Как фотографировать детей с дцп

Как проект для соцсетей стал выставкой в московских парках

  • Маша Шаталина , 14 ноября 2018
  • 47001
  • 3


В прошлом году в соцсетях запустили флешмоб #янеалкаш, триггером для которого стало высказывание социолога Ольги Крыштановской о детях с инвалидностью: якобы они рождаются в результате пьяного зачатия. Тема инвалидности с рождения — особая для Кати и Жени Глаголевых. Их пятилетняя дочь Саша живет с синдромом Эдвардса — хромосомным заболеванием со множественными пороками развития, которое врачи не диагностировали во время беременности. Катя — фотограф, и после флешмоба она решила собрать истории семей с особенными детьми и показать их другим.

Про Сашу

Я думаю, это врачебная профдеформация. Пять лет назад все это сильно меня ранило. Но когда я больше узнала о таких детях, изучила статистику по отказникам, то поняла, что они имели в виду. Ни тогда, ни сейчас это не значит, что детей не надо любить, не надо за ними ухаживать. Но врачи видят другую сторону: как эти дети живут и умирают в детских домах — отсюда и отношение.

Мы вышли из больницы и как-то по-другому стали ко всему относиться. Завели Саше страницу в фейсбуке — хотели, наверное, помочь таким же родителям, как мы, делиться с ними информацией, опытом. Если погуглить данные по синдрому, то статистика коротенькая, историй практически нет. Ты просто не знаешь, чего ждать, что будет с ребенком дальше, как он будет развиваться, с чем еще придется столкнуться.

Нам начали писать — не только из России, но и из других стран: ой, а мы с таким же синдромом, а посмотрите, как у нас. Мы делились какими-то вещами: что нам подошло, как мы с какими-то ситуациями научились бороться. Мы видели, что на Сашину страницу подписываются разные люди, в том числе не имеющие отношения ни к заболеванию, ни к благотворительности. Получается, мы просто зацепили их своей историей. Сейчас у Саши больше тысячи подписчиков. Когда мы долго не выходим в эфир, многие волнуются, спрашивают, все ли у нас в порядке. Это важно. Для нас это реальная поддержка.


Катя: Саша дышит сама, но у нее есть бронхо-легочные патологии, из-за чего она периодически нуждается в кислороде. Хоспис поддержал нас с технической стороны, специалисты приезжали к нам домой постоянно, учили, что и как делать, вместе с их диетологом мы подбирали Саше питание. В общем, была какая-то рутинная работа — и мощная поддержка, эмоциональная в том числе.

У людей есть внутренняя осторожность: видят больного ребенка — значит, это мама какая-то асоциальная

Катя: Когда мы размещали объявления о съемках, я думала, что откликнутся три-пять семей. Но в итоге пришло больше 60 заявок, отовсюду — и мы просто ахнули. Естественно, нам написали те семьи, которые уже давно приняли диагноз и живут открыто, кто не стесняется публичности, кто готов обниматься и любить на камеру. Это было для меня открытием: параллельно я занимаюсь коммерческой съемкой и вижу, какой у людей бывает зажим, как их нужно раскручивать на эмоции, вытаскивать любовь между детьми и родителями. А тут любовь течет — не надо ничего просить. Просто успевай ловить эту невероятную энергию в глазах, в отношении друг к другу.

Я знала, что из-за Саши я физически не смогу ездить куда-то далеко: обхвачу Москвы и ближнее Подмосковье. Это был колоссальный труд, просто волонтерская работа. Мы поняли, что в месяц мы не уложимся, что нужно закладывать три-четыре. В итоге на съемки ушло полгода. Где-то я ездила сама, где-то Женя помогал, возил меня. Мне нужно было показать этих детей — что они живые, красивые, любимые.

Катя: У многих была одна и та же просьба: напишите про нас, чтобы люди подходили и читали. Да, увидят фотографии, но они сняты так, что вы не поймете сразу, в чем дело. Я старалась, искала ракурсы: вот ребенок, и спастика у него, и он весь выкрученный, или он на ИВЛ (искусственной вентиляции легких. — Прим. ред.), или у него раздутое лицо. И ты смотришь на него и думаешь, как поймать не только взгляд, но и эмоцию. У кого-то была сложная съемка: я старалась очень деликатно снять ребенка, представляла, как его видит мама. Я же не вижу, что у Саши трахеостома и зонд или что у нее нет уха. И всех этих детей я не вижу больными уже давно. Думаю, что смысл именно в этом: если будет насмотренность, то пройдет страх перед такими детьми и заболеваниями.


