Что такое обкалывание для детей с дцп

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Л. К. Дорофеева, А. К. Едомский, Н. Г. Федорова, О. П. Ламыкина

Л.К. Дорофеева, А.К. Едомский, Н.Г. Федорова, О.П. Ламыкина

Омская государственная медицинская академия, Областная детская клиническая больница,

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Возможности восстановительного лечения больных с детским церебральным параличом (ДЦП) в последние годы расширились за счет внедрения новых современных технологий.

Последнее десятилетие, наряду с традиционными методами лечения, в неврологическом отделении детской областной клинической больницы детям с ДЦП применяется одна из современных восстановительных методик лечения — метамерное обкалывание церебролизином по методике Сквор-цова-Осипенко. Данный метод основан на захвате и пиноцитозе введенных веществ нервными окончаниями вегетативных клеток. По орто- и ретроградному аксональному транспорту активные вещества направляются к центральным сегментарным структурам спинного и головного мозга, чем обеспечивается строгая топографическая направленность метода и точное попадание информных веществ с периферии в нужный сегмент. Один курс лечения состоит из 5 обкалываний. Используется, преимущественно, церебролизин, реже ак-товегин. В зависимости от возраста больного и распространенности патологического процесса, на курс расходуются 5-10 ампул. Курсы повторяются через 2,5-3,5 месяца, минимально пациент должен пройти 5 курсов, что составляет 1 тур. Обкалывание проводится через день, в присутствии родителей ребенка.

Описанная методика применяется в комплексе с лечебной гимнастикой, общим, дифференцированным и точечным массажем. В последнее время при спастических формах ДЦП стали использовать склеромерный массаж. Этот метод основан на том, что при массаже надкостницы в ней вырабатываются антагонисты субстанции Р — эндорфины, аналоги морфия, которые блокируют болевую чувствительность, уменьшают поток болевых импульсов к спинному мозгу, снижают тоническую активность нейронов, а затем и спастику мышц.

Задержка психоречевого развития характерна практически для всех детей с ДЦП. Логопедические занятия проводятся в отделении с целью речевой коррекции (логопедический дифференцированный массаж, пассивно-активная гимнастика,

развитие речевого дыхания, шлифовка звуков), а также с целью тренировки мнестической деятельности.

Последние годы большую помощь больным с ДЦП оказывает психолог, основными задачами которого является формирование правильного отношения к болезни, снятие комплекса неполноценности, активизация резервов семьи в повышении веры в эффективность лечения, преодолении преград на пути социального утверждения в разные периоды жизни.

В отделении широко применяются электрофорез по Ратнеру и Новожиловой, импульсный ток, синусоидальные модулированные токи. Освоена микроволновая резонансная терапия, основанная на воздействии электромагнитного излучения миллиметрового диапазона очень малой мощности на биологически активные точки организма. После сеанса обкалывания церебролизином дети направляются на гелионеоновый лазер или ультратон на точки обкалывания. Широко применяется иглореф-лексотерапия.

За последние 10 лет в отделении обкалывание церебролизином по методике Скворцова-Осипенко получили 737 детей с двигательными и психоречевыми нарушениями (70 % из них составили дети с ДЦП).

На протяжении многих лет в структуре неврологической заболеваемости по отделению первое место занимает ДЦП (39,6 %), причем за последние 7 лет эта патология возросла более чем в 2 раза.

Нами были проанализированы анамнестические, клинические данные и результаты лечения 100 детей с ДЦП. Возрастной состав исследуемых детей находился в интервале от 10 месяцев до 13 лет. Мальчиков было несколько больше (52 %), чем девочек (48 %).

В структуре ДЦП преобладали спастическая диплегия (30 %), гемипаретическая форма (29 %) и двойная гемиплегия (28 %), редко встречались атонически-астатическая (2 %) и гиперкинетическая (1 %) формы.

Факторы риска повреждения ЦНС у большинства больных выявлены в период внутриутробного развития и отражены в таблице.

