Какие породы собак для дцп детей

Что такое канис-терапия

Мы подъезжаем к школе прохладным утром. Озираемся, ищем указатели. Ничего. Спрашиваем у школьного охранника, где здесь группа канис-терапии.

– А, это где с собаками занимаются? – понимающе переспрашивает он и машет рукой в сторону лестницы, – Это там, наверху.

Мы поднимаемся на четвертый этаж пустой – сегодня выходной – школы. У одной из стеклянных дверей стоят люди.


Наверное, здесь. И точно – сквозь двери видим большой зал. Помещение похоже на большую застекленную мансарду. На полу, на шкурах, лежат дети. Нет, они лежат не только на шкурах, но и на собаках!

По периметру комнаты переваливаясь ходит мальчик, в его руках поводок, взгляд сосредоточен, но не на происходящем. Он смотрит куда-то в сторону. Ступает осторожно, не очень уверенно. Когда он поднимает глаза на нас, сквозь толстые стекла очков виден сосредоточенный, довольный взгляд.


Процесс подготовки собаки непростой: их тестируют в начале и в процессе обучения, а потом, если инструктор считает, что собака подготовлена, животное отправляется на стажировку.

Если собаку приводит волонтер, то параллельно обучают и его. После длительной стажировки собака постепенно начинает работать с детьми.


У Саши – аутизм, он ходит на занятия канис-терапией третий год. По словам папы, на занятиях он расслабляется, становится более спокойным

Перед животными стоят серьезные задачи, ведь дети, которые приходят на сеансы канис-терапии – не простые. Это дети со сложными, серьезными диагнозами: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, есть дети с соматическими заболеваниями, дети с задержками психического и речевого развития.

В двери заходят мальчик-подросток и женщина с усталым лицом. Она приобнимает сына, а он с диковатым выражением пытается вырваться. Он боится собак. Прячется в угол. Отбегает за столы. Татьяна, взяв собаку на поводок, приближается к нему.

После нескольких попыток ей удается подойти, она протягивает ему поводок, вкладывает в руки, показывает, что собака послушна. Преодолевает его сопротивление, она ведет мальчика, удерживая вместе с ним поводок, по залу.


Илья и собака Джой медленно обходят зал. Илья еще боится, но уже держит Джоя за поводок

«Собаки под руководством волонтеров решают самые разные задачи: с одним ребенком собака должна неподвижно лежать, а с другим активно двигаться, танцевать, предлагать какие-то новые движения. Опытные собаки, конечно, уже сами подстраиваются к детям.

Если вы обратили внимание, мальчик, который пришел сегодня в первый раз, боялся, и собаки рядом с ним даже двигались гораздо более плавно и аккуратно. Или вот лежал мальчик с игрушкой: насколько деликатно собака подавала ему игрушку, как осторожно забирала ее.


Дима протягивает собаке мячик

Ровно десять лет назад

На занятиях присутствовал один-единственный ребенок — аутичная девочка Соня Шаталова. Ее имя сегодня знают все, интересующиеся проблемой аутизма, она известная поэтесса, эссеист, писатель. Через некоторое время на занятия приходили уже пять детей, все они занимались с первой собакой Любимовых по имени Олли.

Рассказывает Татьяна Любимова: «Первую собаку – Олли – мы завели для нашего старшего сына Саши, который болел. По симптоматике это была тяжелая форма ДЦП. Потом оказалось, что есть дети, которым мы можем помочь избавиться от страха перед собаками, потом заметили, что и аутисты намного лучше начинают общаться с людьми благодаря занятиям с Олли.

Олли сейчас уже 14 лет, она на заслуженном отдыхе. А с больными детьми занимаются ее дети и внуки, а также собаки волонтеров.


На фото – собака волонтера Вероники Хмызовой Луна

Про детей…

Занятия в субботу начинаются в 10 утра и продолжаются до двух дня. За это время у Татьяны и ее волонтеров нет ни минуты передышки. Только один ребенок выходит из зала, как заходит другой. И все дети – разные.


