Как работать с детьми с дцп и умственной отсталостью

Татьяна Королькова
Реабилитация умственно отсталых детей с церебральным параличом в ДДИ

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на, другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.

Они полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

В коррекционно - педагогической деятельности воспитателя с детьми, имеющими церебральный паралич, основное внимание уделено развитию реакции ребёнка на звуковой, тактильный и зрительный сигналы, формированию основ сенсорного реагирования на движущийся предмет

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательной активности у детей с ДЦП предлагает комплексное, системное воздействие, включающие медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру. Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с подобными нарушениями, влились в общий ритм работы ДДИ, скорректировали организацию воспитательно - образовательного процесса.

Для того чтобы виделись индивидуальные особенности каждого ребёнка мы ведём для этих целей документацию.

1. Лист здоровья, в котором отмечаются состояние здоровья ребёнка, назначения врача, рекомендации психолога.

2. Психологическая анкета.

3. Часть воспитательно - образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.

Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособностей детей.

Форма занятий также гибка и разнообразна:

4. На воздухе, в кабинетах.

Так в уголке природы проводится занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, дети наблюдают пёстрыми, яркими рыбками в аквариуме, могут потрогать руками черепаху, наблюдают за хомячком.

Воспитатель, учитывая специфику, большое внимание уделяет дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры.Для этого и провожу следующие упражнения:

1. Поднимаем руки вверх, опускаем вниз, лёжа на кровати.

Музыкальное восприятие также входит в систему оздоровительной работы.

Музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психологического здоровья детей. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятие дыхательные и музыкально – ритмические упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Большое внимание уделяем тренировке кистей и пальцев рук. При развитии функции кисти внимание следует уделять тренировке захвата и отпускания предмета, стимуляции изолированных движений пальцев.

Например: пластмассовое кольцо одеть на кисть и двигать вперёд назад, пружинка одевается на пальчик также движения вперёд назад.

Большое значение для развития детей является развитие тактильных ощущений.

Для этого провожу следующие занятия.

(предварительно помазать руки, щёки детским кремом) Использую мячик массажный. Дети зажимают его между ладошками, щёточкой тру руки, ноги.

Привезли снег на самосвале (игрушке)

Дети трогают снег, мнут, мешают.

Падают снежинки на руку, голову, нос, ноги.

(прикладываем снежинки)

Как бывает зимой? ветрено.

Дует ветер (у-у-у) холодный. (тихо, громко)

(Развитие слухового восприятия).

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М. 2005.

2. Данилова Л. А. Методика коррекции речевого и психологического развития у детей с церебральным параличом. М. 2007.

3. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М. 2001

4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребёнка с детским церебральным параличом. Воспитание и обучение детей с нарушением с нарушениями развития. 2002. №2.

5. Семенова К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детьми церебральным параличом. М. 2007.

korolkova-t-n_c5n67.ppt | 3935,5 Кб

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Формирование двигательных умений у детей 3–4 лет с детским церебральным параличом с помощью нейро-ортопедического костюма Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют около 10% от всех детей-инвалидов. Среди всех нарушений, связанных с нарушением.


Благотворительная помощь Первомайскому детскому дому-интернату для умственно отсталых детей (фотоотчет) Дорогие блогеры! Наша школа 2057 города Москвы,а именно 3 подразделение детский сад в поселке Кококошкино, оказывает благотворительную помощь.


Применение теоретических и практических аспектов логопедической ритмики в коррекции и развитии речи умственно отсталых детей О значении музыки для развития ребенка сказано и написано немало. Еще в древние времена виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали.


Умственная отсталость у детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskoe_obedinenie_oktyabr_2014.docx 20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 20

"УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ"

подготовила: учитель начальных классов

2013-2014 учебный год

Умственная отсталость - группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. (патология головного мозга).

