К а семенова лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах


Ксения Александровна Семёнова (10 августа 1919, Уфа) — советский и российский врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

В 1947 с отличием окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова

В 1942 Ксения Александровна мобилизована на фронт, где служила до окончания Великой Отечественной войны сначала ординатором, затем начальником отделения для раненых с черепно-мозговой травмой в эвакогоспиталях 1-го Украинского и 3-го Украинского фронтов.

1954 — ассистент кафедры неврологии Симферопольского медицинского института.

1958 — старший научный сотрудник НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского.

1968— впервые в стране создан Отдел восстановительного лечения детей с церебральными параличами в НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского на базе 68-ой Клинической больницы г. Москвы. Отдел являлся Всесоюзным научно-методическим центром реабилитации детей с церебральными параличами. Детям со всего Советского Союза оказывалась квалифицированная помощь, а для специалистов, занимающихся лечением этих больных, регулярно проводились курсы по обучению различным методам восстановительного лечения. Однако Отдел не охватывал всех детей нуждающихся в помощи. Остро стоял вопрос создания специализированного Центра помощи детям с ДЦП.

1974 — Госплан СССР выделил средства на проектирование и строительство больницы для детей, страдающих церебральным параличом.

1982 — отделение для больных, страдающих детским церебральным параличом, при НИИ судебной психиатрии им. Сербского переведено в НИИ педиатрии Российской Академии медицинских наук.

С 1983 — профессор детской психоневрологической больницы № 18 (в настоящее время научно-практический центр детской психоневрологии). В центре получают реабилитационную помощь, консервативное и оперативное лечение дети в возрасте от 5 дней до 18 лет с церебральным параличом, последствиями травм позвоночника и спинного мозга, а также с другими психоневрологическими заболеваниями. Открыто единственное в России детское нейрохирургическое отделение, где лечатся пациенты с последствиями травм позвоночника и спинного мозга.

Консультирует больных в Марфо-Мариинской обители милосердия.

Книги (3)

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания.

Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания.

Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка.

Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности.

Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами.

Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса.

Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом.

Соавтор: Штеренгерц А.Е., Польской В.В.

В книге описаны современные методы лечения детей, больных церебральным спастическим параличом, медикаментозная терапия, массаж и лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, способствующие уменьшению инвалидизации.

Приведена методика лечебного плавания для больных первых двух лет жизни.


Автор книги — доктор мед. наук проф. К. А. Семенова, возглавляющая Всесоюзный центр восстановительного лечения детей с церебральными параличами.

В книге на основании многолетнего опыта автора описаны приемы и методы лечебной физкультуры при лечении двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича и на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности. Для лучшего понимания и усвоения описанных принципов и методов лечебной физкультуры в книге изложены все этапы двигательного развития здорового ребенка. Эти этапы сопоставлены с особенностями патологии двигательного развития детей с церебральными параличами. Особое внимание уделено групповым занятиям для развития движений и хореографической лечебной гимнастике, а также коррекции движений и их разработке в условиях трудового процесса.


Освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы.

Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация).

Для невропатологов, педиатров, психиатров, врачей ЛФК, логопедов.


Козявкин В.И. Шестопалова Л.Ф. Подкорытов B.C. Детские церебральные параличи

Медико-психологические проблемы. Львов 1999 год – 143 стр.

В монографии изложены основные закономерности нарушений психической сферы у детей, страдающих ДЦП. Описаны психопатологические синдромы, наблюдаемые при заболевании. Дана подробная медико-психологическая характеристика нарушений личности, интеллекта, речи и других психических функций. Освещаются социально психологические проблемы семьи, имеющей больного ребенка. Излагаются основные принципы разработанной В.И. Козявкиным системы интенсивной нейрофизиологической системы реабилитации больных ДЦП, а также рассматривается эффективность ее применения в аспекте влияния на психическое здоровье детей и их социально психологическую адаптацию.

Монография предназначена для широкого круга специалистов: неврологов, психиатров, психотерапевтов, специалистов в области реабилитационной медицины, медицинских и детских психологов, логопедов, педагогов, социальных работников, а также для студентов вузов и аспирантов соответствующих специальностей.


Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с. ISBN 5-89239-029-2

В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального паралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболевания. Особый акцент сделан на особенностях психического состояния, в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотивационной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным параличом. Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

Монография представляет интерес для практических психологов, психиатров, педагогов, дефектологов, а также студентов высших и средних педагогических и медицинских учебных заведений.


В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. Книга может быть также полезна студентам педвузов и практическим работникам.


Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. Москва 1972 – 329 с.

В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания. Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и в дальнейшем его течении большое значение придается патологии иммуногенеза. Приводятся данные иммунологической диагностики церебральной патологии плода и новорожденного. Выделяются три стадии в течении данного заболевания. Большое внимание в книге уделено вопросам компенсации и возможностям развития поврежденного мозга. Приводятся данные диафаноскопического исследования, позволяющие не только диагностировать, но и при динамическом исследовании прогнозировать возможности дальнейшего развития мозга ребенка. Основное место в работе отведено вопросам реабилитации. Исходя из рефлекторной теории развития двигательных, речевых и психических функций, авторы предлагают онтогенетически последовательное, поэтапное формирование этих функций у ребенка с церебральным параличом. Подчеркивается значение нормализации патологической рефлекторной активности для формирования двигательной, речевой и психической сферы у детей с церебральными параличами; уделяется большое внимание нормализации патологической афферентной импульсации для развития движения, речи психики. Излагаются конкретные приемы лечебной физкультуры при различных формах и в различных стадиях заболевания. Подробно освещены особенности нейроортопедических мероприятий у этих детей. Вопросы речевой и психической реабилитации рассматриваются в тесной связи с двигательными нарушениями. Приводятся программы речевой терапии для детей первых 3 лет жизни, страдающих церебральными параличами. Книга рассчитана на широкий круг практических и научных работников — невропатологов, педиатров, психиатров, ортопедов, акушеров, врачей и методистов лечебной физкультуры, логопедов, педагогов, интересующихся проблемой детских церебральных параличей.


Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физическая культура при детском церебральном параличе. 1971 г.– 247 стр.


Семенова К.А. Детские церебральные параличи. Медицина 1968 – 260 с.


Семенова К. А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом.— К.: Здоров’я, 1986.— 168 с.— ил., 0,46 л. ил.— (Б-ка практ. врача).

В книге описаны современные методы лечения детей, больных церебральным спастическим параличом, медикаментозная терапия, массаж и лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, способствующие уменьшению инвалидизации. Приведена методика лечебного плавания для больных первых двух лет жизни.

Для педиатров, невропатологов, физиотерапевтов, ортопедов, врачей ЛФК.


В монографии изложен накопленный за ряд лет материал по проблеме детского церебрального паралича. В работе представлены вопросы этиологии, подробно изложена клиническая характеристика больных детским церебральным параличом с определением уровня поражения двигательной, речевой, психической недостаточности в зависимости от клинических форм детского церебрального паралича. Определена и представляется кратность нарушения психической и речевой недостаточности при различных формах детского церебрального паралича. Рассматривается нервно-психическое развитие больных детей по сравнению со здоровыми. Дается оценка результатов лечения этих больных в различных учреждениях и освещаются данные зависимости эффективности лечения от времени установления диагноза заболевания, тяжести заболевания, срока начатого лечения, полноценности лечебных мероприятий, степени нарушения нервно-психического развития. В комплексе медицинской реабилитации этих детей изложен материал о воспитании, обучении и уходе. Подробно излагаются принципы подхода к медицинской реабилитации и социальной адаптации. Даны рекомендации по дифференцированному выявлению этих больных в условиях поликлиники и диспансера. Рассматриваются вопросы классификации детского церебрального паралича. Разработана и предлагается для практического здраво­охранения схема организации помощи этим детям. Приводятся новые данные о распространенности детского церебрального паралича по клиническим формам заболевания, полу, возрасту. В монографии представлены также отдельные рекомендации чисто практического характера по организации помощи этим детям в различных учреждениях и ведомствах. Монография рассчитана на невропатологов, педиатров, организаторов здравоохранения, научных работников.


Немкова С.А. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; — М.: Союз педиатров России, 2012. — 60 с. ISBN 978-5-904753-20-7

Предназначено для научных работников и практических специалистов неврологических, психоневрологических и психиатрических больниц и отделений, поликлиник, консультативно-диагностических центров; врачей- неврологов, психиатров, логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов, а также студентов медицинских вузов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей ФУВ.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломин М. Ю., Давыденкова Н. В.

