Как одевать ребенка с дцп

В этой статье мы поговорим о том, что значит одежда в жизни ребенка с ДЦП, о том какой она должна быть, как организовать процесс одевания, какие могут возникнуть проблемы и как избежать ошибок.

И так, одежда для ребенка. В жизни любого человека одежда занимает большое место, прежде всего потому, что это способ самовыражения. Будет ошибкой недооценивать роль одежды в жизни ребенка с ДЦП. И даже если вы считаете, что одежда не главное, это вовсе не повод для того что бы одевать ребенка во что попало. Мой совет – одевайте ребенка красиво! Что бы его внешний вид радовал ваш взор, взоры окружающих и нравился самому ребенку. Особенно это касается детей постарше, которые уже придают значение тому как они выглядят.

Понимание, что он красиво одет избавит вашего ребенка хотя бы от одного из комплексов, присущих многим детям, кроме того придаст уверенности в себе, которую он возможно пронесет через всю жизнь. Одевая ребенка красиво, вы формируете его эстетический вкус, а это важно.


Одеть ребенка красиво, вовсе не значит одеть дорого. При современном изобилии подобрать одежду на любой кошелек не составит труда. Включите свою фантазию, пролистайте журналы моды для детей и проблем с гардеробом для ребенка у вас не возникнет.

Как-то слышала сетования мамы девочки с ДЦП о том, что её дочери нравятся юбки, но она не может позволить себе их носить. Совершенно ошибочное мнение. Да, возможно ножки девочки с дцп не отличаются особой стройностью, а походка грацией. Но, опять же, включите фантазию, сочетайте юбочку с легинсами или лосинами и вы таким образом сможете завуалировать её особенности.


Очень важно, чтобы одежда ребенка с дцп была не только красивой, но и удобной. Удобной и в носке, и в одевании. Одежда не должна сковывать движения ребенка и достаточно легко одеваться. Отдавайте предпочтение одежде с широкими рукавами, заниженной проймой, широким или эластичным вырезом. Порой для того что бы продеть руку ребенка в рукав мамам приходится просовывать в рукав свою руку, поэтому рукава широкие снизу очень удобны. Не забывайте о удобных застежках, это могут быть застежки с крупными пуговицами, застежки на молнии или липучках.

У многих детей с церебральным параличом чувствительная кожа, и они часто потеют. В связи с этим некоторые материалы могут вызывать аллергию или раздражение. Отдавайте предпочтение одежде из натуральных материалов с небольшим включением вискозы или эластана. В пропорции примерно: 80% хлопок, 20% вискоза (эластан). Для того что бы процесс одевания происходил быстро и с меньшими трудозатратами продумайте и организуйте его до мелочей. Прежде всего – подготовьте одежду заранее и расположите её рядом с местом, где вы будете одевать ребенка.

Как одевать ребенка с ДЦП

В сех нюансов этого процесса не передать, но общие принципы можно перечислить. Предполагаю, что вы уже познакомились со статьёй о патологических рефлексах, присущих ребенку с дцп и знаете те позы, которые их усиливаю, а значит усиливают и спастику. Поэтому, прежде всего, расположите ребенка сидя или лежа, в зависимости от его способностей, в максимально удобной и устойчивой для него позе и только после этого начинайте одевать.

Если вы одеваете ребенка лежа, то удобнее будет это делать на наклонной поверхности, когда голова ребенка находится чуть выше ног. В процессе одевания не забывайте общаться с ребенком, объясняя, что вы делаете и для чего, побуждайте его принимать участие в одевании и поддерживайте таким образом его эмоциональное состояние. Когда здоровый ребенок начинает протестовать в процессе одевания справится с ним бывает очень трудно, а если это дцпшник, то может возникнуть непреодолимая проблема.

Порой достаточно трудно бывает продеть руку ребенка в рукав если повышен тонус в сгибателях. Не стоит при этом брать ребенка за руку и тянуть её с усилием, тонус только увеличится. Лучше сначала осторожно разогнуть руку, а потом протягивать в рукав. Тот же порядок нужно применять и при раздевании.