В традиционном варианте соответственно степени олигофрении могут проявляться в трех вариантах:

  • дебильность (слабо выраженная форма олигофрении);
  • имбецильность (средняя степень выраженности формы олигофрении);
  • идиотия (крайняя степень выраженности формы олигофрении).

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи), нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

Детский церебральный паралич является следствием различных факторов, которые нарушают нормальное функционирование структур головного мозга. Наибольший вклад вносит кислородное голодание – гипоксия, что приводит к гибели отдельных участков головного мозга.

Головной мозг состоит из 5 основных отделов: переднего мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Передний мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Передний мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий.

Подкорка (подкорковые структуры мозга) - часть головного мозга, расположенная между корой больших полушарий и продолговатым мозгом. В нее входят: зрительные бугры, гипоталамус, лимбическая система и другие нервные узлы, ретикулярная формация, таламус.

Кора большого мозга непосредственно отвечает за психику человека, воздействуя на его восприятие, память, мышление, умственные способности и интеллект; также она инициирует осознанные действия человека. Таким образом прямо или косвенно кора головного мозга связана со всеми частями человеческого тела.

Лобная доля. Обеспечивает активности речевой моторики. создается планирование речевой и психической деятельности человека, весь социальный набор: воспитание,обучение.Также является пусковым механизмом для всех видов высшей психической, речевой и эмоционально-волевой сферы. Формирует произвольную деятельность, все высшие психические функции человека.

Теменная доля . Сюда сигнализируется каждый момент движения по путям глубокой чувствительности (кинестизии) .

- ориентация в пространстве зависит от правой теменной доли,

- способность к счету, письму, чтению определяется левой теменной долей,

- восприятие тепла, холода, боли осуществляется обеими теменными долями

Затылочная доля. Происходит анализ всех зрительных раздражений, выполняет с другими отделами мозга функцию восприятия.

Височная доля . В левом полушарии эти поля воспринимают и дифференцируют звуки речи.

При ДЦП на МРТ головного мозга может отмечаться корково-подкорковая атрафия. Это исследование может показать какие структуры головного мозга нарушены.

В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов.

- двойная гемиплегия (тетрапарез);

- атонически-астатический синдром (парезы);

По некоторым данным частота интеллектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП значитально отличается :

- при спастической диплегии - 5,4%

- при гиперкенетической форме - 5,0%

- при гемипаретической форме - 1,1 %

Спастическая диплегия – считается наиболее легкой формой ДЦП. Обычно поражаются нижние конечности, руки поражаются в меньшей степени. В основе этой формы которой лежит повреждение структур головного мозга в период беременности и родов вследствие кислородного голодания. В головном мозгу наблюдается процесс частичного отмирания нейронов и, образно выражаясь, разжижение нормальной структуры нервной ткани.

У детей со спастической диплегией чаще всего наблюдается вторичная задержка психического развития.

Двойная гемиплегия (тетрапарез) – характеризуется тем, что при этой форме ДЦП поражаются как нижние, так и верхние конечности. Развитие двигательных функций очень затруднено.

При двойной гемиплегии наблюдаются олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии, а также дизартрия или анартрия.

Атонически-астатический синдром – при этой форме ДЦП мышечный тонус снижен, наблюдается недостаточная способность мышц к сокращению. Нарушения в первую очередь определяются недостаточной координацией движений, не сформированы реакции равновесия. Основной причиной атаксической формы детского церебрального паралича является травмирование лобных долей мозга и гипоксия плода в родах.

При атонически-астатической форме в случаях, когда наблюдается выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается олигофрения, чаще всего в степени дебильности, реже — имбецильности.

Гиперкенетическая форма характеризуется нарушением мышечного тонуса и спазмами мышц. Произвольные движения ребенка затруднены из-за насильственных, непроизвольных движений, которые носят название гиперкенезов.

При гиперкинетической форме интеллект развивается в большинстве случаев вполне удовлетворительно.