Высокая частота детского церебрального паралича (ДЦП) у детей (1-3/1000) и обусловленная им инвалидизация больных определяют постоянный интерес врачей к этой проблеме. Несмотря на то, что в настоящее время сложилась система оказания помощи страдающим ДЦП, раннее этапное восстановительное лечение протекает не гладко и у большинства больных, особенно при спастической форме, к 3-4 годам формируются контрактуры и деформации, препятствующие освоению ходьбы. Длительно существующие патологические компоненты позы (деформация стоп, сгибательная позиция коленных и тазобедренных суставов) приводит к органическим изменениям в мышечно-суставном аппарате. В связи с эти освоение двигательных навыков становится крайне затруднительным или невозможным. Поэтому восстановление физиологического объема движений и последующее формирование акта ходьбы – первоочередная цель реабилитации данного контингента больных.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломин М. Ю., Давыденкова Н. В.

Treatment of locomotor disorders in children with cerebral palsy on sanatorium stage of rehabilitation

The paper outlines the technique of conservative treatment of children with cerebral palsy entailing pathological deformation of lower extremity joints. The paper describes the results of successful rehabilitation treatment of 28 patients with different forms of cerebral palsy undergoing their treatment at the sanatorium.

ЛЕЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ НА САНАТОРНОМ ЭТАПЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

М.Ю. Соломин, Н.В. Давыденкова

Высокая частота детского церебрального паралича (ДЦП) у детей (1-3/1000) и обусловленная им инвалидизация больных определяют постоянный интерес врачей к этой проблеме [1]. Несмотря на то, что в настоящее время сложилась система оказания помощи страдающим ДЦП, раннее этапное восстановительное лечение протекает не гладко и у большинства больных, особенно при спастической форме, к 3-4 годам формируются контрактуры и деформации, препятствующие освоению ходьбы. Длительно существующие патологические компоненты позы (деформация стоп, сгибательная позиция коленных и тазобедренных суставов) приводит к органическим изменениям в мышечно-суставном аппарате [2,3].

В связи с эти освоение двигательных навыков становится крайне затруднительным или невозможным. Поэтому восстановление физиологического объема движений и последующее формирование акта ходьбы - первоочередная цель реабилитации данного контингента больных.

Для проведения восстановительного лечения используются как консервативные, так и хирургические методы. Анализ отечественной и зарубежной литературы, а также 10-летний опыт работы центра показывает, что оперативное лечение деформаций, как правило, не учитывает сложного многообразия факторов, определяющих особенности позы и ходьбы больных ДЦП. Стремление устранить деформацию одного или даже нескольких суставов хирургическим путём часто не только не улучшает, но и ухудшает состояния больных [2,4].

Консервативное лечение, включающее в себя лечебную физкультуру, неврологическое и ортопедическое лечение, а также физиотерапевтическое воздействие, позволяет лишь частично реализовать возможность к передвижению. Кроме того, реабилитация детей с данной патологией проводится преимущественно амбу-латорно, причём в учреждениях различного профиля, где не всегда удаётся соблюдать основные принципы медицинской реабилитации: непрерывность, последовательность, этапность и индивидуальный подход. Таким образом, консервативное лечение данной патологии проводится в большинстве случаев в нескольких не

связанных между собой направлениях, что позволяет объединить при лечении одного больного положительные эффекты каждого метода, причём часто это происходит без учёта индивидуальных особенностей и без систематического контроля [1,3,4].

Нами была поставлена задача: разработать систему двигательной реабилитации больных с ДЦП с контрактурами и деформациями нижних конечностей на санаторном этапе. Это даёт возможность в условиях стационара провести полное комплексное обследование опорнодвига-тельного аппарата больного и составить индивидуальную реабилитационную программу с применением различных форм и методов восстановительного лечения. Кроме того, так как длительность пребывания в санатории в среднем составляет 3 месяца, имеется возможность систематического контроля правильного выполнения данной программы и внесение в неё корректив в случае необходимости.

Система двигательной реабилитации включает в себя несколько основных составляющих: комплексное воздействие на механизмы регуляции мышечного тонуса, этапную коррекцию деформаций с помощью циркулярных гипсовых повязок и последующее формирование акта ходьбы, самостоятельно или при помощи различных приспособлений.

