Клипарты для детей с дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Музыкотерапия как стимул для развития детей с ДЦП

История музыкотерапии


Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.
Помните поговорку: "Терпение и труд все перетрут"? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение музыкой

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Работа с особыми детьми


Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.


На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Елена Ситдикова
Пластилинография — как средство коррекции детей с ДЦП

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.





Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.













Описание презентации по отдельным слайдам:

Детский церебральный паралич

История В 1860г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. У детей оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой. Литтл предположил, что эти поражения вызваны кислородным голоданием при родах.В 1897г., знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с церебральными параличами часто страдали задержкой психического развития, предположил, что причина таких глубоких поражений мозга коренится в патологии развития мозга младенца в более ранний период жизни - в период развития плода в утробе матери. Несмотря на это предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов нашего века среди врачей и ученых широко было распространено мнение, что основной причиной ДЦП являются осложнения в процессе родов. Но в 1980г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены, что осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%. И с этих пор начались обширные исследования перинатального периода жизни: с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Причины детского церебрального паралича Точная причина детского церебрального паралича еще не установлена, и хотя врачи обсуждают этот вопрос уже на протяжении нескольких десятилетий.Этот дефект принято связывать не с одним единственным заболеванием, но с целым рядом расстройств. Самые распространенные причины церебрального паралича: * Вероятность ДЦП у недоношенных младенцев гораздо выше, чем у полноценных. * Если при родах подвергся асфиксии или родовой травме. * Если после рождения ребенок не закричит в течение первых пяти минут жизни или же если произошло кровоизлияние в мозг, вероятность занесения инфекции повышается, а значит, повышается и риск возникновения ДЦП. * У близнецов или тройняшек низкий вес при рождении, что делает их уязвимыми для развития ДЦП. Вероятность возникновения ДЦП повышается во время родов при тазовом предлежании плода. Если ребенок перенес черепно- мозговую травму, менингит или кровоизлияние в мозг

Типы церебрального паралича Существуют три основных типа церебрального паралича: Спастический (spastic) -большая скованность и затруднения движения :70-80% пациентов; Атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): 10-20% пациентов; Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов. Возможен смешанный тип (из вышеуказанных).

Психические особенности Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, а также условия воспитания и обучения.

Воспитательно-образовательный процесс Часть воспитательно образовательных задач решается в ходе повседневной жизни. Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей. Форма занятий гибка и разнообразна фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так на природе проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром. Для детей младшего дошкольного возраста разработан щадящий режим, который позволяет им быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. От ребёнка, впервые попавшего в детский коллектив (новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных и физических сил. Любое заболевание в этом возрасте ведет к значительному снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и функциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья.

Проф.ориентация Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями. Это, прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк). Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты - фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно

Профилактика ЗОЖ В настоящее время есть шансы, которые дают возможность предотвратить появление церебрального паралича: тестирование и контроль за здоровьем матери во время беременности. Если резус отрицательный, необходимо провести иммунизацию в течение 72 часов после рождения, что позволит предотвратить неблагоприятные последствия несовместимости крови в последующей беременности. Если у новорожденного выявлена желтуха, то его подвергают светотерапии. Преждевременные роды -снижают степень вероятности возникновения вирусных заболеваний и других вирусных инфекций у беременных. На больных детей большое влияние оказывает повышенная радиация, употребление женщинами наркотиков и других медикаментов. Необходим контроль за больными сахарным диабетом, нужен контроль за рациональным питанием беременных женщин. Огромное значение должно уделяться созданию благоприятных условий для рождения здорового ребенка. Необходима помощь высококвалифицированных специалистов в пред родовый период, а также следует оберегать новорожденных от несчастных случаев и травм.

Вопросы по теме: Кто впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми с ДЦП? Какой психиатр обследовал детей с ДЦП? Дайте определение ДЦП Сформулируйте причины церебрального паралича? Назовите три основных типа церебрального паралича? Что вы можете сказать про психические особенности больных ДЦП? Как строится воспитательно-образовательный процесс? В какой сфере может работать человек с болезнью церебрального паралича? Какие вы знаете профилактики здорового образа жизни?

