Как оценивают себя дети с дцп

Отношение к себе формируется у ребенка с церебральным параличом под воз­действием отношений к нему окружающих, особенно членов семьи, а также определяется успешностью его адаптации в окружающей среде и психологичес­кими защитами, которыми он пользуется.

Особое значение имеет то, как оценивает ребенка мать и насколько адекватно он это понимает (Исаев Д. Н., 1996).

Было установлено, что профиль оценки показателей детей с церебральными параличами их матерями более асимметричен, неровен, чем аналогичный про­филь оценки качеств матерями своих здоровых детей. Эта асимметричность сви­детельствует о противоречивости материнских оценок, обусловленной неорди­нарной ситуацией развития ребенка с церебральным параличом. Матери боль­ных детей чаще, чем матери здоровых, ниже оценивают физические (здоровье, сила) и умственные качества своего ребенка. Однако, в противовес низким оцен­кам физических, телесных качеств отмечается компенсаторное завышение оценок такого качества, какдоброта (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Татуйко О. Н., 1999). По-видимому, это своеобразная психологическая защита, способствующая при­нятию матерью своего больного ребенка.

Внутренняя картина болезни

понент) и его представлений, размышлений о причинах, патогенезе, проявлени­ях, лечении заболевания, прогнозе (интеллектуальная переработка).

У детей с церебральным параличом нарушены и эмоциональный, и интеллек­туальный компоненты.

Эмоциональный компонент определяется тем, что у пациента клиническая кар­тина болезни отличается от внутренней картины болезни. Это динамическое об­разование, все элементы которого обладают определенной эмоциональной окраской и могут перестраиваться под воздействием различной информации, что важно для специалистов, работающих с данным контингентом, так как, обладая этими данными, можно воздействовать на изменение ВКБ, на изменение тече­ния и эффективности лечения. В первые годы жизни отношение к болезни ребе­нок формирует опосредованно, через те эмоции, которые он вызывает у ближай­шего окружения, особенно у матери. Как общая, так и медицинская культура се­мьи оказывает сильное влияние на формирование ВКБ у ребенка.

Интеллектуальная переработка представлений о здоровье и болезни у ребенка с церебральным параличом затруднена по ряду причин.

Во-первых, у этих детей не было опыта здоровой жизни, так как их патология врожденная. Без представлений о здоровье очень трудно сформировать представ­ление о болезни. Как правило, у детей с церебральным параличом стерты грани­цы представлений о здоровье и болезни. Способствовать их коррекции может информация, полученная ребенком из книг, из СМИ. Впрочем, знания о болез­ни, полученные таким путем, играют незначительную роль. Большее влияние на формирование ВКБ оказывает информация, исходящая от специалистов, прово­дящих абилитацию, причем это влияние может быть как негативным, приводя­щим к ятрогениям, так и позитивным, способствующим повышению эффектив­ности абилитационных мероприятий. Поэтому любому специалисту, работающему с ребенком, важно построить доверительные и теплые отношения с ним и с его родителями.

ем человека о свойствах своего тела, что делает его пристрастным в восприятии од­них органов (или функций организма) и игнорирующим другие. Больные с цереб­ральными параличами чаще игнорируют свое тело. Социальный уровень включает моральные оценки, ролевые ожидания, определяет престижность или непрестиж­ность болезни. Детский церебральный паралич относится к непрестижной патоло­гии. Больные вызывают у членов общества любопытство, жалость, иногда агрессию.

У детей, в основном в силу недостаточной зрелости интеллектуально-мнести-ческих функций, ВКБ в большей мере представлена на неосознаваемом эмоцио­нально-чувственном уровне.

Внутренняя картина болезни у детей в зависимости от содержания может быть фактором и положительным, и отрицательным. Изучение психологической струк­туры ВКБ подразумевает выявление ее воздействия на личность ребенка, его само­оценку, определение места, которое она занимает в основных мотивах его сложных произвольных актов, а также ее влияние на все поведение в целом. Зная особенности восприятия родителями различных сторон личности своего ребенка, представления ребенка о себе и своем заболевании, можно за счет усиления мотивации больного к лечению, выработки у него адекватной внутренней картины болезни повысить эф­фективность абилитационных мероприятий. В то же время осознание ограниченно­сти своих физических возможностей у детей с церебральными параличами может спровоцировать появление у них острых личностных реакций.