с/^тьи^пяв^^бассе №2(17) 2004

■ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Факторы риска развития ДЦП

Факторы риска Количество на 100

Угроза прерывания 44

Стимулированные роды 31

Возраст матери старше 30 лет 28

Оперативное родоразрешение 22

Экстрагенитальная патология у матери 16

Преждевременная отслойка плаценты 12

Родовая травма 11

Выдавливание плода 7

Обвитие пуповиной 7

Тазовое предлежание 5

Многоплодная беременность 5

Все указанные факторы способствовали развитию либо внутриутробной гипоксии плода (68 %), либо приводили к асфиксии в родах (26 %). Именно эти причины в дальнейшем обусловили развитие ДЦП у большинства детей.

Лечение больных с ДЦП комплексное, и должно начинаться с первых месяцев жизни. Мозг ребенка очень пластичен и обладает большими компенсаторными возможностями, поэтому рано начатое лечение дает значительные результаты. В отделении неврологии в лечении таких детей используется сочетание медикаментозной терапии, физиолечения, ортопедической и логопедической коррекции, массажа и ЛФК. Кроме того, больному ребенку и его родителям оказывается психологическая помощь. Было замечено, что наилучшие результаты достигались при ранней постановке диагноза (до 1 года — 27 %) и, соответственно, рано начатом лечении (до 6 мес. — 3 %, 6-12 мес. — 16 %).

У большинства исследуемых детей постановка диагноза ДЦП и оформление на инвалидность отмечались в возрасте от 1 года до 3 лет (55 %). Следует указать и на позднее включение в комплекс реабилитационных мероприятий метода метамерно-го обкалывания, преимущественно в 3-7 лет, что сказалось на результатах и темпах лечения. У таких детей медленнее восстанавливались двигательные функции, речь и, следовательно, в большей степени ограничивалось социальное общение и самообслуживание. На момент исследования дети находились на разных курсах лечения.

После первых курсов лечения регистрировался наибольший положительный эффект (84 %). У боль-

шинства детей уже в начале лечения, на 1-2 курсах, прослеживалось последовательное восстановление крупной моторики, отмечалось улучшение в эмоциональной сфере. На 3-4 курсах шло восстановление интеллектуально-мнестических функций, улучшались игровая деятельность и речь. На втором туре обкалывания происходило закрепление приобретенных навыков. По мере увеличения курсов, наблюдалось постепенное снижение темпов восстановления двигательных и интеллектуальных функций.

В зависимости от формы ДЦП, имелись различия в структурности и темпах восстановления нарушенных функций.

При спастической диплегии на первых курсах уменьшалась спастичность, дети стали опускаться на пятки, появились новые движения, улучшилась походка. Кроме того, почти у всех детей уменьшалась возбудимость, улучшались настроение и сон. На втором туре происходило закрепление приобретенных навыков.

При гемипаретической форме в начале лечения восстанавливались двигательные функции, преимущественно в нижней конечности: уменьшалась спастичность в мышцах, дети меньше подтаскивали ногу, дольше ходили, пытались прыгать. Также увеличивался словарный запас, к концу первого тура расширилась возможность социального общения. В дальнейшем нарастали активные движения в руке: дети чаще брали игрушки, больше манипулировали ими в игре. На втором туре лечения улучшились интеллектуально-мнестические функции: память, внимание, мышление, появился интерес к учебе и общению со сверстниками.

Наименьшие результаты лечения были достигнуты при наиболее тяжелой форме — двойной ге-миплегии. У таких детей на первом туре удалось добиться некоторого уменьшения спастичности, лучшей фиксации головы, понимания обращенной речи. Постепенно увеличивался объем движений в руках, дети тянулись к игрушкам, захватывали их. На втором туре многие из них пытались с поддержкой сидеть, стоять, ходить, т.е. шло преимущественное восстановление крупной моторики.

Таким образом, по данным проведенного исследования, метод метамерного обкалывания позволяет добиться частичного клинического эффекта в 95 % случаев. Эффективность метода зависит от срока постановки диагноза, начала лечения, формы ДЦП, регулярности проводимых курсов. Применение новых методик восстановительного лечения в комплексе с традиционными позволяет снизить степень инвалидизации детей, вплоть до приобретения ими навыков самообслуживания, социальной адаптации, значительно улучшить качество жизни.