В группе занимаются дети от шести месяцев до двадцати четырех лет. Занятия сначала только индивидуальные, ведь дети в основном сложные. Потом, если есть для этого показания, волонтеры объединяют некоторых пациентов в небольшие группы.

Родители заносят на руках малыша. Он не может стоять сам. Собаки ложатся на пол, мальчика кладут так, чтобы его голова покоилась на животе одной собаки, а ножки – на другой. Кажется, что его положили в теплую живую люльку. Собаки замирают, даже, кажется, засыпают. В это время Татьяна начинает разминать мальчику плечи, а ее напарница – его ступни.


«Перед нами – и перед собаками, перед волонтерами — стоят разнообразные задачи. Начиная от того, что мы должны расслабить ребеночка, помочь ему как бы заново прийти в этот мир, дать ему понять, что здесь хорошо, здесь безопасно, здесь тепло, мирно, здесь его любят и принимают.


Волонтер Ева Кабакова и мальчик Арман

И их родителей

Папа послушно начинает гладить Джейку. И мама тоже. Через пять минут оба родителя успокаиваются, начинают посмеиваться над забавными проделками собак. И мальчик рядом с ними перестает размахивать руками, движения его становятся более точными и спокойными.


Татьяна рассказывает, что у нас в стране родители детей-инвалидов практически не получают психологической поддержки. За рубежом психологическая помощь семье с больным ребенком в порядке вещей, с ними работает психолог, помогает родителям понять и принять ситуацию, принять и понять своего ребенка.


Кроме того, родителям надо объяснить, что происходит с их ребенком: «Иногда мы просто по незнанию требуем от ребенка того, что он не может сделать или дать: допустим, эмоциональной теплоты, отдачи от ребенка с глубокими нарушениями аутистического спектра, или быстрого двигательного прогресса от ребенка с ДЦП.



Почти на всех родительских лицах лежит печать проблем: «Родители после всех мытарств и больниц, сталкиваясь с жестким отношением к инвалидам в нашем обществе, приходят с серьезными психологическими проблемами, которые надо быстро решить.

Кроме того, для того, чтобы выйти на хороший, глубокий, тесный контакт с ребенком-инвалидом иногда проще начать действовать через маму. Как только расслабляется мама, только она принимает ситуацию, начинает улыбаться, сразу же просто даже физически, на мышечном уровне, расслабляться ребенок, начинает доверять.


И мы очень часто наблюдаем, как у нас на занятиях как будто заново возрождается семья: папа начинает улыбаться своему ребеночку, начинает его принимать, начинает видеть маму. Ведь иногда в житейской заморочке мы просто перестаем друг друга воспринимать.


А сколько это стоит?


А еще проводить праздники: осенние, весенние, зимнюю ёлку: «На ёлку мы готовим сказку, в которой участвуют все дети, даже лежачие, все-все-все. Они показывают всё, что могут сделать, самое лучшее.



«Вообще, мы стараемся взаимодействовать со специалистами, которые работают с нашими детьми. У меня у самой дефектологическое образование, серьезная база. Со стороны, может быть, кажется, что взял ребенка, взял собачку – и всё будет замечательно, и получится канис-терапия. На самом деле, ничего подобного.


Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова

Время подходит в двум часам дня. Но в дверь снова заглядывают. Заходите-заходите, машет рукой Татьяна. Собаки, только что игравшие друг с другом на ковре, поднимаются и мягко подходят к хозяйке. Занятие начинается…



Даша, диагноз туберозный склероз




и его сестра Таня



Пока Таня и Коля занимаются, их папа – Сергей – тоже общается с собакой


Короткая передышка нужна и животным


По ходу занятия Татьяна подсказывает волонтерам, как лучше сделать тот или иной прием


Савве три года. У него диагноз ДЦП. Тяжелые роды, халатность врачей


Но мальчик удивительно светлый и радостный


Саше сложно начать общение, но Ника и Джой очень терпеливо стараются ему помочь



Голден-ретривер Рома аккуратно выводит Артем на игру


Очень важно, чтобы волонтер мог контролировать свое тело и вовремя снимать мышечные зажимы. На самом деле, научиться тому гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Татьяна помогает Еве расслабиться, пока та занята работой с ребенком


