Индивидуальная программа по физической культуре для ребенка с дцп

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО

Специальность: Физическая реабилитация.

РАБОТА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Выполнила: Студентка IV курса

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

В широком смысле слова АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Темой данного а является адаптивная физическая культура для детей с ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц, движения, если они возможны, не управляются ребёнком. Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозное, ортопедическое, логопедическое, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение имеет лечебная физкультура и массаж. Трудотерапия необходима ребёнку для развития основных приёмов самообслуживания, приобретения определённых трудовых навыков, необходимых для социализации личности.

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

1.Создание мотивации. Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП , как и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных, речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок отказывается работать, если слишком лёгкие- ему не интересно.

3.Непрерывность процесса. Занятия не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными, систематическими, адекватными, практически постоянными и в школе и дома.

4.Необходимость поощрения. Ребята с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо отметить, похвалить его, в конце занятия подвести итог, но не в коем случае нельзя сравнивать успехи детей.

5.Социальная направленность занятий. Работать над социально значимыми двигательными актами(протянуть руку, взять кружку, поднести ко рту, переложить игрушки),а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).

6.Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

7. Сотрудничество с родителями. Обязательно сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие. Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае не делать за детей то, что они могут сами.

8.Воспитательная работа. Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно- восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно- статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно- восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом , невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение.

Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка определяет врач по лечебной физкультуре.

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

1.Задача: нормолизация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

2.Задача:содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.

Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания. Основными курортами Украины являются: курорты Южного берега Крыма, Закарпатские курорты, Евпатория, Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие.

Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады . В детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. Занятия физкультурой и спортом инвалидов является составной частью их досуга. Система коррекционной подготовки подразделяется в зависимости от возраста детей и проводится в специальных группах детских садов, в спецшколах для детей с различными патологиями, в интернатах, в специальных профессиональных училищах.

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. С ребёнком- инвалидом часто работает психолог с целью преодолеть в сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Важно знать педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.

Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.

Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

3.Заключение

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

Вывод: дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

4. Литература

1.А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.: Просвещение, 1971.-255с.

2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский,-М.: Советская энциклопедия,1987.-704с.

3.Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов – на – Дону : Феникс, 2005.-603с.

4.Васичкин В.И. Справочник по массажу.-Л.:Медицина,1991.-192с.

5.Савран Ю.Г.,Тюнин В.Л. Массаж. Методическое пособие для студентов.Севастополь,2002

6.Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под/ред. И.В.Добряков, Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом СПбМАПО,2004.-317с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.