Работа проводилась в три этапа.

Первый этап - в течение 7-10 дней при помощи лечебной гимнастики (ЛГ) мы добивались нормализации мышечного тонуса всего опорно-двигательного аппарата. Восстанавливали объём движений в крупных суставах и суставах позвоночника, особенно уделяя внимание шейному отделу позвоночника, что значительно снижало нейроциркуляторные, вегетососудистые и висцеральные нарушения. На фоне этого проводилась специальная лечебная гимнастика (постизометрическая релаксация, миофасциальный релиз) поражённых конечностей.

На втором этапе проводилась коррекция деформаций циркуляторными гипсовыми повязками. Особое место в данном случае отводилось подготовке сустава к процедуре. При помощи мягко-тканевых техник ЛГ голеностопный сустав выводился и фиксировался в положении максимального сгибания сроком на 10-14 дней.

Количество этапов гипсования зависело от индивидуальных психо-функциональных особенностей ребёнка и тяжести имеющихся деформаций, что в среднем составляло 3-4 процедуры. Особенно хотелось отметить преимущества данной методики. Так как пациенты были хорошо адаптированы к ЛГ на первом этапе, то на момент гипсования оптимальное положение сустава достигали безболезненно на фоне положительного эмоционального настроя детей, что давало возможность более эффективной коррекции деформаций голеностопных суставов по сравнению с традиционным гипсованием и способствовало развитию двигательных навыков уже на этапе лечения.

На третьем этапе отрабатывался стереотип ходьбы под контролем подографии, ихнометрии, стабилометрии, которые позволяют оценивать характер контакта стопы с поверхностью, опоры, а также рассматривать пространственные характеристики шага и устойчивости вертикальной позы. В зависимости от индивидуальных особенностей и характера течения заболевания перемещение осуществлялось самостоятельно, либо при помощи различных приспособлений для ходьбы.

Полученные результаты работы оценивались по степени коррекции деформаций тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, а также по пятибалльной шкале оценки этапов развития больных ДЦП.

Среди них: гемипаретическая форма - 6 детей, спастическая диплегия - 18 детей и спастический тетрапарез - 4 ребёнка.

По степени тяжести двигательных нарушений мы выделили три группы :

1. Лёгкая степень тяжести двигательных нарушений (больные передвигались самостоятельно без дополнительной опоры, но их стояние и ходьба были изменены) - 9 больных.

2. Средняя степень поражения (могли ходить и стоять, только с дополнительной опорой или поддержкой сопровождающего) - 16 детей.

3. Тяжёлая степень поражения - 3 человека. В эту группу вошли дети, которые не передвигались, но имели потенциальные возможности к этому: хорошо удерживали туловище в пространстве, осуществляли опору на руки, но при этом имели массивные фиксированные деформации конечностей.

В результате 3-месячного курса реабилитации, у всех больных:

1. Снижены спастические проявления во всех группах мышц и максимально возможно восстановлена подвижность суставов и сочленений всего опорно-двигательного аппарата. Три девочки с тяжёлыми двигательными нарушениями могли стоять и передвигаться с посторонней помощью, 16 детей из группы средней тяжести двигательных расстройств начали стоять и передвигаться самостоятельно, и у детей с лёгкими формами значительно улучшилась поза и рисунок ходьбы.

2. У всех детей появился тонус мускулатуры в атоничных группах мышц и соответствующее восстановление рефлексов.

3. К окончанию курса у всех детей появилась возможность произвольного управления парализованными конечностями.

Полученные результаты восстановительного лечения деформации конечностей при ДЦП свидетельствуют об эффективности применяемой индивидуальной восстановительной программы. Дальнейшая доработка и широкое внедрение в практику данной программы даёт надежду на благоприятный исход медико-социальной реабилитации у самой тяжёлой группы больных с данной патологией.

1. Белова АН, Щепетова О.Н. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. - М., 1999. - Т. 2. - С. 341-384.

2. Первухина И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. Регуляция позы и ходьбы при ДЦП и некоторые способы их коррекции. - М., 1996. - С.153-173.

3. Семёнова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. - М., 1999. - 384с.

4. Умнов В.В., Хачатрян В.А., Кепис В.М., Гусева ИА. // Травматол. и ортопедия России. - 2002. -№ 3. - С.59-63.