В работе канис-терапевтов нет мелочей, и даже коврики здесь не случайны: разнофактурная поверхность в сочетании с контрастным теплом и мягкостью собачьей шерсти способствует развитию сенсорной чувствительности ребенка



Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова



Keksa2012, Лабрадор(. ), ньюфаундленд(. ), золотистый ретривер(!!), бернский зенендхунд(!), сенбернар(!?).

Охрана с них конечно. только лаем отпугнут, но для ребёнка то что надо.

Не за чей счёт не живу я, и ни кому зла не желаю, только в рай на чужом никого не пропускают. (Г. Заречный "последний рейс")



Не за чей счёт не живу я, и ни кому зла не желаю, только в рай на чужом никого не пропускают. (Г. Заречный "последний рейс")



Не за чей счёт не живу я, и ни кому зла не желаю, только в рай на чужом никого не пропускают. (Г. Заречный "последний рейс")



Не за чей счёт не живу я, и ни кому зла не желаю, только в рай на чужом никого не пропускают. (Г. Заречный "последний рейс")








Keksa2012, Риджи однозначно нет! Не та психология у собаки. там сложности в плане поведения и дрессировки.

Вам больше подойдёт собака спокойная и добрая, с тем же лабрадором и ньюфиком справится не только ваша мама, но и сын, после курса дрессировки естественно.

А насчёт защиты, тут две стороны. допустим напугать грозным лаем , тут и лабрик напугает, а если полноценная работа на защиту собаки, то в случае покуса, проблем будет больше у вас чем у покусанного, с нашими несовершенными законами.

Не за чей счёт не живу я, и ни кому зла не желаю, только в рай на чужом никого не пропускают. (Г. Заречный "последний рейс")


Keksa2012, веймаранер - рабочая порода, согласна, они очень красивые. Но в дрессировке до них достучаться сложно, это гордые и своенравные собаки. Бабушку веймаранер уронит однозначно. Не ваш вариант совсем.
У меня две ньюфихи в городской квартире. Одна очень крупная, фактически целый кобель. Валяются под ногами ковриками, вообще не видно их. Все игрища - на улице.
Моей маме 65, проблемы с ногами, они ее с двух сторон подпирают, когда мы гуляем вместе.
Каждый кулик свое болото хвалит в конечном итоге :)) Думайте, выбирайте.

as1551, леоны сильно зависят от кровей, все же это микс из пород, характер местами бывает очень разный. Ну и не безответные они. Если дети им сильно надоедают - могут и начать окусываться.







Собака терапия – это невероятно популярная оздоровительная методика в медицине, которая подразумевает контакт больного с животным. Помогают больным детям Врачи-собаки, достичь потрясающих результатов в лечении.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодняшняя тема о лечение с собаками. Для этого не обязательно водить к специальным собакам — врачам, вы можете развивать ребенка с помощью домашнего, беспородного питомца. Прочитайте эту интересную статью и примите на внимание этот очень полезный метод развития.

Смысл и польза терапии


В медицине собака терапия называется канистерапией. Это нестандартная психотерапевтическая манипуляция восстановления и лечения, при которой используются специально обученные собаки.

Метод лечения был известен еще во времена Гиппократа, о чем говорят писатели и поэты, археологические раскопки и прочие сохранившиеся предметы тех времен.

Терапевтическая методика направлена на улучшение следующих функций:

  • успешное интеллектуальное, эмоциональное и физиологическое развитие;
  • формирование моторики и двигательных способностей;
  • борьба со страхами, нервозностью, агрессивностью, раздраженностью, пассивностью;
  • воспитание дружелюбия и оптимизма;
  • работа над улучшением физической стороны пациента.

Поддерживающая терапия включает в себя тесные взаимоотношения и контроль пациента посредством коммуникаций, кормления, игр, заботой за животным.