Согласно статистики ВОЗ, наблюдается ежегодное увеличение детской инвалидности не менее чем на десять процентов и одной из главных причин означены заболевания нервной системы у детей, приводящие к инвалидности, а дети с диагнозом ДЦП, составляют более двадцати процентов от всей структуры неврологической увечности.

Одним из наиболее тяжелых результатов перинатального (околородовый) поражения нервной системы младенца, считается детский церебральный паралич – когда отмечается повреждение головного мозга, приобретенного в период вынашивания, родов и в первый месяц жизни младенца.

дети с диагнозом ДЦП

Проявление означенного заболевания выражено в двигательных нарушениях, расстройстве психики и речи, неадекватном восприятии окружающего мира. Прогрессия в отношении проявлений болезни, не отмечается, но и коррекции, означенные паталогии поддаются лишь частично. Несмотря на достижения современной медицины, детский церебральный паралич по-прежнему остается сложным, с трудом поддающимся терапии, заболеванием.


Еще в середине девятнадцатого века стали известны проявления ДЦП, после изучения и описания болезни известным британским хирургом Джоном Литтлом, Довольно длительное время заболевание называлось болезнью Литтла, но нынешнему названию заболевания медицина обязана доктору Зигмунду Фрейду, давшему проявлениям болезни довольно точные характеристики.


К числу признаков ДЦП относится и отсутствие склонности симптомов к прогрессированию. Что говорит об отсутствии новых поражений мозга с течением времени, а имеющиеся дефекты двигательной функции, частично корректируются. Но опять-таки – лишь при наличии нормального ухода и отношения к ребенку, а при отсутствии таковых возможно появление и более тяжелых осложнений — дети с диагнозом ДЦП.

От того, какой участок головного мозга подвержен поражению, зависит природа мышечной патологии, или имеющееся совокупность. Мышечным нарушениям при оном церебральном параличе свойственно проявляться напряжением мышечной ткани, или же ее спастических сокращений, разнообразными движениями бессознательного характера, а также нарушениями походки и ограничением движений. Помимо означенного, болезнь может быть выражена нарушениями речи, зрения и слуха, а также эпилептическими припадками и нарушением интеллектуального и психического развития. Кроме того, ярко выражены патологические изменения относительно ощущений и восприятий.

Означенный порок в развитии может возникнуть по причине возникшего нарушения в развитии отделов мозга из-за кислородного голодания в периоды развития плода и во время родов (гипоксия), наличия внутриутробных инфекций, к примеру герпеса. Наличие резус-несовместимости материнской крови с кровью плода, возникновение гемолитической болезни у плода, родовые травмы, вирусные инфекции в послеродовом периоде, резкое токсическое поражение головного мозга из-за наличия в помещении ядовитых веществ, нарушение тактики родовспоможения тоже могут стать причиной развития означенного заболевания.

Детишкам с диагнозом ДЦП, с трудом дается выполнение всех сложных координированных движений. То, что любые движения таких деток крайне замедленны, способствует развитию у них слабого мышления, у этих малышей неадекватное восприятие окружающих предметов и пейзажа. Подобное способствует тому, что дети с трудом учатся писать, выполнять даже самые простые математические действия, им сложно делать любые выводы, и еще адекватно мыслить. Даже при условии нормального интеллектуального развития, течение болезни станет помехой для регулярных занятий, а значит и усвоит ребенок гораздо меньший объем нужной информации, чем его сверстники — дети с диагнозом ДЦП.


Поэтому задержка психического развития отмечена у семидесяти процентов детей с означенным диагнозом. Эмоциональное здоровье детей с ДЦП тоже претерпевает патологические изменения – эти детишки излишне ранимы, слишком впечатлительны, панически привязаны или к родителям, или к своему опекуну. Основными причинами всего выше сказанного, специалисты считают следующее – невозможность участия ребенка с ДЦП в подвижных играх сверстников из-за недостаточной мышечной силы, ребенок ограничен в общении с одногодками по причине речевых нарушений.

По причине оного заболевания у ребенка наблюдаются проблемы не только с физическим и психоэмоциональным здоровьем, но и нарушения речи и в общем развития личности. У всех детей психоэмоциональные нарушения проявляются по-разному – у кое-кого излишней возбудимостью, суетливостью и раздражительностью с резкой сменой настроения, а кое-кто из детишек становится откровенно агрессивным. Иные дети напротив слишком застенчивы, боязливы, безынициативны до пассивности и с огромным трудом контачат со сверстниками. Формирование характера наряду с психическим здоровьем малыша с ДЦП, во многом зависит от родителей ребенка. В случае проявления излишнего внимания в отношении ребенка, или чрезмерной опеки, жалости со стороны родителей, следует ожидать лишь того, что малыш замкнется в себе и не станет развиваться как личность.