У детей с ДЦП типичным видом нарушения является спастичность мышц. Различные группы мышц периодически становятся чрезмерно апряженными, а при попытке их растянуть напряжение нарастает. В настоящее время одним из эффективных методов лечения спастичности у детей является ботулинотерапия — введение в спастичные мышцы препаратов ботулотоксина типа А.

Что происходит в организме после введения ботулотоксина А?
Эффект от введения препарата в мышцу начинает проявляться через некоторое время после инъекции (от нескольких часов до нескольких дней, чаще всего через 5–7 суток). Продолжительность действия индивидуальна и составляет от нескольких месяцев до одного года, после чего патологический мышечный тонус частично возвращается. Весь период действия препарата должен быть максимально использован для проведения активной реабилитации. В это время происходит увеличение подвижности в суставах, укрепляются соседние ослабленные мышцы, в результате чего ребенок может обучиться новым двигательным навыкам. При определенных усилиях со стороны родителей и специалистов приобретенные навыки могут сохраняться даже на фоне снижения эффекта от первой инъекции. Кроме того, возможно проведение повторных инъекций в те же или другие мышцы для повышения эффективности комплексной реабилитации.
В случае тяжелого поражения двигательной сферы периодическое введение препарата приведет к снижению мышечного тонуса, уменьшению боли и облегчению ухода за ребенком.

Почему так важна реабилитация?
Важно понимать, что снижение спастики после введения препарата не самоцель, а начало длительной работы по освоению новых и более совершенных функций, которые ребенку со спастикой были раньше недоступны.
Чему учить ребенка, подскажут невролог, специалист по лечебной физкультуре, логопед и психолог. Они подробно объяснят, на каком уровне находится двигательное, психическое и речевое развитие малыша, дадут рекомендации по активизации тех мышц, в которые проводилось введение препарата.
Активизация мышц — это не только гимнастика, но и развитие той нужной и полезной деятельности, которую ребенок не мог осуществить из-за наличия спастики. Никто не сомневается в важности овладения ребенком социально-бытовыми навыками, игрой. Родителям станет намного легче ухаживать за малышом, когда он постепенно обучится самостоятельно кушать, умываться, одеваться, ходить в туалет и многому другому. Если ребенок освоит какую-либо деятельность в полной мере, то даже когда действие препарата закончится, навык может сохраниться. Это значит, что после угасания действия препарата и последующего повторения его введения работа с ребенком будет начинаться не с нуля, а с того навыка, над которым работали.

Как вводят ботулотоксин?
В случае если специалист считает, что ребенку необходимо проведение ботулинотерапии, он должен подробно разъяснить родителям все обстоятельства введения препарата, ожидаемый результат и возможные побочные эффекты от лечения. Если после этого родители примут положительное решение, специалист определит количество точек для инъекций и рассчитает необходимую для лечения дозу.
Для правильного расчета дозы необходимо знать точный вес ребенка. Перед введением препарата родителям предложат подписать информированное согласие на лечение, где будут указаны возможные временные побочные эффекты, предполагаемый срок действия препарата, общая доза и протокол инъекций.
Далее в запечатанном виде при определенном температурном режиме препарат будет доставлен специалисту и непосредственно перед введением, в присутствии родителей, распечатан и определенным образом подготовлен.
Введение препарата осуществляется инъекционно в определенные точки выбранных мышц. Чаще всего для инъекций используются шприцы с тонким диаметром иглы — чтобы уменьшить болевые ощущения. Если ребенок совсем мал, специалист постарается провести процедуру максимально быстро и с использованием минимально возможного количества уколов. В ряде случаев, при выраженной негативной реакции ребенка, используется местная или общая анестезия.
После введения препарата в течение часа маленький пациент должен находиться под наблюдением специалиста. В этот день у него может немного повыситься температура тела (до 37–37,5). Это в большинстве случаев не требует специального лечения.
После проведения процедуры при хорошем самочувствии ребенка нет необходимости ограничивать его двигательную активность. Однако следует воздержаться от проведения тепловых процедур (горячие ванны, сауна, аппликации парафина) на протяжении месяца после проведения инъекции.

