Физо для детей с дцп в детском саду

ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения, слуха, речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности:

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные.

При легкой и средней степени поражения дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые дети воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода.

Нарушения опорно-двигательного аппарата определяет развитие познавательной сферы детей. У детей с церебральными параличами имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия. В свою очередь, нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового восприятия также имеют значение в нарушении формирования пространственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.

Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития. При атонически - астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь). Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ДЦП значительно снижен. Тем не менее среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше её результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с такими детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ДЦП.

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8-10 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой.

Цели, задачи, принципы, направления и содержание коррекционной работы в ДОУ.

Основная цель коррекционной работы - систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2. Формирование познавательных процессов и способствование умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи.

3. Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

4. Обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

5. Формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений , развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ДЦП в группы комбинированной направленности.

Направления работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования детей и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс различных методик, комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ДЦП и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ДЦП их родителям (законным представителям) педагогическими работниками.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ДЦП.

В каждом учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ( том числе и с ДЦП), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Планирование, формы и содержание коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП.

Задачи развития речи, мышления и коррекции недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:

и рабочей программой учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ДЦП лежат тематический и концентрический принципы.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы ведется индивидуальная программа развития.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью коррекционных и психолого-педагогических мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне образовательной, прогулки. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед. Инструктор по физической культуре проводит деятельность по физическому развитию. Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и учитель- логопед, и воспитатели, и учитель-дефектолог, и инструктор по физической культуре. В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (учителя-дефектолога, учителя- логопеда, инструктора по физической культуре), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми. Психологическая помощь включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении образовательных программ; консультирование родителей.

Условия реализации коррекционных программ.

Кадровое обеспечение:

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

В детском саду должны быть учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, другие специалисты (в нашем ДОУ – педагог Монтессори).

Психолого – педагогическое обеспечение:

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ДЦП, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

Обеспечение участия всех детей с ДЦП, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий.

В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Применение различных технических средств реабилитации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции.

Итак, подведем итоги: ДЦП - заболевание, в основе которого лежит двигательное нарушение, влекущее за собой нарушения психические и речевые. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем лучше для ребенка. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, обучения и воспитания. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

  1. Способствовать развитию основных движений: ходьба друг за другом, ходьба с высоким подниманием колен, прыжки на двух ногах, приседание, ходьба по ограниченной поверхности (дорожка, скамейка) с сохранением равновесия, ползание на коленях и пролезание под препятствия, бросание мяча вперёд двумя руками.
  2. Развивать в детях коммуникативные качества: выполнение упражнений совместно с другим ребёнком.

3. Развивать ловкость, координацию движений.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Создать детям условия для двигательной активности; благоприятную, добрую обстановку во время игры.

Оборудование: скамейка (2), тренажёр для ног (2), мячики-колючки, зайка-игрушка, платок, гимнастическая палка, дорожка массажная, воротца с колокольчиками (2), корзина с 3 большими мячами, корзинка с морковками, магнитофон, весёлая музыка для игры, вертушки (3).

Одежда: футболки, спортивные брюки, носочки с амортизаторной подошвой.

Дети входят в комнату, садятся на скамейку скамейка

- Давайте поиграем ножками.

Каждому под ноги ставлю тренажёр 2 тренажёра.

Шагали по дороге: топаем ножками

Топ, топ, топ! Топ-топ-топ! медленно

- Сейчас наши ножки скользят.

Маленькие ножки скользим ножками

Бежали по дорожке: вперёд, назад

Тренировки - каждый час,

Крепнут ноженьки у нас!

- А теперь поиграем ладошками и пальчиками.

Даю в руки мячи-ёжики мячики-колючки

Гладила мама ежиха ежат:

Что за пригожие детки сидят?

Покатаю я в руках

Мячик мой хороший.

Чтоб всегда здоровым быть,

Ловким и весёлым.

2. Сюрпризный момент.