Про пап и мам

Катя: Семьи, где я была, практически в 70 % случаях были без пап. Многие папы ушли на первом году жизни, как только стало понятно, что ребенок будет трудный, или еще по каким-то причинам — я не знаю.

Женя: Я знаю. Я сначала осуждал отцов, а потом понял. Очень часто мама вокруг ребенка выстраивает барьер, она себя с ним ассоциирует полностью. А мужчина просто оказывается на обочине. И он не может просто пробиться через эту стену — навыка же нет, нас не учат этому. И мужчине гораздо проще быть на стороне — помогать деньгами или вообще уйти. Потому что это очень сложная ситуация. В этот момент обостряются все конфликты: стадия острая, муж и жена обвиняют друг друга, родители подливают масла в огонь… Но есть случаи, когда отцы возвращаются в семьи. Я знаю историю, когда папа забрал больного ребенка к себе, но ушел от жены, не смог с ней жить.

Катя: Самая большая проблема во всем этом — то, что ты остаешься со своим ребенком практически один на один. Я видела мам, которые справляются со всем в одиночку — это же женщины, которые ради ребенка перевернут мир. А по-другому никак — они просто железными становятся.

Женя: Они создают общие группы в соцсетях, обмениваются опытом: к какому врачу сходить, как организовать перевозку, какие льготы или оборудование положены от государства — мамы делятся информацией друг с другом, потому что никто тебе никогда всего этого не расскажет. Чтобы добиться чего-то от государства и знать, что это положено, нужно быть очень подкованным и настырным. И если мама такая вся не в себе — не может смириться с ситуацией, принять ее, — то она не сможет помочь своему ребенку, разобраться, что подходит именно ему. А тут вопрос времени критический: чем раньше ты начнешь ребенком заниматься, тем больше у него будет шансов.

Опять же все всегда относительно. У одного ребенка такие тяжелые пороки, и семья держится молодцом, а у другого легкая форма ДЦП, а мама вообще не в себе. Потому что она начинает сравнивать его с обычными детьми — особенно если он единственный в семье. Это очень опасные истории, когда ты сравниваешь своего ребенка с обычным, потому что разница всегда будет непреодолимая. И очень многие на этом ломаются: мы хотим, чтобы он был как все, делал как все, а он как все никогда не будет.

Чтобы добиться чего-то от государства и знать, что это положено, нужно быть очень подкованным и настырным

Про принятие

Катя: Очень интересно наблюдать, как родители после принятия просто шутят с детьми, смеются над ними. Смеются, конечно, не в плохом смысле — мы тоже так над Сашей подтруниваем. Со стороны это смотрится дико: родители сумасшедшие — что за черный юмор? А мы запросто можем шутить на тему смерти или каких-то Сашиных особенностей: например, называем ее одноухим бандитом. Мы просто реально ржем над Сашкой иногда, она смешная. И это нормально. Я вижу, что и другие родители используют это как способ выйти из ситуации: не горевать, а просто над этим же посмеяться.


Про отношение окружающих

Женя: В каком-то телешоу говорили, что у нас две трети населения именно так и считают: дети с инвалидностью — это дети из социально неблагополучных семей. И многие семьи, которые Катя снимала, рассказывают о том, как они приходят на площадку с ребенком, а другие уходят. Просто встают, забирают детей. Боятся.

Катя: Дети вообще очень просто коммуницируют. А некоторые родители считают, что это заразно — ну как рак заразен. У нас же есть внутренняя осторожность: видят больного ребенка — значит, это мама какая-то асоциальная, и им без разницы, как она выглядит, как она одета.

Смысл именно в этом: если будет насмотренность, то пройдет страх перед такими детьми и заболеваниями

И тут все дело в том, как ты рассказываешь. Я видел, как объясняют учителя — это вообще трэш. Им надо запретить говорить на темы, в которых они не разбираются. Они рассказывают об инвалидности сухим канцелярским языком: есть же методические рекомендации по проведению таких уроков. Идея классная, правильная. Но ее отдают учителям, которые перегружены бумажной работой. Поэтому, когда мы приходим в школу, они радуются: они у себя галочку поставили, что провели, а мы общаемся с детьми.