Solomin M.Yu., Davydenkova N.V. Treatment of locomotor disorders in children with cerebral palsy on sanatorium stage of rehabilitation // Vestnik of Volgograd State Medical University. - 2004. - № 2(11). - P. 54-55.

The paper outlines the technique of conservative treatment of children with cerebral palsy entailing pathological deformation of lower extremity joints. The paper describes the results of successful rehabilitation treatment of 28 patients with different forms of cerebral palsy undergoing their treatment at the sanatorium.

Карта физического развития воспитанника МАДОУ №186 с НОДА (ДЦП)

Ребенок: Нестерова Ксения, возраст___2008г.р.__

Диагноз: ДЦП, смешанный тетропарез, сходящиеся косоглазие, ЗПРР

В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. У ребенка наблюдается слабость всего мышечного аппарата, он не в состоянии долгое время удерживать голову, сидеть без опоры, стоять и передвигаться на четвереньках. Девочка не может, удерживает самостоятельно равновесие, стоять и передвигаться по поручню. Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды ,которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Вывод: – на основании проведенного мониторинга физического развития была разработана индивидуальная программа по адаптивному физическому развитию ребёнка, где учитывались особенности клинической формы ДЦП данного воспитанника.

Задачи индивидуальной программы развития:

- Формировать контроль над положением головы и ее движением;

- Обучать разгибать верхнюю часть туловища, формировать осанку:

- тренировать опорные функции рук (опор на предплечья и кисти);

- Развивать повороты туловища (переворачивание со спины на живот и с живота на спину);

- Формировать функции сидения и самостоятельного присаживания;

- учить вставать на четвереньки и ползать в этом положении;

- Учить вставать на колени, затем на ноги;

- Развивать возможности удержания вертикальной позы и ходьбы с поддержкой и без нее;

- Стимулировать самостоятельную ходьбу и корректировать ее нарушения.

-Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

- Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа.

Программа индивидуального физического развития ребенка с НОДА (ДЦП) была рассчитана на учебный год, после чего осуществляется мониторинг её эффективности с целью дальнейшего планирования деятельности. Индивидуальная работа проводилась 2-3 раза в неделю, в течение 15-20 мин., начиная с сентябрь 2015 г по май 2016г. – диагностика.

Нулевой уровень: Ребенок не в состоянии удерживать позу сидя, стоя, поворачиваться в положении лежа, ползать, удерживать голову. Активные движения верхних конечностей сохранены в минимальном объеме. Сохраняется влияние тонических рефлексов.

1 уровень: Ребенок передвигается с посторонней помощью или с опорой на ходунки. Самообслуживание минимальное. Способен удерживать голову, сидеть с сохранением дефектной позы с дополнительной опорой. В положении стоя позу не удерживает. Сохраняется влияние или части тонических рефлексов.

2 уровень: Ребенок передвигается с опорой на костыли или тростили на короткие расстояния без опоры. Имеется незначительное ограничение самообслуживания за счет патологических установок в суставах верхних конечностей. Способен сидеть с сохранением дефектной позой. Может стоять с дополнительной поддержкой.

3 уровень: Характеризуется дефектной ходьбой на короткие расстояния без дополнительной опоры или на значительные расстояния. Моторная функция рук без значительных нарушений. Самообслуживание не нарушено, однако затруднена мелкая моторика кисти.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, характеризующееся непрогрессирующим поражением головного мозга, возникающим до родов, во время родов либо сразу после них и преимущественно проявляющееся двигательными нарушениями.

Основу клинической картины ДЦП составляют двигательные расстройства - параличи, насильственные движения, нарушение координации движений, а также нарушения речи и психики.

По мере развития заболевания на основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах - контрактуры, деформации, возникают сколиоз и кифосколиоз, оформляется патологический двигательный стереотип.

В сложный комплекс реабилитационных мероприятий ДЦП входят:

— работа по становлению познавательной деятельности и речи;

— ортопедические мероприятия и протезирование;

При показаниях прибегают к хирургическому вмешательству. Все перечисленные мероприятия являются важнейшими элементами реабилитации, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий.

— Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе.

— Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций.

В связи с тем, что у больных двигательные нарушения представлены в основном спастическими параличами и парезами, средства ЛФК, как и при спастическом гемипарезе, работают на три направления:

— на параличи и парезы;

— на повышенный мышечный тонус;

— на непроизвольные содружественные движения (синкинезии) и на укрепление показателей отдельных физических компонентов двигательного акта.