На полу сидит зайка (накрыть платочком) зайка-игрушка, платок.

- Посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это?

- Давайте поздороваемся с зайкой.

- Погладим зайку. Он мягкий, пушистый. У зайки длинные ушки. Он любит морковку.

- Покажем зайке, что мы умеем делать.

Сажаю зайку на ковёр

- А теперь вставайте на ножки.

- Детки на дорожку встали и за Ритой зашагали!

1 упр. Ходьба с высоким подниманием колен.

- Идём друг за другом. Спинку держи, ручки работают.

Друг за другом ходим кругом.

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

- Возьмём палку в руки. Выпрямили руки, согнули в локоточках.

Раз-два, раз-два. 3-4 раза.

- Ложитесь на пол. Взяли палку в руки. Подняли руки вверх - раз, а теперь опустили вниз - два. Раз-два, раз-два.

Руки вверх, руки вниз,

Только ты не торопись! 3-4 раза.

- Вставайте на ножки. Будем приседать.

- А теперь мы приседаем, приседаем.

Сели-встали. 3-4 раза.

5 упр. Прыжки на двух ногах.

- Попрыгаем, как зайчики.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Надо зайке поскакать.

6 упр. На дыхание.

Ручки вверх подняли, на носочки встали – вдох,

Ручки вниз опустили, покачали – выдох.

- Молодцы! Садитесь на скамеечку. Скамейка.

4. Основные движения.

1) Ходьба по дорожке, пролезание под воротца

- Вот у нас дорожка. Дорожка массажная.

- По дорожке мы пойдём и воротца там найдём. А на воротцах висит колокольчик. Послушайте, как он звенит. Воротца с колокольчиками.

- Будем пролезать под воротца.

Дорожка - ручки в стороны, спинка прямая.

- По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Воротца - Головку ниже держи, спинку прогибай.

Дети выполняют задание по одному, оказание помощи.

2) Ползание по дорожке на коленях, ходьба по скамейке.

- А теперь по дорожке пойдём на коленках. А там мостик. Дорожка массажная.

- А по мостику вместе с Ритой. мостик-скамейка

Дорожка - ползание на коленях.

- По дорожке я ползу, ни за что не упаду.

Мостик - Шла коза по мостику и виляла хвостиком.

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!

- А наша Карина идёт ровно по мостику. Молодец!

3) Бросание мяча двумя руками из-за головы корзина с 3 большими мячами.

- Посмотрите, ребятки, какие у меня есть мячи.

- Я мячик возьму, над головкой подниму и брошу его. А теперь догоню его и снова брошу. 3-4 раза.

Выполняю вместе с детьми. Если не получается, то помогаю.

Мяч руками я бросаю,

И скорее догоняю.

Наклоны, собирание морковок в корзинку.

- Ребятки, посмотрите. Наш зайка принёс корзинку. А в корзинке морковка: вкусная, да сладкая. А пока зайка прыгал, всю морковку и растерял.

-Давайте поможем зайке собрать морковку.

- Выходите на дорожку. Собирайте морковку. песенка про зайку

-Ай, да, молодцы! Всю морковку собрали!

6. Заключительная часть.

Упражнение на дыхание. Вертушки.

- Вот у нас весёлые вертушки. Давайте с ними поиграем, подуем на них.

- Молодцы, ребятки! Зайке вы очень понравились!

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом

В нашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские сады для детей с двигательными нарушениями, логопедические пункты и кабинеты ЛФК в поликлиниках по месту жительства. В последние годы нередко дети с двигательными нарушениями стали поступать в массовые дошкольные учреждения. Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детским церебральным параличом. Основным проявлением двигательных нарушений у них бывает неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице.

Нередко дети затрудняются самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию. Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом; у них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой. Нередко у детей с церебральным параличом отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. У детей с церебральным параличом навыки самообслуживания чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они практически не готовы к овладению навыками рисования, письма.