Про планы

Я уверена, что когда будет некая насмотренность — как в любом деле она много что решает, — пропадет вот этот страх у людей и появится та толерантность, о которой мы все мечтаем. Очень хочется спокойно выходить со своим ребенком на улицу, не натыкаясь на осуждающие взгляды. Я понимаю, что они будут, я бы сама смотрела, если бы увидела ребенка с трубками на улице, но хочется добиться этого, наверное. Может, это произойдет спустя десять лет, но кто-то же начинает такие дела.


Детский церебральный паралич, вопреки распространённому мнению, не является самостоятельным заболеванием, а представляет собой совокупность синдромов различного происхождения. Объединяет их то, что при них поражается головной мозг и, как результат, нарушаются двигательные способности ребёнка. Одной из главных особенностей ДЦП считается проявление симптоматики у детей до года, в тот момент, когда происходит формирование основных функций мозга.

  • Причины детского церебрального паралича
  • Признаки ДЦП: фото
  • Формы ДЦП
    • Спастическая диплегия
    • Двойная гемиплегия
    • Гемиплегия
    • Гиперкинетическая форма ДЦП
    • Атаксическая форма ДЦП
  • Стадии заболевания
  • Диагностика заболевания
  • Лечение детского церебрального паралича

Не имеет значения, к какому социальному слою принадлежит мальчик или девочка, — недуг может постичь каждого. Как показывает статистика, на тысячу здоровых малышей до года приходится 3–4 больных. Если у одних симптомы малозаметны, и заболевание имеет вялотекущий характер, то другие вынуждены испытывать на себе тяжёлую форму болезни.

В последние годы наблюдается неутешительная тенденция, свидетельствующая о том, что до 45% всех малышей с ДЦП были недоношенными. Преждевременные роды делают детей уязвимыми, так как они появляются на свет с несформированными системами внутренних органов, что нередко приводит к мозговым повреждениям от кислородного голодания. Доля детей с ДЦП по причине нехватки кислорода и переизбытка углекислого газа в крови на момент рождения не превышает 15%. Чаще всего ДЦП развивается у детей до года из-за наличия скрытой инфекции у матери, преимущественно при токсическом воздействии на мозг эмбриона.

Причины детского церебрального паралича

ДЦП у детей до года возникает из-за множества факторов, но главными из них выступают:

Внутриутробные причины

  • Состояние острой гипоксии плода, которое влечёт за собой сокращение поступления кислорода в ткани головного мозга и отмирание нервных клеток.
  • Попадание инфекционного агента в утробу матери, влекущее поражение мозга. Причиной инфекции могут стать болезни матери такие, как токсоплазмоз, герпес или сифилис.
  • Недоношенный плод. В таких случаях может развиться его гипертрофия, замедление роста и дефицит веса.
  • Параметры тазового дна матери не соответствуют габаритам плода.

Причины, связанные со здоровьем матери


  • Невылеченные инфекционные заболевания.
  • Бесконтрольный приём медикаментозных препаратов во время вынашивания ребёнка.
  • Хроническая интоксикация из-за злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими веществами, табаком.
  • Травмы, полученные во время беременности.
  • Резус-конфликт. Возникает, когда у матери отрицательный резус-фактор, а у плода положительный.

Причины, связанные с родовыми травмами

  • Отслаивание плаценты раньше срока. Это приводит к сбоям в поставке кислорода плоду.
  • Анатомическая особенность строения таза. Узкий таз нередко бывает виновником родовых травм.
  • Неправильный характер предлежания плода (тазового, лицевого, лобного, ножного).
  • Кесарево сечение. Подобная операция лишает плод естественным образом сформировать позвоночный канал.
  • Скоротечные роды, при которых плод может не успеть совершить нужные разгибательные манипуляции, вследствие чего столкнётся с мощным сопротивлением родовых путей.
  • Длительные роды, при которых сильно сдавливается и деформируется позвоночный столб.
  • Искусственное стимулирование родов, ведущее к ускорению процесса при неподготовленности родовых путей.
  • Ошибки акушера-гинеколога. Например, чрезмерно защищая промежность от разрывов, или же, проводя позднюю эпизиотомию и перинеотомию, врач создаёт условия, при которых головка плода упирается в тазовое дно и излишне сгибается.
  • Инструментальное родоразрешение посредством наложения щипцов и экстракторов.