После введения препарата: начинаем работать!
Приступая к развитию ребенка после введения ботулотоксина А важно понимать, что решение этой задачи потребует от вас изменения привычного уклада жизни. От того, как быстро вы осознаете эту необходимость и станете придерживаться нового режима и новых правил ухода за ребенком, зависят ваши успехи и то, как долго продержится положительный результат от введения препарата. Поэтому, если вы уже ввели сыну или дочке ботулотоксин А, не тратьте время на сомнения — сразу включайтесь в работу по развитию тех навыков, которые необходимы именно вашему ребенку. Подробные рекомендации по поводу формирования каждого навыка дадут специалисты по лечебной физкультуре, психолог и логопед, в несложных случаях — педагог (воспитатель).

Объединение усилий семьи и команды специалистов является одним из необходимых условий эффективности лечения и приводит к улучшению качества жизни ребенка и его близких.

Отвечаем на вопросы родителей

1. С какого возраста можно начинать лечение ботулотоксином типа А?
В настоящее время в России ботулинотерапия разрешена к применению с двух лет. Однако в последние годы разрабатываются схемы по использованию ботулинотерапии в раннем возрасте (начиная с первого года жизни). Зарубежные исследователи указывают на высокую эффективность в максимально раннем возрасте.

2. Моему ребенку уже вводили препараты ботулотоксина типа А раньше, но эффект был кратковременным и тонус быстро вернулся. Имеет ли смысл снова попробовать ботулинотерапию?
Неэффективность предыдущих инъекций могла быть связана с различными причинами (например, с техникой введения препарата или недостаточной последующей комплексной реабилитацией). Если у ребенка есть показания для лечения ботулотоксином, то нужно обратиться к специалистам по его введению и под их руководством продолжить комплексную реабилитацию с применением препаратов ботулотоксина А.

3. Сколько раз и до какого возраста нужно будет проводить инъекции для получения стойкого эффекта?
Сколько бы раз препарат ни вводили, его действие, направленное на расслабление мышц, будет временным. Повторять инъекции можно столько раз, сколько это необходимо для улучшения качества жизни ребенка. Однако доказано, что при комплексной реабилитации детей с ДЦП препарат наиболее эффективен в первое десятилетие жизни. В некоторых случаях введение препарата будет эффективным и в старшем возрасте. Ограничений по количеству повторных инъекций в одну и ту же группу мышц не установлено.

4. Какие побочные эффекты могут возникать от инъекций?
В первые дни после инъекции возможно возникновение небольших гематом в месте введения препарата, болезненность в этих точках, небольшое повышение температуры тела. Все эти симптомы исчезнут в течение нескольких дней и не требуют специального лечения. Спустя несколько дней, когда препарат начнет действовать, возможно появление таких побочных эффектов, как учащение мочеиспускания (если препарат вводился в мышцы бедер), неустойчивость при ходьбе, общая слабость. Эти побочные эффекты также будут носить временный характер.

5. После того как действие препарата закончится, может ли мышечный тонус стать выше, чем до инъекции?
Патологический мышечный тонус может полностью вернуться до исходного уровня в том случае, если в период действия препарата не будет проводиться активная комплексная реабилитация. Нарастание мышечного тонуса по сравнению с уровнем, который был у ребенка до инъекции, в большинстве случаев не возникает. Если ребенок за время эффективного действия ботулотоксина А освоил новые движения и приобрел бытовые навыки, то после окончания действия препарата они частично сохранятся. Последующие инъекции помогут вам закрепить достигнутый эффект.

