Лепка из пластилина для детей с дцп

Елена Ситдикова
Пластилинография — как средство коррекции детей с ДЦП

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.





Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА

Материал подготовлен
Кучеровой Еленой Владимировной, воспитателем, психолого-педагогической службы.
Научно-практический центр детской психоневрологии

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое сопровождается нарушением двигательных способностей. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются не уверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и др.). Навыки самообслуживания развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако, могут быть нарушения походки, движения замедленные и неловкие, имеются недостатки в мелкой моторики.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, поскольку напрямую связано с поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предмета, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений.

В коррекционно-педагогической работе необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок. Во время коррекционной работы желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Так же необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытие кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. Обучение обязательно должно учитывать психологические особенности больных детей.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. В программу должны включаться дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

Лепка – полезный вид творчества: развивает художественный вкус, воображение, расширяет познания об окружающем мире, представление о форме и цвете, влияет на мелкую моторику рук, точность движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, (т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвету, вес, пластичности;)

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его;

- развивать ребенка эстетически. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;

- синхронизировать работу обеих рук.

Основная цель работы – раскрыть вопросы методики работы с детьми ДЦП по обучению и овладению техники лепки из соленого теста.

1.Создание условий для развития личности ребенка

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству

3.Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка

4. Знакомство детей с соленым тестом

5.Обучение разнообразным приемам действий с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание и т.д.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Программа предназначена для детей с различными видами моторного нарушения. Возраст детей от 6 до 17 лет, программа разработана на основе опыта проведения практических занятий.

Продолжительность занятий 30 мин. Иногда приходиться начинать с 10-15 мин. И постепенно увеличивать время занятий, а иногда и наоборот - сокращать занятия до 10 мин., в зависимости от состояния ребенка.

Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами – по 2-3 ребенка.

При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного задания раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с соленым тестом

Соленое тесто - материал экологически чистый,

- безвредный, безопасный (обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно. ),

- доступный (можно приготовить в любой момент),

- обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью,

простотой использования, легко отмывается и не оставляет следов.

Для приготовления соленого теста берем:

2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 20 грамм подсолнечного масла. В миску насыпать муку и соль, тщательно перемешать деревянной ложкой, затем сделать углубление и вылить всю воду. Сделав из теста колобок, тщательно и долго вымешивать на столе, присыпанном мукой. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если тесто рассыпается влить немного воды.

Хранение теста

Хранить соленое тесто хранить удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет, хранит не более 2-3 дней.

Для окрашивания теста используют пищевые краски или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок), кофе, чай или чернила могут заменить воду из основного рецепта.

Сушка изделий

Сушат изделия на батарее или в духовке при низкой температуре, летом - на солнце.

Первый раз изделие запекают при низкой температуре 100, а во второй раз – 125., что позволяет тесту равномерно подсохнуть, без образования вздутий и пузырей.

Можно сушить изделия в микроволновой печи. Поставит температуру на среднюю или на 450 W – на 40 секунд, а затем на 600W – на 20 секунд. После этого дать остыть и можно красить.

Для раскрашивания готовых, высушенных изделий можно использовать белую масляную краску в качестве грунтовки, а можно сразу приступать к раскрашиванию гуашью. Так же можно использовать для раскрашивания акриловые и акварельные краски, мягкие цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобиться прозрачный лак.

Используйте различные виды лака: глянцевый, полуглянцевый и матовый. Лучше применять лак на основе синтетической канифоли, поскольку он лучше предохраняет от сырости. Хотя можно использовать прозрачный лак для ногтей.

Удалять пыль, оседающую на изделия из соленого теста, с помощью фена для сушки волос или сметай ее толстой мягкой кисточкой. Никогда не используйте влажную губку. Вы можете время от времени подсушивать изделия в духовке, чтобы они приобрели свежий вид.

Для занятий лепкой понадобятся:

Тесто, доска для лепки, скалка для раскатывания теста, тряпочка для рук, нож или стека, зубочистка, колпачки от фломастеров - для создания различных отпечатков, бусинки, бисер, крупа (гречка, рис, горох) – для украшения подделок; подставка для готовых работ из картона или плотной бумаги; чесноковыжималка (для создания хвоста, травинок); ситечко; кондитерские или пластмассовые формочки; алюминиевая фольга.