Травмы, полученные ребёнком в первые месяцы жизни

  • Чаще всего это связано с падением на твёрдую поверхность или ушибами головой о стену.

Признаки ДЦП: фото

Родители не сразу могут заподозрить у своего ребёнка наличие ДЦП, но первые признаки обычно становятся явными уже в грудном возрасте. Крайне важно обнаружить их на ранней стадии заболевания и вовремя показать грудничка врачу. Как правило, в первые недели жизни ДЦП себя практически никак не проявляет, но постепенно формирующаяся нервная система создаёт клиническую картину заболевания.

Симптомы, указывающие на ДЦП:


  • Двигательные навыки детей имеют определённую последовательность формирования. На втором месяце жизни грудничок без труда должен в лежачем положении поднимать и фиксировать голову. Если у ребёнка задерживаются в развитии первые двигательные навыки, и значительно отстаёт развитие речевого аппарата, то это повод бить тревогу. Родителям таких детей важно завести дневник, в котором будут записываться важные изменения в жизни ребёнка (способность переворачиваться, держать головку, улыбаться).
  • Ребёнок не может самостоятельно перевернуться с живота на спину.
  • Существуют безусловные рефлексы, появляющиеся у детей в первые дни жизни, которые со временем исчезают. Они получили название — рефлексы новорождённых. Так, при ладонно-ротовом рефлексе, когда ребёнку надавливают на ладони, то он открывает рот. Когда новорождённый опирается на ноги и его слегка наклоняют, в результате чего он совершает подобие шагов, то говорят о рефлексе автоматической ходьбы. В большинстве случаев эти рефлексы угасают на втором месяце жизни. Сохранившиеся до 6 месяца рефлексы могут указывать на нарушение работы ЦНС.
  • Безразличное отношение к игрушкам. Здоровый ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам, начиная с 3 месяцев.
  • Двигательное нарушение глазных яблок, признаки косоглазия.
  • Малыш на непродолжительное время может замереть в статичной позе или совершать неконтролируемые движения, например, кивки головой.
  • Ребёнок не может ползать и передвигаться, у него не получается удержать в руках предметы.
  • Слабость в мышцах верхних или нижних конечностей.
  • Повышенный тонус или патологическая спастичность.
  • Мышечные судороги.
  • Новорождённый не тянется к матери, отсутствие контактов с ней ведут к раннему отказу от грудного вскармливания.

Формы ДЦП

В зависимости от участка поражения головного мозга ДЦП может проявлять себя по-разному. В некоторых случаях болезнь не вызывает серьёзных отклонений, однако при тяжёлом течении заболевания, последствия могут быт крайне непредсказуемыми. Различают следующие виды ДЦП:

Для неё характерно:

  • Повышенный тонус верхних и нижних конечностей
  • Поражение затрагивает преимущественно нижнюю часть тела
  • Верхним конечностям легче координироваться и двигаться


Из всех видов ДЦП диплегия диагностируется чаще остальных, а её симптоматика даёт о себе знать в первые месяцы жизни. Интеллектуальные способности не страдают, ребёнок в дальнейшем поддаётся обучению и социализации. К сожалению, имеется доля вероятности, что малыш будет отставать от сверстников в интеллектуальном плане. Возможно незначительное отклонение в психоэмоциональном развитии. Как свидетельствует практика, спастическая диплегия в основном обнаруживается у недоношенных младенцев. Тем не менее, главная причина недуга — это закупорка сосудов в желудочках мозга и разжижение клеточных мембран нервной ткани. Поражается часть мозга, которая отвечает за двигательную моторику.

Для неё характерно:


  • Сильнейшее расстройство двигательной активности рук
  • Выраженное поражение ног
  • Нарушение речи
  • Отсутствие способности самостоятельно совершать жизненно важные манипуляции
  • Атрофирование зрительного нерва
  • Ригидность мышечных волокон

Самый тяжёлый вид ДЦП, значительно ухудшающий качество жизни ребёнка. Такие дети неспособны полноценно осваивать образовательные программы, не могут управлять своими движениями. Основная причина патологии — кислородное голодание плода. Поражается кора больших полушарий, либо целый мозг.

Для неё характерно:

  • Поражена одна из сторон (правая или левая).
  • Торможение в умственном развитии.
  • Отклонение в психоэмоциональном развитии.
  • Специфическая походка (нога выпрямлена, а рука согнута).
  • Иногда случаются эпилептические припадки.