Что касается физического развития ребенка с означенным диагнозом, это неадекватное восприятие малышом своего тела с его кое-какими частями в пространстве. Исправлением данного дефекта может заняться лишь специалист наряду с родителями, воздействуя на тело ребенка посредством массажа, а также лечебной гимнастики, однако подход строго индивидуальный. От того, насколько поврежден мозг ребенка, зависит речевое развитие, но основными проблемами детей с ДЦП остаются недостаток общения со сверстниками и дефицит познания окружающего мира, что весьма затрудняет пополнение словарного запаса. Дефицит восприятия становится веской причиной неадекватной оценки предметов, или действий, поэтому малыш склонен к созданию неверных образов. К счастью, существуют специальные развивающие игры для таких деток, создающие верные представления о предметах, любом действии и явлении в мире вокруг ребенка. Игры предназначены для участия в них и родителей малыша.

Родители детей с диагнозом ДЦП обязаны следовать некоторым правилам – как можно меньше акцентироваться на особенностях поведения ребенка, всячески поощряя любую активность, стимулировать желание к обучению всего нового для малыша и не выражать недовольство от вмешательства специалиста.


Ведь от адекватных рекомендаций специалиста и точного их выполнения, доброжелательного отношения к ребенку, зависит решение данной проблемы, хотя бы частичное. Преодоление означенного заболевание зависит от упорства родителей, желания их к поддержке ребенка, веры в успех – лишь это может организовать ребенку нормальную полноценную жизнь — дети с диагнозом ДЦП.

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.
Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка. Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариков 80-90 лет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает. Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

ДЦП бывает трех групп.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития. Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга. Это и является первичным, т.е. истинным детским церебральным параличом. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализован.

Первичный детский церебральный паралич формируется вследствие:
1)наследственных причин;
2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;
3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.
Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.
Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10%. Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр. такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, — у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП. Именно поэтому все эти дети весьма перспективны для восстановления, так как причиной ДЦП-подобного синдрома у них явилась в основном родовая травма – тяжелая или средней степени тяжести.
Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е. так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость. Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее. Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже. Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата. Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагина М. В.

В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП. Выявляются различия и особенности формирования самооценки у детей с ДЦП.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вагина М. В.

Self-estimation of schoolchildren with infantile cerebral paralysis

The review of the literature on study of self-estimation among healthy children and those with infantile cerebral paralysis is submitted in the article. The research of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis is analysed. Distinctions and features of formation of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis are distinguished.

САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа представлена кафедрой специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный руководитель - доктор биологических наук, профессор Л. М. Шипицына

В статье представлен обзор литературы по вопросам изучения самооценки у здоровых детей и детей с ДЦП. Описывается и анализируется исследование самооценки у детей с ДЦП. Выявляются различия и особенности формирования самооценки у детей с ДЦП.

Ключевые слова: самооценка, детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения опорно-двигательного аппарата.

The review of the literature on study of self-estimation among healthy children and those with infantile cerebral paralysis is submitted in the article. The research of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis is analysed. Distinctions and features of formation of self-estimation among children with infantile cerebral paralysis are distinguished.

Key words: self-estimation, infantile cerebral paralysis, disorders of the locomotor apparatus.

В последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к изучению психологии детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом свидетельствуют публикации в специальной психолого-педагогической литературе и выступления ученых, педагогов, психологов на международных конференциях в России и за рубежом.

Опыт психолого-педагогических исследований детей с различного рода проблемами представлен в имеющейся литературе достаточно широко, но наименее изученными среди них является контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в частности с детским церебральным параличом [2]. Количество детей с такими нарушениями имеет тенденцию к возрастанию (2-3,5 на 1000 новорожденных), что обуславливает необходимость более детального изучения всех аспектов психического развития данного контингента детей, выбора путей и способов коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии.

50 40 30 20 10 0

По результатам исследований О. В. Воробьевой, И. И. Мамайчук [4] Г. В. Пятаковой [5] у подростков, страдающих ДЦП, выявлены и выделены такие личностные качества, как нестабильность нервно-психических процессов, высокий уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации. Наличие этих качеств обусловлено рядом патогенных факторов: церебрально-органической недостаточностью, частой госпитализацией, переживанием по поводу физической недостаточности.