Так же достаточно проблемно бывает обуть ребенка если его нога выпрямлена, а стопа находится в положении подошвенного сгибания. Сначала согните ногу в колене с разворотом бедра наружу, разогните стопу и одевайте ботинок. Отдавайте предпочтение обуви (ортопедической) с максимально низко расположенным язычком, начинающимся почти от носков обуви.

Участие ребенка в процессе одевания

Н икогда не ограничивайте возможности самостоятельного участия ребенка в одевании, мало того, всячески побуждайте и стремитесь развивать все новые и новые навыки. Порой на самостоятельное, даже частичное, одевание у ребенка уходит очень много времени, а вы спешите. Поверьте, любая ваша спешка, кроме экстремальных случаев, ничтожна в сравнении с возможностью научить ребенка навыкам самообслуживания. Сделайте для себя правилом – никогда не вмешиваться если ребенок что-то делает САМ.


Общие проблемы и пути их решения.
Взаимодействие с ребенком в раннем возрасте

Наблюдая, как мама одевает и раздевает своего малыша, мы видим, что она все время непроизвольно разговаривает с ним, и даже когда ребенок еще не может говорить, он лепечет в ответ. Позже он начинает просить о помощи, когда она ему необходима. Многие дети с церебральным параличом не способны на такой диалог, и со временем мама, к сожалению, может перестать разговаривать с ним и будет одевать его молча.

Понятно, что есть много случаев, когда маме нужно поскорее одеть или раздеть ребенка, и ей некогда с ним разговаривать. Но все-таки старайтесь это делать, по возможности, всегда. Уверяем вас, на разговор с малышом стоит потратить время и усилия. Если мы всегда одеваем ребенка молча, как куклу, то позднее нам придется винить самих себя в том, что он стал отрешенным и пассивным и проявляет мало интереса к тому, что мы с ним делаем.

Как поддерживать ребенка в его попытках одеваться и раздеваться самостоятельно

Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, постарайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.

На первых порах малыш тратит огромные усилия для каждого маленького достижения, и часто бывает, что взрослые, глядя на его усилия, теряют терпение гораздо раньше него.

Постарайтесь сделать своим золотым правилом никогда не вмешиваться, если ребенок пытается что-то сделать сам, за исключением тех случаев, когда действительно что-то случилось, и ему требуется помощь.

Чтобы научится различать эти ситуации, вы должны внимательно наблюдать за тем, что малыш может сделать сам, а в чем ему требуется какая-то минимальная помощь.

Необходимые навыки

Прежде чем обсудить, каким образом вы можете учить вашего ребенка одеваться самостоятельно и поддержать его желание это делать, давайте разберем подробнее, какими навыками он должен овладеть, чтобы одевание стало для него осмысленной и целенаправленной деятельностью.

Ребенок должен уметь:

– сидеть без поддержки, поставив ноги на пол ровно; иметь полный объем движений в тазобедренных суставах;

– смотреть на то, что он делает, уметь следить взглядом за движениями своих рук;

– сохранять равновесие при движениях руками, то есть уметь поднимать руки вверх, чтобы при этом стопы не отрывались от пола, а туловище не заваливалось назад;

– иметь достаточную стабильность плечевого пояса (то есть плечевой пояс должен быть в достаточной степени зафиксирован), чтобы были возможны тонкие движения руками, такие как сведение рук по средней линии тела и движения с пересечением средней линии;

– захватывать предметы рукой и выпускать их, выполнять пальцами точные движения независимо от того, в каком положении находится вся рука, например одной рукой держаться за что-то, а другой в это время придвигать к себе или отодвигать какой-то предмет;

– понимать, как соотносятся большие и маленькие отверстия на одежде с его собственными частями тела, то есть различать маленькие и большие отверстия;

– говорить или делать попытку что-то сказать без того, чтобы возникали непроизвольные движения в других частях тела.

Из этого списка вы легко увидите, что для того, чтобы одеваться, нужны не только двигательные навыки, но и определенный уровень развития в других областях, например, развитие навыков распознавания.

Если, например, ребенок не может самостоятельно надеть носки, мы должны подумать, что именно ему мешает это делать (см. табл.). Возможны и другие причины, кроме указанных в таблице; может быть, мы имеем дело с влиянием нескольких факторов. Понятно, что при таком разнообразии навыков, которые необходимы для того, чтобы самому одеваться и раздеваться, не имеет смысла сосредоточиваться только на способности ребенка манипулировать предметами. Сначала необходимо оценить общий уровень его развития, то есть развитие мелкой и крупной моторики, зрения, сенсорного, перцептивного развития и интеллект.