Гемипаретическая форма детского церебрального паралича характеризуется вовлечением в процесс мышц конечностей только с одной стороны – правой или левой. Причем чаще более выраженные нарушения наблюдаются в руках, чем в ногах. Наиболее частыми причинами формирования гемипаретической формы ДЦП являются инфаркты головного мозга и кровоизлияния.

У детей выраженное недоразвитие одного из полушарий головного мозга. При левополушарном дефекте наблюдается недоразвитие вербальных функций, чем у детей с правополушарным дефектом. При правополушарном дефекте тяжесть ВП Ф более выражены и структура нарушения значительно многообразнее.

Вывод: двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития.

Проявление олигофрении при детских церебральных параличах имеют те же признаки, что при других вариантах олигофрении, с некоторыми особенностями, характерными только для данного заболевания. У детей с церебральными параличами об олигофрении могут свидетельствовать следующие проявления:

- отвлеченное мышление недоразвито;

- все психические функции недоразвиты полностью и диффузно. При этом возможно более глубокое недоразвитие именно тех функций , которые типичны для различных форм детского церебрального паралича;

- дети действуют по шаблону, редко используют помощь взрослых;

- детям свойственны подражательность, внушаемость и недостаток самостоятельности при играх и в интеллектуальной деятельности;

- такие дети не переживают по поводу своего дефекта, они некритичны, личностные реакции у них выражены очень слабо;

- динамика интеллектуального развития менее благоприятна, чем у детей с задержкой психического развития.

При олигофрении у детей с ДЦП не развиты высшие формы познавательной деятельности, страдает абстракция и обобщение. В рассказах дети с трудом выделяют главную мысль, им трудно объединить по внешним признакам предметы в группы. Они затрудняются в выделении видовых и родовых понятий, обобщенного вида (мебель, посуда . ) Абстрактный счет и задачи вызывают у них особенные трудности, а конкретный материал облегчает выполнение задач.

Для того, чтобы полнее выявить все нарушения, необходимо длительное наблюдение этих детей в процессе обучения.

Дифференциация ЗПР и умственноей недостаточности. (таблица)

Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе

Детей с подобными нарушениями принято относить к группе детей имеющих сложное нарушение развития. В нашей стране до настоящего времени не существует официального определения какого либо из видов сложного нарушения как особого вида инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Поэтому, как правило, таких детей ( ДЦП + умственная отсталость) обучают по программе специальной коррекционной школы восьмого вида, не учитывающей определенные трудности, возникающие у умственно отсталых детей с ДЦП, в усвоении программного материала и социальной адаптации.

Таким образом, существует необходимость изучения детей, у которых тяжелые двигательные нарушения сочетаются с интеллектуальной недостаточностью, разработка специальных коррекционных программ учитывающих индивидуальные физические и интеллектуальные возможности ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек.

Система образования в современной России переживает глубокие изменения. Различ­ные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом .

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель.

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс.

На сегодняшний день актуальной проблемой является внедрение новых методик в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в частности с последствиями детского цер.


Рекомендации из опыта работы помогут начинающему педагогу спланировать и организовать обучение на дому ребенка с детским церебральным параличом, с глубокой умственной отсталостью: с чего начать, какие могут быть направления коррекционной работы, возможные технические средства реабилитации, необходимые стимулы различной модальности и как помочь семье обучающегося.

Рекомендации для педагогов, обучающих индивидуально на дому детей

с детским церебральным параличом,

имеющих глубокую умственную отсталость.

Составитель: учитель С.О.Авдюкова.

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Работа начинается с разработки программы, в соответствии с уровнем развития ребенка. Для этого, на начальном этапе обучения, необходимо изучить возможности ребенка, уточнить уровень его психического развития. При определении содержания обучения для детей с ДЦП учитываются как общие задачи образования и воспитания, так и специальные коррекционные. Как правило, эти дети находятся на 1 этапе доречевого развития и характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует, функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ; функции сосания, глотания.

Основные направления коррекционной работы могут быть следующими:

Нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов.

Дыхательные упражнения (вокализация выдоха).

