Как выиграть у дцп

Если вы прочитали предыдущую статью, то вы уже, наверное, познакомились с мальчиком Славой, перенесшим ДЦП в детстве. Сегодня мы расскажем подробнее о том, как нам удалось справиться с этим тяжелым заболеванием, и о том, как Слава чувствует себя сейчас.

Как и большинство детей, страдающих ДЦП, Славик родился на слишком раннем сроке - 28-29 недель в состоянии асфиксии, т.е. удушья, и набрал всего 2 балла по шкале Апгар. Вся его дальнейшая жизнь была запрограммирована врачами, которые сделали выбор между матерью и ребенком в пользу здоровой матери (т.е. не стали делать кесарево сечение). Ребенок действительно выжил чудом. Он провел 2 недели под кислородом (что впоследствии отрицательно повлияло на его зрение), и так и не смог перейти на грудное вскарливание.

Недостаточные функции печени, вызванные, возможно, резус-конфликтом, заставили врачей долго бороться за жизнь малыша. И только ближе к году (несмотря на регулярные "осмотры" у недобросовестного невропатолога) мы насторожились, заметив, что ребенок, хоть и встает и ходит с опорой, так и не научился сидеть. Вскоре был поставлен страшный диагноз: детский церебральный паралич. Врачи предупредили, что ребенок никогда не сможет ходить без костылей.

Выслушав этот приговор, мы, конечно же, легли в больницу. Сказать, что это ад - не сказать ничего. Впрочем, если вы читаете этот раздел, то вы, конечно же, представляете, о чем я говорю. Увидев детей, которых медсестры втыкали, как овощей, на стульчики с распоркой, на которых они сидели, иногда раскачиваясь и падая, по полдня, невзирая на слезы и стоны, я поставила себе задачу - сделать ребенка максимально мобильным и самостоятельным, несмотря на его состояние. Впрочем, в больнице мы получили не так уж мало - комплекс специального массажа, направленного на расслабление спазмированных мышц, укрепление расслабленных, а также на разгибание уже сложившихся к году контрактур локтевых, коленных и тазобедренных суставов.

Много лет спустя, когда я начала активно общаться с родителями таких же деток, как Слава, до меня стала доходить информация о новых, современных методах борьбы с ДЦП. Одним из лучших методов я считаю методику двигательной коррекции Светланы Грибовой. Ее описание вы найдете на ее сайте. Теперь, кроме самих упражнений, исправляющих структурные и неврологические нарушения, вы можете узнать все об их теоретическом и научном обосновании.

В больнице я наблюдала, как выполняет этот массаж медсестра. Я выучила все приемы, и массажистка несколько раз проверила правильность их выполнения. Из больницы мы вскоре ушли из-за эпидемии гриппа. Кроме массажа и гимнастики там нечего было делать.

В течение следующих двух лет мы делали этот массаж/гимнастику дважды (!) в день, за редким исключением, когда, например, кто-то из нас болел особенно сильно. Тогда, в виде поблажки, ограничивались одним разом. Конечно, ребенок был вовсе не рад такому насилию. Но он рос и развивался, и в два года сделал первые самостоятельные шаги.

Кроме массажа, мы претерпевали и другие пытки, практикуемые в наших больницах - фиксацию выпрямленных ног к опоре (при этом ребенок может играть за приставным столиком, смотреть мультики и т.п.), а также фиксацию туторами (до 2-3 часов за ночь, больше малыш не выдерживал). Ну и, конечно же, дважды в неделю Славик ходил на плавание. На этом этапе это был маленький "лягушатник", где с детьми занимались матери под управлением опытной медсестры-инструктора.

С самого раннего детства Слава не боялся воды, и мог вместо того, чтобы плыть, спокойно идти к маме по дну - под водой :) Поскольку он был очень худым, если не сказать, костлявым, с плавучестью у него было плоховато :)

Каждый родитель больного ребенка готов на все, чтобы помочь ему, хотя бы и пожертвовать собственными ногами, лишь бы были здоровы ноги ребенка. Так и мы - делали все возможное для того, чтобы привести его к норме.

