Как рисовать с ребенком если у него дцп

Большинство детей с ДЦП не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения правой руки, начинают рисовать левой (правосторонний гемипарез). Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами является разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела, изображение фигуры человека у них вызвает трудности - недорисованными оказываются некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности, части лица неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимают форму предметов, путают близкие формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражается неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивают изображения.

В своих рисунках дети обычно используют только четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для данных предметов оттенков. Они с трудом даже различают и называют оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового восприятия.

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могут выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применение трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры.

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

Детям показываются образцы рисования человека, помогают разместить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП вклдючается совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.

Изотерапия как направление в арттерапии или лечении искусством — тема сегодняшней статьи.

Если вы, уважаемые читатели, хоть раз видели рисующего ребенка: как он кропотливо пыхтит, выводя каждый контур, как через простые вещи повседневного обихода просвечивается особый внутренний мир и состояние души, то вы наверняка знаете, какие невероятные открытия вас ждут. Если же нет – настоятельно рекомендуем понаблюдать, каким образом цвета и формы, плавные переливы линий и манера подачи рисунка становятся полноценными словами – да-да, словами, которыми ребенок говорит с теми, кто хочет его слышать.

Что такое арттерапия, ее основные цели и возможности

Понятие арттерапия в психологию впервые ввел британский художник Адриан Хилл в 1938 году, описывая работу с туберкулезными больными. На сегодняшний день этот термин включает в себя специализированную форму психотерапии, которая основана на средствах искусства и художественного творчества, например — сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, изотерапия и т.п… Ключевой целью этого направления в качестве методики лечения является гармонизация личности через способности к самовыражению и самопознанию. Таким образом, основные задачи можно выразить четырьмя словами: развитие, социализация, коррекция и воспитание.

Изотерапия как разновидность арттерапии

Классическая арттерапия включает в себя множество направлений: музыка и литература, театральный или танцевальный образ, цветотерапия – методы цветового воздействия. И каждое из них классифицируется в отдельный подвид. Но наиболее распространена изотерапия, которая включает в себя лепку, аппликацию и рисование.

Как и при каких условиях это работает

Важно понимать, что рисование в данном аспекте не ставит целью превратить ребенка в художника, отнюдь. Главное – помочь ему расслабиться психологически: дать выход своим мечтам и желаниям, выразить себя эмоционально, раскрыться и открыться миру. Иными словами, изобразительная деятельность выступает в качестве способа моделирования взаимоотношений и эмоциональных выражений. Возможно это при условиях:

  • простых и эффективных методик, не вызывающих у малыша затруднений;
  • привлекательности и оригинальности как самого процесса, так и его результата;
  • нетрадиционности способов и техник, мотивирующих на получение необычного опыта.

Мир рисунка также безграничен, как и неуемная детская фантазия, через демонстрацию которой малыш развивает мышление и координацию, терпеливость и воображение, одновременно избавляясь от страхов, напряжений и стрессов. Лечение рисованием, которое выступает инструментом расслабления, заключается в:

  • расставании с негативом через прорисовывание тяжелого события;
  • ожидании усмирения таких эмоций, как ярость, гнев или злость – неважно, на себя или на других. Линии и краски, фигуры и объекты на бумаге примут все это на себя, как откуп.
  • совместной деятельности, которая поможет ближайшему окружению узнать, что именно тревожит ребенка, следовательно, реально помочь в дальнейшем;
  • наблюдении со стороны, позволяющем выявить истоки сложных проблем на самых ранних стадиях.

Основные изотерапевтические приемы и техники

Погрязним и испачкаем: марания

Пальчиковое рисование

Сухие листья, сыпучие материалы, продукты

Суть данного психотерапевтического метода, отлично снимающего мышечное напряжение, состоит в рисунке по кругу. Он особенно эффективен при синдроме геперактивности и заниженной самооценке. Рисование происходит карандашами или мелками и представляет собой хаотично-ритмичное нанесение на бумагу тоненьких линий, которые могут быть как неразборчивыми, так и абсолютно точными и складываться в целостный образ или в абстракцию.

Таким образом, изотерапия – это бесценный инструмент, который значительно облегчает интеграцию ребенка в общество и помогает ему открыть двери в огромный и неповторимый мир.

Рисунки, представленные в статье, это одни из самых ранних работ моей дочери. В общей сложности их хватило бы на персональную выставку и это с учетом того, что движения в руках у нас сильно ограничены. Повезло с педагогом — Доброносова Оксана Георгиевна. Удивительный человек, художник, все к чему она прикасается превращается в творчество.