Дети, поражённые таким видом ДЦП, труднообучаемы и серьёзно отстают в развитии от ровесников. Вина в появлении гемиплегии лежит на перенесённых инфарктах мозга или кровоизлияниях в мозг. Нарушена функциональность коры больших полушарий и подкорковых структур, ответственных за двигательные навыки.

Для неё характерно:

  • Не поддающиеся контролю движения верхних и нижних конечностей
  • Искривление позвоночника
  • Неправильная постановка ног
  • Заторможенность движений
  • Судорожное сокращение мышц
  • Несвязная речь

Для неё характерно:


  • Пониженный мышечный тонус
  • Отмечаются ярко выраженные сухожильные рефлексы
  • Нарушение речи
  • Нарушена координация движений
  • Ребёнок не может сохранять равновесие
  • Нередко появляются сопутствующие заболевания, например, олигофрения
  • Отставание в интеллектуальном развитии

Причины такой формы болезни – травмы во время родов, асфиксия, ишемическая болезнь. Поражается мозжечок.

Рассмотренные формы ДЦП проявляют себя в разной мере. Степень заболевания взаимосвязана с размером поражения головного мозга. Определяющую роль играет своевременное начало занятий ЛФК и коррекция речевого аппарата.

Степени тяжести ДЦП:

  • Лёгкая. Ребёнок может передвигаться без помощи взрослых. В будущем он самостоятельно посещает школу и может освоить какую-нибудь профессию.
  • Средняя. Ребёнок не может обходиться без посторонней помощи, но шанс освоиться в социуме достаточно велик.
  • Тяжёлая. Абсолютная зависимость больного от других людей.

Стадии заболевания

Принято выделять три стадии ДЦП:

  • Ранняя. Берёт начало с момента рождения ребёнка. Для неё характерно задержка развития врождённого двигательного рефлекса, задержка редукции тонического рефлекса и становление установочных рефлексов. К ранней стадии ДЦП относят болезни детей до 5 месяцев.
  • Резидуальная начальная. Отмечается патология двигательного и речевого развития малыша. Характеризуется полностью сформированной патологией двигательного стереотипа. Контрактуры выражены, преимущественно, в суставах нижних конечностей, в существенно меньшей мере — верхних. Стадия охватывает период от 5 месяцев до 3 лет.
  • Резидуальная конечная. Заключительная стадия ДЦП. Наблюдается окончательное формирование патологического двигательного стереотипа как в скелетной, так и в артикуляционной мускулатуре. Скелет деформирован. У ребёнка определяются частые судороги, происходит нарушение зрительной, слуховой, речевой функции. Затруднено глотание, возможны патологии зубов.

Диагностика заболевания

Врач, комплексно обследуя ребёнка, особое внимание уделяет основным рефлексам и тонусу мышц. Если появляются подозрения на морфологические изменение в головном мозге, то назначаются дополнительные диагностические методы:

  • Ультразвуковое исследование мозга
  • Электроэнцефалография
  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография

Лечение детского церебрального паралича

Установив точную причину, вызвавшую патологический процесс, врач назначает соответствующее лечение. Среди распространённых методов терапии ДЦП выделяют:


  • лечебный массаж;
  • лечебно-оздоровительную физкультуру;
  • физиолечение;
  • нейро-развивающую терапию по методике Бобата
  • Войта-терапия;
  • использование вертиколизаторов и ортезов;
  • иппотреапия и дельфинотерапия (общаясь с животным, ребёнок улучшает координацию и лучше адаптируется к социуму).

В особо тяжёлых случаях требуется медикаментозная терапия, а иногда и хирургическое вмешательство.

Самые популярные препараты, назначаемые при ДЦП:

  • Противосудорожные лекарства (фенобарбитал, дифенин).
  • Расслабляющие препараты (баклофен, диазепам).

Уханова Наталия Владиславовна
Художественная фотография как средство социализации детей с ОВЗ

И здесь внеурочная деятельность предоставляет нам большие возможности.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Возраст детей 12 – 15 лет. Кружок пользуется популярностью, поскольку на сегодняшний день человеку трудно представить свою жизнь без фотографии, она сопровождает каждого из нас с момента рождения, по всей жизни и до самой старости. Особенность занятий в нашем кружке - в возможности объединить несколько групп, различных по уровню подготовки и возрасту. Младшие учатся на примере старших, а те в свою очередь поддерживают новичков.

