Как предотвратить рождения ребенка с дцп


Детский церебральный паралич — заболевание, которое в последнее встречается все чаще. Именно поэтому нужно знать причины возникновения болезни, факторы развития и зоны риска.

Что представляет собой ДЦП?

ДЦП — это вторичные симптомокомплексы, если говорить и о нарушениях в работе головного мозга. Они возникают во время перинатального периода развития как следствие недоразвития, повреждения головного мозга или появления аномалий в его строении.

Для детского церебрального паралича характерны проблемы с двигательной функцией, постановкой поз, речью, психикой, интеллектуальным развитием.

При детском церебральном параличе всегда поражается нервная система человека. Это понятно и из характерных проявлений для проблемы.

Детский церебральный паралич — это объединение нарушений в работе нервной системы ребенка, проявляющееся проблемами с речью, походкой, интеллектуальным развитием.

Больше информации о причинах развития ДЦП вы сможете узнать из предложенного видео.

Причины детского церебрального паралича

В большинстве случае решающие факторы действуют на ребенка еще во время беременности (около 80% всех вариантов), некоторые пациенты поддаются влиянию неблагоприятного влияния уже постнатально. Известно много случаев, когда причины детского церебрального паралича оставались неизвестными.

  • Инфекционные болезни матери (токсоплазмоз, грипп, краснуха и т.д.)
  • Иммунологическая несовместимость будущей роженицы и ее ребенка по крови (резус-фактор, система АВО и прочие антигены)
  • Влияние места работы матери (вредные предприятия)
  • Отслойка плаценты
  • Поздний токсикоз (его еще называют преэклампсией)
  • Угроза прерывания беременности

Соматические и эндогенные заболевания женщины (гипо- или гипертиреоз, артериальная гипертензия, врожденный порок сердца, хронические болезни легких, сахарный диабет).

Немалое значение играют нарушения кровообращения у детей, ранние либо поздние гестозы или тугое обвитие пуповиной малыша.


Если говорить о родовых проблемах, то следует обратить внимание на родовые травмы, асфиксию новорожденного. Для раннего послеродового периода немалое значение имеют энцефалиты, черепно-мозговые травмы и инфекции вроде менингита.

Отдельно стоит сказать о преждевременных родах. Дети, рожденные раньше срока, гораздо более неустойчивы к влиянию внешней среды и легко поддаются под действие негативных факторов.

Поэтому повреждения головного мозга у них встречается чаще, чем у доношенных малышей. Шансы на возникновение симптомов детского церебрального паралича растут при низком весе новорожденного.

Если вы переживаете о возможности обнаружения врачом у вашего ребенка ДЦП, то внимательно изучите факторы риска.

  • Наличие генетических заболеваний у матери
  • Неблагоприятный радиационный фон
  • Анатомически или клинически узкий таз у женщины
  • Тазовое предлежание плода
  • Крупные размеры ребенка
  • Слишком быстрые роды или, наоборот, стимуляция родов

Любая мелочь может повлиять на появление ДЦП, но наиболее распространенные факторы развития нарушений — родовые травмы, гипоксия плода, алкоголизм матери.

Формы ДЦП

Классифицируют детский церебральный паралич, исходя из характера нарушений движения, их распространенности.

Доктора различают пять основных типов проблем опорно-двигательной системы, связанных с ДЦП:

  • Спастичность — для этой разновидности характерно повышение тонуса мышц, которое значительно снижается при повторении движения.
  • Атетоз — когда ребенок постоянно совершает непроизвольные движения.
  • Атаксия — разновидность, выражающаяся в проблемах с равновесием у больного, его частых падениях (характерна для 15% пациентов с ДЦП)
  • Ригидность — мышцы ребенка плотные, напряженные. Они оказывают постоянное сопротивление пассивным движениям.
  • Тремор — у пациента наблюдается дрожание конечностей.

Чаще всего встречаются первые два типа нарушений.


  • моноплегическую (проблемы заметны лишь с одной конечностью)
  • гемиплегическую (частично или полностью нарушения касаются ноги и руки только с одной стороны тела — встречается в 32 % всех случаев детского церебрального паралича)
  • диплегическую (симптомы характерны только для обеих верхних или нижних конечностей)
  • квадриплегическую (проявления заметны со стороны всех рук и ног)

Если объединить вышесказанное, то можно различить особый вид. Спастическая диплегия — форма детского церебрального паралича, встречающаяся почти в половине всех случаев ДЦП, наиболее распространенная разновидность.