Целью данного исследования было выявление особенностей самооценки учащихся с ДЦП старших классов. Были обследованы 47 учеников с ДЦП от 14 до 18 лет, обучающихся в различных школах и школах-интернатах Санкт-Петербурга. Для сравнения к эксперименту привлекался 21 ученик массовой школы Калининского района города Санкт-Петербурга.

Изучение тревожности позволяло определить качественную сторону взаимоотношений подростка с ДЦП в группе (рис. 1).

Часто диагноз ДЦП очень пугает родителей малыша. Это серьезное заболевание, которое связано с многими физическими и психическими изменениями. Во многих случаях интеллект ребенка сохранен или снижен незначительно. У детей наблюдаются различные особенности психического развития, которые нужно учитывать. Для того чтобы
нормализовать ситуацию, нужно выработать план воспитания и обучения.

Сегодня существует несколько вариантов: общеобразовательные школы, надомное обучение, специальные учебные заведения. Выбирать нужно, основываясь на возможностях ребенка. Существует несколько простых правил для родителей, которые помогут правильно воспитывать малыша. Главное – точно понять, что ребенок может, а в чем ограничен. Для правильного развития психики и интеллекта необходимо создать условия для общения с другими детьми и взрослыми. Так ребенка с ДЦП можно адаптировать для нормальной жизни, обучения и работы.

Что означает диагноз ДЦП

Проблема берет
свое начало еще в период внутриутробного развития, когда что-то идет не так при закладке мозга, нервной системы. Иногда это результат употребления матерью алкоголя и наркотиков, иногда — последствие инфекций. Или же никто не виноват – просто произошел сбой внутриутробного развития.

Заболевание само по себе не прогрессирует. Активнее всего затрагивается область движений, координации, речи. Часто ДЦП сопряжен с серьезными психическими и интеллектуальными изменениями. Снижение интеллекта может быть очень сильным, а может — минимальным. Часты случаи, когда тело не функционирует нормально, а мозг работает хорошо. Тогда с ребенком гораздо проще. Отклонения психического развития могут быть как напрямую связаны с диагнозом, так и косвенно. Речь идет о последствиях болезни, особого отношения к малышу и его самоощущения. Воспитание таких детей — дело непростое. Родителям понадобится много терпения и усилий, чтобы помочь, научить, развить малыша.

Можно выделить самые распространенные особенности
психического развития малышей, страдающих от разных форм ДЦП.

Развитие психики и личности начинается позже, чем у здорового малыша. Дело в том, что болезнь затрагивает мышцы, делая их или слишком напряженными, или, наоборот, расслабленными. Развитие малыша связано с физическими усилиями. Нормальный интерес к познанию, изучению окружающего мира толкает его на то, чтобы быстрее научиться поднимать головку, садиться, вставать. Если же такой возможности нет, то ограничиваются его возможности для самостоятельного изучения мира.

Меньше поле обзора — меньше новой информации он получает об окружающем мире. Его пространство ограниченно кроваткой, комнатой. У многих малышей быстро начинаются болевые ощущения в суставах, мышцах. Снижается способность двигаться, а значит,
теряется еще одна возможность к обучению – тактильная. Нет новых впечатлений — не накапливается опыт. Дети выглядят отрешенными, подавленными.

Возможность ребенка видеть мир, трогать предметы, пробовать всегда связана с возможностями взрослых. Малышу нужно много внимания, общения. Родители и другие взрослые должны стимулировать у ребенка с ДЦП исследовательский интерес: показывать ему что-то новое, выносить из комнаты, возить на прогулки. В таком случае при сохраненном или частично сниженном интеллекте можно добиться хороших результатов.

Психологические особенности

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей
с ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители
чаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

Особенности поведения зависит от перемен настроения. Практически в каждом случае такой диагноз приводит к личностным изменениям. Дети требуют внимания, не могут выносить отказов, становятся неуправляемыми. Это частый исход неправильного воспитания. Да, малыш болен, у вас куча проблем и трудностей с ним. Но, как и любого другого малыша и подростка, его нужно воспитывать. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

  • волевое развитие;
  • эмпатия;
  • учите малыша терпению;
  • обращайте его внимание на то, что не только ему одному может быть плохо, больного, грустно;
  • его положение не является темой для манипуляций.