На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями детей с ограниченными возможностями.

Занятия кружка позволяют:

1. Научить детей правильно фотографировать, редактировать, записывать на носители и упорядочивать фотографии в архиве.

2. Создавать мини - видеофильмы о своём классе, школе, семье, друзьях и т. д.

3. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, память, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

4. Развивать коммуникативную компетенцию детей. Организация деятельности кружка предполагает и основывается на работе в команде – съемочной группе (сценарист – режиссер – оператор – монтажер). За время обучения все учащиеся попробуют себя в различных творческих ситуациях.

6. Фотография позволяет ребёнку научиться оценивать результаты своей деятельности, повысить самооценку, привлечь внимание к себе других людей.

Итогом съемок становится оформление фотовыставки, демонстрация фото и видео отчетов, конкурс фоторабот, что стимулирует учащихся на дальнейшую творческую деятельность.

За прошедший учебный год (2016-2017 год)коллектив нашего кружка подготовил 4 презентации:

- К дню Учителя. Дети фотографировали всех педагогов со своими классами.

- К Международному женскому дню – 8 марта. В этот раз фотографировали всех сотрудниц школы. На каждой фотографии делали подпись имя и отчество, выделяя какую-либо букву. Из этих выделенных букв на последнем слайде презентации складывалось поздравление нашим женщинам. В этой работе использовано большое количество различных видов анимации.

- К Дню открытых дверей в школе. Фотографировали все помещения школы: кабинеты, коридоры, рекреации, санитарные узлы, душевые, столовую. Презентация состоит из 64 слайдов в среднем по 5 фотографий на каждом.

- К последнему звонку для выпускников 9 классов. Фотографировали выпускников, нашли их детские фотографии и подготовили презентацию, так же с использованием анимации.

- Были задействованы в съёмках праздников, концертов и других мероприятий, проводимых в школе.

- Проводили съёмку занятий и уроков для аттестации учителей, для участия других кружков в конкурсах.

- Каждый месяц мы оформляем выставку фотографий, которые украшают коридор 1 этажа нашей школы.

Наши работы участвуют в течение года в различных конкурсах:

В процессе работы в кружке дети научились не только практическим навыкам работы с графической информацией, но и работать в команде, взаимодействовать с окружающими людьми. Они ориентируются в содержание и смысле поступков своих и чужих, что важно для формирования их личностных и социальных компетенций. Полученные знаний в области информационных технологий является составным элементом общей информационной культуры современного человека и служат основой при выборе будущей профессии.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.


Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста b]Социальные акции как средство ранней социализации детей дошкольного возраста[/b] Ильина Надежда Васильевна, воспитатель Разумова Ирина.


Когда Елена Шумилова выложила в Интернете фотографии своих сыновей, играющих в деревне, они стали вирусными и собрали более 60 миллионов просмотров.



Успех этих портретов у широкого круга зрителей связан с тем, что они передают волшебное настроение и вызывают ностальгию по ушедшему детству. Елена Шумилова стала получать письма от разных людей, некоторые признавались, что до слёз растроганы её фотографиями.

Родители инстинктивно стремятся запечатлеть своих детей, чтобы сохранить этот краткий срез времени, ведь они так быстро вырастают. Но результаты студийных фотосессий выглядят неестественно.

Мы хотим, чтобы наши дети выглядели на портретах искренними, такими, какие они есть на самом деле, без вымученных улыбок.

Кажется, Елена Шумилова обладает какими-то чарами для съёмки природных детских фотографий.


Фото Ивана Макарова

Её мало отвлекла внезапная популярность. Елена сосредоточена на своих детях и продолжает фотографировать их каждый день.


Фото Ивана Макарова

Елена Шумилова поделилась своими секретами, которые помогают ей снимать прекрасные ностальгические фото.

Вот замечаете вы идеальный момент – ваши дети играют и смеются, освещение отличное. Вы видите прекрасную картину, которую хотите запечатлеть, спешите за фотокамерой, но.

Они видят фотоаппарат. Напрягаются. Момент утрачен.

При фотографировании детей, важнее всего делать это часто – каждый день.


Если вы фотографируете их лишь время от времени, то малыши меняются при виде фотокамеры. Здесь главное постоянство. Тогда вашим моделям будет комфортно перед объективом.