В основу классификации иногда ставят и стадию болезни, зависящую от возраста маленького пациента. До полугода это ранняя форма, до трех лет — начальная резидуальная и после трехлетия — поздняя резидуальная.

Существует множество способов классификации ДЦП, но наиболее распространен вариант с делением разновидностей нарушения на группы, основываясь на количестве задействованных в болезни конечностей и симптомах.

Как предотвратить развитие заболевания?

Так как для детского церебрального паралича характерны причины, связанные с травмами, то главная задача матери — оберегать чадо от повреждений, падений и т.д.

Важно детально продумать период беременности и роды. Не стоит останавливаться на домашних родах, даже если у вас есть знакомая хорошая акушерка.

Сложно перечислить все возможные последствия такой самостоятельности, речь уже идет не только о ДЦП. Недостаточное количество оборудования, неудобство и низко квалифицированная помощница могут стать причиной родовой травмы, а это уже весьма распространенный фактор двигательных нарушений у детей.


Если вы работаете на вредном предприятии, то придется уволиться еще во время планирования беременностей и родов. Химические вещества, плохой радиационный фон могут стать факторами развития не только детского церебрального паралича у вашего малыша, но и других болезней, в том числе и у вас.

Лучшая профилактика ДЦП — предотвращение влияния на вашего ребенка распространенных причин нарушений опорно-двигательного аппарата, детально продуманная беременность и своевременные осмотры у доктора.

Признаки и симптомы ДЦП

Проявления детского церебрального паралича могут колебаться от легкой неуклюжести ребенка до опасных для его здоровья и даже жизни симптомов. Во время сна никаких проблем заметить нельзя.

Движения рук и ног при хореоатетоидной форме болезни плохо контролируются, они могут быть как медленными и неловкими, так и резкими или похожими на толчки. В случае стрессов или переживаний резкость подергиваний становится более выраженной.

Для другой, атакчисеской, формы заболевания характерны проявления слабости мышц, их слабость мелкая дрожь. Дети с трудом выполняют простые просьбы, ведь быстрые или требующие сосредоточенности движения даются им чрезвычайно сложно. Чувствуют себя малыши неустойчиво, поэтому широко расставляют ноги для большего удобства.


Для всех разновидностей ДЦП характерна неразборчивая речь. Большинство детей имеют проблемы с интеллектуальным развитием, только у 40% больных нет задержки умственного развития. Четверть малышей страдают от приступов эпилепсии.

Иногда встречаются проблемы с нарушением восприятия и ориентацией в пространстве, снижения остроты слуха или зрения. У детей с ДЦП могут отмечаться изменения в работе желудочно-кишечного тракта или мочевыделительной системы.

Вам стоит насторожиться, если проявление абсолютных рефлексов у ребенка не соответствует возрасту, малыш не хочет играться с игрушками или отсутствует контакт между чадом и матерью.

Непроизвольные движения, кивки головой без причины, застывание в одной позе на протяжении длительного времени тоже могут быть симптомами детского церебрального паралича.

Так как ДЦП прежде всего представляет собой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, то наиболее характерными симптомами являются непроизвольные или резкие движения, слабость мышц, дрожание рук или ног.

Диагностика

У грудничков выявить детский церебральный паралич практически невозможно. Замедленное развитие мышц, общая слабость, нарушение координации и другие симптомы становятся заметными на более поздних сроках развития ребенка.

При появлении малейших подозрений доктор ставит малыша на учет для определения его заболевания.

Специфику церебрального паралича (то есть его форму, разновидность) устанавливают только тогда, когда пациенту исполняется полтора года.

Лабораторные исследования малоэффективны в диагностике ДЦП. Но в ряде случаев доктор может назначить их, если есть сомнения по поводу диагноза, симптоматика подходит сразу под несколько заболеваний.


Важно отличить ДЦП от опухолей нервной системы, генетических заболеваний, хромосомных синдромов, нейроинфекций.

Для дифференциальной диагностики используют данные о генеалогическом дереве исследуемого, течении беременности, клинической симптоматике (характер расстройств нервной системы, особенности состояния мышц), эффективности назначенного лечения и т.д.