Чтобы оказывать лечебное воздействие на ребенка с дцп, собака должна отличаться следующими особенностями:

  • дружелюбностью;
  • любовью к детям;
  • отсутствием негатива при резких звуках, движениях;
  • спокойным, покладистым характером.

Подобные нетрадиционные средства используют не только для больных с дцп, но и для людей, имеющих проблемы опорно-двигательного аппарата.

Благодаря расположенности животного, его преданности, взгляду, эмоциям, дыханию, удается улучшить физиологическое и психологическое состояние. Терапия помогает вывести человека из депрессии, вселить в него оптимизм и веру в себя.

Какие породы собак используются?


Собака терапия подразумевает взаимодействие с такими породами собак, как охотничьи, лабрадоры, овчарки и другие, отличающиеся положительными качествами.

Предлагаем вашему вниманию интересную информацию о взаимоотношениях детей и собак

Ваш гид по щенку и чем отличается собака из приюта от обычной

Но для контакта с больными могут использоваться и беспородные собаки. Когда животное имеет тесный контакт с человеком, соответствует всем требованиям, ребенок с дцп получает огромное удовольствие при общении с ней.


Собака терапия для детей, больных церебральным параличом является одной из самых эффективных манипуляций, в которых животное служит главным мотиватором для развития мелкой моторики, концентрации, памяти, укрепления мускулатуры.

Методика помогает деткам с нарушениями интеллектуального развития. Они становятся более полноценными, по-другому себя ощущают, их эмоциональный статус стабилизируется, они начинают радоваться жизни, проявлять активность и энтузиазм, развивать речь.

За свое короткое существование в России (всего 10 лет), канистерапия уже была оценена по достоинству многочисленными пациентами.

После общения с собаками больным становилось гораздо лучше, у них появлялся интерес к жизни, уверенность, оптимизм. Это первые симптомы улучшения состояния здоровья. Детки быстро находят общий язык с собаками, начинают о них заботиться, играть с ними.

Помимо всего прочего стоит отметить тот факт, что животные начинают побуждать пассивных пациентов или людей с ограниченными возможностями. Это приводит к формированию мелкой моторики, уменьшению мышечной дистрофии.

Так же, вам будет полезна прочитать статью о лечение метод: иппотерапия при дцп

На этом мы с вами прощаемся, дорогие читатели, подписывайтесь на обновления блога и не забывайте делиться с друзьями информацией в социальных сетях. Всего хорошего!


Статья дает общее представление о том, какие породы лучше всего подойдут ребенку с различными проблемами или без таковых. Рекомендуется с подобным вопросом обраться и к профессиональным заводчикам и кинологам, так как у них больше всего практического опыта, позволяющего давать советы в данном выборе.

Если есть желание ознакомиться с другим полезным материалом данной тематики, рекомендуется обратить внимание на статьи данного проекта, расположенные в тематических рубриках или выполнять поиск по сайту через боковые меню.

Совместить функции сторожа и няньки в одной собаке лучше всего удается аляскинским маламутам, хаски, кане корсо, риджбека, доберманам, немецкой овчарке, колли, лабрадорам. Справедливости ради следует заметить, что колли и лабрадоры могут отпугнуть непрошенных гостей, скорее всего своими внушительными размерами и громким звучным голосом, чем поведением.

В общем, выбирать нужную породу необходимо исходя из конкретной ситуации и возраста своих детей.

Если перечислить все болезни, которые могут передаться ребенку от собаки, то держать в своем доме это животное перехочется многим родителям. Кроме бактериальных инфекций, включая кампилобактериоз, человеку от его четвероногих друзей передаются бешенство, стригущий лишай, лептоспироз, ряд паразитарных и тому подобных довольно серьезных заболеваний.

Поэтому собаководам, имеющим детей, нужно особо тщательно следить за здоровьем взятых под опеку животных и тогда общение с ними доставит лишь радость.