Детский церебральный паралич тяжелая и социально значимое заболевание, требующее своевременного, правильного лечения и длительной реабилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
dtsp.pptx 2.54 МБ

Подписи к слайдам:

Детский церебральный паралич Преподаватель: Казарова Татьяна Михайловна

ДЦП-собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием.

Причина любых церебральных параличей — патология в коре, подкорковых областях, в капсулах или стволе головного мозга. Принципиальное отличие ДЦП от других параличей — во времени возникновения и связанном с этим нарушении редукции позотонических рефлексов, характерных для новорождённых.

G80.9 Неуточнённая форма

Распространённость форм детского церебрального паралича спастическая тетраплегия — 2 % спастическая диплегия — 40 % гемиплегическая форма — 32 % дискинетическая форма — 10 % атаксическая форма — 15 %

Стадии детского церебрального паралича Выделяют, ориентировочно, стадии: 1. Ранняя: до 4-5 месяцев 2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет 3. Поздняя резидуальная : с 3 лет

Причины нарушение развития головного мозга хроническая внутриутробная гипоксия плода, различного генеза гипоксически -ишемические поражения головного мозга внутриутробные инфекции, особенно вирусные (чаще герпесвирусные [5]) несовместимость крови плода и матери ( Rh -конфликт и др.) с развитием гемолитической желтухи новорождённых травматические поражения головного мозга в интра - и постнатальном периоде инфекционное поражение головного мозга в постнатальном периоде токсические поражения головного мозга (отравления свинцом и др.) Ятрогенные причины Несмотря на это, не всегда возможно определить ведущую причину нарушения в каждом конкретном случае.

На ранней стадии: лечение основного заболевания, послужившего причиной развития ДЦП. санаторно-курортное лечение анималотерапия

Вакцинация при детском церебральном параличе Само по себе наличие детского церебрального паралича, в отсутствии афебрильных судорог и сопутствующих заболеваний, не является противопоказанием для проведения профилактической вакцинации.

Детский церебральный паралич у взрослых Несмотря на явный оксюморон в подобном словосочетании, данное заболевание сохраняется и после 18 лет. Подходы к терапии взрослого человека с ДЦП такие же, как и у детей в поздней резидуальной стадии.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ.

Именно в процессе музыкальной пропагандистской деятельности решаются многие задачи учебно- воспитательного процесса: изучение в достаточно большом объёме произведений разных жанров, умение мыслить.

статья о возрождении народной культуры Тарского Прииртышья на занятиях в детских объединениях.

Пример торно - теста.

Тема урока: Общая подвижностьЗадачи:Образовательная: закреплять технику выполнения поворотов, переворотов; учить комплекс упражнений корригирующей гимнастикиРазвивающая: развивать силу мышц ногВоспита.

О насилии в детских коллективах было известно уже давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме, пик которых пришелся на конец сороковых годов прошлого.

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Бабкин

3 К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода. К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голодание мозга плода во время беременности или родов, кровоизлияния в мозг на фоне кислородного голодания мозга, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др. Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. К первой группе причин (дородовые) относят инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода. К формированию детского церебрального паралича может привести: кислородное голодание мозга плода во время беременности или родов, кровоизлияния в мозг на фоне кислородного голодания мозга, недоношенность, чрезмерно высокий уровень билирубина в крови новорожденных и др. Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм. Причины возникновения детского церебрального паралича:

4 Доказано также, что к ДЦП приводит употребление алкоголя во время беременности, курение, прием наркотических и других сильнодействующих веществ, некоторых групп лекарств, антибиотиков.

5 Типы церебрального паралича: Спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения :70-80% пациентов. Атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): % пациентов. Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.

