Сентябрь для детей дцп


В Москве проживают 39,9 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. И всем им город оказывает всестороннюю поддержку. Пройти бесплатную реабилитацию ребенок с инвалидностью может почти в каждом округе. Сейчас завершается формирование системы реабилитационных центров.

На юго-западе Москвы

Площадь здания — почти 10 тысяч квадратных метров. Ежедневно центр смогут посещать до 100 человек, а в год помощь здесь окажут 2,5 тысячи москвичей.

В центре откроются отделения ранней помощи, мониторинга, анализа и прогнозирования, адаптивной, социокультурной и профессиональной реабилитации, а также дневной стационар на 30 мест и отделение стационарного обслуживания на 82 места. Появится блок физиотерапии: кабинеты галотерапии, электросна, теплолечения, электролечения, ингаляторий. Заработают кабинеты аппаратного массажа, лечебной физической культуры, лазеротерапии, магнитотерапии.





Система реабилитационных центров

В 2019 году еще один реабилитационный центр появится в Западном административном округе. После этого центры будут работать во всех столичных округах.

Сейчас инвалиды могут пройти реабилитацию в 97 отделениях (из них 38 — для детей) при территориальных центрах социального обслуживания, центрах поддержки семьи и детства и центрах социальной помощи семье и детям. Для сравнения, в 2010 году работал только один такой реабилитационный центр.




Меры поддержки

Не забывают в городе и о материальной поддержке особенных людей и членов их семей. В 2018 году в два раза — до 12 тысяч рублей — увеличили выплаты по уходу за несовершеннолетним ребенком-инвалидом и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет. Появилась выплата в размере 10 тысяч рублей на приобретение школьной одежды для ребенка-инвалида.

Родители или опекуны ребят с ограниченными возможностями не платят за детские сады, а в школах — за двухразовое горячее питание. Кстати, школу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно выбрать любую, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. В каждом образовательном учреждении создана инклюзивная среда.

Ребята и их родители могут бесплатно пользоваться городским транспортом, а детям до трех лет положено бесплатное детское питание: молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Практически все инвалиды обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. А в 2018 году решено выделить еще два миллиарда рублей на ремонт и оснащение современным оборудованием реабилитационных центров и коррекционных школ.

Рубрику ведет Валерий Панюшкин


Нам полгода. Можно делать некоторые выводы. Первое и главное – состояние многих наших детей, посещающих занятия регулярно, улучшилось. Второе – мы не знаем, что делать с непобедимой пассивностью многих родителей. Третье – мы движемся вслепую и до сих пор не знаем никаких доказательных методов, при помощи которых одни виды реабилитации можно было бы принять, а другие отвергнуть.

Очевидно, что Эвелина год назад сидела, уставившись на кубик, и не могла понять, как взять этот кубик в руку и что потом с этим кубиком делать. А теперь Эвелина ходит, членораздельно говорит, умеет собрать и подарить маме букет цветов. И вообще стала самостоятельна, настолько самостоятельна, что ее самостоятельность сделалась даже для мамы проблемой.

Очевидно, что мальчик Саша год назад не ходил, а теперь пошел. Очевидно, что девочка Саша год назад с трудом попадала барабанными палочками по барабану, а теперь сидит напротив меня и рассказывает про свою первую любовь.

У нас нет ответа.

То, что нам удалось сделать, – наладить регулярные занятия и снизить их цену в два раза, благодаря тому, что читатели Русфонда оплачивают нам аренду и, следовательно, аренду помещения не должны оплачивать родители. Реабилитация у нас дешевая, но все равно платная.

Отсюда вторая проблема. Многие родители, когда на реабилитацию нет денег, предпочитают не заработать их и не искать по благотворительным фондам, а просто отказаться от реабилитации. Мы готовы выставить счет, попробуйте пойти с ним в соцзащиту и добиться оплаты. Или в благотворительный фонд, какой поближе к дому, – много же благотворительных фондов. Нет, мы понимаем, что маме больного ребенка часто не до фандрайзинга, но что-то же нужно делать, нельзя же сидеть и ждать, пока позвонят из соцзащиты и предложат поехать в венгерский институт Пете или к санаторно-курортному Козявкину на Кипр.

Но доказательной базы нет. Мы не можем сказать, опираясь на научные данные, который из методов лучше. Не можем решить доказательно, нужен нам аппарат Гросса или можно без него обойтись. Не знаем, вправду ли вредна гомеопатия или безвредна и может использоваться для утешения мам. А вдруг полезна?

А иппотерапия отличается чем-нибудь от милого, но бесполезного катания детей на лошадках? А правда ли, что лучше заниматься иппотерапией не на лошадях, а на осликах?