Судя по отзывам владельцев, с детьми удается хорошо ладить миниатюрным пуделям и йоркширским терьерам. Терпеливо сносят детские шалости и кокер-спаниели с таксами. В общем, руководствуйтесь своим вкусом и финансовыми возможностями, а воспитание собаки и ее дрессировку доверьте профессионалам.

Ученые заметили, что положительное влияние на детей, страдающих ДЦП, синдромом Дауна и аутизмом оказывают не только дельфины, но и собаки. В медицине существует даже специальное направление – канистерапия, суть которого заключается в реабилитационном воздействии животных на организм человека.

Собаки-доктора должны быть малоаллергенны и обладать идеальным характером. Это могут быть маламуты, самоеды, голден ретриверы, ротвейлеры, спаниели, йоркширские терьеры, даже простые дворняжки, поэтому вопрос цены не будет столь уж актуален. Главное, чтобы собаки были здоровыми и добросердечными.

В качестве незаменимых помощников лучше всего зарекомендовали себя собаки пород лабрадор, ретривер и немецкая овчарка.

Выносливостью и силой обладают колли, сенбернары, ньюфаундленды, немецкие овчарки, но они слишком велики, и содержать их в тесных городских квартирах практически невозможно.

Также бережно относятся к детям и собаки помельче – спаниели, пудели, боксеры, таксы, мопсы и чау-чау.

Психологи в просьбе ребенка завести собаку находят следующие подоплеки:
— ребенку не хватает домашнего тепла;
— у малыша мало или совсем нет друзей;
— он захотел собаку, потому что собак держат его друзья.

Помимо этого, психологи рекомендуют на семейном совете обсудить и ряд таких немаловажных моментов, как:
— кто будет выгуливать собаку (если эта участь уготована для ребенка сможет ли он самостоятельно, без напоминаний, решить данную проблему);
— хватит ли средств семейного бюджета на прививки и корм для животного;
— как поступить с животным на время очередного отпуска;
— как отреагируют соседи на нового поселенца и т.д. и т.п.

В общем, придется тщательно взвесить все плюсы и минусы, и только затем принять решение, нужна ли собака ребенку или же придется обходиться без нее.

Аллергия – сугубо индивидуальная реакция и утверждения некоторых заводчиков собак о гипоаллергенности какой-либо породы может сослужить плохую службу и в каком-то конкретном случае оказаться неверным. Поэтому прежде чем брать на воспитание четвероногого друга нужно провести в его обществе хотя бы несколько часов и убедиться в отсутствии признаков аллергии.

Также нужно быть готовым и к тому, что собак, которые не линяют, в природе не существует. Линьке подвержены все животные и в определенные периоды жизни вычесывать придется даже короткошерстную собаку.

Десять лет назад в Петербурге возникла Ассоциация развития и поддержки канистерапии – направления в медицине по реабилитации больных с помощью специально обученных собак. Из разрозненных усилий отдельных энтузиастов, небольших кружков и групп сложилось сообщество психологов, неврологов, психотерапевтов, реабилитологов, педагогов, ветеринаров, социальных работников, специалистов по подготовке собак-терапевтов и собак-поводырей. Заместитель председателя Ассоциации развития и поддержки канистерапии Мальцева Мария Николаевна рассказывает о применении собак в реабилитации больных, об истории этого направления терапии, об успехах и проблемах.


– Расскажите, пожалуйста, об истории канистерапии. Что выделяет собак из числа других животных, используемых для реабилитации?

– Канистерапия старше всех других видов анимал-терапии, ею начали заниматься в европейских странах еще в 50-е годы 20-го века. В анимал-терапии применяются и другие животные: дельфины, лошади. Они тоже приносят хороший реабилитационный эффект, помогают восстановлению опорно-двигательного аппарата. Езда верхом на лошади дает активную двигательную нагрузку: требуется удержаться, сохранять равновесие, посадку. Но содержание дельфинов и лошадей обходится очень дорого, потому эти животные не так доступны как собаки.