Подготовка рабочего места:

- лепить надо на доске, положенной на стол, покрытой клеенкой или бумагой;

- рекомендуется постелить на пол газету, чтобы не напачкать пол.

М Е Т О Д И К А проведения занятия

Одна из основных задач лепки – развитие творческого мышления.

Необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы дети выполнили какое-либо изделие. А о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума, разрабатывалась мелкая моторика. Когда ребенок захватывает предмет необходимо следить за тем, чтобы ребенок захватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, клавиши, пластилин.

Для тренировки противопоставления и отведения – привидения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание большим и указательным пальцами.

Занятие лепкой имеет следующую структуру:

1. Вступительная беседа

Основное назначение вступительной беседы – разъяснение задания, выяснения из каких частей состоит предмет, как его будим лепить, какие приемы использовать. Она не должна быть продолжительной. Никогда не перегружать беседу не имеющими прямого отношения к заданию сведениям, какими бы они не были интересными, занимательными, поучительными сами по себе. Например, перед лепкой гусеницы или кошечки не всегда нужно говорить об образе жизни, местах обитания, питания животного и пр.

Во время беседы можно использовать сюрпризный момент: стихи, потешки, загадки, забавные игрушки.

2. Организация практической работы

После вступительной беседы дети переходят к практической работе по выполнению изделия.

Вся работа выполняется детьми самостоятельно, не под диктовку. Воспитатель следит за работой каждого ребенка, прибегая к индивидуальной помощи. Когда необходимо подсказать какое-либо интересное решение, изменения в форме изделия или отдельных его деталей. Делать это нужно ненавязчиво, тактично, в форме совета, а не указаний, побуждая ребенка к творчеству. Если у ребенка что-то не получается, взять его руки в свои показать нужные движения.

3. Подведение итогов

В конце занятия воспитатель подводит итог проделанной работы. Основное назначение этого этапа – обратить внимание детей на их достижения, обязательно всех похвалить, особенно детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Давая оценку изделия, кроме положительных моментов, дать возможность внести необходимые исправления для улучшения поделки. Даже тогда, когда ребенок считает его законченным, не замечая некоторых недочетов. В таких случаях нужно прямо указать на эти недочеты, предложить их устранить и если необходимо помочь в этом.

Подводя итоги урока, воспитатель должен отметить для себя наиболее типичнее недостатки, которые проявились в работе детей, и выявить их причины. При подготовке к последующим занятиям нужно продумать, как процессе их проведения избежать этих недостатков и по возможности исправить ошибки предшествующих занятий.

Важный вопрос: как поступить с поделками в дальнейшем?

Тематика и краткое содержание занятий

1. Знакомство с тестом.

- Знакомство детей с тестом (прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с тестом, дать возможность ощутить фактуру, свойства).

Упражнения с тестом:

1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками.

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой.

3. Катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

4. Скатать маленький шарик и расплющить его пальчиком, скатать большой колобок расплющить его ладошкой.

2. Оттиск различных предметов

Рельефные углубления можно сделать, вдавив в тесто пуговицы (из которых можно сделать штампы), колосья, травинки, любые предметы. Путем отпечатков можно создать различные картины или украсить рамки.

- Раскатать пласт толщиной 1-1,5 см, сделать отпечаток руки, обрезать края, придать ему форму (прямоугольную, овальную и т.д.). После сушки разукрасить краской.

- На раскатанный пласт можно положить засушенные цветы, другие растения слегка прижать их к тесту пальцем. Накрыть их тканью, прокатать скалкой. Пинцетом или руками убрать отпечатываемые предметы. После сушки раскрасить краской.

3. Лепка по форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые формы – банки, пластиковые бутылки, зубочистки и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяет избежать лишней работы.

- обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки

- обмазываем грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок

- обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок

- облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку - получается лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус.

- облепляем крышку от банки, вставляем свечку - получается подсвечник

- облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получаем снежный домик .