Каждый родитель должен знать, что:

-введением препаратов ботулотоксина типа А занимаются врачи-неврологи, прошедшие сертификационные курсы подготовки. Инъекция проводится на базе поликлиники или в специализированном реабилитационном центре в амбулаторном режиме. Если в вашей поликлинике таких специалистов на данный момент нет, то ребенок может быть направлен к окружному или областному неврологу для решения вопроса о том, где, при наличии показаний, возможно проведение данного лечения;

— если ранее по месту жительства вам было отказано в применении данного метода лечения, вы можете получить квалифицированную консультацию в тех центрах, где имеется опыт по его применению;

— терапевтический эффект от введения препаратов ботулотоксина А выражается снижением тонуса мышц, улучшением их линейного роста, увеличением объема движений в суставе;

— действие препарата обычно продолжается три-четыре месяца и для получения стойкого эффекта нужно делать не менее двух-трех инъекций в год;

— для рационального использования времени действия препарата и усиления его терапевтического эффекта с целью организации новых видов деятельности ребенка обычно применяются следующие методы:
* кинезиотерапия (индивидуальная и групповая);
* проприоцептивная коррекция с использованием современной аппаратуры, работающей по принципу БОС (биологической обратной связи);
* консервативная ортопедическая коррекция;
* физиотерапия;
* психологическая и дефектологическая коррекция;

— весь процесс лечения сопровождается плановой коррекционной работой, направленной на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности ребенка на фоне развивающихся двигательных возможностей.

Важные подробности

Жители Ростова и Ростовской области могут обратиться в следующие учреждения:

Мы кололи четыре раза. В течение трех-четырех месяцев действительно снижается тонус и очень заметно. Если упираться изо всех сил (гимнастика и массаж постоянно), эффекта хватает нам на 6–7 месяцев. Очень часто колоть не хочется — все-таки токсин. Сейчас состояние ребенка даже хуже, чем три года назад, до первого обкалывания. Не уверена, что дело именно в препарате — может быть, в большей степени это связано с усилением роста конечностей. Но сильные сомнения по этому поводу есть.

Мы два или три раза делали эти уколы в центре реабилитации. Мне не понравилось. В последний раз мы даже ползать перестали на два месяца. Проблемы со стулом начались. Да, расслабление было, но через несколько месяцев спастика стала еще больше. Теперь ноги вообще как деревянные — шину не надеть. Так что я больше эти препараты колоть не буду.

Мы тоже делали три раза. После первого введения результат продержался три месяца, после второго около двух месяцев, а после третьего целый месяц такая слабость в ногах была, что ребенок не мог ходить. И это при том, что до уколов дочка даже за одну ручку могла ходить, была довольно подвижная. Сейчас вот метод Ульзибата попробовали.

Цель этих инъекций — временная блокировка синергиста. Если за время этой блокировки успеете научить мышцу правильно сокращаться — хорошо. Если нет — деньги на ветер.

Ботокс используют также для облегчения боли ,улучшения позы, контроля над тремором и спазмом. При оперативном лечении Ботокс значительно снижает постоперационную боль, снижает необходимость контроля над болью, уменьшает сроки стационарного лечения. Многие хирурги используют Ботокс для предотвращения болезненных послеоперационных спазмов, для защиты мягких тканей от непроизвольных движений до окончания лечения. Позволяет уменьшить объем операции или избежать ее вовсе. Введение Ботокса является хорошим способом оценки прогнозирования потенциально возможного положительного эффекта планируемого хирургического вмешательства, особенно - при операциях на кисти. Введение Ботокса позволяет отложить оперативное вмешательство по достижении ребенком возраста 8 лет. Ботокс значительно улучшает качество жизни ребенка и облегчает уход за ним. Усталость часто является проблемой для людей с ДЦП, поскольку им приходится прилагать двойное усилие для перемещения вокруг. Так как при лечении Ботоксом облегчаются движения, снижается расход энергии.Скелетные мышцы напрягаются, или сокращаются, в ответ на высвобождение из нервных окончаний химического вещества(медиатора)- ацетилхолина. Слишком высокая продукция ацетилхолина ведет к повышению мышечного тонуса, и в итоге- к спазму. Когда Ботокс впрыскивается в мышцу, высвобождение ацетилхолина блокируется, приводя к расслаблению напряженных мышц. Инъекции начинают действовать в пределах нескольких дней и до тех пор, пока новые нервные окончания вновь не восстановятся, что занимает обычно около 12-16 недель. Однако функциональные улучшения держаться дольше.