Собаки же требуют гораздо меньших затрат на разведение и содержание, они знакомы и привычны нам с детства. По отношению к собакам выраженные фобии, например, страхи контактов, встречаются реже, чем к другим животным. Человек и собака общаются непринужденно, они тянутся друг к другу, история их дружбы уходит в века.

– При каких заболеваниях занятия с собаками могут приносить видимый успех?

– Сегодня реабилитация с помощью упражнений с собаками применяется к больным ДЦП, аутизмом, психическими расстройствами, задержкой развития, черепными травмами. Занятия канистерапией помогают при социальной адаптации людей с синдромом Дауна, психотравмах, тревожных состояниях, панических и поведенческих расстройствах. Помогают эти занятия и пожилым людям при реабилитации после перенесенного инсульта, при старческой деменции. Инструкторы и кураторы Ассоциации привозят собак в детские колонии для проведения сеансов социальной реабилитации среди трудных подростков. Собаки работают в детских домах, интернатах, домах престарелых. В ГАООРДИ – Ассоциации общественных организаций родителей детей-инвалидов, где мы ведем эту беседу, есть группы канистерапии.

– Всех ли собак можно использовать в канистерапии, не находятся ли какие-то породы под запретом?

– Как ведется подготовка собак?

– На занятия привозят совсем маленьких детей. Многие видят собаку впервые. Как складывается контакт ребенка и собаки?

– Дети сразу тянутся к собакам. В детях заложена любовь к волосяным покровам: они обожают теребить волосы на голове родителей, тискают мохнатые игрушки. Прикосновение к шерсти собаки, возня с ней доставляют ребенку радость. Собака теплая (нормальная температура тела собаки 38,5-39 градусов), она источает любовь и радость от общения с маленьким человеком. Дети это прекрасно чувствуют. Очень важно, что и собака тянется к человеку, так устроена ее природа. А наши собаки знают, что они работают и рвутся делать это хорошо.

– В чем секрет успеха канистерапии?


– Есть ли противопоказания к занятиям канистерапией?

– Противопоказания к занятиям с собаками есть, и лучше их выявить до начала занятий. У детей, да и у взрослых бывает аллергия на собачью шерсть. Это должен подтвердить аллерголог после исследований в лаборатории. Занятия противопоказаны при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, при кожных воспалениях, в случаях боязни контактов с собаками.

– Как проходят занятия канистерапией? Для каждого больного есть своя индивидуальная программа?

– Мы давно ушли от самодеятельности и следуем точным предписаниям научных разработок. При всей кажущейся простоте этой веселой возни с собаками на каждом занятии идет запланированная работа. Результат занятий фиксируется и сравнивается с методиками. В настоящее время специалисты используют 16 методик для реабилитационного воздействия при различных заболеваниях. Разработано 20 ролевых игр, способствующих поддержанию навыков движения, счета, чтения, например, у больных после инсульта. Обязательно присутствие врача на каждом занятии. Нужно учитывать, что у пациентов возникает естественная привязанность к собаке. Мы практикуем смену собак через каждые пять занятий. Упражнения различные, они кажутся несложными, но эффект достигается повторениями. Например, ребенок плохо ходит из-за нарушений опорно-двигательного аппарата. Идти самостоятельно он не может, с помощью взрослого делает неуверенные движения. Мы предлагаем ему прогуляться с собакой. Взять поводок и вести собаку по кругу. Опыт показывает, что от занятия к занятию ребенок будет двигаться все увереннее, его внимание сосредоточено на собаке, он чувствует, что собака зависит от него. Такое естественное упражнение дает эффект быстрее, чем терапия в кабинете врача, где у ребенка, повторяю, может появиться стресс от неуспехов и боязни не выполнить требования врачей и родителей.

Вот посмотрите, тяжело больная девочка надевает на голову собаки обручи разных цветов, а потом снимает их. Не поверите, но два года назад она лежала неподвижно, не поднимая головы. Сейчас девочка может сидеть, выполняет сложные для ее заболевания движения. Обратите внимание на выдержку собаки: все полчаса занятий она будет терпеливо лежать по команде инструктора.