У больных генетическими заболеваниями всегда есть родственники с аналогичной проблемой; хромосомные синдромы обуславливают определенный внешний вид человека (меняются черты лица, мимика и т.п.); нейроинфекции и опухоли мозга сопровождает общемозговая и очаговая симптоматика, они быстро прогрессируют, в отличие от ДЦП.

Подытожив, можно выделить несколько диагностических методов, применяемых для дифференциальной диагностики.

  • Компьютерная томография
  • Электромиография
  • Общие анализы крови и мочи
  • Биопсия мышц
  • Магнитно-резонансная томография.

Как видим, диагностировать ДЦП можно только с определенного возраста ребенка.

Методы лечения ДЦП

Особых способов терапии ДЦП не существует. Основные задачи лечения — это максимальное развитие и восстановление умений ребенка, налаживание его контакта со сверстниками и старшими.

Если говорить о медикаментозном лечении, то применяются лекарства для снижения тонуса мышц (Баклофен, Мидокалм), препараты ботулинотоксина (Диспорт, Ботокс).

Первая группа лекарственных средств чаще всего прописывается при сильной напряженности мышц, резкости движений пациента. Вторая группа необходима для расслабления мышц, снижения спазмов.


Среди физиотерапевтических методов выделяют массажи, лечебную гимнастику, курортное лечение и терапию с помощью особых технических приспособлений вроде нагрузочного костюма или пневмокостюма.

В тяжелых случаях дело доходит до оперативного вмешательства. Артродез, сухожильно-мышечная и сухожильная виды пластики, корректирующая остеотомия — вот основные хирургические действия при детском церебральном параличе.

Среди методов функциональной нейрохирургии выделяют хроническую эпидуральную нейростимуляцию головного мозга, селективные ризотомию или невротомию, операции на подкорковых частях мозга.

Далеко не последнюю роль в лечении ДЦП играют психологические тренинги и работа с логопедом. Коррекционное образование ребенка должно учитывать особенности его болезни, возраст пациента. Основные задачи педагогов — развить моторику речи, ощущение артикуляции и коммуникативное поведение у дитя.

Существует множество методик лечения ДЦП, в том числе и не признанные министерством здравоохранения. Однако наиболее эффективными из них являются массаж, лечебная физкультура и психологические тренинги.

Массаж и ЛФК

Массаж и ЛФК - чуть ли не основные методы лечения детского церебрального паралича. Поэтому к ним нужно подходить ответственно.

Самое главное для эффективности массажа и лечебной физкультуры - это регулярность. Процедуры нужно проводить систематически, нельзя прерывать курс, иначе результата не будет.

Особенности массажа и ЛФК определяет врач. Какие упражнения нужны, какие движения запрещены и прочее — это все заботы доктора. Процедуры должны быть строго индивидуальными, подобранными исходя из стадии ДЦП, симптоматики заболевания, возраста маленького пациента и уровня его психического развития.


  • Растяжку мышц
  • Выносливость
  • Расслабление
  • Развития координации движений
  • Постановку походки, нормальной ходьбы
  • Подъемы по наклонной плоскости (улучшают равновесие и двигательную силу)
  • Сопротивление

Массаж, в свою очередь, должен быть очень аккуратным. Не доверяйте неквалифицированным массажистом, лучше воспользуйтесь услугами дипломированного специалиста. Он подберет комплекс движений именно под вашего ребенка и его особенности.

Лечебная физкультура и массаж — одни из основных методов лечения ДЦП. Главное в их эффективности — продуманность, регулярность, последовательность и беспрерывность.

Детский церебральный паралич, несмотря на явную странность этой фразы, сохраняется и у взрослых. Поэтому подумайте о будущем вашего ребенка и вовремя обратитесь к доктору при появлении малейших подозрений.


  • Download Original]" >

  • Download Original]" >

  • Download Original]" >

  • Download Original]" >

  • Download Original]" >

  • Download Original]" >

  • Download Original]" >


Сейчас почему-то рождается очень много деток, больных ДЦП. Жалко и родителей, и малышей, которые столкнулись с такой проблемой. Но самое ужасное - это то, что никто не застрахован от данного заболевания. Это может случиться в любой даже самой примерной семье.