В острый период заболевания необходимо прежде всего проводить мероприятия, направленные на восстановление функции дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, ликвидацию отека мозга, восстановление нормального ликворо- и кровообращения, повышение оксигенизации тканей мозга. Параллельно с этим активным вмешательством проводят интенсивную стимуляцию процессов репарации и компенсации. Для этого широко используют ЛС, улучшающие метаболические процессы в мозге, противосудорожную терапию.

Основное условие эффективности средств ЛФК - работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.

Характерная черта подавляющего большинства методик ЛФК - их направленность против поражений головного мозга у детей. И в настоящее время в качестве образца движений принимают движения ребенка, причем стремятся по возможности к правильному их воспроизведению. Такие методики называютнейрофизиологическими. Кроме двух названных выше методик (с дозированным сопротивлением; K. et B. Bobath), наиболее распространены:

— методика V. Vojta (большая группа упражнений состоит из разных способов стимуляции ползания и переворотов вокруг продольной оси тела);

— разработанные D. Phelps комплексы технических вспомогательных средств, облегчающих ребенку выполнение основных видов бытовых действий в условиях снижения из-за болезни функциональных возможностей.

У детей с ранней стадией ДЦП ведущую роль в комплексе реабилитационных мероприятий играют общий и точечный массаж и ортопедические укладки. Физические упражнения, направленные на становление врожденных двигательных рефлексов, проводят с помощью пассивных движений в сочетании с дыхательными упражнениями. Основные задачи метода K. et. B. Bobath:

— нормализация мышечного тонуса, нарушения которого присутствуют у детей с ДЦП и варьируют в зависимости от поз и движений ребенка;

— подавление активности ненормальных примитивных рефлексов;

— облегчение автоматических реакций выпрямления, равновесия и защитной экстензии, чему способствуют предшествующее снижение мышечного тонуса и коррекция ненормальных примитивных рефлексов.

Проявление задержанных или ненормальных примитивных рефлексов гасится путем использования специальных рефлексоподавляющих позиций (лечение положением). Укладкам предшествует поза эмбриона (рис. 9.8).

Рис. 9.8. Общая схема укладок-упражнений для занятий: а - поза эмбриона; б - прием для стимуляции развития рефлекса ползания (по V. Vojta). Элементы укладки

Массаж направлен на нормализацию гемо- и ликвородинамики. В свою очередь, нормализованная периферическая импульсация корректирует деятельность центральных и периферических структур, участвующих в регуляции мышечного тонуса.

В начальной резидуальной стадии ДЦП, когда тонические шейные и лабиринтные рефлексы и патологические синергии, все более и более нарастающие, определяют формирование патологического двигательного стереотипа, точечный массаж в сочетании с дифференцированными методиками ЛФК является необходимым элементом комплекса, направленного на устранение влияния этих рефлексов и синергий. Лишь после расслабления мышц, нормализации их тонуса становится возможной работа над формированием установочных рефлексов и произвольной моторики (рис. 9.9-9.10).

Рис. 9.9. Прием для стимуляции развития лабиринтного установочного рефлекса и начальных элементов шейного цепного установочного рефлекса, координации руки и взора

Рис. 9.10. Прием для стимуляции развития рефлекса ползания (по V. Vojta). Элементы укладки

В поздней резидуальной стадии первой степени, когда оформляются органические контрактуры и деформации в отдельных суставах, порочные установки туловища и конечностей, точечный массаж должен предшествовать всем упражнениям, направленным на расслабление мышц и формирование активных движений тела. Активная коррекция нарушенных функций выступает в этой стадии на первое место.

Большую роль играют физические факторы, направленные на коррекцию афферентации, а следовательно, на коррекцию импульсов, поступающих в центральные структуры двигательного анализатора. Для этого применяют терапию импульсным током, электрофорез с ЛС на область суставов, амплипульс, бальнеологические и грязевые процедуры и др. Для улучшения трофических функций и нормализации деятельности сосудов мозга используют электрофорез (по Щербаку).

Проводят и ортопедические мероприятия - лечение гипсовыми лонгетками, ортезами, корсетами и др.