Стимуляция голосовых реакций.

Развитие слухового и зрительного сосредоточения.

Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (пассивная артикуляционная гимнастика, логопедический массаж).

Выбор позы для занятий.

Нормализация положения кисти пальцев рук.

Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с ДЦП, они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Учитель постоянно следит за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций взрослый способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. Каждую встречу желательно начинать с пассивной гимнастики, которая способствует выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозит содружественные реакции, предупреждает развитие контрактур и деформаций, стимулирует выработку изолированных движений. Пассивные движения следует повторять многократно, фиксируя внимание ребенка на их выполнении.

Как только ребенок научится выполнять хотя бы часть движений, нужно переходить к пассивно-активной гимнастике.

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

Поглаживающие, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию.

Похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.

Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).

Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.

Вращение пальцев, отдельно каждого.

Круговые повороты кисти.

Отведение-приведение кисти вправо-влево.

Поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху).

Массаж с использованием различных массажеров.

Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев). Используют упражнения: сдавливание мягких игрушек большим и указательным пальцами, раздвигание ножниц, рукопожатие, игры с куклами, одевающимися на пальцы.

Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Также, формируют функцию хватания, разжимания кисти, перекладывания предмета из одной руки в другую. Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание пальцем на пластилиновые шарики, рисование пальчиковыми красками.

На всех уроках необходимо использовать стимулы различной модальности – зрительной, слуховой, тактильной и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка – тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее. Таким образом, решаются разные задачи:

- формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.

- формирование представлений о цвете, форме и величине (используются разноцветные стаканчики, подушечки, мячики, тарелочки, коробочки и т.д).

- развитие тактильной чувствительности (вкладывание предметов в ладони ребенка).

Уроки проводятся в игровой форме. Особенности развития мышления у детей с умственной отсталостью, делают необходимым применение разнообразного наглядного материала. На уроках обучения грамоте применяют приемы, исключающие необходимость письма, - используются разрезная азбука, схемы и модели слов, таблицы.

Эффективность работы учителя с ребенком, имеющим поражение опорно-двигательного аппарата, находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, так как по мере взросления ребенка, ситуация непрерывно усложняется. Необходимо помочь семье проанализировать, каковы возможные источники поддержки, нематериальные проблемы – дефицит общения семьи, эмоциональные переживания, организация досуга. Далее помочь выработать правильное отношение к реакциям окружающих на внешние проявления двигательного и речевого дефекта у ребенка с детским церебральным параличом.

В данной разработке представлены методы и формы работы с детьми, имеющими ограничения здоровья.


Формы и методы коррекционно-развивающей работы

с детьми, имеющими тяжёлую умственную отсталость,

Педагог-психолог высшей категории МАОУ СОШ №1


Характеристика детей с тяжёлыми и

Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы. Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать , ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога оринтироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения, установить доверительные отношения с родителями. При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём.


Важные условия для реализации СИПР

  • Педагоги, учитель-логопед, дефектолог, психологи работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком, чтобы строить дальнейшую работу с ребенком максимально, учитывая и развивая его потенциальные психофизические возможности и не получить эмоциональное выгорание. При этом следует помнить, что медицинский диагноз ставят только врачи, которые в настоящее время используют Международную классификацию болезней.
  • Выделяется: легкая умственная отсталость: F-70, умеренная умственная отсталость: F-71, тяжелая умственная отсталость: F-72, глубокая умственная отсталость: F-73.