Детский церебральный паралич: причины, профилактика, реабилитация

Тема этой статьи не совсем традиционна для изданий, адресованных будущим мамам. Но мы надеемся, что, владея базовой информацией о детском церебральном параличе, беременные женщины по-новому посмотрят на свое здоровье и, казалось бы, чрезмерные требования врачей, а уже родившие с большей настороженностью отнесутся к малозаметным признакам неблагополучия у ребенка и вовремя обратятся за помощью.


Термином "детский церебральный паралич" (ДЦП) врачи называют несколько вариантов повреждений центральной нервной системы, которые развиваются во время внутриутробной жизни плода, в процессе родов или в первые месяцы после рождения ребенка. Из-за недоразвитости различных зон головного мозга или из-за гибели в них нервных клеток в результате негативного влияния различных факторов, о которых мы скажем чуть ниже, нарушается нормальная работа головного мозга. В зависимости от места его повреждения заболевание может протекать по-разному. Чаще всего больной не может управлять мышцами и нормально двигаться, у детей эти нарушения сочетаются с задержкой речевого и психического развития, судорогами.

Эта беда может постичь мальчика или девочку из любого социального слоя. Число заболевших детей - примерно один-три на тысячу. У одних проявления ДЦП едва заметны, в то время как другие страдают очень тяжелой формой этого заболевания.

Причины ДЦП

Существует около 50 факторов, действие которых может оказаться разрушительным для головного мозга плода и новорожденного. Все они так или иначе связаны с неблагополучным протеканием беременности и родов. Подчеркну, что большинство случаев ДЦП напрямую связано именно с родами. Однако нервная система заболевших детей, как правило, бывает подготовлена к такой грубой "поломке" еще в то время, когда ребенок находится в утробе матери. Анализируя каждый конкретный случай ДЦП, врачи обычно находят не одну, а несколько причин. Перечислим наиболее значимые: различные ситуации во время беременности, сопровождающиеся острым кислородным голоданием плода, которое ведет к гибели клеток его головного мозга (например, кровотечения при угрозе прерывания, эклампсия 1 );

  • острая нехватка кислорода в родах (например, из-за обвития пуповины, преждевременной отслойки плаценты) или после рождения (если ребенок родился недоношенным на сроке менее 37 недель беременности и с весом менее 2000 граммов). Особую опасность представляют преждевременные роды путем кесарева сечения;
  • внутриутробные инфекции - токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и другие;
  • тяжелая гемолитическая болезнь новорожденных (развивается при иммунологической несовместимости крови матери и плода);
  • тератогенные факторы, воздействующие на центральную нервную систему на ранних стадиях беременности (например, лекарственные средства, в частности гормональные контрацептивы, принимаемые женщиной по недоразумению в первые месяцы беременности, радиация и др.).
  • в настоящее время специально проводимые исследования все больше подтверждают генетическую предрасположенность заболевших детей к развитию ДЦП.

Конечно, далеко не всякое осложнение беременности или родов приводит к таким тяжелым последствиям: природой предусмотрены механизмы, защищающие ребенка. Поэтому нет смысла настраивать себя на худшее, если ваша беременность протекает не так, как вам хотелось бы.

Анастасия А.:
Чрезмерная опека очень ограничивает ребенка. Порой спешишь куда-то и, скажем, завязываешь ему шнурки. А лучше ждать хоть 30 минут, но чтобы он это сделал сам. Пусть сейчас это целых полчаса - потом будет меньше. Он научится сам, а это для больного ребенка огромное достижение. Нельзя тратить время своего ребенка на "бабок" и других сомнительных целителей. Никто не в состоянии оживить погибшие клетки. Нужно работать, работать самим, вместе с настоящими специалистами, а не шарлатанами, которые под маской помощи думают только о своем кошельке. Не тратя время, нужно нарабатывать движения и стимулировать интеллект ребенка.

Можно ли предотвратить ДЦП?

На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Можно сказать "нет", ведь далеко не всегда можно предотвратить, скажем, острую гипоксию плода в родах. Но можно сказать и "да". Для профилактики ДЦП у детей необходимы те элементарные, обязательные для всех мероприятия, о важности которых мы порой даже не задумываемся. Это планирование беременности, излечение от хронических инфекций, своевременная вакцинация против краснухи, регулярные посещения акушера-гинеколога, предельно бережное отношение к себе и к ребенку, исключение контактов с больными вирусными заболеваниями, контроль артериального давления и уровня антирезусных антител во время беременности, профилактика преждевременных родов.

Что могут сделать родители?