Когда ребенок только учится самостоятельно одеваться, нужно разбивать каждое задание на маленькие шаги. Вначале малыш будет сам выполнять только последнюю часть задания, заканчивая начатые вами действия. Нужно внимательно следить за тем, какую именно часть он может сделать сам, а в чем ему потребуется небольшая помощь.


Некоторые общие двигательные проблемы

Вот еще некоторые общие проблемы с движениями:

– трудно удержать в руках и поднимать одежду (особенно те вещи, которые надеваются через голову), не падая назад, а также расправлять одежду (для этого нужны обе руки);

– ребенку трудно начать надевать носок, а также дотянуться до стопы, чтобы натянуть носок на пятку;

– трудно начать снимать штаны; продевать вторую руку в рукав пальто, застегивать и расстегивать застежки, особенно на спине.


Приспособления, распределение во времени и последовательность занятий

Во многих случаях приходится специально приспосабливать для ребенка одежду или стульчик или использовать какие-то ортопедические или иные приспособления, для того чтобы ему было легче что-то делать самостоятельно.

Кроме этого, например, малышу могут понадобиться очки, чтобы видеть, что именно он делает. Способность ребенка действовать, то есть выполнять что-то самому, определяется уровнем его развития, а не хронологическим возрастом. Помня это, вы не будете просить малыша о чем-нибудь или ожидать, что он сделает то, что выше его возможностей. Для всех нас нет ничего более тяжелого и огорчительного, чем биться над трудным заданием и в результате ничего не получить.

Хороший способ понять саму идею одевания – это, играя вместе с ребенком, одевать и раздевать какую-то игрушку, скажем, мишку. Но когда вы учите малыша одеваться и раздеваться, делайте это только тогда, когда ему действительно нужно одеться или раздеться, а не в качестве специального упражнения. Конечно, вам придется приложить определенные усилия, так спланировав день, чтобы на одевание и раздевание отводилось много времени.

Ребенку нужно время и многократное повторение для того, чтобы освоить любой новый навык. К счастью, дети обычно сначала начинают сами раздеваться, а уже потом – одеваться: раздеваться обычно приходится вечером, когда нет особой спешки. Если вам трудно выделить время на одевание и раздевание, попробуйте начать с выходных дней. Тренируя навыки крупной и мелкой моторики, в том числе умение держать голову и контролировать положение туловища, умение сохранять равновесие в положении сидя, подвижность в тазобедренных суставах, способность захватывать предметы и произвольно выпускать их из рук, развитие языка и речи, мы преследуем только одну цель – чтобы ребенок мог справляться со своими повседневными задачами и в конце концов стал самостоятельным.

Можно использовать специальные упражнения, которые помогают детям освоить основные компоненты движений, необходимых для того, чтобы брать предмет рукой и придвигать его к себе или отодвигать. Позже дети используют эти движения при одевании и раздевании. Упражнения для маленьких детей показаны на рис. 2 и 3, а—г, а для старших детей – на рис. 4 и 5, а—д.



Рекомендации по лечебному уходу за детьми с ДЦП в домашних условиях

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕБНОМУ УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Лечение детей с церебральными параличами продолжается много лет и не ограничивается пребыванием ребенка в стационаре, санатории или приемом отдельных процедур в поликлинике. Повседневная организация жизни больного ребенка способствует правильному развитию его движений, психики и речи. Первыми помощниками врача в организации лечебного ухода в домашних условиях являются родители. Врач должен объяснить им, в результате чего возникла патология, как проводить занятия с ребенком и почему важна активная терапия в раннем возрасте, когда нервная система обладает большими компенсаторными возможностями и еще не выработался и не закрепился патологический двигательный стереотип, который трудно преодолеть.