6 Формы ДЦП В настоящее время в нашей стране принята классификация ДЦП К.А. Семеновой ( ). Согласно этой классификации выделяют 5 форм ДЦП:

7 Спастическая диплегия – наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% больных ДЦП. При спастической диплегии поражены и руки, и ноги, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях. У 70-80% детей со спастической диплегией отмечают нарушения речи в форме спастико – паретической дизартрии, ЗРР, реже - моторной алалии. Нарушения психики обнаруживаются у большинства детей. Наиболее часто они проявляются в виде ЗПР. СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ

8 Такие дети могут учиться в специальных школах – интернатах для детей с НОДА, в средних общеобразовательных школах и на дому (по программе массовой школы или по индивидуальной программе). Часть детей имеют умственную отсталость разной степени тяжести. Эти дети обучаются по программе школы для умственно отсталых детей (школы 8 вида). Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций. Ребенок, страдающий спастической диплегией, может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых людей при сохранном интеллекте и достаточном развитии манипулятивной функции рук.

9 Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо ноги поражены сильнее, чем ноги. Основные клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание регидности мышц, усиливающееся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функция рук практически не развивается. ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ

11 Эта форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Правосторонний гемипарез в связи с поражением левого полушария наблюдается значительно чаще, чем левосторонний. В тяжелых случаях одностороннее ограничение спонтанных движений заметно уже в первые месяцы жизни; при легких формах симптоматика становится отчетливой к концу первого года, когда ребенок начинает активно манипулировать руками. Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками, чем здоровые. Дети начинают ходить с опозданием на один, два года. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда – укорочение пораженных конечностей. ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

12 Патология речи отмечается у 30-40% детей, чаще по типу спастико – паретической дизартрии или моторной алалии. Степень интеллектуальных нарушений вариабельна от легкой ЗПР до грубого интеллектуального дефекта Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении. Практически все дети ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Обучаемость и уровень социальной адаптации детей с этой формой ДЦП во многом определяются не тяжестью двигательных нарушений, а интеллектуальными возможностями ребенка, своевременностью и полнотой компенсации психических и речевых расстройств.

13 Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус – фактору), а так же кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У 20-25% детей имеются нарушения слуха; у 10-15% отмечаются судороги. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

14 Нарушения психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей. Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Начальное обучение детей часто осуществляется на дому по массовой, реже по вспомогательной программе. По окончании школы больные с этой формой ДЦП чаще, чем с другими формами заболевания, поступают в средние, а иногда и высшие учебные заведения.

15 При данной форме ДЦП имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов головного мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия. Сидение формируется к 1-2 годам, стояние и ходьба – к 6-8 годам и позже. Ребенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм. АТОНИЧЕСКИ – АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА

16 Расстройства координации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и овладения навыками рисования и письма. У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде ЗРР, атактической дизартрии; может иметь место алалия. При этой форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нарушений у детей с этой формой ДЦП, имеет место тяжелая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, т.к. не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

17 Среди больных с ДЦП больше рождается мальчиков: на 100 девочек около 135 мальчиков Около половины детей с ДЦП родились недоношенными Более половины детей с ДЦП страдают двусторонним спасти ческим парапарезом (поражение нижних конечностей) Почти 1/3 детей с ДЦП страдают гемиплегией (паралич мышц одной половины тела, как это часто наблюдается при инсультах у взрослых) 1 из 4 инвалидов с последствиями ДЦП страдают эпилептическим припадками (синдромом) 6 из 10 (60%) инвалидов с последствиями ДЦП обладают нормальным или исключительно высоким интеллектом Примерно у каждого третьего из 10 детей с ДЦП – серьезные проблемы, связанные с обучением 1 из 3 детей с ДЦП не могут самостоятельно передвигаться

19 Права, льготы и социальные гарантии, предоставляемые детям - инвалидам Дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите. Ниже приведены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие эту помощь, а также описаны права, льготы и гарантии, предоставляемые детям-инвалидам в Российской Федерации. Признание детей инвалидами Приказом Минздрава РСФСР от разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от шести месяцев до двух лет, от двух до пяти лет, до достижения 16-летнего возраста. Детские специальные учреждения Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. Ребенок-Инвалид помещается в него по желанию родителей. Дети раннего возраста - до четырех лет - принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