Перед назначением препаратов ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®) детям со спастическое формой церебрального паралича необходимо тщательное обследование. Такое обследование позволяет отобрать только подходящих для такого метода лечения детей. Важно, чтобы в конечностях, в которые будет вводиться препарат, отсутствовали фиксированные контрактуры. Для каждого больного ребенка разрабатывают специальный план лечения, что позволяет составить четкое представление об ожидаемых результатах. Препараты разрешены к применению у детей старше 2-х лет. Препарат вводят в малой дозе непосредственно в пораженную мышцу, предварительно четко изучив особенности местоположения этой мышцы у данного больного. Можно вводить препарат в несколько точек одной мышцы. В результате инъекции достигается расслабление мышцы. Как правило, за 1час до произведения инъекции на предполагаемое место инъекции наносят специальный крем для местного обезболивания; очень маленьким, беспокойным или непослушным детям перед инъекцией можно назначать седативные препараты. Необходимости в общей анестезии (наркозе) обычно не бывает. Повторные инъекции проводят, когда эффект предыдущей инъекции препарата сходит на нет, что обычно случается через 3 месяца после инъекции (в некоторых случаях эффект сохраняется более длительный срок). Важность физиотерапии Крайне важным является применение физиотерапии вслед за инъекцией ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®). Выполнение физических упражнений и тренировка определенных мышц позволяет достичь максимальной степени и длительности положительного эффекта, получаемого от введения препарата. Существенную роль играют родители, помогая ребенку ежедневно выполнять необходимые упражнения. Сочетание физиотерапии с инъекциями Ботокса может полностью избавить некоторых детей от необходимости проходить хирургическое лечение. Необходимость применения специальных корсетов или многоэтапного наложения фиксирующих повязок (бинтования) зависит от степени выраженности имеющихся у ребенка контрактур и деформаций. Специальные корсеты, растягивающие мышцы, помогают поддерживать положительные сдвиги, полученные после введения препарата, и лучше управлять движениями, особенно – движениями ног. Обучение походке может дать возможность пациенту достичь такого прогресса, что необходимость в ношении корсета отпадет. Некоторым детям для повышения эффективности инъекций ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®) показано многоэтапное наложение фиксирующих повязок (многоэтапное бинтование).

Преператы ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®) не могут творить чудеса – полностью излечить церебральный паралич этим препаратом нельзя. Степень положительного эффекта зависит от выраженности спастичности, возраста ребенка, типа и количества физиотерапевтических мероприятий, проводящихся после осуществления инъекции. Однако у детей со спастичностью нижней конечности положительные сдвиги в характере походки (от ходьбы на цыпочках до ходьбы с нормальной постановкой стопы с пятки на носок) наступают обычно в пределах двух недель после инъекции, а максимальный положительный эффект достигается по истечении 6 недель после инъекции. Это улучшает способность ребенка удерживать равновесие и облегчает ходьбу. Препараты ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®) наиболее эффективны при их применении на более ранних стадиях спастичности. Ботулотоксин потенциально способен производить долгосрочные положительные сдвиги, а в некоторых случаях позволяет достигать стабильного улучшения. Хотя в последствии многие дети нуждаются в корректирующем хирургическом лечении, инъекции препаратов позволяют отсрочить операции до тех пор, пока ребенок не достигнет достаточного для проведения более целенаправленной операции возраста (около 10 лет).

Лечение ДЦП препаратами ботулотоксина типа А (Ботокс®, Диспорт®) большинством детей переносится очень хорошо. Однако у части детей могут возникать некоторые побочные эффекты, особенно – во время нескольких первых недель после инъекции, хотя эти побочные эффекты, как правило, преходящи и выражены очень мягко. Они включают:

  • Постинъекционная боль, требующая простого обезболивания
  • Увеличенная частота падений в течении первых 2-х недель после инъекции
  • Лихорадка
  • Перепады настроения
  • Запоры после введения препарата в мышцы верхней части бедра
  • Трудность с глотанием, особенно, если инъецированы руки или шея
  • Снижение чувствительности к препарату при повторных инъекциях (после успешного предшествующего введения препарата).
  • Усталость

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.