Экспериментальным путем было выявлено, что медикаментозная терапия не оказывает какого-либо существенного воздействия на динамику лечения. Ни ноотропы, ни церебролизин (вызывавшие бессонницу и плаксивость), ни массированные инъекции витаминов группы В, ни всяческие токи, грязи, магниты не приводили к каким-либо заметным улучшениям. Лишь направленное воздействие ежедневного массажа, гимнастики и регулярного плавания приносило видимые плоды.

Когда Славик начал ходить, удерживать его на массажном столе стало все труднее. Постепенно мы стали вводить элементы гимнастики, которые он мог бы выполнять самостоятельно.

Одним из первых тренажеров, появившихся в доме, стал шаговый тренажер, или степпер. КАЖДЫЙ день, невзирая на выходные и праздники, ребенок проводил на тренажере не менее часа, а то и двух (в таком случае, конечно, помогали мультфильмы). (Подборка современных степперов для вас тут).

Второй полезнейший тренажер - беговая дорожка. То же самое количество времени ежедневно мы просиживали рядом с ребенком, шагающим по дорожке. При этом нужно было обязательно следить за правильным разворотом стопы (наружу, а не вовнутрь), за тем, чтобы он наступал на пятку, а не на носок, и за выпрямлением ног. Мы даже расчертили мелом поверхность дорожки, чтобы ребенок ставил ноги под нужным углом. В это время малыш мог, например, слушать книжку, чтобы было не так скучно. И так - каждый божий день. Легко читать об этом, трудно выполнять. Это был гигантский, изматывающий, ежедневный труд. (Подборка реабилитационных дорожек - тут).

Постепенно мы добавили и другие упражнения, направленные на растягивание недоразвитых сухожилий и сокращение спастики мышц (описание этого комплекса вы найдете здесь). Массаж продолжался, но теперь он шел курсами, по несколько раз в год у профессионального массажиста. Руки мамы, увы, уже были слишком слабы для этого.

Огромная проблема детей-инвалидов в том, что они лишены нормального общения, а значит, возможности нормально развиваться. Чтобы избежать этой проблемы, мы сделали все возможное, чтобы подготовить ребенка к посещению детского сада. С трех лет он занимался с логопедом-дефектологом (из-за недоразвития речевого аппарата у него отсутствовало множество звуков, как тверждых, так и мягких), с четырех начал посещать разнообразные развивающие занятия - музыку, английский язык, изостудию (мы считаем лепку одним из важнейших элементов для развития мелкой моторики рук).

Когда Славе исполнилось пять, мы подали заявление в садик, и, несмотря на активное противодействие местного отдела образования ("ребенка будут обижать", "он упадет с лестницы" и т.п.), Слава был принят в логопедическую группу. Огромное спасибо директору нашего садика Зинаиде Дмитриевне Галаховой, отстоявшей Славика на медкомиссии. До школы он сумел "победить" все трудные звуки, его речь стала чистой. Кроме того, в пять лет он пошел в музыкальную школу, сначала на общеобразовальные предметы, а потом и на специализацию - фортепиано. Опять-таки не ради того, чтобы стать звездой, а для развития моторики рук. Также с пяти лет Слава начал посещать занятия в конно-спортивном клубе "Битца", о которых я рассказывала в предыдущей статье. Продолжались и занятия плаванием - только теперь они переместились из "лягушатника" в более просторный бассейн детской поликлиники. Именно там Слава стал делать заметные успехи в плавании, значительно окреп, перестал болеть простудными заболеваниями. (Позднее, лет с 14, когда мальчик уже не имел права посещать детский бассейн в поликлинике, мы отправили его в спортивную школы при гимназии, где он учился, где он вскоре оказался на очень хорошем счету у тренеров. Действительно, не очень ловкий на суше мальчик превращался в воде в настоящего морского котика - гибкого, быстрого и сильного).