4. Лепка объемных фигур (предметная лепка)

Основные приемы работы с тестом:

1. Изготовление колбаски: кусок теста сжать в руке, чтобы придать ему слегка вытянутую форму, раскатать движениями взад-вперед на доске или между ладонями. Чтобы выровнять колбаску, дополнительно раскатать утолщенные места пальцами на доске.

Как преобразовать форму цилиндра:

- свернуть в кольцо (бублик, колесико, обруч)

- скрутить в спираль (клубочек, улитка, змея)

- сплющить в ленту (листок, шарфик)

- раскатать в конус (морковь)

2. Изготовление шарика: размятый кусок теста несильно сжать с разных сторон между ладонями, чтобы придать ему шарообразную форму, затем раскатать его круговыми движениями на доске. Чтобы сделать маленький шарик, раскатать круговыми движениями пальцев, или большим или указательным пальцами

Как преобразовать шар:

- слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать эллипс (воздушный шарик, дыня)

- оттянуть с одной стороны (груша, матрешка)

- сплющить между ладонями в диск (лепешка)

- сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза)

Если ребенок уже умеет катать колбаски, можно слепить змей, червячков и улиток, и прилепить их на большой листочек из зеленого картона.

Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.

5.Сюжетная лепка

Требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Составлять композиции могут как младшие дети так и взрослые. Младшие могут использовать более легкий сюжет. Например, слепить из теста лист и на него с помощью кисточки смоченной водой прилепить заранее слепленную божью коровку или какого-нибудь жучка. Для детей постарше можно предложить более сложные сюжеты.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

- Создать фон на листе картона – нарисовать картину карандашами и красками – затем слепить из теста детали. Например, нарисовать двор, затем из теста слепить животных.

- На бумажной тарелке разместить слепленные из теста, подсушенные и разукрашенные фрукты или овощи.

- Слепить из теста гнездо с цыплятами. Высушить в микроволновке, затем разукрасить.

- Слепить гусеницу из теста, а для создания сюжета оформить композицию. На пласте теста или картона травку с цветами и солнышко. Посушить, разукрасить.

- Слепить из теста тонкие длинные жгутики, переплести их, а сверху украсить вылепленными из теста цветами с листочками. Посушить, разукрасить.

- Лепить из теста буковки, а потом складывать их них слова.

6.Лепка с помощью трафарета

Раскатываем соленое тесто с помощью скалки слоем около 7 мм, вырезаем из него фигурки формочками для теста или специальными формочками. Сушим, разукрашиваем красками и можем использовать как украшения (например, для елки), можем создать панно (разукрасить картон – создать фон – приклеить клеем ПВА разукрашенные фигурки, создавая сюжет).

7. Создание панно, медальонов

Эта работа рассчитана для детей старшего возраста. На пласте теста выполняются украшения из теста. Это плоскостной вид работы.

- Раскатать тесто толщиной 1-1,5 см и формочкой вырезать кружок-основу. Из теста вылепить виноградную гроздь: маленькие шарики и три листика. На листики нанести стекой или ножом прожилки. Смазать медальон водой, закрепить шарики в форме виноградной грозди. Также закрепить и листики. Изделие просушить, разукрасить, покрыть лаком.

- Раскатать тесто слоем 1,5-2 см по шаблону вырезать сердечко. Сделать листики и ромашки и закрепить их на сердечке, предварительно смочив кисточкой с водой. Изделие высушить, разукрасить. Можно лепить любые цветы или сюжеты.

- Из плотного картона вырежем шаблон рамки. Раскатаем тесто толщиной 0,5-0,7 мм. Приложив картон к раскатанной поверхности, аккуратно отрежем лишнее при помощи ножа. Вылепим элементы для украшения рамки. Оформим рамку декоративными элементами, не забывая смачивать водой места контакта. Просушить изделие, раскрасить.