Мы работаем полгода. У нас больше вопросов, чем ответов. По крайней мере, мы не вешаем на стены поддельные сертификаты из несуществующих чудо-клиник. И не врем, будто под нашим зданием сходятся целительные магнитные поля. А если во что-то и верим без доказательств, то в регулярность занятий и снижение цен.

Фото Ольги Лавренковой

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.



Эвелина не умела взять кубик…



… теперь умеет собрать букет цветов



Дана не умела сесть…



… теперь умеет



Саша с трудом стучала в барабан…



… теперь влюблена, но это не мы ее научили.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.


Согласно статистики ВОЗ, наблюдается ежегодное увеличение детской инвалидности не менее чем на десять процентов и одной из главных причин означены заболевания нервной системы у детей, приводящие к инвалидности, а дети с диагнозом ДЦП, составляют более двадцати процентов от всей структуры неврологической увечности.

Одним из наиболее тяжелых результатов перинатального (околородовый) поражения нервной системы младенца, считается детский церебральный паралич – когда отмечается повреждение головного мозга, приобретенного в период вынашивания, родов и в первый месяц жизни младенца.

дети с диагнозом ДЦП

Проявление означенного заболевания выражено в двигательных нарушениях, расстройстве психики и речи, неадекватном восприятии окружающего мира. Прогрессия в отношении проявлений болезни, не отмечается, но и коррекции, означенные паталогии поддаются лишь частично. Несмотря на достижения современной медицины, детский церебральный паралич по-прежнему остается сложным, с трудом поддающимся терапии, заболеванием.


Еще в середине девятнадцатого века стали известны проявления ДЦП, после изучения и описания болезни известным британским хирургом Джоном Литтлом, Довольно длительное время заболевание называлось болезнью Литтла, но нынешнему названию заболевания медицина обязана доктору Зигмунду Фрейду, давшему проявлениям болезни довольно точные характеристики.


К числу признаков ДЦП относится и отсутствие склонности симптомов к прогрессированию. Что говорит об отсутствии новых поражений мозга с течением времени, а имеющиеся дефекты двигательной функции, частично корректируются. Но опять-таки – лишь при наличии нормального ухода и отношения к ребенку, а при отсутствии таковых возможно появление и более тяжелых осложнений — дети с диагнозом ДЦП.

От того, какой участок головного мозга подвержен поражению, зависит природа мышечной патологии, или имеющееся совокупность. Мышечным нарушениям при оном церебральном параличе свойственно проявляться напряжением мышечной ткани, или же ее спастических сокращений, разнообразными движениями бессознательного характера, а также нарушениями походки и ограничением движений. Помимо означенного, болезнь может быть выражена нарушениями речи, зрения и слуха, а также эпилептическими припадками и нарушением интеллектуального и психического развития. Кроме того, ярко выражены патологические изменения относительно ощущений и восприятий.

Означенный порок в развитии может возникнуть по причине возникшего нарушения в развитии отделов мозга из-за кислородного голодания в периоды развития плода и во время родов (гипоксия), наличия внутриутробных инфекций, к примеру герпеса. Наличие резус-несовместимости материнской крови с кровью плода, возникновение гемолитической болезни у плода, родовые травмы, вирусные инфекции в послеродовом периоде, резкое токсическое поражение головного мозга из-за наличия в помещении ядовитых веществ, нарушение тактики родовспоможения тоже могут стать причиной развития означенного заболевания.

Детишкам с диагнозом ДЦП, с трудом дается выполнение всех сложных координированных движений. То, что любые движения таких деток крайне замедленны, способствует развитию у них слабого мышления, у этих малышей неадекватное восприятие окружающих предметов и пейзажа. Подобное способствует тому, что дети с трудом учатся писать, выполнять даже самые простые математические действия, им сложно делать любые выводы, и еще адекватно мыслить. Даже при условии нормального интеллектуального развития, течение болезни станет помехой для регулярных занятий, а значит и усвоит ребенок гораздо меньший объем нужной информации, чем его сверстники — дети с диагнозом ДЦП.


Поэтому задержка психического развития отмечена у семидесяти процентов детей с означенным диагнозом. Эмоциональное здоровье детей с ДЦП тоже претерпевает патологические изменения – эти детишки излишне ранимы, слишком впечатлительны, панически привязаны или к родителям, или к своему опекуну. Основными причинами всего выше сказанного, специалисты считают следующее – невозможность участия ребенка с ДЦП в подвижных играх сверстников из-за недостаточной мышечной силы, ребенок ограничен в общении с одногодками по причине речевых нарушений.