Вы, наверное, спросите, как мы находили время на все это. Я отвечу - не знаю. Вряд ли такое можно повторить. Просто лечение и адаптация ребенка становятся образом жизни, который вы ведете 24 часа в сутки.

Если вы боретесь за здоровье своего ребенка так же, как это делали мы - пусть вас ведет и поддерживает мысль о том, что период роста и взросления ребенка занимает не так уж много лет. Каким бы ужасным и длинным вам ни казался этот срок - он пройдет. На выходе вы получите результат - в идеале, человека, способного как минимум обслуживать себя, как максимум - способного поддержать вас в старости. Все эти годы вы будете работать на свое будущее тоже. Не сдавайтесь!

Так мы жили до одиннадцати лет. Мальчик быстро рос, а его подколенные связки, несмотря на все усилия, не успевали за этим ростом. Его походка оставалась сильно измененной. В 2001 году было принято решение о корректирующей операции. Мы обратились во ФЦЭРИ, к известному доктору Борису Григорьевичу Спиваку. В процессе операции были удлинены связки под коленками на обеих ногах и ахиллово сухожилие на левой, более пораженной болезнью ноге.

Однако и после операции расслабляться было нельзя. Ведь ребенок продолжал расти. А связки, растянутые до состояния, нормального для одиннадцати лет, по-прежнему отставали в росте. Неправильная походка и осанка, сформировавшиеся за предыдущие годы, требовали серьезной коррекции. Мы дополнили прежний комплекс гимнастики новыми упражнениями. (Борис Григорьевич с одобрением отнесся к этому комплексу, и, насколько мне известно, рекомендовал его к применению и другим детям. Полный комплекс упражнений находится здесь.) И начались годы серьезных занятий. Каждый день Слава занимался не менее двух часов, что, конечно же, было тяжело, как ему самому, так и родителям. Слишком сложно объяснить ребенку, а потом и упрямому подростку, для чего нужны эти страдания. Тем более, что в социуме никаких проблем с общением, несмотря на отклонения в походке, у Славы не было, что, конечно же, объясняется его легким, дружелюбным характером и живостью ума.

Когда Славику было около четырнадцать лет, нервы родителей были уже на пределе, судьба подкинула новое решение проблемы. На Славу обратил внимание предприниматель Игорь Гранков, удивительный человек - Человек с большой буквы. Игорь - из тех редких людей, который творят бескорыстное добро, причем не единоразово, а на протяжении долгих лет.

Игорь - владелец собственного конного клуба и конюшни. Он создал специальную группу иппотерапии для детей, больных ДЦП. Вот уже много лет личный тренер дважды в неделю забирает ребят из дома, отвозит на занятия, занимается с ними и отвозит обратно, и все это - совершенно бесплатно для родителей.

Слава занимался конным спортом до 18 лет. Участвовал в соревнованиях (специальных соревнованиях для ребят с ограниченными возможностями), даже занимал призовые места. Конечно, эти занятия имели ценность не только с точки зрения иппотерапии, но и для общего укрепления здоровья, силы воли подростка, а также воспитания командного духа.

Современный иппотренажер имитирует движения лошади, которые заставляют тело ребенка совершать реципрокатные движения (противоход плечевого и тазового пояса). Даже если вы занимаетесь в конно-спортивном клубе на настоящей лошадке, эту тренировку можно перенести домой. Хотя, конечно, ничто не заменит общения с этим добрым, теплым и послушным животным!

В 17 лет Слава поступил на бюджетное отделение мехмата МГУ, а в 18 лет медкомиссия ВТЭК сняла с него статус инвалида детства.

Сейчас Славику 29 лет. Это интересный, красивый мужчина, имеющий множество интересов и собственную семью. Специалист может заметить изменения в его походке, а большинству обычных людей это не заметно. НО - его жизнь по-прежнему нельзя назвать спокойной. По-прежнему он должен ежедневно разрабатывать мышцы, растягивать связки и сухожилия, чтобы ноги сохраняли объем подвижности. Хорошо это или плохо? Это просто жизнь.