На фотографиях в приложении, я хотела наглядно показать, как дети с разными диагнозами ДЦП занимаются с соленым тестом, как они работают руками: держат инструмент, лепят из теста.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М., 1989

2. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич/ Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина – М.: Просвещение, 2004

3. Казагранда Бриджит Поделки из соленого теста. Практическое пособие М.,АРТ-РОДНИК,2007

5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: книга для учителя. М., Просвещение,1989

9. Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. СПб.. Изд.дом Литера, 2009

11. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки, панно. М.,2004

13. Ханова И.Н. Соленое тесто: фантазии из муки, соли и воды. – М.: Аст-пресс книга. 2006

14. Хоменко В.А., Соленое тесто: шаг за шагом – Харьков,2007

15. Фирсова А.. Чудеса из соленого теста – М.: Айрис-пресс, 2008

16. Чаянова Г.Н., Соленое тесто (для начинающих). – М.:Дрофа-Плюс, 2005

Конспект занятия по лепке "Цыплёнок"

для детей с ДЦП 2-го года обучения

Образовательная : продолжать учить детей лепить образ цыплёнка из нескольких деталей (голова, туловище, лапки), с использованием природных материалов (зернышки, клювики из бумаги).

Продолжать учить делить пластилин на части, раскатывать шар, примазывать, прикреплять зернышки, носик.

Воспитательная : Воспитывать интерес к лепке, как к виду художественной деятельности. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционно-развивающая: Активизировать словарь детей за счёт слов: круг, шар, большой, маленький, глазки-зернышки, клюв, желтенький, пушистенький. Развивать мелкую моторику, координировать движения обеих рук.

Демонстрационный материал: игрушка цыплёнка, на столе приготовленная зелёная полянка для цыплят, жёлтые круги разного размера (большой, маленький).

Раздаточный материал: кусок желтого пластилина на каждого ребёнка, клеёнки, греча в розетке для глазок, красные треугольники для клювика по количеству детей.

Организация : дети сидят за столами.

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…(Тянем кисти в стороны.)

Постучали…(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!(Пальцы расцепились.)

Воспитатель невзначай замечает на полянке одного цыплёнка и привлекает к нему внимание детей.

- Ой, посмотрите, ребята, кто это там один гуляет на полянке? (Цыплёнок) Как вы думаете, почему цыплёнок один? (потерялся, заблудился) Чтобы цыплёнку не было грустно одному, давайте сделаем ему друзей! Только нам необходимо сначала рассмотреть нашего цыплёнка.

- Какого цвета цыплёнок? (желтого)

- Из каких частей состоит цыплёнок? (голова, туловище, клюв, лапки, глазки).

- Какой формы голова у цыплёнка? (круглая) А туловище, какой формы? (круглая)

- Какого размера голова по сравнению с туловищем? (маленькая)

- Какого размера туловище по сравнению с головой? (большое)

- Какие детали у цыплёнка на голове? (глазки, клювик). Посмотрите, у вас на столе в розетке находится крупа – из них мы будем делать глазки. А из красных треугольников – клювик.

- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами сами превратимся в цыплят и поиграем. (Дети встают и повторяют слова и движения за воспитателем)

Три цыплёнка шли домой

Папа был большой-большой.

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Очень маленький он был,

И по лужицам ходил.

В гости к пальчику большому

(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Постучался на порог.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя!

(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

В: – Отдохнули и сейчас будем делать друзей для нашего цыплёнка.

- Возьмите целый кусок пластилина и раскатайте колбаску. Затем эту колбаску поделите пополам, чтобы получилось 2 колбаски. Одну отложите, а из второй колбаски сделайте шарик. Как мы будем делать шарик? Вот такими движениями (показ в воздухе). Покажите, как вы будете делать шарик. Молодцы! А теперь возьмите пластилин и сделайте настоящий шарик. Вот, это будет туловище.

- А теперь возьмём вторую колбаску и ещё раз поделим её пополам. Один кусочек отложите, а из второго сделайте шарик. Это будет голова. Прикрепите голову к туловищу. Вот так! (показ воспитателя). Оставшейся кусочек необходимо снова поделить пополам, и скатать из ниш шарики - это будут лапки. Прикрепите лапки к туловищу.

- У вас на столах лежат зёрнышки, сделайте из них глазки цыплятам, а из маленьких треугольников клювики. Какие красивые, пушистые цыплята у вас получились! Молодцы ребята!

- Посадите своих цыплят на полянку, пускай погуляют, повеселятся.