На мой взгляд, изотерапия обязательно должна быть в вашем арсенале.

И в завершении сегодняшней творческой темы немного музыки ирландско-норвежского дуэта Secret Garden — Заснеженная нежность.

Автор видео — Людмила Нарыжная.

…розы под снегом… грустно и нежно
цветут лепестками последней любви…

Обучение рисованию детей с ДЦП

Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным.

Его задачами являются:

§ воспитание интереса и изодеятельности:

§ обогащение представлений о предметах изображения,

§ формирование навыков анализа изображаемых предметов,

§ освоение плоскости листа бумаги,

§ формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т. д. ) .

Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, вырезание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.

В связи с трудностями формирования у этой категории детей графических навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде.

Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.

В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и письмо пальцем) .

Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображений.

Требования к знаниям и умениям детей

1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности.

2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, действия, явления) .

3. Различать и называть основные и промежуточные цвета.

4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

5. Владеть основными приемами работы красками.

6. Проводить карандашом линии в заданном направлении.

7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное положение, основной цвет предметов.

8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание.

9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.

Примерное тематическое планирование

1. Карандаши цветные — 6 шт. , простой — 1 шт. , ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист) .

2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:

§ удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м) , складывание листа пополам, по диагонали;

§ складывание конвертика, самолетика и т. д.

§ закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа) ;

§ формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;

3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам.

4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплошная вертикальная, редкий — прерывистая линия.

5. Проведение горизонтальных линий:

§ дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета;

§ изготовление салфеток для куклы.

6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)

7. Соединение двух точек:

§ квадрат (четыре точки) ,

§ треугольник (три точки) ,

9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии.

11. Тренировочное графическое рисование:

§ разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии;

14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету, попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т. д. ) .

17. Аппликация: орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка.

20. Работа с трафаретом — изображение треугольника:

§ обведение треугольника по трафарету,

§ чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы

21. Декоративное рисование:

§ роспись круглой тарелочки (орнамент на круге) ,

§ роспись сказочного домика.

§ аппликация из готовых форм,

§ рисование по трафарету,

§ платье для куклы – одежда человека.

24. Лицо: дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм.

25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц) .

26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометрического орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси) .

28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками) : осень (коричневая, желтая и красная краски) , зима (синяя и белая гамма) , Новый год — праздник, весна — первые цветы.


На Рождественском подворье Белгородской епархии многолюдно. За столом под навесом на открытом воздухе сидит десяток детишек с мамами. Перед ними — бумага для рисования, краски, кисти, поролоновые валики.

— Любая краска — это восторг! Просто посмотрите повнимательнее, — говорит стоящий у мольберта седоволосый мужчина с собранными в хвост волосами. Это художник Владимир Курдюков.

Сначала может показаться, что проводится творческое занятие для учеников воскресной школы. Но дети, сидящие за столом, — особые. Это воспитанники семейного интеграционно-коррекционного лагеря "Парус мечты". Сюда на неделю со всей России приезжают дети от двух до 16 лет с диагнозом ДЦП и с ограниченными возможностями. В августе проводится уже третья смена. Первая, пробная, прошла летом 2015 года. Нынешняя организована по инициативе Фонда русского абстрактного искусства (Фонд РАИ) при поддержке Белгородской митрополии и руководства области.

Организаторы верят, что творческие занятия помогут детям не только лучше развиваться. Возможно, для кого-то из них рисование станет делом жизни, как когда-то случилось и с сыном Владимира Курдюкова, также имеющим диагноз ДЦП.

Никита

Владимиру Курдюкову 61 год. В молодости успешный художник, которому коллеги прочили блестящую карьеру, и представить не мог, что ему придётся заняться разработкой методики развития детей-инвалидов с помощью живописи. Но всё изменилось, когда у него родился сын Никита.

Историей и опытом художника заинтересовалась учредитель Фонда РАИ Ольга Ускова. По её приглашению Курдюков стал проводить мастер-классы "Цвет как эмоция" в лагере. Метод работы он никогда не формулировал: всё зависит от ситуации. Но подход один — дети должны изображать не конкретные предметы, а свои эмоции по определённой теме. В основном дети рисуют абстракцию. Причём могут выбрать любой способ — те, кто может держать кисть, пишут кистью. Другие же берут поролоновые валики или наносят краски на бумагу пальцами. Занятие длится 40 минут — за это время дети не успевают устать.

