Индивидуальный образовательный план для ребенка с дцп

общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);

группа полного дня;

Заключение и рекомендации ПМПК

нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

АОП ДО для детей с НОДА

АОП ДО для детей с ТНР

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, коммуникативной, речемыслительной и компенсации нарушений в развитии.

Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.

Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходим минифланелеграф с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Пять дней в неделю, полный день

Третья группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Взаимодействие специалистов ОУ

Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

Модуль 3.1 Комплексирование программ

АОП ДО для детей с НОДА

Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.

Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:

3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения.

Повторяет двустишья и простые потешки.

3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры.

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания.

Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия.

Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

3.2.2б. Образовательная область: Познавательное развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд.

2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры.

Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения.

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

3.2.2в. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности.

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор.

Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

3 этап организации образовательной деятельности

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен.

3.2.2г. Образовательная область: Физическое развитие

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений.

3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма.

Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации.

Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем.

Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму.

Все образовательные области

Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы.

Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.

Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.

Введение дополнительной физкультурной минутки.

Выполнение заданий в парах.

Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками.

Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками.

Расширение объема двигательной памяти.

Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники.

Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.

Расширение объема зрительной памяти.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо.

Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями.

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие образно-логического мышления.

Развитие элементов словесно-логического мышления..

Развитие элементов творческого мышления и воображения.

Моделирование проблемных ситуаций.

Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления.

Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо.

Освоение приемов анализа, обобщения, сравнения, аналогии, абстрагирования и др.

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец.

Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему.

Совместное рисование в паре со взрослым, родителями.

Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями.

Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями.

Конструирование в паре со взрослым и сверстником.

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами [5].

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с больными детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития [6].

Но, зачастую многие дети с ограниченными возможностями здоровья, особенно в сельской местности, лишены возможности посещать ДОУ компенсирующего вида и реабилитационные центры по причине их отсутствия. Дети с церебральным параличем (при незначительных нарушениях психо-моторных функций) попадают в детские сады общеразвивающего вида уже в старшем дошкольном возрасте, что значительно снижает эффективность коррекционно-развивающей работы и ее результативность.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: врачей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И. [6], а также комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности; составляются рекомендации родителям и воспитателям, разрабатываются групповые и индивидуальные (при необходимости) коррекционно-развивающие программы.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Заключение по результатам обследования Саши Т., 5л. 5 мес.

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка: в контакт вступает не сразу, в последующем контакт носит нестабильный характер из-за высокой утомляемости, низкой работоспособности. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде волнения, настороженности. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания сначала отказывается от дальнейших действий, замыкается, затем старается исправить ошибку.

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования тревожный. Наблюдается слабая выраженность эмоций, частая смена настроений. Общение пассивное при сниженной психической активности. Критичность снижена.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Принимается общая цель задания и элементы инструкции. Не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. При выполнении заданий ребенку требуется организующая, наглядно-действенная и обучающая помощь взрослого.

Результаты изучения психических функций

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Наблюдаются значительные искажения в передаче формы целостного образа и его частей.

Временные представления не сформированы, пространственные представления сформированы частично: называет и показывает части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление наглядно-действенное.
При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого, хотя и она зачастую не дает должного эффекта.

Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Тремор правой руки, движения ограничены; движения левой руки резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

Заключение: ДЦП, диплегическая форма, средней степени тяжести, резидуальная стадия. Симптоматическая эпилепсия, внеприступный период. Задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Общее недоразвитие речи I – II уровня. Дизартрия.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой речевого развития у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

Цель программы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Содержание программы. Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 25 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 24 (Приложение 1)

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения, слуха, речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности:

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные.

При легкой и средней степени поражения дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые дети воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода.

Нарушения опорно-двигательного аппарата определяет развитие познавательной сферы детей. У детей с церебральными параличами имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия. В свою очередь, нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового восприятия также имеют значение в нарушении формирования пространственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.

Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития. При атонически - астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь). Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ДЦП значительно снижен. Тем не менее среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше её результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с такими детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ДЦП.

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8-10 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой.

Цели, задачи, принципы, направления и содержание коррекционной работы в ДОУ.

Основная цель коррекционной работы - систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2. Формирование познавательных процессов и способствование умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи.

3. Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

4. Обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

5. Формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений , развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ДЦП в группы комбинированной направленности.

Направления работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования детей и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс различных методик, комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ДЦП и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ДЦП их родителям (законным представителям) педагогическими работниками.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ДЦП.

В каждом учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ( том числе и с ДЦП), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Планирование, формы и содержание коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП.

Задачи развития речи, мышления и коррекции недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:

и рабочей программой учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ДЦП лежат тематический и концентрический принципы.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы ведется индивидуальная программа развития.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью коррекционных и психолого-педагогических мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне образовательной, прогулки. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед. Инструктор по физической культуре проводит деятельность по физическому развитию. Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и учитель- логопед, и воспитатели, и учитель-дефектолог, и инструктор по физической культуре. В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (учителя-дефектолога, учителя- логопеда, инструктора по физической культуре), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми. Психологическая помощь включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении образовательных программ; консультирование родителей.

Условия реализации коррекционных программ.

Кадровое обеспечение:

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

В детском саду должны быть учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, другие специалисты (в нашем ДОУ – педагог Монтессори).

Психолого – педагогическое обеспечение:

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ДЦП, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

Обеспечение участия всех детей с ДЦП, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий.

В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Применение различных технических средств реабилитации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции.

Итак, подведем итоги: ДЦП - заболевание, в основе которого лежит двигательное нарушение, влекущее за собой нарушения психические и речевые. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем лучше для ребенка. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, обучения и воспитания. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.