмов и улучшения мозговой активности;
  • Войта-терапия. Данная терапия должна помочь запустить неработающие мышцы. Вместе с этим с ее помощью включают спонтанную моторику. Эффективна для детей в возрасте до года, так как именно в этот период моторика развивается наиболее активно. Кроме того, терапия предотвращает дальнейшее усугубление симптомов, если лечение было начато вовремя.
  • Педагогические занятия. Занятия с логопедами направлены на устранение речевых дефектов;
  • Иппотерапия. Этот метод подразумевает лечение с помощью верховой езды. Больной на рефлекторном уровне старается удержаться в седле, таким образом, напрягая и тренируя мышцы. С ее помощью можно исправить проблемы с дыханием и привести в норму равновесие. Кроме того, улучшается и психологическое состояние малыша.
  • Бальнеотерапия. Данная методика предлагает лечение при помощи водных процедур. В воде мышцы расслабляются, что положительно сказывается на диапазоне движений.
  • Дельфинотерапия. Курс реабилитации с дельфинами. По продолжительности не должен быть меньше двух недель. В этом случае происходит развитие мышц в виде игры с дельфином. Снимаются спазмы, улучшается дыхание. Кроме того, малыш получает массу положительных эмоций.
  • Лечение с помощью костюма Адели. Это специально разработанный ортопедический аппарат. При его использовании происходит перераспределение нагрузки на мышцы и суставы. Он пробуждает спящие клетки, посылающие сигналы в двигательный центр.

При должном лечении, симптомы ДЦП становятся менее заметны, а его развитие замедляется.

Комплексы упражнений ЛФК

Процедуры коррекции направлены на улучшение координации движений, способности самостоятельно держать различные предметы, помощи в общении, а также получения минимального образования. Главная задача этих мероприятий – максимально развить навыки малыша. Вот какие методы обычно используются во время реабилитации ребенка инвалида ДЦП:

  • Плавание. Оно рекомендуется всем, а не только детям с заболеваниями. Оно повышает тонус мышц, улучшает координацию движений, учит сохранять равновесие;
  • Разнообразие физических упражнений. Для детей с ДЦП подходит движение на четвереньках, нагрузки на шведской стенке, попеременное поднимание и опускание рук и другие;
  • Занятия, направленные на улучшение координации движений и развитие мелкой моторики. Хорошо влияет множество детских игр, таких как игра в мяч, классики, ходьба на руках, рисование, собирание пазлов.

ДЦП – это одно из тех заболеваний, которые на сегодняшний день невозможно вылечить полностью. Вовремя начатая реабилитация значительно улучшит качество жизни больного, позволит ему адаптироваться и вести полноценное существование.


Массаж

В центрах, где можно пройти реабилитацию с ребенком ДЦП для улучшения состояния пациента применяют массаж. Благодаря этой процедуре происходит замедление болезни, а также снижается риск возможных осложнений. Во время процедуры массажа мышцы расслабляются, усиливается кровообращение, что положительно сказывается на их развитии. Вместе с этим активизируется процессы обмена веществ в организме и его общее оздоровление.

Средства технической реабилитации

Существует разнообразное оборудование для реабилитации детей с ДЦП. Для помощи детям применят лесенки, мячи и ортопедические аппараты. Для реабилитации детей с ДЦП используются такие аппараты, как виброплатформа галилео, тренажер Велотон, тренажер Гросса. Все они направлены для повышения тонуса мышц. Все приспособления надежно крепятся, не допуская падения и нанесению ребенку каких-либо травм.

Мест, где возможна реабилитация детей ДЦП в России не слишком много. Больше всего в этом плане повезло столице. Здесь можно обратиться за помощью в один из четырех, работающих на данный момент центров реабилитации. Больницы оснащены современным оборудованием и применяют для лечения новейшие методы. Реабилитацию проходят не только сами дети, но их родители. Здесь можно получить грамотную консультацию по вопросам об уходе за таким малышом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.