Родители должны знать, насколько важен тесный контакт с ребенком, начиная с рождения. В процессе повседневного ухода создастся положительный эмоциональный комплекс на лицо, голос, прикосновение матери, ребенок чувствует безопасность, комфорт. Общение с матерью способствует его психическому развитию, приобретению опыта, познанию окружающего. При недостаточном контакте со взрослыми ребенок становится апатичным, снижается мотивация, появляются стереотипные движения, формируется вторичная задержка психического развития. При общении с другими детьми и взрослыми он приобретает жизненный опыт, учится подражать, устанавливать социальные контакты. Родителям следует объяснить, что наряду с постоянной заботой о ребенке нужно максимально развивать в нем самостоятельность, необходимую для социальной адаптации в зрелом возрасте. Родители не должны изолироваться от друзей, родственников, соседей, которые охотно помогут в уходе за ребенком и сделают их жизнь более полноценной. Мать, находящаяся после рождения ребенка в течение 1,5—2 лет дома, может оказать существенную помощь в проведении терапевтических мероприятий. С этой целью ее необходимо обучить методам лечебного ухода и тренировки двигательных, психических и речевых навыков, доступным в домашних условиях.

Как носить ребенка. Если ребенок в положении на спине находится в разгибателыюн позе, то прежде чем поднять его, ему придают симметричную сгибательную позу сидя, держа под мышки и разводя своими локтями его колени. Затем ребенка берут па руки, лицом к себе, ноги вокруг талии. Как только он научится удерживать равновесие, поддержка матери должна быть минимальной. Детей с преобладанием сгибательного тонуса следует носить спиной к себе на боку с разведенными ногами и руками пли лицом вниз, привлекая внимание интересными предметами, игрушками. Такое положение помогает разогнуть голову, верхнюю часть туловища и конечности. Ребенка также можно носить вертикально спиной к себе, разводя руками его бедра. Старших детей, у которых преобладает флексорная поза, могут носить двое взрослых: один из них разводит бедра и ротирует их кнаружи, при этом большими пальцами надавливает на ягодицы, стимулируя активное разгибание спины и головы. Разгибание можно активизировать и другим способом ношения. Ребенка с мышечной гипотонией следует носить с приведенными ногами, стабилизируя нижнюю часть туловища рукой. Это способствует более активному разгибанию головы и спины. Ношение на руках должно быть сведено до минимума, так как оно ограничивает самостоятельность ребенка. В то же время следует максимально стимулировать активное передвижение, поскольку только таким путем больной ребенок приобретает собственный опыт, жизненно необходимый для выработки навыков. Положение в кровати в период бодрствования и сна – важный этап лечебных мероприятий, особенно в раннем возрасте. Расположение кровати ребенка зависит от характера двигательных нарушений. При преимущественном повороте головы вправо все стимулы (окно, свет, игрушки, цветы) должны располагаться слева, родители также подходят слева, и наоборот. В противном случае ребенок фиксируется в патологической позе, развиваются спастическая кривошея, деформации позвоночного столба и бедер. Дверь должна находиться спереди от кровати, чтобы ребенок, следя за входящими взрослыми, не запрокидывал голову. В период бодрствования детей с первых дней жизни следует приучать лежать в кровати в различных положениях, не обязательно комфортабельных. Важна также правильная поза во время сна. Если в положении на спине преобладает экстензорный тонус, под голову подкладывают подушку. Это уменьшает разгибание бедер и стоп. При выраженном флексорном тонусе ребенка лучше класть в кровать без подушки. В случаях, когда переразгибание головы и верхней части туловища сопровождается запрокидыванием рук, пояс верхних конечностей следует обернуть пеленкой так, чтобы руки были приведены и находились немного спереди от туловища. В течение дня таких детей укладывают в гамак, надувной круг, на губчатые поверхности (толстый поролон), которые придают ребенку легкое полусогнутое положение. В положении на боку значительно снижается тоническая активность, поэтому ребенок может согнуть голову, повернуть ее, приблизить руки к средней линии, манипулировать с предметами. Если поза асимметрична, больного кладут на тот бок, где больше выражена внутренняя ротация ноги. Начиная с периода новорожденное™, детей следует приучать лежать на животе, поскольку именно это положение оптимально для развития реакций выпрямления и равновесия. Многократное изменение позы ребенка в течение дня оказывает положительное влияние на формирование психомоторных функций. Обучение гигиеническим навыкам. Лучший способ привития навыков опрятности – регулярное высаживание ребенка на горшок через строго определенные интервалы времени. Больные дети, сидя на горшке, плохо удерживают равновесие из-за недостаточного разведения бедер, неполной опоры па стопы, общего мышечного напряжения. Для предотвращения падения горшок помещают в деревянную коробку, внутрь перевернутого табурета. Основание горшка должно быть широким, задняя часть приподнята в виде спинки, вокруг краев горшка можно расположить пористую резину пли пенопласт, повысив тем самым устойчивость ребенка в позе сидя. Следует подчеркнуть, что для правильного психосексуального развития мальчики с самого начала воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специальный горшок с поднятыми сторонами, держась за которые, ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения. Доставать горшок, снимать и надевать штаны удобнее, держась одной рукой за перекладину. Взрослые должны обязательно похвалить ребенка, когда он проявил навык опрятности, и не очень ругать, если этого не случится. Грубость взрослых порождает у ребенка беспокойство и, вызывая эмоциональный стресс, разрушает навык.