Справка. С 2017-18 учебного года по настоящее время в МАОУ СОШ №1 обучается 4 ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью., с ДЦП и ТМНР. Заключение ТПМПК : обучение по СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ (АООП для детей с умственной отсталостью, множественными нарушениями развития), вариант 2. Рекомендовано обучение на дому. Данная программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью , ДЦП,ТМНР. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, у которых интеллектуальные нарушения возникли по причине внутриутробной патологии мозга или приобретены в раннем возрасте до 2,5–3 лет. Тяжесть интеллектуальных нарушений и психическое состояние ребенка зависят от того, насколько сильно поврежден мозг: кора, его строение и функции.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ИОМ

  • Для детей с ОВЗ результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического и особых вариантов развития каждого обучающегося. Это описание возможных результатов образования данной категории обучающегося. Обучение данного ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью,стойким нарушением познавательной деятельности. Программа направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям. Составляется программа работы с семьей.

Организация рабочего места для занятий с детьми с ДЦП Как должно быть организовано место для проведения занятий с ребёнком ? Это, конечно, должна быть допустимая площадь комнаты. Это должен быть столик и 2 стульчика, если ребёнок может сидеть. Обязательно должна быть подставка на столе, чтобы ребёнок видел информацию под углом. Если ребёнок свою позу самостоятельно не фиксирует, то необходимо, чтобы ребёнок сидел в инвалидном кресле. Периодически они сползают, приходится через 5 минут устраивать поудобнее.


Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы

( из опыта моей работы)

Практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом возможностей ребёнка :

- целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

- многократное повторение практических действий;

-наглядно-действенный показ способа действий;

- подражательные упражнения;

Наглядные методы:

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдение за предметами и явлениями природы;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

- речевая инструкция ребёнку;

- описание предмета учителем;

- указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания.

- похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым действиям.

- на каком этапе сделал попытку делать самостоятельно;

- если не может самостоятельно, то помогать; -возможен вариант , что не включается в общение или не выполняет задание.


Практические советы

Как можно сделать переносное оборудование. Планшет. Сделала двух размеров планшеты. На первый год обучения использовала небольшого размера ( 30X30 СМ), так как угол зрения очень маленький и показывать надо по 1 картинке, но после того как изучили этот предмет И держу под углом. Даже детям с развитием в норме тяжело заниматься, когда картинки лежат на столе. Нужна подставка.

О дидактическом материале. Различные картинки скачиваю в интернете и беру из специальных методических пособиях. Описание работы в специальной литературе.


Рисование сенсорными красками, гуашью, карандашами. Пальчиковые краски удобны, так как снимают мышечное напряжение, успокаивают, помогают развить мелкую моторику, узнать цветовую гамму. Во время занятия дети очень довольны. Через несколько занятий приступить к к усвоению держания кисточки. И лишь потом предложить порисовать красками. Усвоение идёт постепенно и требуется многократное повторении. Темп усвоения очень индивидуален. Развивать навыки удержания предметов обихода ( необходимых в жизни): как держать кружку, ложку и тд.) Учитывать возможности и ранние навыки ребёнка.


Занятия с использованием кинетического песка, маленьких фигурок.



Чтение сказок. Очень нравится детям. Развивается внимание, слух. Улавливают интонации. Игрушки-стресс полезны для сенсорного разития.


Методическое обеспечение.

  • Фигурки
  • Имаготерапия
  • Песочная терапия
  • Куклотерапия

Развитие тактильных ощущений

Тактильные мячики:

поролон, пластмасса, резина и из

Колючие мячики


Учимся брать эти предметы с плоской поверхности. Надо их прощупывать, покатать бусинки, палочкой подтолкнуть бусинку нанизать на палочку , потом показать как на нитку…( вход пошли старые бусы)

Во время занятий всегда надо прихваливать ребёнка словом, взлядом, улыбкой, погладить! Помогать, делать вместе. Так он учится альтернативной коммуникации.


Для развития сенсорики используются карточки

Крупы, наклеенные на картон: горох, пшеница, рис, гречка, два вида вермишели.


  • Ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, когда её одновременно показывать картинку и сам предмет, показать, поддержать действием.



Матрёшка - самая интересная для овладения ребёнком понятия большой, средний, маленький и о том , что меньшее можно вложить в большее. Края матрёшек я подпилила так, чтобы легко открывались.

Критерии оценки

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.