Распознать ДЦП на первом году жизни нелегко, поскольку его симптомы часто становятся очевидны позже. Однако своевременно поставить диагноз - значит вовремя начать лечение и значительно облегчить дальнейшую жизнь больного малыша.

Если ваша беременность протекала неблагополучно, если вы знаете, что ваш ребенок перенес осложнения во время родов или в первые дни жизни, очень важно регулярно показывать его педиатру и невропатологу. Если что-то настораживает вас и врачей, осмотры могут проводиться ежемесячно, чтобы создавалась цельная картина его развития. Часто бывает так, что именно родители, на глазах которых проходит жизнь малыша, подвигают участкового педиатра на более тщательное наблюдение.

Инна Д.:
Многие мамы детей с ДЦП, попав в такую беду, замыкаются в своей раковине, начинают комплексовать. А ведь нужно, наоборот, идти к людям. Я этого вначале не понимала. Пока моему сыну не исполнилось 2 года, я ни с кем из других мамочек не гуляла, все время была одна. А потом во мне что-то перегорело, отношение к себе и собственной жизни изменилось. Теперь я выхожу во двор, вокруг моего ребенка играют здоровые дети, которые поначалу несколько сторонились его. А теперь ему рады, с ним обходятся совершенно нормально, хотя он и отличается от них. А он видит других детей и хочет все делать так же, как и они, тянется за ними. Если же начинаешь стыдиться себя и своего ребенка - к тебе и окружающие будут относиться соответствующим образом. Нужно научиться с этим жить и быть счастливым.

Наташа Е.:
Я отношусь к своему ребенку так, как будто он здоров. Может, со стороны это и чудно кажется, но я стараюсь не зацикливаться на здоровье своего сына. Я пытаюсь проводить с ним столько времени, чтобы, с одной стороны, дать ему все от меня зависящее, а с другой стороны, чтобы не чувствовать себя оторванной от жизни. Мы много времени уделяем занятиям в различных центрах по реабилитации детей, в которых разные методики дополняют друг друга. В то же время, хоть мой сын и домашний, а не детсадовский ребенок, я нашла возможность два раза в неделю ходить на работу. Это нужно именно мне, ведь по характеру я непоседа. Я не представляю себя все время сидящей дома. И я сейчас по-своему счастлива. Другой жизни для себя я не представляю. Сложись все иначе - что ж, наша с сыном жизнь была бы другой, но как сложилось, так и сложилось. Мы часто шутим, что, когда в магазине выдавали детей, мне достался самый лучший.

Конечно же, родители самостоятельно не смогут поставить диагноз. Тем не менее напомним о некоторых симптомах, которые могут свидетельствовать о неполадках в работе центральной нервной системы ребенка:

  • Существует определенная последовательность появления у грудных детей двигательных навыков. Так, например, к месяцу-полутора в положении лежа на животе ребенок должен устойчиво держать поднятой голову. Задержка в появлении двигательных навыков у ребенка и значительное отставание речевого развития являются серьезным поводом для беспокойства. Всем родителям можно порекомендовать вести дневник развития своего ребенка, в котором будут отмечаться главные достижения малыша (первая улыбка, держание головы, переворачивание, гуление, первый зуб и пр.).
  • Есть группа безусловных рефлексов, которые проявляются у ребенка после рождения, а затем постепенно угасают. Их так и называют - рефлексы новорожденных. Например, ладонно-ротовой рефлекс (при надавливании на ладошки новорожденного тот открывает рот) или рефлекс автоматической ходьбы (малыша, опирающегося на ножки, немного наклоняют вперед, и он делает шаговые движения). Как правило, эти рефлексы исчезают в 1 -2 месяца. Если они остаются до 4-6 месяцев, то следует подумать о нарушении работы центральной нервной системы.
  • Отсутствие интереса к игрушкам (обычно ребенок начинает тянуться к ним примерно с 4 месяцев).
  • Глазодвигательные нарушения, например выраженное косоглазие.
  • Ребенок на какое-то время замирает в какой-либо позе или совершает непроизвольные движения, кивки головой.
  • Ребенок не проявляет интереса к контакту с матерью, как результат этого - ранний отказ от кормления грудью.

Обнаружив эти симптомы, обязательно сообщите о них врачу.