Купание. Во время купания у детей с церебральными параличами возможны дистонические атаки, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Для облегчения купания применяют приспособления, удерживающие ребенка в полулежачем положении или стабилизирующие позу сидя. Маленьких детей с выраженным рефлексом Моро моют над ванной, держа под живот лицом вниз, или медленно опускают в воду в позе сидя с легким наклоном вперед. Тяжелобольных моют на деревянных щитах. Детей с гиперкинезами фиксируют широкими повязками. Во время купания с ребенком необходимо играть, стимулируя двигательную активность и способствуя развитию узнавания частей тела. Можно создавать различные обучающие ситуации, чтобы ребенок понял разницу между сухим и мокрым, горячим и холодным, большой струей и маленькой и т. д. Ребенку показывают, как стирать полотенце, мыть куклу. Купание должно доставлять радость ребенку и родителям.

1. Ребенок в положении на спине. Приблизив его стопу к руке, дают ее ощупать, при этом голова не должна запрокидываться, так как это приведет к разгибанию ног.

2. Мать держит ребенка па руках лицом к себе с разведенными вокруг туловища ногами и, взяв его руки, прикасается к ярким бусам и другим различным по форме и консистенции предметам, которые висят у нее на шее.

3. Мать лежит на спине, валик под головой, чтобы приблизить свое лицо к лицу ребенка, которого она кладет себе на живот. В таком положении тренируется подъем головы и выпрямление спины. Одной рукой ребенок опирается на руку матери, другой ощупывает ее лицо, при этом мать называет части тела.

4. Мать лежит на спине с согнутыми ногами, ребенок сидит с разведенными ногами, опираясь стопами о пол. Она берет его руки и стимулирует ощупывание лица, сопровождая действия словами. Ребенка учат также захватывать кисти матери, выпрямляя руки впереди себя. Тренируют реакции равновесия посредством ответного толкания руками друг друга, покачивая ребенка в одну и в другую сторону.

5. Ребенок сидит па полу с разведенными ногами напротив матери, она прижимает его ноги к полу в области коленных суставов. Эта поза особенно полезна детям, у которых затруднено сидение с разогнутыми ногами. Взяв ребенка за руки, она учит его раскрывать ладони, прикасается к различным частям тела.

6. Чтобы манипулировать руками, ребенок должен сохранять равновесие. Если эта функция нарушена, его можно посадить в надувной круг или круг из поролона, сидя в котором он играет с предметами, не опасаясь упасть.

7. Функции рук и реакции равновесия тренируют, когда ребенок находится на наклонной плоскости.

8. Ребенок сидит на стуле лицом к углу комнаты, с обеих сторон которого расположены панели с крючками. Он вешает кольца или другие предметы, ротируя при этом туловище. Упражнение тренирует захват и зрительно-моторную координацию. Совмещение одинаковых рисунков способствует развитию понимания цели.

9. Упражнения с вертикальными палками подавляют АШТ-рефлекс и учат захвату независимо от положения головы. Палки фиксируются по сторонам от сидящего ребенка на уровне вытянутых рук. Мать стабилизирует его бедра, способствуя сохранению равновесия и предотвращая разгибание ног: а) голова по средней линии, тренируют захват и отпускание одновременно обеих палок и поочередно каждой из них; б) голова повернута в сторону руки, которая захватывает и отпускает палку; в) голова повернута в сторону, противоположную руке, осуществляющей захват. Палку можно раскрасить различными цветами и просить ребенка взять рукой ту или иную часть ее. Располагая палки спереди, стимулируют выдвижение рук вперед.