Итог - Кого мы с вами сегодня делали? (цыплят) Какие цыплята у вас получились? (желтенькие, пушистые…). Какого цвета цыплёнок? (желтого).

- Из каких частей состоит цыплёнок? (голова, туловище, клюв, лапки, глазки)

- Какой формы голова у цыплёнка? (круглая) А туловище, какой формы? (круглая)

- Какого размера голова по сравнению с туловищем? (маленькая)

- Какого размера туловище по сравнению с головой? (большое)

- Какие детали у цыплёнка на голове? (глазки, клювик)


Мы продолжаем рассказывать о том, как с помощью игр развить у ребенка мелкую моторику. Сегодня вы узнаете, почему лепка сложнее и полезнее, чем рисование на бумаге. Ребенок может лепить фигурки из теста или пластилина

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.


Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке врач и педагог Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она предположила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Лепку можно смело причислить к одному из видов изобразительного искусства, приносящего несомненную пользу в процессе развития ребенка


Лепка из теста

Тесто для лепки – это смесь из натуральных продуктов: соли, муки и воды. Рецепт приготовления прост и не требует больших материальных затрат. Хорошо вымешанное тесто пластично и приятно на ощупь, легко деформируется. Но на открытом воздухе оно отвердевает, становится хрупким. Хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете, не более 4-5 дней.

Рецепт теста для лепки : 1 стакан мелкой соли + 1 стакан муки + немного воды. (Для повышения эластичности можно добавить столовую ложку крахмала, а для прочности – ложку клея ПВА.)


Окрашивание

При первом варианте — натуральные красители либо гуашь добавляют при вымешивании. Не используйте краску для пасхальных яиц.

Другой вариант – разукрашивание готового и подсушенного изделия.

Каждый полученный цвет хранится в отдельном пакете или контейнере.




Сушка

Можно сушить в духовке при низкой температуре либо на воздухе. Время зависит от объема изделия и метода сушки

Сборка

Часто композиция состоит из множества частей, после полного высыхания их склеивают между собой.

Тестопластика подойдет даже для малышей, которые тянут все в рот, в этом случае нельзя добавлять клей и гуашь.

Важно помнить, что оставлять детей наедине даже с самым безопасным материалом, не говоря об острых предметах, нельзя.


Пластилин – это измельченный и очищенный порошок глины с добавлением воска, жира, вазелина, озокерита. Способен принимать любую форму, приятен на ощупь, поэтому дети любят перекатывать его в руках. Для повышения мягкости рекомендуется разогреть в ладонях.

Основные способы лепки

Перед выполнением сложных элементов и конструкций изобразительного искусства лепки необходимо научиться создавать простейшие фигуры и овладеть элементарными навыками.

Скатывание

Кругообразными движениями ладоней скатать шарик любого размера. Попробуйте превратить обыкновенный шарик в веселого колобка или в забавного снеговика.

Раскатывание

Перекатывая по-разному шарик в ладонях, всего за несколько движений можно превратить его в яйцо, цилиндр или змейку.

Сплющивание

Если сильно сдавить шарик между ладонями, он превратится в лепешку, а если прижать к столу – в тонкий блин. Эти фигуры потом можно будет сворачивать и скручивать.


Прищипывание

Пальчиками захватывают немного материала, не отделяя от целого куска, затем придают ему задуманную форму.

Оттягивание

Этот способ схож с прищипыванием, только захватывается больше объема материала и формируется новый элемент, например, ушки зайчика.

Заглаживание

При соединении двух разных частей, место перехода плавно сглаживают, при этом удаляя излишки сырья.

Разрезание

Любую сформированную фигуру можно разрезать на части. Для малышей лучше всего приобрести пластмассовый ножичек, который не поранит.

Соединение


Большинство композиций состоит из нескольких малых деталей, поэтому желательно научиться прижимать их, не нарушая первоначальной формы.

Зачем ребенку заниматься лепкой?

Дети, выполняя различные поделки, учатся фантазировать, развивают интеллектуальные способности, начинают осознавать красоту и гармонию. Именно в это время, закладывается аккуратность, усидчивость, кропотливость и целеустремленность.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.


Занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
• повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• синхронизировать работу обеих рук;
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.