Если вас заинтересовала эта история, пишите мне ">письма. Если у вас есть положительный опыт лечения ДЦП - предлагаю делиться этим опытом с другими родителями, которые еще находятся в начале этого трудного пути, и отчаяние не позволяет им надеяться на исцеления маленького человечка.

Другие статьи темы:

О том, что общение с лошадью бла­готворно действует на здоровье чело­века, было известно уже давно. В ста­рину говорили: побудь на коне — полег­чает внутри. Всерьез этим феноменом заинтересовались лет тридцать назад, и сегодня иппотерапия, этот уникальный метод лечения мно­гих заболеваний, признана во всех раз­витых странах мира. Читайте рассказ о лечении ребенка, больного ДЦП, методом иппотерапии.

Приведен комплекс упражнений, который способствовал реабилитации ребенка, больного спастической формой ДЦП.

Короткая автобиографическая статья о преодолении детского церебрального паралича.

Задать вопрос, получить моральную поддержку можно по ">почте.

  • Список оборудования, применяемого для реабилитации больных ДЦП детей и взрослых. Иппотренажер с имитацией реципрокатных движений лошади.

  • ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

    Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

    Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

    Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

    Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

    Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

    Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

    Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

    Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

    Комплекс упражнений для разминки

    Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

    - малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

    - необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

    - под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

    После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

    - попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

    - указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

    - особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

    - указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

    Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

    Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

    Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

    "Зайка любит погостить,
    Мы с ним тельце будем мыть.

    Вот он вымыл ротик, ушки.

    Ах, какой же он послушный!

    Не забудет он о лапках -

    Их протрет чистейшей тряпкой.

    И давай потом скакать -

    "Нужно в гости ведь бежать!"

    Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

    Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

    Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

    Игры по развитию вестибулярного аппарата.

    "Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

    Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

    Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

    "Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

    Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

    Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

    "Запрещенное движение" (6-14 лет).

    "Передал - садись" (7-14 лет).

    Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

    Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

    Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

    "Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

    Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

    "Кулак и ладонь" (6-14 лет).

    В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

    Подвижные игры при поражении суставов

    "Вернись на место" (7-14 лет).

    Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

    "Снежинки" (3-12 лет).

    Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

    А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

    Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

    Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.

    Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

    Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


    ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

    Какие причины приводят к ДЦП

    • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
    • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
    • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
    • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
    • Патология беременности
    • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
    • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

    Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

    • Ребенок быстро устает во время кормления
    • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
    • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
    • Судороги
    • Не произносит звуков
    • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
    • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

    Первичные признаки ДЦП:

    • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
    • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
    • Нарушение равновесия
    • Речевые нарушения
    • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

    Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

    • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
      • возможность поддерживать симметричность тела,
      • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
      • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
      • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
    • Мышечная слабость
    • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
    • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
    • Эпилепсия
    • Нарушения речи
    • Болевой синдром
    • Проблемы с кормлением
    • Нарушение зрения
    • Нарушение слуха
    • Психические расстройства

    Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

    В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

    Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

    Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

    Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

    Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

    • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
    • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
    • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

    Основные акценты в реабилитации

    • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
    • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
    • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
    • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

    Чем отличается лечение ДЦП у детей

    • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
    • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
    • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
    • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
    • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
    • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
    • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


    В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

    Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

    При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

    При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

    • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

    Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

    • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
    • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

    Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

    Клиники, отделения нейрохирургии

    Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
    Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
    www.nsi.ru

    ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
    г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
    www.neuronsk.ru

    ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
    г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
    www.fcn-tmn.ru

    Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
    Москва, ул. Талдомская, д. 2
    www.pedklin.ru

    Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

    1. Мир счастья
    2. Созидание
    3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
    4. Галчонок
    5. Артемка
    6. Росспас
    7. Предание
    8. Помоги.орг
    9. Русфонд
    10. Правмир
    11. Дети Земли
    12. Мир помощи
    13. Добросердие
    14. Счастливый мир
    15. Бумажный журавлик
    16. Димина мечта
    17. Адели
    18. Помоги спасти жизнь
    19. Клуб добряков
    20. Гольфстрим

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.