Чтобы получить наиболее оригинальные и искренние фотографии, Елена старается поймать момент, когда они играют друг с другом и совершенно забывают о фотоаппарате.

Видео о том, как Елена Шумилова создаёт свои ностальгические фотографии:

Елена придерживается простого правила: одежда не должна отвлекать внимание от того, что происходит на фото.



Но следовать такому простому принципу не так уж и легко. Современную детскую одежду изготавливают в ярких цветах, она пестрит надписями и изображениями героев мультфильмов. На фотографиях всё это уводит внимание от детей.

Когда Елена всерьёз занялась фотосъёмкой, ей пришлось перебрать и обновить весь детский гардероб. На поиск новых нарядов ушло немало времени, но теперь она точно знает, что любая вещь в шкафу подойдёт для фотопортрета.

Новорожденные
Часто родители спрашивают Елену, почему месячные младенцы выглядят на её портретах так спокойно? Как ей это удаётся? Известно, что в этом возрасте многие детки часто плачут или ёрзают.


На самом деле здесь у родителей есть значительное преимущество. Мамы проводят с детьми 24 часа в сутки, и точно знают, когда ребёнок плачет, а когда нет. Родительские инстинкты помогают выбрать правильный момент.


В эти годы дети ведут себя естественно. Их не волнует, что кто-то на них смотрит, или, что о них подумают другие. И их не напрягает, направленный в их сторону объектив. Дети ещё не смущаются, они непринуждённы.


Возраст от 5 лет и старше
Когда они старше, становится немного сложнее. Уже в пятилетнем возрасте дети смущаются перед фотокамерой. Они начинают позировать.

Здесь нужно запастись терпением. Пусть они играют, а вы затеряетесь в фоновом режиме. Лучшие фотографии Елены всегда получаются в конце фотосессии, когда дети совсем забывают о фотокамере.


Фото Ивана Макарова

Домашние животные отличаются так же, как и люди. Некоторые любят фотографироваться, а другие нет.

Так как они все разные, нет волшебной универсальной формулы для удачного кадра. Елена часами наблюдала за питомцами, чтобы выяснить, как они двигаются и какие ракурсы для них лучше работают. Всё как с людьми.


Она даже пыталась подкупить животных едой, но это не работает. Практически невозможно получить хорошую картинку, когда они жуют или лижут свои лапы. Поэтому лучше не кормите своих питомцев во время фотосессий.

С животными нужно полагаться на небольшую удачу и иметь море терпения.



Выше вы видите самую известную фотографию Елены Шумиловой, которая набрала более 10 миллионов просмотров. Но в тот день она даже не хотела брать с собой фотокамеру.

До съёмки этого кадра Елена совершила 14 других попыток сфотографировать своего сына с собакой. Она сняла не 14 других фотографии, а 14 полных фотосессий. И все неудачные.

Елена уже почти поверила, что у неё руки слишком неуклюжие или собака не правильная, или ребёнок не подходит для этого. Она уже отчаялась и даже не хотела брать фотокамеру в тот день. Но что-то подсказало ей захватить фотоаппарат. И на пятнадцатый раз всё сложилось как нельзя лучше.

Теперь этот пёс стал известен – но он по-прежнему не фотогеничен с большинства ракурсов. На самом деле с ним достаточно сложно работать. Но за время предыдущих 14 фотосессий Елена изучила его с разных сторон.

Когда настигают неудачи, легко отчаяться и прекратить попытки. Но, возможно, именно благодаря 14 предыдущим неудачным фотосессиям на 15 раз пришёл успех.

Поэтому не сдавайтесь.


Фото Ивана Макарова

Елена Шумилова признаётся, что в начале легко расстраивалась. Она всё тщательно организовывала – приводила детей в специальное место, в подобранной одежде, в определённое время, когда освещение идеальное. После детальной подготовки, ей казалось, что все обязаны/должны ей хорошие фотографии.

Но качество снимков улучшилось, когда она поняла, что никто ей ничего не должен.

Если вы расстроитесь, дети это почувствуют и не захотят больше принимать участие, а вы ещё больше разочаруетесь. Лучше расслабьтесь. Тогда и вы, и дети получат больше удовольствия от съёмки.

Вместо напряжённых и сложных подготовок, наблюдайте за своими детьми в простых повседневных сценах. Делайте это каждый день. Постоянно носите с собой фотоаппарат.

Когда наступит подходящий момент – вы будете готовы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.