10. Для тренировки автоматической опоры на руки и захвата, а также реакций равновесия ребенка помещают в коробку, которую мать двигает по комнате.

11. Ребенок держится за полотенце или палец взрослого, которые последний двигает во всех направлениях. Постепенно ребенок учится делать эти движения своей рукой.

12. Движения руки вперед и назад тренируют через кольцо.

13. Сидя на стуле, ребенок снимает и надевает через голову плавательный круг. Это упражнение подготавливает его к самостоятельному надеванию вещей через голову. Поднимая пластмассовое кольцо с пола до пояса, ребенок учится надевать трусы и брюки.

14. В положении на животе манипулятивная деятельность рук облегчается, если под грудь положить валик или если ребенок опирается па ноги матери.

15. Если во время игры ребенку трудно сохранить равновесие сидя, то на обе йоги выше колен следует положить валик. Это поможет держать ноги выпрямленными.

16. В положении стоя на коленях и на ногах позу ребенка во время игры может контролировать мать своими ногами.

17. Для детей с гиперкинезами можно использовать кольцо, стабилизирующее положение рук во время игры.

18. Кольцо, внутри которого находятся мать и ребенок во время игры, препятствует запрокидыванию головы.

19. Следят, чтобы во время игры ребенок с гемипарезом находился в симметричном положении, иначе усиливаются содружественные движения в пораженной руке. Во время сидения нужно равномерно опираться на обе ягодицы и на оба предплечья,

20. Подносить игрушку детям с гемипарезом надо по средней линии несколько ближе к пораженной стороне. Это уменьшает синкинезии в паретичной руке.

21. Больному с гемипарезом не следует давать для игры в футбол маленький легкий мяч. При ударе по нему паретичной ногой усиливается разгибательный тонус в ноге и сгибательный в руке. В то же время толкание тяжелого мяча, который оказывает сопротивление разгибанию пораженной ноги, является хорошим упражнением: нога сгибается и туловище при этом подается вперед.

22, В позе стоя во время игры следят, чтобы опора па стопы была равномерной. Во время игры и ходьбы у детей с церебральными параличами часто нарушается равновесие, что нередко приводит к падению. С целью предотвращения травм головы рекомендуется надевать детям специальный шлем с козырьком на поролоновой основе. Лямка, удерживающая подбородок, способствует закрыванию рта и уменьшению слюнотечения.

Массаж, плавание и нетрадиционная медицина помогли поставить сына на ноги.

Популярный автор кулинарных книг Эльмира Меджитова рассказывает историю преодоления детского церебрального паралича у своего сына. Активная позиция матери, нетрадиционные методы лечения и "неинвалидный" образ жизни позволили добиться успеха.

С разрешения сына я пишу эту главу в ободрение тем, кому в жизни привелось встретиться с нелегким заболеванием — детским церебральным параличом (ДЦП).

Читая книгу, вы, возможно, обратили внимание на то, что я постоянно ищу нетрадиционные методы лечения — то экстрасенсов, то колдунов, то интересуюсь целительством, то иглоукалыванием. Сейчас думаю о стволовых клетках. За их применением в медицине слежу уже более 30 лет, с тех пор, как появились первые сообщения об опытах на мышах. Но мой сын — не мышь, поэтому я жду, когда будут убедительные сведения об эффективном и безопасном применении стволовых клеток в любой точке земного шара. А ищу я нетрадиционные методы лечения потому, что остальные недостаточно эффективны.

Меж тем, когда сын родился, никто не заметил этого грозного заболевания, хотя с четвертого дня после рождения он наблюдался у лучших педиатров СССР в Институте педиатрии. Спустя некоторое время мне неоднократно укоризненно говорили:

— Мамочка, что же вы раньше не обращались? Если бы вы обратились до года, мы бы вылечили.

Тем не менее, до года и практически до двух лет ему не ставили никакого диагноза.


— Хорошенький мальчик, хорошенький мальчик, — говорили каждый раз педиатры, осматривая малыша.