Это бывает очень трудно, но родителям нужно выработать жесткую тактику. Особенно если у ребенка есть возможность пойти в садик, спецшколу или интернат. Там будет много других детей, которые не будут уступать ему и потакать его желаниям.

Особенности психического развития малышей, страдающих от ДЦП, таковы, что им необходимо учиться. Нужно точно представлять себе интеллектуальные возможности ребенка перед тем, как планировать занятия. Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить.
К сожалению, многие родители детей с ДЦП неправильно оценивают их состояние или просто не имеют возможности обучать их. Ставя крест на ребенке, они лишь усугубляют его психологическое состояние.

А ведь он может учиться, получить образование и работать. Конечно, речь идет о детях с нормальным или почти нормальным психическим и умственным развитием. Для детишек со сниженным интеллектом тоже проводятся занятия. Они подразумевают обучение бытовым навыкам, основам личной гигиены, уходу за собой. Обучение в любой форме станет залогом позитивного психического развития.

Обучение в обычной школе возможно, но это всегда проблема. До школы нужно добираться, а если малыш не может сам ходить, нужен всегда рядом взрослый. Сверстники, к сожалению, могут быть жестоки. Хотя в легких случаях проявления болезни можно посещать школу практически без проблем. Существует разные варианты образования:

  • надомное
    образование
    (на дом приходят учителя);
  • домашнее обучение (занятия с родителями, а затем контроль в школе);
  • специальные учебные заведения для детей с ограниченными возможностями;
  • школа по типу интерната (здесь дети находятся 24 часа, 5-7 дней в неделю).

Обучение, общение, логическое мышление способствуют психическому развитию детей. Без этих составляющих психика начинает деградировать. Учеба в школе или занятия дома — это всегда ответственность, необходимость самоорганизации. Такие стимулы благотворно влияют на личностное развитие.

Заниматься дома, с одной стороны, очень удобно. Родители и учителя могут спланировать учебное время так, чтобы всем было удобно. Не нужно никуда идти
или ехать, а когда нужно, делается перерыв. С точки зрения психологического комфорта это хороший вариант, особенно для детей, у которых ДЦП проявляется в виде частых судорог, болей. С другой стороны, у домашнего образования много минусов.

  1. Общение только со взрослыми не дает необходимого стимула для развития. Ребенку, даже больному, нужны сверстники, детские игры, разговоры. В такой среде проще социализироваться. Со взрослым проще договориться, настоять на своем, чем в случае со сверстниками. В итоге меньше работает логика, не развиваются навыки социального общения.
  2. Снижение уровня ответственности. В школе жизнь любого ребенка
    подчинена определенному жесткому распорядку. Приходится преодолевать себя – так развивается воля. Дома же всегда можно делать перерывы, откладывать неинтересные занятия. Это только усугубляет ситуацию, если малыш капризный. Никакой ответственности дети не чувствуют, отвечая перед родителями или приходящими учителями. Тут родителям нужно проявлять твердость, если из-за диагноза нет возможности посещать обычную или специальную школу.

Выбирать, конечно же, нужно то, что лучше для конкретного ребенка в конкретный момент.

Существует два возможных варианта организации обучения в спецшколах.

  1. Школа для детей с ограниченными возможностями. Принимает детей с ДЦП и другими заболеваниями и отклонениями. Группы маленькие, тут в классе по 5-7 человек, практически все время с малышом занимается учитель, так что всем удается оказать поддержку и внимание. А дети в этом нуждаются. Кроме уроков, есть возможности для поддерживающей терапии.
  2. Интернат. Не всегда родители могут себе позволить уход за малышом: часто приходится работать, а оставить его не с кем. В этом случае подходит школа закрытого типа. Дети тут живут, учатся, проходят лечение. Для организации психического развития этот вариант хороший: тут ребенку приходится учиться быть самостоятельным, ответственным. Он находится среди других детей – социальная составляющая развивается хорошо. Проблема в том, что качество ухода и заботы в таких учреждениях не всегда на высоком уровне. Нужно внимательно выбирать интернат, читать отзывы, слушать советы. Иначе атмосфера может быть просто травмирующей для испуганного ребенка.

Обучение в школе — хороший стимул для психического развития. Здесь можно общаться, заводить друзей, играть вместе с другими. Дети начинают понимать разницу между общением с родителями, учителями и дружеским общением. Так будет проще адаптироваться к окружающему миру. Сегодня у детей с ограниченными возможностями появляются перспективы для получения профессии, работы. Для этого психическое развитие должно проходить без задержек.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.