Исследования, которые помогают врачу поставить диагноз

  • Эхоэнцефалография - метод УЗ-диагностики, основанный на принципе эхолокации. Это исследование может проводиться с рождения. При целом ряде заболеваний ЦНС оно помогает выявить расширение желудочков головного мозга, несимметричность его полушарий.
  • Нейросонография может проводиться, пока позволяет размер большого родничка. Этот метод УЗ-диагностики позволяет уточнить строение головного мозга и определить размер его желудочков.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод исследования деятельности головного мозга, основанный на регистрации биоэлектрической активности отдельных зон, областей, долей мозга. В некоторых специализированных клиниках это исследование проводится с 6-7 месяцев жизни, а при необходимости и ранее. При ДЦП выявляется выраженная возрастная незрелость головного мозга и некоторые другие состояния.
  • Компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитный резонанс (ЯМР) - самые информативные на сегодняшний день методы. КТ - метод лучевой диагностики, позволяющей получать серию поперечных изображений практически любой части тела человека. ЯМР - метод, основанный на резонансном поглощении радиоволн. Он позволяет получить двухмерные изображения исследуемого органа в любом сечении и преобразовывать их в объемные изображения. КТ и ЯМР показывают дефекты развития головного мозга, уточняя картину имеющихся нарушений.
  • Электромиография - довольно распространенный метод, изучающий электрическую активность мышц. Следует признать, что он малоинформативен с точки зрения постановки диагноза ДЦП и проводится в более поздние периоды жизни ребенка.

Реабилитация детей с ДЦП

В обычном смысле слова детский церебральный паралич неизлечим, однако это не означает, что больному малышу нельзя помочь. Головной мозг ребенка первого года жизни имеет огромный потенциал для компенсации полученного повреждения, поэтому исключительно важно заподозрить или поставить диагноз именно в этот период его жизни. При благоприятных условиях функцию погибших клеток берут на себя клетки не пострадавших отделов головного мозга. Мозг ребенка чрезвычайно пластичен, поэтому необходимо пытаться стимулировать его восстановительные возможности. Даже дети с тяжелыми формами заболевания после настойчивой работы могут демонстрировать хорошие, а подчас и поразительные результаты.

Для полноценной реабилитации необходимо тесное сотрудничество врачей и родителей: родителям не достигнуть возможных результатов без знаний и опыта врачей, а их труд не будет эффективен без ежедневной кропотливой работы родителей, занятий с ребенком.

Как только поставлен диагноз, необходимо начинать лечебные и реабилитационные мероприятия. Существуют разные методы работы с больными ДЦП, причем медикаментозному лечению уделяется далеко не лидирующая роль. Максимальный эффект достижим лишь в том случае, если педиатр, невропатолог, ортопед, физиотерапевт, офтальмолог, педагог, психолог, логопед и другие специалисты действуют сообща.

Главная задача тех, кто работает с больным ребенком, - вырастить самостоятельного человека, способного нормально учиться и развиваться, помочь ему найти свое место в жизни, научить любить и быть любимым.

Основным направлением работы реабилитационного центра "Детство" Минздрава России являются медицинская, психолого-педагогическая и социальная реабилитация (так называемая кондуктивная терапия). Conductor в переводе с английского означает "проводник, инструктор", таким образом речь идет о воспитании, "сопровождающем" детей. В 50-х годах XX века венгерский врач Андреш Пете создал систему педагогической работы с детьми, больными ДЦП. Хотя эта система была не медицинской, а педагогической, она давала хорошие результаты. Наши специалисты преобразовали этот метод и дополнили его современными технологиями реабилитации (медикаментозным лечением в сочетании с различными видами гимнастик, компьютерными технологиями, бальнеотерапией 2 , физиотерапией и т.д.).

Светлана К.:
Родителям больного ребенка, конечно, трудно. Когда ты один со своим горем, это очень тяжело. Но вместе с теми, кто понимает твои трудности так же, как и свои, гораздо легче. Я "сдаю" ребенка на занятия, и мы с другими мамочками все это время общаемся, обсуждаем наших детей, их проблемы и удачи, и нам становится легче. Мы действительно помогаем друг другу. Главное, чтобы мамы таких детей дома не сидели, а ходили, спрашивали, добивались. Необходимо бороться вопреки всему и не терять веру.