По причине оного заболевания у ребенка наблюдаются проблемы не только с физическим и психоэмоциональным здоровьем, но и нарушения речи и в общем развития личности. У всех детей психоэмоциональные нарушения проявляются по-разному – у кое-кого излишней возбудимостью, суетливостью и раздражительностью с резкой сменой настроения, а кое-кто из детишек становится откровенно агрессивным. Иные дети напротив слишком застенчивы, боязливы, безынициативны до пассивности и с огромным трудом контачат со сверстниками. Формирование характера наряду с психическим здоровьем малыша с ДЦП, во многом зависит от родителей ребенка. В случае проявления излишнего внимания в отношении ребенка, или чрезмерной опеки, жалости со стороны родителей, следует ожидать лишь того, что малыш замкнется в себе и не станет развиваться как личность.


Что касается физического развития ребенка с означенным диагнозом, это неадекватное восприятие малышом своего тела с его кое-какими частями в пространстве. Исправлением данного дефекта может заняться лишь специалист наряду с родителями, воздействуя на тело ребенка посредством массажа, а также лечебной гимнастики, однако подход строго индивидуальный. От того, насколько поврежден мозг ребенка, зависит речевое развитие, но основными проблемами детей с ДЦП остаются недостаток общения со сверстниками и дефицит познания окружающего мира, что весьма затрудняет пополнение словарного запаса. Дефицит восприятия становится веской причиной неадекватной оценки предметов, или действий, поэтому малыш склонен к созданию неверных образов. К счастью, существуют специальные развивающие игры для таких деток, создающие верные представления о предметах, любом действии и явлении в мире вокруг ребенка. Игры предназначены для участия в них и родителей малыша.

Родители детей с диагнозом ДЦП обязаны следовать некоторым правилам – как можно меньше акцентироваться на особенностях поведения ребенка, всячески поощряя любую активность, стимулировать желание к обучению всего нового для малыша и не выражать недовольство от вмешательства специалиста.


Ведь от адекватных рекомендаций специалиста и точного их выполнения, доброжелательного отношения к ребенку, зависит решение данной проблемы, хотя бы частичное. Преодоление означенного заболевание зависит от упорства родителей, желания их к поддержке ребенка, веры в успех – лишь это может организовать ребенку нормальную полноценную жизнь — дети с диагнозом ДЦП.


Реабилитация ребенка с ДЦП. Фото: AP/TASS

Детский церебральный паралич – это группа не прогрессирующих расстройств движения и поддержания позы, связанных с перинатальным поражением головного мозга плода или новорожденного, нарушающих функциональную активность ребенка. Повреждение мозга плода или новорожденного происходит, как правило, во время беременности, родов или в первые два года после рождения, пока мозг ребенка еще развивается.

Семье, столкнувшейся с болезнью ребенка, приходится нелегко. К тяжелым эмоциональным переживаниям присоединяются растерянность и тревога, потому что родители не всегда четко понимаю, каков дальнейший план их действий, что им необходимо сделать в первую очередь, что запланировать на будущее, какие перспективы развития есть у их ребенка? Наш материал может помочь выработать план действий, предостеречь от неправильных шагов.

Первые шаги: установить диагноз, получить инвалидность и найти специалистов


Фото: диакон Андрей Радкевич

Первое, что надо сделать, когда стало очевидно, что с малышом не все в порядке, установить точный диагноз. Для этого следует пройти полноценное обследование, чтобы наиболее полно уточнить имеющиеся нарушения, и получить первоначальные рекомендации по лечению и коррекции. Как правило, обследование проводится в стационаре, но у родителей есть право отказаться от госпитализации и обследоваться амбулаторно.

В некоторых случаях при наличии показаний будет проводиться исключение других заболеваний нервной системы. Например, нарушения обращения органических и аминокислот, синдромальной патологии, прогрессирующих заболеваний нервной системы. Особенно важно это сделать, если беременность и роды протекали нормально, или в семье были случаи рождения детей с патологией центральной нервной системы.

Шкала моторных функций GMFCS


Фото: диакон Андрей Радкевич

ДЦП имеет разные степени тяжести. С 1997 года все европейские врачи следуют единой системе классификации глобальных моторных функций. К сожалению, у нас в России она была принята официально только в 2014 году. В этой классификации потенциал детей с ДЦП делится на V уровней моторных функций, и каждый уровень еще делится на возрастные периоды: 1,5-2 года; 2-4 года; 4-6 лет; 6-12 лет и 12-18 лет.

По этой шкале можно определить уровень двигательных нарушений уже в полтора года. И когда врач выставляет уровень моторных функций, система классификации прописывает все этапы развития ребенка до 18 лет.

Движение развивается по своим закономерностям. Если ребенок имеет I уровень движения, поставленный в полтора года, он имеет шансы 100-процентного овладения самостоятельной ходьбой до 2-х лет. Если ребенку выставляется II уровень, то значит он имеет шанс самостоятельно пойти до 4-х лет.

Если у ребенка III-V уровень нарушения моторных функций, то такой ребенок самостоятельно не пойдет, но дети III уровня могут пойти с дополнительными средствами реабилитации, дети IV уровня смогут сидеть с поддержкой. V уровень — это лежачие дети, которым подвластно только удержание головы.