Мы предлагаем детям расстегнуть и застегнуть ошейник, дать собаке команду голосом и жестами. Эти и многие другие приемы используются в активной реабилитации больных с различными неврологическими расстройствами. Игровые занятия дают полноценную нагрузку разным органам движения и чувств.

– Как быстро наступает реабилитация? Бывали в вашей практике неудачи?

– Ни одного случая отсутствия прогресса не было. Родителям советуем запастись терпением. Бывает, родители, настроившись на быстрый эффект, и не получив его, прекращают приводить ребенка на занятия. Этого делать нельзя. Естественные физиологические механизмы включаются в работу от занятия к занятию, малыми шажками, но в нужном направлении.

– Ваша Ассоциация держится на энтузиазме и добровольных пожертвованиях. Расскажите, какие трудности преодолевает Ассоциация, откуда приходит поддержка?

– Если коротко, то Минздрав России признает канистерапию как средство реабилитации больных. А ветнадзор вставляет палки в колеса. Ссылаются на указание о перевозке животных по территории Российской Федерации, по которому владельцу животного необходимо иметь ветеринарное свидетельство формы № 4, оформленное государственной ветеринарной службой. Абсурдно, но если следовать этим требованиям, волонтер, владелец собаки, для каждого занятия должен ее везти на ветеринарную станцию и брать справку. Но речь идет не о путешествии в другой город, а о поездке в соседний район города. Не говоря уже о том, что у наших собак имеются ветеринарные паспорта, они проходят регулярный осмотр и контроль на гельминтов. Перед каждым занятием, согласно правилам, собаку тщательно моют и перевозят в изолированной перевозке. Положа руку на сердце, неужели есть еще необходимость в справке? Кстати, о транспортных проблемах. Не все наши волонтеры и кураторы имеют личный автотранспорт. Быстрее всего в таком случае доехать на метро. Но не всегда получается. Собак-поводырей пускают в метро, а наших собак, несмотря на то, что они тоже прошли специальную дрессуру и ведут себя образцово, не пускают.

Еще одна проблема: помещения для подготовки собак. Подготовка, как было сказано, ведется долго. Приходится выпрашивать помещение то в одном месте, то в другом. А ведь каждый год 340-350 пациентов проходят с помощью наших собак курс двигательной реабилитации и нейрореабилитации. Мы даем больным эффективное, недорогое средство терапии, возвращаем людей обществу. Хотелось бы нам и от общества видеть помощь.


– Вспомните, пожалуйста, бывали в вашей практике исключительные случаи?

– Помню такой случай: детей привезли из детского дома на занятие с собаками. Среди них был мальчик пяти лет, он вставал, но ходить не мог. Мы предложили ему простое упражнение – выгул собаки на поводке. Инструктор, как обычно, поддерживал ребенка, следя за его мышечным тонусом. В конце упражнения мальчик двигался самостоятельно. На следующий день нам позвонили из детского дома и сказали, что ребенок начал ходить. Собака сняла у ребенка стресс, помогла преодолеть укоренившийся страх болезни.

Это уже другой случай: девочку двух лет сверх меры опекала мама, ловила и сажала при каждом неудачном движении. Истеричное состояние матери передавалось ребенку, ходить она не научилась. И здесь прогулка с собакой помогла. Девочка, держась за поводок, сделала шаг, упала и посмотрела на собаку. Та спокойно сидела и ждала, когда ребенок поднимется. Спокойствие собаки передалось ребенку. Девочка поднялась, сделала еще шаг, другой, и так за одно занятие она начала ходить.

Быстрые исцеления случаются при заболеваниях с четко выраженными психологическими механизмами – стресс, испуг. Собаки могут снять такие состояния за один сеанс.

– Советуете ли вы семьям, где есть дети-инвалиды, заводить собак?

Нет, таких рецептов мы не даем. Но если семья после занятий с нашими собаками сама приходит к такому решению и спрашивает нашего совета, мы говорим, да, заводите, не пожалеете.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.