Дети, лишенные возможности свободно передвигаться и манипулировать с предметами, общаться со своими сверстниками, не могут к началу школьного обучения приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, который имеют их нормально развивающиеся сверстники. Запас знаний и представлений об окружающем мире у этих детей ограничен и является недостаточным.

Сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Дети с трудом, часто только с помощью взрослых проводят сравнение знакомых предметов с выделением в них общих и отличительных признаков. У большинства детей замедленно формируются такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря.

Дети с церебральным параличом требуют большего внимания со стороны педагогического и медицинского персонала в дошкольных учреждениях.

Особенно важным звеном работы воспитателя является подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с церебральным параличом.

  1. Подготовка группы (детского коллектива)к приходу ребёнка с ДЦП.
  2. Правильная организация двигательного режима во время игр, занятий и во время сна (воспитательподбирает наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна).
  3. Во время работынеобходима физкультурная пауза.
  4. Необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитыватьправильное о нём представление через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. НО! Овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого.
  5. Воспитаниедвигательных навыков целесообразно проводить входе интересных и понятных для них игр; все предлагаемые ребёнку занятия должны соответствовать его двигательным возможностям.
  6. Развитие ручных навыков вести постепенно: научить произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать.
  7. Тесная работаспециалистов с родителями.
  8. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно.

Воспитатель, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. Это заключается в том, что воспитательдолжен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время проведения игр и сна.

Воспитатель не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у них отмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройки из кубиков. Воспитатель замечает, что ребенок с церебральным параличом устал и начинает отвлекаться.

В этот момент воспитатель подходит к нему, просит встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Воспитатель может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.

Воспитателю важно помнить, что у детей с церебральным параличом не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с церебральным параличомважно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитыватьправильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы воспитателя по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания у детей, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с церебральным параличом, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Воспитание двигательных навыков у детей с церебральным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу, держать кружку и пить из нее. При обучении самостоятельному приему пищи на первых занятиях желательно использовать небьющиеся чашки и тарелки.

Перед школой особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать).

Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно лишь повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.

В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированы и сопровождаются подобными движениями в пальцах левой руки, необходимо применять такое упражнение: взрослый садится слева от ребенка и, мягко придерживая кисть левой руки, просит выполнять движения только пальцами правой.

Итак, подытожим.

Полезно включать в занятия, а также рекомендовать родителям для выполнения дома с детьми следующие виды упражнений:

Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой:

Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются.

Для этого рекомендуется применять следующие задания:

Важно сформировать у ребенка различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому воспитатели должны прививать детям правильные способы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними.

Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать. Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.

Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.

Часто у ребенка наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно предложить следующие упражнения (эти упражнения полезны и всем другим детям):

В подготовительных упражнениях с карандашом мы предлагаем ряд упражнений, которые следует выполнять вначале с неотточенными карандашами в определенной последовательности. На столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью.

Отрабатываются движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребенок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить его поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление.

На занятиях детям рисовать и писать рекомендуется только с помощью воспитателя в следующей последовательности:

  • Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.
  • Уметь правильно располагать на столе альбом (тетрадь).
  • Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).
  • Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш (красный); при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.
  • Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.
  • Поставить несколько точек на листе бумаги с помощью движений пальцев, не сдвигая руки, не напрягаясь.
  • Провести черту сверху вниз (к себе) на то расстояние, на которое возможно сделать это без движения кисти.
  • Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Все задания повторяются несколько раз в той же последовательности, взрослый меняет только карандаш по цвету или ручки с другими стержнями (зеленый, синий, желтый). Всякий раз надо тщательно проверять правильное выполнение всех перечисленных заданий.

Полезны штриховка и другие приемы, описание которых можно найти в пособиях по обучению графике письма.

В данных рекомендациях специальное внимание воспитателя и родителей обращено на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности. Полезно осуществлять описанные виды работ со всеми детьми, как здоровыми, так и больными.

Целенаправленная работа воспитателя в группе является одним из условий интеграции ребенка с церебральным параличом в среду здоровых сверстников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.