В конечной резидуальной стадии второй степени, т.е. когда развиваются множественные контрактуры, неисправимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевтические мероприятия, направленные на становление моторики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое развитие.

Общие принципы ЛФК для детей в любой стадии заболевания.

— Стимуляцию к мотивации и отсюда - активной деятельности следует положить в основу работы методиста с детьми, особенно имеющими позднюю резидуальную стадию 1-й степени.

— В основе методик ЛФК лежит стремление стимулировать, воспроизвести ход двигательного развития в том же порядке, в каком это развитие происходит в постнатальном онтогенезе. Независимо от стадии заболевания методист ЛФК начинает свою работу с того уровня двигательного развития, на котором оно прекратилось. К примеру, он начинает развивать установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею, если отсутствует у 5-месячного ребенка, у которого еще нет контрактур, и у 5-летнего, у которого имеются уже сгибательно-приводящие контрактуры в тазобедренных и голеностопных суставах.

— Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом проведения пассивных, пассивно-активных и активных упражнений.

— Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с дыхательными упражнениями, учитывая постоянную хроническую гипоксию у детей с ДЦП.

— После каждого курса реабилитационного лечения необходимо дать оценку эффективности проводимой терапии.

Учитывая патогенез речевых нарушений, замедленное развитие речи у детей с ДЦП, необходимо, наряду с проведением логопедической коррекции центральных нарушений анализа речевых сигналов, целенаправленно повышать функциональные возможности артикуляционного аппарата. Нарушение координации мышц речевого аппарата проявляется нарушением моторики рта, языка и губ. Назначают массаж мышц артикуляционного аппарата и специальные упражнения для мышц лицевой области.

— В зависимости от тонуса губной мускулатуры массажные приемы проводят от периферии к центру (при гипертонусе - с целью расслабления) и от центра к периферии (при гипотонии - с целью стимуляции мышечного тонуса).Дифференцированный подход также необходим при массаже языка.

— Процедуру массажа вместе с расслаблением тонуса в артикулярной мускулатуре проводят 5-10 мин и завершают артикуляционной гимнастикой.

Примерные специальные упражнения для тренировки мимической мускулатуры, мышц мягкого нёба, верхней губы и языка

— Оттягивание углов рта кверху и в стороны (активные и с помощью пальцев).

— Выпячивание губы (постараться достать до перегородки носа во время энергичного носового вдоха).

— Надувание воздуха под верхнюю губу.

— Собирание губ в трубочку.

— Поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу).

— Круговое движение губ.

— Глотание воды (20-30 маленьких глотков).

— Пальцевой массаж твердого и мягкого нёба (поглаживание в направлении спереди назад).

— Высунуть язык и облизать губы при открытом рте.

— Приподнять кончик языка к верхним резцам и провести им по твердому и частично мягкому нёбу и др.


Рис. 9.11. Распределение зон воздействия на затылке: 1 - сенсомоторная зона ноги; 2 - речевая зона; 3 - зрительная зона; 4 - зона равновесия; 5 - зона психических расстройств

В комплексе реабилитационных мероприятий широко используют краниоакупунктуру, основанную на анатомо-физиологических особенностях развития ребенка. Краниоакупунктура - это метод рефлексотерапии с использованием проекции зон коры головного мозга на поверхность черепа (рис. 9.11); воздействие проводят не по точкам, а по линиям.

Наиболее важное звено в лечебно-коррекционных мероприятиях с ребенком, больным ДЦП, - семья. Нельзя успокаиваться до тех пор, пока ребенок по развитию не догонит свой календарный возраст. Любовь к ребенку родители должны понимать не просто как созерцательную, но и как созидательную, требующую усердного, даже каторжного труда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Система поэтапной реабилитации больных, проходящих лечение в нейрохирургических клиниках.

2. Задачи и принципы лечения больных с заболеваниями ЦНС и периферической нервной системы.

3. Методические приемы, способствующие истинному восстановлению нарушенных двигательных функций.

4. Задачи и методические приемы компенсаторного лечебного комплекса.

5. Методики ЛГ, направленные на снижение мышечного тонуса.

6. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при спастических гемипарезах?

7. Этапы реабилитации больных, перенесших инсульт; задачи и средства реабилитации.

8. Реабилитационные мероприятия при вялых парезах и параличах.

9. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при вялых парезах и параличах?

10. Задачи и принципы лечения больных с ДЦП.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.