Помощь семье: интервью с Верой Змановской


Фото: диакон Андрей Радкевич

Главный вопрос, который стоит перед всеми, кто так или иначе сталкивается с ДЦП – как правильно выстроить помощь семье? На это вопрос пока не смогли ответить в Москве и Петербурге, но постарались – в Тюмене и области.

Чтобы разобраться в данной теме, мы отправились в Тюмень, к Вере Анатольевне Змановской — детскому неврологу, главному внештатному детскому реабилитологу депздрава Тюменской области, главному специалисту по детской реабилитации Минздрава РФ в Уральском федеральном округе. Вера Анатольевна рассказал нам о европейской модели помощи, принципах классификации детей с ДЦП, о том, что данное заболевание неизлечимо и о том, как помочь родителям это осознать:

«На протяжении последних 4-х лет мы пытаемся пропагандировать европейскую модель помощи детям с ДЦП и следовать принципам наблюдения за детьми с церебральным параличем.

Согласно этой модели, любая реабилитация ребенка с ДЦП должна основываться на четко-доказательных принципах. Это должны быть эффективные методы лечения — Европа по-другому деньги тратить и не будет.

Полностью интервью с Верой Змановской можно прочитать по ссылке.

Выбираем реабилитационный центр


Фото: Анна Гальперина

Ребенку поставлен диагноз, и родители начинают заниматься его терапией. Как выбрать правильный реабилитационный центр?

Идеальный вариант для детей с диагнозом ДЦП, когда занятия физической терапией есть рядом с местом жительства и доступен специалист, который постоянно наблюдает ребенка и дает маме рекомендации по занятиям дома. Но даже в таком случае ряд проблем решается только в рамках курсов интенсивной реабилитации.

Чаще всего таких идеальных условий нет, а помощь детям с ДЦП организована так, что специалисты, способные оценить состояние ребенка и что-то посоветовать, находятся в реабилитационных центрах. И перед родителями неминуемо встает вопрос – как выбрать? Предложений много, но как получить квалифицированную помощь, которая действительно будет полезна ребенку?

Чего может добиться тот, кто не говорит и плохо ходит: Иван Бакаидов


Иван Бакаидов. Фото с сайта nnd.name

Иван Бакаидов – программист из Санкт-Петербурга, создатель программ альтернативной коммуникации DisType, DisQwerty и DisTalk, защитник прав людей без подписи. У Ивана ДЦП. Мы взяли у него большое интервью:

– Иван, ваша жизнь – скорее исключение из правил, вы и сами об этом говорили: Институт раннего вмешательства, полная семья, кодинг. Как думаете, это – везение, заслуга родителей, или ваша собственная?

– Заслуга моих родителей, что они остались людьми. Я не понимаю, насколько они переживали из-за рождения такого ребенка, но главное то, что они всегда старались обустроить мою жизнь так, чтобы мне было удобно. Это философия ИРВ (Института раннего вмешательства — прим.ред.), теперь уже и моя.

Не надо ждать, надо жить.

Полностью интервью можно прочитать – здесь.

Логопед о проблемах детей с ДЦП


Фото: Анна Гальперина

У большинства детей с ДЦП выявляется задержка речевого развития, специалист может обнаружить это еще в доречевом периоде — по однообразному слабому крику, бедности гуления и лепета.

Ребенок с родовой травмой, с риском развития детского церебрального паралича, как правило, с самого младенчества находится под пристальным наблюдением неврологов и физических терапевтов, но редко вовремя (а в случае ребенка с ДЦП вовремя — это как можно раньше) попадает к логопеду. Это вполне объяснимо — для начала надо просто выжить. Позже — овладеть хоть какими-то движениями. Уже не до речи — не знаешь за что хвататься.

Мировая наука не стоит на месте: поиск новых методов


Фото с сайта startstemcells.com

Мировая медицинская наука постоянно работает над поиском новых видов терапий для ДЦП и путей его профилактики. Ученые стремятся глубоко проникнуть в причины и факторы риска рождения ребенка с параличом, понять, почему и как повреждение мозга приводит к ДЦП.

Одно из направлений – поиск генетических мутаций, ведущих к нарушениям в строении и функциях клеток мозга. Ученые собирают образцы ДНК больных ДЦП и членов их семей и, используя современные технологии генетического скрининга, изучают связи между конкретными генами и специфическими нарушениями.

В нашей статье, посвященной самым передовым открытиям в области реабилитации и преодоления церебрального паралича, можно прочитать о стволовых клетках, ботоксе, экзоскелете и многом другом!

Еще больше информации о ДЦП, о методах реабилитации, о людях, которые научились жить с церебральным параличем, стали успешными и счастливыми, можно почерпнуть на нашей спецстранице Милосердие.ДЦП!

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.