— Сейчас я рисую осень, — в качестве примера рассказывает художник на мастер-классе. — Возьму жёлтую краску. Вчера это у нас был пляж, солнце, а сегодня будет осень. Рядом нарисую другим цветом. У всех будут свои формы, разные. Не стоит ничего копировать. Будем по возможности самостоятельно рисовать. Я надеюсь, что у вас получится не только не хуже, но и значительно лучше, чем у меня. От вчерашних художников я был в восхищении!

Организаторы лагеря, как и Владимир Курдюков, прекрасно понимают сложности, с которыми сталкиваются родители детей с особенностями развития. Председатель благотворительного фонда помощи инвалидам "Луч света" Наталья Смолянина тоже воспитывает дочь с диагнозом ДЦП.

— Я знаю, как тяжело детям, родителям, которые практически не бывают в обществе. На протяжении многих лет они находятся в четырёх стенах. К нам они приезжают семьями. Дети раскрепощаются, родители получают эмоциональную подпитку, успокаиваются. К нам приезжают не только с диагнозом ДЦП, в июне была смешанная группа, куда входили аутисты, даунята, дети с различными неврологическими заболеваниями.

На лицах родителей, сопровождающих детей в лагере, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребёнку рисовать, кто-то успокаивает раскапризничавшегося сына, который то ли утомился и не хочет держать кисточки и валики в руках, то ли недоволен выбором красок. Среди десятка мамочек выделяется ухоженная женщина с каре, глаза которой сияют от радости. Она водит по бумаге кистью, держа руку 16-летнего сына, и это явно доставляет ей огромное удовольствие.

— Фима, какой выберем цвет?

— Бежевый! — отвечает мальчик и начинает петь песню "Ты моё дыхание" Ады Якушевой. Фима не видит. Но знает названия всех цветов. Благодаря своей маме он буквально рисует музыку. Синяя краска у него ассоциируется с песней "Во Франции неважные дела" Никитиных, а коричневый — с "Атлантами" Александра Городницкого.

— Под определённый цвет он хочет спеть ту или иную песню. Вчера он пел совсем другие почему-то! — удивляется мама Фимы.

Помимо рисования мальчик активно занимается музыкой. Он умеет играть на многих инструментах: на фортепиано, аккордеоне и флейте. Последние два инструмента они взяли с собой в лагерь.

— Трудно сдержать эмоции, когда видишь этих детей — как у них горят глазки! — говорит Ольга Ускова. — Мы все счастливы, мы все находимся в едином эмоциональном свечении. Проходишь во время занятий мимо детей и их родителей — мурашки идут по коже. Ты понимаешь: совершенно всё равно, как ты выглядишь, свободно у тебя пальцы движутся или ручка немножко скована. Потому что ты своё добро, свою любовь, свои эмоции можешь передать разными путями. И если сознание открыто, то человек может быть счастлив.

Ускова уверена, что для любого человека внутренний мир важнее внешнего. И развитие духовного мира создаёт ощущение счастья и формирует дальнейшую судьбу. В своей работе они ориентируются на теорию всеобщей контактности советского учёного и художника Элия Белютина. Он утверждал, что через серьёзное эмоциональное напряжение можно произвести переключение работы человеческого мозга в креативные зоны, что позволит открыть новые способности или усилить существующие.

Из текста этой теории фонд сформировал учебник, который будет представлен в сентябре.

Недалеко от стола, где проходят занятия, есть импровизированная выставка — к натянутой верёвке прищепками прикреплены работы детишек. У одной из девочек рядом с листом бумаги и красками лежит тетрадка, куда она записывает свои стихи.

— Я здесь отдыхаю, учусь и лечусь и получаю удовольствие, — говорит 14-летняя Лада, которая приехала в лагерь уже в третий раз. Её сопровождает мама и любимый питомец — рыжая такса. — Я раньше рисовала, но рисунки у меня плохо получались очень. А вот сейчас у меня вдохновение! Ещё я занимаюсь эстрадным вокалом и пишу стихи, записываю их в тетрадь.

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн уверен, что лагерь помогает детям поверить в себя и раскрыть свои творческие возможности, о которых некоторые порой даже не подозревают.

— Мы пытаемся показать детям их будущее, чтобы они могли ответить на вызовы, которые так или иначе в жизни случаются, творчески, с помощью наших специалистов, родителей, — говорит митрополит. — Мы все вместе решаем трудную задачу — не просто вернуть ребёнка в социальное пространство, а помочь ему поверить в себя. Дай бог, чтобы это начинание нашло сторонников. Мы верим, что в России найдётся очень много людей, которые будут помогать детям творчески развиваться и преодолевать все недуги.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.