21 Четкой лечебной программы, которая подходит абсолютно всем больным детям не существует, так как проходит болезнь довольно индивидуально. Среди методов, которые используют для лечения ДЦП в восстановительном периоде следует отметить лечебную гимнастику, которая включает в себя: работу, направленную на развитие реакции на равновесие и выправление; работу, направленную на развитие функций рук, а также манипулятивной деятельности; работу, направленную на развитие моторно-зрительной координации; работу, направленную на преодоление, а также торможение не правильных положений и поз; работу, направленную на предупреждение образования вторичного неправильного двигательного стереотипа у ребенка.

22 Социальные пенсии детям-инвалидам В соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (статья 114) социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости. Кроме того, дополнительно к социальной пенсии на ребенка-инвалида выплачивается надбавка по уходу за ним, равная 2/3 минимальной пенсии по старости. К социальной пенсии по старости добавляется компенсация неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 16 лет. Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом Согласно статье 11 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьми дет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет при общем трудовом стаже не менее 15 лет. Социальная защита детей-инвалидов в области воспитания, обучения, образования Транспортные льготы Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами Социально-бытовые льготы Жилищные льготы Льготы по налогам Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

24 Дельфинотерапия Дельфинотерапия – это способ лечения с помощью ультразвуковых колебаний, которые воспроизводят самые милые существа на свете, дельфины. Звук издаваемый дельфинами воздействует на головной мозг человека и помогает избавиться от психологических проблем и проблем со здоровьем. Дельфины считывают информацию о человеке и помогают справиться с болезнями. Это один из лучших методов лечения для людей с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич – ДЦП. Общение с дельфином позволяет: -стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений; - стимулировать процесс развития личности; - восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям, переживающим одиночество или состояние дезадаптации; - через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального от реагирования; -создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом. А также выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом, и способствует речевому и сенсомоторному развитию детей с ДЦП.

25 КАК ЛЕЧАТ ДЦП? Основные методы медицинского сопровождения ДЦП: лечебная медикаментозная поддержка массаж физиотерапия Поскольку ДЦП неврологическая патология, он лечится с помощью нейролептикоков, ноотропных препаратов, регуляторов кровеобращения ЦНС и психостимуляторов. Один из синдромов ДЦП повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез.

26 Бальнеотерпия (водные занятия) В воде у детей изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Многие малыши с ДЦП сначала осваивают плавание, укрепляют мышцы, и только потом могут научиться ходить. Плавание сожжет дополняться гидромассажем для разработки мышц. Опять же, занятия на воде должны производиться специально обученными инструкторами и, желательно, в бассейнах, оборудованных специальными подъёмниками для облегчения спуска на воду больных детишек Грязелечение. Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия.

27 Иппотерапия Больные дети ездят на лошади и это приносит свои результаты, ведь при такой езде задействуются различные группы мышц. Причем мышцы осуществляют трехмерное движение, это очень важно при ДЦП. Иппотерапия часто применяется при лечении детей- инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.

29 Существуют различные методы и подходы в лечении детского церебрального паралича. Всегда, когда они применяются квалифицированными специалистами, удается достигать желаемого результата. Дети с церебральным параличом так же, как и другие дети, нуждаются в любви, заботе и поддержке; они должны иметь право на овладение определенными социальными навыками, а также возможность обрести самоуважение и веру в себя. Главная задача тех, кто работает с больным ребенком, - вырастить самостоятельного человека, способного нормально учиться и развиваться, помочь ему найти свое место в жизни, научить любить и быть любимым. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30 Список использованной литературы: 1.Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., Бадалян Л. О. Невропатология. М., Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. С-Пб, Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации ДЦП. М., Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. С-Пб., 1998 Т Семенова К. А. Детские церебральные параличи. М., Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., Ялымова Н.В. Ранняя диагностика детских церебральных параличей. М., 2004.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.