Однако ему исполнился год, потом другой, а малыш не ходил.

— Задержка в развитии, — стали говорить врачи.

Я протащила сына по всей московской профессуре, но ничего внятного услышать не смогла. Известный специалист по ДЦП профессор Семёнова на мой вопрос, будет ли ходить сын, ответила:

— Мамочка, я не Господь Бог.

Профессор Лебедев ответил более ободряюще:

— Будет ходить, не скоро. с палочкой.

А я никогда не думала, что ребенок, у которого есть ноги, не будет ходить. Я говорила:

— Есть ноги — будет ходить! Медведи не умеют ходить по проволоке, но их учат. И я научу.

Поэтому он никогда не сидел, когда нужно было идти: сначала мы с мужем держали его за две руки и переставляли ему ноги. Потом, держась за две руки, он стал переставлять ноги сам. Потом — о счастье! — он стал держаться за одну руку. Потом оторвался от руки и сделал первый самостоятельный шаг.

На мой вопрос, можно ли медикаментозно лечить ДЦП, один из профессоров ответил:


— Попробуйте этот препарат, попробуйте тот.

Не получив конкретных рекомендаций, я осталась один на один со своими проблемами. "Мой сын — не подопытный кролик", — подумала я и, не зная, как все же лечить ДЦП, приняла решение использовать те методы, которые не могут повредить и здоровому ребенку: плавание, массаж, лечебная физкультура. Поэтому ему еще не исполнилось двух лет, как мы двинулись в Евпаторию.

— Загорайте в кружевной тени деревьев! — напутствовал нас врач из Института педиатрии.

С тех пор мы всегда загораем в кружевной тени, не упускаем случая поплавать в море. Нужно ли говорить, что курортное лечение, при разумном его использовании, никому еще не повредило. Спустя месяц-другой после лечения в Евпатории ребенок стал ползать! Потом стоять на ногах, сначала секунду, другую. Дома мы продолжали делать массаж, старались, чтобы он не сидел сиднем, постоянно любым способом старались водить его за руки или на ходунках. Сначала он буквально висел на наших руках, его ноги не чувствовали опоры, отсутствовали рефлексы. Потом — о чудо! — он смог без поддержки простоять секунду! Спустя месяц он стоял сам уже две секунды, потом три.

(Перечитывая рукопись, я увидела следующую ремарку сына, которую решила сохранить: "Справедливости ради надо сказать, что медикаментозно меня тоже лечили. Мама с настороженностью относилась к лекарственной терапии, внимательно изучала справочную литературу по лекарствам, проверяя все назначения врачей и советуясь с двумя-тремя специалистами. Она исповедует главный принцип: "Не навреди!".)

Когда сыну исполнилось семь лет, мы отдали его в специальную школу-интернат на пятидневку. Трудности были с обучением письму, с ориентированием в пространстве и прочее, и прочее, и прочее. В школе, в основном, были прекрасные специалисты, которые помогли справиться со многими проблемами, которые сопутствуют диагнозу ДЦП.

В старших классах сын перешел в обычную школу, а по окончании школы поступил в Московский государственный университет печати, окончил редакторский факультет, с тех пор помогает мне в работе, в частности, над этой книгой. За развитый интеллект, обширную кладовую знаний в самых разных областях он получил кличку Большая Бродячая Энциклопедия. Речь у него чистая, внятная, без логопедических дефектов, лучше, чем у многих дикторов нынешнего телевидения.

Остались ли у него какие-нибудь проблемы? Да, в частности, его походка сохраняет последствия ДЦП. А многие ли люди могут сказать, что у них нет проблем? По крайней мере, он никогда не вел "инвалидного" образа жизни, то есть ни в чем не был ограничен. С детских лет он обычно ездил с нами на съемки, путешествовал по родной стране и за границей. И сейчас у него большие планы, которые, если Бог даст и живы будем, осуществятся.

В ободрение страждущим, у кого в семье появился малыш с таким диагнозом, хочу сказать, что это заболевание имеет одну характерную особенность: если вы занимаетесь ребенком, болезнь отступает. С каждым днем ребенок становится крепче, двигательные функции улучшаются. Во взрослый возраст ребенок переносит те проблемы, которые остались от детских лет, если они остались.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.