Но, как говорилось выше, работать с ребенком должны не только врачи, но и родители. Чем они могут помочь больному ребенку? Очень многим. Помимо организации регулярного врачебного контроля и различных лечебных мероприятий, правильному проведению которых родители обучились у врача (массаж, гимнастика, бассейн и т.д.) в их силах создать вокруг малыша атмосферу любви, которая будет стимулировать его интеллектуальное и физическое развитие. Маленький ребенок особенно нуждается в тесном физическом контакте с мамой, его надо побольше носить на руках. Игрушки для малыша должны быть яркие, крупные, звучащие - способные действительно заинтересовать. На уровне глаз ребенка возле кровати следует повесить зеркало, с помощью которого он сможет изучать себя, следить за своими движениями. По возможности малыша, больного ДЦП, надо обучать тем навыкам, которыми овладевают здоровые дети: правильно держать ложку, пить из чашки, ходить без вашей поддержки. Чрезмерная опека, которая выражается в стремлении все сделать за ребенка, не только не нужна ребенку, но и наносит ему реальный вред. Больному малышу бывает очень трудно выполнять простейшие, на взгляд здорового человека, действия. Поэтому его нельзя ругать за просчеты и надо хвалить за каждое, пусть даже малейшее, достижение. Это лишь некоторые важные моменты, которые помогут стимулировать развитие ребенка.

Нина Гросс, руководитель научно-практического центра реабилитации детей-инвалидов:

У детей первого года жизни бывает очень трудно заподозрить детский церебральный паралич. Можно сказать, что сейчас в нашем распоряжении нет ни медицинских, ни педагогических тестов, выявляющих это состояние. Поэтому родителям, чей ребенок до 4 месяцев не научился держать голову, а в возрасте 7 месяцев - поворачиваться (иначе говоря, физическое развитие ребенка отстает), следует бить тревогу. Потребность в срочной помощи объясняется тем, что у детей, которые длительно находятся в лежачем положении, не развиваются координация движений, вестибулярный аппарат, так или иначе страдают все органы и системы, особенно нервная и костно-мышечная. Если ребенок все время лежит, не имея возможности нормально двигаться, то основное, что он видит, - это потолок. А ведь у детей в первые два года жизни восприятие окружающего мира формируется через ощущения. Малыш должен иметь возможность осматривать окружающие предметы, ощупывать их, обнюхивать, попробовать на зуб, наконец. При длительном лежании формируется неправильное представление о мире, тормозится развитие зрительной функции, речи, исчезает само желание двигаться, обездвиженность начинает восприниматься ребенком как само собой разумеющееся. А ведь если у ребенка нет мотивации что-то сделать, хорошего результата не получишь. Больной малыш лежит, а время, которое можно использовать для активной работы, безвозвратно уходит.

Между тем если вовремя начать заниматься, то ребенок сможет себя обслуживать, самостоятельно ходить, а возможно, станет по сути здоровым человеком. Правда, нужно оговориться, что это касается нетяжелых случаев ДЦП. Но ни один врач не может сказать наперед, как будет развиваться ребенок с ДЦП дальше. Ведь резервы нервной системы человека очень велики, и нужно постараться воспользоваться ими. Это заболевание не излечивается с помощью медикаментов. Движение - вот то лекарство, которое необходимо таким детям. Обучая ребенка правильным движениям с помощью длительных тренировок, прививая ему своего рода вкус к движению, можно добиться и "воспитания" двигательных центров его головного мозга. Получается, что не мозг управляет мышцами, а мышцы обучают мозг нормально работать. На это уйдут годы упорного непрерывного труда, но положительный результат того стоит.

Эволюционное развитие человека подразумевает вертикальное положение в пространстве. Мы разработали систему, которая помогает ребенку развивать двигательные навыки в вертикальном положении. Чтобы обездвиженные болезнью дети могли ощутить себя полноценными людьми, они получают возможность делать практически то же, что и дети здоровые. Это благотворно сказывается не только на физических возможностях ребенка, но и на его интеллектуальном, психическом развитии.

Российский научно-практический центр физической реабилитации детей-инвалидов,
Москва, ул. Петровка, д. 13/15, строение 1.
Тел. 924-31-60.

1 Эклампсия (от греч. ekiampsis - вспышка), тяжёлое состояние, форма позднего токсикоза беременных, обычно сопровождается судорогами, подъемом артериального давления, выраженным кислородным голоданием плода.
2 Бальнеотерапия - наружное лечение минеральными водами

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.